О.О. Миронов
СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ И НАСТАВНИКЕ
Статья посвящена памяти профессора И.Е. Фарбера — талантливого ученого, великолепного педагога. Его книги, публикации продолжают жить, идеи, высказанные им, опередили свое время, они актуальны и в наши дни.
Ключевые слова: профессор И.Е. Фарбер, ученый, педагог, воспитатель.
O.O. Mironov
WORD ABOUT THE TEACHER AND TUTOR
The article is dedicated to the memory of Professor I.E. Farber. He was a talented scientist, great teacher, a sensitive teacher. His books, other publications continue to live, the ideas expressed by them ahead of their time, they are made today.
Keywords: Professor I.E. Farber, a scientist, a teacher, an educator.
С годами по истечении лет осознаешь, что, несмотря на то, что в жизни было много интересных встреч и знакомств, в памяти, в сознании навечно остаются образы людей, которые оказали на тебя особое влияние, воспитывали тебя, помогали. Это, бесспорно (светлая им память), родители, друзья. Вспоминаются школьные учителя. Я родился и вырос в чудесном курортном г. Пятигорске, овеянном славой выдающегося поэта, драматурга, прозаика, художника Михаила Юрьевича Лермонтова. Многие преподаватели средней школы независимо от предмета, которому они нас обучали, неизменно вспоминали бессмертное творчество Лермонтова, так трагически и рано покинувшего этот мир. На его произведениях они воспитывали в нас благородство, чувство собственного достоинства, любовь к родине.
Но особую роль в моей жизни сыграл Исаак Ефимович Фарбер. Встреча с ним определила мою судьбу.
1959 год. Я — студент I курса Саратовского юридического института (ныне — Саратовская государственная юридическая академия). Нам, первокурсникам, все в новинку, все увлекает и захватывает, жажда знаний, неизведанного, чувства переполняют душу. Преподаватели представляются оракулами, мы ловим каждое их слово. Начинаются лекции и по теории государства и права. В аудиторию входит высокий, статный человек, олицетворяющий знания и собственное достоинство. Мы очарованы четкостью формулировок, логикой правовых понятий. Это Исаак Ефимович Фарбер, в то время кандидат юридических наук, доцент. Но даже мы, начинающие студенты видели и чувствовали его профессорское мышление. После окончания лекции студенты повторяли понятия, определения, которые впервые услышали на занятиях. Это было интересно и, как сейчас понимаю, свидетельствовало о желании учиться, познавать новое, о таланте наших преподавателей и, бесспорно, И.Е. Фарбера. У него была своеобразная манера поведения в лекционной аудитории. Он не стоял постоянно за кафедрой, покидал ее и, продолжая читать лекцию, ходил вдоль рядов наших столов, возвращался за кафедру, чтобы взять, например, том сочинений В.И. Ленина и процитировать какое-то положение, хотя знал его и мог воспроизвести по памяти. Такая манера внушала ощущение значимости того, о чем он говорил.
© Миронов Олег Орестович, 2013
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин (Современная гуманитарная академия, г. Москва).
Я тщательно конспектировал его лекции, дома обводил понятия и определения, которые он приводил, чтобы они выделялись и лучше запоминались. До сих пор сожалею, что в свое время отдал свои записи какому-то аспиранту, готовящемуся к кандидатскому экзамену по теории государства и права. Они пригодились бы мне и сейчас как методическое пособие, руководство к тому, как следует преподавать, не просто учить, а образовывать своих слушателей, хотя многие понятия и категории претерпели изменения. Однако их тоже необходимо знать, поскольку они отражают этапы развития и совершенствования правовой науки.
Наука изучает и отражает действительность, но ее главное назначение, как представляется, видеть перспективу, будущее, влияя на практику и изменяя ее.
Таковы мои студенческие воспоминания, которые постепенно переросли в преклонение перед талантом ученого и педагога И.Е. Фарбера.
Я заканчивал институт в 1963 г., но не так, как принято во всех вузах — весной, а в декабре, поскольку наш курс был экспериментальным. В него была включена почти шестимесячная производственная практика, что абсолютно оправдано и существенно помогло в практической работе.
В день сдачи последнего государственного экзамена я явился к ректору института с заявлением, в котором просил разрешить мне вместе с аспирантами в январе 1964 г. сдавать кандидатский экзамен по философии. Ректор удивился этому и сказал, что такого еще в институте не было. Я ответил: «Чтобы сдавать кандидатские экзамены, необходимо иметь высшее образование, я его сегодня получил». Разрешение было дано.
В комиссию по приему экзамена входил И.Е. Фарбер. В то время он заведовал С кафедрой государственного права. Я получил оценку «отлично». В беседе со к мной Исаак Ефимович сказал, что, по его мнению, из меня мог бы получить- £
а
ся преподаватель, и я должен заняться наукой. Он предложил мне остаться у о него на кафедре, но была середина учебного года и трудно было найти для меня | какую-либо должность. К тому же я сказал, что направлен по распределению у
а
следователем в милицию Ставропольского края и завтра отправляюсь по месту С
т
работы. Однако контакты с профессором были установлены и я, окрыленный н мечтой о работе в институте, отбыл на Северный Кавказ, в родной Пятигорск. 1
Так случай определил мою судьбу. Из милиции пришлось уволиться. 1!
В 1965 г. я стал аспирантом кафедры государственного права Саратовского е
о
юридического института, а моим научным руководителем — профессор И.Е. Фар- | бер, обладавший особой интуицией. Он внимательно присматривался к своим | ученикам и, в зависимости от их интересов, предлагал тему кандидатской дис- | сертации. Видя у своих учеников склонность к абстрактному мышлению, он • предлагал соответствующую проблематику для научного исследования. При (
9
этом Исаак Ефимович никогда не навязывал тему диссертации, он считал, что • выбор за аспирантом, которому проблема должна нравиться, увлекать его. Его § же задача лишь корректировать этот выбор, направлять его. Научная, как и общечеловеческая деликатность — это его облик, стиль его многогранной натуры.
Мне была дана тема «Субъекты советского государственного права». К тому времени уже были защищены две докторские диссертации о субъектах гражданского и административного права. Однако мою тему Исаак Ефимович определил как тему кандидатской диссертации. Будучи по специальности и по 29
призванию теоретиком права, он любил теоретические темы. Все в Советском Союзе знали, что кафедра государственного права Саратовского юридического института занимается теоритическими проблемами данной отрасли права. Известна была и школа профессора Фарбера. Именно школа, он учил аспирантов, начинающих преподавателей культуре научного творчества, научной этике. О плагиате, компиляции не могло быть и речи. Обнаружив как-то у одного из своих аспирантов-заочников, преподавателя учебного заведения МВД СССР плагиат, он от него немедленно избавился.
Школа профессора И.Е. Фарбера состояла в том, что он прививал нам, своим аспирантам, любовь к науке. Помню, как он искренне радовался, держа в руках только что вышедший журнал или сборник со своей статьей, а ему в это время было более 60 лет.
И.Е. Фарбер обучал нас всем формам учебного процесса. В годы учебы в аспирантуре я прослушал весь его лекционный курс, который он читал студентам. Мы с неизменным интересом посещали методологический семинар и педагогические чтения, которые возглавлял и вел Исаак Ефимович. Он выступал сам, а также приглашал для проведения встреч видных ученых нашего института, других высших учебных заведений Саратова. Темы были актуальны, дискуссионны и нам, молодым сотрудникам института, было полезно и интересно видеть, как полемизируют, отстаивают свои позиции в поисках истины видные ученые.
Профессор И.Е.Фарбер, готовя своих аспирантов к преподавательской деятельности, обучал их всем формам учебного процесса. Он обязывал меня быть на его семинарах, консультациях, защитах курсовых и дипломных работ. Я 13 присутствовал на экзаменах студентов, сидел рядом с ним за столом экзамена? тора. Это было интересно и познавательно. Исаак Ефимович создавал обстанов-а ку доброжелательности, требовательности и объективности. Как-то он сказал | мне: «Если тебе будет сдавать экзамен студент-заочник много старше тебя по I возрасту, будь объективен, но и немного снисходительным за то, что он в таком
1 возрасте имеет желание учиться, получить образование, приезжает на сессии».
го
| И добавил: «И не нужно ставить «двойки» беременным студенткам, у них и так
| много переживаний и сложностей».
| Он запрещал читать лекции по написанному. В своей книге «Очерки вузов-
2 ской педагогики» (Саратов: Издательство Саратовского университета, 1984) он ° написал: «Лекция — устное произведение, а не чтение вслух текста (с. 181)».
« Однако к лекции следует тщательно готовиться. Начинающий лектор должен
| написать полный ее текст, но не брать его с собой на кафедру, а составить по нему
I план и с ним выходить к слушателям. Сам Исаак Ефимович, считая лекции
° высшей формой учебного процесса и к каждой из них подходил индивидуально.
0
° Бывая у него дома и зная, что у него завтра лекция, видел книги, статьи, мате-
(Го
¿5 риалы к будущему занятию и нередко удивлялся этой тщательности, осознавая,
1 что эту лекцию, этот курс он преподает более 30 лет. В день лекции до ее начала I он на кафедре никого не принимал, не вел никаких бесед, говоря, что все после
лекции. Таким был наш учитель и наставник — собранным, ответственным, преданным своему делу.
Наука была его призванием и делом жизни. Его докторская диссертация и книга «Правосознание как форма общественного сознания» (М., 1963) демонстрируют глубину и широту его философских, социологических, правовых и иных знаний. 30 Когда в Философской энциклопедии (М., 1967. Т. 4. С. 336) появился материал о
правосознании и была указан одна из статей Исаака Ефимовича на эту тему, он был искренне рад и сказал мне: «Меня признали и философы». И.Е. Фарбер обосновал структуру правосознания с выделением правовой идеологии и правовой психологи, придавая в последней особое значение правовым чувствам, правовым эмоциям, очеловечивая тем самым право и как бы говоря законодателю, что нужно писать законы так, чтобы это не была сухая статистика, а чтобы их суть затрагивала, проникала в разум и душу человека. Недаром в древние времена юридические тексты писались в стихотворной форме.
В середине 60-х гг. прошлого века И.Е. Фарбер занялся исследованием предмета отрасли советского государственного права, предложив вместе с несколькими своими коллегами переименовать данную отрасль в конституционное право. В различных странах укоренились различные наименования и некоторые исследователи считали данную постановку вопроса терминологической. И.Е. Фарбер думал иначе. Он полагал, что термин «государственное» характеризует жесткость власти, ее примат над обществом и личностью, в то время как определение «конституционное» более соответствует демократическому социальному государству. В современной России данная отрасль права носит такое всеми признанное наименование. Прозорлив был наш учитель, он видел перспективу и умел ее научно обосновать. Он рассказывал мне, что разговаривал с людьми, далекими от юриспруденции, и спрашивал их, как лучше назвать правовые нормы, связанные с конституцией — государственным или конституционным правом. При этом он пояснял, что есть гражданское, семейное, трудовое, угловое и иные отрасли права. Ему отвечали, что все право государственное, оно же исходит от государства, его формулирует государство, поэтому то, о чем идет речь, должно именоваться «конституционным». И.Е. Фарбер искал и находил истину не только в научных дискуссиях, но и обращаясь к разуму, чувствам людей. Он много раз повторял, что для того чтобы излагать сложные вопросы понятно и доходчиво, нужно самому глубоко проникнуть в эту материю, осознать ее суть. Чем лучше знаешь проблему, тем доступнее изложишь ее другим. При этом Исаак Ефимович был мастером и сторонником четких научных формулировок, противником их выхолащивания и упрощения.
Исследуя предмет конституционного права, профессор И.Е. Фарбер отвергал всяческие попытки определить его путем перечисления тех общественных явлений, которые отражены в конституции. Он сформулировал истинно научное его понимание. Предметом конституционного права являются объективные фактические общественные отношения, складывающиеся между народом, нациями, классами и государством по поводу власти, суверенитета и свободы личности. Он назвал их конституционными. Данные сложные теоретические вопросы изложены в одной из его книг1.
Исаак Ефимович убеждал научное сообщество в том, что нормы конституции — это не столько принципы и юридические декларации, сколько правовые нормы, имеющие свои особенности. Они являются нормами прямого, непосредственного действия, хотя среди них немало таких, которые реализуются опосредованно совместно с нормами иных отраслей права. И это закономерно, поскольку конституция — это не все право, а основа правовой системы государства, откуда берут свое начало иные отрасли права, нормы которых не могут противоречить конституции.
Заслуга И.Е. Фарбера состоит в том, что он убеждал в необходимости применения норм конституции в судебной, прокурорской, следственной практике. Это, по его мнению, повышает авторитет Основного Закона государства и самой юридической практики, основывающейся на конституции страны. Данная идея находила отражение в научных работах всех членов кафедры. Он щедро делился со своими учениками мыслями, находками, новым, которое обнаруживал его пытливый ум.
Я, его аспирант, искал примеры применения норм конституции судами при вынесении решений по конкретным делам. И таких примеров даже в то время было немало, несмотря на то, что советские конституции не говорили о непосредственном действии их норм. В настоящее время эта практика широко представлена в деятельности Конституционного Суда РФ, более ограниченно в практике правоприменения иных судов. Этому следует учить начинающих юристов и опытных судей, поскольку данная работа сложна и под силу лишь квалифицированным юристам с высоким уровнем правовой культуры.
Исаак Ефимович опередил свое время. Он предвидел и убеждал в том, что многим казалось ненужным и неосуществимым, был настойчив в своей правоте и не одинок. Многие видные ученые (В.Ф. Коток, А.И. Ким, В.С. Основин, В.А. Пертцик, М.А. Шафир и др.), а также его ученики отстаивали передовые, новаторские идеи, многие из которых начинают осуществляться в наши дни.
Проблема прав человека, наряду с конституционным регулированием, суверенитетом, властью, была одной из главных в его научном творчестве. Многие его аспиранты писали диссертации о конституционных правах и свободах, § например: Личные конституционные права (А.П. Горшенев), Основные при-~ знаки конституционных прав и обязанностей советских граждан (А.П. Иванов),
сл
^ Конституционное право советских граждан на свободу слова (В.Л. Поляков),
| Развитие теории советского гражданства (А.В. Мещеряков) и др. Кандидатская
| и докторская диссертации его аспиранта Б.С. Эбзеева посвящены конституци-
| онным правам и обязанностям человека и гражданина.
° Профессор И.Е. Фарбер с большой заинтересованностью отнесся к двум
0
| международным пактам, принятым в 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН об | экономических, социальных и культурных правах, а также о гражданских и >§ политических правах. Они были созвучны его пониманию прав человека. Он | многократно обращался к ним, это делали и мы — его ученики. | В 1967 г. Исаак Ефимович опубликовал статью «Права человека, граждани-
| на и лица в социалистическом обществе»2. По его мнению, права человека — общесоциогическая категория, означающая возможность иметь определенные § социальные блага, ценности, созданные в процессе общественного развития. § Права человека существуют независимо от государственного признания, они
1 принадлежат личности изначально. По сути он присоединился к сторонникам | естественной школы права, которая не признавалась советской юридической
наукой.
Права человека, будучи закрепленными в конституции, по мнению И.Е. Фар-бера, приобретают характер конституционных прав гражданина. При вступлении в конкретные правоотношения (жилищные, семейные, трудовые и иные), они становятся правами лица, участника данного правоотношения. Проблематику 32 прав человека он развил и расширил в ряде своих работ3.
Исаак Ефимович учил нас, рассматривая права и обязанности человека, не ограничиваться лишь анализом текста, нормы конституции, закона. Необходимо знать, как и где возникла идея этого права — в философских трактатах или в реальной действительности. Так идея права на труд возникла в рабочей среде. Протесты и выступления трудящихся нередко проходили под лозунгом «Жить работая или умереть сражаясь», получая обоснование в учении социалистов-утопистов, иных ученых. Идеи других прав возникали в иной обстановке. Право, например на свободу совести, религии, выстрадано в христианстве, других религиях и получило обоснование в трудах ученых как естественное право человека. Данные положения находили отражение в правовых актах, например, неприкосновенность личности и имущества, в Великой хартии вольностей Англии 1215 г.
В эпоху буржуазных революций они получили закрепление в принятых декларациях и конституциях. В дальнейшем данные положения нашли свое место в международном праве, оказывая в свою очередь воздействие на национальное законодательство.
Профессор И.Е. Фарбер особое внимание уделял гарантиям и реализации прав и свобод. Он полагал, что недостаточно лишь записи в конституции, важно реальное осуществление, пользование теми благами, которые предусматривает Основной Закон и соответствующее отраслевое законодательство.
Он был человеком своего времени и свято верил в идеалы социализма и коммунизма, но никогда не был начетчиком, хотя ему и приходилось следовать тогдашним канонам. Он говорил мне, что его наставник в науке профессор М.С. Строгович как-то сказал, что в выступлении, в публикации следует отдавать дань традиции, процитировав классиков марксизма-ленинизма, материалы С последнего съезда партии, а потом говорить и писать по существу. к
Исаак Ефимович нередко перед тем как предложить тему диссертации аспи- £
а
ранту, публиковал по этой проблеме тезисы или статью, ждал на нее реакцию о коллег, чтобы не подвести своего ученика. Он не принимал мелкотемья, говорил | порой, что та или иная тема не диссертабельна, об этом можно написать тезисы, у
статью, но не исследование. В наше время каждый депутат и чиновник хотят, С
т
чтобы на их визитках были написаны слова «кандидат», а то и «доктор» наук, н хотя никакого отношения к науке они не имеют, но у них есть соответствующие й
5
дипломы и аттестаты. д
И.Е. Фарбер сочетал в себе талант большого ученого, опыт одаренного педагога е
о
и воспитателя. В настоящее время даже от высоких чиновников министерства й образования можно слышать, что преподавателю незачем заниматься наукой, | для этого есть научные учреждения. Его задача, особенно в негосударственных | высших учебных заведениях, продавать образовательный продукт, а воспитание • вообще не его дело. Вредные и в корне неверные рассуждения. Высококвалифи- ( цированным преподавателем может быть, если даже он и практик, только тот, ~ кто занимается научной работой, кто глубоко проник в суть преподаваемого 2 предмета. Этому учил нас профессор И.Е. Фарбер. Если этого нет, то лектор сможет лишь пересказывать учебник, чужие не всегда верные положения. Он весьма неодобрительно, если не сказать более резко, относился к тем, кто всего лишь комментировал закон, пересказывал его статьи. Таких на нашей кафедре не было. Конституцию, закон необходимо знать, цитировать их. Знание закона, умение его толковать и применять — главное в подготовке юриста. Но эти умения 33
должны, по мысли И.Е. Фарбера, формироваться на основании теоретических положений, которые указывают верный путь юридической практике.
Его педагогический дар состоял в бережном, деликатном отношении к начинающим преподавателям. Заведуя кафедрой, он должен был периодически посещать лекции преподавателей. Исаак Ефимович сказал мне, чтобы я выбрал наиболее любимую тему, преподавание которой у меня хорошо получается и за неделю предупредил его, чтобы он посетил мое занятие. Он рассматривал посещение занятия как форму обучения, помощи лектору. Профессор И.Е. Фарбер говорил о положительном, указывал на недочеты и давал рекомендации по их устранению. В этом проявился его талант наставника, педагога и воспитателя.
Данный подход разительно отличается от того, что встречается у некоторых нынешних докторов наук, заведующих кафедрами, которые устраивают внезапное посещение занятия, пытаясь уличить преподавателя в ошибках и недочетах, резко критикуя его. В ответ на такой рассказ одного из заведующего кафедрой, я привел пример из практики профессора И.Е. Фарбера. Рассказчик, по-моему, осознал пагубность своего метода.
Будучи высоконравственной личностью, Исаак Ефимович по этому критерию создавал нашу кафедру. Нечестным, непорядочным, аморальным места на ней не было. Он прощал нам небольшие шалости, считая их издержками молодости. Во всем остальном он был тверд и принципиален, мы его слегка побаивались. В то же время на заседаниях кафедры царила обстановка доброжелательности, сердечности, он сам любил пошутить, это позволялось и другим, но на первом месте всегда стояли интересы дела: научная, педагогическая, методическая, 13 воспитательная работа.
? Мне кажется, что как-то Исаак Ефимович на меня немного обиделся. На его
К вопрос, что труднее, стать мастером спорта (я в это время уже был мастером спорта | СССР по горному туризму) или написать кандидатскую диссертацию, я бодро I ответил, что, конечно, сложнее добиться звания мастера, 9 лет зимой и летом
1 в различных географических районах страны я совершал сложные и опасные
го
| горные походы и экспедиции, а написание диссертации заняло всего 3 года.
§ В настоящее время трудно формировать облик настоящего юриста. Коррупция,
| взяточничество, хищение крупных денежных сумм, нарушение прав человека
2 стали массовыми явлениями и в тех структурах, в которых придется работать ° выпускнику юридического заведения. Преподаватели должны обладать недю-£ жинными способностями педагога и воспитателя, чтобы нейтрализовать этот | негатив, готовя к практической работе честных, справедливых, бескорыстных, I законопослушных служителей фемиды, памятуя о том, что фемида и юстиция — 1 это справедливость и правосудие. Этому учил, это воспитывал Исаак Ефимович
0
° в своих учениках.
(Го
¿5 Сейчас бы он гордился своими учениками. Многие из них заняли достойное
1 место в правовой науке, некоторые, не порывая с научной и преподавательской I работой, замещают или замещали важные государственные должности. Кафедра, много лет возглавляемая им, стала разработчиком одного из проектов действующей Конституции. В 1990 г. Конституционная комиссия Съезда народных депутатов РСФСР объявила конкурс на лучший вариант проекта Основного Закона. В адрес Конституционной комиссии поступило 40 материалов, в т. ч. 38 проектов как Конституции в целом, так и отдельных глав, разделов и статей.
34 По итогам конкурса на лучший проект Конституции РСФСР вторая премия
Б.С. Эбзеев
• Фарбер Исаак Ефимович —
большой ученый, талантливый педагог, масштабная личность
была присуждена группе ученых кафедры государственного права Саратовского юридического института, первая и третья премии не присуждались, что и было отмечено Грамотой Президента России Б.Н. Ельцина 25 декабря 1990 г.
Профессор И.Е. Фарбер живет в памяти своих учеников, в сердцах тех, кто чтит его, в своих научных статьях и книгах, которые зовут к творчеству, учат проникать в суть сложных общественных и правовых явлений. Я часто говорю себе: «Все, что имею как преподаватель и научный работник, дали институтские педагоги и главным образом мой учитель и наставник Исаак Ефимович Фарбер». Большая человеческая благодарность ему и вечная память.
1 См.: Фарбер И.Е., Ржевский В.А Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967.
2 См.: Правоведение. 1967. № 1. С. 39-46.
3 См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974; Советское государственное право / под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979.
Б.С. Эбзеев
ФАРБЕР ИСААК ЕФИМОВИЧ —
БОЛЬШОЙ УЧЕНЫЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ,
МАСШТАБНАЯ ЛИЧНОСТЬ
В статье характеризуется личность профессора Фарбера Исаака Ефимовича — большого ученого, талантливого педагога, замечательного человека.
Ключевые слова: теория конституционного права, ученый, педагог, личность.
B.S. Ebzeyev
ISAAC YEFIMOVICH FARBER A GREAT SCIENTIST, A TALENTED TEACHER, A HIGH-CALIBER PERSONALITY
This article focuses on Professor Isaac Yefimovich Farber as a great scientist, a talented teacher and a high-caliber personality.
Key words: theory of constitutional law, a scientist, a teacher, a personality.
Наука не забывает тех, кто внес свою лепту в ее сокровищницу. Она требует верности и не терпит измены. Но она же способна дать своим труженикам ни с чем не сравнимую радость познания. Может быть, И.Е. Фарбер своими трудами в чем-то опередил то время, в котором он жил и творил. Но в этом и сила настоящего ученого, великое счастье которого заключается в том, что даже после физической кончины он продолжает общаться с новыми и новыми поколениями своих учеников, обогащая их теми идеями, которые сам выносил и которые столь плодотворно развивал. И именно поэтому мы, его ученики, традиционно не поминаем И.Е. Фарбера, как это принято в отношении ушедших в мир иной, а отмечаем очередной юбилей этого большого ученого и талантливого педагога.
В И.Е. Фарбере удивительным образом сочетались чувство нового и неприятие экстравагантностей современной ему юриспруденции, во многом засоренной политико-идеологическими клише, страдавшей начетничеством и склонной
© Эбзеев Борис Сафарович, 2013
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки, заслуженный юрист РФ, член Центральной избирательной комиссии РФ.