Научная статья на тему 'Фарбер исаак Ефимович — большой ученый, талантливый педагог, масштабная личность'

Фарбер исаак Ефимович — большой ученый, талантливый педагог, масштабная личность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
509
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / УЧЕНЫЙ / ПЕДАГОГ / ЛИЧНОСТЬ / THEORY OF CONSTITUTIONAL LAW / A SCIENTIST / A TEACHER / A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эбзеев Борис Сафарович

В статье характеризуется личность профессора Фарбера Исаака Ефимовича — большого ученого, талантливого педагога, замечательного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Isaac Yefimovich Farber a Great Scientist, a Talented Teacher, a High-caliber Personality

This article focuses on Professor Isaac Yefimovich Farber as a great scientist, a talented teacher and a high-caliber personality.

Текст научной работы на тему «Фарбер исаак Ефимович — большой ученый, талантливый педагог, масштабная личность»

была присуждена группе ученых кафедры государственного права Саратовского юридического института, первая и третья премии не присуждались, что и было отмечено Грамотой Президента России Б.Н. Ельцина 25 декабря 1990 г.

Профессор И.Е. Фарбер живет в памяти своих учеников, в сердцах тех, кто чтит его, в своих научных статьях и книгах, которые зовут к творчеству, учат проникать в суть сложных общественных и правовых явлений. Я часто говорю себе: «Все, что имею как преподаватель и научный работник, дали институтские педагоги и главным образом мой учитель и наставник Исаак Ефимович Фарбер». Большая человеческая благодарность ему и вечная память.

1 См.: Фарбер И.Е., Ржевский В.А Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967.

2 См.: Правоведение. 1967. № 1. С. 39-46.

3 См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974; Советское государственное право / под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979.

Б.С. Эбзеев

ФАРБЕР ИСААК ЕФИМОВИЧ —

БОЛЬШОЙ УЧЕНЫЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ,

МАСШТАБНАЯ ЛИЧНОСТЬ

В статье характеризуется личность профессора Фарбера Исаака Ефимовича — большого ученого, талантливого педагога, замечательного человека.

Ключевые слова: теория конституционного права, ученый, педагог, личность.

B.S. Ebzeyev

ISAAC YEFIMOVICH FARBER A GREAT SCIENTIST, A TALENTED TEACHER, A HIGH-CALIBER PERSONALITY

This article focuses on Professor Isaac Yefimovich Farber as a great scientist, a talented teacher and a high-caliber personality.

Key words: theory of constitutional law, a scientist, a teacher, a personality.

Наука не забывает тех, кто внес свою лепту в ее сокровищницу. Она требует верности и не терпит измены. Но она же способна дать своим труженикам ни с чем не сравнимую радость познания. Может быть, И.Е. Фарбер своими трудами в чем-то опередил то время, в котором он жил и творил. Но в этом и сила настоящего ученого, великое счастье которого заключается в том, что даже после физической кончины он продолжает общаться с новыми и новыми поколениями своих учеников, обогащая их теми идеями, которые сам выносил и которые столь плодотворно развивал. И именно поэтому мы, его ученики, традиционно не поминаем И.Е. Фарбера, как это принято в отношении ушедших в мир иной, а отмечаем очередной юбилей этого большого ученого и талантливого педагога.

В И.Е. Фарбере удивительным образом сочетались чувство нового и неприятие экстравагантностей современной ему юриспруденции, во многом засоренной политико-идеологическими клише, страдавшей начетничеством и склонной

© Эбзеев Борис Сафарович, 2013

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки, заслуженный юрист РФ, член Центральной избирательной комиссии РФ.

к комментаторству. Человек блестящей философской подготовки, он привнес этот обогащенный «матерью всех наук» взгляд в теорию права и государства и конституционное право и своими исследованиями способствовал (может быть, это главное в его научном творчестве!) гуманизации науки. Отчетливо помню, как однажды он произнес поразившую тогда меня, недавнего выпускника Саратовского юридического института, фразу, смысл которой я понял много позднее: «"Общественный договор" Руссо в некоторых отношениях значимее "Капитала" Маркса».

В самом деле, учение естественного права, внешне отвергаемое отечественной правовой доктриной, на деле совершило культурную эволюцию, постепенно приводя к убеждению в необходимости освобождаться от пут государства полицейского и утверждать государство правовое. Другое дело, что эти мечты терпели поражение в столкновении с жизнью. Недавнее прошлое, столь памятное И.Е. Фарберу, и та действительность, в которой все мы жили, оказались слишком тяжелым грузом, чтобы эти идеи могли превратиться в реальность при его жизни. Тем важнее было продолжать однажды начатую работу. Исаак Ефимович был прозорлив и среди господствовавшего скептицизма видел проблески восходящей зари нового времени. Быть может, на уровне собственного жизненного опыта и научного инстинкта, но он хорошо понимал, что общественная жизнь пусть медленно, но неумолимо идет к победе гуманистического идеала над заскорузлыми и бесконечно отставшими от потребностей нашего социального развития формами и помогал этому движению.

Исаак Ефимович Фарбер родился 17 сентября 1913 г. на Украине в семье а учителя. Рано лишившись родителей, он начал трудовую деятельность в 1928 г. ? учеником библиотекаря в г. Ростове-на-Дону. До этого беспризорничал, и улица 5 не только закалила его характер, но и научила толерантности и терпимости к | людям. С 1930 г. по 1932 г. был на комсомольской работе. С 1933 г. по 1948 г. I жизнь И.Е. Фарбера связана с деятельностью органов прокуратуры: сначала

1 стажер следователя прокуратуры г. Москвы, затем — следователь прокуратуры

го

| Калининской (ныне — Тверской) области. Тогда же встретились юная комсомол-

| ка Тоня Смирнова и Изя Фарбер, в то время, как шутила Антонина Ивановна,

| худой, долговязый, но такой же красивый, как и теперь; они прожили вместе

2 55 лет, любя и уважая друг друга. Бывая в г. Саратове, низко кланяюсь могилам ° Исаака Ефимовича и его супруги, дорогой Антонины Ивановны, к которой Исаак ж Ефимович всегда относился с большой нежностью, а мы неизменно пользовались | ее защитой и покровительством.

I Из Калининской области И.Е. Фарбер был направлен старшим следователем

1 Хабаровской краевой прокуратуры. Добросовестно трудился, был замечен и

0

° вырос до заместителя прокурора Камчатской области. Судьба уберегла его от

го

¿5 участия в борьбе против «врагов народа», но далеко не абстрактные для него

1 картины прошлого навсегда определили гуманистическую направленность | мысли Фарбера-ученого и деятельности Фарбера-преподавателя.

С первых дней Великой Отечественной войны И.Е. Фарбер находится в органах военной прокуратуры действующей армии. В 1943 г. он был демобилизован по болезни и по 1946 г. работал прокурором г. Кимры Калининской области. С 1946 г. по 1948 г. — прокурор Верхнее-Баканского района Краснодарского края. В это же время учится в ВЮЗИ, который заканчивает с отличием в 1947 г. В 36 1951 г. успешно защищает кандидатскую диссертацию, в 1963 г. — докторскую.

Всегда гордился своими учителями — выдающимися советскими учеными Сергеем Никитичем Братусем и Михаилом Соломоновичем Строговичем, которые в разные годы сыграли одинаково важную роль в его научной судьбе, и прививал это уважение своим ученикам.

С августа 1951 г. жизнь И.Е. Фарбера связана с Саратовским юридическим институтом: с 1951 г. по 1961 г. он заведует кафедрой теории государства и права; с 1963 г. по 1981 г. возглавляет кафедру государственного права; с 1981 г. до последнего дня своей жизни — профессор кафедры. Именно в этом — кафедре, науке, преподавании, учениках — Исаак Ефимович видел смысл своей жизни и деятельности.

Человек высокой духовной харизмы, блестящий аналитик, мудрый учитель, он ощущал себя наставником (и был им!) своих учеников, мы же платили ему любовью и уважением и безмерно гордились своим учителем. Пусть простит меня великодушный читатель и не примет это утверждение за нескромность: птенцы «гнезда Исаакова», как мы себя называли в аспирантской юности, — юристы хорошей школы. Он же был тем мастером, который заложил прочный фундамент, на котором зиждется теоретическая и практическая деятельность.

Исаак Ефимович передал кафедру своему, пожалуй, самому любимому и талантливому ученику — профессору В.Т. Кабышеву тогда, когда кафедра находилась на взлете. Но глубокие формационные преобразования, сказавшиеся, иногда самым причудливым образом, на всех сторонах жизни нашей страны, не обошли и кафедру. Некоторые ее члены перешли на государственную службу, другие подались в бизнес или вынуждены были уйти по разным обстоятельствам. Кафедра многое потеряла. Слава Богу, в последние годы традиции профессора ш И.Е. Фарбера не только восстанавливаются, но и развиваются, а дух научного н творчества, который был так характерен для кафедры Фарбера, торжествует. С

а

Торжествует на кафедре Фарбера — Кабышева! т

о

Настали другие времена. Коренным образом изменились государство и к

о

право. Но идеи гуманизма, свободы и прав личности, которые развивал про- о' фессор И.Е. Фарбер, не устарели, — напротив, именно теперь они оказались по- | настоящему актуальны и востребованы не только наукой права, но и социальной о практикой. нн

о

Чего греха таить, в переломные эпохи появляется множество людей, прежде Ю вполне благополучных и даже обласканных властью, которые вдруг становятся и «страдальцами за правду» и «борцами с режимом». Коммунист по убеждениям с

к

и жизненным установкам, Исаак Ефимович никогда не был диссидентом. Он ис- а

кренне верил в социалистическую идею, но был одновременно убежден и в том, Л

е

что возможно построение «социализма с человеческим лицом», и привносил | это убеждение в юриспруденцию. Он верил в силу науки и ее способность воз- • действовать на общество и именно поэтому во многом был новатором и перво- 99

о )

проходцем в различных направлениях развития отечественной юриспруденции, ^ будь то проблемы сущности права, правоприменения, правосознания как формы 3 общественного сознания и многие другие, которым он посвятил монографии как ученый, специализировавшийся на первом этапе своей научной деятельности в области теории права и государства.

В самом деле, уже в кандидатской диссертации И.Е. Фарбера обозначился принципиально новый взгляд на правореализацию. Его статья, опубликованная в журнале «Советское государство и право»1, инициировала развернувшуюся 37

дискуссию и взрыв научного интереса к этой проблеме. Прошло более пяти десятилетий и с чувством законной гордости за своего учителя могу констатировать, что и сегодня теория правореализации в своей основе зиждется на его предложениях.

Особо хочу отметить, что во второй половине 50-х гг. внимание И.Е. Фарбера сосредоточивается на методологических проблемах права. Исаак Ефимович отстаивает нормативную трактовку права. Этому посвящены его работа «О сущности права», ряд статей, опубликованных в центральных изданиях.

Парадокс? Нет, ибо именно в этот период был осуществлен демонтаж наиболее одиозных проявлений прошлого, существенно обновилось законодательство, расширились возможности прокурорского надзора, суды ориентировались на «строгое соблюдение социалистической законности». В этих условиях именно нормативная трактовка права в наибольшей степени способствовала укреплению правовых начал организации и функционирования государства, вступающего в новый этап своего развития.

Оттепель начала 60-х гг. В 1963 г. опубликована книга И.Е. Фарбера «Правосознание как форма общественного сознания» — первая фундаментальная работа по данной проблеме на советском этапе развития юриспруденции. Этой же проблеме была посвящена его докторская диссертация.

В конце того же 1963 г. И.Е. Фарбер возглавил кафедру государственного права. И каждая новая книга теперь уже Фарбера-конституционалиста также имела знаковый смысл в развитии отечественного конституционализма. Чего греха таить, в нашей юриспруденции было много начетничества и многие сде-13 лали себе имена усердным комментированием директивных документов или ? критикой «классово чуждых» идей и представлений. Да и сегодня браконьеров К на поле юриспруденции — великое множество. Только на фотографии не вальяж-| ный охотник в тирольской шляпе с пером, попирающий убитого аборигенами I зверя; теперь он одет по последней моде и держит в руках написанную кем-то I диссертацию.

го

| Да, мы жили тогда в ином не только во временном, но и социальном измере-

| нии. Тем важнее, что и в этот период каждая монография Исаака Ефимовича

| была им поистине выстрадана, каждая работа отвечала на острейшие проблемы, которые стояли не только перед юридической наукой и правоприменением, но и

° перед нашей социальной практикой. Вот почему каждая из них была событием!

« При этом даже мы, люди, посвященные в творческую лабораторию И.Е. Фар-

| бера и вхожие в нее, может быть, не до конца понимали тогда, что и само его

I развитие носило поэтапный характер. Когда Исаак Ефимович писал о сущности

1 права, когда он писал о правоприменении — это был государственник. Государ-

0

° ственник не в том пошлом понимании, сложившемся в 90-е гг. и использовавшем-

(Го

¿5 ся в качестве идеологического ярлыка, а в истинном смысле этого слова. Исаак

1 Ефимович был убежден, что сильное дееспособное государство есть непременное | условие культуры и прогресса нашего общества. Он верил в это и никогда не

ставил вопрос о тотальном демонтаже системы, но полагал, что государство и общество глубоко деформированы, и в отличие от многих видел и лекарство, способное помочь этой болезни, — права человека, выше которых государство как способ рациональной организации публичной власти не может подняться.

Другое дело (и мне приходилось с ним об этом говорить), тогда нельзя было

38

писать, что хотелось. Вспоминаю, как в 1978 г. комиссией по науке нашего

института (этим благозвучным названием в высшей школе маскировалась идеологическая цензура рукописей и проверка их авторов на политическую благонадежность) обсуждалась рукопись одной из моих работ. В заседании комиссии принимал участие и профессор И.Е. Фарбер, под редакцией которого монография должна была публиковаться. Несмотря на все наши аргументы, приговор был безапелляционен: комиссия не может рекомендовать к изданию книгу, автор которой протаскивает в отечественную правовую науку чуждые взгляды и представления.

Вот почему, обращаясь к трудам Исаака Ефимовича, необходимо вчитываться не только в текст, но и подтекст. Вспомните книгу профессора Фарбера, написанную им совместно с В.А. Ржевским2, которая по своей демократической насыщенности фундаментальности подходов и предлагавшихся авторами решений была уникальной. Уже в этой работе И.Е. Фарбер выразил мысль, что главный вопрос учения о государстве и праве, главная проблема конституционного права заключается в том, чтобы соединить принцип сильного, прочного, стабильного государства с идеей индивидуальной свободы и прав человека.

Быть может, именно в этой книге профессор И.Е. Фарбер наиболее рельефно выразил свое понимание предмета регулирования отрасли конституционного права. При этом не лишне напомнить, что полемика по этому вопросу, правда, без большого успеха, шла с 1959 г. Она выявила «узкое» и широкое понимания предмета, которые представляли соответственно профессора А.И. Лепешкин и В.Ф. Коток.

Однако в действительности эта полемика представляла собой не просто научный спор; она была отражением столкновения двух мировоззренческих по- ш зиций — системоцентризма и персоноцентризма. Что же касается И.Е. Фарбера, н его подход был принципиально иным: «Сами общественные отношения, их объ- С

а

ективное содержание — мерка для конституционного учреждения юридических т

о

норм». Отсюда — конструкция конституционных отношений как фактических к

о

отношений между классами, нациями, народом и государством по поводу власти, о' суверенитета и свободы личности. Они-то, считал И.Е. Фарбер, и составляют уа предмет конституционного регулирования. Тем самым в этом подходе, пусть им- о

плицитно, но уже содержалось отрицание гипертрофированных представлений нн

о

о соотношении коллективного (государство) и индивидуального (личность) начал Ю в организации социума, а в конституционно-правовой науке утверждалась идея и взаимной ответственности человека и общества. с

__к

При этом общество высвобождалось из пут прошлого, поэтому Исаак Ефи- а

мович считал своим долгом акцентировать внимание на личности и ее правах. Л

е

В этой связи для всей нашей юриспруденции особое значение также имела его | статья «Права человека, гражданина и лица в социалистическом обществе», • опубликованная в журнале «Правоведение» в 1967 г. Она была воспринята 99

0 о )

наукой и сыграла большую роль в становлении развиваемого кафедрой научного ^ направления. 3

Прошло много лет, произошли глубочайшие преобразования во всех сферах жизни нашего общества, а идеи И.Е. Фарбера оказались настолько востребованы самой жизнью, что мы и сегодня, сверяясь с ними, корректируем свои взгляды и позиции.

Вот почему упомянутые работы стали знаковыми в научной деятельности И.Е. Фарбера. Они сыграли чрезвычайно важную роль и в развитии отечественного 39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конституционного права. В науку пришла молодежь, воспитанная на новых идеях. И не случайно именно на кафедре профессора Фарбера и именно под его влиянием сложилось научное направление, посвященное исследованию прав человека. Практически все ученики Исаака Ефимовича в большей либо в меньшей степени неизменно обращались к проблемам прав и свобод. Многие из нас обращались и к проблеме обязанностей человека и гражданина, что вовсе не было чуждо творчеству Фарбера, учившего нас, что обязанности — столь же необходимый элемент конституционного статуса личности, как и права.

Хотелось бы, однако, подчеркнуть, что идея прав человека вызывала у Исаака Ефимовича очень глубокие, может быть, иногда мучительные размышления, имевшие мировоззренческий характер. Еще раз оговорюсь, что я бы не посмел назвать профессора Фарбера либералом в обычном, нередко весьма примитивном понимании: «Меньше государства — больше индивидуальной свободы». Исаак Ефимович никогда не отождествлял индивидуализм и индивидуальность; для него это были противоположные понятия. Ни по воспитанию, ни по научным взглядам он не принимал того, что называется индивидуализмом, ибо прекрасно понимал значение коллективного начала в организации и жизнедеятельности социума, в котором, однако, в полной мере гарантированы индивидуальность и права личности.

Научное наследие юбиляра убеждает, что в таком подходе не было и нет противоречия. В частности, на мое становление в науке огромное влияние оказала статья Исаака Ефимовича, посвященная проблемам народного суверенитета, опубликованная в одном из научных сборников, издававшихся в Сибири. Эта статья, насыщенная множеством смелых идей и новаторских решений, не устарела и по сей день. Именно в ней Фарбер наиболее рельефно выразил свое видение роли и значения коллективного начала — народного суверенитета, воплощаемого в государстве, — в организации и функционировании социума. Народу принадлежит первичная власть. Что касается государства, его органов и должностных лиц, то они имеют лишь право на власть. Не просматриваются ли эти мотивы в действующей Конституции РФ?!

Немного позднее, в 1974 г., Исаак Ефимович написал фундаментальный труд «Свобода и права человека в Советском государстве». С одной стороны, свобода и права человека, с другой — государство. Именно в этой книге И.Е. Фарбер четко уловил и описал диалектику индивидуального и социального в организации и жизнедеятельности социума, общества в целом и различных коллективных объединений. Это была не всеми замеченная революция в методологии юридической науки. Вспомните Г.В. Плеханова и его труд о развитии монистического взгляда на историю. Во многом именно благодаря этому выдающемуся философу в отечественной социальной науке утвердился социомонизм, который требовал постановки вопроса: либо персоноцентризм, либо системоцентризм. Уже в те отдаленные времена И.Е. Фарбер протестовал против такого однобокого подхода и неизменно учил этому нас, своих учеников. Не персоноцентризм или системо-центризм, а баланс общественного, социального и личного, индивидуального, т. е. социальная солидарность и плюралистический метод решения научных и социальных проблем.

Весьма рельефно этот новаторский, по существу революционный в методологическом отношении, подход был выражен Фарбером в учебнике «Советское государственное право», подготовленном совместно со своими учениками

В.Т. Кабышевым и О.О. Мироновым в 1979 г. Уместно подчеркнуть, что «государственное право» и «конституционное право» были для Исаака Ефимовича не просто различными терминами, обозначавшими одно и то же явление, за ними скрывались различные мировоззренческие позиции. Отсюда — его видение предмета конституционного права, отказ от гипертрофированных представлений о классовой природе государства и права, разработка концепции прямого действия Конституции и многое др. Может быть, именно в этом — в методологии конституционного строительства государства и в определении места в нем человека состоит огромный вклад Фарбера в развитие отечественной правовой и социальной мысли.

Исаак Ефимович внешне был суров, но в действительности за этой маской суровости стоял позитивный и доброжелательный человек. Может быть, именно поэтому многие аспиранты, специализировавшиеся в иных отраслях юриспруденции, приходили к И.Е. Фарберу за советом или консультацией, и не было случая, чтобы у него не было желания или не хватило времени для общения с ними. Он был одинаково ровен и уважителен и с юным аспирантом, и с молодым преподавателем, и с маститым профессором. Не терпел, однако, расхлябанности и малейшего отклонения от неписаного, но свято чтимого им кодекса преподавательской этики. Хорошо помню себя 23-летнего, забежавшего в последнюю минуту на кафедру, чтобы снять куртку и бежать на лекцию, прочитать которую мне было поручено. И.Е. Фарбер был в это время увлечен вузовской педагогикой и делился своими замыслами с профессором В.М. Манохиным. И произнес слова, запечатлевшиеся в моей памяти: «Лекции преподавателя, опаздывающего на занятия, пахнут потом». с

Исаак Ефимович был человеком с большим сердцем, которое вмещало всех к нас. Книга «Очерки вузовской педагогики» Фарбера, синтезировавшая высо- р

а

кую науку и огромный личный педагогический опыт автора, и сегодня должна °

о

быть настольной книгой преподавателя юридического вуза. Много лет профес- |

сор И.Е. Фарбер руководил семинаром «Педагогические чтения». В.В. Козлов, У

В.М. Манохин, В.И. Новоселов, Н.И. Химичева, Ю.Х. Калмыков, Н.И. Матузов, с

В.А. Тархов — выдающиеся педагоги — делились с нами секретами мастерства, н формируя ту связь разных поколений преподавателей и замечательную ауру I

творчества, которая характерна для саратовской юридической школы. |

д

Сам же И.Е. Фарбер был великолепен. Обилие знаний, математическая точ- е

ность языка, логичность и отточенность каждой фразы, уважение к слушателям |

делали его лекции и выступления необычайно популярными. Бесконечно благо- |

дарен судьбе, давшей мне возможность, еще будучи студентом, в 1968 г., встретить и

этого человека. Помню его первую лекцию, которая во многом определила мой •

человеческий и профессиональный выбор. Помню и свое первое впечатление о (

9

нем: высокий, мощного телосложения человек, одетый с изяществом старого ~ интеллигента. Негромкий, чуть глуховатый голос, скуп на жесты, никаких 3 внешних эффектов, но перед нами развернулась картина безграничной красоты науки, которой он верно служил. Исаак Ефимович не учил нас готовым истинам и не предлагал готовых решений, он учил нас познавать их.

1 См.: Фарбер И.Е. О применении норм советского социалистического права // Советское государство и право. 1954. № 4. С. 15-26.

2 См.: Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.