ИНФОРМАЦИЯ
В.Т. Кабышев, Т.В. Заметина, Т.М. Пряхина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО:
ОПЫТ И ИННОВАЦИИ. ПАМЯТИ И.Е. ФАРБЕРА
(КРАТКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ
МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ)
В статье дан обзор материалов Межвузовской научно-методической конференции «Педагогическое мастерство: опыт и инновации», которая состоялась в Саратовской государственной юридической академии 26 февраля 2015 г. и была посвящена памяти профессора И.Е.Фарбера.
Ключевые слова: научно-методическая конференция; юридическое образование; конституционное право; И.Е. Фарбер, научная школа.
V.T. Kabyshev, T.V. Zametina, T.M. Priakhina
PEDAGOGICAL WORKMANSHIP: EXPERIENCE AND INNOVATIONS. TO THE MEMORY OF I.E. FARBER (SHORT REVIEW OF THE MATERIALS OF INTERUNIVERSITY CONFERENCE)
The article gives the review of the materials of the Interuniversity scientific and methodological conference "Pedagogical workmanship: experience and innovations. To the memory of I.E. Farber (short review of the materials of Interuniversity conference)", which took place at the Saratov State Law Academy February 26, 2015 and was devoted to the memory of the professor I.E. Farber.
Keywords: scientific and methodological conference, legal education, constitutional law, I.E. Farber, scientific school.
26 февраля 2015 г. в Саратовской государственной юридической академии состоялась Межвузовская научно-методическая конференция «Педагогическое мастерство: опыт и инновации», посвященная памяти профессора Фарбера Исаака Ефимовича. В ее работе приняли участие преподаватели, аспиранты,
§ © Кабышев Владимир Терентьевич, 2015
^ Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного
1 права, заслуженный деятель науки Российской Федерации (Саратовская государственная юридическая
S академия»); e-mail: [email protected]
m
© Заметина Тамара Владимировна, 2015
Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Пряхина Татьяна Михайловна, 2015
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин (Юридический институт ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»); e-mail:doktrina2005@ 254 yandex.ru
В.Т. Кабышев, Т.В. Заметина, Т.М. Пряхина • Педагогическое мастерство: опыт и инновации. Памяти И.Е. Фарбера
студенты ведущих вузов Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Пятигорска, Ульяновска, представители государственных структур: Конституционного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ. Открыл заседание проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук, доцент С.А. Белоусов. С приветственными словами к участникам конференции от имени ректора Саратовской государственной юридической академии доктора социологических наук, профессора Сергея Борисовича Суровова обратился первый проректор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат исторических наук, доцент Сергей Николаевич Туманов.
В ходе работы конференции с докладами выступили опытные педагоги, видные ученые, успешно реализующие свой научный талант в сфере государственного строительства, внедряющие конституционные ценности и идеалы в практику государственной и общественной жизни.
Профессор Владимир Терентьевич Кабышев, который на протяжении многих лет поддерживает высокую планку педагогического мастерства, заданную титанами науки поколения И.Е. Фарбера, готовит молодых ученых, преподавателей саратовской школы конституционного права, обратился к коллегам с проникновенной речью, в которой отразил жизненный путь Исаака Ефимовича, яркого представителя поколения фронтовиков, поколения победителей, Гражданина с большой буквы. В.Т. Кабышев в своей речи нарисовал яркий портрет Учителя, Ученого, Гражданина, Патриота - Исаака Ефимовича Фарбера. Это была колоритная, яркая натура во всех отношениях. Высокий, статный, красивый, в очках с внимательным, пытливым, умным взглядом, Исаак Ефимович буквально т
н
притягивал к себе студентов, педагогов, работников государственного аппарата. С Каждое его выступление было как «мощная зазубрина на огромной горе». В его | взгляде сквозила живая мысль. к
Он был дитя своего времени - ХХ в., трагического, героического, противоре- г
о
чивого и понимал, что такое свобода и права человека. Д
В своем докладе «Педагогическое мастерство профессора И.Е. Фарбера как т
в
конституционная ценность: уроки прошлого и будущего» В.Т. Кабышев об- нн
о
ратил внимание на то, что научный талант Учителя, его энциклопедическая образованность, разносторонние интересы, эрудированность, помноженные на д
и
трудолюбие, позволили Исааку Ефимовичу стать флагманом государствоведения, с
к
опередить свое время и оставить нам бесценное научное наследие - фундамент и а источник новых идей и подходов к изучению государственно-правовых явлений. | Без преувеличения можно сказать, отметил В.Т. Кабышев, что в науке он сделал ии столько, сколько не смогли сделать целые коллективы вузовских кафедр. Идеи, № разработанные в трудах И.Е. Фарбера, актуальны и сегодня. В ряду блестящих 1
О
научных и методологических работ профессора И.Е. Фарбера особое место за- ~ нимает монография «Очерки вузовской педагогики»1. Ее архиактуальность воз- 5 растает с каждым годом. И сейчас злободневны мысли И.Е. Фарбера о модели юриста (его непременная черта - уважение к правам человека, его свободе, чести и достоинству). Юрист обладает большой властью. Это власть народа, врученная ему законом, и она должна использоваться только в интересах народа. Исходя из этого он определял главные задачи юриста: знать и уважать закон, уметь правильно его толковать и применять. Отсюда следует, что юрист должен об- 255
ИНФОРМАЦИЯ
ладать следующими необходимыми качествами: законопослушанием, чувством законности и ответственности. Этим идеям Исаак Ефимович был верен всю свою сознательную жизнь. Его личные качества, увлеченность наукой и педагогикой привлекали к нему молодежь. В современных условиях, когда появились Интернет, айфоны, гаджеты и т.д., исключительную актуальность, как отметил В.Т. Кабышев, приобретает проблема пробуждения интереса у студента к чтению литературных источников по конкретному предмету, прежде всего к книге, а следовательно, к учебе.
В этом смысле советы профессора И.Е. Фарбера особенно ценны. «Голова студента не сосуд, - писал он, - который надо наполнять, а факел, который надо зажечь. В студенческой группе должен поддерживаться климат горения, научного поиска, жажды знаний» (выделено нами. - В.К., Т.З., Т.П.))2.
Многие его ученики столь же самоотверженно служат науке, стоят на страже конституционных ценностей и идеалов, передают их, как эстафету, будущим юристам, поколению современных студентов.
Это настоящее счастье, что на нашем пути встретился такой огромной души, обаяния, искрометного ума человек, давший нам путевку в жизнь.
Мы - его ученики, и, безусловно, лично я, безмерно благодарны своему Учителю за те уроки, советы, мысли, которые он подарил нам, привил, воспитал в нас преданность науке Права, уважение к студенту и творчеству.
Можно быть педагогом по должности, а можно им быть от Бога. Профессор И.Е. Фарбер был педагогом от Бога.
Настрой конференции был определен посланием, с которым обратился к й научному сообществу, собравшемуся в стенах Саратовской государственной д юридической академии, доктор юридических наук, профессор, судья высшего ™ квалификационного класса, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный | юрист РФ, член Центральной избирательной комиссии РФ, председатель экс-| пертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образо-| вания и науки РФ по праву Борис Сафарович Эбзеев. О педагогической дея-° тельности как высоком искусстве, наполняющем жизнь каждого подлинного
0
| ученого глубоким смыслом, ему позволил говорить жизненный путь Учителя и | доброго наставника — Исаака Ефимовича Фарбера. Нет человека в российской >§ научной среде, который не разделял бы мнение Б.С. Эбзеева. По прошествии | времени особенно отчетливо проявляется масштаб личности Исаака Ефимови-| ча, в которой органично сочетались талант выдающегося ученого, организатора & науки и юридического образования и педагога. Мастер слова, Исаак Ефимович '§ проникал не только в сознание, но и душу своих слушателей. О самым сложных ё проблемах науки и социальной практики он умел говорить доступно, открывая § перед нами бесконечно интересный мир науки. Речь нашего Учителя отлича-
1 лась логикой, выверенностью каждого слова и той от сердца идущей страстью, | которая покоряла нас, навсегда обращая в великую веру в силу науки, которой
он так верно служил. Мы забывали о времени и только пронзительный звонок вырывал нас из поиска ответов на вопросы, которые в течение многих столетий волнуют человечество: власть, суверенитет, свобода личности. Музыка этих слов, которую так превосходно играл Исаак Ефимович, завораживала и подвигала на творчество. Воистину мы были для него не сосудом, который нужно 256 наполнить, а факелом, который надо зажечь. Выдающуюся роль в становлении
вузовских преподавателей моего поколения сыграл методологический семинар «Педагогические чтения», которым руководил профессор И.Е. Фарбер. Тон этому семинару неизменно задавал наш дорогой Исаак Ефимович. Он учил нас не ремеслу, а высокому искусству педагогики, в котором синтезируется свет науки. Возможно, именно этот семинар подвиг его на написание труда «Очерки вузовской педагогики», явившегося сплавом отечественной науки, педагогической практики и огромного личного опыта человека, который отдал работе в родном вузе 36 лет. Благодаря его стараниям была создана саратовская школа конституционного права, которую сегодня в стране и за рубежом знают как школу Фарбера-Кабышева и которая активно развивает изначально составлявшие ее основание принципы гуманизма, свободы и прав человека. Жизнь Исаака Ефимовича была наполнена глубоким смыслом. Этот смысл продолжает питать его учеников и новые поколения читателей.
Глубокое по содержанию и блестящее по форме, видеообращение доктора юридических наук, профессора, судьи Конституционного Суда РФ, заслуженного юриста РФ, заслуженного деятеля науки РФ, заведующего кафедрой муниципального и природоохранного права Южного федерального университета, профессора кафедры государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного университета Николая Семеновича Бондаря «Правовая педагогика в конституционном измерении (памяти И.Е. Фарбера как великого педагога)» буквально приковало к себе внимание участников конференции. Н.С. Бондарь отметил: «Исаак Ефимович Фарбер - признанный классик отечественного конституционализма, один из основоположников правовой педагогики. Его особая заслуга состоит в том, что он придал правовой педагогике е конституционное измерение. Именно И.Е. Фарберу принадлежит авторство в обо- и сновании конституционных основ модели юриста. Как никогда актуально звучат а слова И.Е. Фарбера о том, что юрист должен быть специалистом с высоким уров- о нем правосознания и широким гуманитарным образованием. Юридические вузы к должны формировать не должностное, а широкое профессионально-этическое мышление. Педагогическая аксиома состоит в том, что, обучая молодое поколе- 1 ние, надо самим не разучиться учиться. Педагогическая максима - воспитать в
е
учеников у которых в дальнейшем Вы сможете учиться сами». но
Видеосвязь была установлена с г. Пятигорском, где на кафедре конституци- ю
"О
онного и административного права в филиале Северо-Кавказского федерально- |
го университета трудится ученик И.Е. Фарбера, кандидат юридических наук, к
доцент Александр Викторович Мещеряков. В своем выступлении «К вопросу а
сочетания традиций и инноваций в преподавании конституционного права е
России» А.В.Мещеряков сосредоточился на роли и значении юридического об- и
разования на современном этапе развития России. Модернизация отечественного №
юридического образования подразумевает необходимость внедрения новых, более 1
О
эффективных форм и методик в преподавании конституционного права, т.к. его ) изучение имеет определяющее значение в формировании конституционной мо- 5 дели современного юриста. Но последнее, отметил А.В. Мещеряков, может быть успешно реализовано только при условии разумного сочетания и сбалансированности в преподавании курса конституционного права России уже устоявшихся, общепризнанных традиций и апробированных практикой инновационных форм и методик, которыми так богата саратовская школа конституционного права, основателем которой стал выдающийся ученый и педагог И.Е. Фарбер. 257
Новаторский подход к вузовской лекции в эпоху Интернета предложил доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной политологии Саратовской государственной юридической академии Александр Иванович Демидов. Он наглядно продемонстрировал перспективы методики чтения лекций с использованием интернет-ресурсов, повышения информативных возможностей освоения лекционных курсов.
Профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Московского городского педагогического университета Пряхина Татьяна Михайловна сделала научный доклад по теме «Современные проблемы преподавания конституционного права». В своем выступлении она подчеркнула значение личности педагога, образцом которого для многих стал профессор И.Е. Фарбер. Новаторский дух, научная смелость, прозорливость, глубина творческой мысли сделали И.Е. Фарбера первопроходцем отечественной государственно-правовой науки и педагогической практики. Исаак Ефимович заложил многие славные традиции, которым следуют его ученики и в т.ч. традиции многообразия форм изучения юридических дисциплин.
С ярким и запоминающимся докладом на тему «Практический элемент в обучении юриста: проблемы внедрения» выступила доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Саратовского государственного университета Галина Николаевна Комкова, которая поделилась опытом внедрения практического элемента в обучении будущих юристов, который позволяют юридическому факультету выпускать специалистов, востребованных работодателями, поскольку они обладают не только фундаментальными знаниями в области юриспруденции, но и практическими навыками правоприменения. Она подчеркнула, что современная рыночная экономика ставит задачу адаптации учебного процесса к ситуации, сложившейся на рынке труда, формирования тех специальных компетенций у выпускника, которые помогут ему в трудоустройстве. Внедрение практического элемента обучения происходит по нескольким направлениям: во-первых, это превалирование практических заданий над традиционными теоретическими в ходе проведения учебных занятий; во-вторых, эффективное использование различных видов практик, в т.ч. при работе в юридической клинике; в-третьих, широкое привлечение работодателей к учебному процессу в вузе. Максимальное внедрение практического элемента в обучение юриста - это насущная потребность современного высшего образования, поскольку позволяет подготовить для рынка труда специалиста, который может сразу после окончания высшего учебного заведения заниматься юридической практикой.
Прикладной аспект подготовки будущих юристов получил развитие в выступлении доктора юридических наук, профессора, декана юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета Мамонова Вадима Васильевича, который поделился опытом внедрения в учебный процесс прикладных методик обучения.
Ценная информация была представлена кандидатом социологических наук, доцентом Саратовской государственной юридической академии Кузнецовой Ириной Олеговной. Обобщив материалы социологических исследований студентов-первокурсников Академии, она представила вниманию собравшихся приоритеты студенчества, выраженные в их ценностных установках и жизненных ориен-
тирах. Бесспорно, ориентация на социальный запрос самих студентов в сфере образования позволит установить эффективный диалог между преподавателями и обучающимися.
Заведующая кафедрой конституционного и международного права Поволжского института управления, доктор юридических наук Джамиля Сей-фаддиновна Велиева поделилась опытом освещения спорных, неоднозначных вопросов, возникающих в ходе преподавания конституционного права России.
Профессор кафедры конституционного и международного права Саратовской государственной юридической академии, доктор юридических наук Тамара Владимировна Заметина обратилась к вопросу внедрения методик опережающего обучения, целью которых является формирование способности специалистов самостоятельно приобретать необходимые знания и умения, оперативно решать стоящие перед ним сложные задачи, в частности, необходимости расширения сферы использования в преподавании тренинговых и игровых технологий, проблемного и программированного обучения.
Директор Института магистратуры Саратовской государственной юридической академии, доктор юридических наук Людмила Геннадьевна Шапиро поделилась опытом повышения качества подготовки магистрантов.
Старший преподаватель кафедры административного и финансового права Поволжского кооперативного института Игорь Александрович Зырянов подчеркнул значение Конституции РФ и решений Конституционного Суда РФ в методологии преподавания правовых дисциплин.
Сегодня высшее профессиональное юридическое образование становится мощным фактором преобразования социальной действительности, приближения ее к параметрам правового государства. Материалы конференции позволили представить образование не только как особую сферу жизнедеятельности общества и государства, в которой совершенствуется передача и воспроизводство знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и как фактор формирования характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации. Стратегическое значение высшего профессионального юридического образования требует совершенствования подготовки квалифицированных юристов, готовых отстаивать конституционные ценности, стоять на страже закона, обеспечивать права человека, самоотверженно защищать национальные интересы России.
1 См.: Фарбер И.Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984.
2 См.: Там же. С. 97.