А. П. Панов*
«Скрытые» конституционные обязанности граждан Российской Федерации
В статье речь идет об изучении «скрытых» конституционных обязанностей граждан России. В качестве таковых рассматриваются обязанности, исходящие из содержания конституционных запретов. Исследуются особенности таких обязанностей, формы их реализации. Конкретизируется состав «скрытых» конституционных обязанностей гражданина.
Article is devoted to studying of the "hidden" constitutional duties of citizens of Russia. As "hidden" the duties following from the maintenance of the constitutional ban are considered. Features of such duties, forms of their realization are investigated. The list of the "hidden" constitutional duties of the citizen is concretized.
Ключевые слова: конституционный, обязанность, реализация, гражданин.
Key words: constitutional, duty, realization, citizen.
Ученые, обращающиеся к проблематике конституционных обязанностей, часто отмечают «дисбаланс» между правами и обязанностями, закрепленными в Основном Законе. Действительно, на фоне внушающего уважение перечня прав и свобод человека и гражданина объем прямо закрепленных в Конституции России обязанностей несравненно более скромен и теряется в «тени» прав.
Однако видимость часто бывает обманчива. Можно ли вести речь о том, что законодатель ограничился перечислением в тексте Конституции нескольких позитивно сформулированных обязанностей, посчитав, что этого будет вполне достаточно для успешного регулирования общественных отношений? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к понятию и формам реализации конституционной обязанности гражданина.
Существует несколько подходов к определению понятия юридической обязанности. Некоторые авторы раскрывают понятие юридической
* Ассистент кафедры таможенного, административного и финансового права юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.
208
обязанности, используя категорию «должное», указывая, что такая обязанность - это требуемые законом вид и мера должного поведения лица1.
При этом, если обратиться к словарям русского языка, можно увидеть, что слово «должное» означает «такое как нужно, подобающее, соответствующее»2.
Соответственно, под «должным» поведением личности понимается то поведение, которое признано полезным государством и обществом. Именно в силу указанной полезности соответствующее «должное» поведение находит свое выражение в законодательстве России.
Вышеназванный подход к определению понятия юридической обязанности не является единственным. Некоторые авторы предлагают определять юридическую обязанность, оперируя категорией «необходимость»3, и, соответственно, понимать под такой обязанностью меру необходимого
4
поведения лица, призванного удовлетворить интересы управомоченного . При этом нельзя вести речь о том, что названные подходы взаимоисключают друг друга.
Как справедливо отмечает Б.С. Эбзеев, между подходами к раскрытию понятия юридической обязанности через категорию необходимого и категорию должного нет непреодолимого противоречия. Первый из них делает ударение на объективной обусловленности обязанностей человека и гражданина с точки зрения организации и функционирования общества и его прогресса, второй акцентирует внимание на самом носителе обязанностей5.
Несмотря на различия в подходах к определению юридической (и, в частности, конституционной обязанности), большинство авторов сходятся в одном: такая обязанность всегда выражает государственную волю и ука-
1 См., например: Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961. С. 226; Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности (теорет. вопр.). М., 1968. С. 71.
2 См., например: Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1986. С. 149; Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1981-1984. Т.1. С. 126.
3 См., например: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 11; Кече-кьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. С. 60; Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 316; Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980. С. 158; Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 140; См.: Матузов Н.И., Семенеко Б. М. Исследование проблемы юридических обязанностей граждан СССР // Сов. гос-во и право. 1980. № 12. С. 34.
4 См. об этом подробнее: Панов А.П. Система конституционных обязанностей
граждан Российской Федерации: моногр. Саратов, 2012.
5 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учеб. для вузов / под ред. О.И. Тиунова. М., 2005. С. 284.
209
зывает гражданину тот вариант поведения, который в сложившихся условиях в наибольшей степени удовлетворяет государственным и общественным потребностям.
В рамках данной статьи предлагается понимать под конституционной обязанностью продиктованную реалиями общественного развития государственно целесообразную необходимость должного поведения личности, закрепленную на конституционном уровне в целях наиболее полного и последовательного воплощения в жизнь идеалов демократического общества и правового государства. Если субъективное право - всегда выразитель индивидуальных интересов, то юридическая (в данном случае конституционная) обязанность всегда призвана выражать интересы общества и государства, что, однако, вовсе не означает ее автоматическое противопоставление интересам личности.
Итак, конституционная обязанность - это необходимость определенного поведения личности. В приведенном выше определении, такое поведение охватывается категорией «должное». Осуществление названного поведения на практике и представляет собой непосредственную реализацию конституционной обязанности.
Представляется при этом, что гражданин может реализовать обязанность как своими активными действиями (например, уплатить налог), так и воздержанием от порицаемых государством и обществом действий. Действительно, в ряде положений Основного Закона речь идет о запрещении определенного поведения. К примеру, предусмотренная ч. 2 ст. 17 Конституции России норма фактически запрещает гражданину при осуществлении своих прав и свобод нарушать права и свободы других лиц.
Что представляет собой запрет в правовом смысле? Согласно позиции С.С. Алексеева, которую мы всецело поддерживаем, «запреты призваны утвердить, возвести в ранг неприкосновенного, незыблемого то, что есть, - существующие господствующие порядки и отношения. И потому с регулятивной стороны они выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания, т. е. в обязанностях воздерживаться от совершения действий известного рода»6. Сложно спорить с тем, что юридическое запрещение определенного действия - это всегда возложение на субъекта-адресата обязанности это действие не совершать. Соответственно, всякий запрет - есть обязанность, хотя и не каждая обязанность - запрет.
6 См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 46.
Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что юридическая обязанность (в том числе и конституционная) может существовать в двух формах: одна из них предполагает побуждение индивида к совершению некоего государственно полезного действия («активная»); другая - побуждение к воздержанию от действий, способных нанести вред государству и обществу («пассивная»). Классификация обязанностей, предполагающая их разделение на так называемые «активные» и «пассивные», не нова, однако при рассмотрении конституционных обязанностей о второй категории почему-то часто забывают.
Если рассматривать предусмотренные Основным Законом обязанности с учетом приведенной классификации, можно увидеть, что законодатель отнюдь не был столь «скуп» в отношении их закрепления, как это может показаться на первый взгляд. В частности, наряду с позитивно сформулированными обязанностями (защищать Отечество, платить законно установленные налоги, сборы и т. д.), имеется значительный объем обязанностей, закрепленных в форме негативных формулировок, т. е. запретов. В частности, в качестве таких обязанностей можно выделить:
- обязанность воздерживаться от создания и участия в деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).
В отличие от так называемых «активных» обязанностей, требующих от гражданина совершения определенных действий по их исполнению, указанная обязанность состоит в воздержании от производства действий, которые, по мнению законодателя, могут привести к негативным последствиям для общества и государства, т. е. является обязанностью «пассивной». Таким образом, реализация названной обязанности осуществляется в форме соблюдения нормы, содержащейся в ч. 5 ст. 13 Основного Закона, т. е. в воздержании от совершения действий, направленных на создание соответствующего общественного объединения (например, от инициирования созыва съезда или общего собрания, на котором принимается устав общественного объединения, от формирования руководящих и иных органов общественного объединения и т. д.), а также участие в деятельности такого общественного объединения (например, совершение действий по претворению в жизнь целей объединения и т. п.);
- обязанность воздерживаться от применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ч. 2 ст. 21).
Гражданин Российской Федерации обязан не совершать действий, которые могут быть определены как пытка, насилие, либо жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение по отношению к другому человеку. При этом одним из факторов, негативно влияющих на эффективность реализации данной обязанности, выступает некоторая «размытость» границ определений пытки и унижающего достоинство обращения;
- обязанность воздерживаться от пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду; от пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29).
Эта обязанность закономерно следует из содержания запрета, выраженного в ч. 2 ст. 29 Конституции России. Положения указанной нормы соответствуют общим установлениям Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 1, 2), Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. (ч. 3 ст. 19; ч. 2 ст. 20); Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.7 и других международных актов.
Как справедливо отмечает Г.Н. Комкова, обеспечение равенства между людьми и справедливости в отношениях между ними - одна из важнейших проблем для любого государства8. В то же время Российская Федерация - государство многонациональное и многоконфессиональное, в силу чего необходимость четкого урегулирования расовых, национальных и религиозных вопросов стоит для нашей страны особенно остро. Поэтому совершенно оправданным выглядит внимание законодателя к данной проблемной сфере общественных отношений, выразившееся в закреплении на высшем конституционном уровне норм, направленных против злоупотребления свободой слова;
- обязанность граждан Российской Федерации при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).
Содержание данной обязанности составляет поведение гражданина, характеризующееся единством активного и пассивного аспектов. Актив-
7 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 25. Ст. 219.
8 См.: Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. Саратов, 2002. С. 3.
ный аспект поведения гражданина заключается в реализации принадлежащих ему прав и свобод, пассивная же составляющая представлена соблюдением при этом норм, устанавливающих пределы и ограничения прав и свобод лица;
- обязанность воздерживаться от сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24).
Содержание названной обязанности составляет пассивное поведение гражданина, выражающееся в неосуществлении им действий по собиранию (т. е. получению каким-либо путем), хранению, использованию (применению полученной информации в целях, не предусмотренных законодательством) и распространению (обеспечению доступности третьим лицам) информации о частной жизни другого лица без его согласия. При этом, если понятие «информация» определено Федеральным законом № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 2), то понятие «частная жизнь» не нашло четкого отражения в действующем законодательстве. Этот негативный фактор снижает эффективность функционирования исследуемой обязанности, дезориентируя гражданина;
- обязанность воздерживаться от проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25).
Эта обязанность реализуется в форме соблюдения требований закона, т. е. несовершения лицом действий, которые могли бы быть определены как незаконное проникновение в жилище. К таким действиям можно отнести не только вхождение в жилище против воли проживающих в нем лиц, но и размещение в нем специальных технических средств для аудиовизуального наблюдения, временное использование для любых целей жи-
9
лого помещения в отсутствие его владельца или нанимателя и др. ;
- обязанность воздерживаться от ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).
Нельзя не согласиться с Г.Н. Комковой в том, что показателем справедливости в обществе служит не только признание равенства прав и свобод в качестве конституционного принципа, но и его воплощение в реальной действительности10. Такому воплощению, без сомнения, и способствует названная обязанность. Ее содержание составляет пассивное по-
9 См.: Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / отв. ред. Ю.А. Дмитриев. М., 2007. С. 111.
10 См.: Комкова Г.Н. Запрет дискриминации в российском и международном праве. Саратов, 2003. С. 86.
ведение граждан, состоящее в воздержании от любых действий, умаляющих права другого человека (к примеру, право на личную неприкосновенность; достоинство; право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены и т. д.) по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Такие действия потенциально возможны в быту, в трудовом коллективе, в самых разных сферах социальной жизни;
- обязанность воздерживаться от принуждения лица к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26).
Содержание указанной обязанности составляет несовершение гражданином любых действий, которые могли бы быть определены как принуждение другого лица к указанию его национальной принадлежности (например, установление гражданином-работодателем обязательности указания соискателем своей национальности в качестве необходимого условия приема на работу);
- обязанность воздерживаться от принуждения лица к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29).
Содержание этой обязанности составляет пассивное поведение гражданина, характеризующееся воздержанием от действий, направленных на принуждение (как физическое, так и психическое) лица к выражению его мнения или убеждений. Бесцеремонное вторжение во внутренний мир человека, которым характеризуется принуждение к выражению мнения или убеждений, совершенно недопустимо с морально-этической точки зрения. Учитывая изложенное, можно утверждать, что в основе рассматриваемой обязанности лежит этический императив уважать право каждого человека на неприкосновенность его внутреннего мира;
- обязанность воздерживаться от принуждения лица к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30).
Содержание данной обязанности составляет пассивное поведение граждан, характеризующееся отказом от производства действий, которые могут быть определены как соответствующее принуждение. Примером таких действий может служить склонение руководителем предприятия работника к вступлению в ряды некоей политической партии, под угрозой наступления неблагоприятных последствий (лишения премии; увольнения и т. д.);
- обязанность воздерживаться от экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).
При осуществлении экономической деятельности гражданин может совершать любые действия, направленные на получение определенных
преимуществ в бизнесе (это вполне нормальное явление), но при этом должен помнить, что такие действия не должны противоречить закону;
- обязанность воздерживаться от использования принудительного труда (ч. 2 ст. 37).
Носителем данной обязанности выступает гражданин-работодатель, т. е. лицо, которое использует способности к труду другого человека в целях реализации собственных интересов. Не останавливаясь на этом вопросе подробно, отметим, что принудительным может признаваться труд в самых различных видах: от рабства, как самой крайней формы принудительного труда, до достаточно неочевидных, скрытых форм такого труда;
- обязанность воздерживаться от лишения лица имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35).
Частная собственность - основа экономической системы страны, доминирующая форма собственности в условиях рыночной экономики11. Признание государством частной собственности должно быть подкреплено мерами по ее охране. Поэтому совершенно оправданным выглядит внимание законодателя к установлению гарантий неприкосновенности частной собственности, одной из которых и выступает исследуемая обязанность;
- обязанность воздерживаться от произвольного лишения лица его жилища (ч. 1 ст. 40).
Содержание этой обязанности составляет достаточно широкий круг действий, от выполнения которых должен воздерживаться каждый гражданин России (например, физическое уничтожение чужого жилища; самовольное занятие жилого помещения; прекращение договора найма жилого помещения, произведенное наймодателем с нарушением порядка, установленного Гражданским кодексом Российской Федерации и т. д.).
Как можно заметить, особенностью всех перечисленных обязанностей выступает отсутствие для обязанного субъекта необходимости выполнять какие-либо активные действия. Напротив, все, что в данном случае от него требуется - воздерживаться от совершения указанных в законе действий. Фактически, реализация таких обязанностей - процесс длящийся, растянутый во времени, постоянный. Несмотря на данную особенность и то, что соответствующие веления в тексте Конституции Российской Федерации «скрыты» под ликом запретов, не стоит забывать, что это все те же обязанности.
11 См.: Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / отв. ред. Ю.А. Дмитриев. М., 2007. С. 34.
215