Чистюхина М. В.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ
7.2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
ЛИЧНОСТИ В РОССИИ
Чистюхина Мария Владимировна, аспирант кафедры конституционного и международного права
Место учебы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Юридический институт
Аннотация: конституционные обязанности человека и гражданина, являясь базовыми и закрепленными на высоком законодательном уровне, получают свою дальнейшую детализацию в нормативных правовых актах. Такая формализация не всегда является последовательной и в конечном итоге может искажать подлинное предназначение юридических обязанностей. В этой связи автором на основе широкого содержательного определения дана характеристика общегражданских обязанностей личности. В качестве результатов представлены авторские подходы к терминологии и содержанию конституционных обязанностей человека и гражданина, а также сформулированы направления, способствующие совершенствованию законодательства, касающегося конституционных обязанностей личности.
Ключевые слова: конституционные обязанности, соблюдение Конституции, налоги и сборы, защита Отечества, природа, окружающая среда, культурные ценности.
SYSTEMATIZATION OF CIVIL OBLIGATIONS IN RUSSIA
Chistochina Maria V., postgraduate student of the Department of constitutional and international law Study place: Belgorod National Research University, Law Institute
Abstract: constitutional duties of a person and a citizen, being basic and fixed at a high legislative level, receive their further specification in normative legal acts. Such formalization is not always consistent and may ultimately distort the true purpose of legal obligations. In this regard, the author on the basis of a broad definition of the content of the characteristic of civil duties of the individual. The author's approaches to the terminology and content of the constitutional duties of a person and a citizen are presented as the results, as well as the directions that contribute to the improvement of the legislation concerning the constitutional duties of a person and a citizen are formulated.
Keywords: constitutional duties, compliance with the Constitution, taxes and fees, protection of the Fatherland, nature, environment, cultural values.
Универсально юридические обязанности являются условием нормального функционирования конституционных институтов, управления процессами различной правовой природы, поддержания устойчивости и стабильности в обществе [23, с. 269]. В силу конституционного закрепления одноименные обязанности личности имеют важное значение в отношениях между человеком, государством и обществом. В этой связи данное исследование посвящено характеристике общегражданских конституционных обязанностей (человека и гражданина) без учета их статусных особенностей. Уточним, что термин «общегражданский» в заявленном контексте предлагаем понимать в широком содержательном смысле -гражданство не только Российской Федерации, но и иных стран или его отсутствие.
Итак, обратимся к правовой характеристике обязанности граждан соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Она распространяется на органы власти различных уровней, а также должностных лиц и объединения граждан.
Особое значение указанного положения связано с тем, что соблюдение норм права всеми субъектами -фундамент правового и демократического государства, которым и провозглашена Россия в ст. 1 Конституции. Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на закрытый перечень таких субъектов, что представляется несколько ошибочным. Так, указание только граждан, предполагает, что иностранцы и лица без гражданства не должны следовать Конституции и иным законам в нашем государстве. Конечно, это не
соответствует действительности и, полагаем, что законодатель для данной нормы «заложил» широкий подход в трактовке статуса гражданина, распространяя его на иностранных граждан и лиц без гражданства. С точки зрения юридической техники, а также замысла самого правового государства в норме ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации было бы более предпочтительнее использовать термин «человек».
В рассматриваемой норме широким подходом законодателя также можно объяснить юридическую конструкцию «соблюдение законов», включая в нее не только различные разновидности законов и иные нормативные правовые акты.
В целом расцениваем указанную обязанность соответствующей современному конституционному опыту и базовой для иных обязанностей, закрепляемых за субъектами различной правовой природы.
Далее уделим внимание конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Использование в этой норме формулировки «каждый» определяет ее распространение на граждан России, на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые являются налогоплательщиками. При этом разнится порядок уплаты налогов этими категориями лиц: граждане России чаще уплачивают налоги самостоятельно, а иностранные граждане, как правило, уплачивают налоги через налогового агента - российское лицо.
Добросовестное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в значительной мере влияет на выполнение государством своей социальной роли, иных видов
деятельности, охраны суверенитета, обороноспособности, в чем реально заинтересован и каждый гражданин.
Конституционную обязанность платить законно установленные налоги и сборы отличает публично-правовой характер, что было зафиксировано в одном из решений Конституционного Суда РФ [3].
Конституционный Суд России также неоднократно подчеркивал значение обязанности по уплате налогов. Например, в его Постановлении от 23 декабря 1997 г. № 21-П отмечено, что «налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также осуществление социальной функции государства (ст.ст. 2 и 7 Конституции России). Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование предприятий, выполняющих государственный заказ, учреждений здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов и т.д., а, следовательно, также выплат заработной платы работникам бюджетной сферы» [4].
В связи с отсутствием легального определения обязанности по уплате налогов, в юридической науке по данному вопросу высказаны многочисленные мнения.
Так, Т. Ю. Сащихина использует формулировку «налоговая обязанность» и понимает под ней вид публично-правовой обязанности, которая носит конституционный характер; возникает, приостанавливается и прекращается на основаниях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и представляет собой меру должного поведения налогоплательщика, заключающуюся в необходимости самостоятельно, своевременно, в полном объеме уплатить налог, обеспеченную применением принуждения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности [19, с. 8].
В аспекте содержания к приведенному близко определение Д. А. Смирнова, но применительно к понятию обязанности по уплате налогов, которая представляется закрепленной в конституционно-правовых нормах и регламентированной законодательством о налогах и сборах мерой юридически необходимого поведения субъекта, детерминированной публично-правовым характером налоговых правоотношений и установленной для удовлетворения интересов государства в целом [20].
Обращаются к понятию «налоговая обязанность» и иные авторы, предлагая идентифицировать ее со всей системой обязанностей налогоплательщика, связанной с уплатой налогов [15, с. 242] либо как категорию, объединяющую вообще все обязанности (обязанность по уплате налога и иные обязанности, установленные налоговым законодательством [17, с. 199]).
Не отрицая в целом изложенный подход ученых, тем не менее, считаем, что применительно к обязанности личности платить законно установленные налоги не относится такой аспект, как обязанность правильно исчислять налог. Данная прерогатива остается за уполномоченными государственными органами.
Исходя из представленных теоретических позиций применительно к понятиям «налоговая обязанность» и «обязанность платить законно установленные налоги и сборы», очевидна терминологическая и содержательная путаница. В этой связи считаем, в науке конституционного права предпочтительнее использовать второе понятие, совпадающее с конституционной формулировкой. При этом не отрицаем дальнейшей научной разработки налоговых обязанностей с включением в их содержание иных специально-отраслевых аспектов, но с базовым конституционным началом ст. 57.
В качестве оснований возникновения рассматриваемой публичной обязанности выступают нормы налогового законодательства. Конституционным Судом РФ неоднократно подчеркивалась неправомерность установления налогов подзаконными актами [2, 7].
Типично обязанность по уплате налога прекращается его уплатой, а основания для прекращения налоговой обязанности перечислены в п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ и в нем законодатель оставил такой перечень открытым. Безусловно, основным способом прекращения рассматриваемой обязанности является ее исполнение.
Момент исполнения обязанности уплаты налогов и сборов связан с моментом изъятия части имущества налогоплательщика, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога [5].
Законодательно предусмотрены и в юридической литературе неоднократно раскрыты основания для изменения налоговой обязанности (к примеру, изменение налогового законодательства, сроков уплаты налога, зачет излишне уплаченных сумм налогов и др. [16, с. 53-58]).
Мы также солидаризируемся с мнением, высказанным в правовых исследованиях о том, что конституционная обязанность уплачивать законные налоги и сборы, отличаясь внятным императивным характером, тем не менее, направлена на защиту и публичных интересов, и частных. Данная норма ориентирует на защиту налогоплательщиков от необоснованного увеличения тяжести налогообложения, так как законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют и не изменяют правовой статус налогоплательщика, возникший в рамках действовавшего ранее законодательства [10, с. 158-165].
В целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и возмещения ущерба, который причинен казне в результате ее неисполнения, законодатель может ввести меры принуждения по причине несоблюдения законных требований государства [1, 6].
В качестве лаконичного итога об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, следует отметить ее конституционное закрепление и законодательную конкретизацию, основополагающее значение для налоговых обязанностей, подтвержденный Конституционным Судом РФ публично-правовой характер, не исключающий и теоретико-обоснованный частный характер.
Необходимость постоянного содержания определенного количества обученных и укомплектованных войск для защиты своей государственности порождает существование у граждан обязанностей, закрепленных в ч. 1 и 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации. Следует отметить, что формулировка обязанности употребляется только в ч. 1 ст. 59 применительно к защите Отечества, а нижеследующая военная служба (ч. 2) трансформируется в обязанность посредством законодательных установлений - в ст. 1 (наименование «Воинская обязанность») федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее -федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ). При этом, полагаем, несение военной службы (военная обязанность) является составной частью содержательно более широкой обязанности по защите Отечества.
В юридической теории под защитой Отечества, прежде всего, понимают охрану суверенитета и безопасности государства, обеспечение целостности и неприкосновенности его территории [18, с. 6-10].
В российском государстве в разное время существова-
Чистюхина М. В.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ
ли различные виды исполнения воинской обязанности. Согласно ст. 1 федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ в настоящий период воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Перечисленные правовые институты рассматриваются как формы реализации воинской обязанности [14, с. 139; 21]. В период мобилизации и военного положения воинская обязанность включает призыв на военную службу, прохождение военной службы по мобилизации, в период военного положения и в военное время, военное обучение в период военного положения и в военное время [24, с. 45-58].
Полагаем, мы в полной мере можем говорить о сопряжении альтернативной гражданской службы с воинской обязанностью в силу установлений ч. 2 и 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации.
Альтернативная гражданская служба в нашей стране реализуется с 2004 г. с момента вступления в силу Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», а также регулируется Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Альтернативная гражданская служба являет особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (воинской обязанности).
Сделаем ремарку, что альтернативная гражданская служба сформулирована в ч. 3 ст. 59 Конституции РФ как право гражданина. Данный подход отражен и в научных разработках [22, с. 63-66; 24, с. 31-36]. Вместе с тем, считаем, что есть основания расценивать указанную норму и службу в качестве обязанности, так как реализация субъективного права на альтернативную гражданскую службу связана с заменой военной службы. Воспользовавшись такой заменой через право, наступает момент несения альтернативной гражданской службы уже как обязанности.
В качестве случаев-оснований замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-Фз называет следующие: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, но на военные сборы не призываются [11, с. 59-65].
Далее обратимся к конституционной норме ст. 58, которая закрепила обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды, а также бережному отношению к природным богатствам. Данное положение адресовано гражданам Российской Федерации и находящимся на ее территории иностранцам и лицам без гражданства. Вместе с тем, среди ученых нет единства мнений относительно определения субъектов этой конституционной обязанности.
К примеру, А.В. Фокин экологическими обязанностями человека и гражданина считает вид и меру должного и необходимого поведения гражданина, иностранного гражданина, бипатрида и апатрида, определяемого через систему предписаний, стимулов и запретов в целях
обеспечения благоприятного качества окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей [25, с. 19-20]. Следовательно, в качестве субъектов данной обязанности выделены только физические лица. Комментируя данную позицию ученого, отметим, что использование термина «экологические обязанности» применительно к норме ст. 58 Конституции Российской Федерации не является обоснованным, так как, на наш взгляд, экологические обязанности можно расценивать в качестве интегративной категории, включающей не только обязанности, содержащиеся в ст. 58 Конституции России, но и детализированные в специальном законодательстве, а также выработанные иными отраслям права.
В юридической литературе распространен подход, согласно которому к субъектам конституционных обязанностей по охране природы и окружающей среды, а также бережному отношению к природным богатствам следует отнести не только физических, но и юридических лиц.
Так, Д.С. Велиева считает, что норма ст. 58 Конституции РФ касается не только на граждан (включая иностранцев и лиц без гражданства), но и юридических лиц, а также органы власти различного уровня, а также их должностных лиц [9, с. 7-9]. Мы не отрицаем подобных суждений, но согласно задачам данного исследования рассматриваем носителей обязанностей -физических лиц.
В целом значение обязанностей каждого по сохранению природы и окружающей среды, а также бережному отношению к природным богатствам опосредовано тем, что высокий уровень антропогенного воздействия на окружающую среду и связанное с ним ухудшение экологической обстановки, начиная с прошлого века, стали, важнейшими глобальными проблемами человечества [13].
Указанные обязанности, подобно рассмотренным выше обязанностям, в общем виде закреплены в Конституции и детализированы в российском законодательстве.
В обязанности сохранять природу и окружающую среду заключены пассивная и активная составляющие. Первая предполагает обязанность воздерживаться от действий, которые наносят вред окружающей среде, а активная составляющая сведена к обязанности совершать действия, предупреждающие вреда, восстанавливающие окружающую среду, возмещающие причиненный вред [13].
Обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам рассматривают как правовую и как моральную [8, с. 161]. Таким образом, эффективность реализации указанных обязанностей личности опосредована идеологическим механизмом воздействия на поведения людей, а также совершенствованием правового механизма реализации указанных конституционных норм [12].
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность, как и предыдущая адресована не только гражданам России, но иностранцам и лицам без гражданства. В качестве конституционной обязанности предлагаем рассматривать также только ту формулировку, которой соответствует установление ч. 3 ст. 44 Конституции России. Безусловно, сфера культуры регламентируется рядом конкретизирующих нормативных правовых актов. Так, федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ выделил и дефинировал объекты культурного наследия федерального регио-
нального и муниципального значения (ст. 4).
Россия, являясь участником международных правовых актов, связанных с охраной и защитой памятников истории и культурных ценностей, унифицировала национальное законодательство согласно универсальным и региональным стандартам.
Если мы обратимся к Основам законодательства Российской Федерации о культуре, то увидим, что в них определены такие ключевые понятия, как культурная деятельность, культурные ценности, культурные блага, культурное наследие народов Российской Федерации, культурное достояние народов Российской Федерации.
В структуре Основ, помимо прав и свобод человека в области культуры консолидированы обязанности государства в области культуры. Выходит, что ни один из специальных нормативных актов в рассматриваемой сфере, не содержит отдельных глав, статей или их частей, конкретизирующих конституционные положения ч. 3 ст. 44 или закрепляющих дополнительные обязанности. Безусловно, соглашаясь с позицией законодателя о том, что государство располагает большими возможностями по охране и защите памятников, исторического и культурного наследия, тем не менее, считаем целесообразным в специальных нормативных правовым актах, помимо прав человека, предусмотреть и обязанности. На наш взгляд, в совокупности с базовым конституционным установлением ч. 3 ст. 44, нормами, предусматривающими различные виды ответственности в сфере сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия, конкретизированные обязанности личности в специальном законодательстве составят целостную систему положений, определяющих поведение личности в заявленном аспекте.
В заключении следует отметить, что нами была дана характеристика общегражданских обязанностей личности на основе широкого содержательного подхода, предполагающего гражданство не только Российской Федерации, но и иных стран или его отсутствие. В числе таких обязанностей раскрыты:
- соблюдение Конституции и законов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15);
- забота о сохранении исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44);
- уплата законно установленных налогов и сборов (ст. 57);
- сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58);
- защита Отечества (ч. 1 ст. 59).
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,82%.
Список литературы:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 257-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. № 3.
2. Определения Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. № 4.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря
1996 г. № 20-П // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря
1997 г. № 21-П // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5930.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября
1998 г. № 24-П // СЗ РФ.1998. № 42. Ст. 5211.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П // СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3988.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. № 2-П // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1230.
8. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М.: Юристъ, 2000.
9. Велиева Д.С. Субъекты конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к
природным богатствам // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 18.
10. Зотов С.А. Конституционная обязанность платить налоги -детерминанта правового статуса налогоплательщика // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1.
11. Ильменейкин П.В. Альтернативная гражданская служба // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 6.
12. Клинов В.В. О понятии экологических обязанностей граждан // Экологическое право. 2005. № 4.
13. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2007.
14. Кудашкин А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.
15. Кучерявенко Н.П. Налоговое право. Харьков, 2001.
16. Пантюшов О.В. Обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов // Адвокат. 2012. № 3.
17. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право РФ. Ростов н/Д, 2002.
18. Савин И.Г. Правовое регулирование исполнения гражданами Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества // Военно-юридический журнал. 2012. № 2.
19. Сащихина Т.Ю. Налоговая обязанность и ее исполнение: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2008.
20. Смирнов Д.А. Правовая природа обязанности по уплате налога // Налоги (газета). 2008. № 30.
21. Собина О.В. Правовое регулирование подготовки граждан к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
22. Соколов Я.О. О незаконном ограничении права на альтернативную гражданскую службу // Право в Вооруженных Силах. 2017. № 3.
23. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.
24. Федотова Ю.Г. Формы и виды участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства в составе военной организации государства // Современное право. 2016. № 1.
25. Фокин А.В. Экологические права и обязанности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис....к.ю.н. Волгоград, 2006.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Систематизация общегражданских обязанностей личности в России» аспиранта Чистюхиной М. В.
Статья М.В. Чистюхиной посвящена систематизации общегражданских обязанностей личности в России.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку обязанности человека и гражданина являются неотъемлемой частью правового статуса личности. Их современная характеристика противоречива в части конституционного закрепления и научного интереса.
Конституционные обязанности человека и гражданина, являясь базовыми и закрепленными на высоком законодательном уровне, получают свою дальнейшую детализацию в нормативных правовых актах. Такая формализация не всегда является последовательной и в конечном итоге может искажать подлинное предназначение юридических обязанностей.
Автором на основе широкого содержательного определения была проведена серьезная работа по характеристике общегражданских обязанностей личности.
Заслуживают внимания авторские подходы к терминологии и содержанию конституционных обязанностей человека и гражданина. К примеру, обосновано конституционными обязанностями человека и гражданина считать идентичные конституционные формулировки, выступающие базовыми для интегративных межотраслевых обязанностей (например, конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы является базовой для налоговых обязанностей).
Научная статья М.В. Чистюхиной «Систематизация общегражданских обязанностей личности в России» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Научный руководитель: заведующая кафедрой конституционного и международного права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета
д-р юрид. наук, профессор
М.В. Мархгейм