СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ
Н.В. КАНАГЕЕВА,
адъюнкт кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
zhelon @rambler. ru
Аннотация. Анализируется содержание и механизм реализации конституционных обязанностей человека и гражданина в России, выявлены проблемы в этой сфере, рассмотрена каждая из закрепленных в Конституции РФ обязанностей.
Ключевые слова: конституционные обязанности, механизм реализации конституционных обязанностей, права человека.
THE MAINTENANCE AND THE MECHANISM OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL DUTIES OF THE PERSON AND THE CITIZEN IN RUSSIA
N.V. KANAGEEVA,
post-graduat of the chair of constitutional and international law of the St.-Petersburg university
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the captain of militia
The summary. In article the maintenance and the mechanism of realisation of the constitutional duties of the person and the citizen in Russia is analyzed, a number of problem questions in the specified sphere is revealed, each of fixed in the constitution a duty is considered.
Key words: the Constitutional duties, the mechanism of realisation of the constitutional duties, human rights.
В демократическом государстве основные (конституционные) обязанности выступают одним из важнейших элементов его правовой основы, являются специфической формой руководства обществом, способом социальной координации деятельности людей и их общностей. В обязанностях объективируются социально-экономические, политические, правовые и нравственные требования, предъявляемые обществом к личности.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Субъекты права сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Соблюдение в конституционном смысле характеризуется не только пассивным поведением субъекта, не совершением им запрещаемых Конституцией РФ действий. Оно включает также активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой и направленное на достижение ее целей, и в этом смысле совпадает с понятием выполнения конституционных норм1.
Требование следовать велению конституции и законов содержат почти все конституции. Так, в соответствии со ст. 54 Конституции Итальянской Респу-
блики «все граждане обязаны верностью Республике и должны соблюдать ее Конституцию и ее законы».
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38).
В развитие норм Конституции РФ ст. 63 СК устанавливает:
♦ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами;
♦ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
Ст. 38 Конституции РФ в ч. 2 закрепляет, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей, а ч. 3 — трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми является происхождение последних независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают они совместно или раздельно.
Ч. 2 ст. 38 Конституции РФ установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Эта конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством (гл. 12 СК «Права и обязанности родителей», гл. 13 «Алиментные обязательства родителей и детей», гл. 16 «Соглашения об уплате алиментов»). Согласно ст. 61 СК родители имеют равные права и исполняют равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Равенство прав и обязанностей родителей в отношении детей должно соблюдаться независимо от наличия или отсутствия брака родителей.
Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом духовном и нравственном развитии своих детей. В этой связи обосновано установление законом ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что отвечает требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к разным видам юридической ответственности. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей (ст. 18). Это положение нашло закрепление не только в семейном законодательстве, но и в основных законах многих государств. Так, в новых конституциях ряда стран Восточной Европы и Балтии предусмотрено, что воспитание несовершеннолетних детей является правом и обязанностью родителей (ст. 47 Конституции Республики Болгарии, § 67 и 70.1 Конституции Венгерской Республики, ст. 38 Конституции Литовской Республики, ст. 48 Конституции Польской Республики, ст. 41 Конституции Словацкой Республики, ст. 54 Конституции Республики Словения, ст. 63 Конституции Республики Хорватия, ст. 32 Хартии основных прав и свобод Чешской Республики, ст. 27 Конституции Эстонской Республики).
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ). Культурное наследие народов России — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности России и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию (ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре).
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России относятся объ-
екты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия подразделяются на памятники, ансамбли, достопримечательные места (ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Закрепляя свободу творчества, ст. 44 Конституции РФ возлагает на каждого обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия и беречь памятники истории и культуры. Историческое и культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения самобытности России и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК).
Налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также осуществление социальной функции государства (ст. 2 и 7 Конституции РФ). Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование организаций, выполняющих государственный заказ, учреждений здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов и т.д. (постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 855 ГК и ч. 6 ст. 15 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ»).
Обязанность охранять природу (ст. 58 Конституции РФ) имеет колоссальное значение. Разрушительная деятельность людей в окружающей среде обоснованно вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства — не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. На международном уровне была закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта проблема отразилась в конституциях разных государств независимо от особенностей их политической системы. Конституция Испании гласит: «Все имеют право пользоваться окружающей средой, подходящей для развития личности, а равно обязаны охранять ее» (ч. 1 ст. 45). Сходное регулирование содержится в ст. 55 Конституции Республики Болгарии: «Граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду в соответствии с установленными стандартами и нормативами. Они обязаны беречь окружающую среду».
Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и моральную обязанность. Каждый человек и гражданин, если его жизнедеятельность связана с вредным воздействием на окружающую среду и использованием природных богатств, обязан соблюдать соответствующие требования законодательства, нарушение которых влечет неблагоприятные правовые последствия. В то же время в цивилизованном обществе забота о природе, охрана окружающей среды есть проявление культуры общества и нравственный долг его членов. Забота о природе — моральный долг каждого по отношению не только к нынешнему, но и к будущим поколениям, нравственное требование общества, через конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам государства2.
Ст. 59 Конституции РФ устанавливает: Ф защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России;
$ гражданин России несет военную службу в соответствии с федеральным законом; $ гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами России конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Отношения, связанные с реализацией гражданами России конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой регулируются Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе»,
Указом Президента РФ от 21 июля 2003 г. № 793 «Вопросы организации альтернативной гражданской службы», постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. № 750 «Об организации альтернативной гражданской службы», Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 256.
Таким образом, все конституционные обязанности в контексте выявления их объективно-субъективного смысла обладают защитными свойствами. Они не просто элементы правоспособности, но обязанности, гарантируемые возможностью государственного принуждения осуществляемого, однако, в установленных законом пределах и формах. Субъектом притязания в отношении этих обязанностей является государство, а носителем — гражданин. Эти обязанности, как правило, подлежат актуализации в законах, что не ставит под сомнение их непосредственное действие, которое нельзя вопреки распространенному мнению отождествлять с применением соответствующих норм3.
Конкретизация обязанностей возможна и в форме ограничений прав личности, т.е. обязанностей-ограничений, допускаемых Конституцией РФ и направленных на обеспечение баланса сталкивающихся конституционных ценностей целей, в том числе связанных с защитой конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства. По справедливому замечанию германского исследователя П. Лерхе, в настоящее время формула «адекватного баланса» получила широкое признание, его значение усилилось не только в качестве всеохватывающей и господствующей предпосылки правомерности законодательных ограничений основных прав. Благодаря этому источнику легитимации в большой степени мотивируется и открывается законодательное пространство для их ограничения4. Баланс является не только эталоном, но и превращается в источник легитимации. Законодатель может вторгаться в сферу основных прав, но такое вторжение возможно постольку, поскольку оно необходимо в демократическом обществе и не нарушает неприкосновенности сущностного содержания соответствующего права5.
Необходимость конкретизации конституционных норм обусловлена тем, что большинство конституционных норм об обязанностях граждан, предметно не определенных и понятийно обще сформулированных, обращены не только к личности как их носителю, но и к государству в лице законодателя. Они реализуются при посредстве отраслевого законодательства, которое определяет нормативное содержание соответствующей обязанности и устанавливает процессуальные формы реализации обязанностей. Кроме того, Конституция РФ всегда рассчитана на
длительный период ее действия. Принимая конкретизирующие основной закон нормативные акты, прежде всего федеральные конституционные законы и федеральные законы, законодатель может и должен актуализировать Конституцию РФ.
1 Гончарук Е.В. Институт основных обязанностей человека и гражданина в конституционном праве : автореф. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Моск. ун-т МВД России. М., 2005. С. 70.
2 Конституция Российской Федерации : науч.-практ. ком. / Т. Е. Абова [и др.] ; под ред. Б.Н. Топорнина ; 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 172.
3 Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2008. С. 226.
4 Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права. М., 2002. С. 40.
5 Эбзеев Б.С. Указ. соч. С. 232.
ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ И КОНСТРУКЦИЯ «СУБЪЕКТИВНЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА»
А.Н. КУЗНЕЦОВ,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права МосУ МВД России,
старший лейтенант милиции 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
sevas08@rambler.ru
Научный руководитель доктор юридических наук, профессор
В.И. ЧЕРВОНЮК
Аннотация. Рассматривается эволюция взглядов на природу конституционного права на жилище, представлено его новое понимание с позиции конструкции субъективных публичных прав, доказывается преимущество этого подхода в исследовании социальных прав граждан для конституционной теории и практики.
Ключевые слова: конституционное право на жилище, механизм реализации права на жилище, правоспособность и правомочия (притязания) граждан в жилищной сфере, субъективные публичные права.
THE RIGHTS OF CITIZENS FOR DWELLING AND SYSTEM «SUDJECTIVE PUBLIC RIGHTS»
A.N. KUZNETSOV,
the adiont of the constitutional and municipal right department of Moscow Departament of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the senior lieutenant of militia
The summary. The evolution of sights at the constitutional right nature on dwelling is considered, its new understanding from position of system of subjective public rights is presented, advantage of the given approach in research of social rights of citizens for the constitutional theory and practice is proved.
Key words: constitutional rights on dwelling, the mechanism of realization of a right for dwelling, the legal capacity and competences (pretensions) of citizens in housing sphere, subjective public rights.
Достижение фактических целей права на жилище, как и всякого права, связано с его реализацией. Вопросом практического и научного значения является мера участия государства в механизме реализации этого права, от правильного решения которого зависит и реализуемость гражданами права на жилище, удовлетворение связанных с этим интересов. Соответственно, рассматриваемая проблема предполагает выяснение по меньшей мере двух вопросов: 1) опре-
деление тех конституционно оформленных возможностей, которыми может воспользоваться обладатель права на жилище, закрепленного в ст. 40 Конституции РФ; 2) уяснение тех конституционных обязательств, которые согласно конституционным правомочиям, содержащимся в ст. 40, корреспондированы государству и иным органам публичной власти. Тем самым становится возможным уяснить содержание нормативного объема ст. 40 и обусловленного этим набора