Сказка как средство трудового воспитания в ингушском народной педагогике
М. М. Кодзоева
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ИНГУШСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Сказки - сокровищницы народной педагогики. Велико воспитательное значение сказок о труде. A.M. Горький показал, что смысл древнеиших сказок сводится к стремлению людей облегчить свой труд, а также силой слова повлиять на стихийные, враждебные людям явления природы. Самой распространенной темой в них служит «борьба человека с природой, волшебником, овладевшего ее тайнами и мечтами о возможности для трудящихся ооладать силами природы» [3, с. 30UJ.
Сказка, отмечает исследователь ингушского фольклора J1.X. Танкиева, сохранила и донесла до наших дней черты давно исчезнувших представлений и форм социальной жизни, говорит о единой трудовой основе, на которой вырастает не только фатястика, но и каждое реальное достижение человеческой мысли [7, с 58].
Ингушские сказки отражают условия труда, осуждают аморальные явления в быту и общественной жизни горцев. В них отражены практически-житейская мудрость горца-труженика.
Главный герой ингу'иской сказки «Трудовые деньги» - отрок-тунеядец, которого отец любыми способами пытается заставить работать, справедливо полагая, что в жизни это необходимо. Сын, посланный в город отцом заработать, дважды возвращается из города с даровыми деньгами. Он спокойно наолюпает за тем, как отец бросает эти деньги в огонь. Понимая, что ленивому трудно придется в жизни, отец разными способами пытается заставить сына работать. Лень и праздность здесь отступают перед трудолюбием [8, с. 22]. Мысль о том, что человек на земле не гость, а ее хозяин - труженик, активно воздействующий на нее, нашла отражение во многих ингушских сказках. Ob активном воздействии человека трудом на среду и о силе его разума в овладении природой говорится в ваинахской сказке «Богатырь». Главный герой этой сказки быстро и умело выполняет любую работу, мастер на все руки. Сказка является примером, способствующим приобщению подрастающего поколения к труду [8, с. 134].
О величии человека труда, его любви к своему народу, честности и справедливости говорят ингушские сказки «Три ората, три облака», «Странствия Ахмеда». «Алхаст и солнцеликая красавица Азна». Сказки эти знакомят нас с физически закаленными и нравственно безупречными героями и учш за всякое дело браться с огоньком и любовью, к любой работе относиться серьезно и добросовестно, как делают герои этих сказок. Особенно ценно то, что в этих сказках прославляется не только умение, но и желание трудиться, ведь умения приобретаются в результате труда [8, с. 136].
«Труд - основа человеческой жизни», «Трудолюбие - основное качество личности», -говорит наром- Трудиться нужно сообща и дружно -учит он. Эта мудрость народа поучительна. Она передана и в сказке «Черный Хожа», в которой говорится о том, что отец, умирая, оставил сыновьям несколько заветов, главный из которых «Болх массайолча ханг цхьана белаш - болх беркате хургба шуна» («Работайте всегда вместе - работа будет спорой»).
Велико познавательное и воспитательное значение сказок о животных, которые зародились и оформились в далеком прошлом, в эпоху появления социального неравенства и распада родового строя. Под личиной животных в ингушских сказках о животных изображаются люди - представители различных социальных типов. Общеизьестно, что в древние времена в хозяйственной жизни ингушей животноводство и охота имели большое значение. Связанные с этими видами деятельности, люди столетиями наблюдали повадки животных и зверей, пытались понять их жизнь, стремились дать объяснения этим повадкам, сравнивали их с поведением иодей.
В ингушских сказках о животных фигурирует оольшое число хорошо известных детям животных, птиц, насекомых. Волк представлен злым, тупым, кровожадным. По-другому и не могло оыть - людям.
©ММ. Кодзоева, 200"7
43
занимавшимся преимущественно животноводством, волк наносил огромный вред. Он творил толькг зло -«стремился отобрать у ягненка луг» («Волк и ягненок»), поедал семерых козлят («Коза и семеро козлят»), пытался доказать барану что он на его территории и заслуживает за это смерть, но везде остается битым. Лиса в ингушских сказках, как и в сказках других народов, представляется хитрой и коварной, заяц - трусливым существом, медведь -сильным, но наивным. За его образом скрывается определенный гип человека, обладающего огромной силой, но лишенного ума и практического жизненного опыта.
Многие сказки о медведе отражают, вероятно, период, когда > ингушей надали развиваться феодальные отношения. Если верно это предположение, становится ясным, почему в сказке «Горец и медведь» пахарь сразу принимает все требования медведя: ь феодальном обществе нельзя не согласиться с феодалом, но можно использовать его неприспособленность к труду, полное непонимание азов крестьянской науки. Сюжет этот распространен в русском фольклоре, возможно, у ингушей он заимствован.
Примечательно, что почти во всех сказках о животных изображается конфшкт между слабыми и сильными животными. При этом, как правило, в сказках слабые побеждают и одурачивают более сильных благодаря не только своему уму, смекалке и изворотливости, но и в силу своего трудолюбия, сплоченности, взаимопомощи и взаимовыручки что является хорошим примером для подрастающего поколения
Особые симпатии вызывают сказки, где героями являются трудолюбивые, сильные, умные животные. Характерна в этом отношении сказка о мышке, которая все лето трудилась, готовясь к зиме. Лягушка-бездельница отдыхала в пруду, а зимой повадилась к мышке. Та покормила ее раз другой, а на третий - прогнала [4, с. 27]. Как видим, сказка напоминает крыловскую басню «Стрекоза и муравей». В ней осуждается лень и никчемность, возвеличивается трудолюбие и рассудительность.
Лень и ничтожность осуждает и сказка «Скажите, что молодцы ушли». Подувший в жаркий день ветерок поднял в воздух и унес в сторону комаров. Пролетая над людьми, они кричали: «Скажите этим большеглазым оводам и мухам, которые только тем и занимаются, что пьют кровь и облизывают чужую
посуду, что мы, молодцы, пролетели здесь». Скгчка эта, обличающая ничтожных хвастунов, приобретав! осоОый смысл, если учесть пережитки родовой общины. Как известно, в старину в аулах были люди знатные и незнатные, достойные и недостойные Чульская верхушка считала, что только люди знатного рода способны на благородные поступки, а незнатные ничего не стоят [4, с. 34]. Сказки наводят молодое поколение на мысль, что только народ - создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Яркое и красочное описание природы в сказках о животных дает благодатный материал и для воспитания у детей люови к природе и Родине. Перед слушателями возникает горский край с девственными лесами, быстрыми реками, высокими горами, головокружительными пропастями.
Наиболее популярный вид сказочного эпоса ингушей - волшебная сказка. В ингушском фольклоре ей принадлежит одно из ведущих мест. Основные положительные персонажи волшебных сказок - выразите и всех идеальных народных качеств: трудолюбия, смелости, мужества, щедрости, добра, верности дружбе. Буйство фантазии волшебных сказок привлекает и радует, учит и заставляет задуматься над теми «намеками», которые кроются в самом фантастическом свершении, над чем и размышляет подрастающее поколение.
Герой волшебной сказки, как и вообще положительный герой в сказке, борется за справедливость. Она во многих случаях достигается трудом. Во имя счастливой жизни народа он не останавливается ни перед какими тр) дностями. Везде героя выручают волшебные помощники, волшебные предметы. Во всем, с чем сталкивается герой, важную роль играют магические силы, мифические, духи, чудотворные предметы. Герой волш бной сказки не пассивен, как герой мифов. Наоборот, он активно действует сам, он трудолюбив. И помощники его, и чудесные предметы - это олицетворение его собственных сил, олицетворение умения трудового человека.
У народа идеал физического и трудового воспитания - сильный человек, обладающий положительными нравственно-волевыми качествами и трудолюбием. Занимаясь в основном скотоводством, земледелием и охотой, горцам приходилось преодолевать крутые подъемы, ходить по узким, опасным горным тропом. Здесь необходимы были навыки в прыжках, лазании. В
44
Вестник КГУ им. Н.А. Некрас^ча ♦ 2007. Том 13
Сказка как средство трудового воспитания в ингушской народной педагогике
народных сказках не только взрослые, но и дети являются меткими стрелками, удивляют невероятной физической силой, сноровкой. Они легко переносят трудности, преодолевают любые преграды, прекрасно стреляют из лука, состязаются в смелости, ловкости и быстроте («Сказка о морском коне», «Гчазка о Балае и Боти») [8, с. 122]. Подобные примеры оказывают положительное воздействие на подростков, вызывая у них желание укрепить свою волю, стать сильными и ловкими.
Положительным героям ингушской волшебной сказки противостоят носители зла, темные, злобные силы. В первую очередь, фантастические существа-злодеи - пампалы, гарбаши, ешапы, гамы, эпжалы и дажалы и прочие противники героя, глупые и жестокие существа огромной величины, живущие в безлюдных местах, ненавидящие людей и вредящие им. Находчивость, смелость, мудрость проявляет герой ингушской волшебной сказки «Дауд и гарбаш» в действиях, направленных против страшного гарбаша. Мужественный Дауд не только добивается у гарбаша обещания не вредить больше людям, но и уносит от него много золота (2; 307-308).
У ингушей бытуют сказки и о бедном, одиноком юноше-богатыре, занимающем низкое социальное положение. Он добивается благополучия Д1Я себя и других своим трупом и умением. Сказка «Сын вдовы» повествует об умном, трудолюбивом сыне бедной вдовы, который охотился, и этим они жили Никто не обращал внимания на бедного юношу, но дочь соседнего князя разглядела в нем героя и решила его испытать. Юноша выдерживает испытания Он совершает ряд подвигов: попадает в подземное царство, убивает двух ведьм, огромную собаку-людоеда и змею, освобождает прекрасную девушку. Наконец, он решает невыполнимую задачу князя. Сказка заканчивается свадьбой. В юноше пленяют такие качества, как трудолюбие, мужество, физическая сила, смекалка, ум [2, с. 164-167].
Как видим, сказка отражает мечту народа о справедливости, равенства. Этого добиться можно лишь с помощью чудесной силы, ума, трудолюбия, мужества, смекалки. Сын бедной вдовы заслужил любовь дочери князя благодаря этим чертам. А настоящая любовь достойна только человека труда, благородного и мужественного героя.
Во многих подобных сказках на первый план выдвигается образ героя-труженика, отражается
мечта народа о силе, уме и возможностях человека груда, о социальной справедливости. Социально обделенный герой трудового народа во многих сказках возводится до сказочного оогатыря. В них восхваляется ум, трудолюбие, житейская мудрость, обладать которой може! лишь человек труда.
В ингушском сказочном эпосе нашли отражение и представления народов о женской мудрости, трудолюбии. Во многих сказках встречаются гордые, красивые героини. Они испытывают героя, дают ему трудные задания, с которыми герой успешно справляется. В сказке «Ля -Солта» храбра? дева мстит за своих убитых братьев. Своими советами и действиями она во многом способствует успеху героя в борьбе с противниками [4, с. 118].
Сквозь века господства патриархата с его суровыми обычаями, принижающими женщину, народ сумел в волшебных сказках донести до наших дней образ гордой, вдумчивой, смелой, трудолюбивой женщины, которая является образцом воспитания положительных качеств личности.
Бытовые сказки ингушского фольклора воспроизводят картины труда. Главным героем этих произведений чаще является человек из народа, честный, скромный и трудолюбивый. Все препятствия, вызванные реальными жизненными условиями, он мужественно преодолевает, не теряя веры в справедливость. В сказочном репертуаре имеется два основных вида бытовых повествований - социально-бытовые и новеллистические. Они отличаются острой сатирической направленностью. Угнетенный, но от природы остроумный трудовой народ искал пути и способы унизить, высмеять своего врага показать его истинное лицо, и это успешнее всего ему удавалось при помощи сатиры.
Создатели ингушских бытовых сказок отрицательно говорили о служителях религии. Не секрет, что некоторые религиозные деятели использовали свой сан в корыстных целях, искажали учение ислама, чтобы извлечь для себя выгоду. Против таких служителей культа направлено острие сатиры отдельных ингушских сказок. Из всех представителей духовенства в сатирических сказках ингушей больше всего достается муллам. Одной из сказок, раскрывающих лживость, жадность, ханжество муллы, является сказка «Слово муллы». Она повествует о ловком бедняке, решившем посмеяться над жадностью муллы. Бедняк приходит с просьбой
Педагогика. Психология. Социальная работа. Юягнология. Социокинетика ♦ № 3, 2007
45
прочитать молитву за упокой души его собаки Мулла накричал на бедняка, но потом сразу переменил тон, когда узнал, что тот готов дать за это двух овец, сославшись на Священное писание, в котором, якобы, есть пункт, разрешающий читать молитву по таким собакам, но необходимо дать овец читавшему.
К циклу сказок, обличающих глупость мулл, относится сказка «Как старик обманул муллу», в которой бедный, но умный старик продает зайца как умеющего выполнять люоые приказания, конечно же, хитростью оставляя муллу з дураках [4, с. 29-32]. Свою ненависть к притеснителям - князьям, купцам, нечестным представителям духовенства народ воплотил в реалистических сказках против богачей, которые обрели богатство за счет трудового народа. Лень, жадность, стремление нажиться на чужом труде - вот черты, которые характеризуют их. Образам купцов, князей сказка противопоставляет наречного героя, сына вдовы, бедняка, вынужденною идти наниматься на работу к богачу. Так, в сказке «Умный старик и жестокий князь» князь задавав трудные задачи шестидесятилетним старикам и убивал тех, кто не мог решить их. Умный старик берется решить задачи с условием, что князь не будет больше убивать стариков. Так герой заботится не только о себе, но и о таких же, как он, бедняках. Из любой трудной ситуации бедняк выходит победителем и добивается этой победы своим умом, смекалкой, трудолюбием. Таким образом, бытовые сказки против богачей, как и сказки против духовенства, обличают жадность, лживость, ханжество, тунеядство.
В ингушских сказочных сюжетах, противопоставляющих богача и бедняка, большое место чанимает анекдотические сказки о Цагене -бедняке, который противопоставлен богачам, торговцам, купцам и прочим притеснителям трудового народа. Сказка-анекдот высмеивает жадность и глупость богача: однажды Цаген попросил у богатого соседа котел и возвратил его с маленькой миской, цескать; она ее родила. Потом он снова попросил котлп и долго не возвращал. Богатый сосед напомнил Цагену о взятой веши, а тот сказал, что ко гел умер. На вопрос: «Разве может умереть котел?» Цагек ответил: «А почему бы и нет? Ведь смог же он родить». Так сказка-анекдот высмеивает жадность и глупость богача [7, с. 156].
Из поколения в поколение сказка несла мудрость, здоровый оптимизм, вечное понятие о трудолюбии и многие истины, добытые
многовековым опытом человеческой практики. Тематикой новеллистических сказок является личная жизнь, а персонажами пюди, связанные между собой добрачными, супружескими или другими родственными отношениями. Сказки-новеллы изображают не всю жизнь героя, а лишь какой-то эпизод из нее. В сказке «Невеста, выбранная отцом» отец, притворившись больным, говорит сыну: «Я поправлюсь, если поем скисшее тесто, оставшееся в невымытой кастрюле», и посылает его за этим лекарством к девушке, выбранной им. Девушка отвечает, что посуду она моет, не откладывая, и такого теста у нее не остается. Сын тогда пошел к девушке, на которой сам хотел жениться, где этого «добра» оказалось полно. Так отец дал понять сыну, что достоинство девушки не в красоте, а в том, что она трудолюбивая хозяйка [7, с. 166]. Новеллистическая сказка осуждает тажь, глупость лень в женщине.
Общеизвестно, что жизнь горцев в прошлом была тяжелой. Тяжелым физическим трудом заниматься приходилось не только мужчинам, но и женщинам. Горцы высоко ценили такие качества, как трудолюбие, мудрость, твердость и упорно прививали их своим четям сызмальства. Известно, что в труде, если это труд посильный, укреплялся и закалялся детский организм, воспитывались выносливость, сноровка, ловкость. Осуществлялось, наряду с трудовым, и физическое воспитание молодого поколения.
Проведенный анализ ингушских сказок дает основание утверждать, что они являются одним из источников и действенным средством трудового и физического воспитания подрастающего поколения. В них говорится о проявлении в труде сообразительности и догадки, умении доводить начатое дело до конца, трудиться добросовестно, оказывать помощь в труде, уважать людей труда.
Библиографический список
1. Аникин В.П. Русская народная сказка. -М: Учпедгиз, 1965.
2. Антология ингушского фольклора. Т. 2. - Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 2003.
3. Горький A.M. О Сказках // Собр. соч. в 30-ти тг. Т. 27.-М., 1953
4. Ингушский фольклор. / Под ред. И.А. Дахкильгова. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд., 1977.
5. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки, -М.: И.В.Л, 1958.
46
Веьгник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2007. Том 13