Научная статья на тему 'Сказка как метод развития творческого мышления детей'

Сказка как метод развития творческого мышления детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1487
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СПОСОБНОСТИ / ФАНТАЗИЯ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЖАНРЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА / МЕТОД / CREATIVE THINKING / A CHILD''S CREATIVE ABILITIES / AN IMAGINATION / FOLK ART / GENRES OF CHILDREN''S FOLKLORE / METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Д. С.

В статье рассматриваются методы развития творческого мышления детей с по-мощью жанра народного творчества сказки. Рассматриваются особенности творческого мышле ния, его значение для развития личности ребёнка. Предлагаются практические методы развития творческого мышления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TALE AS A METHOD OF CHILDREN’S CREATIVE THINKING DEVELOPMENT

The article considers set of methods of children's creative thinking development by means of a tale, a genre of people's art. The author focuses on peculiarities of creative thinking, its significance for a children personality's improvement. Also, the author of the paper offers several practical methods of development of a child's creative abilities.

Текст научной работы на тему «Сказка как метод развития творческого мышления детей»

её в данном направлении», - писал Л. С. Выготский [1]. В младшем школьном возрасте (от 6 до 9 лет) особенно наглядно начинают проявляться качества нравственного развития.

5. Формирование музыкально-эстетического вкуса. Формирование эстетических представлений детей способствует определению их интересов, наклонностей, воспитанию своего отношения к музыкальному творчеству и жизни в целом. Очень важно, чтобы музыкальное искусство начинало своё воздействие как можно раньше, а именно в детстве. Приучаясь с ранних лет понимать и чувствовать музыкальное творчество, дети сохранят любовь к нему на всю жизнь, а этот фактор влияет на формирование эстетических вкусов и представлений человека.

6. Развитие вокально-хоровых навыков. Чем раньше будут заложены вокально-хоровые основы и навыки интонирования, тем проще ребёнку освоить музыкальные сочинения повышенного уровня сложности.

Работая с детьми на занятиях хорового театра, автор статьи стремится руководствоваться положенным в основу педагогической технологии следующим алгоритмом:

1. Привлечение внимания детей к хоровому сочинению. Нужно суметь организовать настрой на восприятие и познакомить детей с произведением, провести описание его характера и образного настроя.

2. Тщательное впевание сочинения. Этот процесс должен проходить с последующим элементарным анализом средств музыкальной выразительности и разбором впечатлений.

3. Закрепление вокально-хоровой работы над сочинением. Должна осуществиться работа над полным впеванием хорового произведения и запоминания его наизусть.

4. Демонстрация результата. Создание необходимых условий для показа детьми результатов занятий в театрально-хоровой деятельности является главным аспектом деятельности. Концертная деятельность стимулирует участников коллектива к дальнейшим выступлениям, следовательно, репетиционные занятия будут проходить более продуктивно и результативно.

Таким образом, на занятиях хорового театра применение определённых педагогических принципов оказывает влияние на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста, в результате которых: повышается уровень художественного воспитания и образования, формирование музыкального вкуса; происходит развитие навыков общения; развивается воображение, память, фантазия, речь; создаётся положительное отношение к хоровой и театральной деятельности; происходит овладение принципами и навыками пения, необходимыми на хоровых занятиях.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 тт. / под ред. В. В. Давыдова. - Москва : Педагогика, 1982. - Т. 2 : Проблемы общей психологии. - 504 с. : ил. - Из содерж. : Восприятие и его развитие в детском возрасте. - С. 103-108.

2. Музыкальное образование в школе / под. ред. Л. В. Школяр. - Москва : Академия, 2001. - 232 с.

3. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - Москва : Педагогика, 1975. - 146 с.

УДК 801.81:398.21:-159.924.24053.5“465.03/.12”

Д. С. Семёнова

Кемеровский государственный институт культуры

Кемерово, Россия; научный руководитель - Т. С. Стенюшкина Кемеровский государственный институт культуры

Кемерово, Россия

СКАЗКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются методы развития творческого мышления детей с помощью жанра народного творчества - сказки. Рассматриваются особенности творческого мышле-

ния, его значение для развития личности ребёнка. Предлагаются практические методы развития творческого мышления.

Ключевые слова: творческое мышление, способности, фантазия, народное творчество, жанры детского фольклора, метод.

Daria S. Semyonova, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia);

Tatiana S. Stenyushkina, Scientific Chief, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)

A TALE AS A METHOD OF CHILDREN’S CREATIVE THINKING DEVELOPMENT

Abstract. The article considers set of methods of children's creative thinking development by means of a tale, a genre of people's art. The author focuses on peculiarities of creative thinking, its significance for a children personality's improvement. Also, the author of the paper offers several practical methods of development of a child's creative abilities.

Keywords: creative thinking, a child's creative abilities, an imagination, folk art, genres of children's folklore, a method.

Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания, отличия мышления от восприятия. Последнее отражает окружающий мир в образах, предметы мира предстают в восприятии со стороны своих внешних, чувственно достоверных свойств. Мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы.

По Л. А. Григоровичу специфичность мышления заключаются в том, что:

- мышление даёт возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

- лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;

- мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность [1].

Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словеснологического и абстрактно-логического). Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Противоположны условия их реализации: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей.

А. Н. Лук определял творческое мышление, как мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причём эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое [2].

Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по своей природе основано на желании сделать что-то новое, что ранее ещё никем не было сделано, или хотя бы изменить то, что ранее существовало. Иначе говоря, творческое начало в человеке -это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному.

Творческое начало в человеке воспитывает искусство, оно обладает удивительной способностью вызывать в человеке творческую фантазию и занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Поэтому закономерно, что процесс познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

Ещё на ранних этапах истории человечества люди не только заботились о поддержании своего существования, но и стремились сохранить своё племя, свой род. Все, что способствовало воспитанию сильного, ловкого, смышлёного человека, стало содержанием колыбельных песенок, потешек, загадок, сказок. Жизненный опыт, мудрость взрослого, своего рода поучение преподносились детям в простых и доступных их пониманию формах, о чём и свидетельствует фольклор.

Детский фольклор - это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Жанры детского фольклора изучались такими авторами, как В. П. Аникин, Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин и др. [3]. Произведения детского фольклора имеют большое значение в становлении и развитии личности каждого ребёнка, освоении им культурного богатства предшествующих поколений. Фольклор открывает в детстве истоки развития человечества, показывает как формируется личность в противоборстве светлых и тёмных начал, позволяет воспринимать радость и горечь мира, его гармонию и противоречия. Произведения детского фольклора необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями. Взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребёнка от рождения до отрочества. Поэтому так богата, своеобразна область народного творчества, связанного с миром детства. Детский фольклор выполняет воспитательнообразовательную функцию, способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание. Детский фольклор способствует развитию многих качеств, необходимых для воспитания и развития ребёнка. Одним из способов развития творческого мышления в детском возрасте является сказка.

Сказки - это истории о вымышленных героях и чудесах, придуманные автором или народом. Они помогают развивать у детей воображение, творческие способности и память, приобретать знания о мире, связи человека и природы, а также сопереживать героям сказок. Многие психологи утверждают, что сказки имеют большое значение для формирования личности ребёнка, прививают такие качества, как доброта, отзывчивость, взаимопонимание, чуткость, ответственность, сопереживание и т. д. Сказки учат детей отличать хорошего героя от плохого, знакомя их с такими качествами, как: страх и мужественность, добро и зло, трудолюбие и лень. Начиная с раннего возраста ребёнка, сказки имеют большое значение для развития образного мышления.

Проблемы современности проникают не только в реалистические произведения, но и в литературную сказку. Она видоизменяется как жанр, но по-прежнему заключает в себе надежду на торжество человечности, доброты и милосердия, которое требует и нравственных, и действенных усилий.

Анализируя сказки, исследователи отмечают её сюжетность, которая отличается законченностью, чёткостью, динамичностью развития. Сказка имеет законченную форму, постоянные композиционные особенности: зачин, повторение эпизодов, трёхступенчатое строение сюжета, концовка. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несёт определённую идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу [4].

Сказка мотивирует на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. В ней - утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путём преодоления трудностей и борьбы со злом. Кроме того, как отмечают в своём исследовании Н. И. Кравцов и С. Г. Лазутин, в сказке развито эстетическое начало, которое проявляется в идеализации положительных героев, описании чудесных явлений и событий [3].

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству [4].

Изначально русские сказки были созданы народом, поэтому они легко запоминаются, пересказываются и инсценируются детьми любого возраста. Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Пересказ сказки не исключает знания наизусть устойчивых выражений, постоянных эпитетов, повторов, зачинов, например: «Жили-были...», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, нескоро дело делается.» и т. д. Сказки для детей - это безграничный мир фантазий, способный многому научить.

Можно привести несколько примеров применения методик для развития творческого мышления у детей с помощью детских сказок, которые используются в работе педагогов, руководителей детских фольклорных коллективов:

1. «Закончи сказку, придумай новое название или новую сказку».

Не дочитав сказку до конца, нужно предложить ребёнку придумать продолжение. Обдумывая, ребёнок как бы «проживает» выдуманную историю, и заканчивает, осознанно пережив события сказки, при этом умело фантазируя. Если ребенок затрудняется, можно предложить ему несколько вариантов, из которых он выберет наиболее понравившийся. Например, сказку «Лиса и журавль» можно закончить тем, что персонажи остались добрыми друзьями.

Дети охотно фантазируют и с удовольствием могут придумать новое название любой сказке. Сказка «Теремок» может называться «Домик для зверят», а «Курочка Ряба» - «Золотое яичко ».Можно попробовать придумать с ребёнком новую сказку. Взяв за основу часто встречающихся в детских сказках главных героев, например: Иван Царевич, Серый Волк, лиса, Василиса Прекрасная и т. д. Начните сочинять сказку сами и позвольте малышу продолжить. Используя своё воображение и фантазию, ребёнок может придумать удивительную историю, которая позволит вам понять его эмоциональное состояние и внутренний мир, насколько он спокоен и счастлив или, наоборот, мучают ли его какие-то страхи и сомнения.

2. «Сказка в рисунках и поделках».

Для развития творческих способностей большую роль играют занятия с детьми по изготовлению аппликаций, рисованию, лепке и конструированию. После прочтения сказки, ребёнок может применить свои творческие способности в рисовании, лепке, аппликации и т. д. Например, нарисовать или слепить главного героя, с помощью аппликации изобразить сюжет сказки. Попросите малыша в этих поделках отразить характеры героев, показать «настроение» сказки. Так, дети, выполняя это задание, научатся передавать не только внешний вид героев, но также их нрав, поведение и поступки.

Также интересным способом для развития детей является «прочтение» сказки по картинкам. Дети, по очереди описывая каждую картинку, не только учатся последовательно и творчески мыслить, но и смогут правильно выражать свои мысли, что тренирует речь и образное мышление.

3. «Театральные постановки детских сказок».

Это самый увлекательный способ для развития воображения, речи и творческого восприятия. В инсценировке сказки, обычно участвует группа детей, что развивает умение работать в коллективе. Так же дети могут участвовать в подготовке костюмов для персонажей. Необязательно мастерить сложные костюмы, достаточно какого-нибудь характерного для героя атрибута, передаю-

щего характер и сущность персонажа. Например, можно сделать маски из бумаги или подручных средств. Также дети с удовольствием участвуют в подготовке декораций. Наиболее частый вариант постановки сказки для детей является использование кукольных театров (пальчиковые, бумажные и т. д.). Но наиболее ярко проявить свои таланты и способности ребёнок сможет, лично перевоплощаясь в героя сказки. Чтобы ребёнок полноценно почувствовал себя героем сказки, нужно создать для него волшебную атмосферу, где загораются разноцветные огоньки, раздвигается ширма, звучит соответствующая музыка, это поможет ребёнку ощутить волшебство и таинственность сказочного мира. Чтобы заинтересовать ребёнка, можно придумать несколько правил. Например, чтобы попасть в «Тридевятое царство», ребёнок одевает «сказочную» шляпу, произносит волшебные слова, закрывает глаза и «переносится» в сказочный мир, в котором он совершает путешествие вместе со своим выбранным героем. Это будет развивать у него фантазию и воображение, умение концентрировать внимание на определённых действиях и задачах, воспитывать усидчивость, терпение, что поможет ему в дальнейшем легче адаптироваться к новым условиям.

В народных и авторских сказках используются сказочный предмет - «волшебная палочка», что позволяет ребёнку в процессе игры превратить персонажа сказки из злого в доброго, из слабого в сильного и развивает детское воображение. При этом выдумывание сказок для детей намного упрощается, они действуют самостоятельно, напрямую участвуя в сюжете. Особенно интересно бывает для детей «оживление» персонажей.

Также в практике педагогов и руководителей фольклорных коллективов используются цветные карточки-символы. Описывая героя сказки, ребёнок берёт карточку определённого цвета, которая соответствует персонажу и описывает ситуацию. Например:

- красный цвет - тревога, страх;

- зелёный - спокойствие, радость;

- жёлтый - желание помочь, спасти;

- белый - выражение справедливости, правоты;

- синий - чувство жалости;

- чёрный - несправедливость.

Например, описывая волка из сказки «Красная шапочка», ребёнок берёт красную карточку, потому что этот герой вызывает у него чувство тревоги и страха. А в конце сказки, когда дровосеки освобождают Красную Шапочку, ребёнок может использовать зелёную и белую карточку. Связь определённого цвета с характеристиками поступков героев сказок и различными ситуациями, развивает в ребёнке творческие способности и умение сопоставлять поступки героев и их поведение.

Таким образом, сказка как жанр народного творчества, имеет повествовательный характер и в ней изображаются вымышленные события и герои. В народных и авторских сказках сюжет иногда совпадает с действительностью, а иногда имеет фантастический смысл.

Сказки для детей имеют огромное значение, особенно в развитии фантазии, воображения и творческого мышления. Поэтому так важно после прочтения сказки побеседовать с ребёнком, обменяться впечатлениями, растолковать не понятное, а может быть что-то перечитать или заучить наизусть и поиграть в прочитанное, используя различные методы и приёмы, что поможет добиться желаемого результата и помочь детям в развитии творческого мышления.

Список литературы

1. Григорович, Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1996. - 195 с.

2. Лук, А. Н. Мышление и творчество. - Москва : Изд-во политической лит., 1976. - 144 с.

3. Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество : учебник / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. -2-е изд., испр., доп. - Москва : Высш. шк., 1983. - 448 с.

4. Аникин, В. П. Русская народная сказка. - Москва: Просвещение, 1977. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.