УДК [37.013.2:374]:[347.786::379.826(571.150)]
Ю. С. Лапина
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия; научный руководитель - Г. В. Оленина Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ХОРОВОГО ТЕАТРА «НИКА» НА БАЗЕ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ)
Аннотация. Музыкальное искусство оказывает положительное влияние на процесс личностного развития младших школьников. Воспитание устойчивого интереса детей этой возрастной группы к музыкальному творчеству происходит в т. ч. посредством их активного участия в работе детского хорового театра. В статье рассмотрены педагогические принципы работы автора с детским хоровым театром «Ника», действующим на базе Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Россия).
Ключевые слова: хоровой театр, младшие школьники, педагогические принципы, творчество, хоровое пение.
Yulia S. Lapina Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia; Galina V. Olenina, Scientific Chief, Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
PEDAGOGICAL PRINCIPLES INFLUENCING THE YOUNG AGED SCHOOL CHILDREN’ DEVELOPMENT
(DRAWING OF THE EXAMPLE OF THE CHILDREN'S CHORAL THEATER “NIKA”, ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE)
Abstract. Musical art has a constructive influence on young aged schoolchildren’ personal development. Upbringing the children's sustainable attention to music creativity is conducted, among other, through their participating in amateur choral theatre. The article deals with the author’s pedagogical principles of contact with the partakers of children's choral theatre “Nika” (Altai State Institute of Culture; Barnaul, Russia).
Keywords: choral theatre, young aged school children (junior schoolchildren), pedagogical principles, creativity, choral singing.
Музыкальное искусство имеет огромную силу влияния на детей младшего школьного возраста и очень важно не упустить этот особый этап формирования многих необходимых качеств личности ребёнка. Младшие школьники более свободны в проявлении себя в творческой деятельности и более эмоционально отзывчивы. Этот этап считается оптимальным, чтобы заложить основы творческого формирования личности. У детей появляется особое желание проявить себя в различных видах художественной деятельности, особенно в музыкальном творчестве [2].
Формирование ребёнка как творчески активной личности является одной из важных проблем современной педагогики. Решение этой проблемы оказывает влияние как на саму личность, так и на общество, которое заинтересовано в инициативных и успешных людях, обладающих гибким творческим мышлением, тем более что современное общество особо нуждается в креативных
личностях. Поэтому важно уже с малых лет заложить в ребёнке эти основы, которые можно развить на художественно-творческих занятиях.
Одним из способов привлечения детей в музыкальное искусство является хоровой театр. Его востребованность имеет опору на мировосприятие современного человека, которое обусловлено визуальным началом психики, имеющим тягу в условиях электронной и экранной коммуникации к зрелищному виду усвоения информации. В связи с этим элементы театрализации, зрелищности распространяются и на музыкальное искусство, в частности - на хоровое творчество. Хоровая музыка органично вбирает в себя данные тенденции как в истории хорового пения, так и в её современных формах, связанных с театрализацией.
Форма хорового театра обладает доступностью, эмоциональностью, наглядностью, поэтому она понятна детскому возрасту, так как игра и зрелищность для них очень важны в познании себя и окружающего мира. Важно обратить внимание, каким спектром навыков юные артисты хорового театра могут овладеть на репетиционных занятиях. Это и ролевая игра, через участие в которой ребенок развивает активность, и хоровое пение, способствующее объединению детей в коллективе, а также сохраняющее условия и возможность для выражения эмоций через музыкальный язык. А те участники, которые не уверены ещё в своих способностях, имеют возможность в хоровом пении постепенно адаптироваться к этой среде и проявить себя. В свою очередь, через хоровое и сольное пение, которое вводится в постановки спектаклей, дети вбирают образцы и эталоны музыкального творчества, что немаловажно для развития вкуса и музыкально-эстетических представлений участников.
В г. Барнауле на базе Алтайского государственного института культуры сравнительно недавно открылся детский хоровой театр «Ника». Его деятельность направлена на подготовку инсценированных музыкальных сказок для их дальнейшего представления на разных концертных площадках. Это могут быть и школы, и детские сады, где охотно встречают артистов дошкольного и младшего школьного возраста. Но помимо работы над постановочными сказками, в театре ведётся обучение музыкальной грамоте, проводятся индивидуальные занятия по вокалу. На репетиционных групповых занятиях периодически уделяется особое внимание вокально-хоровой работе над произведениями разного рода и жанра.
Конечно, исходя из возраста участников, а это в основном младшие школьники и дошкольный возраст, приходится выбирать уровень сложности музыкальных произведений, которые готовятся к постановке в хоровом театре в соответствии с возможностями и потенциалом данного коллектива. Но особенно важно, чтобы выбранные произведения помогли сформировать правильные ценностные ориентиры и повлиять на становление музыкально-эстетического вкуса детей.
Для того чтобы правильно организовать педагогическую деятельность на занятиях хорового театра, важно наметить конкретный план подбора репертуара, соответствующий общим требованиям к воспитанию детей. Это даёт возможность так или иначе избежать недоразумений, случайностей и односторонности в отборе произведений, над которыми будет осуществляться работа с детьми по усвоению материала и достижению тех или иных результатов.
Рассматривая педагогический процесс хорового театра можно выделить ряд принципов, которые достигаются на занятиях хорового театра:
1. Включение каждого участника в разнообразную деятельность. Это проявляется в активности абсолютно всех учеников на занятиях и переключения их внимания с одного вида деятельности на другой.
2. Развитие позитивного отношения к музыкально-театральной деятельности. На занятиях должен быть обеспечен эмоциональный комфорт каждому ребёнку для того, чтобы у него возникало желание принимать участие в этом виде деятельности.
3. Формирование навыков общения. Это культура общения как среди ровесников, так и с преподавателями, которая очень важна для развития и становления формирующейся личности ребёнка этого возраста.
4. Воспитание нравственного начала. «Формирование и улучшение личности, в особенности в малолетстве, проистекает основным образом под воздействием обучения. Воспитание «практикует» личность, целенаправленно и планомерно поднимает её на новейшую степень, движет
её в данном направлении», - писал Л. С. Выготский [1]. В младшем школьном возрасте (от 6 до 9 лет) особенно наглядно начинают проявляться качества нравственного развития.
5. Формирование музыкально-эстетического вкуса. Формирование эстетических представлений детей способствует определению их интересов, наклонностей, воспитанию своего отношения к музыкальному творчеству и жизни в целом. Очень важно, чтобы музыкальное искусство начинало своё воздействие как можно раньше, а именно в детстве. Приучаясь с ранних лет понимать и чувствовать музыкальное творчество, дети сохранят любовь к нему на всю жизнь, а этот фактор влияет на формирование эстетических вкусов и представлений человека.
6. Развитие вокально-хоровых навыков. Чем раньше будут заложены вокально-хоровые основы и навыки интонирования, тем проще ребёнку освоить музыкальные сочинения повышенного уровня сложности.
Работая с детьми на занятиях хорового театра, автор статьи стремится руководствоваться положенным в основу педагогической технологии следующим алгоритмом:
1. Привлечение внимания детей к хоровому сочинению. Нужно суметь организовать настрой на восприятие и познакомить детей с произведением, провести описание его характера и образного настроя.
2. Тщательное впевание сочинения. Этот процесс должен проходить с последующим элементарным анализом средств музыкальной выразительности и разбором впечатлений.
3. Закрепление вокально-хоровой работы над сочинением. Должна осуществиться работа над полным впеванием хорового произведения и запоминания его наизусть.
4. Демонстрация результата. Создание необходимых условий для показа детьми результатов занятий в театрально-хоровой деятельности является главным аспектом деятельности. Концертная деятельность стимулирует участников коллектива к дальнейшим выступлениям, следовательно, репетиционные занятия будут проходить более продуктивно и результативно.
Таким образом, на занятиях хорового театра применение определённых педагогических принципов оказывает влияние на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста, в результате которых: повышается уровень художественного воспитания и образования, формирование музыкального вкуса; происходит развитие навыков общения; развивается воображение, память, фантазия, речь; создаётся положительное отношение к хоровой и театральной деятельности; происходит овладение принципами и навыками пения, необходимыми на хоровых занятиях.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 тт. / под ред. В. В. Давыдова. - Москва : Педагогика, 1982. - Т. 2 : Проблемы общей психологии. - 504 с. : ил. - Из содерж. : Восприятие и его развитие в детском возрасте. - С. 103-108.
2. Музыкальное образование в школе / под. ред. Л. В. Школяр. - Москва : Академия, 2001. - 232 с.
3. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - Москва : Педагогика, 1975. - 146 с.
УДК 801.81:398.21:-159.924.24053.5“465.03/.12”
Д. С. Семёнова
Кемеровский государственный институт культуры
Кемерово, Россия; научный руководитель - Т. С. Стенюшкина Кемеровский государственный институт культуры
Кемерово, Россия
СКАЗКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития творческого мышления детей с помощью жанра народного творчества - сказки. Рассматриваются особенности творческого мышле-