у
ТРАНСПОРТ
Системы жизнеобеспечения на много лет вперед
В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ОАО "РЖД" ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ (ИВЦ) КОМПАНИЯ "ЭНВИЖН ГРУП" ЗАВЕРШИЛА ПЕРВЫЙ ВАЖНЫЙ ЭТАП - ОСУЩЕСТВИЛА РЕКОНСТРУКЦИЮ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ТРЕХ ИВЦ) ПРОЕКТ ОКАЗАЛСЯ ОЧЕНЬ СЛОЖНЫМ, ТАК КАК ТРЕБОВАЛОСЬ ПРОВОДИТЬ РАБОТЫ В "ГОРЯЧЕМ" РЕЖИМЕ, БЕЗ ОСТАНОВКИ ЦЕНТРОВ. О ПОДРОБНОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА РЕДАКЦИЯ БЕСЕДУЕТ С НАЧАЛЬНИКОМ ОТДЕЛА ПО РАБОТЕ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТРАНСПОРТА "ЭНВИЖН ГРУП" СЕРГЕЕМ ЩЕГЕЛЬСКИМ.
Какие задачи были поставлены руководством РЖД перед вашей компанией?
Сергей Щегольский. Задачи комплексной автоматизации дочерних компаний, филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" уже довольно давно стоят на повестке дня. Руководство транспортного оператора разработало и утвердило план по модернизации 17 работающих информационно-вычислительных центров, каждый из которых обслуживает свое направление железных дорог. ИВЦ представляют собой прообраз современных Центров обработки данных и построены еще в 80-х годах прошлого столетия. Центры осуществляют обработку прохождения железнодорожных составов, рассчитывают загруженность дороги, составляют расписание движения поездов и т.д. Разумеется, при современном уровне развития вычислительной техники встал вопрос о модернизации существующих ИВЦ до уровня центров обработки данных (ЦОД).
Современные здания, будь то офис или производственный комплекс, сегодня рассматриваются не только как инженерно-строительные сооружения, но и как сложные объекты с разнообразным кабельным хозяйством, информационными сетями, а также различными специальными инженерными системами, необходимыми для бесперебойного функционирования всех служб
жизнеобеспечения.
Реализацию проекта в силу его сложности решено было проводить в несколько этапов. Вначале необходимо было провести коренную модернизацию инженерных систем, чтобы подготовить помещения для строительства современных центров обработки данных. Нашей компании было поручено вести работы на самых ответственных направлениях — на ИВЦ в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Выбор нашей компании был обусловлен наличием в штате достаточного количества специалистов во всех необходимых для строительства ЦОД технологиях, что позволило решить проектные задачи комплексно и в короткий срок. У нас накоплен достаточный опыт строительства современных центров обработки данных, удовлетворяющих российским и меж-
Какой фронт работ предстояло выполнить?
дународным стандартам.
Сергей Щегельский. Современные центры обработки данных, которые планируется развернуть на месте нынешних ИВЦ, должны быть оснащены всеми необходимыми системами жизнеобеспечения, отказоустойчивости и безопасности. Современные системы жизнеобеспечения — именно так все чаще называют климатическое оборудование — это уже не просто отопление, кондиционирование и водоснабжение, но и целый ряд дополнительных систем, которые позво-
ляют обеспечить необходимые условия для функционирования высокопроизводительного и высокоточного оборудования. Как известно, современные системы хранения данных или вычислительные стойки очень чувствительны к перепадам температур и влажности, а также требуют существенного теплоотвода. Современные прецизионные кондиционеры способны поддерживать температурный режим с точностью до 1,0оС, а влажности до 2%. Это очень сложные интеллектуальные системы.
ОАО "РЖД" изначально предъявило довольно жесткие требования к качеству поставляемого оборудования и уровню передовых разработок в реализации проекта. Поэтому приходилось выбирать лучшие из представленных на рынке систем жизнеобеспечения.
В ходе проекта были полностью заменены силовые кабельные системы, распределительное оборудование, климатические установки, установлены системы бесперебойного энергоснабжения и системы гарантированного энергопитания. Для модернизации системы кондиционирования и холо-доснабжения ИВЦ были установлены холодильные машины с суммарной холодильной мощностью более 0,5 МВт, заменены выработавшие свой ресурс шкафные прецизионные кондиционеры, увеличена мощность существующих центральных кондиционеров. В целях обеспечения гарантированного электроснабжения в каждом ИВЦ были установлены по две передвижные дизель-электро станции ДЭС по 1 МВт каждая.
18
Т-Сотт #3-2009
Л
С какими сложностями столкнулись ваши специалисты и как их преодолели?
Т
Сергей Щегельский. Уникальностью проекта стало то, что все работы по монтажу инженерных систем проводились в условиях работающего оборудования и основных вычислительных комплексов, а также в очень стесненных обстоятельствах — фактически в помещениях, не предназначенных для монтажа подобного оборудования. Для этого был выполнен полный комплекс мероприятий по защите работающего оборудования от пыли, влажности, температурных и механических воздействий, а также обеспечена бесперебойная подача электроснабжения. Попутно решалось множество нестандартных задач — строительство инженерных систем в существующих помещениях при отсутствии площадок для наружного размещения оборудования, подведение необходимых электрических мощностей, обеспечение требований по низкому шуму и т.д.
Что в результате получил заказчик?
Сергей Щегельский. В результате существенно увеличилась потребляемая мощ-
ность оборудования с каждого квадратного метра площади ЦОД, а значит увеличилась его производительность. Подготовлена инфраструктура инженерных систем для обслуживания решений высокой плотности с 50-100 % запасом.
Применение энергосберегающего оборудования позволяет каждые 2 из 3-х кВт потребляемой мощности ЦОД использовать для активного оборудования при пиковых нагрузках в экстремальных условиях высоких и низких температур при одновременной максимальной производительности активного оборудования. При нормальных условиях работы на нужды активного оборудования расходуется до 80% потребляемой мощности, то есть КПД работы вычислительных мощностей стал существенно выше.
Изюминкой проекта стала разработка и внедрение системы мониторинга инженерных систем (СМИС) и системы технологического телевидения (СТТ), отвечающих за диспетчеризацию инженерного оборудования и технологических параметров здания. Эти системы осуществляют полный мониторинг инженерных систем и контролируют работу, начиная от автоматов и заканчивая системами гарантированного энергоснабжения. За счет применения полностью автоматических инженерных систем и системы
ТРАНСПОРТ
автоматического мониторинга значительно повысилась отказоустойчивость ИВЦ (и в будущем ЦОД) в целом приблизившись к 4 уровню.
Какие дальнейшие перспективы в реализации этого проекта?
Сергей Щегельский. Кроме того, на РЖД необходимо комплексное применение и внедрение современных информационных технологий, для повышения отказоустойчивости и максимально возможного сохранения данных. Реализованный объем работ стал ступенью по переводу ИВЦ на современную технологию ЦОД. Высокий уровень решенных задач заставляет нас по праву гордиться данным проектом.
Редакция журнала "Т-Сотт — Телекоммуникации и транспорт" благодарит Сергея Щегельского за подробное описание уникального проекта "Энвижн Груп" по модернизации ИВЦ ОАО "РЖД".
"Энвижн Груп" анонсирует создание интеграционной платформы ЫаУиЭатор, предназначенной для развертывания и модернизации Ситуационных центров заданной функциональности
Компания "Энвижн Груп" объявляет о разработке универсальной интеграционной платформы ЫаУиОатор, которая предназначена как для создания Ситуационного центра (СЦ) заданной функциональности, так и для наращивания развернутого СЦ до произвольной функциональности.
Специалисты "Энвижн Груп", решая задачи создания отраслевой автоматизированной системы непрерывного комплексного мониторинга различных опасных объектов и грузов, столкнулись с необходимостью объединить в единой системе разнообразные источники информации от систем уровня 1980-х гг. до современных ERP-систем. Для успешной реализации проекта на таком сложном информационно-технологическом поле потребовалось создание универсальной интеграционной платформы, позволяющей обеспечивать объединение разнородных инструментов мониторинга ситуации и поддержки работы органа управления во всех режимах функционирования.
Разработанная платформа получила предварительное название ЫаУиОатор. Ее главной особенностью является независимость от архитектуры и целевого назначения объекта управления, что позволяет проводить настройку Ситуационного центра под произвольную функциональность. Наиболее экономически эффективно внедрение такой платформы при наличии распределенной структуры органов управления.
Инвариантность методологии построения и универсальность платформы ЫаУиОатор позволяет при построении Ситуационного центра реализовать важный принцип фрактальности, когда каждый вложенный элемент нижнего уровня управления строится на том же оборудовании, что и верхний. Это дает возможность обеспечивать:
Т-Сотт #3-2009
• полную естественную совместимость всех уровней управления;
• автоматическое создание единого информационного пространства с регулируемым доступом ко всем информационным ресурсам;
• гарантированную сходимость и непротиворечивость данных;
• снижение стоимости иерархического объединения органов управления при полном сохранении уже внедренных решений и накопленных информационных ресурсов.
В функциональном плане платформа ЫаУиОатор состоит из следующих подсистем:
• сбора и обработки данных; • оперативного представления параметров и данных;^ управления и конфигурирования; • информационно-аналитической;
• поддержки принятия решений; • поддержки экстренного реагирования;
• оперативного управления; • поддержки управления; • геоинформационной.
Все перечисленные составляющие можно использовать в случае необходимости в различных вариантах.
Анонс новой разработки "Энвижн Груп" состоялся на научно-практической конференции "Ситуационные центры 2009", прошедшей 14-15 апреля 2009 г. в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Генеральный директор "Энвижн Груп" Алексей Нащекин отметил: "В России не более четырех компаний, которые реально способны в полной мере решать проблемы создания Ситуационных центров. Полученный нашей компанией опыт в ходе создания ситуационно-кризисного центра и предложенная платформа ЫаУиОатор является примером последовательной реализации нашей политики накопления глубокой отраслевой экспертизы и разработки специализированных вертикально-интегрированных решений для стратегических заказчиков".
19
Л