Во что нам стоит ЦОД построить
Александр Лебедев,
заместитель руководителя отдела технической поддержки продаж компании "Энвижн Груп"
СТАТЬЯ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: ЗАЧЕМ НУЖЕН ЦЕНТР ОБРАБОТКИ ДАННЫХ (ЦОД) КОМПАНИИ, КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ЦОД. ЭТО ВЗГЛЯД НА ПОСТРОЕНИЕ ЦОД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКАЗЧИКОВ. РАССМАТРИВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ:
• ГДЕ РАСПОЛОЖИТЬ ЦОД? • КАКУЮ ПЛАТФОРМУ (ВЕНДОРА) ЦОД ВЫБРАТЬ?
• КОМУ ДОВЕРИТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ?
Мотивы создания ЦОД
Просто набора серверов для ИТ-инфраст-руктуры современному бизнесу уже недостаточно. Начиная с определенного уровня требований к качеству информационной поддержки пользователей в компании необходимо использовать центр обработки данных (ЦОД). Крупный бизнес это понял уже давно, средний сейчас проходит эту стадию, мелкому бизнесу пока не до этого. То, о чем мы говорим, актуально для средних компаний, которые хотят стать крупными.
Прежде всего, надо понимать, что ЦОД — это комплекс ИТ-решений, который ориентирован на выполнение следующих бизнес-задач:
• предоставление инфраструктуры для функционирования корпоративных ИТ-сер-висов согласно заданному уровню качества (SLA, Service Level Agreement);
• наиболее полному использованию имеющихся ИТ-ресурсов, и как следствие, снижению совокупной стоимости владения ИТ-системами;
• комплексной защиты информационных ресурсов и поддержки эксплуатации ИТ-служб в чрезвычайных ситуациях;
• обеспечению информационной и физической безопасности корпоративных данных.
Информация о том, что у компании есть свой ЦОД — говорит о том, что она заботится о своих информационных активах, рассматривает их как долговременные инвестиции, готовится к стремительному рывку в развитии своих услуг на рынке, подкрепленных надежным функционированием ИТ-сервисов. Эти признаки могут характеризовать серьезные компании, уверенно смотрящие в будущее.
Отсутствие ЦОД может означать, что по каким-то причинам не были произведены инвестиции. Что это за причины? Возможно, просто нет информационных активов, нет потребности в платформе для развития ИТ-сервисов? Нет денег?
Кому ЦОД точно не нужен?
• компаниям-"однодневкам".
• маленьким компаниям с минимумом ИТ-сервисов.
• компаниям с туманными перспективами бизнеса.
Подумайте о будущем
ЦОД имеет смысл создавать перед существенными изменениями в жизни компаний. Например, условиями выхода компании на IPO является проведение комплекса мероприятий. Это могут быть мероприятия по консолидации и защите активов, в том числе информационных. Часто стимулом создания новой информационной инфраструктуры становится внедрение информационных систем оперативного управления, консолидированной отчетности, стратегического, инвестиционного планирования. Такие системы могут затребовать как значительных вычислительных мощностей для своей работы, так и отказоустойчивую инфраструктуру и решения по надежному хранению и обеспечению безопасности данных.
Обоснование бюджетной оценки решения
Очевидно, что стоимость ЦОД должна быть адекватна той выгоде, которая приобретается при его создании. Но как определить эту выгоду, как просчитать предельную стоимость ЦОД? Сколько стоит информация компании?
Для четкого понимания стоимости информационных активов необходимо сначала создать перечень корпоративных информационных ресурсов. В перечне должны входить как настоящие, так и будущие ресурсы компании. Затем необходимо произвести комплексную оценку активов и рисков с помощью удовлетворяющих бизнес-методик.
Есть различные методики, которые позволяют оценить стоимость информационных активов. Например: на сбор информации о ге-
ологических данных компания потратила миллион долларов. Данные будут актуальны в течение 10 лет. Можно предположить, что в этом случае информация стоит тот самый миллион, который был потрачен на ее приобретение. Есть ли смысл платить за сохранность этой информации два миллиона?
Другой вариант: компания хранит уникальный архив данных. Материалы из архива продаются клиентам и приносят регулярный доход в 10 млн руб. в год. Допустим, данные будут актуальны вечно и доход от них растет год от года. Очевидно, что в этом случае стоимость данных будет много больше годового дохода и вычислить ее может грамотный консультант, используя, например, методы типа дисконтирования денежных потоков.
По аналогии со стоимостью активов необходимо создать перечень информационных сервисов компании, в котором будут указанны потери от простоев каждого сервиса на определенное время.
Какова может быть стоимость простоя конкретного ИТ-сервиса в течение определенного промежутка времени? Например, представьте компанию, которая занимается обслуживанием клиентов и обменивается документами с клиентами по электронной почте и по факсу. Причем, если электронная почта не работает, то документ, просто отправляется по факсу. По факсу отправлять неудобно, но люди потерпят несколько часов или дней, пока починят почтовый сервер. Готов ли руководитель компании заплатить, например, 10 тыс. долл. за то, чтобы электронная почта работала всегда безотказно? А100 тысяч? А если учесть что в современной бизнес-среде в архивах электронной почты может содержаться до 90% текущей бизнес-информации, и отказ в доступе к этим данным ведет к остановке бизнеса?
Классический пример, банк. Что такое сбой в работе АБС банка утром? Клиенты постоят в очереди час-другой, подождут. Сбой вечером совсем другое дело. Любой банковский специалист знает, если АБС вечером так и не заработает, то "макет" придется судорожно набивать руками. Сколько банк готов заплатить за то, чтобы сотрудники меньше работали руками?
Сбои в работе оборудования телекоммуникационных провайдеров, пожалуй, наиболее серьезны по последствиям. Провайдер обеспечивает связью сотни, тысячи клиентов. Любые отказы сервиса у провайдера мгновенно отражаются на функционировании клиентов-компаний и жестко бьют по репутации провайдера. Поэтому ЦОД как комплекс надежных инфраструктурных решений для провайдеров массовых услуг наиболее актуален.
Место расположения ЦОД
Где вы предпочтете парковать на ночь свою машину, чтобы, как говорится, спать спокойно? В собственном гараже, у дома на улице, на охраняемой парковке? Какая разница между этими вариантами?
Важный вопрос — где будет ЦОД расположен относительно компании. Это может быть специально оборудованное помещение в офисном здании с поддержкой силами собственного персонала. Другой вариант — отдать все на аутсорсинг. При этом оборудование можно разместить на внешней площадке и обеспечить полную поддержку ЦОД выбранным поставщиком услуг.
Каковы особенности обоих вариантов? Каждая особенность может быть как плюсом так и минусом.
Рассмотрим особенности расположения ЦОД на своей территории, в помещении офисного здания.
• Все оборудование физически доступно персоналу. Имеет смысл, если обслуживание проводится своими силами. Это удобно в случае, если собственный персонал высококвалифицирован.
• Безопасность технических средств и носителей информации обеспечивается собственными силами. Нет проблем с требованиями службы безопасности.
• Для соединения внутренних пользователей с ЦОД можно использовать высокоскоростную ЛВС.
• Для организации ЦОД нужно много электричества. Как правило, речь идет о 100200 кВт и более. А с выделением электрической мощности в здании, особенно в Москве, могут возникнуть проблемы. В здании может просто не оказаться "лишних киловатт".
• Для соответствия помещения стандартам TIA/EIA 942 требуется серьезная подготовка помещения ЦОД с точки зрения инженерных служб. Что это означает? Надо прокладывать электрические кабели, устанавливать охлаждающее оборудование, проводить коммуникации. Иногда для установки тяжелого оборудования надо дополнительно укреплять напольные перекрытия. Если помещения арендуются, то необходимо согласовывать все эти действия с компанией-арендодателем. Будет ли арендодатель в восторге от таких предложений? Процесс согласования может очень сильно затянуть сроки внедрения.
• Если к ЦОД планируется подключение большого количества подразделений компании из разных мест, то часто необходим "широкий" канал связи от филиалов до ЦОД. В здании, где располагается офис, может не оказаться канала связи требуемой пропуск-
ной способности.
Особенности расположения ЦОД на внешней площадке, например у провайдера:
• меняется структура расходов. Капитальные затраты на построение ЦОД превращаются, по сути, в арендные платежи;
• нет необходимости оборудовать помещение ЦОД. Это забота поставщика услуг;
• на площадке провайдера обычно больше возможностей по организации каналов связи;
• безопасность технических средств гарантирует провайдер. Таким образом, компания доверяет свои данные. Вы готовы доверить нервную систему своего бизнеса провайдеру?
• доступ сотрудников компании к ЦОД ограничен. Возможно, потребуется организовывать рабочую группу поддержки, которая будет работать на удаленной площадке посменно.
Еще один вопрос — должен ли ЦОД быть распределенным? Высокий уровень качества услуг (SLA, Service Level Agreement) должен гарантировать работу сервисов даже при локальных катастрофах или отказе электрообеспечения на площадке, поэтому для обеспечения действительно непрерывного бизнеса инфраструктура ЦОД должна размещаться минимум на двух площадках.
Этапы внедрения
Как правило, после первых концептуальных набросков нового корпоративного ЦОД у заказчика появляется пессимистический взгляд на возможности собственного бюджета. Не надо пытаться сделать все сразу. Лучше делать в несколько этапов. Каждый этап должен приносить конкретные плюсы и избавлять от конкретного списка рисков. Каждый этап лучше фиксировать как отдельный проект с четким и ясным техническим заданием, но в целом, должна быть генеральная концепция для построения органичного и действительно эффективного решения.
Оптимальный набор этапов:
— во-первых, построение базовой инфраструктуры ЦОД, включая инженерную инфраструктуру. Реализация в ЦОД ключевых сервисов с целью улучшения их SLA. Обучение собственного персонала;
— во-вторых, перевод в стены ЦОД всех ИТ-сервисов, разбросанных по структурам компании, включая филиальную сеть. Формирование регламентов работы;
— в-третьих, построение распределенного решения. Добавление резервной площадки с сервисами для непрерывного бизнеса, распределенного хранения и репликацией данных.
Какие платформы выбирать?
Как среди множества инфраструктурных решений выбрать то, что подходит конкретной компании наиболее оптимально? Старая загадка "Какое животное сильнее — слон или кит?" очень актуальна и сегодня.
Что такое оптимальное и действительно эффективное решение применительно к конкретной ситуации? Здесь большинству компаний нужна консультация профессионалов, которые будут вникать в детали и нюансы, как бизнеса, так и уже существующей корпоративной инфраструктуры.
Оптимальность конкретного решения можно определить как наилучший набор параметров таких как:
• функциональность;
• совместимость;
• универсальность;
• масштабируемость;
• популярность на рынке;
• сроки внедрения;
• подходящая стоимость.
Если компания ищет самое дешевое решение, не разбираясь глубоко в сути предлагаемых решений, это ошибка.
Пилотный проект
Полезна ли для выбора платформы возможность получить оборудование в тестовое пользование? Делали ли вы тест-драйв до покупки нового дорогого автомобиля? Многие поставщики решений предоставляют оборудование для тестов, чтобы специалисты компании могли предварительно поработать, потрогать, что называется, своими руками, запустить необходимые приложения и убедиться, что все функционирует именно так как написано в ярких рекламных буклетах. Предварительное тестирование сильно снижает риск при выборе решения.
Популярность выбранного решения может дать уверенность в том, что на рынке труда есть специалисты, которые смогут сопровождать платформу в будущем.
Выбрать отечественное решение или западное?
Часто вопрос выбора выглядит именно как выбор отечественного производителя или западного. В результате сравнения выигрывают, как правило, решения западных производителей. Почему так?
Преимущества западных производителей очевидны по всем направлениям: это и большая линейка продуктов, и маркетинг, и налаженная сеть поставщиков, и ОЕМ-соглаше-ния, аутсорсинг исполнителей в других странах. Отечественный производитель может
предложить, по сути, только компьютеры, серверы и системы хранения данных. Западный производитель предлагает заказчику почти все, что только можно представить. Это не только аппаратные компоненты, но и самое разное программное обеспечение, в том числе и специализированное для ЦОД. Пока что получается, что отечественные решения, по крайней мере, на рынке серверов, хоть и имеют заметную долю рынка, но постепенно ее теряют.
Проектирование ЦОД
Оптимально проектировать свой первый ЦОД специалисты компании часто не в состоянии, и им нужна помощь профессиональных консультантов. В данной ситуации хороший системный интегратор заказчику выгоднее, чем крупный западный вендор. Вендор часто просто навязывает линейку своих продуктов, пользуясь своим авторитетом и неопытностью заказчика. Крупный интегратор, как правило, владеет пакетом конкурирующих технологий, и способен вникнув в нюансы предложить наиболее эффективное решение.
Кроме того, в процессе проектирования могут измениться требования заказчика, и в случае, если договор на проектирование заключен с вендором, то поменять договор с западной компанией — это задача не из легких. Отечественные системные интеграторы, как правило, более гибки во всех подобных аспектах.
Внедрение
Каковы преимущества внедрения руками системного интегратора? Он располагает штатом людей, нет языкового барьера, лучше знает заказчика, местную специфику, более гибок в работе с клиентом, готов брать ответственность за результат, может интегрировать решения разных вендоров между собой.
Как понять, какой из интеграторов лучше? Задайте вопрос поставщику услуг, соответствует ли проект ЦОД стандарту ТI А/ ЕIА-942? Если люди не могут ответить на этот вопрос уверенным "да" и немедленно доказать это, то скорее всего с таким интегратором лучше проститься.
Основные показатели уровня интегратора
— оборот, сертифицированные специалисты и конечно успешно реализованные проекты. Все эти данные доступны в открытых источниках. Менее популярный показатель — количество вендоров, с которыми интегратор имеет партнерство. Этот показатель важен для того, чтобы понять насколько широк спектр решений и не будет ли интегратор пристрастен в предпочтениях при выборе решения.
Хороших специалистов тоже мало. Основной актив системных интеграторов — специа-
листы. Надо требовать, чтобы решение внедряли конкретные специалисты, у которых уже есть опыт работы именно с этими продуктами. Надо требовать сертификаты о прохождении тех или иных курсов, описание проектов, выполненных этими инженерами.
Внутри компании необходимо выделить ответственного менеджера, который будет управлять проектом совместно с менеджером проектов исполнителя. Для группы внедрения также нужны условия для работы в офисе заказчика, например, оборудованные дополнительные рабочие места, на которых будут работать специалисты исполнителя.
Сам процесс внедрения, участие в нем собственных специалистов, повышает их профессиональный уровень, открывает дорогу к новым знаниям.
Что дальше?
ЦОД внедряется с прицелом на использование в течение длительного срока. Любое активное оборудование, купленное 4-5 лет назад, сегодня уже устарело. Логично предположить, что то, что покупается сегодня, также устареет через 5 лет. Это надо учитывать при планировании.
Будущее предсказать сложно. Технологии, используемые в ЦОД, с одной стороны, следуют за потребностями, с другой, их формируют. Поэтому будущее можно представить как конгломерат ожиданий пользователей и новых технологий, которые сейчас еще только зарождаются.
Простой пример, не из области ЦОД. Например, уже сейчас появились разработки датчиков и указателей, надеваемых на кисть человека. Поэтому можно предположить, что указателю типа "мышь" осталось жить считанные годы, его заменит какое-нибудь подобие интеллектуальной перчатки.
Какие технологии будут использоваться в будущем? В первую очередь — это продолжение сегодняшних тенденций, таких как увеличение быстродействия и многоядерности процессоров, увеличение объемов дисковых накопителей, дальнейшая виртуализация вычислительных ресурсов и хранения данных.
Какое новое решение было бы интересно пользователям сейчас? Пожалуй, в первую очередь это платформа виртуальной вычислительной инфраструктуры, совмещенная с виртуальной средой хранения данных. Это самое новое и быстроразвивающееся направление. Если сделать такое решение независимым от оборудования и прозрачным для приложений и распределенным на несколько площадок, то это будет аналог распределенного ЦОД без всяких сложностей типа распределенных кластеров.
I