А. И. Вахмистров A. I. Vakhmistrov
А. П. Родионов A. p. Rodionov
Системный подход к развитию малого и среднего предпринимательства
System Approach to the Small and Average Business
Development
Вахмистров Александр Иванович
северо-Западный институт управления — филиал РАнХиГс (санкт-Петербург) Профессор кафедры мировой и национальной экономики
Доктор экономических наук, профессор [email protected]
Родионов Александр Павлович
северо-Западный институт управления — филиал РАнХиГс (санкт-Петербург) старший преподаватель кафедры мировой и национальной экономики кандидат экономических наук innovation78@mail .ш
Vakhmistrov Aleksandr Ivanovich
North-West Institute of Management — branch of the
Russian Presidential Academy of National Economy and
Public Administration (Saint-Petersburg)
Professor of the Chair of World and National Economy
Doctor of Science (Economics), Professor
Rodionov Aleksandr pavlovich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Senior lecturer of the Chair of World and National Economy
Ph. D. in Economic Sciences [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
малый и средний бизнес, государство, государственная поддержка, развитие предпринимательства
KEY WORDS
small and medium business, government, reform, support, business development РЕФЕРАТ
В статье рассмотрены вопросы стимулирования среднего и малого бизнеса в России, дан обзор некоторых аспектов зарубежного опыта поддержки и ведения среднего и малого бизнеса, предложены пути дальнейшего развития отечественного среднего и малого бизнеса.
REFERENCES
The questions of efficiency of small and medium business in Russia, according to a review of international experience of small and medium businesses, to explore ways of further development of domestic small and medium enterprises at the present stage of economic development at the state support of entrepreneurship.
Развитие отечественной экономики предполагает стимулирование малого и среднего бизнеса. Развитие отечественного малого и среднего бизнеса способствует наполняемости бюджета, созданию новых рабочих мест, а также решению других социально-экономических задач.
Под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных государственными органами критериях. Наиболее общими критериями отнесения предприятий к малому бизнесу являются: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем
управленческое консультирование . N 3 . 2013
59
2 оборота (прибыли, дохода). Так как кри-^ терии отнесения к малому предприни-о мательству уточняются и дополняются, о рассматривается внесение в список ис-го пользуемых такого критерия, как устах новленные границы предельно получае-н- мого малыми предприятиями годового < дохода [5].
т Изучение мирового опыта ведения малого и среднего предпринимательства на примере экономически развитых стран (США, Испании, Франции) говорит в пользу опережающего развития этого сектора экономики. Так, в США фирмы малого и среднего бизнеса возникли в эпоху Великой депрессии как средство вывода экономики из кризиса. В настоящее время в США насчитывается более 7 млн предприятий с численностью работников менее 500 человек, из них с численностью менее 20 человек — около 6 млн. Сектор индивидуального предпринимательства насчитывает 18,3 млн предприятий [4].
Малое и среднее предпринимательство в США распространено в торговле, в предоставлении финансовых и социальных услуг, а также в сфере научных инноваций. В настоящее время достигнуто значительное развитие этих предприятий по сравнению с 1980 г., в 1980 г. — 13 млн предприятий, 2006 г. — 26 млн предприятий. Рост показателей в 2 раза говорит о мощном толчке в развитии малого и среднего предпринимательства на территории США, которое предоставляет 2/3 рабочих мест в экономике.
Поддержка государства заключается в составлении государственных программ развития малого и среднего бизнеса в случае чрезвычайных обстоятельств, программы государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов малыми предприятиями. Государство предоставляет налоговые льготы и бонусы, стимулируя развитие малых форм предпринимательства. Так, бонус первого года предполагает взимание налогов не со всей суммы налогообложения, а в размере только 50% от всей налогооблагаемой суммы. Государственная политика снижения федеральных налогов способствует возник-
новению в США новых предприятий, гарантируя предоставление новых рабочих мест.
Европейский опыт развития малого и среднего предпринимательства можно представить на основе изучения его организации в Испании, где данный сектор экономики занимает 72% ВВП [1]. Сфера деятельности малого и среднего бизнеса в Испании — это сельское хозяйство (до 80%), а также строительство и промышленность — около 20%. Упор в развитии малого и среднего предпринимательства сделан на развитие агропромышленного сектора экономики, включая производство зерна и сельскохозяйственной продукции. Развиты пищевая индустрия малого предпринимательства, строительство и туризм.
Государственная поддержка заключается в разработке программ поддержки развития малого и среднего бизнеса, стимулируя и поддерживая возникновение новых предприятий на начальном этапе. В течение первых пяти лет предприниматель не платит налоги, а также ему предоставляется бессрочный кредит для развития бизнеса. Особое место в программах развития экономики занимает развитие малого предпринимательства, которое предоставляет рабочие места таким категориям населения, как женщины, студенты и иммигранты. Развитие малого предпринимательства в Испании способствует развитию экономик удаленных местностей, предоставляя рабочие места населению, решая задачи социально-экономического развития.
Показателен также опыт Франции, где действуют 3 млн малых и средних предприятий, половина из них — в сфере услуг, 780 тыс. — в торговле, 350 тыс. — в строительстве, 303 тыс. — в промышленности. Малый бизнес Франции предоставляет 40-50% рабочих мест, 1,5 млн малых предприятий относится к семейному или индивидуальному предпринимательству без найма рабочей силы, на 1200 предприятиях трудятся менее 10 человек наемного персонала. Доходы предприятий не имеют четких и законодательных ограничений.
Во Франции действует программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. В первые два года малые предприятия освобождаются от налогов на акционерные общества и местных налогов, снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особое значение придается развитию малого бизнеса в экономически депрессивных зонах. Государство воздействует на бизнес, снижая налоги, распространяя скидки и выплаты в фонды социального обеспечения (здравоохранение, пенсионный фонд, фонд для многосемейных, в кассу пособий для безработных).
Государственная система поддержки безработных, которые решают открыть собственный малый бизнес, включает освобождение от налогов на три года, от выплат в социальные кассы поддержки безработных на один год. Выдаются специальные чековые книжки, по которым возможна оплата курсов по менеджменту, юриспруденции и бухгалтерскому учету. Государство предоставляет условия для получения льготных кредитов, ссуд, субсидий для малых предприятий, стимулируя развитие экономического сотрудничества государства и общества.
Отметим, что в экономике развитых стран в сфере малого и среднего бизнеса занято 2/3 работающих, создается более половины ВВП. Доля малого предпринимательства в России — около 10% ВВП, стоимость основных фондов — не более 3% [2]. Это обусловлено проблемами организации малого предпринимательства в стране. Трудности при организации малого бизнеса возникают из-за высоких цен на материально-технические ресурсы; невозможности получения кредитов на выгодных условиях; отсутствия налоговых льгот на начальных этапах организации; неразвитости производственной инфраструктуры; отсутствия начального капитала; низкого квалификационного уровня предпринимателей; слабой информационной базы.
Благоприятная среда для развития малого бизнеса должна создаваться на
основе государственной программы 2 поддержки малого бизнеса, включающей | четко разработанные меры поддержки о (механизм действия на всех этапах ра- о боты по развитию малого бизнеса, фи- т нансовая поддержка, налоговые льготы, х программы предоставления кредитов, н организация центров по предоставле- < нию информационных услуг по ведению т малого бизнеса). Причем каждый регион имеет свои особенности развития малого предпринимательства.
Например, в Санкт-Петербурге остро стоит проблема наличия помещений, используемых малыми предприятиями для ведения своей деятельности. Так, ежегодно в Санкт-Петербурге под ведение малого бизнеса выкупается около 1000 квартир на первых этажах жилых домов, так как законодательством не запрещен перевод таких помещений в нежилой фонд. Вопрос аренды жилья стоит остро перед малым бизнесом в Санкт-Петербурге. Так, размер выкупаемых квартир под ведение малого бизнеса составляет около 50 м2. Выкуп помещения стоит около 5,5 млн руб., еще около 1,2 млн руб. уходит на перевод жилья из жилого фонда в нежилой, а также ремонт помещений. Окупаемость подобных операций составляет около семи лет, а при росте цен на рынке жилья вырастет значительно и составит более девяти лет, по оценкам экспертов. Вопрос аренды помещений под ведение малого предпринимательства требует, таким образом, неотложного решения.
Важным условием успешного развития малого предпринимательства являются цены и тарифы на электроэнергию для предприятий малого и среднего бизнеса. С 2011 г. действуют свободные цены на отпускаемую электроэнергию, что негативно отразилось на малом и среднем предпринимательстве. Рост тарифов в 2 раза привел многие малые предприятия на грань банкротства. Рост цен на электроэнергию по цепочке отразится на всех этапах выпуска товаров и предоставления услуг населению, значительно увеличивая конечные цены.
управленческое консультирование . N 3 . 2013
61
2 Незащищенность малого и среднего ^ бизнеса отрицательно влияет на его раз-о витие, необходимо принимать меры на о государственном уровне по совершен-со ствованию законодательной, в частно-х сти — налоговой, базы, предоставляя н- льготы для ведения малого предпри-< нимательства. Для успешного развития т малого и среднего бизнеса необходима поддержка на государственном уровне, нужно совершенствовать правовую базу, четко прописывая сложные вопросы его функционирования на всех уровнях взаимодействия власти, бизнеса, населения, создавая благоприятные условия для роста экономики в сфере малого и среднего бизнеса.
Государственная политика развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивая и гарантируя необходимые условия, способствует вовлечению населения в малый и средний бизнес, увеличивая предпринимательский потенциал и занятость населения. В России, по мнению авторов, в настоящее время уделяется недостаточно внимания для развития малого и среднего предпринимательства. Существующие структуры содействия малому и среднему предпринимательству больше заняты своими собственными проблемами, не уделяя должного внимания конкретной помощи предпринимателям. Государственная поддержка развития малого предпринимательства заключается в том, что создаются рамочные условия функционирования субъектов рынка при соблюдении ими требований нормативно-правовой базы. Государство при этом является инструментом рыночного регулирования и стимулирования рыночных процессов в рамках принятых концепций развития национальной экономики [3].
Анализ отечественного и зарубежного опыта стимулирования малого и среднего предпринимательства позволяет выделить следующие направления дальнейшего укрепления данных форм хозяйствования:
• создание нормативно-правовой базы, устанавливающей уведомительный характер начала предпринимательской деятельности на потребительском рынке;
• совершенствование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в области создания новых инновационных продуктов и технологий во взаимодействии с крупным бизнесом, научными и образовательными центрами; введение грантов по развитию инновационной деятельности;
• предоставление субсидий на внедрение новых современных технологий, на закупку современного оборудования;
• содействие развитию конкурентоспособных предприятий, экспортирующих свою продукцию, технологии и услуги на мировой рынок;
• создание новой и поддержка имеющейся инфраструктуры, содействующей росту предпринимательской культуры ведения бизнеса;
• развитие программ лизинга;
• создание образовательных центров по подготовке и повышению квалификации кадров, пропаганда получения новых знаний и опыта в условиях развивающейся инновационной экономики;
• стимулирование применения технологий энергосбережения, снижения издержек энергопроизводства, предоставления комплекса услуг по энергосервису;
• развитие системы государственных заказов на предприятиях малого и среднего бизнеса, гарантирующих сбыт продукции, укрепляющих имеющиеся мощности и ведущих к созданию новых производственных мощностей с применением новых современных технологий;
• принятие государственных целевых программ поддержки малого и среднего бизнеса, предоставление финансово-кредитной поддержки развития и укрепления бизнеса.
Литература 2
X
1. Два кита испанской экономики. Опыт развития малого и среднего бизнеса / Под ред. 2 В. Л. Верникова. М.: Весь мир, 2010. °
2. Зельднер А. Г., Ваславская И. Ю., Южелевский В. К. Государство и экономика: Факторы о роста. М.: Наука, 2010. го
3. Калугина З. И. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и органи- ^ зация промышленного производства. 2006. № 2. С. 105-127. ^
4. Малый бизнес: Учеб. пособие / Под ред. В. Я. Горфинкеля. М.: Кнорус, 2009. ^
5. Никитина Л. Н., Худилайнен М. И. Становление малого бизнеса в России // Инновации. ^ 2006. № 9. С. 367.
References
1. Two pillars of the Spanish economy. Experience of development of small and medium business / Under the edition of V. L. Vernikov. M.: Whole world, 2010.
2. Zeldner A. G., Vaslavskaya I. Yu., Yuzhelevsky V. K. State and economy: Growth factors. M.: Science, 2010.
3. Kalugina Z.I. Big problems of small business of Siberia // EKO. Economy and organization of industrial production. 2006. N 2. P. 105-127.
4. Small business: Tutorials / Under the edition of V. Ya. Gorfinkel. M.: Knorus, 2009.
5. Nikitina L. N., Hudilainen M. I. Formation of small business in Russia // Innovations. 2006. N 9. P. 367.
управленческое КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ . N 3 . 2013
63