С.И. Шляфер,
д.м.н., заведующая отделением организации планирования и управления научными исследованиями ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г.Москва, Россия, [email protected]
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 614.2
Шляфер С.И. Анализ показателей деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия)
Аннотация. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется динамическим увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста, что требует совершенствования комплексной медико-социальной помощи с более активным участием социального сектора и привлечения негосударственных учреждений.
Социальное обслуживание включает социальные услуги, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей их в социальных услугах. В статье представлен анализ основных показателей деятельности учреждений государственной (муниципальной) системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации за последние 13 лет (стационарные учреждения социального обслуживания, отделения социального обслуживания на дому, центры социального обслуживания), нормативные документы, регламентирующие их работу.
Ключевые слова: социальное обслуживание, пожилой человек, инвалид, стационарное социальное обслуживание, нестационарная форма социального обслуживания.
В Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых стран мира, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения лиц старше трудоспособного возраста [2].
В России на 1 января 2012 г. проживало 32,4 млн. человек старше трудоспособного возраста, что составило 22,7% от всего населения (в 1990 г. - 27,6 млн. человек (18,7%)).
Повышение доли лиц пожилого возраста в составе населения влечет изменения в масштабах и структуре заболеваемости, требующие более высоких затрат на медицинскую помощь и медико-социальное обслуживание. Только в силу действия этого фактора потребность в расходах на здравоохранение возрастет в 2020 г. более чем на 15% [7].
С возрастом у человека увеличивается потребность в социальной помощи.
Одной из важнейших задач государства является создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения.
С.И. Шляфер, 2013 г.
№Ю Менеджер
2013 здравоохранения /
Федеральным законом № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определено, что государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Также социальное обслуживание может осуществляться предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности [6].
Федеральным законом №122-ФЗ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регламентировано, что социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности [5].
Государственная (муниципальная) система социального обслуживания граждан пожилого возраста состоит из самостоятельных учреждений различных типов, а также подразделений, находящихся в структуре органов социальной защиты населения, которыми осуществляется предоставление социальных услуг во всех формах обслуживания.
В статье 16 Федерального закона № 122-ФЗ от 2 августа 1995 г. определено, что формы социального обслуживания включают:
— стационарное социальное обслуживание (дома-интернаты, пансионаты и другие учреждения социального обслуживания независимо от их наименования);
— социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
— полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
— срочное социальное обслуживание;
— социально-консультативная помощь [5].
Деятельность стационарных учреждений
социального обслуживания пожилых людей и инвалидов направлена на создание более комфортных условий проживания, организацию качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление разнообразных услуг, социально-культурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальной коммуникации проживающих в домах-интернатах.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, которые предназначены для постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании [3].
Социальную помощь в России на начало 2012 г. оказывали в 1417 стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и взрослых инвалидов, в том числе в 865 общего типа, 488 психоневрологических учреждениях, 23 домах милосердия, 31 геронтологическом центре. Количество стационарных учреждений социального обслуживания за 13 лет увеличилось на 37,4%, в том числе учреждения общего типа — на 62,3%, психоневрологические — на 10,4%, дома милосердия — в 1,5 раза, геронтологи-ческие центры — в 3,1 раза (таблица 1).
На начало 2012 г. в стационарных учреждениях социального обслуживания проживало 245 тысяч человек, в том числе больше половины (57,5%) (141 тысяча) в психоневрологических учреждениях, 37,5% (92 тысяч) — в учреждениях общего типа, 3,3% (8 тысяч) — в геронтологических центрах, 0,8% (2 тысячи) — в домах милосердия. За 13 лет число про-
Таблица 1
Основные показатели деятельности стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов1 в Российской Федерации за 2000-2012 гг. (на начало года) [3 и 4]
Годы
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Число учреждений для
граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых) 1031 1132 1159 1207 1248 1308 1390 1507 1542 1530 1512 1475 1417
в том числе:
общего типа 533 592 618 657 685 708 804 928 1004 984 965 904 865
психоневрологические2 442 441 440 441 442 442 446 455 457 474 485 502 488
реабилитационные центры для инвалидов 31 23 24 22 26 28 34 13 18 11 10 9 10
молодого возраста
дома милосердия 15 64 64 72 71 103 78 79 29 29 23 28 23
геронтологические центры 10 12 13 15 24 27 28 32 34 32 29 32 31
Численность прожи- ■
вающих в учреждениях для граждан пожилого 206 212 217 219 224 230 235 239 241 245 244 245 245
возраста и инвалидов (взрослых), тыс. человек
в том числе:
в учреждениях общего типа 80 83 85 86 86 88 91 95 96 95 96 93 92
в психоневрологических учреждениях2 120 122 124 125 127 128 129 129 131 137 136 140 141
в реабилитационных центрах для инвалидов 3 2 3 3 2 3 4 4 3,5 3 2,1 2 3
молодого возраста
в домах милосердия 1 2 2 2 2 3 3 3 2,1 2 1,7 2 2
в геронтологических центрах 2 3 3 3 6 7 8 8 8,8 8 7,9 8 8
Состоит на очереди
для помещения в учреждения для 17,9 12,7 16,6 16,7 18,3 21,2 20,9 23,2 22,0 18,3 20,8 19,2 18,1
взрослых, тыс. человек:
из них на очереди более года 3,0 3,4 5,5 5,0 5,0 7,7 8,4 10,5 9,2 8,1 8,8 9,1 8,8
1 По данным Минздравсоцразвития России.
2 2000 г. — для психохроников.
№ Ю Менеджер
. 2013 здравоохранения /
д-
живающих увеличилось на 18,9% (с 206 до 245 тыс. человек) (таблица 1).
Для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания на начало 2012 г. состояли на очереди 18,1 тыс. пожилых людей и инвалидов, из них 48,6% ожидают в очереди более года (в 2000 г. — 16,8%). За 13 лет изучения отмечено увеличения числа пожилых и инвалидов, состоящих в очереди для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания, с 17,9 до 18,1 тыс. (на 1,1%), в том числе ожидающих более года — с 3,0 до 8,8 тыс. (в 2,9 раза), что свидетельствует о стабильно высокой потребности пожилых людей в стационарном социальном обслуживании.
Важную роль в формировании современной целостной системы социального обслуживания граждан старше трудоспособного возраста имеет развитие нестационарных форм социального обслуживания (надомной, полустационарной и срочной социальной) при стабильном росте сети стационарных учреждений.
Начиная с середины 80-х годов XX века, в России функционируют отделения социального обслуживания на дому для одиноких пожилых людей и нетрудоспособных граждан.
В статье 17 Федерального закона № 122-ФЗ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определено, что социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
— организация питания, включая доставку продуктов на дом;
— помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
— содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
— поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
— содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
— содействие в организации ритуальных услуг;
— другие надомные социальные услуги [5].
В статье 18 Федерального закона
№ 122-ФЗ от 2 августа 1995 г. регламентировано, что социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях.
В Российской Федерации на начало 2012 г. работало 11 311 отделений социального обслуживания на дому, где за год получили помощь почти 1,09 млн. человек.
За 2000-2012 гг. число отделений социального обслуживания на дому уменьшилось на 1,2% (с 11 444 до 11 311), численность обслуженных в них граждан увеличилась на 3,6% (с 1,05 до 1,09 млн. человек) (таблица 2).
На начало 2012 г. число граждан пожилого возраста и инвалидов, состоящих на учете и ожидающих своей очереди для принятия на надомное обслуживание, составило 15 060 человек. За изучаемый период уменьшилось число пожилых и инвалидов, состоящих на очереди для социального обслуживания на дому, в 4,7 раза (с 71 041 до 15 060).
Остается высокая потребность пожилых людей в обслуживании на дому. Однако в течение последних 13 лет отмечается отток социальных работников отделений социаль-
Таблица 2
Основные показатели деятельности отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов1 в Российской Федерации
за 2000-2012 годы (на начало года) [4]
Показатели
Отделения социального обслуживания на дому
Число отделений 11444 11664 11861 12 178
Численность граждан пожилого возраста и инвалидов,
зарегистрированных для надомного обслуживания (за 1 120 123 1 154 782 1 184 478 1 229 365 год), человек
Численность обслуженных граждан пожилого возраста и инвалидов (за год):
всего, человек 1 049 082 1 067 080 1 104 328 1 103 164
в % от общей численности зарегистрированных 93,7 92,4 93,2 89,7
Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, состоящих на учете и ожидающих своей очереди для принятия на надомное обслуживание 71 041 87 702 80 150 126 201
Численность социальных работников, фактически работающих 198976 194 128 194 362 197 087
Нагрузка на одного социального работника, человек 5,6 5,9 6,1 6,2
Годы
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
12 400 12 465 12 479 11938 11988 11 949 11 456 11 395 11 311
1255 888 1264 389 1267 081 1215 624 1188 270 1 182 453 1 146 640 1 120 801 1 101 881
1122 051 1138 977 1147 846 1100 881 1107 651 1108 200 1100 828 1088 921 1086 821
89,3 90,1 90,6 90,6 93,2 93,7 96,0 97,2 98,6
133 837 125412 119235 114 743 80619 74 253 45 812 31880 15060
196425 194450 194 543 178579 181726 184147 176363 172526 171185
6,4 6,5 6,5 6,8 6,5 6,4 6,5 6,5 6,4
1 По данным Минздравсоцразвития России; до 2003 г. — без данных по Чеченской Республике.
№ Ю
3013
Менеджер
ного обслуживания на дому на 14,0% (с 198 976 до 171 185), что связано с низкой оплатой труда и увеличением нагрузки на одного социального работника (с 5,6 до 6,4 человек).
В настоящее время в нашей стране активно развивается форма полустационарного социального обслуживания.
Согласно статье 19 Федерального закона № 122-ФЗ от 2 августа 1995 г., полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание [5].
Основной формой полустационарного социального обслуживания являются центры социального обслуживания. Центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания, временного проживания, отделения социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи.
Задачами центра социального обслуживания являются:
— выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
— определение конкретных видов и форм помощи;
— предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера;
— социально-бытовое обслуживания населения;
— привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой,
медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.
Одной из важных задач работы центров является социальное обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарственными средствами, организация уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и др.), информирование и консультирование и
др. [1].
На начало 2012 г. в стране работало 2196 центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, из них 833 центра имели отделения дневного пребывания на 22 009 мест и 510 — отделения временного проживания на 10 745 мест. За 13 лет отмечен рост числа центров социального обслуживания на 25,9% (с 1744 до 2196), числа отделений временного проживания — на 19,7% (с 426 до 510). За 13 лет уменьшилось число отделений дневного пребывания на 15,9% (с 991 до 833).
За анализируемый период число мест в отделениях временного проживания увеличилось на 13,2% (с 9495 до 10 745), дневного пребывания уменьшилось на 18,5% (с 26 993 до 22 009).
За год в отделениях было обслужено почти 500,5 тыс. человек, в том числе в отделениях дневного пребывания — почти 467,2 тыс. человек (93,3%), в отделениях временного проживания — почти 33,3 тыс. человек (6,7%).
За 13 лет уменьшилось число обслуженных лиц в отделениях дневного пребывания — на 21,3% (с 593 911 до 467 169) и временного проживания — на 25,7% (с 44 838 до 33 295) (таблица 3).
В статье 22 Федерального закона № 122-ФЗ определено, что срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам,
Таблица 3
Основные показатели деятельности центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов1 в Российской Федерации за период с 2000 по 2012 годы (на начало года) [4]
Показатели Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005
Центры социального обслуживания
Число центров 1744 1825 1875 1955 2025 2082
в них отделений:
— временного проживания 426 596 696 684 707 710
— дневного пребывания 991 1069 1150 1183 1169 1185
Число мест в отделениях:
— временного проживания 9495 12 904 14 793 14 443 15 207 14 981
— дневного пребывания 26 993 29 080 31046 32 370 : 31 694 32 084
Численность обслуженных лиц (за в отделениях (всего), в том числе: год) 638 749 747 736 879 870 860 365 860 875 920 081
— временного проживания 44 838 40 882 54 393 51 507 57 706 58 671
— дневного пребывания 593 911 706 854 825 477 808 5 858 803 169 861 410
Показатели Годы
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 1
Центры социального обслуживания
Число центров 2238 2223 2266 2264 2219 2185 2196
в них отделений:
— временного проживания 716 603 576 572 523 528 510
— дневного пребывания 1154 1099 1099 1066 1026 929 833
Число мест в отделениях:
— временного проживания 15 384 13 405 12 564 13 089 10 922 10 968 10 745
— дневного пребывания 31 141 29 844 28 300 26 806 25 529 23212 22 009
Численность обслуженных лиц (за в отделениях (всего), в том числе: год) 935 157 711 724 725 413 664 366 698 985 | 607 497 500 464
— временного проживания 53 902 56 090 43 798 49 228 47 197 34 835 33 295
— дневного пребывания 881 255 655 634 681 615 615 138 651 788 ; 572 662 467 169
По данным Минздравсоцразвития России; до 2003 г. — без данных по Чеченской Республике.
остро нуждающимся в социальной поддержке, и может включать следующие социальные услуги: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилого помещения; организа-
цию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц; организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров; иные срочные социальные услуги [5].
На начало 2012 г. в нашей стране функционировали 1991 отделение срочного
№Ю Менеджер
. 2013 здравоохранения /
Таблица 4
Основные показатели деятельности отделений срочного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов1 в Российской Федерации за период с 2007 по 2012 гг. (на начало года) [4]
1 По данным Минтруда России.
социального обслуживания. За год в отделениях было обслужено более 12,64 млн. человек и оказано 24,7 млн. услуг.
За 2007-2012 гг. число отделений срочного социального обслуживания уменьшилось на 5,2% (с 2101 до 1991), число обслуженных лиц увеличилось на 10,6% (с 11 435 до 12 643 тыс.), число оказанных услуг — на 26,8% (с 19 492 до 24 711 тыс.) (таблица 4).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 122-ФЗ регламентировано, что социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства, ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает: выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи; профилактику различного рода социально-психологических отклонений; работу с семьями, в которых живут граждане
ь_
пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга; консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов; обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов; правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания; иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов [5].
Проведенное изучение показало, что у пожилых людей велика потребность в услугах, оказываемых в учреждениях государственной (муниципальной) системы социального обслуживания.
В настоящее время разработан и находится на обсуждении проект федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который устанавливает единые стандарты оказания бесплатных и платных социальных услуг по всей России.
1. Белоконь О.В., Костенко Т.Н., Мунтяну Л.В. Медицинское и социальное обслуживание пожилых в России//Главврач. — 2006. — № 9. — С. 56-59.
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 297 от 28 июля 1999 г. «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации». — http://www.zdrav.ru/libra-гу/геди1аАоп$^есм1.рНр?Ю=26455 (дата обращения 11.10.2010).
3. Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2012. — 786 с.
4. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2012: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2012. — 319 с.
5. Закон Российском Федерации № 122-ФЗ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». — http://www.le-gis.ru/misc/doc/447 (дата обращения 11.10.2010).
6. Закон Российской Федерации № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». — http://ba-se.consultant.ru (дата обращения 20.02.2011.
7. Шевский В.И, Шейман И.М., Шишкин C.B. Модернизация российского здравоохранения: 2008-2020 гг. Концепция Государственного Университета — Высшей школы экономики. — М., 2008. — www.rosno-ms.ru/LoadedFiles/kontsept-siya.doc (дата обращения 7.03.2010).
UDC 614.2
Shliafer S.I. The analysis of indicators of activity of establishments of social service of citizens of advanced age in the Russian Federation (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health Development of the Russian Federation, Moscow, Russia)
Abstract. The demographic situation in Russia is characterized by a dynamic increase in the proportion of elderly, which requires the improvement of integrated health and social care with more active participation of the social sector and to attract non-state institutions.
Social care the elderly, the disabled, is an activity to meet the needs of social services. Social service includes the collection of social services provided to citizens and the disabled elderly at home or in social service institutions, regardless of ownership.
In article the analysis of the basic indicators of activity of establishments of the state (municipal) system of social service of citizens of advanced age and invalids in the Russian Federation for last 13 years (stationary establishments of social service, branch of social service at home, the centers of social service), the standard documents regulating their work is presented. Keywords: Social services, elderly people, disabled, hospital social services, non-stationary form of social services.
Здравоохранение-SO Л 3
МИНЗДРАВ РОССИИ РАБОТАЕТ НАД СОЗДАНИЕМ «ЛИЧНОГО КАБИНЕТА ПАЦИЕНТА»
В Министерстве здравоохранения РФ продолжается работа над созданием электронного сервиса «Личный кабинет пациента», сообщает пресс-служба ведомства. Сервис предоставит пользователю возможность доступа к своим медицинским документам, позволит записаться на прием к врачу через интернет, а также вести «Дневник пациента», в который можно заносить данные о состоянии своего здоровья (давление, температуру, вес) и контролировать прием лекарств.
«Личный кабинет пациента» предназначен для использования всеми гражданами Российской Федерации. Минздрав России предлагает всем заинтересованным лицам, представителям экспертного сообщества, общественным организациям принять участие в обсуждении требований к сервисам и функциям, которые должен предоставлять «Личный кабинет пациента».
Свои предложения можно направить на электронную почту [email protected] или заполнить интерактивную форму на сайте.
Источник: Медицинский вестник
№Ю Менеджер
. 3013 здравоохранения /
SX-