Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЗАДАЧАХ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА'

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЗАДАЧАХ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
дорожное хозяйство региона / региональная дорожная политика / управление / развитие / системный анализ / моделирование / regional road economy / regional road policy / management / development / system analysis / modeling
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЗАДАЧАХ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА»

SYSTEM ANALYSIS AND MODELING IN TASKS MANAGEMENT AND DEVELOPMENT OF THE ROAD ECONOMY OF THE REGION

СИСТЕМНЫМ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЗАДАЧАХ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА

ALEXANDER N. DOMBROVSKIY 1 Александр Николаевич Домбровский 1

ORCID 0000-0003-3674-2404

1 Federal State Unitary Enterprise "Directorate for Investment Activities" 1 Федеральное государственное унитарное предприятие «Дирекция по инвестиционной деятельности»

Keywords: regional road economy, regional road policy, management, development, system analysis, modeling

The relevance of research. In the economic system of each region of Russia, the road sector is of great importance and is a significant factor in strategic planning and economic management. There are a number of unresolved problems in this area, which lead to the fact that highways, and, accordingly, the road sector as a whole, today act as one of the restrictions that restrain economic growth, reduce the competitiveness of a significant part of Russian goods, and worsen the quality of life of the population. The annual amount of losses associated with the insufficient development of the road network and its low technical condition is estimated at 550600 billion rubles. According to the Ministry of Transport of the Russian Federation, the most critical situation is on the local road network. Of the total length of local highways, 43.2% are dirt roads. At the same time, in 7 subjects of the Russian Federation (the Republics of Tyva and Mari El, Yaroslavl, Sakhalin, Samara, Vologda and Tver regions), hard surfaces do not have more than 2/3 of the total length of local highways. Only 51.9% of local highways have improved capital roadway clothing capable of passing the flows of trucks regardless of weather and climatic conditions. 43.9 thousand settlements have no connection with the network of highways on paved roads. 46.5% of the total length of local roads do not meet regulatory requirements. At the same time, in 4 subjects of the Russian Federation (Arkhangelsk, Yaroslavl, Kirov Regions, Nenets Autonomous Okrug), the share of local roads that do not meet regulatory requirements exceeds 80%.

In conditions of limited financial and investment opportunities for the development of a network of regional roads, the role and importance of making

Ключевые слова: дорожное хозяйство региона, региональная дорожная политика, управление, развитие, системный анализ, моделирование

Актуальность исследования. В системе экономики каждого региона России дорожное хозяйство занимает важное значение и является значимым фактором при стратегическом планировании и управлении экономикой. В этой сфере имеется целый ряд нерешенных проблем, которые приводят к тому, что автомобильные дороги, а соответственно и в целом дорожное хозяйство, сегодня выступают одним из ограничений, сдерживающих экономический рост, снижающих конкурентоспособность значительной части российских товаров, ухудшающих качество жизни населения. Ежегодная сумма потерь, связанных с недостаточным развитием дорожной сети и ее низким техническим состоянием, оценивается в 550-600 млрд. руб. По данным Министерства транспорта РФ наиболее критическая ситуация складывается на сети дорог местного значения. Из общей протяженности автомобильных дорог местного значения 43,2%, составляют грунтовые дороги. При этом в 7 субъектах Российской Федерации (Республики Тыва и Марий Эл, Ярославская, Сахалинская, Самарская, Вологодская и Тверская области) твердое покрытие не имеют более 2/3 общей протяженности местных автомобильных дорог. Усовершенствованную капитальную дорожную одежду проезжей части, способную пропускать потоки грузовых автомобилей независимо от погодно-климатических условий, имеют только 51,9% местных автомобильных дорог. Не имеют связи с сетью автомобильных дорог по дорогам с твердым покрытием 43,9 тыс. населенных пунктов. Не отвечают нормативным требованиям 46,5% общей протяженности дорог местного значения. При этом в 4 субъектах Российской Федерации (Архангельской, Ярославской, Кировской областях, Ненецком автономном округе) доля дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, превышает 80%.

156

scientifically sound and effective management decisions in this area increases dramatically.

The purpose of the article is to systematize existing knowledge in the field of system analysis and modeling in the tasks of management and development of the road economy of the region in order to achieve maximum socio-economic effect.

Methodology/method/originality. The research was carried out using methods of systems theory and analysis, decision theory, methods of social design, systematization, classification and forecasting methods.

The scientific originality lies in the development of theoretical foundations and methodology of system analysis and modeling in the tasks of management and development of the road economy of the region, which is considered as a complex system of regional and municipal automobile roads and organizations that ensure their current functioning and management, as well as making decisions on their preservation and development.

Suggestions/conclusions. It is proposed to consider the road economy of the region as a complex socio-economic system, which is simultaneously a subsystem of higher-level systems - the economic system of the region and the system of the road transport complex of the country. A model of the composition and structure of the socio-economic system "road management of the region" has been developed. The road economy of the region is studied as a single production and economic complex, which includes highways of general use of regional and municipal significance and engineering structures on them, as well as organizations that carry out: design, construction, reconstruction, repair, maintenance of roads; conducting scientific, expert research, personnel training; manufacture, repair and maintenance of road equipment; extraction and processing of non-ore building materials; management, supervision, protection of highways and engineering structures; other activities related to the operation and development of highways.

Based on the system analysis, the influence of economic, institutional, managerial, historical, climatic factors on the functioning and development of road infrastructure in the regions has been established, the problems of road infrastructure have been analyzed. The laws, factors and conditions of functioning of the road economy in the economic system of the region are established. Mathematical models of the development of the system "road economy of the region" have been

В условиях ограниченных финансовых и инвестиционных возможностей по развитию сети региональных дорог резко возрастает роль и значимость принятия научно обоснованных и эффективных управленческих решений в данной сфере.

Цель статьи - систематизация существующих знаний в области системного анализа и моделирования в задачах управления и развития дорожного хозяйства региона для достижения максимального социально-экономического эффекта.

Методология/метод/новизна. Исследование проводилось с использованием методов теории систем и системного анализа, теории принятия решений, методов социального проектирования, систематизации, классификации и методов прогнозирования.

Научная новизна заключается в разработке теоретических основ и методологии системного анализа и моделирования в задачах управления и развития дорожного хозяйства региона, которое рассматривается как сложная система региональных и муниципальных автомобильных дорог и организаций, обеспечивающих их текущее функционирование и управление, а также принимающих решение по их сохранению и развитию.

Предложения/выводы. Предложено рассматривать дорожное хозяйство региона как сложную социально-экономическую систему, являющеюся одновременно подсистемой систем более высокого уровня - экономической системы региона и системы дорожно-транспортного комплекса страны. Разработана модель состава и структуры социально-экономической системы «дорожное хозяйство региона». Дорожное хозяйство региона исследуется как единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования регионального и муниципального значения и инженерные сооружения на них, а также организации, осуществляющие: проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание дорог; проведение научных, экспертных исследований, подготовку кадров; изготовление, ремонт и обслуживание дорожной техники; добычу и переработку нерудных строительных материалов; управление, надзор, охрану автомобильных дорог и инженерных сооружений; иную деятельность, связанную с обеспечением функционирования и развитием автодорог.

На основании системного анализа установлено влияние экономических, институциональных, управленческих, исторических, климатических факторов на функционирование и развитие дорожного хозяйства в регионах, проанализированы проблемы инфраструктуры дорожного хозяйства. Установлены закономерности, факторы и условия функционирования дорожного хозяйства в экономической системе региона.

157

developed, allowing to predict the change in the basic parameters of the system over time, the effectiveness of investments in its development.

The methods of decision-making in the tasks of management and development of the region's road economy have been improved. System solutions are proposed to improve the efficiency of interdepartmental interaction in the management and planning of the development of the region's road economy.

The practical significance of the research lies in the possibility of direct use and replication of the results obtained, theoretical and methodological proposals and practical recommendations in the formation of regional road policy and industry development programs, the development of practical recommendations on the volume and structure of investments in the road sector of the region for: obtaining the greatest socio-economic benefits for road users; reducing the number and severity of road traffic accidents; reducing the negative impact on the environment. Practical scope. In the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation and regional road management bodies in the formation of regional road policy and road development programs in the region.

Разработаны математические модели развития системы «дорожное хозяйство региона», позволяющие прогнозировать изменение базовых параметров системы во времени, эффективность инвестиций в ее развитие. Усовершенствованы методы принятия решений в задачах управления и развития дорожного хозяйства региона. Предложены системные решения по повышению эффективности межведомственного взаимодействия при управлении и планировании развития дорожного хозяйства региона.

Практическая значимость исследования заключается в возможности непосредственного использования и тиражирования полученных результатов, теоретико-методологических положений и практических рекомендаций при формировании региональной дорожной политики и программ развития отрасли, разработке практических рекомендаций по объемам и структуре инвестиций в дорожное хозяйство региона для: получения наибольшей социально-экономической выгоды для пользователей автомобильных дорог; снижения количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий; уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду.

Область применения. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональных органах управления дорожным хозяйством при формировании региональной дорожной политики и программ развития дорожного хозяйства региона.

158

References / Библиография

1. Local highways: issues of construction, recon- 1. struction, repair and maintenance // Round table December 11, 2017 Mos-cow. "Infoset", Local Law, 2018, No. 1. pp. 63-78

2. Dombrovskiy A.N. Modeling of the laws of functioning and development of the road econ- 2. omy of the region // Chro-noeconomics. 2021. No. 4 (32). pp. 52-55

3. Ishankulov A.A. Actual problems of public administration in the development and mainte- 3. nance of the safety of the highway network, road activities and the development of housing at the regional level (management aspect) // Bulletin of Science. 2021. No.3 (36). pp. 40-49

4. Kunitsyn A.I. Innovative development of the road complex as a key factor in the development 4. of the economy of the Russian Federation // Regional and sectoral economy. 2021. No. 4. pp. 28-34

5. System analysis in Economics: textbook for University stu-dents / I. N. Drogobytsky. - 2nd 5. ed., reprint. and addition-al-M.: UNITY-DANA, 2011. - 423 p.

Автомобильные дороги местного значения: вопросы строительства, реконструкции, ре-монта и содержания // Круглый стол 11 декабря 2017 г. Москва. «Инфосеть», Местное право, 2018, №1. С. 63-78

Домбровский А.Н. Моделирование закономерностей функционирования и развития дорож-ного хозяйства региона // Хроноэкономика. 2021. №4 (32). С. 52-55

Ишанкулов А.А. Актуальные проблемы государственного управления вопросами развития и обеспечения сохранности сети автомобильных дорог, дорожной деятельности и развития до-рожного хозяйства на региональном уровне (управленческий аспект) // Вестник науки. 2021. №3 (36). С. 40 - 49 Куницын А.И. Инновационное развитие дорожного комплекса как ключевого фактора развития экономики Российской Федерации // Региональная и отраслевая экономика. 2021. №4. С. 28 -34

Системный анализ в экономике: учебник для студентов вузов / И.Н. Дрогобыцкий. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 423 с.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.