Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ИХ РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ИХ РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дорожное хозяйство / устойчивое развитие / экономика / проблемы дорожного хозяйства / безопасность дорожного движения / развитие дорожного хозяйства / road economy / sustainable development / economy / road problems / road safety / road development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В Л. Рыкунова, М И. Максимова, С Е. Селюкова

В статье рассматриваются ключевые проблемы, с которыми сталкивается дорожное хозяйство в современных условиях: недостаточное финансирование, управление дорожным движением, обеспечение безопасности на дорогах. Проведен сравнительный анализ целевых показателей дорожно-транспортной сферы национального проекта «Безопасные качественные дороги» Российской Федерации и Курской области, позволивший выявить более качественное состояние автомобильных дорог регионального значения по сравнению с общероссийскими показателями. Выявлены причины ухудшения состояния дорожной сети и факторы, влияющие на решение проблем дорожного хозяйства. В статье обсуждаются технологии и методы, позволяющие создавать и поддерживать качественную дорожную сеть, которая отвечает современным требованиям: использование новых технологий в строительстве и ремонте дорог, внедрение систем управления движением и инновационных материалов. Особое внимание уделено необходимости внедрения инновационных технологий не только при строительстве и ремонте региональных дорог, но и дорог местного значения, которые играют важную роль в обеспечении доступности и связности населенных пунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В Л. Рыкунова, М И. Максимова, С Е. Селюкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ROAD SECTOR DEVELOPMENT AND THEIR SOLUTIONS BASED ON THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

The article deals with the key problems faced by the road sector in modern conditions: insufficient funding, road traffic management, ensuring safety on the roads. The comparative analysis of the target indicators of the road transport sphere of the national project "Safe Quality Roads" of the Russian Federation and the Kursk Oblast has been carried out, which allowed to identify a better condition of regional highways in comparison with the all-Russian indicators. The reasons for the deterioration of the road network and factors affecting the solution of road problems are revealed. The article discusses technologies and methods to create and maintain a quality road network that meets modern requirements: the use of new technologies in road construction and repair, the introduction of traffic management systems and innovative materials. Special attention is paid to the need to introduce innovative technologies not only in the construction and repair of regional roads, but also local roads, which play an important role in ensuring accessibility and connectivity of settlements.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ИХ РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

EDN: EAVAFW

B.Л. Рыкунова - к.э.н. доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

V.L. Rykunova - candidate of economic sciences, associate professor, Department of Economic Security and Taxation, Southwestern State University, Kursk, Russia;

М.И. Максимова - обучающаяся, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

M.I. Maksimova - student of the Southwestern State University, Kursk, Russia;

C.Е. Селюкова - обучающаяся, Юго-Западный Государственный Университет, Курск, Россия, [email protected],

S.E. Selyukova - student of the South-West State University, Kursk, Russia.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ИХ РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ PROBLEMS OF ROAD SECTOR DEVELOPMENT AND THEIR SOLUTIONS BASED ON THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые проблемы, с которыми сталкивается дорожное хозяйство в современных условиях: недостаточное финансирование, управление дорожным движением, обеспечение безопасности на дорогах. Проведен сравнительный анализ целевых показателей дорожно-транспортной сферы национального проекта «Безопасные качественные дороги» Российской Федерации и Курской области, позволивший выявить более качественное состояние автомобильных дорог регионального значения по сравнению с общероссийскими показателями. Выявлены причины ухудшения состояния дорожной сети и факторы, влияющие на решение проблем дорожного хозяйства. В статье обсуждаются технологии и методы, позволяющие создавать и поддерживать качественную дорожную сеть, которая отвечает современным требованиям: использование новых технологий в строительстве и ремонте дорог, внедрение систем управления движением и инновационных материалов. Особое внимание уделено необходимости внедрения инновационных технологий не только при строительстве и ремонте региональных дорог, но и дорог местного значения, которые играют важную роль в обеспечении доступности и связности населенных пунктов.

Abstract. The article deals with the key problems faced by the road sector in modern conditions: insufficient funding, road traffic management, ensuring safety on the roads. The comparative analysis of the target indicators of the road transport sphere of the national project "Safe Quality Roads" of the Russian Federation and the Kursk Oblast has been carried out, which allowed to identify a better condition of regional highways in comparison with the all-Russian indicators. The reasons for the deterioration of the road network and factors affecting the solution of road problems are revealed. The article discusses technologies and methods to create and maintain a quality road network that meets modern requirements: the use of new technologies in road construction and repair, the introduction of traffic management systems and innovative materials. Special attention is paid to the need to introduce innovative technologies not only in the construction and repair of regional roads, but also local roads, which play an important role in ensuring accessibility and connectivity of settlements.

Ключевые слова: дорожное хозяйство, устойчивое развитие, экономика, проблемы дорожного хозяйства, безопасность дорожного движения, развитие дорожного хозяйства.

Keywords: road economy, sustainable development, economy, road problems, road safety, road development.

Значимость дорожного хозяйства и в целом транспортной системы определяется тем специфическим видом основного продукта, который производится на данном рынке. Речь идет о транспортных услугах, которые выделяются из богатого ассортимента услуг, предлагаемых участниками экономического взаимодействия. Как отмечают Е. В. Будрина и коллектив авторов, рынок транспортных услуг можно определить, как «экономический саморегулируемый механизм управления транспортной отраслью, регламентирующий и поддерживающий обмен между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями, перевозчиками) транспортных услуг, настроенный на максимизацию удовлетворения спроса государства и общества в этих услугах в экономическом и территориальном пространстве» [1].

Важность темы обусловлена тем, что дорожное хозяйство играет ключевую роль в инфраструктурном развитии страны, обеспечивая транспортировку грузов и пассажиров, что, в свою очередь, способствует экономическому росту и социальному развитию регионов.

Развитие дорожного хозяйства в Российской Федерации - это важный аспект инфраструктурной политики, который охватывает множество направлений и проблем. Оно направлено на улучшение транспортной доступности регионов, повышение безопасности дорожного движения, сокращение времени в пути и оптимизацию транспортных затрат.

Одной из ключевых задач является создание и поддержание качественной дорожной сети, которая отвечает современным требованиям. Это включает в себя использование новых технологий в строительстве и ремонте дорог, внедрение систем управления движением и инновационных материалов.

Кроме того, важно учитывать экологические аспекты: проекты по строительству и ремонту дорожной инфраструктуры должны быть ориентированы на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. В этом контексте необходимо развивать альтернативные виды транспорта, такие как общественный транспорт и велосипедные дорожки, что способствует снижению автопотока и улучшению качества воздуха в городах.

Также необходимо уделять внимание финансированию дорожного хозяйства.

Таблица 1 - Финансирование НИОКР в дорожном хозяйстве из федерального бюджета

Российской Федерации в 2018-2023 ^ годах

Год Общая сумма финансирования, млрд руб. Общая сумма финансирования НИОКР, млрд руб. Процент затрат на НИОКР в общем объеме финансирования,%

2018 709,40 0,46 0,06

2019 583,5 0,38 0,07

2020 679,7 0,53 0,08

2021 815,7 0,66 0,08

2022 963,2 0,77 0,08

2023 1 288,7 0,93 0,07

Как видно из таблицы 1, в 2023 г. общая сумма финансирования выросла почти в 2 раз по сравнениюс 2018 г., максимальные затраты на НИОКР составили 0,93 млрд руб. в 2023 году, а их доля в общем объеме финансирования за данный период остается ниже 1 %. Эффективное расходование бюджетных средств, привлечение частных инвестиций и использование государственного частного партнерства могут существенно повысить уровень финансирования проектов в данной сфере.

Кроме инфраструктурных вопросов, актуальными остаются и проблемы безопасности на дорогах. Установление новых стандартов безопасности, обучение водителей и пропаганда безопасного поведения на дороге -все это является важными аспектами, направленными на сокращение числа ДТП и повышение уровня безопасности дорожного движения.

В условиях современных вызовов, таких как необходимость адаптации к изменениям климата, усиление конкуренции в сфере грузоперевозок и вывод отечественных производителей на международные рынки, развитие дорожного хозяйства в России требует комплексного подхода, включающего участие как государственных структур, так и частного сектора. Развитие дорожного хозяйства региона обеспечивает экономический рост страны в целом. Инфраструктура региональных дорог играет ключевую роль в экономическом развитии региона, обеспечивая транспортные связи для грузов и пассажиров.

Рассмотрим показатели развития дорожного хозяйства региона на примере Курской области. Курская область, площадью более 30 тысяч квадратных километров, входит в состав Центрального Федерального Округа Российской Федерации. Развитие дорожного хозяйства в регионе играет ключевую роль для его экономики и социальной инфраструктуры. Дороги связывают Курскую область с другими регионами, обеспечивая транспортировку товаров и пассажиров. Улучшение дорожной сети способствует развитию торговли, сельского хозяйства и туристической отрасли. В последнее время в регионе ведутся работы по ремонту и строительству новых дорог, что значительно увеличивает доступность и качество транспортных услуг для жителей области. Также, развитие дорожного хозяйства включает реализацию федеральных и региональных программ, направленных на модернизацию существующей инфраструктуры, повышение ее безопасности и устойчивости к природным условиям. Важно отметить, что качественная транспортная инфраструктура способствует улучшению жизненного уровня населения и повышению инвестиционной привлекательности региона. Государственные и частные заказчики являются главными потребителями услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог. Основная часть таких работ финансируется из Федерального дорожного фонда, региональных и муниципальных фондов. Основные заказчики на этом рынке представлены на рисунке 1.

/—--N

I огударсшсп мыс заказчики регионального уровня (органы ircntj.nriTie.TbHO м власти еуйьектов РФ, ответственные та реалнзаизтто [гони мни б сфере строительства м развит» инфраструктуры);

л---\

Государственные заказчики федеральною уровня (структурные подразделения «Лвтодора» н ГК «Автштор»);

Муниципальные заказчики (органы честного самоуправления, ответственные за развитие транспортной инфраструкту ры);

V_/

(-N

крупные заказчики в лице частных и государствен пых

компании, естественных монополий.

^_/

Рисунок 1 - Основные заказчики по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог

Основные показатели, применяемые для оценки дорожно-транспортной сферы национального проекта «Безопасные качественные дороги», представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Целевые показатели дорожно-транспортной сферы национального проекта _«Безопасные качественные дороги» Российской Федерации и Курской области_

№ п/п Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

РФ КО РФ КО РФ КО РФ КО РФ КО

1 Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям , % 44,9 49,9 45,8 50,2 46,8 50,46 48,6 51,66 50,9 52,4

2 Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии , % 52 64 60 70 68 75 76 80 85 85

3 Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, % 9,9 2,7 9,7 2,6 9,5 2,6 9,3 2,5 9,1 2,5

4 Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети, % 83,4 83 75,1 68 66,8 59 56,5 51 50 50

5 Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях, человек на 100 тысяч населения 10,9 0,15 9,8 0,13 8,4 0,12 6,4 0,13 4 0,74

6 Доля автомобильных дорог Минобороны России, соответствующих нормативным требованиям, % 47 - 49 - 53 - 57 - 60 -

В ходе исследования проблем дорожного хозяйства Курской области сравнивались показатели региона и общероссийские показатели. По результатам анализа выявлено, что показатели в Курской области соответствуют нормативам более, чем в среднем по России. В частности, доля автомобильных дорог, находящихся в удовлетворительном состоянии в Курской области, в среднем за 5 лет составляет 50,92 %, что превышает среднефедеральные показатели (47,4 %).

Курская область активно инвестирует в развитие дорожного покрытия, что позволяет не только поддерживать существующие дороги в хорошем состоянии, но и реализовывать новые проекты. Кроме того, высокие результаты по качеству автомобильных дорог способствуют улучшению транспортной доступности, повышению безопасности на дорогах и сокращению времени в пути для жителей и гостей региона.

В целом, данные демонстрируют положительную динамику в улучшении состояния дорожной сети в Российской Федерации и Курской области за рассматриваемый период, однако остаются вопросы безопасности и концентрации ДТП, требующие внимания. Показатели строк 1-2 (для Российской Федерации и Курской области), согласно представленным данным, растут, Курская область стабильно превосходит средние значения по Российской Федерации. Разница значения показателя Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, Курской области и Российской Федерации в 2024 году составляет 1,5 %. Это говорит о более эффективном состоянии автомобильных дорог регионального значения по сравнению с общероссийскими показателями. Доля перегруженных дорог в Российской Федерации (строка 3) значительно выше, чем в Курской области. Например, в 2024 году доля в Российской Федерации составляет 9,1 %, а в Курской области - 2,5 %. Даже при снижении доли перегруженных дорог, общее состояние сети в Российской Федерации остается более напряженным по сравнению с Курской областью, что указывает на необходимость улучшения дорожной инфраструктуры и управления транспортными потоками в масштабах всей страны.

Уровень концентрации ДТП (строка 4) в Российской Федерации выше, чем в Курской области. Это может свидетельствовать о большей нагрузке на дорожную инфраструктуру и большем количестве аварийно-опасных участков на общенациональном уровне. В целом, процент аварийно-опасных участков выше в Российской Федерации, чем в Курской области, что может указывать на более высокую концентрацию проблемных мест дорожной сети в стране в целом. Разница в показателях может говорить о более высоком уровне профилактических мероприятий или условиях эксплуатации дорожной сети в Курской области по сравнению с общероссийскими данными. Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях показывает, что в целом Курской области имеет значительно более низкие показатели смертности в ДТП по сравнению с Российской Федерации. Также заметно, что в последние обозначенные годы в Курской области наблюдается колебание и временный рост, что может требовать дополнительных мер по повышению безопасности на дорогах. Важно учитывать, что различные факторы (инфраструктура, контроль за соблюдением ПДД, образование водителей и т.д.) могут влиять на данные показатели. В 2024 году снизилось число погибших в Российской Федерации до 4 человек на 100 тыс. населения, а показатель в Курской области значительно увеличился до 0,74 человек на 100 тыс. населения, что требует дальнейшего анализа причин этого роста.

Доля автомобильных дорог Минобороны России, соответствующих нормативным требованиям, также увеличивается с 47 % до 60 % в РФ, что указывает на улучшение состояния военной инфраструктуры. Финансирование дорожного строительства включает как региональные, так и федеральные средства, а также возможное софинансирование из бюджета муниципалитетов. Средства дорожного фонда на финансовое обеспечение дорожной деятельности, предусмотренные Законом Курской области от 13 декабря 2023 года № 109 -ЗКО «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», распределены в полном объеме.

Существует проблема недостаточного финансирования в Курской области на содержание автомобильных дорог. Средний показатель выделяемого финансирования составляет 38 % от норматива [8].

Таблица 3 - Финансирование НИОКР в дорожном хозяйстве из федерального бюджета Курской области

в 2018-2023 годах

Год Общая сумма финансирования, млрд руб. Общая сумма финансирования НИОКР, млрд руб. Процент затрат на НИОКР в общем объеме финансирования,%

2018 0,213 0,001 0,005

2019 0,323 0,0002 0,0006

2020 0,717 0,032 0,04

2021 0,966 0,05 0,05

2022 1,23 0,06 0,05

2023 0,671 0,003 0,004

Источник: составлено автором на основе [8,11]

Как видно из таблицы 3, в 2023 г. общая сумма финансирования немного уменьшилась по сравнению с 2018 г., максимальные затраты на НИОКР составили 0,06 млрд руб. в 2022 году. Снижения % в 2019 и 2023 годах могут быть связаны с экономическими трудностями или изменениями в стратегии финансирования. Постоянные инвестиции в НИОКР важны для устойчивого развития и конкурентоспособности.

Недостаточное финансирование на содержание автомобильных дорог приводит к ухудшению состояния инфраструктуры, что, в свою очередь, негативно сказывается на безопасности движения и увеличивает аварийность. При снижении финансирования дорожного хозяйства наблюдаются наиболее острые проблемы: ямы, трещины, отсутствие освещения и разметки. Это создает дополнительные риски для водителей и пешеходов, а также ставит под угрозу эффективность функционирования всей транспортной системы региона. Для решения данной

проблемы необходимо повысить уровень финансирования дорожного хозяйства, что может быть достигнуто через реализацию различных инициатив. Например, можно рассмотреть возможность привлечения частных инвестиций, внедрения платных участков дорог, а также оптимизации дорожного налогового законодательства. Региональным властям следует проводить более активную работу по обоснованию потребностей в финансировании, а также вести прозрачный учет расходования бюджетных средств.

В настоящее время в Курской области с 9 августа 2024 года введен режим контртеррористической операции. Есть значительные разрушения автомобильных дорог, то есть существует потребность в их строительстве и ремонте автомобильных дорог.

В значительной степени показатели в Курской области обеспечены применяемыми передовыми технологиями. С 2021 года в Курской области внедряются инновационные технологии, направленные на повышение качества дорожного покрытия. В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» на всех дорожных объектах применяют технологию «Суперпейв», которая обеспечивает стойкость покрытия к образованию колейности и минимизирует возникновение трещин при низких температурах. Достигать таких результатов удается благодаря современным методам проектирования составов асфальтобетона и тщательному тестированию исходных компонентов. Особенность системы «Суперпейв» заключается в активном использовании местных строительных материалов и внедрении технологии холодного ресайклинга, которая с каждым годом набирает популярность в регионе. Эта альтернатива позволяет более эффективно использовать ресурсы и снижать затраты на ремонт и строительство дорожного покрытия.

Внедрение методик проектирования составов асфальтобетонной смеси в Курской области стало возможным благодаря созданию современных лабораторных комплексов, обновлению оборудования на асфальтобетонных заводах и проведению профессиональной переподготовки кадров. Эти меры способствуют повышению квалификации специалистов и обеспечивают внедрение передовых стандартов в дорожном строительстве, что в свою очередь, положительно сказывается на долговечности и качестве дорожных объектов региона. По технологии «Суперпейв» в регионе уже выпущено более 270 тыс. тонн асфальтобетонной смеси. В 2023 году применение метода продолжилось [8].

Ремонтные работы, проводимые под технологией «Суперпейв» приблизительно на 15% дороже, чем стандартный дорожный ремонт. Для технологии Суперпейв используются более качественные и зачастую дороже материалы в сравнении с традиционными подходами. Данная технология является актуальной и востребованной в дорожной сфере, предлагая ряд преимуществ, к которым относятся:

- снижение объема завозимых материалов;

- обеспечение структурной целостности дорожного покрытия большей толщины по сравнению со стандартными дорожными конструкциями;

- значительное сокращение времени на проведение дорожно-строительных работ благодаря высокой производительности используемого ресайклингового оборудования;

- оптимальное соотношение стоимости и эффективности.

В Курской области для реализации этих работ имеется все необходимое оборудование и техника, а также квалифицированные специалисты, прошедшие обучение.

Необходимо внедрение инновационных технологий не только при строительстве и ремонте региональных дорог, но и дорог местного значения, которые играют важную роль в обеспечении доступности и связности населенных пунктов. Многие местные дороги не соответствуют стандартам, что затрудняет передвижение жителей и развитие сельских территорий. Недостаточное обслуживание и ремонт местных дорог приводят к их быстрому износу и ухудшению качества дорожного покрытия.

Например, во время сезона сельскохозяйственных работ начинают поступать вопросы по поводу передвижения сельскохозяйственной или тяжеловесной габаритной техники. Это требует особого внимания к безопасности дорожного движения. Необходимо строительство дорог-дублеров, которые способны обеспечить безопасное и эффективное передвижение такой техники. Например, это может быть использование асфальтной крошки. Переработанный асфальт отлично подойдет для временного передвижения техники. Такой подход не только обеспечивает экономическую эффективность, но и заботится об экологии, так как переработка старого асфальта позволяет сократить количество отходов и снизить потребность в новых ресурсах.

Асфальтная крошка обладает хорошими характеристиками прочности и устойчивости, что делает ее подходящей для интенсивных нагрузок, создаваемых тяжеловесной техникой. Кроме того, такой путь имеет свои преимущества: он быстрее и проще в укладке, что особенно важно во время пиковых периодов сельскохозяйственного сезона, когда необходимо оперативно реагировать на потребности местных фермеров.

Необходимо предусмотреть систему безопасности на таких дорогах-дублерах. Это может включать в себя установку временных знаков, ограждений и светофоров, а также организацию контроля за передвижением техники. Наличие четких маршрутов и хорошая видимость помогут снизить риск аварий и повысить общую безопасность на дорогах.

Таким образом, проанализированы причины ухудшения состояния дорожной сети, включая современные технологии и материалы. Также рассмотрены показатели дорожно-транспортной сферы на уровне Российской Федерации и Курской области, выявлены факторы, влияющие на эффективное решение проблем дорожного хозяйства. Для успешного развития дорожной инфраструктуры необходимо комплексный подход к финансированию, управлению и внедрению инновационных технологий.

Источники:

1. Будрина Е.В. Ценообразование и конкуренция: особенности и возможности регулирования на рынке транспортных услуг. https://cyberleninka.ru/article/n/tsenoobrazovanie-i-konkurentsiya-osobennosti-i-vozmozhnosti-regulirovaniya-na-rynke-transportnyh-uslug

2. Мельникова Е. П., Чорноус О. И., Везелев И. И. Оценка инфраструктурного обеспечения экономической безопасности автотранспорта регионов Российской Федерации // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление.—2019.—№ 2. - 2019. - Т. 3. - №. 18. -С. 313-332. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/79529 (дата обращения: 29.07.2024).

3. Никулин, К.В. Экономическая безопасность предприятия: теория и практика. - М.: ЭКСМО, 2019.

4. «Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 15) URL: https://ddtks.ru/files/documents/bdd/materialy/norm/2022_2023/11-pasport-nacionalnogo-proekta-bezopasnye-i-kachestvennye-avtomobilnye-dorogi .pdf

5. Борисов С. А., Соменкова Н. С. Повышение эффективности реализации приоритетных национальных проектов на основе мониторинга как инструмент экономической безопасности государства // ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Учредители: ООО" Первое экономическое издательство". - 2023. - Т. 6. - №. 2. - С. 611-626. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54166228

6. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://skyscrapercity.su/kurskaya-oblast/dorozhnaya-infrastruktura-v-kurskoj-oblasti/

7. Официальный сайт Губернатора и Правительства Курской области URL: https://kursk.ru/region/projects/natsionalnyy-proekt-bezopasnye-i-kachestvennye-avtomobilnye-dorogi/regionalnyy-proekt-dorozhnaya-set/

8. Официальный сайт Губернатора и Правительства Курской области URL: https://kursk.ru/news/401739-roman-starovoyt-prinyal-uchastie-v-zasedanii-profilnoy-komissii-gossoveta-po-napravleniyu-transport/

9. Федорченко М. А. Управление инновациями в дорожном хозяйстве / М. А. Федорченко. // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. - 2015. - № 2. - С. 66-74. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23293765 (дата обращения: 17.09.2024).

10. Федеральные целевые программы России: Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» : офиц. сайт. - URL: https://fcp.economy.gov.ru/cgibin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2012/264?yover=2010 (дата обращения: 17.09.2024).

11. Федеральная служба государственной статистики URL: https://46.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%9E%D0%B1%D0%BB_%D1%86_2023.pdf

EDN: MBMDUX

B.В. Салий - к.п.н., доцент кафедры системного анализа и обработки информации, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

V.V. Salii - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department System Analysis and Information Processing, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

C.М. Гузиекова - к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S.M. Guziekova - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE: CURRENT TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация. Искусственный интеллект все активнее проникает в сферу образования, актуализируясь в виде программ и различного рода «умных» приложений. Технологии искусственного интеллекта могут значительно повлиять на работу преподавателя иностранных языков, за счет уменьшения определенного объема рутинных операций. Однако применение искусственного интеллекта в изучении иностранных языков не исключает присутствия в образовательном процессе преподавателя-человека. Знания всех нюансов лексики и семантики изучаемого иностранного языка, студентам может передать в настоящее время только человек. Преподаватель играет ключевую роль в образовательном процессе и без него невозможно выполнить качественный перевод большинства издаваемой литературы и документации. Искусственному интеллекту сложно подобрать правильный эквивалент и выбрать нужный стиль изложения материала, и преподаватель должен обязательно присутствовать для исправления неточностей в переводимом тексте и улучшения запоминания иностранных слов студентами.

Absrtract. Artificial intelligence is increasingly penetrating the field of education, being updated in the form of programs and various kinds of "smart" applications. Artificial intelligence technologies can significantly affect the work of a foreign language teacher by reducing a certain amount of routine operations. However, the use of artificial intelligence in the study of foreign languages does not exclude the presence of a human teacher in the educational process. Knowledge of all the nuances of vocabulary and semantics of the foreign language being studied, can currently, only be conveyed to students by a person. The teacher plays a key role in the educational process, and without him, it is impossible to carry out a high-quality translation of most published literature and documentation. It is difficult for artificial intelligence to find the correct equivalent and choose the desired style of presentation of the material, and the teacher must be present to correct inaccuracies in the translated text and improve students' memorization of foreign words.

Ключевые слова: искусственный интеллект, цифровые технологии, лингвистика, иностранный язык, образование

Keywords: artificial intelligence, digital technologies, linguistics, foreign language, education

Цифровизация является одним из движущих элементом развития современного общества, изменяя структуру и направленность предоставляемых услуг организациями и преодолевая конкурентоспособность продвигая новые технологии, которые требуют новых подходов и к обучению будущих специалистов, которые в дальнейшем будут осуществлять их функционирование.

Знание иностранных языков уже на протяжении долгого периода времени является распространенным требованием, причем не достаточно уже знания только английского языка, необходимо владеть китайским и хинди.

Изучение иностранного языка является необходимой составляющей современного специалиста, а его знание открывает безграничные возможности для взаимодействия с людьми из разных языковых культур и повышения конкурентоспособности на рынке труда. При этом количество наших соотечественников, которые говорят на иностранных языках, по-прежнему остается очень низким по сравнению с остальным миром.

Основной целью изменений, направленных на цифровую трансформацию в современной экономике, а в след за этим и в высшем образовании, является осуществление перехода к новой форме образовательного процесса, ориентированного на всестороннее развитие обучающихся вузов с применением современных цифровых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.