УДК 332.145 JEL R 58
MODELING THE REGULARITIES OF THE FUNCTIONING AND THE DEVELOPMENT OF THE ROAD ECONOMY IN THE REGION
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА
ALEXANDER NIKOLAEVICH DOMBROVSKIY ORCID0000-0003-3674-2404
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ДОМБРОВСКИЙ
Administration of the Municipal Formation of the City District of the Resort City of Sochi
of the Krasnodar Territory
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского
края
Keywords: modeling, regularities, functioning, development, regional road economy, regional road policy
Abstract. The purpose of the article is a systematic analysis of the patterns, factors and conditions of the functioning and development of a complex socio-economic system "road economy of the region" and the construction of a model based on this analysis for the development of theoretical foundations and methodology for the formation of regional road policy.
Methodology. Method. Originality. The research was conducted using the methods of systems theory and system analysis, decision theory, social design methods, systematization, classification, and forecasting methods. The originality lies in the systematic approach to the study and establishment of laws, factors and conditions for the functioning and development of the road economy of the region, as a complex system, in the unity of economic, legal and territorial aspects.
Suggestions. Conclusions. The road economy of the region is a single production and economic complex that includes regional and local public highways, engineering structures on them, as well as institutions and organizations that manage, design, build, reconstruct, repair and maintain roads and structures. In the economic system of each region of Russia, road management is of great importance. In order to ensure the sustainable growth of the socioeconomic development of the constituent entities of the Russian Federation, it is necessary to develop all the basic sectors of the region's economy and the
Ключевые слова: моделирование, закономерности, функционирование, развитие, дорожное хозяйство региона, региональная дорожная политика
Аннотация. Цель статьи - системный анализ закономерностей, факторов и условий функционирования и развития сложной социально-экономической системы "дорожное хозяйство региона" и построение на основе этого анализа модели для целей разработки теоретических основ и методологии формирования региональной дорожной политики.
Методология. Метод. Новизна.
Исследование проводилось с использованием методов теории систем и системного анализа, теории принятия решений, методов социального проектирования, систематизации, классификации и методов прогнозирования. Новизна заключается в системном подходе к исследованию и установлению закономерностей, факторов и условий функционирования и развития дорожного хозяйства региона, как сложной системы, в единстве экономических, правовых и территориальных аспектов.
Предложения. Выводы. Дорожное хозяйство региона - единый производственно-хозяйственный комплекс, который включает в себя региональные и местные автомобильные дороги общего пользования, инженерные сооружения на них, а также учреждения и организации,
осуществляющие управление, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог и сооружений. В системе
transport and road complex in a mutually coherent manner. In this area, there are a number of unresolved problems that lead to the fact that highways, and, consequently, the road economy as a whole, today act as one of the restrictions that hinder economic growth, reduce the competitiveness of a significant part of Russian goods, and worsen the quality of life of the population. The annual amount of losses associated with the insufficient development of the road network and its low technical condition is estimated at 550-600 billion rubles, which exceeds 3% of Russia's GDP. The problem is further complicated by the fact that the subjects of the Russian Federation historically have completely different development and condition of the existing road network. Currently, in the road sector, especially at the regional level, there is practically no scientifically based and effective road policy, there is an insufficient level of development and mutual coordination of the functional subsystems of the existing planning and management system: goals focused on the final result and the range of targets set at the regional level; principles and methodology for their calculation, planning, evaluation and monitoring; evaluation of the effectiveness of planned activities at the regional and municipal levels.
Thus, for the formation and development of an effective regional road policy, it is necessary to create methodological and practical tools that allow you to get a rational strategy for the development of the road economy of the region. The existing theoretical and methodological approaches do not consider the road economy of the region as a single complex system, do not cover all the problems of improving the efficiency of the functioning and development of the regional road economy as an integral system, which is at the same time subsystems in the system of state policy in the field of road management and regional economic policy.
The models of the composition and structure of the complex system "road management of the region" are developed; the criterion function of the efficiency of the functioning of the road management of the region is formed.
Modeling of the laws of functioning and development of the road economy of the region is based on the following concepts:
экономики каждого региона России дорожное хозяйство занимает важное значение. Для обеспечения устойчивого роста социально-экономического развития субъектов Российской Федерации необходимо взаимоувязанное развитие всех базовых отраслей экономики региона и транспортно-дорожного комплекса. В этой сфере имеется целый ряд нерешенных проблем, которые приводят к тому, что автомобильные дороги, а соответственно и в целом дорожное хозяйство, сегодня выступают одним из ограничений, сдерживающих экономический рост, снижающих конкурентоспособность значительной части российских товаров, ухудшающих качество жизни населения. Ежегодная сумма потерь, связанных с недостаточным развитием дорожной сети и ее низким техническим состоянием, оценивается в 550-600 млрд. руб., что превышает 3% ВВП России. Проблема осложняется еще и тем, что субъекты Российской Федерации исторически имеют совершенно различное развитие и состояние существующей сети дорог. В настоящее время в дорожном хозяйстве, особенно на региональном уровне, практически отсутствует научно обоснованная и эффективная дорожная политика, существует недостаточный уровень развития и взаимной увязки функциональных подсистем существующей системы планирования и управления: целей, ориентированных на конечный результат и номенклатуры целевых показателей, установленных на региональном уровне; принципов и методологии их расчета, планирования, оценки и мониторинга; оценки эффективности планируемых мероприятий на региональном и муниципальных уровнях.
Таким образом, для формирования и разработки эффективной региональной дорожной политики, необходимо создание методологического и практического инструментария, позволяющего получить рациональную стратегию развития дорожного хозяйства региона. Существующие теоретико-методологические подходы не рассматривают дорожное хозяйство региона как единую сложную систему, не охватывают всех проблем повышения эффективности функционирования и развития регионального дорожного хозяйства, как целостной системы, являющегося в тоже время подсистемами в системе государственной политикой в области дорожного хозяйства и региональной
under the functioning of the system "road economy of the region" we understand the processes that occur in the system and its environment, which consistently implements a fixed goal Gij, where i - is the number (name) of the goal, j - is the year (period) of the implementation of this goal;
under the laws of the functioning of the system "road economy of the region" we understand: the unity of the subsystems of road management at all levels and stages of the managed system; the optimal ratio of the subsystems of the system; the optimal ratio of centralization and decentralization of management in the system; the appropriate distribution of rights between the management bodies in various subsystems of the system; maintaining the continuity and rhythm of the functioning of the system;
under the development of the system "road economy of the region" we understand the processes that occur in the system and its environment, which consistently implements a fixed goal Gi+n,j+m, where n - is the index of the subsequent (new) goal, m - is the period of implementation (achievement) of the subsequent (new) goal;
under the laws of development of the system "road economy of the region" we understand: the constant improvement of all the processes of functioning of the system; changes in the time of the environment of coexistence of the system lead to its growth or decline; the development of the system occurs cyclically;
the condition for the transition of the system "road economy of the region" to a new level of development is the adoption of a management decision (Rj+m) corresponding to the criterion (Kj+m), while this criterion can be the maximum (rational) value of a given criterion function of the efficiency of the road economy or a directive (expert) set value;
during the transition of the system "road management of the region" to a new level of development, the model of the composition and structure of this system may be changed;
the concept of "growth" is a special case of the concept of "development" of the system "road
экономической политики.
Разработаны модели состава и структуры сложной системы "дорожное хозяйство региона", сформирована критериальная функция
эффективности функционирования дорожного хозяйства региона.
Моделирование закономерностей
функционирования и развития дорожного хозяйства региона основано на следующих понятиях:
под функционированием системы "дорожное хозяйство региона" понимаем процессы, которые происходят в системе и окружающей ее среде, стабильно реализующей фиксированную цель Gij, где i - номер (наименование) цели, j - год (период) реализации данной цели;
под закономерностями функционирования системы "дорожное хозяйство региона" понимаем: единство подсистем управления дорожным хозяйством на всех уровнях и ступенях управляемой системы; оптимальность
соотношения подсистем системы; оптимальное соотношение централизации и децентрализации управления в системе; целесообразное распределение прав между органами управления на различных подсистемах системы; поддержание непрерывности и ритмичности функционирования системы;
под развитием системы "дорожное хозяйство региона" понимаем процессы, которые происходят в системе и окружающей ее среде, стабильно реализующей фиксированную цель Gi+n,j+m, где п - индекс последующей (новой) цели, m - период реализации (достижения) последующей (новой) цели;
под закономерностями развития системы "дорожное хозяйство региона" понимаем: постоянное улучшение всех процессов функционирования системы; изменения во времени среды сосуществования системы приводят к ее росту или спаду; развитие системы происходит циклически;
условием перехода системы "дорожное хозяйство региона" на новый уровень развития является принятие управленческого решения
management of the region".
Thus, the formation of a regional road policy should be based on a systematic analysis of the existing problems of the road economy of the region, the features and models of its functioning and development, on the basis of state policy in the field of road management and regional economic policy.
Practical scope. In the regional road management bodies in the formation of road development programs in the region.
^+ш), соответствующего критерию (Kj+m), при этом данный критерий может быть максимальным (рациональным) значением заданной
критериальной функции эффективности функционирования дорожного хозяйства или директивно (экспертно) установленным значением;
при переходе системы "дорожное хозяйство региона" на новый уровень развития модель состава и структуры данной системы могут быть изменены;
понятие "рост" является частным случаем понятия "развитие" системы "дорожное хозяйство региона".
Таким образом, формирование региональной дорожной политики должно основываться на системном анализе существующих проблем дорожного хозяйства региона, особенностях и модели его функционирования и развития, на основах государственной политики в области дорожного хозяйства и региональной экономической политике.
Область применения. В региональных органах управления дорожным хозяйством при формировании программ развития дорожного хозяйства региона.
References / Библиография
1. Economic development of regions: Theoretical and practical aspects of state regulation / O. V. Kuznetsova. -7th ed., stereotype. - M.: LENAND, 2020. - 304 p.
2. Evolution of institutional systems / G. B. Kleiner;
CEMI RAS. - M.: Nauka, 2004. - 240 p.
3. Economics of road economy: textbook for university students / ed. by E. N. Garmanov. -M.: publishing center "Academy", 2012. - 400 p.
4. System analysis in Economics: textbook for university students / I. N. Drogobytsky. - 2nd ed., reprint. and additional-M.: UNITY-DANA, 2011. - 423 p.
5. Systems theory and systems analysis: Textbook / V.M. Vdovin, L.E. Surkova, V.A. Valentinov. -2nd ed. - Moscow: publishing and trading Corporation "Dashkov and K", 2012. - 640 p.
1. Экономическое развитие регионов: Теоретические и практические аспекты государственного регулирования / О.В. Кузнецова. - 7-е изд., стереотип. - М.: ЛЕНАНД, 2020. - 304 с.
2. Эволюция институциональных систем / Г.Б. Клейнер; ЦЭМИ РАН. - М.: Наука, 2004. - 240 с.
3. Экономика дорожного хозяйства: учебник для студентов вузов / под ред. Е.Н.Гарманова. - М.: Издательский центр "Академия", 2012.- 400 с.
4. Системный анализ в экономике: учебник для студентов вузов / И.Н. Дрогобыцкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 423 с.
5. Теория систем и системный анализ: Учебник / В.М.
Вдовин, Л.Е. Суркова, В.А. Валентинов. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. - 640 с.