Научная статья на тему 'Системно-синергетический подход к познанию инклюзивных процессов'

Системно-синергетический подход к познанию инклюзивных процессов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
349
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системный подход / синергетический подход / инклюзия / инклюзивные процессы / сложноорганизованные системы / признаки системности. / system approach / synergetic approach / inclusion / inclusive processes / complex systems / signs of systemness.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Музыка Оксана Анатольевна

В статье раскрывается специфика системно-синергетического подхода к познанию феномена инклюзии и инклюзивным процессам современного общества. Для адекватной характеристики этих сложных процессов предлагается использовать основы системного подхода и его основополагающие признаки, среди которых представлены такие как отграниченность, автономность и целостность. Показаны возможности изучения специфики инклюзивных процессов на языке категорий синергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-SYNERGETIC APPROACH TO KNOWLEDGE OF INCLUSIVE PROCESSES

The article reveals the specifics of the system-synergetic approach to the knowledge of the phenomenon of inclusion and inclusive processes of modern society. To adequately characterize these complex processes, it is proposed to use the basics of the system approach and its fundamental features, including such as separation, autonomy and integrity. The possibilities of studying the specifics of inclusive processes in the language of synergetic categories are shown.

Текст научной работы на тему «Системно-синергетический подход к познанию инклюзивных процессов»

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ63)),2©2© / PEDAGOGICAL sciences

Музыка Оксана Анатольевна,

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11716 СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОЗНАНИЮ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Muzika Oksana Anatolyevna,

doctor of philosophical Sciences, Professor

SYSTEM-SYNERGETIC APPROACH TO KNOWLEDGE OF INCLUSIVE PROCESSES

Аннотация.

В статье раскрывается специфика системно-синергетического подхода к познанию феномена инклюзии и инклюзивным процессам современного общества. Для адекватной характеристики этих сложных процессов предлагается использовать основы системного подхода и его основополагающие признаки, среди которых представлены такие как отграниченность, автономность и целостность. Показаны возможности изучения специфики инклюзивных процессов на языке категорий синергетики.

Abstract.

The article reveals the specifics of the system-synergetic approach to the knowledge of the phenomenon of inclusion and inclusive processes of modern society. To adequately characterize these complex processes, it is proposed to use the basics of the system approach and its fundamental features, including such as separation, autonomy and integrity. The possibilities of studying the specifics of inclusive processes in the language of syner-getic categories are shown.

Ключевые слова: системный подход, синергетический подход, инклюзия, инклюзивные процессы, сложноорганизованные системы, признаки системности.

Keywords: system approach, synergetic approach, inclusion, inclusive processes, complex systems, signs of systemness.

Возрастающий интерес к системному и синер-гетическому подходам в современной постнеклас-сической науке не случаен, он объясняется возникшей потребностью перехода теории и практики от познания отдельных элементов или сторон каких-либо объектов, явлений, процессов к изучению их интеграционных характеристик. Адекватным методом для изучения системы как сложного комплекса составляющих ее элементов любой природы является, прежде всего, конвергенция, как приближение естественнонаучных и гуманитарных методов, их взаимопроникновение и обогащение категориального научного аппарата на основе междисциплинарных связей. Среди научных подходов можно выделить системный и синергетический подходы соответствующие возросшим требованиям анализа явлений как комплекса сложных явлений и процессов на основе междисциплинарных связей наук и понятийного аппарата, дающего возможность интерпретации феноменов или процессов на языке нелинейности, неравновесности, переходности и трансформаций. Именно на основе данных подходов целесообразно рассмотреть один из актуальных вопросов сегодня - развитие инклюзивных процессов в обществе и в системе современного образования.

Системный подход к развитию трансформирующегося общества, в котором формируется особое понимание к инклюзивным процессам, позволяет рассмотреть инклюзию как модель сложной неоднородной динамически неравновесной системы, эволюционирующей под влиянием внешних

воздействий и собственных внутренних, возникающих в результате свойств. Одним из вариантов возникшего свойства в ответ на внешнее воздействие является параметр порядка, то есть формирование упорядоченной системы. Другим вариантом может стать хаос и дезорганизация системы вследствие выбора системой неадекватного процессам упорядоченности пути. И выбор системой пути развития будет подчиняться принципам самоорганизации системы, аналогичный пути естественного отбора в природе.

В обществе как в сложноорганизованной системе, подчиняющейся как принципам самоорганизации, так и организации развитие системы как целого будет зависеть от выбора пути. Так, актуальные вопросы проникновения инклюзии во все сферы жизнедеятельности человека и общества в целом, обнажили проблему включения субъекта с особыми потребностями в общую структуру общества и отдельных ее сфер. Наиболее показательна, оказалась система образования не готовая принять и включить субъектов, отклоняющихся от нормы в стандартное функционирование привычного образования в нашем обществе. Исторически сложившаяся стандартная система образования характеризуется линейными связями в системе. Но современная система образования входящая в структуру изменяющегося и трансформирующегося общества подчиняется уже совсем другим противоположным принципам: нелинейности, неравновесности, хаотичности наиболее полно отражающим современную глобализационную картину развития общества. В этих условиях современное образование как

РЕБЛООО1СЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / <<Ш1ШМУМ~^©УГМа1>#Щ61)),2©2©

одна из важных структур общества адаптируется к новым реалиям, новым смыслам и содержанию образования. Инклюзия как идея включения субъектов с особыми потребностями в общую традиционную структуру образования, предполагающая равные права и возможности всем субъектам без исключения, постепенно, через определенные управляющие параметры со стороны государства и нормативно-правового регулирования закрепляется как в сознании отдельного субъекта, так и общества в целом.

Выделение конкретного сложноорганизован-ного явления среди других каким, например, является инклюзия, а также наличие установленных границ его функционирования подчеркивает действие нескольких важных признаков. Одним из признаков для понимания системности объекта является отграниченность. Сложность и многоаспект-ность феномена инклюзии приводит науку к поиску определенного перечня методологических подходов, что означает выделение этого конкретного объекта внимания среди множества других и ограничение круга исследуемых проблем, касающихся конкретно субъектов с особыми потребностями. Выделение этой особенной категории субъектов среди субъектов нормы определяется конкретными целями и задачами и предполагаемой областью исследования. А главной целью современного образования в данном контексте является включение инклюзивного образования в общую структуру образования без исключений и более того, в перспективе можно будет говорить о формировании инклюзивной культуры современного общества. Одной из важных задач является осмысление проблем инклюзивных процессов в образовании и в обществе в целом как сложноорганизованной системе на основе междисциплинарных подходов, таких как системно-синергетический подход.

Следующим важным признаком системности объекта является автономность. Автономность указывает на относительную самостоятельность, наличие внутренних источников существования и проявляется в определенной пространственно-временной, темпоральной локализации, указывает на независимость существования системы от других объектов, выполняет присущие ей функции и обеспечивающая свою жизнеспособность за счет внутренних резервов. Исходя из этого, несмотря на действие принципа управления в обществе, для развития инклюзивного образования и распространения идей инклюзии на все сферы жизнедеятельности, необходимо учитывать то, что отдельный субъект с особыми потребностями или группа таких субъектов обеспечивает возможность своего функционирования в микросоциуме (семье, небольшом некоммерческом автономном объединении) за счет внутренних резервов, как психологических, так и физических. Следовательно, при решении вопросов включения данной категории субъектов в макросоциум (систему образования и другие сферы общества) необходимо учитывать имманентную автономность и свое проживание времени бытия группы субъектов с особыми потребностями, а

также возможности использования их внутренних резервов, которые при мягком направлении или управлении могут вывести систему (как отдельного субъекта, так и группу субъектов с особыми потребностями) на новый, более высокий уровень развития через принципы самоорганизации и организации.

Третьим важным признаком системности является целостность, которая является внутренним свойством системы и характеризует ее интегратив-ность. В основе этого принципа лежат отношения частей и целого. Безусловно, не целесообразно рассматривать отдельного субъекта или группу субъектов с особыми потребностями, изучать специфику их жизнедеятельности без учета функционирования общества как глобальной системы со своей сложноорганизованной структурой, включающей множество элементов и отношений между ними: типов связей (горизонтальных или вертикальных), классификацией систем в зависимости от структуры (дискретные, жесткие или централизованные системы), типов взаимодействия с окружающей средой (открытые или закрытые системы), динамические или статические состояния системы, такие свойства систем как эмерджентность и механизм обратной связи.

Все эти характерные признаки являются сложным комплексом взаимосвязей и учет каждого отдельного элемента, части, свойства и отношения становится необходимым условием для адекватной характеристики и осмысления такого феномена как инклюзия в целом и инклюзивное образование в частности. А научный категориальный аппарат си-стемно-синергетического подхода дает возможность расширения поля исследования и наиболее полной характеристике сущности и специфике инклюзии.

В рамках системного подхода развит ряд специфических направлений, таких как структурно -функциональный, кибернетический, синергетиче-ский. В данном контексте остановимся на специфике синергетического подхода и его интерпретационных возможностях относительно осмысления феномена инклюзии. Синергетический подход в познании - это, прежде всего, системный подход, для которого важным условием является понимание о том, что в некоторых системах возможна самоорганизация, то есть структура системы и ее свойства могут меняться скачком, спонтанно и непредсказуемо за счет совместного синергетиче-ского действия элементов системы. Синергетиче-ский подход применяется для осмысления сложно-организованных систем, а таких систем множество, включая самого человека, общество, определенные физические и химические явления и процессы, в которых последующее состояние всегда предполагает альтернативу, то есть необходимость выбора одного из нескольких возможных вариантов или сценариев развития.

Важным фактором и условием самоорганизации структур является прохождение системы через бифуркацию и флуктуацию, то есть через критиче-

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ63)),2©2© / PEDAGOGICAL SCIENCES

ское состояние системы, находящейся перед выбором пути развития. Выбор определяется случайным отклонением системы от нормы, а сценарий развития будущего будет зависеть либо от пути упорядоченности системы с возможным выходом на более высокий уровень, либо от пути дезорганизации и в итоге умирания системы. Применение категорий бифуркации и флуктуации для характеристики инклюзивных процессов в обществе дает возможность рассмотрения двух альтернативных путей развития: упорядоченности или дезорганизации, а какой путь выберет система - будет зависеть от разных факторов, как внутренних, так и внешних, влияющих на итоговый результат. Итоговым результатом мы понимаем развитие инклюзивного образования и формирование инклюзивной культуры современного общества.

Таким образом, системно-синергетический подход к познанию специфики инклюзивных процессов в обществе, позволяет раскрыть сложность и глубину такого феномена как инклюзия, рассмотреть вопрос комплексно, с учетом представлений о целостности системы и ее частях, об их взаимодействии и взаимовлиянии. Системно-синергетиче-ский подход позволяет эксплицировать понятие о самоорганизации и организации структур, об альтернативных путях развития системы, о возможной дезорганизации и упорядоченности структур после прохождения системы через точку бифуркации, то есть кризиса системы. Таким образом, сложный язык системно-синергетического подхода может внести вклад в осмысление такого сложного явления как инклюзия и инклюзивные процессы, с которыми столкнулось современное общество.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта " Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей", № 19-01300117

Литература

15. Аверина Н.В., Попов В.В. Фактор времени в детерминистских и индетерминистских теориях исторического процесса // Философия права. 2011. № 4 (47). С. 86-90.

16. Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования детей и молодежи // Сборник материалов 111-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)» 15 февраля 2019 г. под. ред. О.А. Музыка. Ростов н/Д: РГЭУ. 2019. 342 с.

17. Музыка О.А. Аксиологическая компонента социальной синергетики в системе развития общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / СевероКавказский государственный технический университет. Таганрог, 2007.34с.

18. Музыка О.А. Социальная синергетика: методология, семантика, аксиология. Учебное пособие / О.А. Музыка. Ростов-на-Дону. Изд-во: ЮФУ.2010. 288 с.

19. Музыка О.А. Методологические аспекты исследования нелинейного процесса развития общества в "бифуркационном поле ". Философия права. 2010. № 6 (43). С. 21-25.

20. Музыка О.А. Человек и общество в период кризиса (синергенический подход). Власть. 2009. № 10. С. 79-82.

21. Музыка О.А Линейная (классическая) и нелинейная (постнеклассическая) концепции социально-исторического процесса : сравнительный анализ. Фундаментальные исследования. 2012. № 11-1. С. 192-196.

22. Попов В.В., Музыка О.А. Исторический процесс: альтернативность и оценка. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-1. С. 147-150.

23. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А., Уколов А.О. Концепция транзитивности в контексте трансформации социума. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. № 5А. С. 114-122.

24. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М .Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал-2017- № 4 (107)- С. 419-421.

25. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А.. Социальное противоречие в контексте социальных процессов// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований- 2017-№ 1-2.- С. 361-364.

26. Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н Случайность в контексте динамических категорий// Философия права- 2015- № 1 (68)- С. 25-29.

27. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке// Философия права- 2012- № 5 (54)- С. 86-90.

28. Попов В.В., Чаленко М.В .Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России- 2011- № 7-8 (15-16)- С. 39-45.

29. Попов В.В., Лойтаренко М.В., Таранова В.А. Социальные противоречия и переходные периоды: философско-методологические аспекты// Международный журнал экспериментального образования- 2014- № 8-2- С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.