Музыка Оксана Анатольевна, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11715 ОСНОВНЫЕ ПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СПЕЦИФИКИ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБЩЕСТВЕ
Muzika Oksana Anatolyevna,
doctor of philosophical Sciences, Professor
THE MAIN ASSUMPTIONS OF USING A SYNERGETIC APPROACH TO UNDERSTAND THE SPECIFICS OF INCLUSIVE PROCESSES IN SOCIETY
Аннотация.
В статье представлены интерпретационные возможности синергетики для изучения такого сложного явления в современном обществе как инклюзия. Для характеристики инклюзивных процессов в обществе обоснованы три посылки, построенные на основе существующих принципов синергетики и системного подхода, включающие как описание самой посылки, так и ее интерпретацию в контексте вопросов инклюзии.
Abstract.
The article presents the interpretative possibilities of synergetics for studying such a complex phenomenon in modern society as inclusion. To characterize inclusive processes in society, three assumptions are based on existing principles of synergy and a systematic approach, including both a description of the premise itself and its interpretation in the context of issues of inclusion.
Ключевые слова: синергетический подход, системный подход, инклюзия, инклюзивные процессы, субъект с особыми потребностями.
Keywords: synergetic approach, system approach, inclusion, inclusive processes, subject with special needs.
Наука сегодня не стоит на месте, познаются новые объекты, уточняются и эксплицируются предыдущие знания, корректируются принципы и теории. Таким новым и актуальным для современной социогуманитарной науки стало изучение проблем инклюзивного образования, с которым столкнулось современное российское общество, в отличие от многих зарубежных стран, которые уже прошли определенный путь развития и принятия инклюзии, как части системы образования и общества в целом. Несмотря на достаточно прочный фундамент зарубежного опыта, у российских исследователей остается целый ряд не решенных вопросов, которые применительно к российской практике получают свою интерпретацию. Одним из таких подходов является синергетический, дающий возможность расширения поля исследования и углубления в содержание сложных процессов, описать которые с помощью простого языка и на основе линейного развития систем невозможно, так как современное общество уже давно подчиняется законам трансформации, бурных изменений, многовариантных и альтернативных путей развития.
Среди основных посылок использования си-нергетического подхода для характеристики инклюзивных процессов в обществе целесообразно выделить следующие. Во-первых, общество как сложная система представляет собой иерархию систем с различной нелинейностью, процессы в которой могут быть описаны либо нелинейными дифференциальными уравнениями, либо альтернативными сценариями развития системы, предполагающими влияние внутренних и внешних
факторов, влияющих на выбор пути. Например, если мы рассматриваем субъекта с особыми потребностями и его возможные варианты «включения», то под внутренними факторами необходимо учитывать наследственную предрасположенность, физическое и эмоциональное состояние, ценностно-оценочную структуру, включающую предпочтения, установки, ценности и их оценки. Под внешними факторами мы понимаем окружающий мир, включающий микросоциум (семья, друзья) и макросоциум (детский сад, школа, средние и высшие учебные заведения, общественные объединения или группы субъектов с особыми потребностями, общество в целом). В связи с тем, что содержательная часть этих перечисленных факторов будет у каждого субъекта своя, можно предполагать многочисленные варианты альтернативных путей развития. И хотя, согласно синергетическим представлениям, существует в самоорганизующейся системе два основных варианта пути развития, либо путь организации и упорядоченности структур, либо дезорганизации, мы не можем однозначно и под копирку проецировать аналогичный вариант для человека как наиболее сложнооргани-зованной системы, выбор которого иногда не поддается рациональному объяснению. Вопросы вариантов развития и выбора системы путей или сценариев - это отдельная тема для изучения. В данном контексте мы ограничиваемся выделением определенных постулатов синергетического подхода для исследования таких с одной стороны, самооргани-
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ63)),2©2© / РЕБЛ0001СЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8
зованных, а, с другой стороны, - сложноорганизо-ванных систем как инклюзивные процессы в обществе и субъекты с особыми потребностями.
Во-вторых, невозможно жестко обусловить и запрограммировать эволюцию сложных систем, сама эволюция предполагает длительное изменение предшествовавшего состояния какой-либо системы. И это вторая важная посылка, подчеркивающая действие принципа самоорганизации в природе. А в обществе как сложноорганизованной системе, действует ли такой постулат и какую роль он может играть при интерпретации, например, инклюзивных процессов? Общество, а значит и входящие в него системы, структуры и элементы подчиняется единым законам природы и законам диалектики. Прежде всего, речь идет о законе естественного отбора, когда выживает сильнейший. Однако в процессе эволюции и развития научных технологий человечество научилось регулировать процесс выживания за счет организованных медицинских процедур, способствующих сохранению жизни даже тех, кто раньше не имел никаких шансов на выживание. То есть то, что не дала природа теперь может дать сам человек. Следовательно, процесс самоорганизации и дальнейшей эволюции системы заменяется на запрограммированный вариант направленных организованных действий, влияющих на последующее развитие системы. И хорошо, когда дальнейшее развитие системы соответствует стандартным вариантам перехода от менее к более высокому уровню развития. Но на практике мы сталкиваемся и с противоположными вариантами, когда в системе происходит сбой и наступает момент кризиса в системе, на языке синергетики система попадает в точку бифуркации. И каким будет дальнейшее развитие системы можно только предполагать.
Таким образом, человек, который научился вмешиваться в законы самоорганизации и выживания сильнейшего, с одной стороны, сделал открытие возможности влияния на природу, дал шанс выживать субъектам с отклонениями в здоровье, что, безусловно, рассматривается как революционный скачок, способствующий решению проблемы демографии в обществе. С другой стороны, общество столкнулось с результатом такого скачка в науке, с ростом числа рожденных детей с отклонениями в развитии, что не могло не сказаться на появлении проблемы образования и развития таких субъектов с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями. Исходя из второго рассматриваемого постулата, человек действительно не может запрограммировать эволюцию сложных систем, возможно только направить систему к другому альтернативному пути, а кокой путь будет выбран зависит как от внутренних, так и от внешних факторов.
В-третьих, это понимание, что целое и сумма его частей являются качественно различными структурами. Части не могут складываться арифметически, необходимо учитывать интерференцию, то есть наложение их потенциалов. При проециро-
вании данной посылки к рассмотрению инклюзивных процессов в обществе, подчеркнем следующее. Общество как целое, как сложноорганизованная система состоит из множества отдельных структур, включающих разнообразные элементы, каждый из которых имеет свои специфические черты и особенности развития. И общество как целое и сумма его частей (отдельных социальных групп, организаций и др.) являются качественно различными структурами. В этом случае можно говорить о действии такого свойства системы как эмерджент-ность, то есть определенная целесообразность, ориентированность на достижение какой-либо цели системы в целом, но не отдельных ее элементов. Например, семья состоит из нескольких членов -родители и дети, которые в отдельности не обладают свойствами и характеристиками семьи как системы. Это очень важно понимать для рационального отношения к возможностям образования как целостной системы со своей сложной структурой. И вопросы качества системы не всегда, а иногда и вообще не будут связаны с увеличением количества, например образовательных организаций. Или качество знаний учащихся не связано с количеством поступающей информации, а даже наоборот. Увеличение количества информации приводит к хаосу в системе и нужно обладать системе такими внутренними качествами и резервами, которые смогут стабилизировать влияние внешних негативных факторов (негативной или лишней информации) и в результате естественный ход событий приведет систему к упорядоченности. Внутренними резервами для учащегося могут служить: 1) здоровье, то есть стабильное функционирование всех систем организма, хорошая память, внимание, позитивные эмоции, которые дают возможность перерабатывать полученную информацию и использовать для дальнейшего развития; 2) сформированная ценностно-оценочная структура, т.е. ориентация учащегося на традиционные ценности, чувство долга и ответственности.
А если мы рассматриваем учащегося или в данном контексте субъекта с особыми потребностями, который априори не имеет стабильного здоровья, наоборот различные отклонения в здоровье выступают для него самой большой проблемой для адекватной переработке большого количества информации, не говоря уже о качестве. Следовательно, для субъектов с ограниченными возможностями здоровья и в итоге особыми потребностями, необходимо применять более мягкие требования, адаптированные к требованиям общества в целом или образования в частности. Первым шагом такой адаптации и можно рассматривать саму инклюзию, т.е. «включение» субъекта с ограниченными возможностями в общую структуру сложной системы (общество, образование) как важный ее элемент, значимость которого еще предстоит изучить. Как гласит мудрость, если человек чего-то не знает, это не говорит о том, что он должен это отрицать. Значит, исходя из общих гуманистических и моральных принципов, общество будет тем больше считаться гуманным, чем больше будет помогать тем, кто в этом
нуждается. А субъекты с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в этой помощи и то, что сегодня наука занимается вопросами инклюзивного образования, пытается переосмыслить инклюзивные процессы, говорит о том, что общество ориентировано на гуманистические принципы развития и учет важности и значимости каждого элемента системы, независимо от ее исходных характеристик. А учитывая, что в природе и обществе также действует принцип «чем больше разнообразия в системе, тем больше шансов у нее на выживание», то «включение» субъектов с особыми потребностями в систему традиционного образования, а как следствие и в систему общества (трудоустройства) как целое, никак не помешает развитию и упорядоченности системы, а даже наоборот, может повлиять на формирование таких качеств у субъектов образовательного процесса как толерантность, эм-патия, сопереживание, взаимопомощь. В перспективе мы уже сможем говорить о формировании инклюзивной культуры нашего общества как важной цели, к которой можно стремиться.
Таким образом, представленные три посылки, позволяют оценить адекватность и целесообразность использования категорий и принципов синергетики и основ системного подхода для обоснования использования синергетического подхода к пониманию специфики инклюзивных процессов в современном обществе. Оставаясь предметом научных дискуссий, синергетический подход является определенным прообразом интегрального научного подхода, который сегодня можно оценить как развивающий фактор в познании, так как только на основе междисциплинарных связей наук, взаимодействия и сотрудничества ученых, педагогов, родителей и детей можно приблизиться к решению сложных проблем современного общества, а в данном контексте проблем инклюзии.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта " Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей", № 19-01300117
Литература
1. Аверина Н.В., Попов В.В. Концепция прошлого в контексте исторического процесса //Философия права. 2010. № 5 (42). С. 81-84.
2. Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования детей и молодежи // Сборник материалов 111-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института им.
A.П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)» 15 февраля 2019 г. под. ред. О.А. Музыка. Ростов н/Д: ргэу.-2019. - 342 с.
3. Музыка О.А. Социальная синергетика: методология, семантика, аксиология. Учебное пособие / О.А. Музыка. Ростов-на-Дону. Изд-во: ЮФУ.2010. 288 с.
4. Музыка О.А. Методологические аспекты исследования нелинейного процесса развития общества в "бифуркационном поле ". Философия права. 2010. № 6 (43). С. 21-25.
5. Музыка О.А. Человек и общество в период кризиса (синергенический подход). Власть. 2009. № 10. С. 79-82.
6. Музыка О.А Линейная (классическая) и нелинейная (постнеклассическая) концепции социально-исторического процесса : сравнительный анализ. Фундаментальные исследования. 2012. № 11-1. С. 192-196.
7. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М .Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал.2017. № 4 (107). С. 419-421.
8. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко
B.А.. Социальное противоречие в контексте социальных процессов// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361-364.
9. Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В Социальные трансформации в правовых отноше-ниях//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-2. С. 315318.
10. Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н Случайность в контексте динамических категорий// Философия права. 2015. № 1 (68). С. 25-29.
11. . Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика темпоральности правового сознания социального субъекта// Фундаментальные исследования- 2015-№ 2-25- С. 5730-5733.
12. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке// Философия права- 2012- № 5 (54)- С. 86-90. 21
13. Попов В.В., Чаленко М.В .Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России- 2011- № 7-8 (15-16)- С. 39-45.
14. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А., Уколов А.О. Концепция транзитивности в контексте трансформации социума// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. № 5А.
C. 114-122.