Научная статья на тему 'Системно-семантический подход к проблемному обучению в сельской малокомплектной начальной школе'

Системно-семантический подход к проблемному обучению в сельской малокомплектной начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Креславская Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются концептуальные вопросы организации учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе на основе системно-семантического подхода в условиях информатизации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-семантический подход к проблемному обучению в сельской малокомплектной начальной школе»

6. Мониторинг управления качеством образования на основе личностно-ориентированного подхода: Пособие для руководителей образовательных учреждений. В 3-х ч. Ч. 2 / под ред. Л.И. Буровой и Е,В. Яковлевой. - Череповец, 2001. - 116 с.

7. Подласый М П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред, спец. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.-352 с.

8. Развитие сельской школы Вологодской области: концепция и программа ее реализации на 2006-2010 гг. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006.-64 с.

9. Селевко Г.К. Современная российская гимназия в системе полного среднего образования // Завуч.—2006. —№7.—С. 5-76.

10. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001,-544 с.

Т.А. Креславская

СИСТЕМНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМНОМУ ОБУЧЕНИЮ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются концептуальные вопросы организации учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе на основе системно-семантического подхода в условиях информатизации обучения.

Образование в современном обществе становится инициативной силой, фактором превращения общества в открытую, вариативную, диалогичную, толерантную систему. Изменения, происходящие в системе образования в XXI веке и необходимость повышения качества образования, требуют совершенствования процесса обучения, изменение его средств и методов, в том числе использование системно-семантического подхода к проблемному обучению в сельской малокомплектной начальное школе.

Сельская школа переживает сегодня сложный этап эволюции, изменяются цели и задачи содержания общего среднего, дополнительного образования, т.е. сельская школа в настоящее время является образовательным институтом, который более других нуждается в модернизации содержания образования, во внедрении новых образовательных, социально-педагогических и социально-психологических технологий, приемлемых для малочисленных классов и адекватных психологическим особенностям детей.

Специфика начальной малокомплектной сельской школы влияет на организацию учебно-воспитательного процесса, т.е. творческий подход преподавателя к реализации общих педагогических закономерностей и правил.

Характерные особенности малокомплектной сельской школы—возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость

к природе, ярко выраженная гуманистическая и личностная направленность воспитательного процесса - являются позитивными предпосылками для внедрения, в педагогическую практику элементов проблемного обучения начиная с первого класса.

Проблемный подход к обучению является новым этапом в развитии дидактики и важной составной частью современной системы обучения в школе. Система проблемного обучения нацелена на эффективное развитие мышления школьников. В ее основе лежат принципы теории познания, согласно которым «познание в строгом изначальном смысле - это конкретное позитивное решение проблемы, то есть проникновение субъекта в объект с помощью разума» [8, с. 54].

Организационная модель педагогического процесса в начальной мало-комплектной сельской школе, содержащая элементы проблемного обучения, соответствующая специфике организации управления познавательной деятельностью школьников в малочисленном разновозрастном классе и условиям социокультурной среды в сельских школах, позволяет повысить уровень развития у младших школьников элементов проблемного мышления системного характера

Систематика - это наука, изучающая естественные и искусственные системы в единстве формы и содержании» является феноменом сложившейся взаимосвязи науки и учебной дисциплины. Название этой науки составлено путем слияния слов система и семантика [15, с. 69].

32

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

О Т.А. Креславская, 2008

Концептуальной основой науки «Систематика» является теоретически доказанная и подтвержденная практикой семантическая системность самоорганизации Вселенной единством формы и содержания, открытости и закрытости, прогнозирования и управления с адаптацией к окружающей среде, реализующих целевые реактивные структуры и функции включением ориентированных на знания, информационных и вещественно-энергетических механизмов [15, с. 71].

В научной литературе существуют различные определения категории «система».

Многие исследователи определяют систему через понятия «элемент», «отношение», «целое»; определение посредством понятий «вход, выход», «управление» и т.д. [13, с. 49].

Системой может быть любая выбираемая исследователем совокупность переменных, их свойств или сущностей [12, с. 40]. Наиболее полную характеристику таких признаков предлагают И.В. Блауберг и Э.Г, Юдин. Они перечисляют: целостность, наличие в системе двух или более типов связей (пространственных, функциональных, генетических и т.д.), структура (организация) системы, наличие уровней и иерархии уровней, управление, функционирование и развитие [3, с. 61-64]. С нашей точки зрения это определение системы выглядит наиболее полным и объемным.

Если говорить о семантике, то, учитывая исторический опыт типичных примеров понятий обозначения, выполнения, определения [18, с. 50-57], под «семантикой» понимается смысловая сторона языковых единиц, их коммуникативная роль в процессе общения, гносеологической основой которой всегда является отражение предметов, явлений, отношений действительности в сознании человека. При этом, наиболее правильным путем разрешения поставленных проблем является стремление использовать все положительное, созданное как опытом прошлого, так и современными направлениями.

В этой связи представляет интерес характеристика основных путей современного изучения семантики (франц. зетапПяие, от греч. Бетап-Нкоз -обозначающий, эвта-знак в языкознании) П. Гиро [12]:

а) Психологическая проблема - почему и как происходит акт коммуникации? Что представляет собой знак и что происходит при коммуникации в сознании сообщающего и слушающего?

б) Логическая проблема - каковы отношения знака к реальности? Каковы условия отнесения знака к предмету или ситуации, которые он должен обозначать? Каковы законы, обеспечивающие правильное обозначение? и т.д.

в) Лингвистическая проблема, вернее: лингвистические проблемы, поскольку каждая система знаков обладает специфическими законами, связанными с ее природой и ее функцией.

Семантический подход позволяет:

- эффективно осваивать сложноструктурированные информационные пространства и закономерности сегрегации и кристаллизации данных в кратчайшие сроки;

- определять структуру информационного пространства и принципы его модификации, дополнять и реструктурировать информационное пространство;

- сопрягать различные информационные пространства;

- осваивать знания, заключенные в новых информационных пространствах;

- выделять из информационного пространства максимально полезную и важную информацию, отфильтровывать информационный шум;

- выделять целесообразные информационные подпространства;

- оптимизировать методы обработки данных;

- моделировать информационные системы и процессы.

Концепция «системно-семантического подхода» основана на принципе связи обучения с жизнью. В основе концепции системно-семантического подхода к проблемному обучению в начальной малокомплектной сельской школе находится сформулированное Л,С. Выготским положение о двух уровнях умственного развития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития.

Концепция «системно-семантического подхода» к проблемному обучению в начальной ма-локомплектной сельской школе учитывает также принципиальные положения систем развивающего обучения Л.В. Занкова и В.В. Давыдова.

В общем теоретическом контексте работ Л.С. Выготского и Д.Б. ЭльконинаВ.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинстика ♦ № 5

33

разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение - развивающим.

Вместе с тем, концепция системно-семантического подхода имеет отличия от указанных выше систем обучения, так как направлена на эффективную организацию именно проблемного обучения сельских школьников с учетом специфических условий их обучения и воспитания. Программы по учебным предметам в курсе начальной школы корректируются в соответствии с «блок-темами», познание которых носит проблемный характер.

Фундаментальной основой системно-семантического подхода служат данные логико-лингвистические категории. Они образуют «блок-темы», представляющие собой концентрированное выражение основного понятия, познание которого осуществляется учащимися под руководством учителя.

Учащиеся могут работать над темой индивидуально и в мини-группе, организуемой под руководством учителя. К концу каждого года обучения учащиеся представляют отчет о проделанной работе, как правило, творческой направленности. Школьникам предлагается такой учебный материал (на основе действующих программ обучения), который содержит проблемное знание по данной «блок-теме».

«Блок-тема» легко адаптируется к содержанию программного материала при организации проблемного обучения в начальной малокомплектной сельской школе. Семантическое наполнение «блок-темы» отражает определенные элементы содержания учебного материала. Так, примерная тематика произведений, предлагаемых для изучения в начальной школе, охватывает такие аспекты, как произведения о Родине; о родной природе; о семье; об отношении человека к природе, животным, труду, друг к другу, о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношении к людям; произведения о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть и т.д.); героических событиях и подвигах во имя служения Родине.

Концепция «системно-семантического подхода» опирается на потенциальные возможности такого образовательного компонента, как «Окружаю щи й мир» (естествознание, обществозна-

ние). Важной особенностью программы является следующее: человек рассматривается как часть природы и часть общества. Это позволяет показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека, раскрыть правила здорового образа жизни, позволяющие сохранять физическое и психическое здоровье, сформировать представления детей о взаимоотношениях с другими людьми, правила поведения в среде обитания и др. Все это входит, например, в «блок-тему» «Дом».

С нашей точки зрения успешная организация проблемного урока требует выполнения ряда условий, а именно учитель должен:

1) выделять узловые моменты темы и анализировать их в соответствии с вопросами задачи (выбор в материале проблемных вопросов);

2) расчленять основную проблему на ряд под-проблем (исходя из плана решения и учета знаний учащихся), т.е. на ряд частных проблем и установить очередность их решения;

3) составлять план решения частных проблем (точно сформулировав вопросы к задачам), тщательно продумав при этом коллективное, групповое и индивидуальное их решение;

4) объединять результаты, полученные при решении частных проблем, осуществлять решение главной проблемы, синтезируя при этом различные результаты разных направлений поиска (подготовить опровержение возможных неверных результатов);

5) подобрать домашнее задание с внесением элементов поискового характера, если позволяет учебный материал и реальные учебные возможности учеников.

В основу модели управления познавательной деятельностью учащихся начальных классов малокомплектной сельской школы могут быть положены следующие способы создания проблемных ситуаций:

1. Столкновение учащихся с явлениями, фактами, требующими их теоретического объяснения. Столкновение с внешними несоответствиями между явлениями вызывает стремление учащихся к объяснению этих несоответствий, что приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в шкале, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащегося самостоятельно достиг-

34

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

нуть поставленной перед ним практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащийся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с уже известными фактами, явлениями и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как правило, возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет какие-либо особые, необъяснимые признаки, свойства новых фактов.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты, явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям.

9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторений пройденного и т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные из других наук (учебных предметов), которые имеют связь с изучаемым материалом.

Выбор способов создания проблемных ситуация во многом зависит и определяется содержанием учебного материала.

В последние годы доминантой образования становится соединение информационной и развивающей модели образования, так как учебно-воспитательный процесс характеризуется в первую очередь интерактивностью в своей организации, подразумевает более тесное взаимодействие объекта и субъекта обучения посредством персонального компьютера, компьютер и обучающийся, обучающийся и преподаватель.

Компьютер существенно повышает мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность школьников, позволяя вести, непосредственный диалог между пользователем и обучающей системой, предусматривает оперативную обратную связь. Особенно важным это преимущество является для малокомплектных сельских начальных школ, когда учителю приходится работать одновременно с двумя разными классами.

На современном этапе просто необходимы компьютерные программные средства, которые учитывают потребности и интересы учащихся, различные стратегии обучения, дифференциро-ванность учебного материала, индивидуальные формы тренинга; увеличение время контакта с изучаемым предметом. Причем отмечено, что формирование адекватных умений и навыков у учащихся осуществляется иначе, чем при традиционных формах обучения.

Операциональный уровень определяет функции и возможности реализации указанных элементов, возлагаемые на ЭВМ.

Реализующий уровень проявляется в требованиях к написанию сценария обучающей программы. Основная задача реализующего уровня является перевод психолого-педагогических принципов и способов управления в четкие обучающие воздействия.

Решение обозначенных выше уровней исходит из психологически обоснованной модели учебной деятельности, позволяющей по ответам детей соотносить внешнюю деятельность с внутренней, сравнивать реальную деятельность с нормативной.

Таким образом, вышеназванные уровни процесса проектирования обучения представляют собой единую систему решаемых проблем, поэтому с одной стороны, необходим системносемантический подход, позволяющий обеспечить решение различных вопросов обучения, а с другой - информационный подход, способствующий ускорению процесса получения знаний, повышению качества обучения, усилению личностной ориентации учебного процесса.

Эффективное проблемное обучение в начальной малокомплектной сельской школе возможно на основе: рационального объединения классов в комплекте; правильного составления расписания уроков; определения наиболее целесообразной структуры урока; оптимизации содержания урока; рационального чередования самостоя-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювснология. Социокинетика ♦ № 5

35

Рис. Концепция проблемного обучения в сельской малокомплектной начальной школе на основе системно-семантического подхода

тельной работы учеников с работой под руководством учителя.

Условиями эффективности самостоятельной работы учащихся, содержащей «элементы проблем ности», являются: педагогически обоснованная цель; место и роль в общей структуре; учет уровня подготовленности и возможности учеников; индивидуальные и дифференцированные знания; оптимальная длительность; инструкции, предписания, «опоры», образцы; рациональные способы проверки; сочетание с другими технологиями обучения.

Схематично концепцию проблемною обучения в сельской малокомплектной начальной школе на основе системно-семантического подхода можно представить следующим образом (рис.).

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. шк., 1989.- 144 с.

3. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода /И.В. Блауберг, Э.Г, Юдин. - М.: Наука, 1973.-270 с.

4. ГурьеЛ.И, Проектирование педагогических систем. - Казань, 2004. - 212 с.

5. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Дис,... д-ра пед. наук. - СПб., 1995.-360 с.

6. Краевский В. В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практи-

ки // Новые исследования в педагогических науках. -1971.—№9, —С. 5-68.

7. Мессаровт М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Мессарович, Д. Мако, И. Тахара; пер. с англ. - М.: Мир, 1973.-258 с.

8. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5—9 кл. / под ред. Г.Ф. Суворовой. — М., 1990.

9. Основы обшей теории систем: учеб. пособие.-СПб.: ВАС, 1992.-Ч. 1.-253 с.

10. Партер У Современные основания общей теории систем. - М.: Наука, 1971. - 189 с.

11. Радианов В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис— д-ра пед. наук.-СПб,, 1996.

12. Садовским В.И. Основания общей теории систем.

13. Саруханов Э. Рынок труда и рынок занятости: противоречия определения и трактовки // Человек и труд. -1995.-№2.-С. 49.

14. Степанова М.Д. Методы синхронного анализа лексики (на материале современного немецкого языка) // Серия «Лингвистическое наследие XX века». Изд. 2. - М., 2004. - 208 с.

15. Шемакин Ю.И. Системантика познания // Вестник Российской академии естественных наук. -2007. -№ 3. - С. 69-73.

16. Щедровицкий ПП. Система педагогических исследований: (Методологический анализ) // Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. - С. 16-200.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Bertalanffy L. Allgemeine Systemtheorie // Deutsche Universitatszeitung. -1957. -№ 5-6. - S. 9-23.

18. Tarski A.О ugruntowaniu naukowej semantyki // Przegl^d filozoficzny. R. XXXIX (1936), z.I. - Warszawa, 1936. - S. 50-57.

Ю.Ю. Наумов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Р|бота над диссертационным исследованием и посещение уроков в школах станиц Краснодарского края (Саратовской, Бакинской, Мартанской, Суздальской и др.), анализ изобразительной деятельности учащихся 1— 4-х классов показали, что большинство школьников начальных классов не получают даже элементарных изобразительных навыков на уроках рисования, Обучение в 5—6-х классах ставит более

сложные задачи в расчете на базовые знания и навыки учащихся, но пятиклассники не готовы выполнять продуктивные, творческие задания, предусмотренные типовыми программами (B.C. Кузина [3], Б.М. Неменского [4], ТЛ. Шпикаловой [5] и др.). Рисование с натуры и по воображению для слабо подготовленного учащегося становится неосознанным действием, при котором не могут развиться изобразительные навыки, конст-

£> Ю.Ю. Наумов, 2008

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.