ровать процесс формирования готовности учащихся сельской школы к ППО позволит целенаправленная деятельность по организации влияния факторов на условия их реализации через систему средств и форм педагогического воздействия.
Библиографический список
1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии // под ред. Н.Е. Щурковой. -М., 1998.-208 с.
2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н.М. Борытко, С. Д. Поляков,
Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В. А. Сластенина и И.А. Колесниковой.—М.: Академия, 2005.-336 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. - М.; Воронеж, 1996.
4. ГураЛ.М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности. - Иркутск, 1994.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. — М., 2003.
6. Крутецкий В.А. Общество и окружающая среда.-М.: Мысль, 1985.
7. Левашова Т.Н., Мясищев В.Н Психология отношений / под ред. АЛ. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 1998.-368 с.
8. Ожегов С. И., Шведова И. Ю Толковый словарь русского языка. - М., 1997; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000: Мультимедиа-энциклопедия.
9. Пинский А. А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. - М.: Альянс Пресс, 2004. -312с.
10. Погорелова В. И. Адаптивная образовательная школа в условиях сельского социума: Дис— канд. пед. наук. - Тюмень, 2004. -173 с.
11. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Межериков; под общ. ред. П.И. Пидка-систого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
12. Теория установки / под. ред. Ш.А. Нади-рашвили и В.К. Цаава. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997,—448 с.
М.А. Никифорова
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ СФЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕЛЬСКИХ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ
Особенности сельской малокомплектной школы обуславливают необходимость подготовки учителя начальных классов к диагностированию и возможности диагностики индивидуальноличностных сфер младших школьников с целью повышения результатов обучения
новой, Д.М. Забродиным, В.Ф. Кривошеевым, А.А. Петренко; особенности обучения и воспитания в сельской школе - в трудах Л.В. Байборо-довой, А.Г, Корниловой, И.В. Щекотихиной и др.
Теорию и практику обучения младших школьников в условиях малочисленных классов рассматривали А.В. Алексеева, Н.Е. Боровлева, М.Э. Боуманова, А.В. Гоголева, И.М. Синагату-лина, П.Т. Фролова и др.
Очевидно, что сельская общеобразовательная школа является самостоятельным объектом научного исследования. Однако, несмотря на широкий диапазон научных исследований, посвященных специфике деятельности сельской школы, принятие правительством различных постановлений по ее дальнейшему совершенствованию и развитию, в настоящее время не преодоле-
При определении конкретных задач на-чального образования необходимо . исходить из положения о том, что первое звено должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Все это в полной мере относится и к жизнедеятельности сельской начальной школы.
Вопросы совершенствования деятельности сельской, в том числе и малокомплектной школы, исторические аспекты ее развития нашли свое отражение в ряде монографий и статей П. А. Жильцова, В.М. Величкиной, А.Е. Кондратенкова, Г.Ф. Суворовой, Н.Г. Наумова, и др.
Тенденции и перспективы развития современной сельской школы рассмотрены М.П. Гурья-
но основное противоречие между постоянно возрастающей социально-экономической и общекультурной значимостью сельской школы и неудовлетворительными в целом условиями и результатами ее функционирования. (В.Ф. Криво-шеев, А.И. Иванов, Ю.В. Шаронин).
Сегодня сельская школа, в которой ребенок проводит большую часть времени, недостаточно занимается развитием его как личности в силу известной временной ограниченности, доминированием дидактического аспекта, слабого педагогического обеспечения учителей.
В силу специфических особенностей (излишняя необъективная информированность о детях; однообразие форм обучения; ежеурочный контроль; ограниченность выбора, круга общения; недостаточно высокий уровень профессионализма педагогических кадров, особенно в вопросах психологии, педагогики и др.) и сложности контингента учащихся (увеличение детей с нарушениями речи, психики, с ослабленным здоровьем), остро ощущается нужда в специалистах по коррекционной работе, психолого-педагогической и социально педагогической помощи семьям и детям в развитии и раскрытии их индивиду-альности (М.П. Гурьянова, Д.М. Забродин,
А.А. Петренко).
Анализ научной литературы позволил выделить ряд обстоятельств, которые обуславливают повышение результатов обучения в начальных классах сельской малокомплектной школы:
- образование во всем мире признается общекультурной ценностью, определяющей условия достижения высокого качества обучения школьников, независимо от местоположения школы;
- сельская школа—самое массовое ОУ в стране (по данным министерства, сегодня количество сельских школ составляет40326), 22% составляют начальные сельские школы;
- результаты обучения имеют различные стороны - внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (личностную). Образование как атрибут личности определяется в первую очередь результатами ее внутреннего развития [10, с. 425];
- возрастает необходимость интегративного образования учителя сельской школы.
Наиболее адекватными подходами в нашем исследовании явились системный, личностно-деятельностный, прогностический.
С позиции системного подхода результаты рассматриваются как компонент системы качества обучения, в которой учитывается закономерная связь с условиями и процессом обучения. Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает ориентацию наличность обучающихся, что обеспечивает развитие индивидуально-личностных сфер учеников; деятельностный компонент предполагает организацию диагностической деятельности педагога, направленную на повышение результатов обучения. Прогностический подход позволяет рассматривать все объекты исследования в развитии, предвидеть возможные направления принятия педагогических мер коррекции и предупреждения недостатков, стимулировать постоянный поиск совершенствования путей изучения объекта.
Процесс обучения в настоящее время все больше становится важным источником личностного роста ученика. При возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников, когда индивидуальные особенности могут оказывать положительное влияние на процесс обучения, быть нейтральными к учению ребенка или влиять отрицательно на его учебную деятельность важную роль приобретает изучение процесса развития личности каждого ученика. Это требует от учителя профессионального мастерства и, прежде всего — научно обоснованной диагностики,
В последние годы появились теоретические и методологические работы, посвященные диагностике и прогнозированию учебно-воспитательного процесса в школе, новые направления использования диагностики в образовательном процессе: системно-комплексная диагностика (В.Н. Максимова), практико-ориентированная диагностика учения (Е.Д. Божович); критериально ориентированная диагностика в школе (А.А. Ярулов) и др.
Современными исследователями раскрыты основные вопросы и современные взгляды на диагностику результатов обучения и выделены подходы к классификации критериев контроля: кибернетический (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина); психолого-кибернетический (Т.В. Кудрявцев,
В.М. Вергасов); процедурно-информационный (В.Д. Шадриков); социально-педагогический (И.Я. Лернер, А.И. Новиков, М.И. Скаткин).
Диагностика - это определение качества, продуктивности учебно-воспитательного процесса,
его состояния и результатов, анализ причинно-следственных связей и оценка по определенным критериям и показателям степени достижения поставленных целей и задач обучения и воспитания учащихся (В.Н. Максимова).
Однако, опыт показывает, что осознавая необходимость и достоинства диагностики, в школьной практике она пока еще не находит широкого распространения среди учителей по ряду субъективных и объективных причин (99%). Наиболее существенной причиной является недостаточное осмысление сущности и содержания педагогической диагностики, методики и техники ее осуществления.
Результаты пилотажного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Учителя сельских начальных школ определяют педагогическую диагностику как исследование личности учащихся (39%); изучение педагогической деятельности, процесса обучения и воспитания (35,5%). Однако немногие отмечают возможности диагностики при выявлении качества результатов обучения, воспитания и развития. Умение осуществлять самодиагностику у многих вызвало сомнение (53%), а часть педагогов (12%) призналась в отсутствии данного умения.
2. Респонденты затрудняются в выделении объектов диагностики (35,6%). Практически никто из учителей не отметил как объект диагностики - качество обучения.
3. При осуществлении диагностики большинство педагогов руководствуются целями, направленными на получение всесторонней информации о ребенке, что свидетельствует о необходимости получения достоверной объективной информации в условиях высокого уровня социального контроля на селе.
В качестве положительных особенностей сельской мало комплектной школы можно отметить возможность глубокого и всестороннего изучения личности школьника и коллектива, индивидуализации обучения и воспитания, достаточно полного знания семьи и условий жизни учеников. Гуман истинность субъект-субьектного взаимодействия в процессе диагностики в реальной педагогической действительности сельской школы позволяет пробудить в самом ученике осознание личного участия в процессе обучения. Диагностика дает возможность учителю эффективнее управлять процессом обучения, достигать оптимальных для имеющихся условий результатов.
Результаты (продукты обучения) - это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели (И.П. Подласый).
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспиро-вой, А.Ю. Коджаспирова под результатом образовательного процесса понимается изменение в знаниях, способностях, отношениях, ценностных ориентациях, физическом состоянии учащихся и воспитанников. Результаты образовательного процесса в учреждении, получившем государственную аккредитацию, должны соответствовать государственным стандартам [5, с. 129].
В качестве результатов образовательного процесса рассматриваются итоги текущей и итоговой аттестации учащихся, обеспечение продолжения образования, состояние здоровья детей, удовлетворение образовательного заказа учащихся и родителей.
Г. К. Селевко, характеризуя педагогический процесс, выделяет его дуализм (бинарность) в том, что любое внешнее педагогическое или социализирующее воздействие заканчивается адекватным в нут-рил ич но стным процессом, а результат педагогического процесса определяется не только и не столько качеством внешнего воздействия, сколько направленностью и силой внугриличностных процессов [9, с. 41].
На современном этапе развития образования, качество обучения нельзя уже определять только количественно (успеваемостью, количеством победителей предметных олимпиад, числом учащихся, посещающих факультатив или выбравших тот или иной элективный курс при профильном обучении). Суть в том, чтобы произошли значимые, заметные, может быть, кардинальные изменения - качественные [4, с. 3]. По мнению А.Г Ас-молова, образование современного школьника, требует пересмотра его психологической сущности как механизма социогенеза.
А.Б. Боровков и В. А. Шевченко утверждают, что интегральными показателями результата качества обучения могут стать только показатели развития самого ученика: рост его достижений по учебным дисциплинам, динамика умственного развития, развитие личности в целом [1, с. 151].
Личность представляет собой целостную психологическую структуру.
Однако различные модели личности (У. МаЙ-шел, 3. Фрейд, А. Маслоу, К. Роджерс, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьв и др.) по-разному описывают эту структуру.
Гак, сторонники теории черт в психологии (Г. Оллпорт, Р. Кетгел, Р. Мейл и и др.) используют для описания личности определенное количество личностных черт.
Многие отечественные психологи (Л.И. Божович, Б.М. Теплов, В,Д. Небылицин, B.C. Мерлин и др.) используют набор из четырех характеристик: темперамент, характер, способности и направленность личности.
Многомерная модель личности учащегося, разработанная по идее И.П. Иванова, представлена следующими сферами: сфера знаний, умений и навыков; способы умственных действий; самоуправляющие механизмы личности; сфера эстетики и нравственности; сфера творческих качеств; действенно-практическая сфера; психофизиологическая сфера [9, с. 69].
В рамках личностно ориентированного образования В.Г. Быкова выделяет следующие сферы жизнедеятельности ребенка: сфера познания (учеба, информация, знания); сфера практической
деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки); сфера игры (игровая активность, веселые развлечения и т.д.); сфера физического развития (реализация физических возможностей); сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействия с ними) [2, с. 118].
По мнению Р.С. Немова в последнее время усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов (В.Г. Казанская, О. Гре-бенюк и др.).
Однако важной и пока мало изученной проблемой является учет функционального состояния основных познавательных психологических процессов и сущностных сфер учащихся сельской малокомплектной школы в ходе учения.
М.П. Гурьянова, рассматривая общие качественные характеристики сельской школы (бе-зальтернативность в социальном пространстве: зависимость от места расположения и социально-эконом тес кого потенциала окружения; сти-
Таблица1
Содержание диагностики индивидуально-личностных сфер младшего школьника
Объекты диагностирования Исследуемый параметр Методики
Мотивационная сфера Школьная мотивация Сформированное ь познавательного интереса Анкетирование учащихся «Изучение школьной мотивации» [6, с. 15] Методика «Изучение сформированное™ познавательною интереса»
Интеллектуальная сфера Уровень школьной зрелости Уровень целеполатания, сформированность учебных действ ий, котроля и оценки Уровень развития внимания Уровень развития памяти. Комплексный тест «Карта достижений у ченика» [7, с. 254-258] Методика «Изучение сформированное™ общеучебных умений и навыков» [6, с. 20] Методика«Исправь ошибки» Методика для определения уровня памяти (объем запоминания, смысловая память) [б, с. 42]
Волевая сфера Сф о р мир ов анность волевых качеств ученика Методика «Индивидуальный профиль сформированное™ волевых качеств»
Эмоциональная сфера Понимание своего эмоционального состояния Самооценка Проявление эмоций, связанныхс школой, товарищами Наблюдение учителя Тест-игр а «Узнай себя» [7, е. 41], Методика «Какой-Я?» (Р.С. Немов) Методика «Пьедестал» (Г.Ф. Гаврилычева) [6, с. 19]
Предметно- практическая сфера Проявления детей в различных видах деятельности Общение Наблюдение учителя Методика «Уровень речевой коммуникации»
хкйную интегративность и др.), отмечает, что образование на селе слабо ориентировано на формирование у учащихся необходимых цивилизационных характеристик личности, у детей складывается ситуация зависимого уровня развития [3,с. 18-23].
В концепции развития сельской школы Вологодской области на 2006-2010 годы зафиксировано, что обеспечение доступности и качества образования детей, формирование личности и создание условий для развития всех сфер индивидуальности ребенка, объявляются целью сельской школы [8, с. 11].
На основе анализа психолого-педагогической литературы в нашем исследовании в качестве сущностных характеристик личности рассматриваются следующие индивидуально-личностные сферы-мотивационная, интеллектуальная, волевая, эмоциональная, предметно-практическая. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность учащегося начальной школы, определяют успешность в обучении, образ жизнедеятельности, счастье и самочувствие среди людей.
Развитие детей - процесс сложный и многогранный. В нем, прежде всего, необходимо знание особенностей роста и физического здоровья детей. Особенности физического развития и здоровья даны в медицинских картах учащихся, однако в нашем исследовании родителям предлагалось заполнить «Индивидуальную карту физического развития и здоровья ребенка», в которой отражаются основные характеристики: вес, рост, слух, зрение, двигательная активность, физическая работоспособность, перенесенные заболевания. Получаемая информация не только дает сведения об основных физических параметрах развития ребенка, но и осведомленность, оценку данных показателей родителями.
С целью определения степени развития отдельных составляющих каждой сферы личности, учителя использовали диагностические средства для выявления исходного уровня. Нами определены объекты диагностирования, исследуемые параметры и соответствующие методики для их изучения (табл. I).
На основе исследуемых параметров каждой сферы личностного развития дана характеристика уровней их развития у младших школьников.
Например, высокий уровень характеризуется развитием мотивационной сферы (высокая
школьная мотивация, учебная познавательная активность), интеллектуальной сферы (самостоятельность формирования новых познавательных целей и учебных действий, умение управлять вниманием, контролировать, оценивать свои действия, возможности), волевой сферы (произвольность регуляции поведения и действий, проявление волевых качеств), эмоциональной сферы (адекватная самооценка, проявление положительных эмоций, связанных со школой), предметнопрактическая сфера (активность в разных видах деятельности; умение строить общение с учетом ситуации; легкость вхождения в контакт с детьми и педагогом; ясное и последовательное выражение своих мыслей).
Разработанный и подобранный комплекс авторских и модифицированных методик включил в процесс исследования учителя, родителей, ученика. Данный комплекс наиболее оптимально позволил выявить исходное развитие индивидуально-личностных сфер учащихся сельской ма-локомплектной школы. Все методики прошли апробацию в 12 сельских малочисленных начальных школах Вологодской области (общее количество учащихся - 72).
Рассмотрим проведение и результаты диагностики (табл. 2).
Мотивы, интересы, стремления, желания, ценностные ориентации и т.п. представляют основу и движущую силу человеческого поведения. По мнению психологов (С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов), рассматривать их следует как ядро индивидуальности, как самую существенную характеристику мотивационной сферы.
Мотивационную сферу личности младшего школьника отслеживали по уровню школьной мотивации и сформированное™ познавательного интереса через анкетирование детей по соответствующим параметрам (см. в табл. 1) [6, с. 15]. Результаты следующие: контрольная группа: высокий уровень школьной мотивации-20%, средний уровень -57%, низкий уровень - 18%; экспериментальная группа (22%; 56%; 16% соответственно). Низкий уровень познавательного интереса у 25% учащихся и критический - у 4% детей, 6% пришедших в 1 класс - негативно относятся к школе.
Изучение интеллектуальной сферы осуществлялось учителями через выявление уровня школьной зрелости, уровня целеполагания, сформированности учебных действий, развитие внимания и памяти. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни сформирован ности индивидуально-личностных сфер учащихся
.V® Индивидуально-личностные сферы Диагносгируемый параметр Уровни ( %) по группам
высокий средний НИЗКИЙ крити- ческий
I* П* 1 и I П I п
I. Мотивационная - школьная мотивация 20 22 57 56 18 16 5 6
сфера - познавательный интерес 18 16 56 55 24 25 2 4
2. Интеллектуал ьнам - школьная зрелость, 25,5 30 53 52,5 11,5 17,5 -- _
сфер - целеполагание, 11 17,5 48 45 41 37,5 - -
сформированность ОУУП, 60 -
- внимание 10 - 35 40 55 34 -
- память 34 40 38 26 28
3. Волевая сфера волевые качества ученика:
~ дисциплинированность 42 41 35 38 18 14 5 7
- самостоятельность 43 45 39 34 16 14 2 7
- настойчивость 20 23 49 50 31 25 2
- организованность 20 21 48 45 28 27 4 7
- инициативность 21 23 36 34 40 39 3 4
4. Эмоциональная -самооценка 39 47 54 53 7 -
сфера
5. Предметно- - речевая коммуникация 29 35 63 55 8 10 -
практическая сфера
* I - контрольная нэуша; 11 - экспериментальная группа
Обобщенный анализ результатов исследования индивидуально-личностных сфер учащихся малокомплектной сельской школы показал, что младшие школьники находятся в основном на среднем уровне развития мотивационной, эмоциональной, предметно-практической сфер, отмечается низкий уровень интеллектуальной сферы и наличие показателей критического уровня развития отдельных параметров мотивационной и волевой сфер.
Учителя школ отмечают, что диагностика индивидуально-личностных сфер позволяет получить представление об особенностях их развития у каждого ребенка. Определение уровня развития отдельных параметров каждой сферы позволяет обоснованно осуществлять индивидуальный подход к ее развитию и более эффективно организовывать процесс обучения в сельской школе.
Влияние педагогической диагностики на процесс обучения значимо не только для педагога, но и учащихся. Включая в содержание обучения методы познания себя и других, способы оценки результатов деятельности, собственного развития, учитель создает условия для осознания ребенком своей сущности, понимание и принятие себя таким, какой он есть; развивается умение и желание использовать внутренний потенциал для решения реальных проблем. В ходе диагностирования у учащихся проявляется интерес к себе как личности, познание себя, открытие своих возможностей.
Таким образом, использование педагогической диагностики индивидуально-личностных сфер ученика помогает: получить содержательную информацию об индивидуально-личностном развитии каждого ученика, выявить проблемы и недостатки развития личности учащихся, осуществлять индивидуальный подход при коррекции личностного развития учеников, выбрать наиболее эффективные методы и средства обучения сельских школьников, включить ученика в процесс познания себя, открытия индивидуально-личнос-тных возможностей; способствует в целом повышению качества результатов обучения.
Библиографический список
1. Боровков А.Б. Психологическое скриниро-вание развития школьников // Школьные технологии. -2002.-№6.-С. 151-153.
2. Быкова В.Г. Приоритеты современного образования - сущность его качества // Завуч. -2001.-Jfe5.-C. 103-126.
3. Гурьянова М.П. Сельская школа и общество: Сборник научно-методических материалов. - М., 2000.-С. 7-62.
4. Каплунович И.Я., Аверкин В.И, Качество обучения: диагностика и оценка//Химия в школе. -2004. -№ 8. - С. 2-7.
5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. -176 с.
6. Мониторинг управления качеством образования на основе личностно-ориентированного подхода: Пособие для руководителей образовательных учреждений. В 3-х ч. Ч. 2 / под ред. Л.И. Буровой и Е,В. Яковлевой. - Череповец, 2001. - 116 с.
7. Подласый М П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред, спец. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.-352 с.
8. Развитие сельской школы Вологодской области: концепция и программа ее реализации на 2006-2010 гг. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006.-64 с.
9. Селевко Г.К. Современная российская гимназия в системе полного среднего образования // Завуч.—2006. —№7.—С. 5-76.
10. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001,-544 с.
Т.А. Креславская
СИСТЕМНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМНОМУ ОБУЧЕНИЮ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются концептуальные вопросы организации учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе на основе системно-семантического подхода в условиях информатизации обучения.
Образование в современном обществе становится инициативной силой, фактором превращения общества в открытую, вариативную, диалогичную, толерантную систему. Изменения, происходящие в систе-ме образования в XXI веке и необходимость повышения качества образования, требуют совершенствования процесса обучения, изменение его средств и методов, в том числе использование системно-семантического подхода к проблемному обучению в сельской малокомплектной начальное школе.
Сельская школа переживает сегодня сложный этап эволюции, изменяются цели и задачи содержания общего среднего, дополнительного образования, т.е. сельская школа в настоящее время является образовательным институтом, который более других нуждается в модернизации содержания образования, во внедрении новых образовательных, социально-педагогических и социально-психологических технологий, приемлемых для малочисленных классов и адекватных психологическим особенностям детей.
Специфика начальной малокомплектной сельской школы влияет на организацию учебно-воспитательного процесса, т.е. творческий подход преподавателя к реализации общих педагогических закономерностей и правил.
Характерные особенности малокомплектной сельской школы—возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость
к природе, ярко выраженная гуманистическая и личностная направленность воспитательного процесса - являются позитивными предпосылками для внедрения, в педагогическую практику элементов проблемного обучения начиная с первого класса.
Проблемный подход к обучению является новым этапом в развитии дидактики и важной составной частью современной системы обучения в школе. Система проблемного обучения нацелена на эффективное развитие мышления школьников. В ее основе лежат принципы теории познания, согласно которым «познание в строгом изначальном смысле - это конкретное позитивное решение проблемы, то есть проникновение субъекта в объект с помощью разума» [8, с. 54].
Организационная модель педагогического процесса в начальной мало-комплектной сельской школе, содержащая элементы проблемного обучения, соответствующая специфике организации управления познавательной деятельностью школьников в малочисленном разновозрастном классе и условиям социокультурной среды в сельских школах, позволяет повысить уровень развития у младших школьников элементов проблемного мышления системного характера
Систематика - это наука, изучающая естественные и искусственные системы в единстве формы и содержании» является феноменом сложившейся взаимосвязи науки и учебной дисциплины. Название этой науки составлено путем слияния слов система и семантика [15, с. 69].