тельной работы учеников с работой под руководством учителя.
Условиями эффективности самостоятельной работы учащихся, содержащей «элементы проблем ности», являются: педагогически обоснованная цель; место и роль в общей структуре; учет уровня подготовленности и возможности учеников; индивидуальные и дифференцированные знания; оптимальная длительность; инструкции, предписания, «опоры», образцы; рациональные способы проверки; сочетание с другими технологиями обучения.
Схематично концепцию проблемною обучения в сельской малокомплектной начальной школе на основе системно-семантического подхода можно представить следующим образом (рис.).
Библиографический список
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. шк., 1989.- 144 с.
3. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода /И.В. Блауберг, Э.Г, Юдин. - М.: Наука, 1973.-270 с.
4. ГурьеЛ.И, Проектирование педагогических систем. - Казань, 2004. - 212 с.
5. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Дис,... д-ра пед. наук. - СПб., 1995.-360 с.
6. Краевский В. В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практи-
ки // Новые исследования в педагогических науках. -1971.—№9, —С. 5-68.
7. Мессаровт М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Мессарович, Д. Мако, И. Тахара; пер. с англ. - М.: Мир, 1973.-258 с.
8. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5—9 кл. / под ред. Г.Ф. Суворовой. — М., 1990.
9. Основы обшей теории систем: учеб. пособие.-СПб.: ВАС, 1992.-Ч. 1.-253 с.
10. Партер У Современные основания общей теории систем. - М.: Наука, 1971. - 189 с.
11. Радианов В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис— д-ра пед. наук.-СПб,, 1996.
12. Садовским В.И. Основания общей теории систем.
13. Саруханов Э. Рынок труда и рынок занятости: противоречия определения и трактовки // Человек и труд. -1995.-№2.-С. 49.
14. Степанова М.Д. Методы синхронного анализа лексики (на материале современного немецкого языка) // Серия «Лингвистическое наследие XX века». Изд. 2. - М., 2004. - 208 с.
15. Шемакин Ю.И. Системантика познания // Вестник Российской академии естественных наук. -2007. -№ 3. - С. 69-73.
16. Щедровицкий ПП. Система педагогических исследований: (Методологический анализ) // Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. - С. 16-200.
17. Bertalanffy L. Allgemeine Systemtheorie // Deutsche Universitätszeitung. -1957. -№ 5-6. - S. 9-23.
18. Tarski A.О ugruntowaniu naukowej semantyki // Przegl^d filozoficzny. R. XXXIX (1936), z.I. - Warszawa, 1936. - S. 50-57.
Ю.Ю. Наумов
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Р|бота над диссертационным исследованием и посещение уроков в школах станиц Краснодарского края (Саратовской, Бакинской, Мартанской, Суздальской и др.), анализ изобразительной деятельности учащихся 1— 4-х классов показали, что большинство школьников начальных классов не получают даже элементарных изобразительных навыков на уроках рисования, Обучение в 5—6-х классах ставит более
сложные задачи в расчете на базовые знания и навыки учащихся, но пятиклассники не готовы выполнять продуктивные, творческие задания, предусмотренные типовыми программами (B.C. Кузина [3], Б.М. Неменского [4], ТЯ. Шпикаловой [5] и др.). Рисование с натуры и по воображению для слабо подготовленного учащегося становится неосознанным действием, при котором не могут развиться изобразительные навыки, конст-
£> Ю.Ю. Наумов, 2008
37
Таблица 1
Критерии оценки учебных и творческих работ учащихся
Когнитивная сфера Креативная сфера
Компоновка изображения, передача пропорциональных, пространственных отношений изображаемого Соответствие формата, композиционного решения замыслу работы (статика, динамика)
Пер едача цвето-то 1 юв ы х от ноше ни й изображаемого Соответствие цветового и тонального строя, колорита замыслу работы (сближенный, контрастный)
Цвето-свето-теневая передача объема, фактуры изображаемого (свет, блик, собственная и иадаюшая тень, рефлекс, касание с фоном) Наличие композиционного центра, выявление главного средствами детализации, тонового, цветового контрастов и обобщение второстепенного
Владение графическими и живописными техническими приемами Лаконичность, пластическое решение, эмоциональная выразительность, образность работы
руктивно-пространственное и образное мышление. В таких условиях, когда сельские школы недостаточно оснащены наглядными пособиями, муляжами, ТСО, применяемые продуктивные методы обучения становятся не только малоэффективными, но и не выполняют свои образовательные, развивающие и воспитательные функции. Это, в свою очередь, препятствует реализации целей и задач обучения.
Овладение начальными навыками рисования невозможно без методической организации репродуктивной деятельности учащихся. Проведенное нами наблюдение показало, что репродуктивные методы на уроках ИЗО в 5-6-х классах сельских школ недостаточно задействованы. Применяемые в сельских школах методы не имеют теоретического обоснования - не систематизированы на основе общей дидактики, вслед-ствие чего учителя рисования используют их однобоко, отдавая предпочтение одному какому-то методу или приему. При этом нарушаются принципы взаимосвязи и единства репродуктивной и творческой деятельности, учебной и исследовательской работы, комплексности (оптимального взаимодействия различных методов обучения).
Нами в течение пяти лет (2002-2007 гг.) проводился эксперимент на базе МОУ СОШ №6 ст. Саратовской, г. Горячий Ключ. Подготовительная работа начиналась с изучения и анализа результатов изобразительной деятельности школьников 4-х классов, т.е. рисунков, выполненных в шкале и дома, наблюдения за процессом обучения. Проверка начального уровня подг отовленности учащихся, а в дальнейшем и эффективности обучения осуществлялась по трем взаимообусловленным сферам:
- когнитивная сфера- овладение знаниями, умениями и навыками (ЗУН) рисования с натуры и по памяти, развитие конструктивно-про-странственного мышления;
- сфера креативности - овладение ЗУН рисования по воображению, развитие образного мышления;
- мотивационная сфера - развитие мотивации, интереса учащихся к изобразительной деятельности.
В рамках констатирующего эксперимента испытуемым (пять 4-5-х классов) были предложены тестовые задания:
-рисование с натуры несложного натюрморта;
- иллюстрирование басни или сказки (применение вспомогательного материала).
Первое задание фиксировало начальный уровень развития знаний, умений и навыков рисования с натуры, конструктивно-пространственного мышления, второе - развитие креативности -представления, воображения, образного мышления, творческих способностей учащихся. Были определенны критерии оценок учебных (когнитивная сфера) и творческих (креативная сфера) работучащихся(табл. 1). Посредством анкетирования, тестирования, бесед выявлялся уровень мотивации испытуемых к учебной и творческой изобразительной деятельности.
В контрольных рисунках учащихся были выявлены такие характерные ошибки как:
- случайная, неосознанная компоновка изображения;
- хаотичное ведение рисунка без осознания конструкции рисуемых объектов, т.е. рисование от контура, передача несущественных деталей в ущерб основной форме;
38
Вестник КГУ им. И. А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
- искажение пропорций в рисунках.
Грубые ошибки в учебных и творческих работах испытуемых 5-х классов свидетельствуют о низком уровне сформированности элементарных изобразительных навыков и развития конст-руктивно-пространственного мышления.
В результате проведенных бесед, анкетирования было выяснено, что учащимся непонятны, неинтересны проблемно-поисковые, творческие задания, предлагаемые на уроках рисования, большинство школьников остается неудовлетворенным своими работами и теряет интерес к дальнейшей изобразительной деятельности.
Констатирующий этап эксперимента подтвердил актуальность исследования и необходимость внедрения авторской технологии обучения изобразительному искусству учащихся 5-6-х классов сельских школ, которая включает:
- содержание авторской программы, календарно-тематический план для обучения изобразительному искусству в 5 -6-х классах сельских школ;
- научное обоснование и систему репродуктивных и продуктивных методов и приемов обучения изобразительному искусству, вспомогательных упражнений [I];
- авторская и соавторская методические разработки по педагогическому рисунку геометраль-ным методом;
- средства обеспечения учебно-воспитательного процесса (ТСО, наглядные пособия).
Формирующий педагогический эксперимент проходил в 2003-2005 гг. В эксперименте было задействовано 264 испытуемых - школьников десяти 5-6-х классов, из них 108 учеников четырех экспериментальных классов и 156 учеников шести контрольных классов. Отбор контрольных и экспериментальных классов осуществлялся на основе учета примерно равных оценочных показателей успеваемости школьников.
На основе дидактических принципов: развивающего и воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, принципа прочности усвоения знаний и доступности обучения нами была разработана система методов, приемов обучения, упражнений, заданий. Учебный процесс в экспериментальных классах начинался с освоения элементарной изобразительной грамоты, тренировки моторики руки, глазомера посредством модернизированного нами метода - педагогического рисунка геомет-ральным методом (ПРГМ), который описан в публикации [2].
Формирующий эксперимент проводился в течение 2-х лет. В каждом полугодии в экспериментальных и контрольных классах ставились натур-
Таблица 2
Уровни сформированности ЗУ Н, мотивации, креативности в 5-х классах за учебный год
(процентные соотношения)
Сферы № Контр. 5-й «А» класс Экспео. 5- КЛ&С4 й «Б» Контр. 5-й «Д» класс Экспео. 5-класс й «Г» В
5 3 a исход. r¿ S X ~ 69~ Сред. о Я 00 tñ f Сред. Выс. Низк. É а и Выс. й т S S i о. О Выс.
К * 23 8 70 22 8 72 22 6 75 20 5
X еа 1 ч. 66 24 10 65 24 11 72 22 6 68 23 9
2 ч. 64 26 11 55 30 15 72 23 5 59 26 15
£ Зч. 61 27 12 47 33 20 72 23 5 54 28 18
4 ч. 60 27 13 42 35 23 70 24 6 50 30 20
£ исход. 65 25 10 65 26 9 70 22 8 72 20 8
S « 1 ч. 66 25 9 63 26 12 71 21 8 68 22 10
2 ч. 67 24 9 59 27 14 74 19 7 34 25 12
« 04 3 ч. 70 22 8 S3 31 16 75 19 6 56 29 15
4 ч. 72 20 8 49 33 18 78 16 6 51 32 17
1 к исход. 35 45 20 33 46 21 45 41 14 48 40 12
ев я а т 1 ч. 38 43 19 28 47 25 48 39 13 46 41 13
t о 2 ч. 40 42 18 24 49 27 55 33 12 42 43 15
S § 3 ч. 42 39 17 20 49 31 61 29 10 40 43 17
4 ч. 47 36 17 17 51 32 63 27 10 37 44 19
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ Ха 5
39
60 50 40 30 20 10 о
нач года кон. года. нач. года кон. года КОНТР. КОНГР. ЭКСПЕР. ЭКСПЕР.
классы классы классы классы
■ Когнкгивностъ (сред.) ■ Когнитивность (вые.) □ Мотивация (сред.)
□ Мотивация (выс.) ■ Креативность (сред.) ■ Креативность (выс.)
Рис, Результаты формирующего эксперимента в контрольном 5 «А» и экспериментальном 5 «Б» классах в начале и конце учебного года
ные постановки, которые со временем усложнялись. Перед рисованием контрольных постановок школьникам пояснялись учебные задачи, которые они должны были решить самостоятельно в своих работах.
В конце каждой четверти в контрольных и экспериментальных классах на основе анализа учебных и творческих работ учащихся отслеживались изменения в когнитивной, мотивационной, креативной сферах. В таблице 2 зафиксированы результаты формирующего эксперимента в 5-х классах.
Проследим, как в течение эксперимента менялись показатели ЗУН, мотивации, креативности (диаграмма 1).
Средний уровень ЗУН (когнитивная сфера) в начале учебного года в контрольном 5 «А» классе составил - 23%, в экспериментальном 5 «Б» -22%. В течение года эти показатели выросли в контрольном классе на 4%, в экспериментальном - на 13%.
Мотивация за учебный год в контрольном 5 «А» классе уменьшилась на 9%, а уровень креативности- на 5%. В контрольных шестых классах прослеживается похожая тенденция, в 6 «А» средний показатель ЗУН увеличился на 5%, несмотря на это показатель мотивации снизился на 9%, а креативности - на 5%. Напротив, в экспериментальном 5 «Б» классе за этот же период мотивация выросла на 5%, а креативность на 7%. В экспериментальном 6 «Б» классе прослеживается рост ЗУН на 12%, мотивации - на 4%, креативности - на 12%. Во всех экспериментальных классах, помимо средних, выросли и высокие показатели
в когнитивной, мотивационной, креативной сферах (рис.). Эти показатели свидетельствует об эффективности примененной технологии обучения.
Проведенный формирующий эксперимент подтвердил эффективность предложенной технологии обучения изобразительному искусству учащихся 5-6-х классов сельских школ.
Контрольный педагогический эксперимент проводился в 2005-2006 гг. на базе школ ст. Бакинской и ст. Мартанской. В ходе контрольного эксперимента подтвердились результаты, полученные ранее. Данные контрольного эксперимента показали, что за год в разной степени повысился уровень ЗУН, мотивавции, креативности во всех экспериментальных классах. В первой и второй четвертях наблюдается значительный рост показателей в сфере знаний, умений и навыков, в третьей и четвертой - рост креативности, стабильное возрастание мотивации, интереса учащихся в течение всех четвертей.
В целом проведенная экспериментальная работа дала положительные результаты: учащиеся с первых же занятий с радостью включаются в изобразительную деятельность. Разработанная нами технология обучения позволяет им поэтапно осваивать базисные навыки рисования, благодаря чему у них появляется уверенность в собственных силах, раскованность и самостоятельность в процессе рисования с натуры и по воображению.
Библиографический список
1. Наумов Ю.Ю., Денисенко В.И. Системное использование различных методов в обучении на
40
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, Том 14
уроках ИЗО в общеобразовательных школах // Проблемы и перспективы развития художественного и художественно-педагогического образования: Материалы Всерос. науч.-метод, конф. -Краснодар: КубГУ, 2005. - С. 257-260.
2. Наумов Ю.Ю Педагогический рисунок гео-метральным методом на основе пропорциониро-вания //Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. - 2007. - № 4. - С. 5 8-60.
3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Изобразительное искусство/под рук. B.C. Кузина.-М.: ДРОФА,2002.
4. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / под рук. Б.М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2005.
5. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство 5-9 классы / науч. рук. П.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 2005.
Д.К. Доева
ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Специфической формой отражения объективной действительности в искусстве является художественный образ. В отличие от материи, которая существует объективно, независимо от нашего сознания, образ возникает только в сознании. Важно учесть многообразие определений термина «образ». В широком понимании - это форма отражения объективной действительности в сознании человека. В более узком понимании-это конкретный облик целостного предмета, явления, ВОЗНИКШИЙ в результате взаимодействия впечатлений, процессов восприятия, воображения и мышления [ 1-4].
Цель нашей работы - анализ процесса формирования у дошкольников художественного образа, которое немыслимо без эстетического восприятия предметов и явлений окружающей действительности, а также произведений изобразительного искусства.
Эстетическая наука, признавая художественный образ в [2] основном как идеальное явление, несколько теоретизирует процесс, рассматривая его как духовное явление. В практике преподавания изобразительного искусства известны случаи, когда иод эстетическим восприятием рисующими подразумевается абстрактное восприятие красоты предмета, не связанное с процессом познания и художественной формой его отражения. При этом заметим, что одностороннее понимание детьми природы творчества и специфики образного мышления может привести на субъективистские позиции в процессе анализа и отображения объективной действительности.
Детьми довольно часто неправильно понимается и творческий процесс. Например, распространено мнение, что истинное творчество призвано разрушать устоявшиеся правила изображения и что все творчество должно сводиться к субъективной трактовке воспринимаемого, но не к его познанию. Этого нельзя допускать, ибо отрицание познания как процесса отражения означает выхолащивание объективного, предметного содержания изображения. Познание осуществляется как процесс перехода от незнания к знанию, от знания менее глубокого к знанию более глубокому. Именно в этом и заключается источник творчества, а не в способности нарушать объективные правила изображения.
Проникновение в назначение предмета, внимание к его форме ~ надежный путь эстетического и художественного развития. Часто дети понимают рисование не как процесс познания и графического отображения образной сути изображаемого, а как способ самовыражения. Довольно часто можно увидеть отступление от привычных правил изображения в произведениях мастеров изобразительного искусства, но опытные художники на основе глубоких знаний, умений, навыков обобщают, акцентируют в своих работах то или иное явление, не стремясь освободиться ни от его всестороннего познания, ни от приобретенного мастерства.
С эстетической точки зрения художественный образ представляет собой своеобразную переработку впечатлений ребенка от действительности. Здесь выделяется главное, существенное в явле-
© Д.К. Доева, 2008
41