Научная статья на тему 'Системно-контекстный подход к социальному проектированию комплексов непрерывного профессионального образования'

Системно-контекстный подход к социальному проектированию комплексов непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-контекстный подход к социальному проектированию комплексов непрерывного профессионального образования»

Краткие сообщения

3. Вачитова 11.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 1997.

4. Мухина В С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.

5. Ривина ИВ, Левонтина Н.В. Развитие системного мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи // Психология обучения: дайджест российской и зарубежной прессы. Современный Гуманитарный Университет, 2001. Вып. 10. С. 32-34.

6. Российская Е.Н. К проблеме формирования операциональной и функциональной готовности учащихся с тяжелым речевым недоразвитием к овладению письменной речью И Дефектология. 1999. № 4. С. 9-18.

7. Шкловский В. Л/., с соавт. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей // Дефектология. 2001. № 2. С. 20-28.

Поступила в редакцию 13.12.2002.

СИСТЕМНО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Шмарион

Создание и внедрение образовательных систем (ОС), обеспечивающих высокий уровень образовательных услуг, достигается при системном подходе к решению задач их социального проектирования, когда одновременно и взаимосвязано рассмагриваются наряду с педагог ическим процессом все вспомогательные процессы. Важным аспектом при проектировании ОС является социальнообъектное проектирование технологии основного - педагогического процесса. Теоретической основой социально-объектного проектирования комплекса непрерывного профессионального образования (КНПО) является знаково-контекстный подход (ЗКП), который позволяет реализовать социальные обучающие модели, в которых в полной мерс задается предметно-профессиональный и социальный контексты будущей деятельности специалиста. Единицей активности студента становятся поступки. Личностные смыслы преобразуются в социальные ценности. в систему отношений к обществу, труду, к самому себе. Па профессионально значимом материале осуществляется предметное и социальное развитие личности, ее включение в профессию как часть культуры.

Разработаны технологические основы социального проектирования процессов и структур образовательных систем, базирующиеся на системной интеграции принципов непрерывности, адаптивности и ЗКП. которая объединяет их в мощный инструментарий системно-контекстный подход к социальному проектированию современных адап-

тивных ОС. Лишь системно интегрируясь, принцип непрерывности и ЗКП на практике дают существенный положительный эффект при социальном проектировании и управлении ОС и КНПО, позволяя применить высокоэффективные ресурсосберегающие социальные и педагогические технологии, реализующие идеи ЗКП, предложенного А.А. Вербицким.

Эффективность реализации педагогического процесса может быть повышена за счет использования в образовательной системе в целом функциональных связей второго уровня. Если функциональные связи первого уровня строятся в основном на базе познавательного интереса, то связи второго уровня задействуют социальный интерес обучаемого как будущего специалиста, его профессиональные мотивы и интересы, направленные на формирование социальных умений и навыков взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывают ответственное отношение к делу, формируют социальные ценности и установки профессионального коллектива и общества в целом. Функциональные связи второго уровня создаются комплексным использованием различных форм, методов и средств активного обучения.

Содержание контекстного обучения гибко и адаптивно, т. к. для специалиста конкретного профиля оно модифицируется в зависимости от того, будет ли он научным или практическим работником, работником управления и т. п. В нем реализуется прин-

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (4), 2003

цип проблемности. задаваемый способом движения самой науки и противоречиями в использовании ее данных для решения профессиональных задач. В педагогических технологиях включается механизм общения и взаимодействия, в результате чего у студентов (а также у преподавателей) появляется новый опыт - плод совместных усилий, формируется и предметная, и социальная компетентность субъекта учения за счет вхождения в интерактивные группы - социальные модели будущей профессиональной среды.

Таким образом, подход к социальному проектированию ОС. в основу которого положены принципы непрерывности, преемственности, адаптивности, системный подход при социальном проектировании системы в целом, и ЗКП при проектировании основного (педагогического) процесса ОС в частности, может быть определен как системноконтекстный подход к проектированию ОС и комплексов непрерывного профессионального образования.

Посту пила в редакцию 24.09.2003.

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКАМИ СРЕДНИХ ШКОЛ

Н.Л. Солопанова, Н.Е. Копытова

Одна из проблем современного образования - связь высшей и средней школы. Однако практика работы в приемной комиссии с абитуриентами показывает, что поступающие имеют весьма смутное представление о том. на что нужно обращать внимание при выборе того или иного вуза, конкретной специальности и что они хотят получить после окончания учебного заведения. Общепризнанно. что чем четче человек представляет, чем ему придется заниматься в период обучения, тем более осознанно он будет делать свой выбор, т. е. уже во время учебы будет настраивать себя на свою будущую профессиональную деятельность. Хотя после окончания вуза не всегда можно устроиться по специальности, не имея при этом «поддержки», и поэтому трудно заранее прогнозировать свою дальнейшую жизнь на несколько лет вперед, выбор своей будущей специальности, а следовательно, и вуза имеет большое значение. Необходимо имегь представление о востребованности той или иной специальности и в каком учебном заведении следует ее приобретать.

В ряде школ города Тамбова среди выпускников профильных и общеобразовательных классов было проведено пилотажное исследование с целью выяснения, в какие вузы собираются поступать учащиеся, на какие факультеты и специальности, имеют ли

они представление о востребованности данной специальности на рынке труда, откуда получили информацию о выбранном вузе, что послужило причиной поступления, действительно ли выбранная специальность является желаемой. В анкетировании приняло участие 100 респондентов из школ № 2. 5 и лицея № 29.

Анализ результатов показал, что высшее образование собираются получать 73 % учащихся, обучающихся в общеобразовательных классах и 96 % учащихся, обучающихся в профильных классах. Более высокий процент в профильных классах закономерен, так как обучение в таком классе предполагает, что учащиеся усваивают более сложную программу по профильным дисциплинам, чем в обычных классах, поэтому психологически более готовы к поступлению в вуз. Данные показатели свидетельствуют, что ученики старших классов заранее ориентируют себя на получение высшего образования, поэтому особое внимание уделяют учебе, что и объясняет достаточно высокую успеваемость (хорошо и отлично -71%) (рис. 1).

Большинство учащихся выбрали для поступления тамбовские вузы (92 %), и лишь незначительное количество предпочли московские вузы (5 %) и вузы близлежащих городов. Для определения тесноты связи двух

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.