1. Основой подготовки преподавателя высшей школы должно быть формирование универсальной, функциональной грамотности, которая образует фундамент, позволяющий преподавателю гибко ориентироваться в различных ситуациях и быть готовым к продолжению образования, переквалификации, самообразованию и саморазвитию.
2. Анализ деятельности будущего преподавателя вуза не должен охватывать всю совокупность его профессионально-педагогических функций и должностных обязанностей, а должен быть сфокусирован на моментах деятельности, вызывающих проблемы, трудности и неудачи.
3. Среди профессионально важных качеств преподавателя вуза должны быть выделены трудно развиваемые у взрослых и плохо компенсируемые в профессиональной деятельности умения, необходимые для решения профессионально-педагогических задач, которые и должны являться параметрами для профотбора на педагогическую деятельность в высшей школе.
4. Профессионально важные характеристики личности, которые можно развивать и формировать путем обучения и тренингов, необходимо учитывать при разработке специальных учебных курсов и прак-
тикумов с обязательным их включением в учебный процесс подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы.
5. Компенсируемые за счет индивидуального стиля деятельности профессионально важные качества личности преподавателя могут являться основанием для выбора конкретной предметной специализации и дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература
1. См.: МосичеваИ., ШестакВ. Дополнитель-
ное образование: проблемы и новые задачи российской высшей школы // Высшее образование в России. - 2007. - №3.
2. См.: Матушанский Г.У, Бушмина О.В. Ста-
новление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России. - Казань, 2006.
3. См.: Матушанский Г.У. Подготовка науч-
но-педагогических кадров: ретроспективный анализ // Высшее образование в России. - 2001. - № 6.
4. См.: Медведев В., Татур Ю. Подготовка
преподавателя высшей школы: компетент-ностный подход // Высшее образование в России. - 2007. - № 11.
5. См.: Матушанский Г.У. Проектирование
системы непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы. - Казань, 1999.
Ю. ШМАРИОН, профессор Е. КУЗЬМИНА, доцент Ю. КАРАВАЕВА, доцент Липецкий государственный педагогический университет
Задача построения эффективной региональной системы непрерывного профессионального образования, способной в современных условиях обеспечить подготовку специалиста нового поколения, является сложной и мультидисциплинарной. Попытки ее разрешения в рамках отдельной науки, здравого смысла или механического соединения отдельных ступеней обра-
Системная
интеграция основных процессов КНПО
зования не дают ожидаемого результата. Необходим комплексный подход с использованием социологической теории организации, методов и средств социального проектирования.
Региональный уровень непрерывного профессионального образования позволяет в оптимальном режиме создавать адаптивные, динамично развивающиеся, много-
целевые и многофункциональные образовательные организации, оперативно реагирующие на изменение внешней социальной среды, рынка труда, и корректировать их структуры, целевые ориентиры, стратегии управления.
Определенный опыт проектирования и формирования комплекса непрерывного профессионального образования (КНПО) накоплен на базе ЛГПУ в Липецкой области [1]. Данный комплекс представляет собой многоуровневую организацию, объединяющую в учебно-научно-производственном процессе следующие структуры: факультет информационных и социальных технологий (ведущее учреждение), государственный педагогический колледж, аспирантуру по проблемам педагогики и социологии управления, систему дополнительного образования с разветвленной региональной структурой, включающей базовые городские и сельские общеобразовательные школы, подготовительные курсы и послевузовские курсы повышения квалификации, различного рода научно-образовательные центры и школы, совокупность научно-исследовательских, производственных и вспомогательных подразделений. Процесс обучения выстраивается в соответствии с логикой компетентностно-контекстного подхода, ориентирующего на максимальное приближение образовательного процесса к модели профессиональной деятельности в реальной ситуации [2]. Цель КНПО - обеспечить человеку в соответствии с его задатками и способностями необходимый уровень образования и сформировать у него установку на образование в течение всей жизни.
Одним из эффективных путей упрощения структуры организации, стандартизации организационных связей и норм, повышения разрешающей способности управления, оптимизации функционирования и адаптации является процессная декомпозиция [3]. В научной литературе структурно-функциональный подход к социальному управлению и проектированию ОС, как
правило, фокусируется на структурах, функциях, кадрах. Сравнительно мало внимания уделяется процессам, пронизывающим и изменяющим организационную структуру (ОС). Процессная декомпозиция ОС может осуществляться по различным основаниям. По отношению к социальной системе выделяются процессы внешние, связывающие вход и выход ОС, пронизывающие ее на протяжении всей деятельности образовательной системы и выходящие на конечный результат, и внутренние, не выходящие на конечный результат. В целях социального проектирования управления процессная декомпозиция предполагает выделение основных и вспомогательных процессов и определение их взаимосвязи (рис. 1). К основным относятся педагогический(учебно-воспитатель-ный) и процесс, связанный с научной работой, к вспомогательным - экономический, маркетинговый, хозяйственный. Особое место занимают процессы управления ОС, задающие ее функциональное единство и адаптивность в условиях динамично изменяющейся внешней среды. Обычно в первую очередь обращают внимание на образовательные услуги, а не на процессы, обеспечивающие их, и уже под спроектированные услуги формируют процессы. Между тем, следуя логике теории организаций, проектирование услуг и процессов необходимо осуществлять совместно и согласованно. Представляется, что процессный подход позволяет одновременно использовать преимущества структурно-функционального и системного анализа, которые обеспечивают полноту рассмотрения взаимодействия различных социальных групп, их влияния на качество образовательных услуг и дают возможность объективно оценивать динамику процессов, выявлять внутренние противоречия, определяющие тенденции развития и саморазвития организации, ее адаптацию к внешней среде.
В традиционной образовательной системе взаимодействие основных процессов осуществляется чаще всего на уровне здра-
Рис. 1. Структура взаимодействия основных и вспомогательных процессов и их связь со
средой при функционировании ОС
вого смысла. Здесь происходит искусственное разделение модели специалиста на три обособленные характеристики - как профессионала, личности и исследователя. Реализуемые ОС основные процессы (учебный, научный и воспитательный) оказываются искусственно изолированными и слабо согласованными. Их асинхронность и ресурсная разбалансированность приводят к неэффективности усилий высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, препятствуя достижению ожидаемого положительного результата. Образование строится в соответствии с неадекватной моделью будущей профессиональной деятельности, где социальная составляющая активности обучаемого, реализуемая в ходе воспитательного процесса, находится как бы в стороне от усвоения предметных знаний, умений и навыков. При этом не формируется и профессиональная познавательная мотивация, ибо содержание обучения раздроблено по дисциплинам,
предстает перед студентом несистемно и востребуется в процессе обучения статически, в то время как реальная профессиональная деятельность специалистов динамична во времени и пространстве. Указанные противоречия находят свое разрешение при организации системной интеграции основных процессов ОС, в основу которой положены теория и технология контекстного обучения, предложенная А.А. Вербицким [2]. Практика показывает, что наилучшее качество подготовки специалистов достигается в рамках учебно-научно-производственных комплексов, в которых в полной мере реализуется данный подход.
Мы считаем, что в любой образовательной системе (комплексе) ключевым звеном в подготовке современного специалиста любого профиля является оптимально построенная системная интеграция основных процессов, обеспечивающих гармоничное и согласованное формирование активной личности, профессионала и исследователя.
Под системной интеграцией в данном случае понимается сложный непрерывный процесс создания и поддержания оптимальной целостности учебного, воспитательного и научного процессов ОС в ходе выполнения ею социального заказа общества по подготовке специалиста посредством рационального взаимодействия педа-гогическихи социальных технологий непрерывного образования (рис. 2).
стояние окружающей социально-экономической среды и адаптироваться к ней, то ОС может оказаться несостоятельной, так как не выполнит социального заказа регионального сообщества. Неизбежность оперативного учета состояния социума, рынка труда, достижений научно-технического прогресса приводит к выводу, что управление образовательной системой должно строиться на основе принципов системной ин-
СОЦИУМ
НАУЧНЫЙ ПРОГРЕСС
РЫНОК ТРУДА
Рис. 2. Модель системной интеграции основных процессов образовательных
систем и комплексов
Очевидно, что образовательная система будет функционировать эффективно, если будут активизированы и управляемы координационные связи основных процессов как попарно, так и одновременно все вместе. Естественно, что подобная активизация потребует дополнительных ресурсов, которыми образовательные системы не всегда располагают. В то же время если образовательная система не будет учитывать со-
теграции основных ее процессов. Такой подход позволяет достигать высокого качества подготовки специалистов нового поколения при минимизации ограниченных ресурсов ОС за счет оптимального взаимодействия учебного, научного и воспитательного процессов. Модель такого специалиста, в частности по информационным и социальным технологиям, наиболее удобно представить в компетентностной форме,
выражающей его способность и готовность к осуществлению профессиональной дея-
тельности и решению конкретных профессиональных задач.
При этом последовательно реализуемая системная интеграция учебного, научного и воспитательного процессов будет постепенно преобразовываться в управленческие функции более сложного порядка - в управление социализацией специалиста и управление интеграцией основных процессов.
Механизм системной интеграции основных процессов ОС предполагает наличие двухуровневой интеграции, которая представляется в зависимости от ракурса рассмотрения внутренней или внешней. С позиций ОС внутренней выступает интеграция следующих процессов: научного и воспитательного (НВ), учебного и воспитательного (УВ), учебного и научного (УН); внешняя интеграция выражается во взаимодействии ОС и рынка труда (Рт), ОС и социума (Сс), ОС и научного прогресса (Нп). С позиций личности внутренней является интеграция свойств личности как исследователя и профессионала (ИП), как профессионала и личности (ПЛ), как исследователя и личности (ИЛ), а также как единство характеристик специалиста, проявляющихся в потребности становления какпрофессионала, личности и исследователя (ИПЛ). Схематично
многообразие видов интеграции внутри ОС представлено в таблице 1.
Целевая функция процесса подготовки специалиста, способного к самообразованию и развитию в рамках непрерывного образования, обусловливает тенденцию к максимальному раскрытию его внутреннего потенциала, как заложенного изначально, так и развивающегося в процессе социального взаимодействия. Результат процесса подготовки специалиста зависит от характеристик личности и качества образовательной системы.
Литература
1. См.: Шмарион Ю. Комплекс непрерывного
профессионального образования специалиста в области информационных и социальных технологий // Высшее образование в России. - 2007. - № 10.
2. См.: Вербицкий А. Активное обучение в
высшей школе: контекстный подход. - М., 1991; он же. Контекстное обучение в ком-петентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - № 11.
3. См.: Шмарион Ю.В. Принцип приоритет-
ности процессного анализа моделируемых комплексов непрерывного профессионального образования // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы международной научно-практической конференции. - Липецк, 2006.
Таблица 1
Классификация видов системной интеграции основных процессов ОС и комплексов
Интеграция для личности Интеграция для ОС
Внутренняя - Как исследователя и профессионала (ИП); - как профессионала и личности (ПЛ); - как исследователя и личности (ИЛ); - как исследователя, профессионала и личности (ИПЛ) - Между научным и воспитательным процессами (НВ); - между учебным и научным процессами (УН); - между учебным и воспитательным процессами (УВ)
Внешняя Обусловлена интеграцией: - научного и воспитательного процессов (НВ); - учебного и научного процессов (УН); - учебного и воспитательного процессов (УВ) - С рынком труда (Рт); - с социумом (Сс); - с научным прогрессом (Нп).