Научная статья на тему 'Системная интеграция основных процессов КНПО'

Системная интеграция основных процессов КНПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная интеграция основных процессов КНПО»

1. Основой подготовки преподавателя высшей школы должно быть формирование универсальной, функциональной грамотности, которая образует фундамент, позволяющий преподавателю гибко ориентироваться в различных ситуациях и быть готовым к продолжению образования, переквалификации, самообразованию и саморазвитию.

2. Анализ деятельности будущего преподавателя вуза не должен охватывать всю совокупность его профессионально-педагогических функций и должностных обязанностей, а должен быть сфокусирован на моментах деятельности, вызывающих проблемы, трудности и неудачи.

3. Среди профессионально важных качеств преподавателя вуза должны быть выделены трудно развиваемые у взрослых и плохо компенсируемые в профессиональной деятельности умения, необходимые для решения профессионально-педагогических задач, которые и должны являться параметрами для профотбора на педагогическую деятельность в высшей школе.

4. Профессионально важные характеристики личности, которые можно развивать и формировать путем обучения и тренингов, необходимо учитывать при разработке специальных учебных курсов и прак-

тикумов с обязательным их включением в учебный процесс подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы.

5. Компенсируемые за счет индивидуального стиля деятельности профессионально важные качества личности преподавателя могут являться основанием для выбора конкретной предметной специализации и дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература

1. См.: МосичеваИ., ШестакВ. Дополнитель-

ное образование: проблемы и новые задачи российской высшей школы // Высшее образование в России. - 2007. - №3.

2. См.: Матушанский Г.У, Бушмина О.В. Ста-

новление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России. - Казань, 2006.

3. См.: Матушанский Г.У. Подготовка науч-

но-педагогических кадров: ретроспективный анализ // Высшее образование в России. - 2001. - № 6.

4. См.: Медведев В., Татур Ю. Подготовка

преподавателя высшей школы: компетент-ностный подход // Высшее образование в России. - 2007. - № 11.

5. См.: Матушанский Г.У. Проектирование

системы непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы. - Казань, 1999.

Ю. ШМАРИОН, профессор Е. КУЗЬМИНА, доцент Ю. КАРАВАЕВА, доцент Липецкий государственный педагогический университет

Задача построения эффективной региональной системы непрерывного профессионального образования, способной в современных условиях обеспечить подготовку специалиста нового поколения, является сложной и мультидисциплинарной. Попытки ее разрешения в рамках отдельной науки, здравого смысла или механического соединения отдельных ступеней обра-

Системная

интеграция основных процессов КНПО

зования не дают ожидаемого результата. Необходим комплексный подход с использованием социологической теории организации, методов и средств социального проектирования.

Региональный уровень непрерывного профессионального образования позволяет в оптимальном режиме создавать адаптивные, динамично развивающиеся, много-

целевые и многофункциональные образовательные организации, оперативно реагирующие на изменение внешней социальной среды, рынка труда, и корректировать их структуры, целевые ориентиры, стратегии управления.

Определенный опыт проектирования и формирования комплекса непрерывного профессионального образования (КНПО) накоплен на базе ЛГПУ в Липецкой области [1]. Данный комплекс представляет собой многоуровневую организацию, объединяющую в учебно-научно-производственном процессе следующие структуры: факультет информационных и социальных технологий (ведущее учреждение), государственный педагогический колледж, аспирантуру по проблемам педагогики и социологии управления, систему дополнительного образования с разветвленной региональной структурой, включающей базовые городские и сельские общеобразовательные школы, подготовительные курсы и послевузовские курсы повышения квалификации, различного рода научно-образовательные центры и школы, совокупность научно-исследовательских, производственных и вспомогательных подразделений. Процесс обучения выстраивается в соответствии с логикой компетентностно-контекстного подхода, ориентирующего на максимальное приближение образовательного процесса к модели профессиональной деятельности в реальной ситуации [2]. Цель КНПО - обеспечить человеку в соответствии с его задатками и способностями необходимый уровень образования и сформировать у него установку на образование в течение всей жизни.

Одним из эффективных путей упрощения структуры организации, стандартизации организационных связей и норм, повышения разрешающей способности управления, оптимизации функционирования и адаптации является процессная декомпозиция [3]. В научной литературе структурно-функциональный подход к социальному управлению и проектированию ОС, как

правило, фокусируется на структурах, функциях, кадрах. Сравнительно мало внимания уделяется процессам, пронизывающим и изменяющим организационную структуру (ОС). Процессная декомпозиция ОС может осуществляться по различным основаниям. По отношению к социальной системе выделяются процессы внешние, связывающие вход и выход ОС, пронизывающие ее на протяжении всей деятельности образовательной системы и выходящие на конечный результат, и внутренние, не выходящие на конечный результат. В целях социального проектирования управления процессная декомпозиция предполагает выделение основных и вспомогательных процессов и определение их взаимосвязи (рис. 1). К основным относятся педагогический(учебно-воспитатель-ный) и процесс, связанный с научной работой, к вспомогательным - экономический, маркетинговый, хозяйственный. Особое место занимают процессы управления ОС, задающие ее функциональное единство и адаптивность в условиях динамично изменяющейся внешней среды. Обычно в первую очередь обращают внимание на образовательные услуги, а не на процессы, обеспечивающие их, и уже под спроектированные услуги формируют процессы. Между тем, следуя логике теории организаций, проектирование услуг и процессов необходимо осуществлять совместно и согласованно. Представляется, что процессный подход позволяет одновременно использовать преимущества структурно-функционального и системного анализа, которые обеспечивают полноту рассмотрения взаимодействия различных социальных групп, их влияния на качество образовательных услуг и дают возможность объективно оценивать динамику процессов, выявлять внутренние противоречия, определяющие тенденции развития и саморазвития организации, ее адаптацию к внешней среде.

В традиционной образовательной системе взаимодействие основных процессов осуществляется чаще всего на уровне здра-

Рис. 1. Структура взаимодействия основных и вспомогательных процессов и их связь со

средой при функционировании ОС

вого смысла. Здесь происходит искусственное разделение модели специалиста на три обособленные характеристики - как профессионала, личности и исследователя. Реализуемые ОС основные процессы (учебный, научный и воспитательный) оказываются искусственно изолированными и слабо согласованными. Их асинхронность и ресурсная разбалансированность приводят к неэффективности усилий высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, препятствуя достижению ожидаемого положительного результата. Образование строится в соответствии с неадекватной моделью будущей профессиональной деятельности, где социальная составляющая активности обучаемого, реализуемая в ходе воспитательного процесса, находится как бы в стороне от усвоения предметных знаний, умений и навыков. При этом не формируется и профессиональная познавательная мотивация, ибо содержание обучения раздроблено по дисциплинам,

предстает перед студентом несистемно и востребуется в процессе обучения статически, в то время как реальная профессиональная деятельность специалистов динамична во времени и пространстве. Указанные противоречия находят свое разрешение при организации системной интеграции основных процессов ОС, в основу которой положены теория и технология контекстного обучения, предложенная А.А. Вербицким [2]. Практика показывает, что наилучшее качество подготовки специалистов достигается в рамках учебно-научно-производственных комплексов, в которых в полной мере реализуется данный подход.

Мы считаем, что в любой образовательной системе (комплексе) ключевым звеном в подготовке современного специалиста любого профиля является оптимально построенная системная интеграция основных процессов, обеспечивающих гармоничное и согласованное формирование активной личности, профессионала и исследователя.

Под системной интеграцией в данном случае понимается сложный непрерывный процесс создания и поддержания оптимальной целостности учебного, воспитательного и научного процессов ОС в ходе выполнения ею социального заказа общества по подготовке специалиста посредством рационального взаимодействия педа-гогическихи социальных технологий непрерывного образования (рис. 2).

стояние окружающей социально-экономической среды и адаптироваться к ней, то ОС может оказаться несостоятельной, так как не выполнит социального заказа регионального сообщества. Неизбежность оперативного учета состояния социума, рынка труда, достижений научно-технического прогресса приводит к выводу, что управление образовательной системой должно строиться на основе принципов системной ин-

СОЦИУМ

НАУЧНЫЙ ПРОГРЕСС

РЫНОК ТРУДА

Рис. 2. Модель системной интеграции основных процессов образовательных

систем и комплексов

Очевидно, что образовательная система будет функционировать эффективно, если будут активизированы и управляемы координационные связи основных процессов как попарно, так и одновременно все вместе. Естественно, что подобная активизация потребует дополнительных ресурсов, которыми образовательные системы не всегда располагают. В то же время если образовательная система не будет учитывать со-

теграции основных ее процессов. Такой подход позволяет достигать высокого качества подготовки специалистов нового поколения при минимизации ограниченных ресурсов ОС за счет оптимального взаимодействия учебного, научного и воспитательного процессов. Модель такого специалиста, в частности по информационным и социальным технологиям, наиболее удобно представить в компетентностной форме,

выражающей его способность и готовность к осуществлению профессиональной дея-

тельности и решению конкретных профессиональных задач.

При этом последовательно реализуемая системная интеграция учебного, научного и воспитательного процессов будет постепенно преобразовываться в управленческие функции более сложного порядка - в управление социализацией специалиста и управление интеграцией основных процессов.

Механизм системной интеграции основных процессов ОС предполагает наличие двухуровневой интеграции, которая представляется в зависимости от ракурса рассмотрения внутренней или внешней. С позиций ОС внутренней выступает интеграция следующих процессов: научного и воспитательного (НВ), учебного и воспитательного (УВ), учебного и научного (УН); внешняя интеграция выражается во взаимодействии ОС и рынка труда (Рт), ОС и социума (Сс), ОС и научного прогресса (Нп). С позиций личности внутренней является интеграция свойств личности как исследователя и профессионала (ИП), как профессионала и личности (ПЛ), как исследователя и личности (ИЛ), а также как единство характеристик специалиста, проявляющихся в потребности становления какпрофессионала, личности и исследователя (ИПЛ). Схематично

многообразие видов интеграции внутри ОС представлено в таблице 1.

Целевая функция процесса подготовки специалиста, способного к самообразованию и развитию в рамках непрерывного образования, обусловливает тенденцию к максимальному раскрытию его внутреннего потенциала, как заложенного изначально, так и развивающегося в процессе социального взаимодействия. Результат процесса подготовки специалиста зависит от характеристик личности и качества образовательной системы.

Литература

1. См.: Шмарион Ю. Комплекс непрерывного

профессионального образования специалиста в области информационных и социальных технологий // Высшее образование в России. - 2007. - № 10.

2. См.: Вербицкий А. Активное обучение в

высшей школе: контекстный подход. - М., 1991; он же. Контекстное обучение в ком-петентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - № 11.

3. См.: Шмарион Ю.В. Принцип приоритет-

ности процессного анализа моделируемых комплексов непрерывного профессионального образования // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы международной научно-практической конференции. - Липецк, 2006.

Таблица 1

Классификация видов системной интеграции основных процессов ОС и комплексов

Интеграция для личности Интеграция для ОС

Внутренняя - Как исследователя и профессионала (ИП); - как профессионала и личности (ПЛ); - как исследователя и личности (ИЛ); - как исследователя, профессионала и личности (ИПЛ) - Между научным и воспитательным процессами (НВ); - между учебным и научным процессами (УН); - между учебным и воспитательным процессами (УВ)

Внешняя Обусловлена интеграцией: - научного и воспитательного процессов (НВ); - учебного и научного процессов (УН); - учебного и воспитательного процессов (УВ) - С рынком труда (Рт); - с социумом (Сс); - с научным прогрессом (Нп).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.