цип проблемности. задаваемый способом движения самой науки и противоречиями в использовании ее данных для решения профессиональных задач. В педагогических технологиях включается механизм общения и взаимодействия, в результате чего у студентов (а также у преподавателей) появляется новый опыт - плод совместных усилий, формируется и предметная, и социальная компетентность субъекта учения за счет вхождения в интерактивные группы - социальные модели будущей профессиональной среды.
Таким образом, подход к социальному проектированию ОС. в основу которого положены принципы непрерывности, преемственности, адаптивности, системный подход при социальном проектировании системы в целом, и ЗКП при проектировании основного (педагогического) процесса ОС в частности, может быть определен как системноконтекстный подход к проектированию ОС и комплексов непрерывного профессионального образования.
Посту пила в редакцию 24.09.2003.
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКАМИ СРЕДНИХ ШКОЛ
Н.Л. Солопанова, Н.Е. Копытова
Одна из проблем современного образования - связь высшей и средней школы. Однако практика работы в приемной комиссии с абитуриентами показывает, что поступающие имеют весьма смутное представление о том, на что нужно обращать внимание при выборе того или иного вуза, конкретной специальности и что они хотят получить после окончания учебного заведения. Общепризнанно. что чем четче человек представляет, чем ему придется заниматься в период обучения, тем более осознанно он будет делать свой выбор, т. е. уже во время учебы будет настраивать себя на свою будущую профессиональную деятельность. Хотя после окончания вуза не всегда можно устроиться по специальности, не имея при этом «поддержки», и поэтому трудно заранее прогнозировать свою дальнейшую жизнь на несколько лет вперед, выбор своей будущей специальности, а следовательно, и вуза имеет большое значение. Необходимо иметь представление о востребованности той или иной специальности и в каком учебном заведении следует ее приобретать.
В ряде школ города Тамбова среди выпускников профильных и общеобразовательных классов было проведено пилотажное исследование с целью выяснения, в какие вузы собираются поступать учащиеся, на какие факультеты и специальности, имеют ли
они представление о востребованности данной специальности на рынке труда, откуда получили информацию о выбранном вузе, что послужило причиной поступления, действительно ли выбранная специальность является желаемой. В анкетировании приняло участие 100 респондентов из школ № 2. 5 и лицея № 29.
Анализ результатов показал, что высшее образование собираются получать 73 % учащихся, обучающихся в общеобразовательных классах и 96 % учащихся, обучающихся в профильных классах. Более высокий процент в профильных классах закономерен, так как обучение в таком классе предполагает, что учащиеся усваивают более сложную программу по профильным дисциплинам, чем в обычных классах, поэтому психологически более готовы к поступлению в вуз. Данные показатели свидетельствуют, что ученики старших классов заранее ориентируют себя на получение высшего образования, поэтому особое внимание уделяют учебе, что и объясняет достаточно высокую успеваемость (хорошо и отлично -71%) (рис. 1).
Большинство учащихся выбрали для поступления тамбовские вузы (92 %), и лишь незначительное количество предпочли московские вузы (5 %) и вузы близлежащих городов. Для определения тесноты связи двух
■ хорошо и отлично
9 удовлетворительно и
хорошо § хорошо
■ отлично
■ удовлетворительно
Кол-во
Рис. 1. Успеваемость выпускников школ, принявших участие в анкетировании
качественных признаков, каждый из которых состоит только из двух групп, были использованы коэффициенты ассоциации (Ка) и контингенции (К*). Связь двух признаков подтверждается, если Ка £ 0.5 и Кк й 0,3, причем Ка всегда должен быть больше Кк. С помощью этих коэффициентов было определено. что успеваемость учащихся никак не влияет на то, собираются ли они обучаться в родном городе или в других городах (Ка = = 0.3; Кк = 0,1). Связь этих признаков не подтвердилась, что вызывает несомненный интерес. Ведь, казалось бы, что учащиеся с более высокой успеваемостью должны стремиться учиться в столичных вузах. С другой стороны, есть много факторов, которые объясняют данный факт. Чаще всего в других городах обучаются те учащиеся, которым позволяют их материальные возможности, что, как правило, никак не связано с у ровнем успеваемости. Можно предположить, что у школьников недостаточный уровень притязаний, что также может быть связано с недостаточным уровнем информированности по данному вопросу.
Распределение выпускников по вузам показывает, что в Тамбове два ведущих вуза (78 % выпускников собираются поступать в Г ГУ или в ТГГУ). Данные представлены в таблице 1.
Самой распространенной причиной поступления в вуз является то, что без высшего образования трудно устроиться на работу, что действительно отражает современное положение на рынке труда. Ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитан-
ности, профессиональной обученности. Большой процент желающих поступить в вуз не только хочет полу чить высшее образование, но и стать профессионалами в своей области для того, чтобы быть востребованными. Это закономерно, так как сегодня формируется особый интегративный тип работника - субъект социально-профессионатьной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность. Есть еще одно обобщающее качество, необходимое и рабочему, и руководителю-управленцу - профес-сионашзм, то есть вся совокупность физических, интеллектуальных и деловых способностей специалиста.
Таблица !
Рейтинг вузов
Учебные заведения Кол-во. % Ранг
ТГТУ 48 1
ТГУ 30 2
Другие вузы города 13 3
Не тамбовские вузы 9 4
Причину «отсрочка от армии» назвати небольшой процент опрошенных (всего 9 человек), причем этот вариант ответа выби-ратся только в сочетании с другими вариантами. Варианты «желание родителей» и «все друзья поступают» тоже являются сопутствующими. Можно сказать, что современный школьник осознанно подходит к выбору своей следующей жизненной ступени и имеет глубокую мотивацию при поступлении в высшее у чебное заведение (таблица 2).
Таблица 2
Рейтинг причин поступления в вузы
Причина поступления в ВУЗ Кол-во, % Ранг
Без высшего образования трудно устроиться на работу 76 1
Хочу быть профессионапом в своей области 27 2
Отсрочка от армии 9 3
Желание родителей 8 4
Все друзья поступают 7 5
Таблица 3
Рейтинг источников информации
Источники Кол-во,% Ранг
От знакомых 52 1
Средства массовой информации 29 2
День открытых дверей 24 3
По данной специальности работают родители 15 4
Другие источники 6 5
Из таблицы 3 видно, что наиболее популярный источник информации - это «от знакомых» (более 50 %), что является закономерным. Ведущую роль здесь играет психологический фактор, так как человек больше доверяет своим знакомым, да и информация легче воспринимается из личной беседы. Ранг СМИ как источник информации выше, чем «день открытых дверей». Это тоже закономерно, так как о дне открытых дверей учащиеся узнают из СМИ. Если же по выбранной специальности работают родители, то, как правило, учащиеся владеют исчерпывающей информацией по данному вопросу.
В профильных классах учащиеся определились с будущей специальностью раньше, чем учащиеся непрофильных классов. Связь срока выбора специальности с профи-лизацией классов подтверждается и с помощью коэффициента ассоциации (Ка=0,57).
84 % опрошенных собираются работать по специальности, что еще раз подтверждает осознанность выбора выпускниками будущей специальности, причем 16% из них собираются поступать на экономический факультет, что подтверждает популярность и востребованность данной специальности. 24% выпускников поступает в вуз «за компанию» с друзьями, по желанию родителей или чтобы получить отсрочку от армии. Это частично объясняет тот факт, что 13 человек не собираются работать по специальности.
причем 10 из них поступают в вуз, потому что без высшего образования трудно устроиться на работу'.
У 56 % выбранная специальности является желаемой, что, безусловно, радует. При этом у достаточно большого количества выпускников (45 %) выбранная специальность не является желаемой. Причины, которые мешают получить желаемую специальность, вполне объективные: отсутствие желаемой специальности в городе (9 %), отсутствие средств (11 %), большой конкурс (6 %), специальность выбиралась по желанию родителей (5 %). Полученные данные приведены в таблице 4.
Действия выпускников при непоступлении отражает таблица 5, из которой видно, что почти половина опрошенных попытается поступить на другую специальность, что подтверждает самую распространенную причин) поступления в вуз - «без высшего образования трудно устроиться на работу».
Факт, что 27 % выпускников хотят стать профессионатами в своей области, объясняет, что 29 % будут поступать на эту же специальность на следующий год. Ответ «по поступлю обязательно», говорит о том, что человек либо прошел уже ценгратизованное тестирование, либо будет поступать на ком мерческой основе, что, как правило, гарантирует поступление.
Таблица 4
Рейтинг причин, мешающих выбору желаемой специальности
Причины Кол-во, % Ранг
Различные причины (не пустили родители, не берут женщин, плохое здоровье) 14 1
Нет средств 11 2
В городе не такой специальности 9 3
Большой конкурс 6 4
Таблица 5
Рейтинг действий абитуриентов при не посту плении на выбранную специальность
Варианты Кол-во, % Ранг
Поступлю на другую специальность 46 1
Буду поступать на следующий год 29 2
Пойду работать 9 3
Затрудняюсь ответить 7 4
Поступлю на заочное отделение 6 5
Поступлю обязательно 3 6
В ходе анкетирования были выявлены случаи, когда в непрофильных классах колледж или техникум называли вузом (2 %), 6 % не определились с выбором факультета, 18 % с выбором специальности, хотя анкетирование проводилось в мае месяце, когда до поступления оставалось чуть более двух месяцев.
Эти показатели подтверждают целесообразность модернизации нашей системы образования. которая предполагает обязательное введение профильного обучения в старшей школе, отработку гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионатьного образования.
Данные исследования говорят о том. что будущие абитуриенты не достаточно информированы по вопросу профессионального самоопределения. С этой целью в качестве эксперимента предлагается ввести в старших классах курс, который позволил бы учащимся грамотно подходить к вопросу выбора специальности, психологически готовил бы учащихся к обучению в вузе, влиял на организацию образовательного процесса с учетом экономических, культурологических, географических факторов и интеллектуать-ного потенциата конкретного региона.
Поступила в редакцию 15.01.2003.
КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
Л.И. Запорожченко
В настоящее время все активнее идет поиск обновления содержания школьного образования, внедрения новых вариантов пачатьного курса математики с целью повышения эффективности как обучения, так и развития млаїших школьников.
Линия развития познавательных процессов учащихся достаточно четко прослеживается в действующих учебниках по математике: в них увеличено число упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, мышления, памяти учащихся, на