© Волчанская А.Н., 2012
УДК 342.7 ББК 67.400.3
ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
А.Н. Волчанская
В статье рассматриваются основные направления защиты прав человека, уделяется внимание одной из главных форм правозащитной системы - судебной защите, выявляются основные пути развития во взаимодействии Конституционного суда России и Европейского суда по правам человека. Исследуются вопросы правосудия, анализируются такие институты механизма охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, как институт Уполномоченного по правам человека и прокуратура.
Ключевые слова: защита прав человека, судебная защита, правосудие, прокуратура, Уполномоченный по правам человека, Конституционный суд России, Европейский суд по правам человека.
Права человека обладают сущностными свойствами, которые реализуются последовательно и полно только при наличии определенных гарантирующих факторов, в системе которых государство выполняет ключевую роль. Основной формой защиты субъективных прав и свобод, охраняемых законом интересов является судебная форма защиты. Право на судебную защиту - одно из конституционных прав человека, в отличие от всех остальных прав, оно является исключительно важной предпосылкой защиты и элементом гарантии всех иных прав человека. В этом его особенность. Ст. 18 Конституции прямо предусматривает, что права и свободы граждан обеспечиваются правосудием, а ст. 46 и гарантирует каждому судебную защиту его прав.
В России наблюдается предопределяемая Конституцией тенденция «к возрастанию роли судебной власти в упрочении взаимодействия между национальной и международной правовыми системами, в обеспечении все более активного вхождения России в международное правовое пространство, в том числе в правовое пространство Европы» [2, с. 390]. Решения Европейского суда по правам человека выявляют
факты нарушения прав и свобод человека и гражданина в национальных государствах и национальных правовых системах, побуждают государство-ответчика (и иные государства -участников Конвенции, в которых возникают аналогичные правовые ситуации) устранить условия и причины, вызвавшие нарушения. Конституционный суд России, используя правовые позиции Европейского суда, ориентирует законодательный процесс, судебную и иную правоприменительную практику на то, чтобы она соответствовала современному пониманию прав и свобод человека и гражданина» [3, с. 192].
Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583 [8], по замыслу ее авторов, должна обеспечить гласность и открытость судопроизводства в современных условиях, когда наблюдается утрата доверия населения к справедливости правосудия. Названная проблема является наиболее актуальной в любом правовом государстве, в России в том числе, и имеет две стороны: с одной стороны, необходимо повышение качества правосудия и уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан, с другой - нужны гарантии независимости судей, создание для них соответствующих условий для судебной деятельности, и особенно повышения роли исполнения судебных актов.
Решить в какой-то степени эту задачу становится возможным при обеспечении гласности и открытости судопроизводства. Реализация данных принципов предусматривает просвещение и ликвидацию правового нигилизма у населения страны. Не стоит при этом забывать, что судьи - тоже граждане Российской Федерации и роль судьи выполняют только в определенный период своей жизни и только находясь на рабочем месте. Они, как и любые граждане страны, живут в обществе людей, получают образование в учебных заведениях, отдыхают, совершают походы в магазины, офисы, конторы, различные учреждения и т. д., то есть общаются с другими членами общества на равных.
В настоящее время в современном мире реализация прав и свобод человека и гражданина оказалась в центре правовой и политической жизни России и международного сообщества в целом. Данной проблеме уделяется пристальное внимание, международные нормы по правам человека признает и реализует большинство цивилизованных государств мира.
Провозглашенный в Конституции Российской Федерации базовый принцип признания человека, его жизни, его прав и свобод высшими ценностями государства носит не абстрактный декларативный характер, а имеет вполне конкретное содержание, которое предполагает, что защита прав и свобод человека и гражданина является конституционно-правовой и международно-правовой обязанностью государства.
По мнению автора, в поле зрения судебной системы Российской Федерации продолжает оставаться проблема соотношения международно-правовых документов и законов страны. В настоящий период эта проблема приобретает особое значение, учитывая возросшее количество обращений граждан Российской Федерации в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В Постановлении от 5 февраля
2007 г. № 2-П Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что ратифицируя Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Российская Федерация признала юрисдикцию ЕСПЧ обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положе-
ний этих договорных актов. Таким образом, как и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, решения ЕСПЧ - в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, включая право на доступ к суду и справедливое правосудие, -являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений и правоприменительными органами при применении соответствующих норм права.
При рассмотрении правосудия в качестве средства обеспечения реализации прав и законных интересов участников отношений в сфере разрешения споров о праве и рассмотрения жалоб и протестов на неправомерные действия органов государственной власти и должностных лиц следует отметить, что споры о праве обусловлены коллизиями субъективных интересов участников правоотношений. В ситуации, когда стороны не могут самостоятельно достичь компромисса и прийти к мировому соглашению, они могут использовать свое конституционное право на судебную защиту собственного интереса (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Реализация данного права на практике связана непосредственно с таким важнейшим фактором, как доступность правосудия.
Вопросы обеспечения доступности правосудия приобретают особую актуальность в связи с вступлением России в Совет Европы и ратификацией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей право каждого на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона.
Решение задачи, связанной с обеспечением доступности правосудия, по мнению
В.Ф. Яковлева, заключается в дифференциации судебных процедур, упрощении форм судопроизводства, а также в применении альтернативных методов разрешения споров и примирительных процедур, в создании квазисудебных органов для судебного разрешения споров о праве. При этом особо подчеркивается то, что «судебная защита должна всегда присутствовать, быть гарантирована - в этом ее успешность» [13, с. 20].
По мнению В.М. Лебедева, самым распространенным и действенным способом реализации прав и свобод граждан является право на судебную защиту. Как было указано ранее, данное право провозглашено в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. При этом равноправие каждого перед судом исключительно важно, поскольку в случае возникновения спора или факта нарушения прав и свобод суд призван защитить и восстановить эти права и свободы. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены, - в конституции, законах, в других нормативных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле ч. 1 ст. 46 Конституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными ст. 8 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом» [4, с. 115-116].
Необходимо согласиться с мнением о том, что самым действенным средством является обеспечение судебной защиты прав граждан, так как судебная процедура, несмотря на недостатки (например, нарушение принципа независимости судей), на настоящий момент времени является самой эффективной и цивилизованной гарантией защиты личности [11, с. 19].
Н.В. Витрук справедливо отмечает, что решения Конституционного суда Российской Федерации исходят из ряда фундаментальных идей, выраженных во Всеобщей декларации прав человека и последующих международно-правовых актах о правах и свободах человека [1, с. 192]. Ведущей из них является признание достоинства человека и вытекающих из него равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи как основы свободы, справедливости и всеобщего мира. Дан-
ная идея укрепляет систему аргументов, проводимую в постановлениях Конституционного суда Российской Федерации, лежит в основе его правовых позиций [9, с. 5-6].
При защите прав и свобод человека и гражданина конституционные (уставные) суды субъектов не только применяют нормы национального законодательства, но и очень часто обращаются к нормам международного и европейского права, ориентируются на европейские и международно-правовые стандарты в области защиты прав человека.
Изначально индивидуальные права и свободы были в центре внимания старейшей региональной организации - Совета Европы, созданной в 1949 году. По этой причине она имеет больший опыт в данной сфере, чем Европейский Союз. Совет Европы в состоянии продвигать сотрудничество и взаимодействие на континенте одновременно на нескольких уровнях. Основная работа по обеспечению многостороннего сотрудничества и согласованию позиций и подходов ведется им в формате межправительственного взаимодействия [10].
Взаимодействие между Европейским Союзом и Российской Федерацией в области демократии и защиты прав человека определяется положениями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и Коллективной стратегии ЕС по отношению к России. Коллективная стратегия ЕС по отношению к России, принятая в июне 1999 г. в Кёльне, определила «укрепление демократии, принципа правового государства и государственных учреждений» в качестве одной из «основных целей» отношений между Европейским Союзом и Россией. В этой связи Коллективная стратегия ЕС придает первостепенное значение развитию гражданского общества в России. Формирование гражданского общества во всех сферах - непременная предпосылка укрепления демократии в России. Европейский Союз желает оказать содействие этому процессу, особенно посредством развития прямых обменов между гражданскими общественными деятелями России и Евросоюза [7].
Начиная с 2005 г. ЕС и РФ дважды в год проводили консультации по правам человека. 15 декабря 2011 г. состоялась последняя встреча. Несмотря на это у ЕС есть сомнения
в эффективности таких встреч и способности РФ применять обсуждаемые предложения на практике. Для повышения эффективности мероприятий в данной сфере Международная федерация по правам человека рекомендует России устанавливать определенные цели на заданный период времени и стремиться к ним.
В России среди механизмов охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина от произвола и злоупотреблений со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц особое место занимает институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, создание и деятельность которого открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином.
Вместе с тем правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его деятельность нуждаются в совершенствовании. Развитие нормативно-правовой базы института Уполномоченного не только позволит устранить основные проблемы в сфере охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, но и способно оказать положительное влияние на повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите этих прав и свобод.
В целях совершенствования организации деятельности Уполномоченного необходимо наделить его правом законодательной инициативы, что предоставит ему возможность оказывать влияние на правотворчество. В целях предварительной проверки законопроектов (что во многом позволило бы снять негативные последствия содержащихся в них норм, нарушающих права и свободы человека и гражданина) следует вменить Уполномоченному в обязанность давать заключения по проектам законов в области прав и свобод человека и гражданина. Свои предложения о совершенствовании законодательства он вынужден направлять на рассмотрение перечисленным в Конституции Российской Федерации субъектам этого права; те, в свою очередь, могут принять или отвергнуть предложения Уполномоченного. Такой громоздкий порядок заметно увеличивает объем переписки Уполномоченного с его корреспондентами и не повышает эффективность законотворческого процесса.
В современном Российском государстве продолжается становление и развитие конституционной системы защиты человека, его прав и свобод. Стоит согласиться с позицией М.В. Мархгейм, что положение базового закона России об обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина в идеале ориентирует все государственные органы на участие в рамках своих полномочий в осуществлении этой функции (ч. 1 ст. 45, ст. 18) [5, с. 269]. Не является исключением в данной связи и прокуратура, которая представляет собой уникальную модель органа, обладающего достаточно широким набором полномочий по реализации принципов защиты человека, его прав и свобод.
Значимым направлением работы прокуратуры в сфере реализации принципов защиты человека, его прав и свобод является ее участие в правотворческом процессе. В настоящее время органы прокуратуры эффективно реализуют такие полномочия в соответствии с п. 4 ст. 1 и ст. 9 Закона о прокуратуре. Участие прокуратуры в правотворчестве имеет большое предупредительное значение. Усилиями прокуроров уже на этапе подготовки правовых актов устраняются нарушения законоположений [6, с. 14].
Участие прокуроров в правотворческой деятельности с целью защиты человека, его прав и свобод становится реальным только тогда, когда одновременно осуществляется обеспечение верховенства закона; формирование единого правового пространства на территории страны; обеспечение согласованности юридических предписаний органов публичной власти; обеспечение регламентации решения вопросов местного значения; улучшение систематизации муниципальных правовых актов; снижение влияния бюрократических интересов, противоречащих потребностям населения; исключение из нормативных правовых актов и их проектов коррупциогенных факторов.
Еще одно направление деятельности прокуратуры, в рамках которого реализуются принципы защиты человека, его прав и свобод, - это сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями. Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора
Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого входят Управление экстрадиции, Управление правовой помощи и управление международного права [12].
Большое значение в международном сотрудничестве Генеральной прокуратуры РФ имеет деятельность Координационного совета генеральных прокуроров государств-участ-ников Содружества Независимых Государств, созданного совместным решением генеральных прокуроров государств-участников СНГ 7 декабря 1995 года. Совет глав государств СНГ 25 января 2000 г. решил придать Координационному совету статус межгосударственного органа СНГ. Тогда же утверждено Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств-участников СНГ.
Основные права и свободы человека и гражданина обладают и сущностными свойствами, которые реализуются последовательно и полно только при наличии определенных гарантирующих факторов, в системе которых государство выполняет ключевую роль. В демократическом государстве формирование и порядок деятельности органов правоохранительной системы - самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - должны быть четко урегулированы юридическими нормами.
Необходимо отметить, что в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены. Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей правовой защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан - необходимое условие становления правового государства.
В заключение следует отметить, что основные направления развития государственной защиты прав человека включают в себя не только принятие новых нормативных актов, улучшение действующего зако-
нодательства, но и реформирование всех механизмов, призванных реализовать это законодательство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Витрук, Н. В. Практика национальных конституционных судов / Н. В. Витрук // Имплементация решений Европейского суда по правам человека в практике конституционных судов стран Европы : сб. докл. - М., 2006. - С. 192.
2. Зорькин, В. Д. Россия и Конституция в XXI веке / В. Д. Зорькин. - М. : Норма, 2008. - С. 390.
3. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 дек.
2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. -25 дек. ; 2009. - 21 янв.
4. Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России / В. М. Лебедев. - СПб., 2001.
5. Мархгейм, М. В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук / Мархгейм М. В. - М., 2005. - 269 с.
6. Петрова, Л. Роль прокуратуры в правотворческой деятельности / Л. Петрова, С. Манакова // Законность. - 2008. - № 3.
7. Политика ЕС в сфере прав человека по отношению к России // The EU - Russia centre Review, November 2010. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. eu-russiacentre. га/ - Загл. с экрана.
8. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 214 // Доступ из справочноправовой системы «КонсультантПлюс». - Электрон. дан. - Загл. с экрана.
9. Права человека и проблемы формирования правового государства в условиях реформируемого российского общества. - Хабаровск, 1999.
10. Совет Европы: официальный сайт. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. сое. hit/. -Загл. с экрана.
11. Стремоухов, А. В. Правовая защита человека (Теоретический аспект) : дис. ... д-ра юрид. наук / Стремоухов А. В. - СПб., 1996.
12. Яковлев, В. Ф. Правосудие как средство обеспечения прав и свобод человека и гражданина / В. Ф. Яковлев // Коммерсантъ. - 2004. - 27 апр.
13. http://genproc.gov.ru.
PROTECTION OF HUMAN RIGHTS: BASIC OUTLINES AND WAYS
OF DEVELOPMENT
A.N. Volchanskaya
The main concepts of the protection of human rights are regarded in the article, special attention is given to one of the most important forms of the human rights system, and namely judicial defense, the main ways of the development of cooperation of the Constitutional Court of Russia and the European Human Rights Court are revealed. The issues of justice are investigated, such institutions of safe-keeping, defense of rights and freedom mechanisms of a person and native, as the institution of the Ombudsman and prosecution authorities.
Key words: protection of human right, judicial defense, justice, affirmatively authorized by law of the human rights, prosecution authorities, Constitutional Court of Russia, European Human Rights Court.