УДК 378.014.54
Система управления университетом, направленная на инфраструктурное обеспечение предпринимательства в регионе The University management system directed on infrastructural support of entrepreneurship in the region
Палей Татьяна Феликсовна к.эк. н., доцент кафедры “Общего менеджмента” Институт управления и территориального развития Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Республика Татарстан
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрена роль вуза в обеспечении инфраструктурных возможностей для предпринимательства региона, представлена концепция проектно-ориентированной системы управленияв сфере высшего профессионального образования, способствующей развитию предпринимательской активности вуза.
Summary.The article considers the role of universities in the provision of infrastructure opportunities for entrepreneurship of the region, presented the concept of project-oriented management system in the sphere of higher Pro-vocational education, which promote the development of entrepreneurial activity of the University.
Ключевые слова: система управления, образование, предпринимательство, бизнес-инкубатор, инфраструктура
Keywords: management system, education, entrepreneurship, business-incubator, infrastructure
Введение.
Начиная с концаХХ-го века и по сегодняшний день в сфере образовательных услуг, наблюдается усиление тенденций глобализации и институ-циализации образования как сферы общественных отношений и рынка услуг; сокращения бюджетного финансирования образовательных учреждений со стороны государственных органов (не только в России, но и в развитых европейских странах и США);повышение требований работодателей к качеству образования и учащение их участия в процессе подготовки выпускни-ков;повышение требований заказчиков и потребителей результатов научных
исследований, а также повышение уровня исследовательской конкуренции на международном уровне;использование новейших технологий;появление новых форм освоения знаний, конкурирующих с традиционными способами оказания образовательных услуг;появление концепции непрерывного образования и рост количества учащихся разного возраста.
1. Роль вуза в развитии предпринимательства
Современные вузы имеют значительный резерв повышения производительности труда за счет использования инициативы и предпринимательской активности профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников. Проблему использования этого резерва невозможно решить стандартным способом в рамках традиционной организационной структуры вуза. Для его реализации в целях развития вуза необходимо соответствующее стратегическое управление, включающее формирование стратегии, направленной на трансформацию вуза в направлении новой структуры, которую можно назвать профессиональной предпринимательской организацией [1].
В [2] понятие предпринимательского вуза в образовательном сообществе трактуется в двух нижеприведенных значениях:
- как вуз, обучающий предпринимательству, вуз предпринимательского образования;
- как вуз - источник предпринимательской активности.
Мы бы еще к понятию предпринимательского вуза добавили его трактовку «как вуз, обеспечивающий инфраструктурные возможности для предпринимательства региона».Современная тенденция состоит в том, что ВУЗ все чаще предлагает воспользоваться его технологической подсистемой сторонним лицам и организациям. Это относится к возможностям пользования библиотекой, к использованию возможностей учебного заведения для проведения конференций и семинаров, к оказанию консультационных услуг. Университет обладает также реальной возможностью поддержать на начальном этапе жизнь малых предприятий, основанных, как правило, с целью внедре-
ния научных разработок посредством открытия студенческихбизнес-инкубаторов. Студенческий бизнес-инкубатор (СБИ) - это специальная инновационная структура, в которой созданы благоприятные условия для организации и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, открываемых по инициативе студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей для реализации оригинальных научно-технических идей и социальных проектов. Здесь предоставляются необходимые для этого материальные и информационные ресурсы, а также консультационные и другие услуги. Продукты деятельности бизнес-инкубатора - хозяйствующие субъекты, хорошо адаптированные к функционированию в специфических условиях внешней рыночной среды, формирующие региональный инновационный сектор экономики, питающие инновационное предпринимательство.
СБИ является методическим центром по разработке и внедрению новых образовательных технологий, таких как групповое проектное обучение (ГПО), система кредитов, рейтинговая система обучения, дистанционное образование, которые реализуются при взаимодействии с кафедрами, подразделениям вузов, с предприятиями научно-технической сферы. Студенты, участники проектов, обучаются на основе индивидуальных учебных планов, курсовые и дипломные работы в которых являются частью бизнес-планов проектов. СБИ оказывает помощь в составлении индивидуальных учебных планов студентов в соответствии с их бизнес-планами. Участникам проектов, успешно прошедшим систему подготовки в СБИ, выдаются сертификаты установленного образца. В России уже существует опыт организации деятельности студенческих бизнес-инкубаторов. Так, студенческие бизнес-инкубаторы существуют в Нижегородском государственном техническом университете, КГТУ (КАИ), КГТУ (КХТИ) на базе технопарка «Химград», одним из первых межвузовских студенческих бизнес-инкубаторов в России был созданный на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) СБИ.
Создание студенческих бизнес-инкубаторов в полной мере соответствует интересам большинства студентов, среди которых доминируют необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования (72,0%) и забота о послевузовском трудоустройстве (64,0%). Студенты хотят поработать, чтобы получить опыт в определенной области, написать хорошее резюме' и тем самым повысить свои шансы на получение желаемой работы. Понятно и их желание освоить за время учебы в вузе разные виды работ, чтобы в дальнейшем иметь возможность выбрать наиболее подходящую для себя. 62% опрошенных ощущают стремление не отставать от друзей, научиться чему-либо новому, полнее ощутить связь приложенных усилий с результатом, что далеко не всегда удается в вузе.
В Казанском (Приволжском) федеральном университете было проведено маркетинговое исследование с целью изучения степени информированности и заинтересованности студентов в обучении по проектной системе образования на базе студенческого «бизнес-инкубатора».
Основными целями исследования были оценка удовлетворенности студентов существующей системой образования, определение степени информированности и заинтересованности студентов в обучении по проектной системе образования, выявление сфер деятельности применения бизнес-идей и изучение проблем студентов, владеющих бизнес-идеями, возможных для реализации в студенческом «бизнес-инкубаторе».Методом исследования был избран опрос методом анкетирования студентов старших курсов на основе случайной бесповторной выборки. На основе проведенного анкетирования среди студентов старших курсов были следующие выводы:
• Целью обучения студентов являются получение знаний и диплома. Это адекватные и традиционные ответы на поставленный вопрос.
• Многих устраивает настоящая система образования в К(П)ФУ, однако студентам хотелось бы иметь больше свободы в принятии решений и практической базы обучения.
• По проектной системе студенты готовы обучаться, однако многие из них не информированы о ней.
• Исходя из ответов на вопросы анкеты, оказалось, что у студентов К(П)ФУ высокий потенциал в области бизнес-идей, причем данные идеи связаны со сферой услуг не только из-за интереса, но и возможности получать больше материальных благ. Данные идеи в основном у студентов в зародышевом состоянии, поскольку многие из респондентов не представляют каким образом их можно реализовать. Это связно главным образом с недостатком информации, финансовой и юридической компетенции.
• Свои идеи студенты с удовольствием бы разрабатывали в течение всего срока обучения и как результат защищали дипломный проект в виде бизнес-плана. Большинство студентов имеют свои бизнес-идеи, но нуждаются в помощи и поддержке. В основном в финансовой (68%) и юридической (20%). В психологической помощи - 7% ответов. 36% респондентов связывают возможность реализации своих бизнес-идей с обучением в ВУЗе и хотели бы реализовать свою бизнес-идею в СБИ. Препятствием для реализации своей бизнес-идеи в СБИ является недоверие к преподавателям и другим студентам (с точки зрения возможности утечки информации), недостатком информации по данному вопросу и негативным отношением к новациям в целом.
Для того чтобы избежать ситуации повышенного недоверия со стороны студентов, необходимо выполнять все действия «прозрачно», регулируя деятельность законодательным путем.
Студентов можно привлечь следующими возможностями СБИ:
- изучение на практике своей специальности;
- самоутверждение, свобода действий в научной деятельности;
- денежные премии;
- гибкий график учебы;
- участие в конкурсах и грантах;
- обеспеченность рабочими местами после окончания ВУЗа.
Во всем мире бизнес-инкубаторы помогают предпринимателям развивать бизнес на начальном этапе, предоставляя серьезные льготы и помощь. Льготы обычно выражаются в предоставлении дешевой аренды под офис и всей необходимой техники (принтеры, компьютеры), инфраструктуры (столовая - обычно простая кухня, переговорная комната и так далее). При этом в инкубаторах всегда находится большое количество компаний, для которых инфраструктура является общей. Все фирмы, входящие в инкубатор являются начинающими (вообще очень редко какая-то компания проводит в бизнес-инкубаторе более 3 лет).
Помощь начинающим компаниям заключается в том, что, во-первых, существует целая инфраструктура предпринимателей вокруг. Можно наработать деловые связи, найти партнеров, иногда поставщиков или просто получить хороший совет. Если бизнес-инкубатор создан и работает при ВУЗе, то работающие в учебном заведении преподаватели могут бесплатно предоставлять предпринимателям консалтинговые услуги, предприниматели могут также получить льготный доступ к услугам бухгалтеров ВУЗа. Кроме того, инкубаторы часто помогают предпринимателям найти инвесторов. При этом совершенно нормальной является ситуация, когда за предпринимателя ручается высшее учебное заведение, при котором он был создан. ВУЗ может также отвечать за реализацию бизнес-плана.
Для инвесторов бизнес-инкубаторы служат отличным местом по той простой причине, что в них представлено множество различных перспективных проектов, которые уже работают. Нужно только выбрать те, которые способны заинтересовать своей идеей.
Итак, если вкратце, то бизнес-инкубаторы предоставляют начинающим предпринимателям аренду помещения бесплатно или по очень низкой арендной ставке;инфраструктуру, в которой можно без лишних проблем попросить совета у других предпринимателей и преподавателей;доступ к сети интернет, телефонную связь;оборудование: компьютеры, принтеры, копиры, телефоны и так далее;услуги консультантов, бухгалтеров, советы по написанию бизнес-
плана и управлению бизнесом, поступающие от владельцев самого инкуба-тора;помощь в реализации идеи;иногда даже поручительство.
Одним из перспективных источников финансирования деятельности бизнес-инкубаторов и малых предприятий при высших учебных заведениях необходимо рассматривать венчурное финансирование. Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах - путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида обычно с правом конверсии в акции. Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый, расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.
2. Переход к проектно-ориентированной системе управления вузом
Рассматривая вуз как источник предпринимательской активности можно утверждать, что все более актуальной проблемой становится развитие многомерной модели вуза, основанной на диверсификации главных направлений работы научно-преподавательского коллектива в образовательной и научно-исследовательской сфере. Кроме реализации серийныхстандартны-хобразовательных программ, в качестве самостоятельных продуктов предлагаются ускоренные программы обучения, дистанционное обучение, обучение иностранцев, все чаще возникает спрос на нестандартные программы, включая междисциплинарные, курсы переподготовки и повышения квалификации различной длительности, консультационные услуги. Для выполнения всех этих задач формируются те или иные дополнительные организационные подструктуры.
Таким образом, логика развития деятельности вуза приводит к его эволюции в сторону организации, имеющей черты многомерной структуры. Вышеперечисленные направления эволюции деятельности вуза в сторону удовлетворения рыночных научно-образовательных, производственных, а также социально-культурных заказов на основе использования полуавтоном-
ных групп сотрудников дают основание говорить о схожести организационной модели инновационного вуза с многомерной моделью организации промышленных корпораций[1].
С целью сделать управляемым процесс стихийного возникновения в вузе дополнительных структур, реализующих рыночно-ориентированные проекты образовательного и исследовательского характера, не вписывающихся в схему вертикальной департаментализации, следует организационной структуру вуза наделить чертами многомерности. Таким образом, схематично модель управления вузом на основе проектно-ориентированного подхода можно представить следующим образом (рисунок 1).
Рис. 1. Проектно-ориентированный подход к системе управления университетом [3].
На наш взгляд данная модель может способствовать активизации предпринимательской деятельности вуза.Переход к модели, представленной на рис. 1 рекомендуется осуществлять постепенно с учетом масштабов проектной деятельности. В преддверии создания проектного факультета возможно формирование проектного офиса, что позволит сформировать систем-нуюметодологию управления разномасштабными проектами, добиться их согласованности между собой, внедрить единообразные стандарты и подходы к планированию, организации и контролю проектной деятельности.
Для наиболее эффективного внедрения проектного офиса в [4] предлагается предварительно провести аудит управленческой деятельности универ-ситетаи получить ответы на такие вопросы, как: кто изначально будет основным потребителем услуг проектного офиса, каков уровень зрелости организации в части управления проектами, насколько хорошо налажено взаимодействие руководителей подразделений в интересах организации в целом, как реализуемые и планируемые проекты вписываются в стратегию развития университета, кроме вышеизложенного, с нашей точки зрения следует изучить прошлый опыт проектной деятельности структурных подразделений, потенциальный спрос, уровень рентабельности реализованных проектов, и возможную степень ее повышения с появлением проектного офиса.
Заключение.
В соответствии с изменившейся в мире экономической обстановкой и новыми правилами рынка труда, вузы корректируют свою миссию и стратегические цели, что неизбежно приводит к модернизации и совершенствованию организационной структуры управления, от которой в значительной степени зависит эффективность работы всего высшего учебного заведения. Тенденции структурной реорганизации таковы, что характер деятельности современного вуза все больше приближается к стилю управления коммерче-
скими компаниями. На текущий момент остро ощущается потребность перехода на более гибкую, адаптивную структуру управления, способствующую развитию инновационных процессов и актуальных образовательных направлений и программ, востребованных на рынке образовательных услуг и обеспечивающих вузу конкурентное преимущество. Ключевым критерием эффективности структуры является способность успешной реализации в ее рамках проектных задач, а также возможность оперативной реструктуризации системы для повышения ее адаптивности.
Список литературы
1. Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза: Монография. //А. О. Грудзинский. -Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004.
2. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / под общей редакцией профессора Ю.Б. Рубина. - М.: ООО «Маркет ДС Корпо-рейшн», 2005.
3. Валитов Ш.М., Мищенко А.П., Палей Т.Ф., Гурьянова Э.А., Мещерякова С.А., Набиева Л.Г., Ревкова Е.Г. Научно-методический комплекс реализации проектно-ориентированной модели управления в вузе: Учебно-методическое пособие.//под общей редакцией профессора Ш.М.Валитова. - Казань: изд-во Института экономики и финансов К(П)ФУ, 2011 г. - 190 с.
4. Кузнецов П.А. Проектный офис как ключевое звено управления инновациями в университете// Экономические науки. 2010. № 10(71)
5. Кузница кадров для высоких технологий, 2009. - Режим доступа: http: // www.strf.ru.