РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИй СТУДЕНТОВ
Е. А. Терентьева, заместитель директора по учебно-методической работе ОГБОУ СПО «Томский индустриальный техникум»
Сегодня в системе среднего профессионального образования практически во всех сферах деятельности наблюдается тенденция: талантливые высококвалифицированные специалисты являются главным конкурентным преимуществом, обеспечивая лидерство организации.
Профессиональные знания, умения и практический опыт, формируемые в системе среднего профессионального образования, — лишь часть того человеческого и интеллектуального потенциала, который требуется современному специалисту в любой профессиональной сфере.
Ориентация Федеральных государственных образовательных стандартов на результат обучения, сформулированный на языке компетенций, представляет собой личностно ориентированный подход. Он в большей мере соответствует общей цели образования — подготовке творческой личности, способной к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
Для эффективного осуществления профессиональной деятельности сегодня необходимы следующие качества:
- способность мыслить новым образом, генерировать инновационные бизнес-идеи, превращая их в новые технологии с целью получения дохода;
- умение осуществлять поиск новых рыночных возможностей для бизнеса;
- способность работать быстрее, больше за пределами предписанных требований и в условиях неопределенности;
- способность оперативно оценивать перспективность новых рыночных возможностей для бизнеса, экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;
- способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций, направлений деятельности, продуктов;
- способность к принятию решений, готовность принять на себя ответственность за последствия решений;
- способность формулировать цель, переключаться на альтернативную стратегию достижения цели;
- понимание сути проблемы и умение находить новаторское решение проблемы в стандартных и нестандартных ситуациях;
- способность налаживать связи, договариваться, осуществлять коммуникации с разными партнерами, заключать эффективные сделки;
- умение контролировать использование ресурсов, обеспечивать оптимальное распределение ресурсов между операциями и проектами.
Иными словами, сегодня необходимо развивать предпринимательские компетенции.
Одно из лучших определений предпринимательства дал американский ученый, профессор Р. Хизрич: «предпринимательство — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [1].
Согласно современному российскому законодательству (статья 2 Гражданского кодекса РФ) предпринимательская деятельность (или предпринимательство) — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества — продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [2].
Предпринимательская компетентность выпускника техникума определяется как составляющая профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов.
Одним из главнейших факторов, обеспечивающих развитие предпринимательской компе-
тентности, является инновационная деятельность образовательного учреждения, включающая в себя социальное партнерство, использование инновационных технологий обучения в образовательном процессе, включение студентов в проектную, научную, исследовательскую деятельность и т. д.
Одним из направлений инновационной деятельности ОГБОУ СПО ТомИнТех, направленной на развитие предпринимательских компетенций студентов, является сотрудничество со студенческим бизнес-инкубатором, созданным на базе Томского политехнического университета.
Студенческий бизнес-инкубатор является методическим центром по разработке и внедрению новых образовательных технологий, таких как групповое проектное обучение, система кредитов, рейтинговая система обучения, дистанционное образование, которые реализуются при взаимодействии с кафедрами, подразделениям вузов, предприятиями научно-технической сферы.
Целью такого сотрудничества стало отработка механизма генерации новой волны предпринимателей, развития научных школ и научно-технического творчества молодежи, совершенствования учебного процесса, повышения качества подготовки молодых специалистов за счет внедрения новых форм обучения, создания с участием студентов малых предприятий — производителей наукоемкой продукции, реально способствующих переводу экономики Томской области и России на путь устойчивого инновационного развития.
Для достижения поставленной цели студенческий бизнес-инкубатор решает следующие задачи:
• создание условий для коммерциализации научных разработок студентов, предоставление дополнительных возможностей студентам, направленных на создание продукции и технологий с целью генерации новой волны предпринимателей.
• Привлечение студентов и преподавателей к процессу создания, разработки и реализации продукции или технологий.
• Обучение студентов управлению малым инновационным предприятием.
Для развития предпринимательских компетенций обучающихся студенческий бизнес инкубатор (СБИ) осуществляет консультационную помощь по следующим направлениям:
• предоставление участникам СБИ комплексных консультационных и информацион-
ных услуг в форме дополнительного образования по вопросам законодательства Российской Федерации и международного права, предпринимательства, научно-технической экспертизы, инновационной деятельности, защите промышленной и интеллектуальной собственности, авторских прав и охраны коммерческой тайны, налогообложения, кредитования, инвестиций.
• Содействие созданию и развитию малых предприятий.
• Помощь в организации стажировок студентов на предприятиях научно-технической сферы, в бизнес-инкубаторах Томской области, других регионов, за рубежом.
• Осуществление оперативного взаимодействия с областной и городской администрациями, Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, российскими и международными фондами и программами.
• Содействие формированию фондов поддержки предпринимательства.
• Содействие привлечению инвестиций для исследований и разработок, проектов и программ студентов, обеспечивающих внедрение инноваций.
• Подготовка к проведению в СБИ независимой экспертизы проектов и продукции, созданной студентами.
• Маркетинговая экспертно-исследовательская деятельность, подготовка экономических обзоров и разработка соответствующих рекомендаций; оказание маркетинговых услуг проектам, размещенным с СБИ.
• Разработка и апробация механизмов последующего взаимодействия СБИ с предпринимателями, успешно прошедшими подготовку в СБИ и реализовавшими свои проекты.
Разработка модели формирования предпринимательской компетентности студентов базируется на единстве теоретической, практической, производственной и предпринимательской подготовки.
Педагогами техникума был разработан интегративный курс «Предпринимательская деятельность» на основе интеграции учебных дисциплин «бизнес-планирование», «организация рекламно-информационной деятельности», «автоматизация предприятия», «инновационные технологии в профессиональной деятельности».
Педагогами техникума в образовательном процессе, наряду с ИКТ-, мультимедиатехнологиями, активно применяются дате-технологии.
Game-технологии используют множество различных инструментов в зависимости от поставленной задачи: коучинг, форсайт-сессии, деловые игры, обучение действием, мини-тренинги и т. д. Все они объединяются единым сценарием и позволяют реализовать предпринимательские идеи наиболее эффективным способом.
Использование дате-технологий позволяет получить опыт новых эффективных и позитивных результатов развития предпринимательских компетенций, помогает перейти на новый уровень принятия решений, раскрыть творческий и инновационный потенциал студентов, инициирует и мотивирует на выработку самостоятельных решений и их реализацию, активирует и интегрирует новые стратегии, модели поведения в предпринимательстве.
Организация проектной деятельности студентов является одним из факторов развития предпринимательской компетентности. Такой опыт в ОГБОУ СПО ТомИнТех осуществляется через практическую реализацию студенческих проектов. С 2010 года в техникуме ежегодно проходит конкурс студенческих проектов «Иннобум».
Лучшие проекты проходят этап практической реализации. В техникуме работают «Рекламное агентство», «Экскурсионное бюро», «Мастерская ЗД-печати». Реализация проектов дает возможность студентам приобрести навыки трудоустройства, управления организацией, планирования, прогнозирования, работы в команде.
Таким образом, важной составляющей в разработке модели формирования предпринимательской компетентности студентов является использование инновационных технологий и интегративных курсов в образовательном процессе, организация проектной деятельности студентов, привлечение студентов к самостоятельной предпринимательской деятельности в рамках создания малых студенческих предприятий, центров молодежного предпринимательства.
1. Бакалавр экономики : хрестоматия : в 3 т. Т. 2. / Под общ, ред. В. И. Видяпина. — М.: Триада,
2000. — 1056 с.
2. Гражданский кодекс РФ. — URL: http:// www.grazkodeks.ru.