Научная статья на тему 'Центр предпринимательства как ядро предпринимательского университета'

Центр предпринимательства как ядро предпринимательского университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
720
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦЕНТР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фияксель Э. А.

В статье описан один из инструментов поддержки инновационного предпринимательства в молодежной среде - центр предпринимательства при вузе. На примере центра предпринимательства НИУ ВШЭ - Нижний Новгород рассмотрены различные подходы к стимулированию студентов к предпринимательству: конкурсы проектов, бизнес-инкубатор, бизнес-клуб, образовательные программы, исследовательская деятельность, консалтинговые проекты и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фияксель Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр предпринимательства как ядро предпринимательского университета»

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

Центр предпринимательства

как ядро предпринимательского университета

Э.А. Фияксель

д. э. н., к. ф.-м. н., профессор, зав. кафедрой венчурного менеджмента НИУ ВШЭ — Нижний Новгород eduardf@pbox.ru

В статье описан один из инструментов поддержки инновационного предпринимательства в молодежной среде - центр предпринимательства при вузе. На примере центра предпринимательства НИУ ВШЭ - Нижний Новгород рассмотрены различные подходы к стимулированию студентов к предпринимательству: конкурсы проектов, бизнес-инкубатор, бизнес-клуб, образовательные программы, исследовательская деятельность, консалтинговые проекты и др.

Ключевые слова; молодежное предпринимательство, центр предпринимательства, национальный исследовательский университет.

В№ 4 журнала «Инновации» за 2011 г. нами была представлена статья «Пути развития национального исследовательского университета»^]. В статье рассмотрен путь развития Национального исследовательского университета как «предпринимательского университета». Представлен формат реализации данного направления в виде Центра предпринимательства (Центр предпринимательства Нижегородского филиала Национального исследовательского университета — Высшая Школа Экономики). Рассмотрены направления деятельности Центра предпринимательства, его цели и задачи, а также принципы.

В предлагаемой статье описывается структура Центра предпринимательства, принципы работы его основных подразделений, а также ожидаемые результаты работы Центра.

Краткое описание основных структурных единиц центра

Департамент студенческого предпринимательства

Отдел: Центр конкурсов студенческих проектов (центр конкурсов)

Рис. 1. Структура центра предпринимательства НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Целями данного отдела являются:

- организация и проведение собственных конкурсов/этапов федеральных конкурсов;

- обеспечение участия студентов НИУ ВШЭ — Нижний Новгород в конкурсах, проводимых другими организациями;

- постоянный мониторинг существующих и вновь объявленных конкурсов;

- налаживание тесных связей с экспертным сообществом, частными инвесторами и представителями институциональных инвесторов через взаимодействие в рамках экспертных комиссий и жюри конкурсов;

- привлечение спонсоров для конкурсов.

Центр конкурсов студенческих проектов способствует формированию пула инновационных проектов и выявлению инноваторов, вовлечению активной молодежи в деятельность Центра Предпринимательства [2].

Центр конкурсов организует на регулярной основе, как внутренние конкурсы, так и мероприятия регионального масштаба, что обеспечит стабильный поток проектов.

Предполагаемые региональные конкурсы:

• БИТ-Поволжье.

- Цель: Составление объективного рейтинга проектов, выявление наиболее готовых для инвестирования проектов

- Целевая аудитория: Участники начинающих инновационных проектов(стартапов)

- Формат проведения: Конкурс является одним из этапов федерального конкурса БИТ. Участник, занявший 1 место включается в федеральный финал конкурса, 2,3 места включаются в федеральный полуфинал. Региональный этап состоит из очного и заочного туров. Заочный тур проводится путем экспертной оценки заявок, подаваемых через сайт конкурса. Проекты, отобранные по результатам заочного тура, включаются в образовательную программу, а затем участвуют в региональном финале (очно).

В настоящее время НИУ ВШЭ — Нижний Новгород является партнером конкурса БИТ по Поволжью.

• УМНИК.

- Цель: Привлечение грантового финансирования в проекты, находящиеся на начальной стадии

- Целевая аудитория: Авторы перспективных разработок в сферах ИТ, химии и новых материалов, машиностроения, которые будут участвовать в межфункциональных командах с участием студентов и сотрудников НИУ ВШЭ — Нижний Новгород.

- Формат проведения: Постерная секция, по результатам которой эксперты присуждают грантовую поддержку.

Предполагаемые внутренние конкурсы и мероприятия:

• Start-up weekend.

- Цель: Поддержка стартап-сообщества и инициация новых проектов

- Целевая аудитория: Все желающие попробовать себя на любой из позиций в команде инновационного проекта.

- Формат проведения: Мероприятие проводится в формате 54 часовой мастерской, где пришедшие участники разбиваются на группы и в группах работают над проектами-победителями экспресс-секции в формате elevatorpitch. По результатам работы команды должны продемонстрировать способность работать вместе и продемонстрировать реальные результаты — программный код, существенные договоренности и т. п.

В мае 2010 г. на базе НИУ ВШЭ — Нижний Новгород был проведен третий в России конкурс Start-upweekend.

• Открытый конкурс бизнес-планов.

- Цель: Составление объективного рейтинга проектов, выявление наиболее готовых для инвестирования проектов

- Целевая аудитория: Участники инновационных проектов

- Формат проведения: Презентация бизнес-планов перед потенциальными инвесторами и экспертами. В 2010 году Нижегородским филиалом НИУ

ВШЭ было представлено на конкурс 4 заявки.

• Конкурс на получение гранта. («Фонд поддержки инновационного предпринимательства» НИУ ВШЭ)

- Цель: Отбор проектов для внутривузовского финансирования

- Целевая аудитория: Команды инновационных проектов из числа студентов, сотрудников НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, а также представителей других вузов с обязательным участием представителей НИУ ВШЭ.

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

- Формат проведения: Представление заявок на рассмотрение Конкурсной комиссии Фонда.

В 2010 году Нижегородский филиал представил на конкурс 17 заявок, 5 из которых, были поддержаны. Всего в конкурсе участвовало 65 заявок претендентов на выделение гранта.

• Конкурс на размещение в бизнес-инкубаторе при ЦП.

- Цель: Отбор проектов для размещения в бизнес-инкубаторе при ЦП;

- Целевая аудитория: Команды инновационных проектов из числа студентов, сотрудников НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, а также представителей других вузов;

- Формат проведения: Презентация бизнес-планов, Кроме этого, Центр конкурсов, должен стать организатором выездных школ по тематике предпринимательства.

Студенческий бизнес-инкубатор

Бизнес-инкубатор — это подразделение Центра предпринимательства Нижегородского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики.

Его основная цель — это содействие созданию и дальнейшему развитию бизнес-проектов студентов, аспирантов, сотрудников НИУ ВШЭ — Нижний Новгород как собственных, так и созданных совместно со студентами, аспирантами и научными работниками других вузов и научно-исследовательских институтов.

Ресурсная база бизнес-инкубатора Большое помещение с разграниченными зонами рабочих мест (шЬ^Ь), оснащенными рабочими столами, стульями, компьютером, телефоном, орг. техникой, доступом в интернет. Отдельная комната для проведения переговоров. Комната для администрации бизнес-инкубатора. Комната отдыха.

Кроме доступа к ресурсам бизнес-инкубатора студенты могут научиться наиболее совершенным методам организации и ведения собственного бизнеса. В задачи инкубатора будет входить предоставление образовательных услуг: проведение открытых семинаров, лекций и других мероприятий по разным тематикам. Основные направления мероприятий:

• Инновационный менеджмент

• Финансы и инвестиции

• Управление персоналом, командообразование

• Маркетинг и продажи

• Правовые основы бизнеса

Для организации консалтинговой помощи и сопровождения бизнеса резидентов инкубатора привлекаются по договору подряда специалисты: бухгалтер, юрист, маркетолог. Они должны определять для себя присутственные часы приема для проведения консультаций. Помимо вышеперечисленных специалистов по мере необходимости будут проводиться

консультации специалистов других, более узких направлений.

Функциями бизнес-инкубатора являются:

1. оказание содействия в определении рыночной ниши инновационной идеи, маркетинговой стратегии, в подготовке инвестиционных предложений и лицензионных соглашений.

2. Предоставление офисных помещений. Консалтинговые услуги, обучение резидентов. Помощь в привлечении инвестиций, участии в выставках и ярмарках. Информационное обеспечение резидентов. Оказание вспомогательных услуг МИ-Пам (юридическое, бухгалтерское и т. д. сопровождение бизнеса, финансовые, маркетинговые услуги).

Организации — партнеры для совместных проектов с НИУ ВШЭ — Нижний Новгород:

Вузы региона (естественнонаучного и технического направления), НИИ, ИПФ РАН Конкурсы РОСТ, «Старт»

Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции».

Научное сообщество является основным источником новых знаний и идей, элементом первоначального этапа инновационного процесса. Проекты, разработанные в стенах Научно-исследовательских институтов, вузов, лабораторий и других организаций, могут быть реализованы совместно со студентами и аспирантами НИУ ВШЭ — Нижний Новгород.

В дальнейшем будет организован проектный офис внутри бизнес-инкубатора с целью более эффективного управления проектами и получения синергетического эффекта.

Бизнес-клуб «Предприниматель»

Межвузовский студенческий бизнес-клуб — это форма работы с молодежью, способствующая формированию единого коммуникационного пространства и развитию предпринимательства в студенческой среде. Клуб является площадкой для разработки и реализации студенческих бизнес-инициатив.

Межвузовский бизнес-клуб «Предприниматель» работает с двумя заинтересованными группами: предпринимательским и молодежным сообществами.

Первая группа: студенты, потенциальные или действительные участники клуба:

1. Молодежь, заинтересованная в выстраивании успешной карьеры.

2. Молодежь, ориентированная на создание своего бизнеса.

3. Молодежь, желающая продолжать семейный бизнес.

4. Молодежь, желающая определиться с выбором будущей профессии.

5. Молодежь желающая проявить свои лидерские качества.

6. Молодежь желающая получить практические компетенции.

При этом стоит учесть, что общий процент активных и инициативных студентов не превышает 10% от общего количества, это те студенты, которые интересуются программами предпринимательской подготовки, управленческого и личностного развития. Поиск и привлечение такой молодежи осуществляется через уже существующие городские и вузовские молодежные организации, поскольку большая часть интересной нам аудитории уже проявила себя и состоит в них.

Вторая группа: предприниматели, потенциальные партнеры и участники клуба:

1. Предприниматели или менеджмент, заинтересованный в поиске и привлечении в свою компанию молодых инициативных работников.

2. Предприниматели или менеджмент, желающие поделиться накопленным опытом и знаниями.

3. Предприниматели или менеджмент, которые ищут новые идеи и веяния и готовы в них инвестировать средства.

4. Предприниматели или менеджмент, которые поддерживают идею клуба и пока не имеют четких осмысленных целей.

Главной задачей Бизнес-клуба «Предприниматель» является создание и эффективное управление системой взаимодействия между описанными выше заинтересованными группами.

Рис. 2. Схема взаимодействия молодежного и предпринимательского сообществ

Клуб позволяет решить следующие задачи:

- Формирование инновационного и предпринимательского менталитета у молодежи;

- Формирование навыков и знаний предпринимательства в студенческой среде;

- Создание условий необходимых для появления, развития и реализации студенческих бизнес-идей на базе межфункциональных команд;

- Обеспечение взаимодействия студентов с инвесторами, предпринимателями, менеджерами;

- Формирование единого коммуникационного поля для инноваторов, инвесторов и предпринимателей.

Формат клуба (тематика заседаний клуба): Деятельность клуба состоит из двух основных компонент: образовательная и практическая. Обра-

зовательная компонента затрагивает ключевые темы управления инновационными и бизнес-проектами: методы генерирования идей, истории успеха в бизнесе, организация бизнеса с нуля, юридические аспекты организации предприятия, командообразование проекта, маркетинговые стратегии, выбор системы налогообложения, оценка рисков в бизнесе и др. Поставщиками знаний являются бизнесмены, топ-менеджеры, ведущие преподаватели региональных вузов. В ходе проведения семинаров используются активные методы обучения: деловые игры, круглые столы, дебаты, кейсы, мозговые штурмы, погружения.

Практическая компонента включает выполнение ряда прикладных задач в рамках работы межфункцио-нальных команд над конкретными бизнес-проектами.

Логика заседаний такова, что на начальном этапе происходит формирование межфункциональных команд. Процедура знакомства включает в себя ряд мероприятий по командообразованию, составлению ресурсной карты и ролевую игру, направленную на выявление личностных компетенций. На основании проведенного анализа состава участников клуба, определяются критерии для формирования команд, включающих представителей различных профессиональных областей и интересов. Далее в процессе командной работы генерируются бизнес-идеи, и организовывается их презентация, в результате которой формируется рейтинг бизнес-идей. Для лучших идей определяются «идейные вдохновители» (инноваторы). После чего членам клуба предоставляется возможность «перегруппироваться» в команды в соответствии с их собственными интересами и предпочтениями для реализации проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последующие этапы деятельности клуба направлены на разработку и реализацию проектов. Промежуточные результаты работы межфункциональных команд презентуются на специальных семинарах (заседаниях клуба), в ходе которых участники могут обменяться мнениями и опытом, задать вопросы и получить необходимую информационную поддержку.

Департамент коммерциализации

Управление коммерциализации реализует следующие функции:

организация «инновационного лифта» [3]; коммерциализация проектов НИУ ВШЭ — Нижний Новгород (в том числе создание малых инновационных предприятий);

оценка и коммерциализация разработок совместно с вузами и НИИ естественно-научного и технологического направления; оказание консалтинговых услуг предприятиям (малым, средним, крупным) и обеспечение их кадрами;

формирование пояса инновационно-активных предприятий с участием НИУ ВШЭ; сотрудничество с научными центрами, коммерческими и некоммерческими организациями, государственными структурами, для осущест-

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

вления обмена опытом, проведения совместных исследовательских, образовательных мероприятий и коммерческих проектов.

Рис. 3. Модель развития инновационных проектов

Отдел по работе с предприятиями и организациями

Целью работы отдела является налаживание сотрудничества со стейкхолдерами, осуществление совместных проектов.

Основные стейкхолдеры:

— коммерческие организации;

— предприниматели;

— государственные, региональные и муниципальные организации;

образовательные учреждения (ВУЗы, НИУ и т. д.);

— научно-исследовательские учреждения (НИИ, ОКБ и т. д.);

— финансовые структуры (в первую очередь венчурные инвестиционные);

— элементы региональной и национальной инновационной инфраструктуры;

— зарубежные образовательные и научные организации и т. д.

Работа с предприятиями и предпринимателями представляет собой процесс поиска и выяснения их потребностей, в области управления, маркетинга, инновационной деятельности (в т. ч. потребность в построении инновационной системы предприятия), развития бизнеса по отдельным направлениям, обучения персонала, помощи в реализации проектов и т. д., с дальнейшим сопоставлением этих потребностей с возможностями Центра и формировании предложения о сотрудничестве. Для государственных региональных и муниципальных организаций наиболее востребованной работой будет создание региональных инновационных кластеров, консультирование в области создания эффективных методов перехода к инновационной экономике региона, муниципального образования.

В рамках работы с образовательными и научноисследовательскими учреждениями, так как НИУ ВШЭ — Нижний Новгород является университетом

экономической направленности, и студенты и сотрудники университета могут выполнять управленческие функции в реализации инновационных проектов, то актуальным является задача поиска инновационных идей для их коммерциализации, а также специалистов, отвечающих за реализацию технической стороны проекта.

Поиск идей — технических разработок, которые имеют высокий коммерческий потенциал — является одной из задач отдела по работе с предприятиями организациями. Главной целью налаживания сотрудничества с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями является создание системы тесного и взаимовыгодного сотрудничества с широким кругом НИИ и НИУ и другими организациями по всей России и зарубежными партнерами, поиск перспективных инновационных проектов и формирование команд для коммерциализации этих проектов.

Центр консалтинга

Оказанием консалтинговых услуг для предприятий, предпринимателей и органов государственной власти, а также оказание услуги экспертной оценки, должен заниматься Центр консалтинга.

Образовательный консалтинг проводится совместно с соответствующими подразделениями НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, в виде краткосрочных программ повышения квалификации, семинаров и т. п. для организаций, предприятий малого, среднего и крупного бизнеса региона. Оказываться консалтинговые услуги будут по следующим направлениям:

Направления консультационной деятельности

Помощь в работе с инвестором

• Поиск инвесторов

• Разработка комплектов документов для презентации инвестору

• Подготовка бизнес-планов

• Оценка стоимости бизнеса

• Разработка инвестиционных предложений

• Обучающая программа по искусству презентации и ведению переговоров

Управленческое консультирование

• Комплексная диагностика состояния предприятия и выявление зон развития

• Формализация и реинжиниринг бизнес-процессов

• Бизнес-моделирование и разработка схем коммерциализации инноваций

• Командообразование

• Маркетинговые исследования

• Управление рисками

• Создание корпоративных венчурных малых предприятий

• Разработка стратегии продаж

• Создание отделов продаж

Экспертиза проектов

• Первичная оценка проектов

• Due diligence

• Глубинная экспертная оценка проектов

• Оценка экономического потенциала предприятия

• Финансовый анализ

• Анализ эффективности работы проектных команд

• Юридическая экспертиза

• Анализ управленческих команд

Отдельным направлением следует рассмотреть организацию и проведение семинаров, курсов по обучению для предпринимателей, менеджеров инновационных проектов.

Центр Трансфера Технологий (ЦТТ)

Стадийность инновационного процесса, дискретность источников инноваций приводят к естественной фрагментации процесса работы над проектом по коммерциализации инноваций. Необходимо четко регламентировать процедуру перехода проекта между этапами, что в свою очередь, требует наличия методики детального анализа состояния инновационного проекта. Такая методика может осуществляться в рамках центра трансфера технологий, который таким образом будет обеспечивать стыковку параметров при переходе от одной стадии к другой. Центр трансфера технологий будет также играть роль первичной площадки для формирования команды инновационного проекта за счет формулирования целей проекта, приведения в соответствие позиций авторов, менеджмента и инвестора.

В течение своего развития компания проходит несколько этапов, поэтому для перехода проекта из одной стадии развития в последующую должны существовать некие системы коммуникации и каналы циркуляции, которые необходимы инновационному процессу. Функции циркуляции инноваций выполняют различные институты. Существенное влияние на процесс трансфера технологий оказывает отлаженная работа следующих механизмов: финансовые, организационные, образовательные, информационные.

В центре трансфера технологий зарождающееся предприятие сможет получить комплексное обеспечение инновационного процесса, проводимого компанией. При работе ЦТТ будет учитываться то, что на разных этапах развития инновационного проекта особую роль играют различные механизмы.

Финансовые механизмы позволяют аккумулировать инвестиционные ресурсы для реализации инновационных проектов и программ, организуют процесс финансирования научно-технической деятельности.

Главной задачей механизмов организационной инфраструктуры является обеспечение МИП помещениями, оборудованием для проведения НИОКР, создания опытных образцов и малых производствен-

ных партий, а также консалтинговыми услугами по сопровождению инновационного бизнеса.

Механизмы образовательной деятельности, в рамках оказания консалтинговых услуг МИП, позволяют обеспечить МИП кадрами для коммерциализации результатов инновационной деятельности.

Консалтинговые механизмы направлены на оказание следующих услуг: прохождение сертификации и получение разрешительных документов;патент-но-лицензионная работа и защита интеллектуальной собственности; помощь в бизнес-планировании; консультации по вопросам управления; оценочная деятельность; консалтинг в области управления проектами и т. д.

Система информационного обеспечения создает возможность передачи и распространения данных о направлениях развития инновационной сферы, о состоянии рыночной среды, о наличии новых объектов интеллектуальной собственности и т. д.

Налаживание коммуникаций между инвесторами и инноваторами, а также другими участниками инновационного процесса проявляется посредством организации ярмарок, выставок, форумов, круглых столов и других мероприятий, созданием электронных площадок интерактивного общения участников инновационного процесса.

В рамках своей деятельности ЦТТ осуществляет оценку, защиту, мониторинг и управление интеллектуальной собственностью (ИС) НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. ЦТТ помогает идентифицировать, оценить, защитить и коммерциализовать ИС.

ЦТТ работает с ИС Университета, а также проектов других НИИ, НИУ реализуемых в Управлении Коммерциализации. Работа заключается в идентификации, определении оптимальной формы защиты, экспертизе ИС на коммерциализуемость. Все реализуемые в Управлении коммерциализации проекты получают необходимые консультации, разъяснения и помощь в защите своих прав.

Для проектов, прошедших экспертизу и имеющих высокий потенциал коммерциализации, ЦТТ определяет форму коммерциализации (лицензирование или спин-офф компания), находит потенциальных клиентов/инвесторов, помогает продать лицензию на ИС и управлять доходами от лицензирования в интересах Университета или партнера, занимается процессом документального оформления вновь создаваемого предприятия и оформлением отношений между Университетом и компанией.

Департамент проектно-учебных лабораторий

Проектно-учебные лаборатории создаются с целью вовлечения студентов и аспирантов в проведение прикладных исследовательских, консалтинговых и проектных разработок по методам создания и механизмам управления инновационными проектами, сетями и системами; коммерциализации инновационных проектов, а также по методам продвижения

и, выведения на рынок инновационных продуктов.

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

Включение проектно-учебных лабораторий в структуру Центра предпринимательства позволит интегрировать ЦП в учебный процесс университета.

ПУЛ «Управление инновационными системами»

Цель лаборатории — стать ведущим в Приволжском Федеральном округе учебным, проектно-исследовательским центром по проблемам управления региональными инновационными системами и проектами их развития.

В задачи входит:

1. Создание условий и методов осуществления проектной и прикладной исследовательской деятельности в области инновационного менеджмента преподавателями, аспирантами и студентами НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. Проведение этой деятельности, разработка методов ее оценки и распространения результатов.

2. Дизайн системы подготовки и переподготовки кадров для выращивания инновационных проектов, включая обучения целевых менеджерских команд для управления инновационными проектами и системами. Разработка и реализация программ подготовки старт-ап менеджеров.

3. Разработка принципов адаптации и подготовки к внедрению в регионе лучших мировых практик корпоративных и региональных систем.

4. Регулярная публикация результатов проектной и прикладной исследовательской деятельности, регистрация и периодический выпуск электронного журнала «Инновационные системы».

5. Ротация сотрудников Лаборатории с Нижегородской инновационной системой, с целью развития персонала кафедр факультета менеджмента. Проекты, над которыми ведется работа в Лаборатории:

1. Исследовательские. Разработка и проведение прикладных и поисковых исследований. Внедрение результатов исследований на территории Нижегородского региона и Приволжского Федерального округа. Обобщение опыта и разработка общих методических рекомендаций по формированию, управлению и функционированию инновационных систем.

2. Образовательные. Оказание образовательных услуг по следующим темам: основы управления инновационными проектами, корпоративные финансы, основы венчурного финансирования и менеджмента, управление рисками, специализированные курсы по управлению проектами; проведение тренинговых программ: развитие личностных компетенций проектных менеджеров, командообразование, тайм-менеджмент и др.

ПУЛ «Коммерциализация инновационных проектов»

Цель лаборатории заключается в создании системы маркетинга и продвижения инновационных продуктов.

В задачи Лаборатории входит:

1. Осуществление прикладной исследовательской деятельности в области маркетинга инновационных проектов и активных продаж сотрудниками ПУЛ (преподаватели, аспиранты, студенты) и распространение полученных результатов.

2. Распространение результатов деятельности Лаборатории посредством регулярных публикаций полученных результатов исследований, а также участие в специализированных мероприятиях (конференции, форумы, круглые столы и т. п.).

3. Изучение мирового опыта в сфере маркетинга инноваций и его адаптация к российской действительности.

4. Разработка и внедрение программ подготовки маркетологов для инновационных проектов.

В рамках работы Лаборатории будут реализовываться исследовательские и проекты по разработке и проведению прикладных и поисковых исследований, внедрению результатов исследований в практическую деятельность инновационных предприятий региона и Приволжского федерального округа.

Ожидаемый эффект от работы Центра предпринимательства

1. Экономический эффект. ЦП — станет одним из центров прибыли Нижегородского филиала (кампуса) НИУ ВШЭ.

Основные источники дохода ЦП:

а. Консалтинговые услуги сторонним организациям на коммерческой основе (Центр трансфера технологий, ПУЛ УИС, ПУЛ КИП, Отдел консалтинга);

б. Исследовательские проекты для сторонних заказчиков (ПУЛ УИС, ПУЛ КИП)

в. Продажа доли НИУ в образованных спино-фф компаниях(срок участия в компании — 3-4 года, т. е. по истечении трех-четырех лет с момента образования спинофф компании осуществляется продажа доли компании инвестору).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Социальный эффект.

а. Повышение уровня профессиональной подготовки преподавателей, аспирантов и студентов в области предпринимательства за счет привлечения к преподаванию ведущих теоретиков и практиков в области предпринимательства, вовлечения студентов и аспирантов в практическую деятельность спинофф компаний, компаний-партнеров, консалтинговую деятельность, интеграции студентов в профессиональное и бизнес-сообщество.

б. Центр Предпринимательства создает условия для профессионального роста преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ, предоставляя дополнительные возможности для проведения исследований, участия в консультационной деятельности, предпринимательских проектах и т. п.

в. Предоставление рабочих мест студентам в подразделениях ЦП.

3. Имиджевый эффект.

а. НИУ ВШЭ станет лидером в формировании и распространении предпринимательской и инновационной культуры.

б. НИУ ВШЭ станет ведущим российским университетом, готовящим предпринимателей (в сфере инноваций).

в. Интеграция НИУ ВШЭ в мировое академическое пространство через взаимодействия ЦП. (Ведущие мировые университеты имеют в своей структуре Центры Предпринимательства.)

Партнеры Центра Предпринимательства

• ОАО «Российская Венчурная Компания»

Госкорпорация, которая в настоящее время участвует в финансировании большого числа мероприятий связанных с инновационной деятельностью: международный форум «Инновации для бизнеса» конкурс инновационных проектов «БИТ», и др.

• Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»

Ассоциация частных инвесторов, являющаяся венчурным партнеров Посевного Фонда ОАО «РВК». Ассоциация сотрудничает в НИУ ВШЭ — Нижний Новгород с самого основания, студенты привлекаются для оценки проектов, составления бизнес планов и укомплектования команд инновационными менеджерами, члены ассоциации являются тьютерами студентов.

• Региональный венчурный фонд под управлением компании «ВТБ управление активами»

Сотрудничает в НИУ ВШЭ — Нижний Новгород с самого основания, студенты привлекаются для оценки проектов, составления бизнес планов и укомплектования команд инновационными менеджерами.

• ННГУ им. Н.И. Лобачевского (НИУ)

Является крупнейшим ВУЗом в Нижнем Новгороде, имеет статус НИУ, включает известную на весь

мир естественнонаучную школу по радиофизике. Является источником технологий, ложащихся в основу инновационных проектов

• другие ВУЗы ПФО

Также как и ННГУ им. Н.И. Лобачевского, обеспечивают кадрами магистерские программы, меж-функциональные команды, служат источниками технологических инноваций.

• ГУНИБИ

Созданный по программе МЭРТ, наиболее успешный в России бизнес-инкубатор (имеет статус Лучший БИ России 2009 г.). С самого создания активно сотрудничает с НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. Студенты работают над проектами. Преподаватели проводят тренинги для резидентов НИБИ.

• ИТЦ ННГУ

Инновационно-технический центр ННГУ им.

H.И. Лобачевского является окружным представительством ФСРМФПНТС. Этот Фонд является источником грантов по программам «СТАРТ» и «УМНИК». Студенты учатся на «живых» кейсах-проектах представляемых на конкурс (бизнес-планы, презентации).

Таким образом, можно сказать, что со временем Центр предпринимательства НИУ ВШЭ — Нижний Новгород может стать ядром регионального инновационного кластера и преобразует Университет в предпринимательский, и будет являться проводником внедрения «тройной спирали» в г. Н. Новгороде.

Список литературы

I. Фияксель ЭА. Пути развития национального исследовательского университета // Инновации. № 4. 2011. С. 109-112.

2. Фияксель Э.А., Шубнякова Н.Г. Структура и принципы работы фондов и предпринимательских центров национальных исследовательских университетов в России // Инновации. № 2. 2010. С. 62-64.

3. Бутрюмова Н.Н., Фияксель Э.А. Инновационный лифт как средство коммерциализации высокотехнологичных проектов // Менеджмент в России и за рубежом. № 5. 2010.

Centre for Entrepreneurship as a Core of the Entrepreneurial University

E.A. Fiyaksel, Doctor in economics, Head of Venture management department, Head of Center for Entrepreneurship, National Research University Higher School of Economics — Nizhny Novgorod

Centre for entrepreneurship is described in this article as one of the tools of innovation entrepreneurship support among young people. Various approaches to encourage students to entrepreneurship are considered on the example of Center for Entrepreneurship of the National research university «Higher school of economics« in Nizhny Novgorod: business-plan competition, business-incubator, business club, special educational programs, research and consulting projects, etc.

Key words: entrepreneurship among young people, Center for Entrepreneurship, National Research University.

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.