УДК 639 2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЫБОЛОВСТВОМ В АРКТИЧЕСКИХ МОРЯХ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация. В статье обосновывается необходимость управления промышленным рыболовством в Арктике с учетом опыта сотрудничества России и Норвегии по рациональному использованию морских ресурсов Баренцева моря. Рассматривается решение некоторых проблем в области управления рыболовством на основе российско-норвежского сотрудничества.
Ключевые слова: Арктика, Баренцево море, морское промышленное рыболовство, водные биологические ресурсы, смешанная Российско-Норвежская комиссия по рыболовству.
FISHERIES MANAGEMENT SYSTEMS IN THE ARCTIC SEAS THROUGH INTERNATIONAL COOPERATION
Annotation. The article substantiates the necessity of management of industrial fisheries in the Arctic based on the experience of cooperation between Russia and Norway on the rational use of marine resources in the Barents sea. Examines the solution of some problems in the field of fisheries management on the basis of Russian-Norwegian cooperation.
Keywords: Arctic, Barents sea, marine commercial fisheries, aquatic biological resources, joint Russian-Norwegian fisheries Commission.
В последнее время широко обсуждаемой темой является стратегия развития Арктики. Уникальный ресурсный потенциал этого макрорегиона позволяет при условии формирования специальной системы государственного регулирования обеспечить динамичное развитие как регионов Арктики, так и страны в целом. Вместе с тем, пример Баренцева моря наглядно предостерегает от возможных проблем воздействия промышленного рыболовства на морские экосистемы Арктики. Имеется уже слишком большой опыт деструктивного рыболовства для того, чтобы повторять ошибки. Тем более, что биологические ресурсы шельфа арктических морей и внутренних водоемов имеют особую ценность, так как являются возобновляемыми и при правильной эксплуатации могут составить основу хозяйственной деятельности макрорегиона на длительную перспективу, обеспечить условия для стабильного социально-экономического развития территорий.
В этой связи в условиях несовершенства системы управления арктическим рыболовством становится особенно важным обращение к практическому применению управления промышленным рыболовством Баренцева моря на основе международного сотрудничества. Прежде всего, отметим, что ряд арктических морей (Норвежское, Гренландское и Баренцево моря), отнесены Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) к районам Северо-Восточной Атлантики. В настоящее время промысел водных биологических ресурсов (ВБР) ведется главным образом в водах Северной Атлантики, причем именно на этот регион приходится около трети всего российского вылова в Мировом океане. Их значение для российского рыбного хозяйства в последние два десятилетия существенно возросло. Сегодня это второй по объему вылова регион после дальневосточных морей.
Добыча и переработка рыбы в арктической зоне России занимает третье место после газового и горнопромышленного комплексов. В морях Северного Ледовитого океана добывается более трети рыбы и морепродуктов России, производится около пятой части всех рыбных консервов. Так, рыбопромысловый потенциал Баренцева моря формируется запасами трески, пикши, сайды, окуня, зубатки, черного палтуса. Масштабы российского рыбного промысла здесь значительно выросли. Если в
Н.Л. Тропникова
Nadezhda Tropnikova
© Тропникова Н.Л., 2015
1990 году российские рыбаки выловили в Северной Атлантике 510 тыс. т рыбы (5,5 % от общероссийского вылова), то в последнее десятилетие российский промысел в Арктике находится на уровне одного миллиона тонн в год или примерно четверти общего российского вылова [1].
В этой связи для России имеет особое значение международное сотрудничество в области промышленного рыболовства, призванное обеспечить проведение согласованной политики арктическими странами по устойчивому развитию промышленного рыболовства. Следует иметь в виду, что только 25 % от общего арктического вылова России приходится на российскую исключительную экономическую зону, 65 % - на исключительные экономические зоны других стран и 10 % - на районы открытого моря за пределами исключительных экономических зон. Как видим, сотрудничество с прибрежными арктическими государствами, прежде всего, с Норвегией имеет для России большое значение. При этом, отметим, что на промысел, осуществляемый на основе российско-норвежских соглашений, приходится более половины российского арктического вылова. Итак, в связи с тем, что основные запасы морских биоресурсов Баренцева моря являются совместными для России и Норвегии, ключевые управленческие решения принимаются в двустороннем порядке. Российско-норвежский механизм регулирования промысла, центральное место в котором занимает созданная в 1975 г. смешанная Российско-Норвежская комиссия по рыболовству (СРНК), позволил создать, возможно, одну из наиболее эффективных систем управления рыболовством.
Формирование общего допустимого улова (ОДУ) совместных запасов морских биоресурсов в Баренцевом море осуществляется следующим образом. Вначале промыслово-биологические материалы по добываемым объектам представляются в Международный Совет по исследованию моря (ИКЕС) и анализируются в рабочих группах, проводятся расчеты таких параметров, как численность и биомасса промыслового и нерестового запасов, возрастной состав и промысловая смертность. Основываясь на отчетах рабочих групп, ИКЕС выносит рекомендации по управлению биоресурсами. Далее, на основании рекомендаций ИКЕС Российско-Норвежская комиссия по рыболовству принимает решения по управленческим мерам: установление ОДУ и его распределение на национальные квоты - российскую и норвежскую. Часть квоты отводится третьим странам, традиционно ведущим промысел в Баренцевом море (например, страны ЕС и Исландия). Кроме того, в СРНК разрабатываются правила управления запасами. В частности, такие правила по запасам трески и пикши, основанные на применении принципа осторожного подхода, одобрены ИКЕС. В результате, сложившаяся система управления позволила экспертам оценить менеджмент рыбных ресурсов Баренцева моря, осуществляемый в рамках СРНК, как один из наиболее эффективных в России
Данная система управления доказала свою эффективность, прежде всего, с точки зрения справедливого распределения квот и поддержания стабильной величины промысловых запасов водных биологических ресурсов. Кроме того, следует обратить внимание и на то, что сотрудничество двух стран формирует экологическое сознание рыбопромысловых предприятий как субъектов хозяйствования. Свидетельством этого является получение в 2013 г. сертификата Морского Попечительского совета (MSC). мурманскими компаниями-членами Союза рыбопромышленников Севера (СРПС), ведущими донный траловый и ярусный промыслы в Баренцевом и Норвежском морях. Сертификация подтверждает, что промыслы трески и пикши в Баренцевом море отвечают стандарту MSC для экологически устойчивого рыболовства. Продукты из трески и пикши, вылавливаемой судами СРПС, могут теперь полноправно нести международно-признанную голубую экомаркировку MSC.
Очередная сорок четвертая сессия Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству состоялась в г. Осло в период с 7 по 10 октября 2014 г. Стороны приняли во внимание растущий интерес к Северному Ледовитому океану и роли России и Норвегии как прибрежных государств в сохранении и рациональном управлении ВБР в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Но, в первую очередь, они обсудили практические меры по предотвращению ситуаций, которые могут
привести к ненужному прекращению промысла и серьезным экономическим потерям рыбопромысловых компаний, так как регулярно возникают вопросы, требующие соответствующих решений [3].
К примеру, в настоящее время в повестке дня российско-норвежского сотрудничества в области рыболовства обсуждаются следующие проблемы. Во-первых, согласование правил ведения промысла в бывшем смежном участке, разграничение которого было проведено в 2010 г. В течение двухлетнего переходного периода с даты вступления договора 2010 г. в силу и до 7 июля 2013 г., Россия и Норвегия вели здесь промысел на прежних условиях, используя водные биологические ресурсы участка в равных долях. Каждая сторона применяла собственные технические правила промысла. Ко времени окончания переходного периода рабочая группа, созданная в рамках СРНК, «в основном» завершила разработку единых технических мер регулирования промысла совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях. Однако эта работа не доведена до конца. Это позволяет Норвегии вводить в действие в своей части бывшего спорного района собственные правила, что затрудняет российским судам ведение промысла в этом важном для них районе.
Во-вторых, в связи с подписанием договора 2010 г. возникла неопределенность в отношении судьбы смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству. Срок действия соглашения 1975 г., которым она была учреждена, определен в 15 лет после вступления договора 2010 г. в силу (до 2026 г.), после чего оно может быть расторгнуто. Независимо от судьбы соглашения 1975 г., механизм согласования квот вылова в районах, представляющих взаимный интерес для России и Норвегии, необходимо сохранить.
В-третьих, ряд двусторонних договоренностей позволяет России и Норвегии регулировать промысел в районе Шпицбергена. При этом они не отказываются от своих правовых позиций в отношении правомерности или неправомерности введения Норвегией здесь рыбоохранной зоны. Тем не менее, неоднократно возникали конфликтные ситуации. Причиной конфликтов, как правило, было то, что российские суда ведут промысел в районе Шпицбергена по российским правилам рыболовства, которые отличаются от норвежских. Норвежская же инспекция требует соблюдения всех вводимых ею требований и ограничений.
За последние три года в этом районе были задержаны пять российских рыболовных судов [2]. Если раньше причиной задержаний в основном было уничтожение исследовательского улова, то сейчас задержание происходит по другим поводам: неумышленный выброс рыбы за борт; неподача сообщений о промысловой деятельности в рыбоохранной зоне Шпицбергена; указание недостоверных сведений о вылове в промысловом журнале; подозрения в непредставлении отчетности при перегрузке рыбной продукции или обвинения в незаконном выбросе в море мертвой и умирающей рыбы. Произошел случай, когда капитан допустил ошибку при подаче актива (информации о намерении судна начать промысел в водах сопредельного государства). В соответствии с устаревшими правилами необходимые документы были направлены им в норвежский директорат рыболовства по электронной почте, тогда как сейчас это разрешается делать только по факсу.
Российским обществом болезненно воспринимаются сообщения о задержании российских рыболовных судов норвежской береговой охраной. Раздаются призывы к регулярному патрулированию вод Шпицбергена. Поэтому очень важным можно считать то, что обе стороны понимают необходимость разработки Россией и Норвегией единых правил ведения промысла. Противоречия в требованиях национального законодательства двух стран существенно затрудняют выполнение совместных российско-норвежских программ исследования водных биологических ресурсов и, соответственно, снижают качество оценок состояния запасов.
В ходе российско-норвежского сотрудничества в области рыболовства регулярно возникают и другие, более частные проблемы, решаемые на основе сотрудничества. СРНК ежегодно на основе совместно проводимых исследований устанавливает общие допустимые уловы по треске, пикше,
палтусу, мойве, окуню, сельди и другим объектам промысла по всему Баренцеву морю. Комиссия также разрабатывает и принимает целый комплекс мер регулирования, дает рекомендации соответствующим органам двух стран по управлению и контролю за рыболовством в Баренцевом море. Таким образом, смешанная Российско-Норвежская комиссия по рыболовству, прошедшая проверку временем, осуществляет свою управленческую деятельность уже в течение четырех десятилетий в относительной независимости от международной политической обстановки, что является наглядным примером для создания системы управления промышленным рыболовством в Арктике
Библиографический список
1. Загорский, А. В. Арктика. Предложения к дорожной карте международного сотрудничества / А. В. Загорский [и др.] ; гл. ред. И. С. Иванов. - М. : Спецкнига, 2012. - 40 с.
2. Загорский, А. В. Международное сотрудничество в Арктике. Доклад 2013 / А. В. Загорский, А. И. Глубо-ков, Е. Н. Хмелева; гл. ред. И. С. Иванов. - М. : Спецкнига, 2013. - 56 с.
3. Протокол 44-й сессий Смешанной Российско-Норвежской Комиссии по рыболовству [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.jointfish.com/rus/O-KOMISSII/PROTOKOLY (дата обращения : 01.06. 2015).