ОБЗОРЫ. REVIEWS
УДК 639.2
DOI статьи: 10.17238/issn2221-2698.2016.25.196
О состоянии рыболовства в арктических акваториях
© Горнова Анна Михайловна с 2009 г. специализируется в морской и рыбной аналитике. В 2014-2016 гг. — заместитель главного редактора на ведущем отраслевом портале Fishnet. Советник по рыбохозяйственному комплексу депутата Государственной Думы РФ Ледкова Г.П. (VI созыв), член Рабочей группы по совершенствованию законодательства о рыболовстве при Министерстве сельского хозяйства РФ. Руководит московским представительством Фонда восстановления и развития отечественного тунцового промысла «Марлин» (URL: http://www.fund-marlin.ru/). Ведёт проект «Морские порты Информ-24» (URL: http://inform-24.com/port/). Телефон +7 (903) 719 77 42. E-mail: [email protected] Аннотация. В настоящее время анклав центральной части Северного Ледовитого океана закрыт льдами для любой промышленной деятельности. Однако в случае продолжения процесса потепления у стран есть реальная перспектива для развития в данном регионе масштабной хозяйственной деятельности, в том числе и промышленного рыболовства. В обзоре дан срез основных мероприятий за 2015 г., направленных на создание международной многосторонней конвенции по управлению рыбными запасами, а также научных рыбохозяйственных исследований в арктическом регионе. Рассмотрено сотрудничество стран, входящих в Арктический Совет, в сфере рыбного промысла в рамках действующих международных соглашений. Также показан видовой состав рыб арктических морей. Ключевые слова: Арктика, Северный Ледовитый океан, анклав центральной части, рыбный потенциал, рыболовство
Review of fishing in Arctic waters
© Anna M. Gornova since 2009 has specialized in the marine and fisheries analytics. In 2014—2016 Deputy editor at the leading Fishnet industry portal. She is an advisor for Fishery of the Russian Federation State Duma deputy Ledkov G.P. (VI convocation), member of the Working Group on the improvement of legislation on fisheries under the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. Supervises the Moscow Representative of the Fund of reconstruction and development of national tuna fishery "Marlin" (URL: http://www.fund-marlin.ru/). Leads the project "Seaports Inform-24" (URL: http://inform-24.com/port/). Email: [email protected]. Phone: +7 (903) 719 77 42.
Abstract. Today the enclave of the central part of the Arctic Ocean is closed by ice for any industrial activity. However, if process of warming goes on, countries have a real prospect for development of large-scale economic activities in the area, including commercial fishing. The article offer cross-section of the major activities in 2015 aimed at the establishment of an international multilateral convention on fishery management and scientific fishery research in the Arctic region. The cooperation of the Arctic Council countries in the field of fisheries in the framework of international agreements is considered, as well as the species composition of fish of the Arctic seas is given.
Keywords: Arctic, the Arctic Ocean, enclave of the central part, fishing potential, fishery
Актуальность исследования определяется возрастающей значимостью международного сотрудничества в сфере рыболовства в северных морях, особенно в центральной части
Северного Ледовитого океана (СЛО) в связи с происходящими изменениями климата и интенсивным таянием льдов в Арктике. Сфера рыболовства в акватории морей СЛО в настоящее время регулируется рядом международных конвенций (договоров, соглашений, комиссий, организаций), в большинстве своём не имеющих непосредственного отношения ко всей акватории СЛО. В их числе: НАФО (англ.: NAFO, Northwest Atlantic Fisheries Organization) — организация по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана; НЕАФК (англ.: NEAFC, North-East Atlantic Fisheries Commission), регулирующая рыболовство в СевероВосточной Атлантике; международные договоры по регулированию промысла морских млекопитающих. Частично промысла в арктическом регионе касается и тихоокеанская конвенция СЗТО (Северо-западной части Тихого океана, включающей Берингово, Охотское и др. моря). Комиссия по анадромным рыбам северной части Тихого океана (НПАФК, анг. NPAFC — North Pacific Anadromous Fish Commission), регулирует изучение и управление запасами лосося, форели. Страны-участницы Конвенции по сохранению запасов анадромных рыб в Северной части Тихого океана — Канада, Япония, Республика Корея, РФ и США. Необходимо иметь в виду, что международные рыболовные конвенции регулируют те анклавы и морские районы промысла, которые не входят в особые экономические зоны (ОЭЗ) прибрежных стран. Соответственно, именно прибрежные страны разрабатывают «правила игры». Другие государства, желающие вести промысел в районах действия международных конвенций, обязаны выполнять эти правила.
В конвенционном районе НЕАФК России выделяются квоты1 на атлантическую сельдь, океанический окунь, скумбрию. Хорошие перспективы для России имеет здесь развитие промысла путассу и глубоководных рыб. В НАФО Россия входит в число стран-членов, имеющих приоритет в получении наибольших квот вылова. Россия является членом НПАФК, так как лосось у нас обитает на Чукотке и заходит оттуда в море Лаптевых и другие российские акватории. Благодаря членству в НПАФК, Россия с учётом исследований других стран (Канады, США и Японии) формирует для своих рыбаков прогнозы подходов лососей. За годы работы НПАФК улучшилось состояние запасов лососей, в первую очередь — горбуши и нерки [1, Оханов А.А., с. 16].
В 2015 г. в соответствии с международными договорами в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (ВБР) России были выделены квоты добычи (вылова) ВБР в исключительных экономических зонах иностранных государств (далее — ИЭЗ иностранных
1 Квота (лат. quota) — норма, доля или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных соглашений и договоров. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Квота (дата обращения: 16.10.2016).
государств) — 354,1 тыс. тонн и в конвенционных районах — 297,2 тыс. тонн. Вылов же российскими судами в 2015 г. в ИЭЗ иностранных государств составил 457,9 тыс. тонн ВБР, в конвенционных районах — 254,6 тыс. тонн, что суммарно составило 712,5 тыс. тонн2. Осуществляется также взаимный двухсторонний обмен квотами между странами, входящими в Арктический совет. На рыбохозяйственный комплекс Арктической зоны России приходится до 15% от общих объёмов уловов водных биоресурсов и производимой рыбной продукции в РФ [2, Ю.В. Кочемасов, Б.А. Моргунов, В.И. Соломатин].
Сотрудничество России со странами Арктического Совета в сфере рыболовства
Сотрудничества России со странами Арктического Совета в разрезе взаимного обмена квотами в сфере рыболовства на данный момент выглядит неоднородно. Так, у России с США, с Канадой, с Финляндией, Швецией нет активного обмена рыбными ресурсами, общих квот, но осуществляется сотрудничество по их сохранению, совместным исследованиям ВБР (водных биологических ресурсов), заключению международной конвенции по центральной части СЛО, борьбе с незаконным промыслом водных биоресурсов (ННН-промыслом).
Россия — США. В восточной части российских арктических вод и прилегающих к ним участков открытого моря для России большое значение имеет сотрудничество с США. В 1988 г. СССР подписал Соглашение с США о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства. Создан и активно функционирует российско-американский Межправительственный консультативный Комитета (МКК) по рыбному хозяйству. К настоящему времени (окт. 2016) состоялось уже 27 сессий ММК. В 2009 г. с целью сохранения уникальных арктических экосистем США установили мораторий на все виды промысла в Арктической части своей ИЭЗ. 11 сентября 2015 г. в Портленде на 26-й сессии ММК Россия и США подписали соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным, нерегулируемым промыслом водных биоресурсов (ННН-промыслом) 3. Для борьбы с браконьерством РФ и США используют информационный обмен. Предусмотрено взаимное предоставление данных об импорте морских биоресурсов, выгрузке продукции морского промысла, нарушениях и подозрительных судах. Полномочными органами в РФ определены ФСБ и Федеральная таможенная служба, в США — Национальное управление по изучению океанов и атмосферы и Служба береговой охраны. В рамках ежегодных сессий ММК по рыбному хозяйству эти органы проводят консультации по вопросам сотрудничества в области предупреждения, сдерживания и ликвидации ННН-
2 Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2015 году и задачи на 2016 год. С.11. URL: http: //fish.gov.ru/files/documents/ob_agentstve/kollegiya/itogi_2015_zadachi_2016.pdf (дата обращения: 16.10. 2016).
3 Россия и США заключили антибраконьерское соглашение. URL: http://fishnews.ru/news/26998 (дата обращения: 14.10.2016).
промысла. На 27-й сессии Российско-американского ММК по рыбному хозяйству, проходившему во Владивостоке 27-28 сент. 2016 г., обсуждались возможности организации совместных исследований в 2017 г. в Беринговом и Чукотском морях 4.
Россия — Канада. Ещё в конце 1990-х гг. Канада наложила запрет на весь иностранный промысел в своей зоне, включая выдачу платных лицензий. В пределах СЛО и его морей Канада никогда не вела активный промысел ВБР. В 2014 г. Канада анонсировала План управления Арктическим рыболовством с целью обеспечения устойчивости запасов для коренного населения. Новый план управления рыболовством призван защитить более 800 тысяч км2 вод канадского моря Бофорта от крупномасштабного промышленного рыболовства и обеспечить устойчивость ресурса для местных жителей 5. В соответствии с планом потенциально возможное в будущем промышленное рыболовство в данном регионе будет допускаться только в качестве научных исследований по оценке состояния запасов.
Россия — Норвегия. Функционируют Постоянный Российско-Норвежский Комитет по вопросам управления и контроля в области рыболовства; Российско-норвежская Рабочая группа по разработке единых технических мер регулирования промысла в Баренцевом и Норвежском морях; Рабочая группа по переводным коэффициентам на продукцию из совместно управляемых запасов водных биоресурсов Баренцева и Норвежского морей; Смешанная Российско-Норвежская Комиссия по рыболовству. Рыболовство России и Норвегии в основном сосредоточено в Баренцевом и Норвежском морях, регулируется обменными квотами. Основные промысловые объекты этих морей — треска, пикша, палтус, сельдь, мойва, креветка, путассу, зубатки и камбалы. Наиболее ценным промысловым видом для обеих стран является атлантическая треска. Норвежские рыбаки в российских водах ловят преимущественно треску, пикшу и северную креветку. Россия ежегодно выделяет Норвегии по 7 тысяч голов гренландского тюленя. Основными объектами российского промысла в норвежских водах являются треска, пикша, сайда, сельдь, зубатка и два вида морских окуней — клювач и золотистый. Ежегодный объём креветки (порядка 40 тыс. т) странами недоиспользуется исследования [3, Глубоков А.И., Афанасьев П.К., Мельников С.П., c. 3-6]. В 2013 г. основной вылов водных биоресурсов в ИЭЗ иностранных государств российскими судами приходился на атланто-скандинавскую сельдь, вылов которой в зоне Норвегии, в районе архи-
4 Россия продолжает тесно работать с США по изучению и охране ресурсов северных морей. URL: http:// www.tinro-center.ru/home/novosti/rossiaprodolzaettesnorabotatsssapoizuceniuiohraneresursovsevernyhmorej (дата обращения: 17.10.2016).
5 Промышленное рыболовство в арктических районах Канады может осуществляться только с согласия аборигенов / 19 ноября 2014. URL: http://www.fishnet.ru/news/syrievaya_baza/44600.html (дата обращения: 16.10. 2016).
пелага Шпицберген, зоне Ян-Майен и в открытой части Северо-Восточной Атлантики составил 78,3 тыс. тонн 6. В октябре 2015 г. Росрыболовство и Министерство климата и окружающей среды Норвегии заключили меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области управления, мониторинга и исследований дикого атлантического лосося в губернии Финнмарк и Мурманской области 7.
Особого внимания заслуживают некоторые аспекты сотрудничества России и Норвегии на Шпицбергене, имеющего особый статус. С одной стороны, архипелаг находится под юрисдикцией Норвегии, но с другой стороны, Норвегия обязана выполнять условия Шпицбергенского трактата, заключенного в Париже ещё в 1920 г. Несмотря на суверенитет Норвегии над архипелагом, все участники Парижского договора — а это более 50 государств — имеют право осуществлять экономическую деятельность, в том числе рыболовство, в территориальных водах Шпицбергена. В настоящее время здесь наиболее интенсивный промысел ведут Россия (до 60% вылова), Норвегия, страны-члены ЕС, Исландия, Фарерские острова и Гренландия. В районе Шпицбергена российские рыбаки добывают порядка 80 тыс. тонн ВБР, в районе Ян-Майена до 15 тыс. тонн. Основные объекты промысла в этих водах — более 100 тыс. т сельди, порядка 13 тыс. т сайды и до 3 тыс. т зубатки. При этом в данной акватории соблюдаются норвежские правила рыболовства, постоянно происходят случаи задержаний и штрафования российских судов береговой охраной Норвегии [4, Зиланов В.К., с. 9-14]. Пор-цель А.К. в своей монографии подчёркивает, что введение Норвегией в 1977 г. законодательства о 200-мильной рыбоохранной зоне вокруг Шпицбергена не соответствует международному праву [5, Порцель А.К., с. 51-54]. Многие эксперты отмечают необходимость более энергичной защиты экономических интересов России на Шпицбергене, прежде всего в области рыболовства 8. Зиланов В.К и др. придерживается точки зрения, согласно которой район за пределами территориальных вод Шпицбергена является международными водами, где должны действовать правила рыболовства, разработанные в рамках СРНК (регулируются запасы трески, пикши, палтуса, мойвы, краба стригуна — опилио) или НЕАФК.
Россия — Дания. Совместные квоты есть у России с Данией, представляющей в данном случае Гренландию и Фарерские острова. В рамках международных договорённостей
6 Итоги деятельности федерального агентства по рыболовству в 2013 г. и задачи на 2014 г. URL: http://www.fish.gov.ru/files/documents/ob_agentstve/kollegiya/Materialy_k_zasedaniyu_Kollegii_Itogi_deyatelnosti _Federalnogo_agentstva_po_rybolovstvu_v_2013_godu_i_zadachi_na_2014_god.pdf (дата обращения: 16.10.2016).
7 Росрыболовство раскритиковало Норвегию за вылов дикого лосося. URL: https://lenta.ru/news/2016/ 03/15/ stopsalmon/ (дата обращения: 14.10.2016).
8 Интересы рыбаков в водах Шпицбергена нуждаются в защите. URL: http://fishnews.ru/news/27580 (дата обращения: 14.10.2016).
Гренландия предоставляет российским рыбакам добывать в своей экономзоне морского окуня и чёрного палтуса, а также возможность 10% прилова донных видов рыб. Объём российского вылова в ИЭЗ Гренландии по основному объекту промысла чёрному палтусу составляет порядка 3-4 тыс. тонн. С 2013 г. российские рыбаки в ИЭЗ Гренландии также ведут промысел скумбрии и сельди по коммерческим договорам. Гренландские суда в экономзоне России в Баренцевом море добывают треску, пикшу и креветку. В ходе российско-гренландских консультаций согласовывается количество судов каждой из стран, которые могут получить разрешения на промысел, а также количество судов, которые могут одновременно находиться (вести промысел) в рыболовной зоне страны. На данном направлении для российской стороны важно стремиться к увеличению российских обменных квот на окуней и палтуса. Для Гренландии, страны традиционно креветочной, с самой современной технологией промысла креветки, интересна возможность освоения российской баренцевоморской креветки, где её промысел находится на весьма низком уровне, составляет лишь треть от рекомендованного наукой ОДУ. В связи с этим у Гренландии хорошие перспективы развития креветочного промысла в российских водах. В ИЭЗ Фарерских островов российскими рыбаками добывается порядка 70 тыс. тонн ВБР, большая доля вылова приходится на путассу — до 50 тыс. тонн и скумбрию — до 20 тыс. тонн. В благоприятные годы по численности этих видов российские квоты на них могут быть увеличены.
Россия — Исландия. В декабре 2015 г. в столице Исландии прошла 15-ая сессия смешанной российско-исландской комиссии по рыбному хозяйству. Международное сотрудничество в рыбохозяйственной сфере между нашими странами базируется на основе действующего трёхстороннего соглашения между Россией, Норвегией и Исландией от 15 мая 1999 г. Оно касается выделения исландским рыболовным судам квот на добычу трески, прилова пикши и других видов ВБР (зубатки, камбалы-ерша, морской камбалы) в ИЭЗ РФ в Баренцевом море. Страны ежегодно анализируют результаты выполнения «Согласованного протокола договоренностей между Россией и Исландией по вопросам, относящимся к системе спутникового слежения за судами», обсуждают вопросы двустороннего научно-технического сотрудничества, а также итоги деятельности двух стран в международных рыбохозяйствен-ных организациях НАФО и НЕАФК. К примеру, по району НЕАФК Исландия предоставляет право российским рыбакам вести промысел сельди, а мы им — трески.
Открытое море центральной части Северного Ледовитого океана: на пути к заключению конвенции
Речь идёт об анклаве в СЛО, расположенном за пределами 200-мильных экономических зон приарктических государств, общей площадью 2,8 млн. км2 (рис. 1).
Рисунок 1. Международные воды Арктики.
URL: http://img.rg.ru/pril/article/73/12/92/vodi_ arktiki-600.jpg
По своему правовому статусу центральная часть СЛО является открытым морем для всех государств, управление рыболовством в ней должно осуществляться на основе Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS — United Nations Convention on the Law of the Sea) 1982 г. и других международно-правовых актов [6, Бекяшев К.]. С 2010 г. вопросы сохранения рыбных запасов центральной части СЛО обсуждаются в рамках многосторонних и двусторонних консультаций представителей и экспертов прибрежных арктических государств — Дании, Канады, Норвегии, России и США. Многосторонние консультации состоялись в Осло (Норвегия) в 2010 г., Анкоридже (Аляска, США) в 2011 г., Вашингтоне (США) в апреле — мае 2013 г. и Нууке (Гренландия, Королевство Дания) в ноябре 2013 г. [7, Загорский А.В., Глубоков
А.И., Хмелева Е.Н., с. 26]. США предложили России выйти с обоюдной инициативой создания в данном районе международной конвенции по регулированию рыбных запасов9. Однако, придерживаясь принципа, что прежде чем вводить какие-либо запреты и ограничения, должна быть доказана и научно обоснована такая необходимость, Россия на тот момент заняла выжидательную позицию. Росрыболовство во всех международных организациях традиционно придерживается принципа — вначале научные исследования и обоснования, затем регулирование. Прошли не одна международная конференция, многосторонние консультации, были организованы регулярные встречи экспертов, и вопрос сдвинулся с мёртвой точки. Несмотря на массу нюансов и противоречий, страны стали искать компромиссные формулировки.
На международной конференции РСМД «Арктика: регион развития и сотрудничества» 4 декабря 2013 г. в Москве Фонд The Pew Charitable Trusts (Pew) вместе с представителями Госдепартамента США предложили заключить международное соглашение, которое позволило бы контролировать рыболовство в этом арктическом анклаве расположенном за пределами ИЭЗ приарктических государств. Предложение было единодушно поддержано экспертами — участниками конференции РСМД.
Вместе с тем, журнал «Арктика и Север» уже тогда прогнозировал, что «делится шкура неубитого медведя», так как арктический анклав не освободился ото льда и запасы ВБР в этой части СЛО фактически не изучены. Предлагалось определить конкретные шаги (дорожную карту) по: 1) изучению запасов биологических ресурсов СЛО в условиях изменения климата (как потепления, так и похолодания); 2) разработке и обсуждению международного правового механизма, контролирующего коммерческое рыболовство с учетом действующей UNCLOS (1982); 3) принятию и общественному обсуждению вариантов Международного арктического соглашения по рыболовству — введению добровольного моратория на добычу в открытом море до получения необходимых научных данных о запасах ВБР. Этот мораторий в международных водах Арктики должна поддержать хотя бы декларативно вся Арктическая G20 10. Нуждается в уточнении и вопрос о корреляции определении «международных вод СЛО» с понятием «континентального шельфа». «Международные вводы СЛО» — это анклав, расположенный за пределами ИЭЗ приарктических государств. Однако согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982) за пределами ИЭЗ находится и континентальный арктический
9 Антибраконьерское соглашение с США на подходе. 13 сент. 2011 г. URL: http://fishnews.ru/news/16560 (дата обращения: 17.10.2016).
10 Лукин Ю.Ф. Мягкая сила в Арктике: контроль рыболовства в циркумполярной зоне. 15.12.2013 // Арктика и Север: Арктические новости. URL: http://narfu.ru/aan/news.php? ELEMENT_ID=98068 (дата обращения: 15.10. 2016).
шельф. Все приарктические страны де-факто установили свои исключительные экономические зоны. «Главное яблоко раздора» в СЛО в настоящее время представляет континентальный шельф, морское дно. Спорные акватории между тремя странами показаны на рис.2.
Рисунок 2. Спорные акватории СЛО между Канадой, Данией и Россией (выделены в центре красным цветом).
Исследовательский центр международных границ Даремского университета (IBRU, Durham University).
Чтобы найти компромисс, США предложили даже не включать район Шпицбергена в зону ответственности новой конвенции, но в таком случае под регулирование попадает фактически лишь район, покрытый льдом. И пока не очень понятно, насколько быстро пойдёт процесс потепления. Ведь учёные до сих пор спорят: одни говорят, что идёт глобальное потепление и СЛО постепенно освобождается ото льда, каждые пять лет температура растёт на 1-1,5 градуса, а другие считают, что это природная цикличность: сейчас идёт эпоха потепления, но затем неизбежно наступит эпоха похолодания. Сейчас Центральная Арктика закрыта льдами для любой промышленной деятельности. И даже если площади арктических льдов продолжат сокращаться, промышленный лов станет возможным лишь в течение нескольких недель в году, в период короткого арктического лета. Неясно, смогут ли более южные виды рыб, которых потепление гонит на север, закрепиться в регионе с его экстремальными условиями в достаточных для промышленного лова объёмах. Поэтому вопрос экономически оправданного промысла в центральной Арктике — вопрос времени, требующий осторожности.
Гваницы 20<£мил%ных зон государств
Где
2МГм!
URL: http://www.dur.ac.uk/ibru/resources/arctic/
16 июля 2015 г. в Осло пять приарктических государств (России, Дании, Канады, Норвегии и США) подписали Декларацию о предотвращении нерегулируемого промысла в центральной части СЛО. В Декларации отмечалось, что промышленное рыболовство в районе открытого моря центральной части СЛО сегодня и в ближайшем будущем маловероятно. В связи с этим необходимость в учреждении региональной рыбохозяйственной организации по управлению рыболовством в данном районе отсутствует. Тем не менее, с целью сдерживания бесконтрольного промысла в данном районе в будущем, страны временно будут придерживаться принципа не разрешать коммерческое рыболовство без ведома региональной либо субрегиональной организаций, либо иных договоренностей. А на время объявленного моратория сосредоточатся на проведении научных исследований в анклаве. Таким образом, за время действия добровольного ограничения странам предстоит сформировать общее понимание экологии района и его ресурсов. Кроме того, активную роль в принятии решений по
использованию ресурсной базы Арктики смогут принимать коренные народы, которые име-
11
ют широкое представительство в Арктическом Совете .
1-3 декабря 2015 г в Вашингтоне прошёл первый раунд переговоров по соглашению о сохранении рыбных ресурсов в районе открытого моря центральной части СЛО. Однако, чтобы принятый 16 июля 2015 г. «арктической пятеркой» мораторий действительно имел силу для всех остальных стран за пределами Арктики, на встречу в Вашингтон пригласили не только представителей приарктических стран, а также тех, у кого есть интересы в этом районе — Китай, Южную Корею, Японию, Исландию и ЕС.
С 19 по 21 апреля 2016 г. в Вашингтоне прошёл второй раунд переговоров по предотвращению нерегулируемого коммерческого рыболовства в районе открытого моря центральной части СЛО. Во встрече приняли участие делегации Канады, Норвегии, США, России, Дании (Гренландии), КНР, Европейского союза, Исландии, Японии, Республики Корея. В целом они высказались за временные меры для предотвращения ННН-промысла в центральном арктическом анклаве, но разошлись во взглядах на их формат. В связи с этим на встрече в Вашингтоне рассматривались три направления возможных действий: 1) принятие расширенной декларации, к которой помимо пяти приарктических государств присоединятся и другие ведущие рыболовные державы — Китай, Япония, Южная Корея, Исландия и ЕС; 2) подписание юридически обязывающего соглашения между всеми участниками переговоров о запрете коммерческого рыболовства в арктическом анклаве до получения достаточной информации о рыбных
11 Приарктические государства подписали декларацию о предотвращении нерегулируемого промысла в Арктике. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/5508-priarkticheskie-gosudarstva-podpisali-deklaratsiyu-o-predot-vrashchenii-nereguliruemogo-promysla-v-arktike (дата обращения 30.01.2016).
запасах и определения режима правового регулирования в этом районе; 3) возможность создания в обозримом будущем новой региональной организации по управлению рыболовством в центральной части СЛО. Страны-участницы выразили понимание того, что такие временные меры должны включать экосистемный и предосторожный подходы в сочетании с традиционными и местными знаниями 12.
Рыбохозяйственные исследования Арктики
Научные рыбохозяйственные исследования проводили в 2015 г. 14 подведомственных организаций Федерального агентства по рыболовству: ФГБНУ «ВНИРО», «Госрыбцентр», «ТИНРО-Центр», «КамчатНИРО», «МагаданНИРО», «ПИНРО», «СахНИРО» и др. Рыбохозяй-ственная наука в 2015 г. уделяла внимание исследованиям состояния запасов водных биоресурсов, а также по уточнению ОДУ на текущий год и подготовке прогноза вылова водных биоресурсов на 2016 г.
Комплексные рыбохозяйственные исследования водных биоресурсов арктических акваторий в соответствии с новой пятилетней с 2014 г. программой Росрыболовства успешно провёл Тихоокеанский НИИ рыбного хозяйства и океанографии — ТИНРО-Центр 13. Первая в истории отраслевых исследований экспедиция НИС «ТИНРО» в Восточно-Сибирское море и море Лаптевых с 1 июня по 25 октября 2015 г. позволила получить уникальные данные об их гидрологии, рыбохозяйственном значении и биологии. Арктическим доминантом оказалась сайка. В южной части Восточно-Сибирского моря учёные встретили 11 видов рыб с общей биомассой 695,3 тонны. Наиболее многочисленными были сайка (60,7% учтённой биомассы) и мойва (16%). В море Лаптевых самой распространённой рыбой также была сайка (около 130 тыс. тонн, почти 99% от всей учтённой ихтиофауны). В целом видовой состав рыб в море Лаптевых оказался разнообразным. Общая биомасса моллюсков на участке работ оценивалась примерно в 216 тонн. На материковом склоне в пределах максимально обследованных глубин (400-504 м) встречался чёрный палтус, что стало загадкой для учёных, была высказа-
14
на гипотеза, что он проникает в море Лаптевых со стороны Атлантики . Специалистам ТИН-РО-Центра удалось также сделать масштабную донную съёмку в северо-западной части Берингова моря, которая показала, что запасы трески, палтуса, макруруса и промысловых камбал остаются на хорошем уровне. Биомассу трески в Анадырском районе и Чукотской зоне
12 Рыболовство в Арктике: от дипломатии к науке. URL: http://www.fishnotice.com/news?idnews=362948 (дата обращения: 15.10.2016).
13 ТИНРО-Центр впервые провёл комплексные исследования в Арктике. URL: http://www.fish-expert.pro/ rec-ord/statja/analitika/tinro-tcentr-vpervye-provyol-kompleksnye-issled-r10420 (дата обращения 04.02.2016).
14 ТИНРО-Центр подвел итоги уникальной экспедиции. URL: http://fishnews.ru/news/27595 (дата обращения 01.02.2016).
оценили в 680 тыс. тонн. Биомасса чёрного палтуса составила 36,7 тыс. тонн, но в ходе съёмок было отмечено сокращение количества особей младших возрастов. По результатам донной траловой съёмки общая биомасса минтая оценивалась в 2,7 млн тонн. Биомассу сельди в Западно-Беринговоморской зоне специалисты оценили в 860 тыс. тонн, что соответствует её успешному промыслу. Выросли почти втрое запасы синего краба. Общая численность промысловых крабов в Беринговом море составила 3,8 млрд экземпляров при биомассе 266 тыс. тонн. Из креветок, которые встретились в северо-западной части Берингова моря, наиболее массовыми были два промысловых вида: углохвостая креветка (37,8 тыс. тонн) и северная креветка (20,3 тыс. тонн)15. В 2015 г. ФГБНУ «ТИНРО-Центр» были продолжены работы по мониторингу состояния среды обитания водных биоресурсов дальневосточных морей, проведена экспедиция в восточный сектор Арктики (море Лаптевых и Восточно-Сибирское).
Институт экономических проблем имени Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН провёл исследования в Западной Арктике и разработал предложения, стимулирующих повышение эффективности и конкурентоспособности рыбной отрасли в Арктике, в том числе по развитию прибрежного рыболовства на новой промышленной основе, выполнил сравнительный анализ экономической эффективности экспорта Россией (Мурманская область) и Норвегией основных валютоёмких промысловых рыб: трески, пикши и сайды16.
В 2015 г. ФГБНУ «ПИНРО» осуществлялась оценка ВБР и среды их обитания в Баренцевом, Белом, Карском морях для обоснования позиции России в ИКЕС, НЕАФК, НАФО, двухсторонних межправительственных комиссиях по рыболовству и других международных ме-роприятих. Согласно результатам исследований в 2015 г. в Белом море, юго-восточной части Баренцева моря, юго-западной части Карского моря и пресноводных водоёмах их бассейнов влияние хозяйственной деятельности на состояние промысловых биоресурсов и среду их обитания проходило в пределах природных колебаний. В 2015 г. в форелевом хозяйстве, размещённым в Кандалакшском заливе Белом море, в течение одного вегетационного сезона была выращена радужная форель со средней массой 1900-2700 г.17.
15 Там же.
16 Отчёт о НИР по теме «Научные и прикладные основы гос. политики функционировапния ресурсно-сырьевой экономики на шельфе и в прибрежной зоне Росийской Арктики в условиях глобализации. Апатиты, 2015. URL: http://www.iep.kolasc.net.ru/vasnir2015.pdf (дата обращения: 16.10.2016).
17 Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2015 году и задачи на 2016 год. С.33, 72. URL: http: //fish.gov.ru/files/documents/ob_agentstve/kollegiya/itogi_2015_zadachi_2016.pdf (дата обращения: 16.10. 2016).
Министерство природных ресурсов РФ в конце 2015 г. утвердило Перечень видов флоры и фауны, являющихся индикаторами устойчивого состояния морских экосистем Арктической зоны РФ 18. К индикаторным видам относят живые организмы, реагирующие на изменения окружающей среды своим присутствием или отсутствием, внешним видом, химическим составом, поведением. При экологическом мониторинге использование индикаторных видов часто даёт более ценную информацию, чем прямая оценка с помощью специальных приборов, так как индикаторы реагируют сразу на весь комплекс воздействий. Кроме того, обладая «памятью», такие организмы реакциями отражают загрязнения за длительный период. Перечень утверждён распоряжением Минприроды РФ от 22 октября № 25-р. Состоит он из 61 пункта. Из рыб туда вошли азиатская зубастая, девятииглая и трехиглая корюшки, сайка, различные виды наваги и северный скат. Из ракообразных — краб-паук и веслоногие раки. Из млекопитающих — белый медведь, морж, кольчатая нерпа, белуха и гренландский кит. Также — бурые, красные, зеленые, диатомовые и динофитовые водоросли, асцидии, щетинкоче-люстные, многощетинковые черви, иглокожие, моллюски и птицы. Список рекомендован нефтегазовым компаниям, которые осваивают месторождения на арктическом континентальном шельфе, во внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне России. Документ предлагается использовать в качестве основы для разработки программ сохранения биологического разнообразия.
В целом же России нужна собственная госпрограмма изучения водных биоресурсов Арктики. Отдельной такой комплексной национальной программы пока что у нас нет. Действующие ГП, имеющие отношение к рыболовству, не решают этой задачи. Счётная палата, анализируя выполнение ГП РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса» на 2013-2020 гг. отметила, что «не соответствуют требованию достоверности 35 из 39 целевых показателей, входящих в состав подпрограмм (89% общего количества)19.
Из числа неарктических стран активным изучением Арктики намерена заняться Южная Корея, где создана сеть южнокорейских научно-исследовательских учреждений, объединяющая порядка 30 организаций. Создание научного консорциума анонсировал 30 сентября 2015 г. министр морских дел и рыболовства Южной Кореи Ю Ги Чжун. Ориентиром в этой работе станет создание Консорциума арктических исследований США в 1988 г. и Японского консор-
18 Распоряжение Минприроды России от 22.09.2015 № 25-р «Об утверждении перечня видов флоры и фауны, являющихся индикаторами устойчивого состояния морских экосистем АЗРФ». URL: http://www.mnr.gov.ru/ regulatory/detail.php?ID=142243 (дата обращения: 30.01.2016)
19 Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» // Информация по итогам экспертизы государственных программ РФ по состоянию на 1 июня 2014 г. Счетная палата РФ: Бюллетень. Спецвыпуск. С. 73-74.
циума арктических экологических исследований в 2011 г. С помощью научной деятельности Южная Корея надеется преодолеть географическое ограничение, не позволяющее ей принимать активное участие в развитии Арктики, где часть акватории — исключительные экономические зоны пяти приарктических государств.
Заключение
Таким образом, центральная часть СЛО в настоящее время не регулируется международной конвенцией по рыболовству. США торопят другие прибрежные государства принять такое соглашение и совместно прописать в регламенты, чтобы страны, не имеющие к арктическому анклаву в центральной части СЛО никакого отношения, не имели возможности в нём вести разведку и освоение недр под видом рыболовства. На сегодняшний день данный район пока ещё покрыт льдом, и предмет регулирования предполагаемого соглашения, договора фактически только создаётся. Тем временем, опасения приарктических стран продолжают нарастать. Разведка недр, проведение научных ресурсных исследований регулируются законами об особых экономических зонах, и прибрежная страна имеет право отказать другой стране в проведении таких видов работ. В большинстве случаев так и происходит.
Сложность проведения мониторинга Арктического региона требует эффективной координации приарктических государств и третьих стран при проведении исследовательских программ и съёмок. Для оценки возможных сценариев дальнейшего изменения экосистем СЛО и пространственного перераспределения видов необходима разработка математических моделей. В ближайшие годы учёным предстоит дать ответ на такие вопросы как: Существуют ли в анклаве центральной части СЛО рыбные ресурсы, потенциально пригодные для промышленного рыболовства? Если такие ресурсы имеются, могут ли они устойчиво эксплуатироваться по отношению к целевому ресурсу и к экосистеме в целом? Каковы перспективы развития рыболовства в центральной части СЛО в будущем? Какие изменения запасов ВБР и зависимых от них видов, а также поддерживающих эти виды экосистем центральной части СЛО и прилегающих районов могут произойти в ближайшие 20-30 лет? Как будет регулироваться правовой статус центральной части СЛО с учётом раздела континентального шельфа между Данией, Канадой, Россией в соответствии с действующей UNCLOS 1982 (The United Nations Convention on the Law of the Sea)?
Несмотря на то, что активный промысел в районе открытого моря центральной части СЛО в ближайшей перспективе маловероятен, климатические и экологические условия задают новые реалии для рыбного промысла в экономических зонах пяти приарктических гос-
ударств, где коммерческое рыболовство активно ведётся и развивается международное сотрудничество. Литература
1. Оханов А.А. Международное сотрудничество России в области рыболовства // Рыбное хозяйство. 2005. № 1. С. 16.
2. Кочемасов Ю.В.,Моргунов Б.А., Соломатин В.И. Эколого-экономическая оценка перспективы развития Арктики // Энергия: экономика, техника, экология. 2005. № 12. С. 60-65.
3. Глубоков А.И., Афанасьев П.К., Мельников С.П. Российское рыболовство в Арктике — международные аспекты // Рыбное хозяйство. 2015. № 4. С. 8
4. Зиланов В.К. Арктическое рыболовство России: проблемы и пути их решения // Рыбное хозяйство. 2014. № 4. С. 9-14
5. Порцель А.К. Россия и Норвегия на Шпицбергене в ХХ веке: взгляд с российской стороны. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2012. 130 с.
6. Бекяшев К. Международно-правовое управление рыболовством в Арктике. URL: http://pro-arctic.ru/07/07/2015/resources/17289 (дата обращения: 16.10.2016).
7. Соглашение по сохранению рыбных запасов в центральной части СЛО // Международное сотрудничество в Арктике. Доклад 2013 / [А.В. Загорский, А.И. Глубоков, Е.Н. Хмелева]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). М.: Спецкнига, 2013. С. 24-32.
References
1. Ohanov A.A. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Rossii v oblasti rybolovstva, Rybnoe hozjajstvo, 2005, № 1, p. 16.
2. Kochemasov Y.V.,Morgunov B.A., Solomatin V.I. Ekologo-jekonomicheskaja ocenka perspektivy razvitija Arktiki, Energija: ekonomika, tehnika, ekologija, 2005, № 12, pp. 60-65.
3. Glubokov A.I., Afanas'ev P.K., Mel'nikov S.P. Rossijskoe rybolovstvo v Arktike — mezhdunarodnye aspekty, Rybnoe hozjajstvo,2015, № 4, p. 8
4. Zilanov V.K. Arkticheskoe rybolovstvo Rossii: problemy i puti ih reshenija, Rybnoe hozjajstvo, 2014, № 4, pp. 9-14.
5. Porcel' A.K. Rossija i Norvegija na Shpicbergene v XX veke: vzgljad s rossijskoj storony, Murmansk: Izd-vo MGTU, 2012, 130 p.
6. Bekjashev K. Mezhdunarodno-pravovoe upravlenie rybolovstvom v Arktike. URL: http://pro-arctic.ru/07/07/2015/resources/17289 (Accessed: 16.10.2016).
7. Soglashenie po sohraneniju rybnyh zapasov v central'noj chasti SLO, Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v Arktike. Doklad 2013 [A.V. Zagorskij, A.I. Glubokov, E.N. Hmeleva; gl. red. I.S. Ivanov]; Ros-sijskij sovet po mezhdunar. delam (RSMD), M.: Speckniga, 2013, pp. 24-32.