СИСТЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПОВ И ПОДХОДОВ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
Д. к. БЕИБАЛАЕВА, кандидат экономических наук Дагестанский государственный технический университет
Экономика развивается на основе объективных законов, которые едины для общественно-политической, социально-экономической систем и носят универсальный, всеобщий характер. Они проявляют себя в деятельности общества, действуют в определенной социально-экономической среде, и ее главные элементы — человек, социальные группы, общество — в пределах условий и ограничений, определяемых объективными законами, обладают значительной степенью свободы выбора. Таким образом, всегда существует пространство экономических действий, содержание и способ осуществления которых зависят от людей и определяются ими индивидуальным, групповым или общественным образом.
Рыночная экономика образует достаточно свободное, раскрепощенное пространство экономических действий, в котором чем полнее принципы согласованы с экономическими законами, тем эффективнее действует экономическая система, тем меньше в ней несбалансированности, неудовлетворенности спроса, дефицита, инфляции, кризисных явлений. Это нашло свое отражение в книге И. К. Бабста, в которой определено положение о народном хозяйстве как живом организме. Он указывал: «... Происходит же вся эта гармония оттого, что и хозяйству народному, как всякому иному живому организму, присущи разумные законы, что вследствие этих законов личная выгода — главная сила в частном хозяйстве — подчиняется в хозяйстве народном благу общему, общему делу». Кроме того, дается историческая трактовка постоянно изменяющейся экономики. «Вот этот-то вечно движущийся, вечно живой элемент в народном хозяйстве нельзя никоим образом упускать из виду». Отсюда Бабст делает вывод, что «одного хо-
зяйственного идеала быть не может. Каждая форма народного хозяйства соответствует потребностям известного народа в данное определенное время... Каждая, следовательно, эпоха исторической жизни необходимо имеет и свои формы народного хозяйства» [1].
Для эффективного регулирования территориально-отраслевых отношений важен процесс организации экономической системы. Об этом писал А. А. Богданов [2]: «Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей.».
При этом организация эффективного регулирования экономикой народного хозяйства представляет собой:
1. внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого;
2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого;
3. объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Первые два тезиса дополняют друг друга и характеризуют организацию как единое явление, а последний имеет более узкое, социальное приложение. Таким образом, под организацией экономики региона следует понимать упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство. Оно может рассматриваться:
• в статике, которая характеризуется как целостное образование, имеющее определенную предназначенность;
• в динамике, представляющей собой разнообразие процессов по упорядочению элементов,
формированию и поддержанию целостности вновь создаваемых или функционирующих объектов, состоящих из целенаправленных действий по организации, регулированию и самоорганизации как функций управления. Содержание этих процессов, механизмы их реализации основаны на общих способах взаимодействия «активностей» и их сочетаниях. Как отмечалось А. А. Богдановым: «...методы человеческие не могут выйти за пределы методов природы и представляют по отношению к ним только частные случаи.» [2].
В основе реализации всех процессов организации регулирования территориально-отраслевых отношений лежит развитие гармоничных взаимоотношений в экономике. При этом следует выделить 3 типа процессов самоорганизации экономической системы при ее регулировании:
1. Самозарождения, возникновения качественно нового целостного формирования из совокупности объектов определенного уровня.
2. Поддерживающие определенный уровень при применении внешних и внутренних условий ее функционирования.
3. Совершенствования и саморазвития, способные накапливать и использовать прошлый опыт.
Одной из основных характеристик самоорганизации является необратимость, выражающаяся в самоорганизации систем и их определенной направленности, что формирует кооперативные процессы. Многообразие видов организационных отношений достаточно наглядно раскрывается через введенные А. А. Богдановым регулирующие механизмы:
• конъюгации (соединение элементов и комплексов между собой);
• ингрессии («вхождение», образование связующего промежуточного звена между разнородными звеньями при формировании новой целостности);
• дезингрессии («вхождение», образование нейтрализующего, разрушающего звена в процессе дезорганизации некой целостности);
• цепной связи (объединения посредством общих звеньев);
• отбора и подбора, стихийно регулирующих мер;
• бирегуляции (обратной связи);
• эгрессии и дегрессии (централистский и скелетный способы формирования комплексов). В своем развитии территориально-отраслевые
отношения подчиняются объективным истори-
ческим и экономическим закономерностям и основываются на тех отношениях в экономике, которые связаны с процессом производства, распределения, обмена и потребления. Их развитие зависит от целей и задач, стоящих перед государством, отраслями, предприятиями и регионами в современных условиях. Каждый из них влияет на регулирование территориально-отраслевых отношений и в целом на экономическое развитие регионов в разной степени. Исходя из этого необходимо исследовать понятие «регулирование», входящее в состав управления и одновременно выступающее как регулятор, сохраняющий устойчивость территориально-отраслевых отношений и как интегративную деятельность, которая имеет в своем составе организацию в виде функции управления (8). Регулирование как функция управления выступает ее составной частью.
«Управление» представляет собой «элемент, функция организационных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей» (104). Поэтому в организациях различного уровня, отраслях и территориально-административных образованиях можно выделить управляющую (субъект) и управляемую (объект) части, а также систему связей между ними, которую в целом нередко называют «системой управления». При этом объектом управления выступает система, выполняющая регулирующую функцию территориально-отраслевых отношений, а субъект управления поддерживает выходы этой системы на уровень, удовлетворяющий заданным условиям ее функционирования.
Развитие системы этих отношений в экономике можно представить как функционирование рыночного механизма с бесконечным количеством правил отбраковки виртуальных организационных структур и путей дальнейшего развития, что происходит в процессе самоорганизации. А развитие структур и систем, которые сами между собой конкурируют, хотя и представляют часть более общей системы, связано с общими принципами стабильности, сохранения их гомеостаза.
Для решения этих задач необходимо применение комплексного подхода, предполагающего учет всего разнообразия факторов, которые могут повлиять на результат исследования. Этот подход позволяет значительно расширить представление о сущности и тенденциях развития, более и всесторонне раскрыть содержание происходящих здесь процессов, выявить объективные закономерности
формирования. Однако этот подход имеет свои ограничения.
В понятии «комплекс» заключено объединение компонентов, их взаимосвязи в статике. А в динамическом подходе «статика, относительная неподвижность, самостоятельность уступают место динамике, движению, в результате которого комплекс поначалу статический, количественный превращается в новое, качественное образование, в систему» [3].
Использование комплексного подхода в регулировании территориально-отраслевых отношений позволяет сделать ряд моментальных отображений изучаемого явления, но на каждом из них отобразится данное его состояние с множеством элементов и связей. Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания о территориально-отраслевых отношениях посредством изучения этого явления на стыке различных наук.
Объединение этих частей позволяет увидеть нечто новое. Увидеть это можно только при помощи специального метода познания, получившего название «системный подход».
В. Н. Садовский писал: «Системный подход или системный метод представляет собой эксплицитное (явно, открыто выраженный) выражение процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания, конструирования и т. д.)» [4]. Этот подход при исследовании свойств территориально-отраслевых отношений позволяет установить их целостность, системность и организованность. Внимание при этом направлено не столько на целостность объекта, сколько на его состав, на свойства элементов, проявляющиеся в их взаимодействии. Установление же в системе устойчивых взаимосвязей элементов на всех уровнях и ступенях, т. е. установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы как следующей ступени конкретизации целого [5].
Исследование территориально-отраслевых отношений с позиций системного подхода дает возможность раскрыть такие свойства, как целостность, системность, организованность, описать законы взаимосвязи между элементами, внутри-организационные отношения и взаимоотношения рассматриваемого объекта с другими, более высокого уровня. Но для познания сущности территориально-отраслевых отношений надо знать не только то, как они внутренне устроены, но и то,
как они функционируют, то есть раскрыть их поведение. Этого можно достичь при использовании функционального подхода.
Для познания сущности территориально-отраслевых отношений необходимо знание не только внутреннего их устройства, но и их функционирования. Поэтому функциональный подход дает возможность изучить проявление целенаправленности и активность деятельности отраслей и административно-территориальных образований, их функции по отношению к системе более высокого уровня, взаимодействие рассматриваемой системы с другими объектами системного и несистемного порядка, зависимость между отдельными компонентами данной системы.
«Функцию в системном ее понимании можно определить как такое отношение части к целому, при котором само существование или какой-либо вид проявления части обеспечивает существование или какую-либо форму проявления целого» [6]. Каждый элемент территориально-отраслевых отношений выполняет свою функцию, направленную на их сохранение, совершенствование и развитие. Однако выявление функциональных связей хотя и важное, но недостаточное условие для раскрытия динамики развития территориально-отраслевых отношений, то есть нужно ответить не только на вопрос: из чего состоит данная система (для чего достаточно функционального анализа), но и с какой целью она создается и действует.
Знание функциональных связей не всегда позволяет раскрыть причинно-следственные связи при регулировании территориально-отраслевых отношений, без которых нельзя решить проблемы их развития и совершенствования. Исследуя территориально-отраслевые отношения с позиций функционального подхода, можно увидеть их в полном объеме на текущий момент. Однако это не дает возможности определить их состояние и тенденции развития, механизм будущих качественных изменений.
Комплексный, структурный, функциональный подходы характеризуют территориально-отраслевые отношения «как данную качественную определенность, обладающую интегративными системными качествами» [7], но необходимо рассмотреть ее развитие, движение от зарождения и до гибели. «Принцип историзма, движения, развития является. основным аспектом системного подхода» [8] и составляет основу системно-исторического подхода. Применение функционального подхода дает возможность: изучить проявление
целенаправленности и активности деятельности отраслей; установить то место, которое занимают отрасли в экономических процессах; выявить взаимодействие рассматриваемых отраслей с другими системными и несистемными образованиями, зависимость между отдельными компонентами внутри данной системы.
Равновесие и порядок регулирования территориально-отраслевых отношений может быть достигнут с помощью механизма рынка.
В результате конкурентной борьбы элементов системы за те ресурсы (условия), которые обеспечивают равновесие системы, часть элементов неизбежно гибнет, замещается все время создающимися новыми, более соответствующими этим условиям (в классическом варианте развития рыночных отношений).
Важное значение в рассматриваемом вопросе имеет системно-исторический подход, предполагающий рассмотрение территориально-отраслевых отношений во времени. Он объединяет, интегрирует данное состояние и движение, нарастание темпов развития, позволяет установить преемственность между объектами или различными состояниями одного и того же объекта, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.
Применение принципа историзма в исследовании территориально-отраслевых отношений позволяет проследить историю их зарождения, выявить источники и предпосылки их возникновения, этапы развития, причины усложнения и расширения функций, структуры, перехода из одного качественного состояния в другое, выявить закономерности развития в будущем. «Принцип историзма, движения, развития является. основным аспектом системного подхода» [11], составляет основу системно-исторического подхода. Применение его в исследовании территориально-отраслевых отношений позволит проследить историю их зарождения, выявить источники и предпосылки их возникновения, этапы развития, причины усложнения и расширения функций, структуры, перехода из одного качественного состояния в другое, выявить закономерности развития в будущем.
Важно при изменении системы территориально-отраслевых отношений применение статистического подхода. Как отмечал А. Билимович, «на статистический подход должно быть обращено больше внимания, чем это делала экономическая наука до сих пор. Разработка приемов этого подхода и добытых им результатов, уверен, займет видное
место в этой науке. Из нее, несомненно, вырастет особая отрасль этой науки.» [9]. Это создало условия для появления эконометрики.
Однако необходимо учитывать одно из важнейших свойств рынка товаров (когда количество продавцов и покупателей очень велико) — способность формировать такую петлю отрицательной связи, которая определяет стремление цены товара к его стоимости.
Принцип отрицательной обратной связи при этом показывает, как поддерживается спонтанно возникающий порядок в территориально-отраслевых отношениях, но не позволяет раскрыть механизм возникновения такого порядка, а также перехода от одного типа порядка или стадии развития к другой. Для этого нужно обратиться к принципу положительной обратной связи, согласно которому прогрессивные изменения, возникающие в системе, не подавляются, а накапливаются и усиливаются. Территориально-отраслевые отношения подвержены флуктациям, или случайным отклонениям от равновесия, но если они находятся в неустойчивом состоянии, взаимодействуя с окружающей средой, колебания усиливаются и в конце концов приводят к ликвидации прежнего порядка структуры. Но этот деструктивный аспект дополняется затем конструктивным, состоящим в том, что в результате взаимодействия элементы старой системы приходят к согласованному поведению, вследствие чего в системе возникают кооперативные процессы и спонтанно формируются новый порядок и новое равновесие.
Необходимо учесть, что возникновение кооперативных процессов как формирование и развитие новых структур непосредственно связано с действием случайных факторов. Известно, что началом любого развития служат случайные изменения, которые постепенно приводят к неустойчивости отношений. В результате воздействия большого количества случайных факторов в открытых неравновесных системах происходит их взаимное согласование и возникают кооперативные процессы, сопровождающиеся взаимодействием элементов образующейся структуры. По какому пути будут развиваться территориально-отраслевые отношения, какая альтернатива будет выбрана системой при их регулировании — во многом зависит от случайных факторов. В этом процессе рынок сохраняется, но с некоторым горизонтом предвидения, за которым все детали возможного развития остаются скрытыми. Горизонт предвидения зависит от развития наук. А принципы и законы отражают один
и тот же фрагмент действительности, но в разной форме: закон — в виде образа (положительного знания), принцип — в виде определенного требования (регулятивной нормы). Отличие принципа от закона выражается и в том, что первый может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований. Все многообразие принципов регулирования территориально-отраслевых отношений можно классифицировать по ряду признаков:
1. По степени обоснованности — научные и обыденные принципы. К научным относятся такие, которые могут быть сформулированы на основе познания законов и закономерностей и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориентирующие его на познавательную деятельность. К обыденным относятся в основном те правила и действия, которые сформулированы на основе традиций. Они не несут достаточной научной обоснованности.
2. По степени универсализации — универсальные (общие), специфические (особенные) и ситуационные (частные). К универсальным относятся принципы, отражающие правила формирования самых разнообразных систем; к специфическим — действующие в отдельных сферах; к ситуационным — лишь те, которые характерны для конкретных ситуаций.
3. По способу реализации — реализуемые без какого-либо участия человека; при взаимодействии природы и человека и только с участием человека. Последние могут быть осуществлены посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности.
4. По масштабу действия — действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника отрасли (принцип индивидуальной работы); между элементами системы внутри отрасли
(принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи); между системами (между отраслями).
В рамках общей системы принципов регулирования территориально-отраслевых отношений можно выделить отдельные подсистемы по основным сферам их функционирования. Каждая подсистема, на каком бы уровне общей системы принципов она ни находилась, должна функционировать как единое целое, включать в себя различные классификационные группы принципов и также выстраивать иерархическую структуру со своими собственными исходными и производными, базовыми и дополняющими принципами.
Таким образом, рассмотренные принципы и подходы в регулировании системы территориально-отраслевых отношений представляют собой совокупность исходных положений и правил, отражающих механизмы формирования, регулирования и сохранения организованности различных форм окружающей действительности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабст И. К. Публичные лекции политической экономии. — М.: 1860.
2. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. — М.: Экономика, 1989. С. 142.
3. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. — М.: Советское радио, 1974.
4. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. — М.: Наука, 1974. С. 27.
5. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. - М. : Наука, 1974. С. 19.
6. Сетров М. И. Основы функциональной теории организации. — Л. : Наука, 1972. С. 31.
7. Афанасьев В. Г. Системность и общество.
— М. : Политиздат, 1980. С. 181.
8. Афанасьев В. Г. Системность и общество.
— М. : Политиздат, 1980. С. 182.