Научная статья на тему 'Принципы рационализации регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе'

Принципы рационализации регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бейбалаева Д. К.

Территориально-отраслевые отношения всегда колеблются и находятся в неустойчивом состоянии. При их нерациональном регулировании усиливается неустойчивость и, как следствие, происходит изменение структуры этих отношений, В результате взаимодействия элементы старой системы приходят к согласованному поведению. Это способствует возникновению кооперативных процессов и формированию нового порядка и нового равновесия. От этих процессов зависит, по какому пути будут развиваться территориально-отраслевые отношения и какова альтернатива в их регулировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles for streamlining of territorial-sectoral relation regulation in the region

The territorial-sectoral relations are given to fluctuations and are in an unstable state. The relations being regulated without adequate rationale promotes instability and alteration of the status quo structure. In interacting, elements of the old system evolve a coordinated behaviour, which facilitates development of cooperation processes and establishment of a new order and new balance. The processes in question determine the direction of development of territorial-sectoral relations and the alternative for their regulation. Self-organization of territorial-sectoral relations can be presented as a market mechanism in action, with a great number of rules for selection of organizational structures and avenues for further development, interconnected by general principles of stability, preservation of such structures and systems as are in competition among themselves.

Текст научной работы на тему «Принципы рационализации регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе»

Территориально-отраслевые отношения всегда колеблются и находятся в неустойчивом состоянии. При их нерациональном регулировании усиливается неустойчивость и, как следствие, происходит изменение структуры этих отношений. В результате взаимодействия элементы старой системы приходят к согласованному поведению. Это способствует возникновению кооперативных процессов и формированию нового порядка и нового равновесия. От этих процессов зависит, по какому пути будут развиваться территориально-отраслевые отношения и какова альтернатива в их регулировании.

Бейбалаева Д.К.

канд. экон. наук докторант

Дагестанский государственный технический университет

иди... со своим уставом

принципы рационализации регулирования

территориально-отраслевых отношений в регионе

Самоорганизацию территориально-отраслевых отношений (ТОО) можно представить как процесс функционирования рыночного механизма с большим количеством правил отбора организационных структур и путей дальнейшего развития, связанных общими принципами стабильности, сохранения структур и систем, которые сами конкурируют между собой. Процессы развития рассматриваемых отношений обеспечивают увеличение количественных параметров и расширение их масштаба; фиксируются точки начала и окончания роста, возрастает потенциал, расширяется сфера взаимодействия. Структура становится более масштабной, количество компонентов и межкомпо-

нентных связей повышается [1]. Более масштабным становится и управление, но при этом существенных качественных изменений в нем не происходит. Не возрастает и общий уровень организованности.

Основой формирования рациональных процессов служат научные и универсальные принципы организации, использование которых позволит обеспечить их эффективную реализацию и упорядоченность на всех стадиях осуществления.

Концептуализация. Позволяет сделать выбор концепции повышения организованности системы. Она устанавливает:

- уровень организованности, необходимый для достижения целей системы;

- основную идею рациональной организации, реализация которой обеспечивает ритмичность и синхронизацию, автономизацию подразделений и т.д.;

- тип и основные характеристики рациональной структуры;

- основные свойства рациональной динамической организации. Алгоритмизация. Обеспечивает совершенствование статической и динамической организации ТОО, предполагает использование четкой, логически выстроенной и внутренне детерминированной программы действий. Алгоритмизация рационализации и функционирования отраслей и территорий предполагает: четкую ориентацию действий исходя из важнейших целей системы; установление ситуаций, в которых может находиться система, и вариантов действий для всех наиболее вероятных вариантов развития ситуации; конкретность и подробность программы действий.

Нормализация. Представляет собой формирование рациональной организации ТОО и предполагает оптимизацию условий, в которых функционирует экономика. Основными ее направлениями выступают:

- изменение внешней среды путем воздействия, как на отдельные факторы, так и на среду в целом;

- переход в другую внешнюю среду (в другую организацию, сферу деятельности, в другой рынок или регион);

- изоляция от влияния внешней среды; изменение параметров внутренней среды, особенно тех, которые определяют функционирование системы.

Систематизация согласовывает процесс регулирования ТОО с другими изменениями в регионе. Кроме того, на каждом этапе формируется определенная целостная, способная функционировать система, уровень организованности которой должен приближаться к намеченной цели в исходной концепции. При этом системность может быть обеспечена единым управлением процессом рационализации. Бессистемная рационализация не может принести положительных результатов, так как приводит не к повышению, а к понижению организованности любых объектов или процессов и даже к их полной дезорганизации. Классификация позволяет произвести выработку концепции и определение направления рационализации. При ее осуществлении используются виды классификации, позволяющие установить и определить:

- тип объекта рационализации и необходимый уровень организованности, при котором он может нормально функционировать;

- целесообразный тип поведения данной системы по отношению к разным факторам;

- рациональность существующей структуры;

- несоответствие типа процессов характеру и целям системы, особенностям структуры;

- взаимное несоответствие отдельных процессов между собой. Концентрация. Предполагает выделение области деятельности, которая является приоритетной в обеспечении организованности системы. Она обеспечивает надежность, оперативность и

результативность рационализации для соответствующих объектов, сфер и направлений. Специализация. Носит всеобщий характер и позволяет обеспечить:

- распределение функций и задач по отдельным исполнителям в соответствии с их возможностями;

- установление роли и места каждого структурного компонента в системе;

- четкую ориентацию исполнителей на осуществление определенной деятельности;

- большую оперативность и надежность реализации процессов. Стандартизация. Процесс рационализации требует выделить следующие объекты стандартизации:

- типовые процессы, определяющие их структуру, формирующие систему реализации и систему ориентации исполнителей;

-- процедуры всех процессов, где чрезвычайное значение имеет последовательность осуществления;

- требования к получению определенных результатов, обладающих заранее заданными свойствами;

- структуры только в системах, обладающих множеством однотипных подразделений;

- системы обеспечения деятельности (технические, организационные, информационные, кадровые и т.д.).

Унификация обеспечивает:

- большую тесноту связи между системами, имеющими общие элементы;

- большую надежность и оперативность функционирования систем в связи с возможной взаимозаменяемостью унифицированных элементов;

- улучшение характеристик фун-

кционирования систем за счет совершенствования унифицированных элементов и их меньшей ресурсоемкости. Персонификация. Предполагает разграничение полномочий и ответственности за функционирование структур и осуществление процессов. Для исполнения персонификации используют: внутрисистемные горизонтальные связи; принятие к исполнению заданий субъекта управления; выполнение конкретных действий в рамках основной деятельности; пользование ресурсами; ответственность за результаты деятельности перед субъектом управления. Регламентация. В современных условиях экономического развития региона возрастает значимость этого принципа, устанавливающего определенный порядок функционирования организации. Ему подвержены, в первую очередь: важнейшие структурные связи между подразделениями, а также межуровневые связи; процессы изменения строения организации; регулярные процессы основной деятельности; выработка и принятие важнейших решений; процессы информационного обеспечения функционирования организации; процессы контроля за функционированием организации; процессы корректировки функционирования организации; пользование потенциалом организации. Излишне регламентированная деятельность деактивирована. Процессы становятся менее гибкими и надежными. Однако недостаток регламентации снижает степень предварительной готовности к осуществлению направленных про-

цессов и делает их менее управляемыми. Рациональность может быть достигнута при оптимальном уровне регламентации деятельности отраслей и территорий. Общей основой формирования рациональных процессов служат научные и универсальные принципы организации, использование которых позволит обеспечить четкую организацию процесса, эффективную реализацию и упорядоченность на всех стадиях осуществления. Они способствуют:

- размещению на конкретной территории всех стадий производства вплоть до получения готового продукта;

- выравниванию уровней экономического и социального развития районов;

комплексному развитию хозяйства районов;

- рациональному территориальному разделению труда между районами и в их пределах, что является необходимым условием эффективного размещения производства и содействует повышению уровней экономического развития, необходимому расширению производства и его эффективности.

Литература

1. Гордеев О. И., Абдулаева И. М. Совершенствование структуры промышленности региона: концептуальный подход. Научная школа-семинар. «Государственное регулирование экономики в условиях рынка». - Махачкала, 2001.

2. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. - М.: Наука, 1974.

D.K. Beibalayeva,

cand. of Econ. Sci, doctoral student, Dagestan State Technical University

Principles for streamlining of territorial-sectoral relation regulation in the region

The territorial-sectoral relations are given to fluctuations and are in an unstable state. The relations being regulated without adequate rationale promotes instability and alteration of the status quo structure. In interacting, elements of the old system evolve a coordinated behaviour, which facilitates development of cooperation processes and establishment of a new order and new balance. The processes in question determine the direction of development of territorial-sectoral relations and the alternative for their regulation. Self-organization of territorial-sectoral relations can be presented as a market mechanism in action, with a great number of rules for selection of organizational structures and avenues for further development, interconnected by general principles of stability, preservation of such structures and systems as are in competition among themselves.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.