УДК 658.3:331.1:316.3
а Ю. ПАТЛАСОВ |_ К А. БЕГИШЕВА 1>
Омская гуманитарная академия
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области
СИСТЕМА «СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ»
В РЕФОРМЕ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ_________________________
Проанализированы новации реформы УИН — механизмы! «социальным лифтов». Изучены механизмы стимулов к труду осужденных в рамках реформы УИН Предлагается корректировка трудового законодательства спецконтингента, включая введение соответствующей главы в ТК РФ регламентирующей особенности трудовых отношений осужденным, а также ликвидации правовых коллизий.
Ключевые слова «социальные лифты!», осужденные трудовая деятельность заключенным, трудовая мотивация осужденным, реформирование УИН.
В настоящее время уголовно-исполнительная система (УИС) переживает очередную трансформацию. Реформа УИС, как переход от одной модели исполнения наказаний к другой, важна не сама по себе, а должна быть направлена на достижение определенных целей. Все реформы предполагают решение множества одинаковых задач, связанных с гуманизацией условий отбывания наказания, расширением правового статуса осужденных, широким привлечением к реформированию УИС правозащитных организаций, средств массовой информации и общественности, а также подготовку персонала, способного проводить идеи реформирования УИС, внедрять международные стандарты обращения с осужденными.
Утвержденная 14 октября 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее — Концепция) предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года [1].
В сфере трудовой деятельности и профессиональной подготовки осужденных в рамках Концепции предполагается:
— создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственнохозяйственной деятельности УИС и повышение экономической эффективности труда осужденных;
— широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях;
— разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания, соз-
дание небольших рабочих камер-мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости;
— проработка вопроса об установлении для учреждений, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий их содержания;
— создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной и социальной сферы УИС;
— активное привлечение коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях;
— расширение производства сельскохозяйственной продукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями;
— разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений УИС в целях приоритетного обеспечения нужд УИС собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции;
— обновление производственной базы учреждений УИС с учетом сформулированных направлений и приоритетов производственной деятельности;
— оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью, осуществление своевременного пересмотра расценок по оплате их труда в зависимости от изменения производственного процесса, изменение размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного;
— определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда;
— участие учреждений и органов УИС в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнерства в
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных;
В сфере социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными Концепцией предусматривается создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению («социальные лифты»), представляющих механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.
В «Методических рекомендациях по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства» среди критериев «Соблюдения порядка отбытия наказаний» называются: бережное отношение к имуществу исправительного учреждения; запрет на оставление без разрешения администрации рабочих мест, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия; запрет на забастовки или оказание групповых неповиновений в иных формах и т.д. Помимо этого осужденный обязан соблюдать иные ограничения, наложенные на него в соответствии с приговором суда, и обязательства, в том числе, возмещать ущерб, причиненный потерпевшим, и трудиться на оплачиваемых работах, предлагаемых ему администрацией ИУ.
Необходимость комплексного подхода к реформе УИС не означает, что в ней должны быть предусмотрены все без исключения вопросы, связанные с исполнением наказания. В реформе важно определить главные, определяющие направления, которые позволяют улучшить функционирование системы.
«Исходными положениями реформирования системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, являются:
— максимальная дифференциация исполнения наказания в виде лишения свободы в зависимости от личности осужденного и степени общественной опасности совершенного преступления;
— переход к содержанию осужденных к лишению свободы в условиях тюрьмы, что предполагает:
а) покамерное размещение осужденных (до четырех человек в камере);
б) исключение общения между осужденными, содержащимися в разных камерах на протяжении всего срока отбывания наказания;
в) привлечение осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, к труду, исключающее общение между осужденными, содержащимися в разных камерах;
г) дифференциация и индивидуализация применения мер поощрения и взыскания к осужденным с учетом вводимого принципа их покамерного размещения» [2, с. 21].
Из перечисленных положений следует, что в реформе УИС труд является вспомогательным фактором для успешной реализации реформирования, но проблема реабилитации и адаптации в обществе осужденных после освобождения не решена. Хотя в Концепции в одном из направлений развития УИС труд упоминается как один из основных способов ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в колониях — поселениях. Методические рекомендации впервые в части критериев стремления осужденного к психофизической корректировке
своей личности и принятию инициативных мер к ресоциализации включили «очевидное стремление устроиться на работу по отбытии срока наказания, завести или восстановить семью».
Для обеспечения трудовой занятости осужденных в России организован производственный комплекс, в который входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно-производственных и 40 учебно-производственных трудовых мастерских [1]. В состав УФСИН России по Омской области входит 15 учреждений, из них три следственных изолятора, два лечебно-исправительных учреждения, одна колония-поселение, одна воспитательная колония, семь исправительных учреждений, одно лечебное профилактическое учреждение (областная больница). В состав УИИ УФСИН России по Омской области входит шесть Межрайонных уголовно-исполнительных инспекций, в состав которых входит 33 уголовно-исполнительные инспекции [3]. Реформа ФСИН в России предполагает, что останется только два вида исправительных учреждений — тюрьмы и колонии-поселения. В тюрьмы отправят осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также рецидивистов. В колониях-поселениях будут находиться лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести. В Омске с 2011 года началось постепенное перепрофилирование исправительных учреждений: будут созданы четыре колонии-поселения и ряд тюрем; ИК-12 планируется закрыть, ИК-3 и ИК-8 станут тюрьмами усиленного режима, ЛИУ-2 — женской колонией, а ИК-9 и ИК-7 — колониями-поселениями, так как там развито производство [4]. На сегодняшний день в Омске — одна колония-поселение, в которой содержатся около 2 тыс. человек, после реформы емкость колоний нового типа составит 7,5 тыс. чел. [5].
В состав производственного комплекса входят 10 учреждений, в том числе лечебно-исправительное учреждение, колония-поселение и воспитательная колония. Из них металлообработкой занимаются — 65 % предприятий; деревообработкой — 20 %; швейным производством — 10 %; сувенирным производством — 5 %. Некоторые колонии, имеющие производственные базы, также обладают узкой специализацией: художественная ковка (ИК-8, ИК-7); сувенирные изделия, в частности, сабли разного вида, с применением нескольких способов обработки металла (ИК-7), сувенирные изделия, такие как ножи, кортики, кинжалы (ИК-6, ИК-8, ИК-9); швейное производство (ЛИУ-2, КП-13); литье (ИК-12, ИК-4 — чугунное); пошив обуви (ИК-6); металло- и деревообработка (ИК-3). На этих предприятиях трудоустроен 3 181 осужденный (в т.ч. 801 осужденный, занятый на работе по хозяйственному обслуживанию осужденных).
Контроль за деятельностью осужденных в Центрах трудовой адаптации (ЦТАО) и Государственных унитарных предприятиях (ГУП) производят непосредственно сотрудники ИУ. Сотрудники, ответственные за производственный сектор в учреждении, регулярно проводят приемы осужденных по личным вопросам, с целью выявления проблемных вопросов: по организации производственного процесса, организации рабочего места осужденного, соблюдении техники безопасности, трудоустройству осужденных, оплаты труда и прочих вопросов.
На приемах по личным вопросам осужденные чаще всего задают вопрос о трудоустройстве, почему не каждый из желающих работать трудоуст-
роен? В соответствии с нормами УИК уголовноисправительное учреждение обязано привлекать всех осужденных к труду, за исключением отдельных категорий, перечисленных в самом кодексе. Однако администрация исправительного учреждения не в состоянии этого сделать, так как количество рабочих мест ограничено (например, нехватка заказов, отсутствует должный уровень образования, нет работы по специальности). Получается, что администрация исправительного учреждения вынуждена нарушать закон.
Другая сторона этой проблемы заключается в том, что в соответствии с гражданским законодательством государственные унитарные предприятия (именно такова организационно-правовая форма исправительных учреждений) преследуют цель получения прибыли (на данный момент они ликвидируются). Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 103 УИК, производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных. Но фактически цель исправления осужденных с помощью труда заменяется стремлением получить прибыль.
На базе ГУПов создаются ЦТАО, которые направлены на:
— организацию работы соответствующих служб учреждения по созданию условий для обеспечения занятости осужденных общественно-полезным трудом и дополнительных рабочих мест в интересах приоритетного удовлетворения собственных нужд учреждения и УИС в продукции, работах и услугах, необходимых для нормального функционирования;
— привитие осужденным необходимых трудовых навыков и уважительного отношения к труду, созданию условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда;
— организацию профессиональной подготовки и повышения профессиональной квалификации осужденных, производственного обучения их смежным профессиям в соответствии с потребностями регионального рынка труда и рабочей силы;
— организацию работы по укреплению и развитию учебно-производственной базы, повышению эффективности использования оборудования и другой техники, экономии материально-технических и топливно-энергетических ресурсов.
Говоря о финансовом состоянии указанных предприятий, хотелось бы отметить, что в годы, когда федеральное финансирование на нужды материально-технического содержания осужденных было недостаточным, руководству колоний приходилось значительные средства, зарабатываемые на производстве, отвлекать на эти цели. В итоге это привело к значительным долгам перед бюджетом и критическому финансово-экономическому состоянию. До настоящего времени многие предприятия учреждений обременены старыми долгами, реструктуризация задолженности, в том числе и частичное ее списание, может быть решено на уровне Правительства РФ с учетом того, что на рассматриваемые ГУПы возложены важные социальные функции. Многие производства в настоящее время не сохранены.
Такая ситуация складывается как по объективным, так и по субъективным причинам. К объективным можно отнести: существенное изменение рыночной конъюнктуры, отсутствие госзаказов, проблемы со сбытом готовой продукции, старое оборудование, уменьшение финансирования из федерального бюджета на указанные нужды.
Субъективные причины: недостаточная работа маркетинговых служб учреждений, отсутствие четких планов развития.
В настоящее время по УИС области имеется в наличии 5 089,2 кв. м (6,3 %) свободных производственных площадей. В то же время незагруженность производственных мощностей многих предприятий УИС, неполный рабочий день и неполная рабочая неделя превращают труд осужденных не в желанное для них занятие, обеспечивающее постоянный заработок, а в полусвободное времяпрепровождение, когда при желании можно и не уклоняться от работы открыто. В определенной мере это обусловило и то, что сейчас в местах лишения свободы проблема отказа осужденных от работы не стоит (а ранее это было массовое явление), хотя в данном случае большое значение имеют экономические стимулы.
Наличие свободных площадей, резерв производственных мощностей, значительное количество нетрудоустроенных осужденных позволяют наращивать объемы выпуска товарной продукции существующих производств и рассматривать предложения сторонних организаций различных форм собственности по размещению заказов на базе ГУПов системы ФСИН.
Руководство УФСИН пытается разрешить эти проблемы; реальная возможность целенаправленно заниматься этой работой появилась у руководителей системы с улучшением федерального финансирования в вопросах содержания осужденных лишь совсем недавно. До этого все возможности системы были направлены на то, чтобы обеспечить минимально необходимые условия питания и содержания осужденных.
Привлечение осужденных к труду в центрах осуществляется в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 103 УИК действует безусловный запрет осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Получается, что даже при нарушении работодателем правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии работник-осужденный вынужден работать, так как закон не позволяет ему прекратить работу для разрешения конфликта. А если осужденный прекратит работу, то его могут подвергнуть дисциплинарному взысканию за нарушение режима содержания. По мнению авторов, следует признать это положение неправомерным (неконституционным).
Основной проблемой в сфере регулирования труда осужденных является то, что нормы национального уголовного законодательства не содержат в качестве одного из карательных элементов лишения свободы возможность привлечения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к труду. Ведь в ст. 56 УК РФ не говорится о лишении свободы с обязательным привлечением к труду. Следовательно, труд осужденных к лишению свободы — их право, а не обязанность. Ст. 103 УИК гласит о том, что администрация ИУ обязана привлекать осужденных к работам в ИУ и на сторонних объектах, а осужденные ОБЯЗАНЫ трудиться. Новое название исправительных учреждений Исправительные колонии, в противовес ранее существовавшему названию — исправительно-ТРУДОВЫЕ колонии, является для осужденных также дополнительным аргументом в пользу добровольности их трудовой деятельности.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
Осужденные должны быть свободны в выборе: трудиться им или нет, в связи с чем нужно на законодательном уровне закрепить такое право и предусмотреть отдельную статью в Трудовом кодексе РФ, посвященную особенностям регулирования труда этой категории лиц.
Трудовой кодекс регулирует труд отдельных категорий работников. Представляется, что трудовое право регулирует отношения по поводу привлечения осужденных к лишению свободы к труду, потому что они основаны на трудовом договоре, а не на нормах уголовно-исполнительного права. Фактически трудовой договор в письменной форме между работником-осужденным и исправительным учреждением не оформляется, как того требует Трудовой кодекс. Правоотношения, в которых работниками выступают осужденные к лишению свободы, реализуются в замкнутой сфере, т.е. в пределах исправительного учреждения. Принцип свободы труда в отношении осужденных к лишению свободы действует с некоторыми особенностями. Осужденный к лишению свободы лишен права выбора профессии и рода деятельности, но не лишается права на труд.
Трудовые отношения осужденных к лишению свободы должны быть урегулированы трудовым законодательством с адаптированным применением норм уголовно-исполнительного законодательства. Особую озабоченность вызывает трудоустроен-ность осужденных. В настоящее время трудоустроено 18,5 % осужденных.
Приведенные данные говорят о существенных нарушениях прав осужденных, которым ст. 37 Конституции (Основного) закона РФ гарантировано право на труд, как гражданам России. Данные обстоятельства свидетельствуют также о нарушении ст. 103 УИК РФ, в соответствии с нормами которой каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.
Как установлено нормами УИК РФ, именно на администрацию исправительных учреждений возлагается обязанность привлекать осужденных к общественно полезному труду, т.е. их трудоустройство. Таким образом, перед администрацией стоит непосредственная задача сохранения, расширения и поиска новых рабочих мест в современных условиях. Как показывает практика, данному вопросу, в настоящее время уделяется недостаточно внимания.
Количество нетрудоустроенных осужденных с каждым годом возрастает. Среднесуточный заработок осужденного составляет 151 руб., что является, конечно, более чем скромным заработком, позволяющим осужденному только отовариться в ларьке. Данная ситуация может быть изменена в лучшую сторону за счет повышения производительности труда и увеличения рентабельности производства.
Осужденные, привлеченные к труду, находятся в неравном положении с осужденными, не имеющими работы. Так, например, в соответствии со ст. 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию.
В соответствии с п. 4 ст. 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания,
одежды и коммунально-бытовых услуг, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы либо не занятых трудом, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах (если есть средства). Вся тяжесть материального бремени лишенных возможности работать и зарабатывать деньги ложится на семьи осужденных, а также на государство, обязанное поддерживать минимальные нормы материального, бытового и т.д. обеспечения заключенных [6].
Отсутствие дохода осужденного не позволяет исполнять в полном объеме постановления судов о возмещении материального ущерба и морального вреда потерпевшим от преступления. Тем самым мешает «восстановлению социальной справедливости», делает невозможным исполнение судебных приказов о взыскании алиментов, в связи с чем государство должно брать на себя часть ответственности за материальное обеспечение детей, лишенных алиментов.
Крайне низкая среднемесячная зарплата осужденного приводит к тому, что при освобождении из мест лишения свободы более 80 % осужденных имеют на лицевых счетах менее 100 рублей, что способствует совершению ими повторных преступлений. Осужденный, человек, проведший без работы 5—10 лет, не способен и не хочет трудиться, социализация его в общество после освобождения равна нулю. Тем самым отсутствие работы в местах лишения свободы перечеркивает главный принцип и цели уголовноисполнительного законодательства — исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.
Трудовая деятельность заключенных в тюрьмах рассматривается как мощное средство их реабилитации, обеспечивающее поддержание трудовых навыков во время отбывания наказания, дающее возможность освоения потребующихся при освобождении профессий и открывающее возможности получения заработка в расчете на частичное самообеспечение в тюрьме и по выходе на свободу. Получение прибыли от труда заключенных не является приоритетной задачей для тюрем.
Анализируя опыт зарубежных стран, нам следует перенять широкое использование привлечения их к трудовой деятельности в качестве одного из основных способов ресоциализации осужденных. Разрабатывать индивидуальные программы реабилитации осужденных, а также принимать во внимание их желания, способности, специальное образование, общекультурный уровень, для получения конкурентоспособной профессий, овладения современными производствами.
Проводя реформу в УИС, мы стремимся к соблюдению международных стандартов обращения с осужденными. В международных стандартах обращения с осужденными важная роль уделяется выполнению группы стандартов по организации труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы. Во многих странах УИС только на 10—15 % покрывает расходы на содержание осужденных за счет реализации произведенной продукции, все остальное оплачивается государством. Для администраций тюрем важнейшей задачей является занятость контингента разумной и полезной деятельностью. Труд осужденных в этих странах рассматривается как формирование привычки «трудиться», поиск той специальности (трудовой деятельности), которая доставляет удовольствие и даст возможность успешно трудоустроиться после освобождения.
Библиографический список
6. Патласов, О. Привлечение осужденных к труду: положение дел и перспективы / О. Патласов, К. Стремина // Человек и труд. - 2010. - № 2. - С. 38-43.
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.ufsin.omsk.ru/concept/ (дата обращения 20.08.2011).
2. Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретическая модель (авторский вариант) / Под общ. ред. А. А. Реймера. — М. : Рязань: Академия ФСИН России, 2009. — 76 с.
3. Официальный сайт Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Омской области. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ufsin.omsk.ru/ (дата
обращения 20.08.2011).
4. В Омске появится женская колония // Аргументы и факты. — 2011. — 10 фев. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.omsk.aif.ru/society/news/36445 (дата обращения 20.08.2011).
5. Осужденные переедут // Аргументы и факты в Омске. — 2011. - № 6. - 09 фев.
ПАТЛАСОВ Олег Юрьевич, доктор экономических наук, профессор (Россия), проректор по международной деятельности, заведующий кафедрой коммерции, маркетинга и рекламы Омской гуманитарной академии; профессор кафедры бухгалтерского учета и экономики Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина; профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и статистики Омского филиала государственного университета Министерства финансов Российской Федерации. Адрес для переписки: e-mail: [email protected] БЕГИШЕВА Ксения Александровна, специалист отдела оплаты труда Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области, капитан внутренней службы.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.08.2011 г.
© О. Ю. Патласов, К. А. Бегишева
уДк 65.018 с. В. БИРЮКОВ
Е. Ю. БИРЮКОВА
Омский государственный технический университет
Филиал ОАО «Гипротрубопровод»-«Омскгипротрубопровод»
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО
В МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ____________________
В статье раскрываются понятия «конкурентоспособность» и «качество», рассматривается их взаимосвязь пути повышения уровня конкурентоспособности на основе управления качеством.
Ключевые слова конкурентоспособность управление качеством конкуренция.
Конкурентоспособность и качество являются выражением всей совокупности возможностей страны в целом и любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
На основании мирового опыта можно утверждать, что в условиях открытой рыночной экономики, необходимым условием которой является конкуренция, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, критерием результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.
В статье пойдет речь о связи конкурентоспособности и качества и о том, как управление качеством может стать основным средством повышения конкурентоспособности.
Качество является синтетическим показателем, отражающим проявление различных факторов, начиная от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любого хозяйствующего субъекта.
Конкуренция является при этом движущей силой, которая заставляет производителей всегда заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, чтобы сохранить и улучшить свои позиции на рынке. В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности [1].
В итоге получается, что конкурентоспособность продукции — решающий фактор коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это понятие включает в себя много аспектов, которые означают, что продукция будет соответствовать требованиям потребителя и условиям рынка по техническим, качественным, экономическим, эстетическим характеристикам, а также иным условиям.
Конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики — это обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ