УДК 343.2
К.А. Бегишева УФСИН России по Омской области
МЕСТО МОДЕРНИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ В РЕФОРМЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ
В настоящее время уголовно-исполнительная система (УИС) переживает очередную реформу. Реформа УИС, как переход от одной модели исполнения наказаний к другой, важна не сама по себе, а должна быть направлена на достижение определенных целей. Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, реформа.
Все реформы предполагают решение множества одинаковых задач, связанных с гуманизацией условий отбывания наказания, расширением правового статуса осужденных, широким привлечением к реформированию УИС правозащитных организаций, средств массовой информации и общественности, а также подготовкой персонала, способного проводить идеи реформирования УИС, внедрять международные стандарты обращения с осужденными.
«В конечном счете реализация данных задач должна быть направлена на то, чтобы «в тюрьме было как можно меньше тюрьмы», чтобы «реабилитация осужденного начиналась с того самого момента, когда он оказался в местах лишения свободы». Поэтому пенитенциарные учреждения должны рассматриваться как центры социальной реабилитации осужденных, в которых в тесном сотрудничестве трудятся представители служб социальной защиты, здравоохранения, образования и других ведомств. Все это должно привести к формированию новой пенитенциарной культуры в УИС» [1].
Необходимость комплексного подхода к реформе УИС не означает, что в ней должны быть предусмотрены все без исключения вопросы, связанные с исполнением наказания. В реформе важно установить главные, определяющие направления, которые позволяют улучшить функционирование системы.
«Исходными положениями реформирования системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, являются:
- максимальная дифференциация исполнения наказания в виде лишения свободы в зависимости от личности осужденного и степени общественной опасности совершенного преступления;
- переход к содержанию осужденных к лишению свободы в условиях тюрьмы, что предполагает:
а) покамерное размещение осужденных (до 4 человек в камере);
б) исключение общения между осужденными, содержащимися в разных камерах на протяжении всего срока отбывания наказания;
в) привлечение осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, к труду, исключающее общение между осужденными, содержащимися в разных камерах;
г) дифференциация и индивидуализация применения мер поощрения и взыскания к осужденным с учетом вводимого принципа их покамерного размещения» [2, с. 21].
Из перечисленных положений следует, что в реформе УИС труд является вспомогательным фактором для успешной реализации реформирования, о реабилитации и адаптации осужденных в обществе, посредством труда, речь не идет. Хотя в «Концепции развития УИС РФ до 2020 года» труд упоминается как один из основных способов ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Проводя реформу в УИС, мы стремимся к соблюдению международных стандартов обращения с осужденными, но в части организации труда существуют большие недоработки.
В международных стандартах обращения с осужденными важная роль уделяется выполнению группы стандартов по организации труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы. Основное содержание стандартов заключается в следующем: труд не должен приносить страданий, труд обязателен,
работа должна давать квалификацию, позволяющую честно трудиться после освобождения;
осужденный имеет возможность выбора работы,
организация и методы работы должны быть максимально близки к условиям труда на свободе,
осужденные имеют право не менее чем на один день отдыха и время, достаточное для учебы и других видов деятельности, необходимых для исправления, за труд должны получать справедливое вознаграждение,
интересы осужденных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям прибыли от производства.
В международных стандартах большое внимание уделяется труду как фактору, позволяющему быть независимым (дающему независимость) и адаптирующему к внешним условиям.
В УИС РФ одной из важнейших задач и доминант является вовлечение спецконтингента в трудовую деятельность. «В реформе это замена производственной базы в учреждениях системы ФСИН России. При правильном использовании уникальных условий, которые есть в системе ФСИН России для организации производства, можно получить хорошие результаты, хорошие доходы для самой системы, хорошие результаты в аспекте исправления спецконтингента и в аспекте возмещения вреда потерпевшим» [2].
Труд рассматривается, в первую очередь, как возможность получить прибыль от производимой продукции, для покрытия всех расходов на содержание осужденных. Во многих странах УИС только на 10%—15% покрывает расходы на содержание осужденных за счет реализации произведенной продукции, все остальное оплачивается государством. Для администраций тюрем важнейшей задачей является занятость контингента разумной и полезной деятельностью. Труд осужденных в этих странах рассматривается как формирование привычки «трудиться», поиск той специальности (трудовой деятельности), которая доставляет удовольствие и даст возможность успешно трудоустроиться после освобождения.
Результаты проведенного социологического опроса в нескольких учреждениях, исполняющих наказания, УФСИН России по Омской области показывают, что при ответе на вопрос «Почему Вы работаете?» значительная часть осужденных (40%) как причину выделяет эмоциональную необходимость работать, овладение новой специальностью, отвлечение от условий содержания, рутины отбывания наказания. Другие 35% ответили, что они «просто осужденные», которые обязаны работать. У 10% причинами являются приближение УДО или возможность оформления альтернативного вида исполнения наказания (домашнего содержания); остальные 15% работают ради денежного вознаграждения.
Ответы на вопрос «Нравится ли Вам выполняемая работа?» оказались дискуссионными. Так, «львиной» доле (87,1%) осужденных впервые нравится выполняемая ими работа, они указали следующие причины положительного отношения к ней: «любая работа хороша, когда за нее платят»; «нравится работа»; «дан шанс быстрее вернуться домой»; «возможность получить дополнительные знания, навыки»; «виден результат работы». Остальные 22,9% ответили отрицательно. Почти все респонденты, осужденные неоднократно, ответили на поставленный вопрос положительно, указав следующие причины: «хороший коллектив»; «работа по специальности»; «источник самосовершенствования и познания»; «доставляет удовольствие конечный результат»;
«просто нравится»; «всегда хочется сделать лучше». Отрицательный ответ дали 3,2% респондентов.
Во многих странах для УИС является нормальным и даже обязательным определение личностных склонностей и их практическое соотнесение с жизненными перспективами каждого осужденного, для того чтобы на этой основе готовить их к жизни вне учреждений.
Трудовая деятельность заключенных в тюрьмах рассматривается как мощное средство их реабилитации, обеспечивающее поддержание трудовых навыков во время отбывания наказания, дающее возможность освоения профессий, которые потребуются при освобождении и открывающее возможности получения заработка в расчете на частичное самообеспечение в тюрьме и по выходе на свободу. Получение прибыли от труда заключенных не является приоритетной задачей для тюрем.
Так пенитенциарная система США определенно нацелена на максимальную трудовую занятость заключенных. Сформировалось устойчиво мнение о том, что «безделье заключенных не только вредно с точки зрения благополучия их пребывания в тюрьме и перспектив будущей жизни при освобождении, но также существенно осложняет функционирование тюрем». Занятия работой преследуют цели приобщения заключенных к труду, формирования привычки трудиться, овладения профессией, полезной после освобождения. Существенно и то, что трудовая деятельность облегчает перенесение заключенными стрессовых нагрузок.
Работа для заключенных в тюрьмах Германии не является обязательной. Однако в систему исполнения лишения свободы встроен действенный трудовой стимул. Приобретать вещи в магазинах учреждений заключенным разрешается только на деньги, заработанные при отбывании наказаний. В тюремной системе Германии уделяется исключительно серьезное внимание профессиональной подготовке заключенных, которых стараются максимально нацелить на будущую трудовую деятельность на свободе. Программы профессиональной подготовки заключенных в тюрьмах координируются местными биржами труда и реализуются с их непосредственным участием.
В тюрьмах Великобритании считается отклонением от нормы (норм нравственности) выполнение заключенными низкооплачиваемой непрестижной работы и получение доходов в казну от труда этих работников. Основной целью определено возвращение обществу законопослушных членов. В связи с этим назначением труда является освоение заключенными тех профессий, которые при относительно высокой безработице позволят им по выходе на свободу быть конкурентоспособными на рынке труда. Вид трудовой занятости заключенного, а также осваиваемая им профессия определяются индивидуальными программами реабилитации, которые разрабатываются совместно специалистами от администрации тюрьмы и заключенными.
Осужденным в Финляндии законодательно предоставлен выбор: труд или учеба в рабочее время. Если заключенный имеет профессиональную подготовку или квалификацию, ему следует, по возможности, предоставить именно эту работу. При этом важно учитывать собственные склонности заключенного. С целью обеспечения трудоустройства заключенных в тюрьмах там, где это возможно, организуются собственные производства. При определении места работы заключенного обязательно учитываются его желания. Условия труда заключенного должны быть такими же, как и во внешнем мире.
В некоторых исправительных учреждениях Швеции заключенные привлекаются к общественно полезному труду, однако их работа не всегда представляет интерес в чисто экономическом плане, а носит скорее «терапевтический» характер. В учреждениях, где срок пребывания заключенных небольшой, организованы простые, но эффективные работы (изготовление лопат, участие в лесозаготовках). Трудовая занятость организуется только в тюрьмах. Трудовая деятельность заключенных в Швеции организуется по инициативе, под контролем и в пользу администрации исправительных учреждений. Цель использования
рабочей силы в пенитенциарных заведениях - это, в первую очередь, приобщение заключенных к современному производству, чтобы они «не отстали от общественного темпа». Кроме того, по мере возможности, если срок пребывания заключенного достаточно долог, стремятся дать специальное образование по подходящей профессии прежде всего молодым правонарушителям.
В соответствии с правилами содержания заключенных в норвежских тюрьмах заключенные имеют право на труд и обязаны работать. В той мере, в какой позволяют обстоятельства, подбор работы для заключенного должен учитывать возможность его подготовки к труду после освобождения. Заключенный обязан удовлетворительно выполнять поручаемую ему работу.
В Японии заключенные в тюрьмах привлекаются к труду. При его организации соблюдаются санитарные условия и принимаются во внимание общая экономика тюрьмы, а также срок наказания, здоровье, способности, профессия, будущая жизнь заключенных и т.д. В случае с заключенными, не достигшими 18-летнего возраста, учитывается их общекультурный уровень.
Анализируя опыт рассмотренных стран, следует перенять широкое привлечение к трудовой деятельности в качестве одного из основных способов ресоциализации осужденных. Необходимо разрабатывать индивидуальные программы реабилитации осужденных, а также принимать во внимание их желания, способности, специальное образование, общекультурный уровень для получения конкурентоспособных профессий, овладения современными производствами.
В реформе трудовая деятельность (труд) не должна рассматриваться как вспомогательный фактор для успешной реализации реформирования. Поэтому при решении вопросов, связанных с созданием рабочих мест, социальной реабилитацией осужденных, необходимо обеспечить тесное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Большую помощь в этой работе могут оказать общественные объединения, Общественная палата Российской Федерации, Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний, общественные советы при территориальных органах УИС, религиозные организации.
Библиографический список
1. Калинин, Ю.И. Уголовно-исполнительная система России: стратегия реформы / Ю.И. Калинин // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2003. - № 1. - С. 7.
2. Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретическая модель (авторский вариант) / под общ. ред. А.А. Реймера. - М. ; Рязань : Академия ФСИН России, 2009.
3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: 4. http://kurs.ido.tpu.ru/courses/social_pedagogics/tema10.htm.
© Бегишева К.А., 2011
Автор статьи - Ксения Александровна Бегишева, специалист отдела оплаты труда УФСИН России по Омской области, капитан внутренней службы.
Рецензент - О.Ю. Патласов, доктор экономических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.