5. Есть ли будущее у капитализма: сб. статей / И. Валлерстайн, Р. Коллинз, М. Манн, Г. Дерлугьян, К. Калхун. М., 2015.
6. Общая и прикладная политология / под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.
7. Плотинский Ю.М. Риск в социальных реформах // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 1996. № 2.
8. BenmansourH., Vadlar C. Le risque politique dans le nouveau contexte international. P., 1995.
9. Малган Дж. Искусство государственной стратегии: Мобилизация власти и знания во имя всеобщего блага. М., 2011.
10. ЧернышевБ.В. Разработка и принятие государственных решений в России. Саратов, 2003.
A.V. Kudaev
The System of Social Guarantees as a Factor of Workers' Labor Potential Self-Development
Social guarantees as a mechanism of smoothing social and economic contradictions in a society in whole and in separate organizations in particular are investigated. It is proved that social guarantees in modern conditions are shown not only as a system of socially responsible charity of the state or separate social organizational systems, but also as a structural and functional mechanism of insuring restoration and self-development conditions for workers and their families labor potential.
Key words and word-combinations: social standards, social guarantees functions, labor potential.
Исследуются социальные гарантии как механизм сглаживания социально-экономических противоречий в обществе в целом и в отдельных организациях в частности. Доказывается, что социальные гарантии в современных условиях проявляются не только как система социально ответственной благотворительности государства или отдельных социальных организационных систем, но и как структурно-функциональный механизм обеспечения условий восстановления и саморазвития трудового потенциала работников и их семей.
Ключевые слова и словосочетания: социальные стандарты, функции социальных гарантий, трудовой потенциал.
УДК 349.2 ББК 67.405.1
A.b. Кудаев СИСТЕМА
СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОТНИКОВ
^^Диспропорции в развитии трудового потенциала являются результатом понижения эффективности образовательной системы России, а также ухудшения общих социально-экономических условий жизнедеятельности семей работников. Снижение реального уровня семейного дохода ведет не только к формированию диспропорций в системе стимулирования труда в целом, но и к росту социальной напряженности в трудовых организациях, торможению процессов саморазвития трудового потенциала работников.
Современные исследователи в связи с этим констатируют, что расширенное воспроизводство трудового потенциала работников осуществляется двойственно. С одной стороны, это процесс целевого
2015 • № 6 (51) 191
образовательного производства и культурного совершенствования [1, с. 53]; с другой — результат расширенного и качественного потребления, развития «комплексов потребностей различных групп людей, которые, в свою очередь, определяют развитие потребительной определенности общей способности человека к труду» [2, с. 89]. В данном контексте несложно заметить, что в современных условиях хотя и возрастает роль материального стимулирования развития трудового потенциала, но основополагающее значение по-прежнему имеет система социальной защиты, способная обеспечить стабилизацию условий жизнедеятельности семьи, сохранить на необходимом уровне духовное и материальное потребление ее членов. Устойчивый рост потребления обеспечивает восстановление трудовых способностей человека, создает социально-экономические возможности его саморазвития.
В новых условиях важно рассмотреть социальную защиту не только как систему социально ответственной благотворительности государства или отдельных социальных организационных систем, но и как структурно-функциональный механизм обеспечения условий восстановления и саморазвития трудового потенциала субъектов труда. Для решения этой задачи используем методологию структурно-функционального подхода. Последняя позволит исследовать функции социальной защиты со следующих позиций: 1) восстановительной (как механизм поддержания и создания социально-экономических условий саморазвития трудового потенциала); 2) образовательно-коррекционной (как механизм обеспечения социальных гарантий возможности образовательного самовосстановления трудового потенциала).
Рассмотрим подробнее проявления функций социальной защиты на мировом, общественном, внутриорганизационном уровнях в рамках структурно-функционального методического подхода. Обоснуем двойственность проявления функций социальной защиты: 1) восстановительную, направленную на обеспечение нормальных социально-экономических условий восстановления и потребительного саморазвития трудового потенциала; 2) образовательно-коррекционную, направленную на обеспечение прав доступа к образованию и обеспечение возможности целевого формирования профессиональных способностей, возможностей образовательного совершенствования работников «как субъектов собственного воспроизводства и развития» [3, с. 168].
На международном уровне определяют общие принципы социальной защиты, способной обеспечить общие условия развития человеческого потенциала. Здесь обосновывается необходимость и конкретизируются параметры политики мирового сообщества, имеющей в основе социальную защиту людей, проживающих на различных территориях мира, разрабатываются критерии и оценивается уровень человеческого потенциала населения разных стран.
По сути анализируемые социальные процессы институционализируются в форме социально-экономических практик: на уровне мирового сообщества (принятие ООН «Всеобщей декларации прав человека», 1948 г.); уровне отдельных обществ (разработка и внедрение государственной социальной политики, определяющей систему государственных социальных гарантий, реализуемых через макромеханизмы социальной защиты); уровне организационных объединений и отдельных организационных структур (разработка и внедре-
192 2015 • № 6 (51)
ние внутриведомственной или внутриорганизационной социальной политики, определяющей систему корпоративных социальных гарантий, реализуемых через микромеханизмы социальной защиты).
На международном уровне представлен только перечень рекомендаций мирового сообщества, призванный обеспечить оптимальное человеческое развитие всего населения планеты. Анализ текстов Доклада о развитии человеческого потенциала ООН начиная с 1991 г. и до 2014 г. показывает, что до последнего времени эксперты не уточняют базовых индикаторов социальной защиты, определяющих саморазвитие трудового потенциала человека [4, с. 15].
Одновременно специалисты-эксперты выявляют и обосновывают связь между уровнем социальной защиты и реализацией сдвигов в системе показателей человеческого потенциала трудоспособного населения. При этом обосновывается и доказывается тезис о том, что абсолютно точного (идеального) метода расчета зависимости процессов реализации параметров социальной защиты и индикаторов роста трудового потенциала не существует.
Таким образом, косвенная связь между эффективностью социальной политики, направленной на социальную защиту, и развитием трудового потенциала представляется исследователями уже на международном уровне. В рамках современного международного опыта, отраженного в докладах экспертов ООН, учет тенденций развития человеческого потенциала по разным странам, регионам и организациям зависит не только от уровня дохода и материальной поддержки (защиты) граждан, но и от ряда конкретизированных показателей социальной защиты, определяющих предоставление услуг в области здравоохранения, образования, жилья, питания. Эксперты ООН доказывают, что перечисленные показатели влияют не только на условия, качество жизни населения всех стран, но и формируют определенный стиль социального потребления, системно определяя рост уровня жизни, рождаемости, долголетия, сокращение смертности, интеллектуальное, образовательное, физическое развитие трудового потенциала.
Общественный уровень. На основе международного опыта, с учетом решений и рекомендаций ООН разрабатываются национальные социальные проекты восстановления трудового потенциала населения, регулируются параметры корпоративной социальной политики по доходу, здравоохранению, образованию, жилью, питанию. Социологи прослеживают конкретную связь между социальной эффективностью политики государства, уровнем реализации социальных гарантий и развитием трудового потенциала населения [5]. Общественная система социальных гарантий регулирует процессы социальной поддержки населения по различным направлениям, важнейшие из которых — доход, здравоохранение, образование. Трудовой потенциал на уровне общества системно отражает «совокупность дохода, здоровья, способностей, знаний, профессиональной квалификации, умений и навыков, культуры и нравственности, которые в определенных условиях, при необходимых ресурсах обеспечивают жизнедеятельность и процесс труда» [2, с. 120].
Разрабатываемые на общественном уровне социальные гарантии реализуются в форме социальной защиты и поддержки семьи и определяют выравнивание общих условий воспроизводства трудового потенциала на различных уровнях жизнедеятельности: общественном, региональном, отраслевом,
2015 • № 6 (51) 193
организационном. Эффективный механизм социальных гарантий определяет возможность равного доступа населения к материальным, информационным, образовательным ресурсам общества. Анализ практик реализации социальных гарантий субъектов труда разных стран подтверждает данную гипотезу.
В Германии, Франции, Италии наблюдается рост национального богатства, расширяются источники дохода развитых сообществ в целом, а также большинства регионов и хозяйствующих организаций. Вместе с тем данная тенденция рассматривается не как процесс, автоматически обеспечивающий динамичный рост трудового потенциала отдельных профессиональных групп, а лишь как социально-экономическая предпосылка, создающая возможность его саморазвития. Рост дохода на разных уровнях может объективно обеспечить условия социального и экономического роста как страны в целом, так и ее отдельных социально-экономических институтов, но не является его автоматическим проявлением. По сути социальная защита по показателям материального дохода выравнивает уровень жизни различных групп населения, а также создает условия саморазвития общих способностей акторов. Обеспечение жизненно необходимого общего дохода человека, с одной стороны, влияет на объективные условия жизни населения, с другой стороны, обеспечивает активизацию саморазвивающихся практик количественного и качественного воспроизводства способностей человека к труду.
Таким образом, можно констатировать, что на общественном уровне конкретизируются параметры, цели и задачи социальной политики. Определяется ее направленность на обеспечение социальных гарантий по получению дохода, жилья, услуг здравоохранения, образования. Общественные социальные гарантии по материальному достатку — это базовая основа обеспечения расширенного самовоспроизводства трудового потенциала работника и его семьи. Поддержание стабильного, социально необходимого дохода граждан прямо, а также косвенно определяет условия формирования качества жизни, благосостояния, потребления, а значит, и потребительного саморазвития потенциала человека в рамках той или иной общественной совокупности.
Общественные социальные гарантии определяют прежде всего гарантии получения минимального размера реального дохода. Важно учесть, что данные гарантии распространяются на все важные для человеческой жизнедеятельности блага и услуги как минимального набора финансовой поддержки, питания, одежды, жилья, образования, услуг здравоохранения. Широкий набор гарантий социальной защиты представляет собой важнейшее институциональное условие развития не только отдельных регионов, но и всего общества в целом. При этом эффективная система общественных социальных гарантий является базой не только обеспечения социальных прав развития личностей, но и одновременно механизмом, гарантирующим стабильное восстановление, развитие, накопление трудового потенциала человека. Общественный механизм социальных гарантий, направленный на поддержание определенного материального достатка граждан, обеспечивает достаточный уровень потребления населения страны, что, в свою очередь, создает объективные условия активизации процесса потребительной амортизации и саморазвития их трудовых способностей.
194 2015 • № 6 (51)
На внутриорганизационном уровне, уже исходя из параметров социальной политики общества, конкретизируются параметры корпоративной социальной политики по доходу, здравоохранению, образованию, жилью, питанию. Здесь уточняются и корректируются характеристики восстановления трудового потенциала отдельных групп работников и их семей. Различные организации проявляются не только как сложные системы, включающие отдельных индивидов, объединенных связями, взаимозависимостями, отношениями, но и как целостный комплекс динамично функционирующих факторов, направленных на достижение не только экономических, но и социальных целей, реализации социальной политики, обеспечивающей саморазвитие трудового потенциала работника и членов его семьи.
Разработка и широкое внедрение практик социальной политики на микроуровне не только обеспечивает социальную защиту конкретных работников и их семей, но и является результатом сформированной социальной потребности хозяйственных организаций иметь высококвалифицированные трудовые ресурсы при минимальном проявлении недугов и болезней ее членов. В рамках отдельных хозяйственных организаций внедряется система норм жизнедеятельности, социального контроля поведения акторов. Работник получает материальную поддержку; вводятся также внутриорганизационные социальные программы служебного жилья, общественной гигиены; обеспечиваются образовательные и здравоохранительные проекты социальной защиты хозяйственных организаций; растет интеграция деятельности отдельных организаций и государства, муниципальных структур.
В результате внутриорганизационной социальной политики дополняются и обогащаются государственные социальные программы. Формируется корпоративный уровень социальных стандартов человеческой жизнедеятельности членов (персонала) отдельных организаций. Последнее приводит к тому, что, с одной стороны, развивается система социальных (материальных и нематериальных) гарантий функционирования членов отдельных организаций; с другой — усиливается уровень интеграции организационных систем, отдельных структурных подразделений, личностей. Одновременно совершенствуется общественная и организационная культура, устанавливаются как формальные, так и неформальные нормы, правила, принципы социального взаимодействия, регулирующие поведение отдельных работников и жизнедеятельность всего трудового коллектива.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что в интегрированном контексте социальная политика на уровне общества, региона, отдельных организаций определяет систему социальных гарантий по поддержке уровня жизни населения. Социальные гарантии по сути направлены на обеспечение социально принятых и действующих минимальных государственных стандартов, то есть обеспечение необходимого материального стандарта жизни населения страны в целом и служащего-работника отдельных организаций и его семьи. Социальные гарантии по доходу, во-первых, обеспечивают восстановление трудового потенциала акторов, во-вторых, создают условия саморазвития трудовых потребностей и способностей, обеспечивают условия профессионального роста, обновления всей системы человеческой жизнедеятельности. Именно материальный блок системы социальной защиты формирует дополнительные компоненты, оп-
2015 •
195
ределяющие защитные функции государства и каждой отдельной организации в области жилья, образования, здравоохранения, питания, одежды.
Социальные гарантии в области образовательных практик населения способствуют поддержанию нормальных условий образовательного воспроизводства трудового потенциала. Можно констатировать, что поддержание образовательных практик на определенном уровне способствует сокращению безграмотности и оптимизирует целевые процессы, направленные на формирование образовательного трудового потенциала. Безграмотность в широком смысле — это результат положения части социально незащищенных семей, находящихся на недопустимо низком уровне материального, а также образовательного достатка, а значит, и на недопустимо низком уровне материального и духовного потребления.
Социальные гарантии в области практик здравоохранения способствуют поддержанию нормальных условий физического воспроизводства трудового потенциала. Последнее необходимо не только для того, чтобы поддержать достойное существование человека, но и для того, чтобы обеспечить возможность профилактики собственного здоровья и развития физических способностей к труду [6]. Социальные гарантии в области жилья, питания, одежды способствуют стабилизации восстановления функциональных способностей человека, удовлетворению базовых потребностей субъекта. Последнее обеспечивает восстановление и частичное развитие физического трудового потенциала актора.
Самовозрастание трудового потенциала является результатом усиления социальных гарантий общества, регионов и отдельных организаций. Реализация социальных гарантий должна приводить к сглаживанию различий в социально-экономических процессах саморазвития способностей разных групп населения, развитию демократических прав и свобод трудовой реализации. В результате личные трудовые способности и потребности сотрудников отдельных организаций и общества в целом интегрируются, становятся более цельными, стабильными и однородными.
Итак, социальные гарантии представляют собой, с одной стороны, механизм обеспечения социальных прав, стабилизации условий социально-экономического взаимодействия субъектов труда. С другой стороны, система социальных гарантий создает материальные, образовательные, здравоохранительные, бытовые условия саморазвития трудового потенциала. Уровень и характер социальной защиты выступают как фактор обеспечения условий саморазвития трудового потенциала в отдельных организациях и обществе в целом. Одновременно социальные гарантии на промежуточном уровне приводят к положительным изменениям всего спектра жизнедеятельности человека, а также росту продолжительности жизни, рождаемости, улучшению здоровья, образования населения.
Социальные гарантии имеют несколько структурных направлений. Поддержание уровня жизни в рамках установленных норм государственных минимальных стандартов представляет собой важнейшую цель механизма социальных гарантий. Ввиду того, что уровень жизни характеризуется сложной и многогранной системой показателей, то и система социальных гарантий —
196 2015 • № 6 (51)
структурно сложная система. Наиболее значимые направления социальных гарантий следующие: доход, жилье, образование, здравоохранение, культура, питание, одежда, социально-бытовое обслуживание.
Базовое направление социальных гарантий обеспечивает защиту по параметру дохода субъекта труда и его семьи. Механизм социальной защиты здесь призван обеспечить общественно необходимый уровень жизни для работника, что является базовым, «критическим» рычагом воздействия на трудовой потенциал его семьи в целом. Поддержание общественно необходимого уровня жизни не только создает условия восстановления, но и частичного саморазвития физических, а также интеллектуальных способностей к трудовой деятельности.
Социальные гарантии необходимо рассматривать как механизм сглаживания социально-экономических противоречий в обществе в целом и в отдельных организациях в частности. Одновременно социальные гарантии представляют собой предпосылку и базу государственно гарантированного обеспечения процессов восстановления и саморазвития трудового потенциала субъектов труда, создания относительно равных условий накопления трудовых способностей как членов отдельных хозяйственных организаций и их семей, так и общества в целом. Важно отметить, что социальные гарантии при стратегическом рассмотрении не только направлены на обеспечение минимальных стандартов по параметрам уровня жизни субъектов, восстановление ими накопленного трудового потенциала, но и определяют стабилизацию условий жизнедеятельности граждан. Они обеспечивают устойчивость процессов создания и накопления общественных ценностей, стабильность перспективного социально-экономического развития как отдельных субъектов труда и их семей, так и организационных структур общества в целом.
Таким образом, достижение эффективных социальных гарантий по направлению дохода и уровня жизни обеспечивает условия восстановления трудового потенциала в текущем периоде человеческой жизнедеятельности, одновременно расширяет трудовое использование деятельных профессиональных возможностей в стратегической перспективе. Тем самым социальные гарантии направлены на обеспечение стабильности трудового функционирования человека в текущем периоде. Одновременно они обеспечивают и стратегические возможности роста доходов трудового субъекта, изменения его статуса в перспективе.
Социальные гарантии — это инструмент стабилизации восстановительных практик способностей акторов. Они не могут обеспечивать динамичный целевой рост трудового потенциала, не определяют и не призваны оптимизировать процессы его социально-экономического использования. Поддерживая, а в определенных случаях и создавая условия роста уровня жизни, социальные гарантии выступают как средство стабилизации восстановления способностей и расширения возможностей трудовых субъектов, одновременно обеспечивая возможность расширенного самовоспроизводства человеческого капитала, но не саму трудовую деятельность и профессиональное накопление физических и интеллектуальных способностей к труду.
2015 •
197
Библиографический список
1. Баландина Т.М. Социальное проектирование развития организационной культуры // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 11.
2. Быченко Ю.Г. Накопление человеческого капитала в экономике, основанной на знаниях. Саратов, 2007.
3. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформаций. М., 2004.
4. Программа развития ООН «Новые аспекты процесса развития человека». М., 1994.
5. Быченко Ю.Г., Логинова Л.В. Социальная политика как механизм развития социального потенциала российского общества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1.
6. Кудаев А.В. Интегрированная оценка реализации социальных гарантий // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 4 (49).
D.A. Samarov
Innovation Management
in the System of Agricultural Insurance:
Russian and Foreign Experience
The experience of implementation of an agricultural insurance system in Russia and countries with significant agricultural resources is analyzed. It is substantiated that the implementation of innovative models of management in the system of agricultural insurance, as well as comprehensive elaborateness of the system of measures of state support and protection of farmers from different climate-based risks would result in the creation of a sustainable system of business operation in the sphere of agricultural production.
Key words and word-combinations: innovation, management, agricultural insurance, agro-industrial complex.
Анализируется опыт реализации системы агрострахования в России и странах, обладающих значительными сельскохозяйственными ресурсами. Обосновывается, что реализация инновационных моделей управления в системе агрострахования, а также комплексная проработанность системы мер государственной поддержки и защиты сельхозпроизводителей от различных климатических рисков приведут к созданию устойчивой системы функционирования бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова и словосочетания: инновации, менеджмент, агрострахова-ние, агропромышленный комплекс.
УДК 65.011 ББК 60.823.1
Д..А. Самаров
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ АГРОСТРАХОВАНИЯ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
С
ложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов в аграрном секторе. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не могут заинтересовать частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства. Создание и реализация инновационных моделей управления в АПК обусловливают включение в нее большого числа общественных и экономических институтов для интеграции возмож-
198
2015 • № 6 (51)