ТРУДОВОЕ ПРАВО
Мнацаканян Э.Г.
совершенствование социальной защиты
работника в процессе достижения достойного труда
В начале XXI века человечество все острее переживает необходимость решения основных социально-экономических проблем, а именно: повышение жизненного уровня населения, его воспроизводство и обеспечение полной занятости, создание условий для сохранения и укрепления здоровья, получения образования и повышения квалификации, охраны труда, развития культуры, то есть, в конечном счете, достижения социального прогресса.
Нужно сказать, что нет ни одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы достигнуть значительных результатов без труда. Высокопроизводительный труд на производстве служит основой экономического роста, благосостояния всего населения, достойной жизни и свободного развития человека.
Поэтому нужно создать условия для такого труда: технические, организационные, экономические, обеспечить нормальные взаимоотношения между субъектами производственного процесса, а именно работниками и работодателями.
В развитых странах давно выработалась определенная система трудовых отношений, которая способствует гармоничному взаимоотношению труда и капитала.
Сегодня нужно разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты работника.
Сгладить ситуации, связанные с невозможностью получить работу или опасностью стать безработным, с уменьшением занятости и многими другими проблемами работника, способны меры социальной защиты, которым в системе создания условий для достойного труда отведена одна из важнейших ролей.
Под социальной защитой населения понимается одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающегося в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вне всех членов общества [10].
Для проникновения в сущность и содержание социальной защиты работников необходимо использовать такие исследовательские подходы, как
системный и диалектический.
Системный подход дает возможность: обратиться к совокупности институтов, которые обеспечивают социальную защиту работника, включая государство, работодателя, профсоюзы; рассмотреть формы организации процесса производства, охраны и условий труда, которые направлены на абсолютное удовлетворение текущих и будущих социально-трудовых потребностей, реализацию трудового и творческого потенциала работников, не нарушающие при этом важнейшие интересы работодателя.
Диалектический подход к системе социальной защиты позволяет рассматривать ее как развивающуюся категорию. Согласно такому взгляду, социальная защита работника имеет тенденцию к непрерывному совершенствованию по мере развития научно-технического прогресса и общества.
Нужно сказать, что существование трудового законодательства отдельными исследователями-юристами связывается с установлением государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, которые собственно и отражают социальную защиту [5].
Для работника очень важно в условиях рыночных отношений ощущать социальную защищенность, которая охватывает гарантии и компенсации и направлена на оказание помощи работникам, которые оказались в сложной жизненной ситуации в период осуществления своих трудовых обязанностей.
Гарантии для работников, которые составляют основу социальной защиты, отражены в содержании Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Законодательством предусмотрены гарантии, связанные с ведением коллективных переговоров, государственные гарантии в области оплаты труда, гарантии, установленные для отдельных категорий работников, гарантии при заключении трудового договора, и т.д. [11].
Подтверждением этому служит определение гарантий в разделе VII ТК РФ, а именно в ч. 1 ст. 164 [1].
Одним из эффективных рычагов регулирования трудовых отношений и достижения достойного труда может стать институт квотирования. «Квота представляет собой минимальное количество рабочих мест, выделяемых для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации». Согласно, ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032-1) особо выделены граждане, испытывающие трудности в поиске работы [2].
Формально-юридические гарантии права работника на создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования, отражены в Конституции РФ, ТК РФ и других нормативных правовых актах.
Гарантии расширения возможности занятости и получения дохода вытекают из содержания ст. 12 и 13 Закона № 1032-1 и состоят в свободе выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защите от безработицы; бесплатном содействии в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информировании о положении на рынке труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 1032-1 безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
В соответствии со ст. 13 Закона № 1032-1 государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Все гарантии расширения возможности занятости и получения дохода возможно классифицировать на основные, среди которых особо выделяются гарантии для безработных граждан, и дополнительные, относящиеся к отдельным категориям работников.
В юридической науке предложены разнообразные варианты систематизации гарантий, предоставляемых работникам.
Юридические гарантии, установленные для лиц, имеющих статус безработных, сгруппированы Орловой Е.В. таким образом: гарантии реализации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; гарантии материальной поддержки граждан в период их безработицы; гарантии обеспечения занятости безработных граждан; гарантии соблюдения законодательства сторонами правоотношений, в которые вступает безработный.
По мнению Серегиной Л.В., которая рассматривала социально-правовые гарантии гражданам, ищущим работу, выделила в их составе две группы: гарантии, обеспечивающие защиту от потери работы, и гарантии в рамках реализации права на социальное обеспечение в случае безработицы [8].
Проблемы расширения занятости и тесно связанные с ними проблемы получения дохода связаны с разумным ограничением власти работодателя над работником.
Особую тревогу вызывает, всё-таки, не факт отсутствия тех или иных гарантий, а именно их игнорирование разными способами, как со стороны государства, так и со стороны работодателя.
Система институциональных гарантий права работника на расширение
возможности занятости и получения дохода разработана достаточно подробно и широко используется работниками в целях обеспечения права на расширения занятости и получения дохода. Однако и здесь достаточно проблем. Одна из существенных связана с получением невыплаченной заработной платы, включая, к примеру, ситуации введения на предприятии процедуры банкротства[12].
Гарантии укрепления социального диалога так же являются важными при осуществлении программы достойного труда.
Социальный диалог представляет собой модель уравновешения интересов, обеспечивающую социальную стабильность в государстве. Это механизм консультаций, в котором участвуют правительство, работодатели и профсоюзы. В Европе социальный диалог считается неотъемлемой составляющей демократического государства и одним из важнейших инструментов обеспечения стабильности и хороших отношений на рынке труда [7].
Сущность социального диалога заключается в нахождении и сближении позиций вступающих в него сторон, достижении ими общих договоренностей и принятии согласованных решений по вопросам формирования и реализации государственной социально-экономической политики и регулирования социально-трудовых отношений [9].
Формально-юридические гарантии укрепления социального диалога состоят в их нормативном отражении. Нормативная база довольно обширна. Помимо Конституции РФ, ТК РФ, имеются многочисленные нормы, которые отражают результаты социального диалога в коллективных договорах и соглашениях.
Основное в социальной защите при проведении социального диалога как ступени к социальному партнерству является обеспечение равноправия сторон. Работники должны иметь не меньше прав, чем работодатели или представители власти. Особенность прав всех социальных партнеров при вступлении в социальный диалог состоит в том, что эти права носят коллективный характер и могут осуществляться только согласованно. Кроме того, они всегда осуществляются через представителей.
В. Роик справедливо отмечает, что социальный диалог носит формальный характер, обозначая социальное согласие. По сути же, у него принципиально иная роль, которая состоит не в демонстрации цивилизованности трудовых отношений, а в достижении консенсуса по поводу справедливого распределения доходов, обеспечения безопасных условий труда, надежной страховой защиты от социальных рисков, производственной демократии при нормировании и организации труда. В ходе социального диалога важно рассматривать не второстепенные, а узловые проблемы трудовых отношений, связанные с преодолением системных недостатков их экономических и правовых механизмов, посредством которых решаются вопросы в области условий и оплаты труда, уровня социальных гарантий. Ведь от них в итоге зависит жизнедеятельность людей труда, благополучие их семей. Без совершенствования отношений в сфере труда не приходится рассчитывать на повышение качества жизни граждан, рост
эффективности производства и утверждение социальной справедливости в распределении произведенного продукта [6].
Практика организации социального диалога в экономически развитых странах позволяет, во-первых, устанавливать высокий уровень заработной платы, увязанной с качеством и производительностью труда, во-вторых, достигать оптимальной дифференциации размеров заработной платы между неквалифицированным и квалифицированным трудом.
Такое же отличие имеет система институциональных гарантий укрепления социальной защиты через использование социального диалога, которая отличается от имеющихся правил и процедур реализации иных прав работника, так как связана с особыми правами - коллективными, которые не могут защищаться в суде в силу того, что основаны на интересе, а не на праве. Особенность процедуры социального диалога состоит в стадийности рассмотрения многих вопросов, а также в возможности приглашения независимых персон для оказания помощи в разрешении, например, коллективных трудовых споров.
Представляется, что социальная защита обеспечивается государством путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций предоставления социальной поддержки [4].
Нужно сказать, что социальная защита является системой мер, осуществляемых как государством, так и предпринимателями. Для первого наличие социальной защищенности является критерием эффективного функционирования. Поскольку, от того, насколько защищено общество, зависит благосостояние государства, степень конфликтности и степень уязвимости со стороны внешней среды. Для предпринимателя социальная защита необходима как один из способов мотивирования труда, поскольку позволяет удовлетворить не только физиологические, но и экзистенциальные, социальные потребности [13].
Социальная защита в условиях рыночных отношений представляет чрезвычайно сложный, многомерный, многосубъектный и многообъектный процесс. В связи с этим, управление социальной защитой должно носить комплексный характер, который объединяет политическую, экономическую и собственно социальную составляющие.
Теоретическое осмысление рассматриваемых проблем требует междисциплинарного подхода, поэтому его целесообразно осуществлять согласованно в рамках различных научных направлений. Если обратиться к опыту организации научно-исследовательской деятельности в Международном инновационном университете, решение этой задачи может быть обеспечено через разработку научных проектов, осуществляемую совместно сотрудниками НИИ правовых исследований и НИИ экономики и управления [3], [13].
Таким образом, признание достойного труда в качестве одной из целей социальной политики государства позволило бы поставить труд в центр экономической и социальной жизни общества, повысить качество труда, квалификацию работников, уровень социальных гарантий наемного персонала.
литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.
2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. - № 84. - 06.05.1996.
3. Берулава, Г.А. Об опыте организации электронного образовательного пространства / Г.А. Берулава, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, Е.В. Беляева, Т.С. Пильщикова, С.К. Исталиева, В.Г. Малыш // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 52-58.
4. Зыкина Т.А. Обеспечение права работника на достойный труд: современные проблемы: монография / Т.А. Зыкина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИД САФУ, 2014.
5. Нагаев А. Актуальные проблемы трудового законодательства. // URL:http://www.palatask.ru/article-all/nagaev/labor.html.
6. Роик В. Уровень заработной платы и пенсионного обеспечения как барометр состояния социального партнерства // Человек и Труд. - 2008.- № 7.
7. Рабочая жизнь. URL: http://www.tavi.ee/sots-parntnerstvo.
8. Серегина Л.В. Социально-правовые гарантии гражданам, ищущим работу: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
9. Социальный диалог.ЦКЬ: http://www.confeu.org/ru/socialdialogue.html.
10. Сплавская Н.В., Горохова В.И. Перспективы развития правового государства в РФ // Государство и право в XXI веке. 2015. № 2.
11. Цыпкина И.С. К вопросу о целесообразности совершенствования законодательства о гарантиях и компенсациях в трудовом праве // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 10.
12. Юрова К.И. Вопросы понятия реализации прав человека в теории права // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 3.
13. Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Кузнецов А.В. Концептуальные основы управления устойчивым развитием предпринимательских структур // Социально-экономические и правовые основы развития экономики. Уфа, 2015. - С. 239-250.
14. Яковлева-Чернышева А.Ю. Новые технологии организации научно-исследовательской работы в университете / А.Ю. Яковлева-Чернышева, И.Ю. Якунина // Гуманизация образования. - 2015. - №3 . - С. 153-158.