А.^ Kudaev
The Integrated Assessment of Social Guarantees Implementation
Basic forms of Russian population social guarantees assessment are presented. It is proved that in modern conditions the introduction of an integrated system of social guarantees implementation assessment is necessary: social and socio-economic one.
Key words and word-combinations: social guarantees, a social estimation, income, education, culture institutions, public health services.
Представляются базовые формы оценки социальных гарантий населения России. Доказывается, что в современных условиях необходимо внедрение интегрированной системы оценки реализации социальных гарантий: социальной и социально-экономической.
Ключевые слова и словосочетания: социальные гарантии, социальная оценка, доход, образование, институты культуры, здравоохранение.
УДК 349.3+364:369 ББК 67.405.2:65.272
А.В. Кудаев
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
^Система социальных гарантий представляет собой важный регулятор общественных отношений, применяемый на различных уровнях социальной политики. Социальные гарантии как инструмент социальной политики фиксируются на законодательном уровне общества, региона, в системе административных положений организационных структур. Формирование системы социальных гарантий - сложный, многонаправленный процесс, включающий разработку социальных стандартов жизнедеятельности; уточнение социальных гарантий населения, социальных групп регионов, профессиональных сообществ; реализацию социальных гарантий; оценку социальных гарантий. Оценка реализации социальных гарантий на уровне общества, региона, отдельной организации должна осуществляться в контексте рассмотрения процессов реализации социальной политики и достижения конечных социальных результатов. Реализация социальных гарантий осуществляется путем активизации механизма социальной политики на общественном, региональном, организационном уровнях. Данная реализация имеет двойственную целевую направленность: достижение повышения эффективности социального развития в целом и оптимизация процесса воспроизводства трудового потенциала, практик «преодоления кризиса социальной сферы» [1, с. 48].
Несложно заметить, что социальная политика представляет собой комплекс обще-
2015 • № 4 (49) 8 9
ственного, регионального, организационного механизмов и включает в себя все процессы формирования системы социальных гарантий от разработки социальных стандартов жизнедеятельности до реализации социальных гарантий и оценки социальных результатов реализации. Результаты реализации социальных стандартов проявляются не только на уровне социальной защиты, количественных и качественных показателей удовлетворения базовых потребностей, в консенсусе социальных интересов, но и на уровне кругооборота трудового потенциала населения. Поэтому социальные гарантии необходимо оценивать, исходя как из их способности обеспечения поддержки и помощи социально и экономически не защищенным слоям населения [2, с. 21], так и из достижения цели, связанной с обеспечением базовых условий восстановления и воспроизводства трудового потенциала работников.
В связи с этим важно уточнить основные формы социальных гарантий, в рамках которых и необходимо осуществлять оценку и их законодательной основы, и практик социального проявления и реализации. Если социальные гарантии формируются на основе государственных, отраслевых, организационных минимальных социальных стандартов, то и практики их реализации осуществляются по направлениям общей системы минимальных социальных стандартов. Ведь установленный «законом Российской Федерации минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий» [1, с. 49] выражается прежде всего в социальных нормах по системе минимальных социальных стандартов населения в целом или его отдельных групп.
Основываясь на изложенных принципах, рассмотрим основные формы оценки социальной защиты населения в рамках базовых компонентов системы минимальных социальных стандартов жизнедеятельности.
1. Социальные гарантии дохода, уровня материального обеспечения граждан. В рамках данного комплекса государство, отдельные организационные объединения формируют системы социальных стандартов, определяющие социальные гарантии жизнедеятельности отдельных профессиональных групп, а также населения в целом. Доход и уровень материального обеспечения представляет собой базовую форму социальных гарантий. Формирование необходимого дохода акторов создает условия соблюдения базовых социальных прав граждан и обеспечивает социально необходимый уровень удовлетворения потребностей, направленный на восстановление физического и интеллектуального трудового потенциала акторов. При этом минимально необходимый уровень удовлетворения биологических нужд может оцениваться через анализ уровня обеспечения гарантий по перечню минимальных социальных стандартов по питанию, одежде, жилью. Минимально необходимый уровень удовлетворения социальных нужд может оцениваться через систему удовлетворения следующих потребностей: «1) потребности отстаивать свои личные права; 2) потребности выполнять свои социальные, экономические, политические обязанности по отношению к обществу, социальным общностям, отдельным группам людей; 3) потребности в социальной безопасности, независимости и свободе, борьбы с агрессором, достижения мира; 4) потребности в труде» [3, с. 99].
9 0 2015 • № 4 (49)
Таким образом, оценка социальных гарантий по доходу, уровню материального обеспечения граждан может и должна осуществляться путем уточнения тенденции роста (падения) дохода, как на уровне законодательно закрепленных гарантий, так и на уровне организационных гарантий отдельным профессиональным группам. В рамках дополнительного анализа необходимо уточнение реальных изменений материального обеспечения различных категорий акторов, а также динамики изменения как биологических, так и социальных базовых потребностей личностей. По сути, гарантии дохода могут оцениваться по узкой системе показателей анализа практик достижения социально необходимого уровня дохода (законодательно закрепленные гарантии дохода, реальное получение дохода, социально-субъективные оценки количественных и качественных показатели дохода и материального обеспечения акторов). Может применяться и расширенная система показателей, характеризующих процессы изменения биологических и социальных базовых потребностей личностей, удовлетворение базовых потребностей в питании, одежде, жилье, физического восстановления и саморазвития трудового потенциала различных профессиональных групп населения.
2. Социальные гарантии образования, доступа к получению начального, общего, специального образования. Социальные гарантии доступа к образованию могут проявляться в двух формах: первая - законодательно закрепленные гарантии на получение того или иного вида образовательных услуг; вторая - реальное получение образовательных услуг, социально-субъективные оценки количественных и качественных показателей данных услуг. Гарантии доступа к образовательным услугам осуществляются в результате анализа практик наращения знаний, профессиональных умений, навыков, а также способностей применять трудовой потенциал в деятельных практиках человека [4]. Внешне данные процессы проявляются в формализации образовательных услуг в виде получения человеком признаков роста образовательного потенциала, таких как получение дипломов, сертификатов, ученых званий и степеней [5, р. 42]. П. Бурдье отмечает, что реальная оценка гарантии доступа к образовательным услугам должна осуществляться по показателям формального получения образования тех или иных групп населения [6, р. 60]. Общая оценка гарантий доступа к образовательным услугам не может ограничиваться только анализом практик получаемой услуги (обеспечением социальных прав на образование). Она должна строиться еще и на исследовании тенденций развития образовательного трудового потенциала, оценки фактов развития ценностей, обновления образовательных и культурных предпочтений индивидов, населения в целом, а также отдельных социальных групп общества.
Таким образом, оценка социальных гарантий доступа к образовательным услугам может осуществляться как по узкой системе показателей (законодательно закрепленные гарантии на получение образовательных услуг, реальное получение образовательных услуг, социально-субъективные оценки количественных и качественных показателей данных услуг), так и по анализу расширенно-
2015 • № 4 (49) 9 1
го комплекса оценочных показателей, характеризующих процессы образовательного развития трудового потенциала различных профессиональных групп населения.
3. Социальные гарантии на получение услуг здравоохранения, обеспечивающих условия восстановления, профилактики и саморазвития здоровья. Данный комплекс социальных гарантий призван регулировать профилактические мероприятия, направленные не только на предотвращение заболеваний населения, но и на создание условий улучшения физического самочувствия человека, обеспечение благоприятных условий рождения и саморазвития детей. В связи с этим можно констатировать, что социальные гарантии сохранения и саморазвития здоровья являются основой формирования физических способностей в целом и физического трудового потенциала в частности. Государство, отдельные организационные структуры общества должны гарантировать возможность человеку восстанавливать и сохранять здоровье. Важно учесть, что представление о «здоровом» или «нездоровом» (больном) индивиде проявляется как определенный социальный стандарт, на который ориентируется действующая система социальных гарантий. Данный социальный стандарт, как и государственная система социальных гарантий на получение услуг здравоохранения, постоянно трансформируется и обновляется вместе с развитием общества, его культуры, трудового потенциала.
Социальный стандарт, гарантирующий возможность индивиду воспроизводить здоровье, строится на принципе ценности человека, общепринятом в социально-культурном пространстве общества [7, с. 14]. Здоровье человека определяется множеством факторов общественной жизни. Частные характеристики человеческой жизнедеятельности дают представление об отдельных сторонах здоровья населения [8]. В целом социальные гарантии воспроизводства здоровья проявляются в ряде системных показателей, которые характеризуются многомерностью и иерархичностью. Поэтому социальные гарантии, призванные обеспечить возможность воспроизводства здоровья, принято оценивать по уровню достижения конечных результатов. На индивидуальном уровне могут применяться следующие показатели: оценка отсутствия заболевания; оценка групп населения с хорошим состоянием здоровья; оптимальная приспособленность к окружающей среде; целостность здоровья (отсутствие повреждений); социальное благополучие [9]. Социальные гарантии на получение услуг здравоохранения имеют отличительные черты в рамках различных регионов общества, а также применительно к различным профессиональным группам населения, поэтому характеристики социальных гарантий «устойчиво и закономерно повторяются в регионах со сходными социально-экономическими условиями» [10, с. 63].
Таким образом, система социальных гарантий на получение услуг здравоохранения в абстрактной форме может оцениваться через исследование параметров ее конечной эффективности. В центре внимания должны быть прежде всего следующие показатели: 1) сокращение заболеваемости; 2) сокращение роста нетрудоспособности; 3) предотвращение роста инвалидности;
9 2 2015 • № 4 (49)
4) сокращение смертности. Данные характеристики должны объединяться на определенном (макро- или микро-) уровне и обобщаться в рамках единого показателя предотвращения роста «глобального бремени болезней», который может рассматриваться в абстрактном виде двойственно. С одной стороны, это показатель эффективности системы социальных гарантий на получение услуг здравоохранения и обеспечения базового права граждан на сохранение здоровья (законодательно закрепленные гарантии на получение услуг системы здравоохранения, реальное получение медицинских услуг, социально-субъективные оценки количественных и качественных показателей данных услуг), а с другой - показатель обеспечения воспроизводства физического трудового потенциала индивидов. В связи с этим важно уточнить периоды жизни, сопряженные с болезнями и вызывающие потери личности и общества (по причине временной или постоянной болезни и нетрудоспособности).
4. Социальные гарантии на получение услуг институтов культуры, социального обслуживания населения. Данный комплекс гарантий условно может быть разделен на две подсистемы: 1) гарантии услуг культуры, доступ к получению общественно значимого минимального уровня культурного обслуживания населения и 2) гарантии по обеспечению социального обслуживания населения, социальной защиты в области жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения права на передвижение.
Данный комплекс социальных гарантий должен не только регулировать процессы предоставления услуг культуры, оптимизировать условия обеспечения социального обслуживания населения, но и совершенствовать развитие культурного капитала, создавать благоприятную среду жизнедеятельности человека в целом. Следовательно, социальные гарантии оказания услуг институтов культуры, социального обслуживания населения являются стержневой основой формирования культурного потенциала. Эффективность системы социальных гарантий на получение услуг институтов культуры, социального обслуживания населения принято оценивать по показателям поддержания общей системы жизнедеятельности человека, уровня социального развития населения в целом. Социокультурный комплекс системы социальных гарантий может рассматриваться в абстрактном виде двойственно: с одной стороны, через призму эффективности обеспечения базового права граждан на потребление услуг культуры, а с другой - как показатель обеспечения воспроизводства культурного трудового потенциала индивидов. Реализация функции данного комплекса социальных гарантий должна оцениваться не только на основе уточнения базовых социокультурных потребностей групп населения и обеспечения условий их удовлетворения, но и на основе выявления факторов, причин и характеристик групп населения, не способных самостоятельно оплачивать коммунальные и культурные услуги [11, с. 160].
Важно уточнить формы проявления социального эффекта от реализации данного комплекса социальных гарантий. Современные социологи доказывают, что проявление социального эффекта от реализации данного вида гаран-
2015 • № 4 (49) 9 3
тий может оцениваться в рамках широкого комплекса показателей, в частности через восстановление интеллектуальной культуры (интеллектуального потенциала), морально-нравственной культуры (морально-нравственного потенциала), символической культуры (символического потенциала), социальной культуры (социального потенциала) [12, с. 2]. Данную систему можно ограничить одним универсальным показателем оценки результативности социальных гарантий получения услуг институтов культуры: воспроизводство ценностных приоритетов групп населения, а также воспроизводством практик развития культурного трудового потенциала личности [13, р. 8]. Необходимо согласиться с М. Рокичем в том, что система оценки социальных гарантий в целом может быть сосредоточена на гарантируемых параметрах воспроизводства потенциальных деятельных способностей человека, групп людей, населения в целом.
Таким образом, социальные гарантии на получение услуг институтов культуры, социального обслуживания населения - это две взаимосвязанные и взаимозависимые системы. Первая характеризует гарантии доступа к получению общественно значимого минимального уровня культурного обслуживания населения. Она определяет уровень обеспечения социальных прав на удовлетворение культурных потребностей, а также практик развития культурного трудового потенциала индивидов, профессиональных групп, населения в целом. Вторая характеризует гарантии доступа к социальному обслуживанию населения, определяет обеспечение социальных прав на достойные условия жизнедеятельности, поддержку реализации услуг системы ЖКХ, возможность получения достойных жилищных условий и необходимых передвижений граждан.
Обобщая изложенное, можно констатировать, что оценка социальных гарантий населения базируется на анализе объективных процессов, конкретных практик реализации социальных гарантий обслуживания, а также на исследовании социально-субъективных суждений, количественно и качественно характеризующих процесс гарантий по получаемым услугам.
Оценка социальных гарантий в целом осуществляется в рамках рассмотрения законодательного предоставления социальных прав гражданам и отдельным профессиональным группам. Одновременно социальные гарантии оцениваются через анализ конкретных практик предоставления гарантий, достижение социальной эффективности данного процесса. В контексте выявления социальной эффективности гарантий важно уточнить характер и достижения восстановления, а также воспроизводства трудового потенциала трудоспособной части населения в целом или ее отдельных профессиональных групп. Реализация социальных гарантий предусматривает двойственный комплекс их оценки. С одной стороны, это социальная оценка, выявление уровня обеспечения социальных прав, таких как минимальный уровень дохода; минимальный набор образовательных, здравоохранительных, культурных, социальных услуг; социально значимый уровень возможностей восстановления, саморазвития, удовлетворения базовых потребностей. С другой стороны - это социально-эконо-
9 4 2015 • № 4 (49)
мическая оценка, выявление обеспечения минимально необходимого уровня восстановления и воспроизводства трудового потенциала определенной профессиональной группы населения.
Библиографический список
1. Шаронов А. Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист. 1999. № 1.
2. Тихонова Н.Е., Шкаратан О.И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? // Социологические исследования. 2001. № 3.
3. Ершов Д.О. Формы проявления социальных потребностей и способы их оценки // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2014. № 4 (43).
4. Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Социальная мобильность и образовательные траектории молодежи со средним образованием // Образование и наука в процессе реформ: социологический анализ / ред.-сост. ДЛ. Константиновский, Л.П. Веревкин. М., 2003. С. 55-81.
5. Bourdieu P. The Education System and the Economy: Titles and Jobs // French Sociology: Rupture and Renewal since 1968. N.Y., 1981.
6. Bourdieu P. The Forms of Capital. N.Y., 1986.
7. Баранов А.В. О социальной парадигме здоровья // Петербургская социология. 1997. № 1.
8. Быченко Ю.Г., Долгова Е.М., Шабанов В.Л. Система сельского здравоохранения как фактор развития демографических ресурсов сельского сообщества // Вестник Сарат. гос. социал.-эконом. ун-та. 2013. № 2. С. 122-126.
9. Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. Экономическая социология. Саратов, 2013.
10. Корчагин В. Здоровье населения и здравоохранение России // Российский экономический журнал. 1995. № 4.
11. Барулина Е.В. Социальные стандарты как механизм реализации «концепции предложения» // Институциональные и социальные факторы экономического развития России: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., 15-16 февр. 2005 г. Саратов, 2005.
12. Быченко Ю.Г. Культурный капитал // Человеческие ресурсы. 2001. № 2.
13. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973.
2015 • № 4 (49) 9 5