УДК 797.12:796.012.266
СИСТЕМА РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ - ОСНОВА УСТОЙЧИВОСТИ
ТЕЛА НАЧИНАЮЩИХ ГРЕБЦОВ
Л. А. Зеленин - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
физической культуры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) Пермь
BALANCE DEVELOPMENT SYSTEM AS BODY STABILITY BASE OF
THE ROWERS BEGINNERS
L. A. Zelenin - associate professor, candidate of pedagogics, associate professor of Physical Culture department, Perm National Research Polytechnic University (PNIPU)
Perm
e-mail: panachev@pstu. ru
Ключевые слова:. Система развития равновесия, устойчивость положения тела в пространстве, направленные упражнения, общее равновесие, вестибулярный аппарат, нервно-мышечный аппарат, подвижность в суставах, выносливость, ловкость, психологический настрой и эмоциональное состояние, величина тремора.
Аннотация. В ^атье рассматриваетcя система развития равновесия как основа ускоренного формирования общего равновесия, способности удержания устойчивого положения тела в пространстве с применением специальных физических упражнений для начинающих гребцов. Направленные упражнения на равновесие активно воздействуют на вестибулярный аппарат. Координационные упражнения применялись для совершенствования нервно-мышечного аппарата, развития подвижности в суставах, выносливости и ловкости, точности движений, которая проявляется в ритмичности действий. Важным фактором развития системы равновесия являются психологический настрой и эмоциональное состояние, активно воздействующие на состояние нервной системы гребцов, которая сильно влияет на величину тремора.
Key words: Balance development system, stability of the body position, systematic exercises, general balance, vestibular apparatus, neuromuscular apparatus, joints mobility, stamina, agility, psychological mood and emotional state, amount of tremor.
Annotation. The article is about the system of equilibrium development as the base for the quick formation of general equilibrium, the ability to keep a stable position of the body with the help of special physical exercises for the rowers beginners. These exercises are aimed at the balance development and influence the vestibular apparatus. Coordinating exercises were used for the neuromuscular apparatus development, joints mobility development, stamina and agility improvement, accuracy of the movements which is shown in the rhythm of actions. Psychological mood and emotional state are important factors of the balance development system. They affect nervous system which influences the amount of tremor.
Разработанная система развития стимулируемого равновесия и комплекс наших оригинальных тренажёров используются на суше с последующим, более безопасным закреплением на воде. Начальное обучение гребцов предусматривает систематические
занятия на суше на воде морально-волевые, нравственные основы личности, без которых невозможен процесс достижения высоких результатов. Системный подход с использованием тренажёров и направленных упражнений на развитие равновесия обеспечивает при этом необходимую направленность процессов (психических, физиологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), значительно усиливая при этом структурные и функциональные компоненты равновесия. Выполняемые с более рациональной амплитудой, упражнения для удержания равновесия и гребковые движения на тренажёрах вызывают активное развёртывание точностных процессов в организме гребцов, представляя собой целостный педагогический процесс.
Обозначения: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - группы физических упражнений по направленности, группы 1, 2 - общеподготовительные и подводящие упражнения, выполняемые на полу и возвышенности в статическом и динамическом режимах работы мышц; 3 - специально-подготовительные упражнения, выполняемые на тренажёрных устройствах: а) на блочном и б) на простейшем - тренировочном приспособлении в виде У круглого бревна с небольшими качаниями в стороны; 4, 5 - общеподготовительные и подводящие упражнения, выполняемые на полу (4) в динамических и статических режимах работы мышц; на возвышенности (5) (в динамических и статических режимах работы
мышц); 6 - специально-подготовительные упражнения, выполняемые на «Каноэ-тренажёре для развития равновесия»; 7, 8 - специально-подготовительные упражнения, выполняемые на «Тренажёре-каноэ», скользящем по уплотнённому снегу (7) и на гоночной лодке каноэ-одиночке (С1) на воде (8).
При системном подходе важное значение в гребле имеет системообразующий фактор - не упасть в воду при мощных гребках и боковой волне и ветре. Поэтому наша система развития равновесия на тренажёрах имеет высокую ценность. Научно-методическая и научная литература по гребному спорту, 40-летний практический опыт обучения гребцов, а также наши научные исследования позволили создать улучшенную модель этапного развития равновесия и техники гребли каноистов с помощью тренажёров (схема 1) [1; 2; 5; 6].
В соответствии с этой схемой тренер и спортсмен в тренировках социально взаимосвязаны и влияют друг на друга. Педагог благодаря приоритету своих знаний планирует техническую подготовку гребцов. Перед разучиванием основных элементов техники гребли тренером осуществляется перспективно-прогностическая деятельность, передающая знания воспитаннику. Изучаются правила соревнований, тенденции и перспективы развития изучаемого вида спорта и закономерности роста сложности движений. Юный гребец осваивает нужные опорные точки техники гребли с помощью знаний тренера: при наклонах и подъёмах туловища он чувствует работу спины; при гребле жёстко стоит на опорном колене, не подседает, т.е. не отводит опорное бедро назад; при гребке верхняя рука прямая, упирается в рукоятку весла по направлению на нос лодки. В результате начинающий спортсмен обретает приоритет двигательно-координационных знаний [1, 5; ].
В системе развития равновесия и обучения технике гребли формирование образного представления движения определяется сенсорно-перцептивным отражением объективной реальности и является не только звеном в цепи познавательных процессов, но и регулятором предметных действий, обеспечивающих адекватность предмету, средствам и условиям осуществления. В развитии личности участвует сенсорно-перцептивная организация, объединяющая органы чувств в единую целостную систему, в которой зрительный анализатор является ведущим и обеспечивает ориентировку в пространстве [1; 2; 5].
Успешность технико-двигательных действий зависит от полноты ориентировочной основы действия (ООД) и оптимальной величины выхода звеньев тела за границы дозволенного коридора в удержании равновесия (П.Я. Гальперин, 1965; И.П. Ратов, 1984; М.М. Боген, 1985; С.П. Евсеев, 1991; Л.А. Зеленин, 2004, 2006-2012).
Разучиваемая техника гребли активизирует формирование образного представления движения и включает в себя осмысление материала в проявлении, улучшает следующие мыслительные процессы: сравнение - сопоставление, анализ и синтез, абстракцию, обобщение и конкретизацию, переход от единичного к общему и наоборот. Главным методом формирования субъективных компонентов является идеомоторная тренировка, т. е. мысленное представление движения гребцом, ранее не выполнявшим его. Объективные компоненты формируют двигательный образ, который осваивается простейшими техническими элементами гребковых движений, несущих в себе информацию о целевой технике гребли. Такими элементарными действиями являются «подводящие» упражнения, представляющие собой совокупность нужных и достаточных проявлений, которые гарантируют получение представления о разучиваемой технике гребли. Наша система развития равновесия тренирует рабочие положения тела и является средством формирования разнообразных равновесий, необходимых для эффективных гребков, дающих гребцу возможность более активно грести. Система развития равновесия и обучения технике гребли на суше адаптирована под возможности начинающих гребцов. Осваиваемые рабочие позы развивают разнообразные равновесия, позволяют юным гребцам выполнить реальный переход от замысла к реализации и заложить надёжный двигательный фундамент для последующего освоения технико-гребковых движений с координационной новизной [1; 2; 5; 6].
Овладев простейшими элементами техники гребковых движений, начинающий спортсмен выполняет смысловое проектирование, продвигаясь от «модели объекта» (т.е. самой техники гребли) к «модели проекта» (как техника гребли представляется ему самому в образе). Формирование наглядно-чувственного представления образа осваиваемых простейших элементов техники гребковых движений с участием равновесия значительно улучшается, если гребцы осуществляют основные управляющие движения, например, при выполнении гребка «жёстко стоять», «не подседать», «работа спиной», «максимальный разворот», «верхняя рука прямая» и т.д. Сам спортсмен, регулирующий рабочую позу каноиста и правильность техники гребковых движений, лучше понимает, как он освоил программу техники гребли для последующей её реализации. Ранее получив чёткие чувственные представления образа действия о технике гребли, об особенностях удержания равновесия и руководствуясь ими, начинающий гребец в процессе первоначального опробования упражнений на равновесие и технику гребли осваивает изучаемые двигательные действия на стадии формирования умения значительно быстрее и более качественно. Разучивание новых двигательно-координационных упражнений на равновесие способствует эффективному формированию новых двигательных представлений образов. Система развития равновесия и обучения технике гребли состоит из следующих компонентов: планирования технической подготовки гребцов; приоритета знаний; формирования образного представления движения; субъективных компонентов, объективных компонентов, модального состав; опробование упражнений на равновесие и технику гребли. Эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, дополняют друг друга и взаимопроникают друг в друга, а изучаемые аспекты на практике иногда невозможно расчленить, что свидетельствует об их природной системности [1; 2; 4; 5; 6].
Приведённые выше компоненты по закону совместимости согласовываются и взаимодополняются функционированием разнородных и разнопорядковых структур движения. Различные технические элементы гребли строго осуществляют соответствующие операции и функции. Опробование упражнений на равновесие и технику гребли осуществляется на этапе первоначального изучения, на котором происходит разучивание упражнений до уровня двигательного умения. В связи с этим в нашей системе представлены компоненты равновесия: рациональное взаиморасположение звеньев тела; минимизация степеней свободы на движущемся скользящем по снегу (льду) «Тренажёре-каноэ»; рациональные дозировка и перераспределение мышечных усилий на разработанных нами тренажёрах; уровень пространственной ориентировки. Составляющими систему развития равновесия являются две основные разновидности равновесия: статическая и динамическая.
Чем большее количество разновидностей равновесия будет разучено гребцами, тем лучше будет достигаться ими устойчивость тела. Разновидности равновесия имеют ряд специфических и неспецифических проявлений. Специфические проявления связаны с изучаемыми видами двигательной деятельности при выполнении координационных упражнений системы развития равновесия. Применение направленных упражнений системы развития равновесия даёт возможность вычленить новые отдельные фазы осваиваемых или же совершенствуемых движений, а также их связок. Многократное воспроизведение удержания равновесия и контролируемой вариативности определённых элементов двигательных действий обеспечивает быстрое и уверенное приобретение начинающими гребцами двигательного опыта и осваиваемой техники гребли. Неспецифические проявления характерны для трудовой и бытовой сфер деятельности. Использование нашей системы активно стимулирует повышение устойчивости в повседневной жизни. Рассмотрим особенности применения системы развития равновесия и овладения техникой гребковых движений начинающими гребцами на разных этапах освоения.
Спортивная деятельность в гребном спорте предъявляет большие требования к сохранению устойчивого положения тела спортсмена в лодке. При выполнении упражнений на равновесие и гребковых движений формируется ориентировка в пространстве для
сохранения определённой устойчивости (способность гребца удерживать равновесие тела при статическом и динамическом напряжении). Устойчивость гребца в значительной степени связана с удержанием определённых поз в разных видах равновесия. Правильные позы - важная основа эффективного выполнения последующих движений, в частности, их внешней результативности. Они характеризуют готовность гребцов к решению предстоящей двигательной задачи. Позы можно отнести к тем состояниям, которые называют оперативным покоем, несмотря на то что они не содержат внешних движений, но ими концентрированно воплощается целеустремлённая готовность к действию. Разработанная нами 3 - этапная система развития равновесия начинающих гребцов с использованием тренажёров рационализирует достижение правильной позы, стимулирует приобретение требуемых умений и навыков гребковых движений с сопряжённым формированием равновесия для водных тренировок [1; 2; 4; 5; 6].
К этапу первоначального изучения относится самый большой первый блок, состоящий из общеподготовительных и подводящих упражнений, выполняемых на полу и возвышенности в статике и в динамике, обозначенных группой 1 и 2. Данные физические упражнения представлены компонентами равновесия и двумя основными разновидностями равновесия: статической (изометрический режим работы мышц, вызывающий специфические статические проявления для удержания равновесия) и динамической, при которой равновесие удерживается в движении:
- удержание равновесия длительное время в разных исходных положениях (стопы вместе, стопы врозь, отдельно на левой, затем на правой ногах, в стойке каноиста) при выполнении различных физических упражнений без предметов;
- длительное сохранение равновесия после вращательных движений от 1 до 20 раз вокруг вертикальной оси с остановкой сначала в позе ноги вместе, затем отдельно на левой, потом на правой ногах и, наконец, в стойке каноиста;
- длительное удержание равновесия после вращательных движений в горизонтальной плоскости (кувырков вперёд и назад от 1 до 20 раз) сначала в позе ноги вместе, затем отдельно на левой, потом на правой ногах и, наконец, в позе каноиста;
- длительное сохранение равновесия на левой, затем на правой ноге, в позе каноиста после выполнения прыжков через черту, треугольник, квадрат с поворотом вправо, затем влево;
- сохранение равновесия в стойке каноиста при выполнении техники гребковых двигательных действий на блочном тренажёрном устройстве;
- удержание равновесия в стойке каноиста при выполнении техники гребли с одновременным активным формированием небольшого бортового (бокового) равновесия на простейшем тренажёре - тренировочном приспособлении в виде У круглого бревна с небольшими качаниями в стороны;
- удержание равновесия в простой стойке каноиста на «Каноэ-тренажёре для развития равновесия».
На этапе первоначального разучивания мы целенаправленно применяли статические упражнения 1 и 2-й групп для формирования и развития статического равновесия (на ногах), длительного по времени, связанного с первых тренировок с многочисленными и разнообразными заданиями на развитие статической выносливости равновесия. Наш многолетний педагогический опыт показал, что для освоения техники гребли и удержания равновесия на каноэ необходимо с первых занятий формировать длительное статическое удержание равновесия на ногах в разных исходных положениях, а также в стойке каноиста, т.е. воспитывать статическую выносливость равновесия. Наша система выявляет и определяет, на какой опорной ноге удобно стоять и с какой стороны грести, чему способствуют используемые в ней тренажёры. Задания системы развития равновесия опираются на её компоненты и сопряжены с большим мышечным напряжением. Всё это требует воспитания специфической статической выносливости равновесия на ногах в разных исходных положениях (и.п.) для его сохранения. Удержание равновесия на
левой, а затем на правой ноге и в позе каноиста, данные и. п. являются непривычными условиями выполнения юными гребцами двигательно-координационных заданий, вызывающими существенный тремор всех мышечных групп ног, что намного затрудняет управление движениями. При использовании системы юные гребцы приобретают более богатый и разнообразный двигательный опыт, они легче экстраполируют движения в усложнённых условиях, обладают более высокой подвижностью нервной системы при рискованных координационных действиях и при преодолении себя. Сделанный нами обзор литературы показал, что в теории и методике гребного спорта статическая выносливость равновесия как физическая способность гребца никем ещё не охарактеризована и не разработана методика её развития. Данная физическая способность гребцов требует глубокого изучения, так как от неё зависит их равновесие в гонке [2; 3; 4; 7; 8 ].
На этапе первоначального обучения мы целенаправленно использовали специфические проявления динамического равновесия, динамические физические упражнения группы 1 и 2, к которым относятся:
- удержание равновесия в движении с выполнением разных двигательных действий в условиях повышенной опоры (на лежащем на земле бревне диаметром 300 - 400 мм, перевёрнутой и наклонной гимнастической скамейке);
- сохранение равновесия при скольжении на двух лыжах со связанными вместе ступнями ног на ровной снежно-укатанной пешеходной дороге с включением в работу толчковых движений двумя руками при помощи лыжных палок;
- удержание равновесия с выполнением элементов техники гребковых движений на скользящем по снегу (льду) «Тренажёре-каноэ»;
- удержание равновесия с выполнением техники гребли в лодке каноэ в полной координации.
Разработанная нами система развития равновесия имеет большое разнообразие проявлений равновесия, вызванных различным характером двигательных действий, которые активно воздействуют на улучшение функционального состояния мозжечка и вестибулярного аппарата в тренировочном процессе. Знание компонентов, основных разновидностей и конкретных проявлений равновесия существенно влияет на содержание учебно-тренировочного процесса и способствует повышению эффективности процесса удержания тела гребца в пространстве, а также освоения техники гребли у начинающих гребцов.
Данный этап, являющийся наиболее важным для повышения общего уровня равновесия, обусловленный направленными физическими упражнениями, стимулирует ускоренное становление технического мастерства начинающих гребцов. Особенно он важен для разучивания упражнений на равновесие, которое активно стимулирует воздействие на устойчивость тела гребца в освоении техники гребли с помощью тренажёров до уровня двигательного умения. Это требует от начинающих гребцов огромного труда и большего времени, а также использования более тонких и точно избранных направленных двигательных действий. Система развития равновесия стимулирует совершенствование равновесия при регуляции рабочей позы каноиста с ускоренным освоением правильной работы туловища при выполнении гребковых движений в исходном положении на суше, усиленно действуя на гребца через мозг и мышцы.
В процессе обучения перед тренером часто стоит задача конструирования техники гребли специально-подготовительными упражнения с позиций системно-логического подхода. Использование системы развития равновесия обусловливает рациональные искусственные условия, позволяющие ускоренно заполнить память двигательно-координационным материалом и строить обучение с учётом внутренней упорядоченности и закономерностей формирования условно-рефлекторных связей [7; 8]. Направленные физические упражнения на равновесие ускоренно формируют индивидуальный двигательный стиль и оказывают юному гребцу значительную помощь в освоении техники гребли, в повышении стабильности её выполнения. Применение системы развития
равновесия, стимулирующее устойчивость тела гребца, является одним из перспективных направлений более эффективного повышения технического мастерства гребцов. Они создают резервы времени, сокращая длительность разучивания упражнений в учебно-тренировочном процессе. Наши исследования показывают, что, во-первых, этого можно достичь за счёт временного отказа от повторения ранее освоенных упражнений на равновесие и, во-вторых, система развития равновесия (направленные физические упражнения, специальные физические упражнения на равновесие) позволяет значительно сократить время освоения техники гребли в единстве с формированием равновесия. Обучение элементам техники гребли на полу позволяет ускоренно освоить основные опорные действия, являющиеся смысловым ядром техники гребли. Эти действия весьма стабильны и совершенствуются в течение всего периода занятий греблей. В-третьих, важным преимуществом наших направленных физических упражнений на равновесие является то, что они создают техническую (искусственную) среду, позволяющую избежать двигательных ошибок в технике гребли и удержании равновесия, а также постоянного переучивания, чего не избежать при традиционном процессе обучения и тренировках гребцов [1; 2; 3; 4; 5; 8]. При разучивании значительного количества упражнений на равновесие до двигательного умения мы использовали определённую последовательность обучения, которая обеспечивает порядок выполнения задач, применение в определённом порядке средств, методов, приёмов и подходов обучения в пределах одного и серии занятий, а также при переходе от одних задач, средств, методов, приёмов и подходов обучения к другим. При этом оптимальная последовательность сокращает время обучения движениям на равновесие и технике гребли до 15,3 недель. При обучении упражнениям на равновесие и освоении техники гребли наблюдаются негативные проявления: преодоление силы гравитации; определённых инерционных сил; недостаточная координация движений; низкая подвижность верхнего плечевого пояса; невысокая амплитуда разворота туловища на
сторону гребли; тазобедренного сустава; низь|-
В позе каноиста на полу выполняется
техника гребли в полной координации.
Эта техника гребли с удержанием
равновесия формируется регуляцией
рабочей позы каноиста на килевой
линии опорной и передней ног (рис. 1).
При выполнении гребковых движений
спортсмен создаёт опорную фазу
Рис. 1. Выполнение техники гребли на полу в полной координации
гребка ощущением опоры о пол при помощи весла-имитатора. После выполнения опорной фазы гребка спортсмен поднимает весло-имитатор вверх до уровня груди и переходит в безопорную фазу гребка с удержанием равновесия, регулирующую позу каноиста с последующим осуществлением начальной фазы введения гребка в воду (рис.1.). Спортсмен рационально регулирует рабочую позу (стойку) каноиста. Рациональная стойка помогает правильно выполнять специальные технические гребковые движения каноиста. Стойка каноиста создаёт искусственные условия среды, направленные на эффективное формирование рациональной рабочей позы каноиста, способствует ускоренному формированию необходимых гребковых умений и навыков, выполняемых туловищем в единстве с движениями рук, удерживающих весло-имитатор в условиях постоянно нарушающегося равновесия. Техника гребли, выполняемая на полу, позволяет ускоренно скоординировать, согласовать, упорядочить все внутренние и внешние сферы организации
развития человеческих сил, способностей и возможностей гребцов. Система развития равновесия даёт возможность каноисту воспринимать информацию для осуществления учебно-тренировочной деятельности, её контроля и коррекции [1; 2; 3; 5; 7; 8]. Она позволяет в стойке каноиста проводить модуляцию техники гребли каноэ на суше в полной координации с удержанием равновесия, которая имеет три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую). Техника гребли, выполняемая на полу, имеет траекторию движения, при которой туловище с веслом совершает элипсообразный путь в пространстве, характеризующийся формой, направлением и амплитудой, от которых зависит устойчивость гребца в лодке. Форма техники гребли представляется криволинейной траекторией движения, показывающей её эффективность. Форма представляет внутреннюю структуру упражнения (это взаимосвязь и согласованность основных функциональных процессов организма) и внешнюю (видимая сторона движения, совокупность его частей, его техника).
По направлению движения гребцы совершают работу туловища и рук с веслом вперёд в сагиттальной плоскости (наклон туловища вперёд с подъёмом туловища в вертикальное положение), часто меняя местонахождение центра тяжести, создавая этим неустойчивое положение каноиста, но при этом проявляя активную способность удерживать его равновесие.
Амплитуда определяется размахом начального и конечного движений туловища и рук с веслом, вызывающих во время гребли неустойчивость тела. Техника гребли, выполняемая на полу, характеризуется временными характеристиками, к которым относятся длительность движения (время, затраченное на выполнение гребкового двигательного акта, называется гребковым циклом); темп движения (определяется количеством движений в единицу времени, например, числом гребков минуту); ритм движения определяется длительностью во времени и в пространстве; закономерное распределение усилий (динамика), активно влияющих на удержание равновесия. Темп и динамика тесно взаимосвязаны и действуют друг на друга, обеспечивают гармонию движений, которая имеет чувство ритма, не достигаемое без устойчивости тела в пространстве. Все перечисленные характеристики определяют качество выполняемой гребли. Техника гребли, выполняемая на полу, входит в систему развития равновесия, которая даёт возможность более рационально проводить обучение технике гребковым двигательным циклам, создаёт специальные искусственные условия не только для рационального раскрытия естественных потенциальных возможностей каноистов, но и для ускоренного обучения без форсированной подготовки. Кроме того, она позволяет расширить круг средств и методов технической, физической, тактической и других видов подготовки гребцов, более чётко дозировать нагрузку и в целом повысить эффективность деятельности спортсменов и тренеров (В.С. Фарфель, 1975; В.Г. Алабин, М.Н. Кривоносов, 1976; И.П. Ратов, 1976; Накутный, 1977; В.Г. Алабин, А.Д. Скрипко, 1979; И.Д. В.Л. Уткин, 1982; Л.А. Зеленин, 2004, 2010, 2011, 2012; R . Morris, 1960).
Тренажёрные устройства, входящие в систему развития равновесия, составляют основные компоненты равновесия, выполняются в динамическом и статическом режимах работы мышц и имеют более сложную структуру движений. Ими обеспечивался дополнительный резерв для улучшения результативности координационных движений. Они ускоренно развивают способность сохранять устойчивое положение тела в меняющихся позах. Равновесие начинающего гребца значительно улучшается с использованием специальных физических упражнений на разных по устойчивости опорах (на повышенной, узкой, круглой, на скользящей движущейся опорах, в опорных и безопорных положениях), а также упражнений в виде вращений вокруг вертикальной оси туловища и в горизонтальной плоскости, которые тренирующе воздействуют на вестибулярный аппарат. Система развития равновесия позволяет существенно повысить устойчивость начинающего гребца в лодке. Специфические упражнения стимулируют рациональное балансирование (удержание равновесия в стойке каноиста на полу путём незначительного отклонения частей тела),
повышая при этом уровень устойчивости гребца в лодке на воде. При выполнении разнообразных поз на ногах в удержании равновесия гребец постоянно отклоняется на небольшое расстояние от основного положения тела, стремясь при этом сохранить устойчивость тела. Для удержания специфического равновесия гребец балансирует небольшим отведением таза, туловища, рук, наклоном туловища вперёд под разными углами. Это рационализирует сохранение равновесия в разных исходных положениях на ногах, способствует экономизации энергии. Психологический боевой настрой и положительное эмоциональное состояние активизируют состояние нервной системы и улучшают психологическую подготовку гребцов. При этом достигается уравновешенность нервных процессов, уменьшается величина тремора, что является важным условием поддержания устойчивого положения тела для удержания равновесия каноиста на воде.
Огромное значение имеют факторы, определяющие успешность формирования умения мощно грести, не падая в воду и не теряя скорости. Одним из таких факторов является состояние уравновешенности нервных процессов, создающих высокий уровень психологической подготовки (положительные эмоции повышают работоспособность, мышечную активность), позволяющих более рационально распределять мышечные усилия, концентрируя их в заданном направлении, в умении удерживать равновесие.
Следующим фактором является степень выработки дифференцированного торможения. Он вызывает при каждом координированном упражнении возбуждение в одной группе мышц и торможение в другой (антагонистической), что характерно для сопутствующего (реципрокного) торможения. Процессы возбуждения и торможения в мышечной системе примерно равны, но благодаря торможению антагонистов механическая энергия мышечного сокращения значительно экономится. Многократное выполнение удержания равновесия в разных исходных положениях на ногах ведёт к рациональной смене режима работы мышц-агонистов и их антагонистов, что приводит к дополнительному сокращению энерготрат.
Важнейшим фактором, обеспечивающим умение сохранять равновесие в исходных положениях на ногах, является состояние нервно-мышечного аппарата. Умение удерживать устойчивое состояние тела (способность удерживать равновесие после небольшого отклонения) обеспечивается тоническим (сохранение равновесия в позе статики и динамики) и тетаническим (удержание равновесия в безопорной фазе: прыжок с поворотом вправо, влево от 90° до 360°; кувырок вперёд, назад с прыжком вправо, влево от 90° до 360°) напряжением. Прыжки и кувырки с поворотами активно воздействуют на вестибулярный аппарат, посылающий мощные потоки импульсов из ЦНС к работающим мышцам.
Важным фактором является уровень развития физических и координационных качеств и способностей, повышающих умение сохранять устойчивое положение тела гребца в разных позах на ногах, которые активно стимулируют общее повышение равновесия, а также развитие специфического равновесия для тренировки в движущейся лодке на воде [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].
Выносливость является неотъемлемым фактором, улучшающим равновесие: чем выше уровень общей и специальной выносливости, тем быстрее начинающий гребец осваивает различные разновидности равновесия. Выносливость в гребном спорте является ведущим качеством для воспитания всех других физических качеств.
Следующий фактор, влияющий на способность удержания равновесия, уровнь развития подвижности в суставах. Определённая подвижность в тазобедренном суставе, грудном и поясничном отделах позвоночника, верхнем плечевом поясе лучше обеспечивают рациональное расположение тела и отдельных его звеньев, что позволяет легче управлять устойчивостью гребца в движущейся лодке.
Ловкость является следующим важнейшим фактором, играющим огромную роль в способности сохранять равновесие, особенно после вращательных и прыжковых упражнений. При выполнении последних повышены требования к двигательному, зрительному, вестибулярному анализаторам, активно воздействующим на межмышечную и
внутримышечную координацию. Последняя позволяет решать сложные двигательные задачи.
Немаловажным фактором является такжеточность движений, обеспечивающая рациональное расположение звеньев тела и отдельных его частей в лодке, а также на полу и возвышенности в различных проявлениях равновесия (статических и динамических позах), в способности сохранять равновесие.
Важным фактором является ритмичность удержания равновесия при равномерном распределении и перераспределении мышечных усилий при выполнении разных физических упражнений на удержание равновесия. Поддерживается она непрерывно в течение определённого времени, характеризуется согласованностью и амплитудой движений. Любое двигательное действие имеет определённую амплитуду движения с соответствующими длительностью во времени (темп) и прилагаемыми усилиями при выполнении упражнений на равновесие.
Одним из главных факторов является психологический настрой и эмоциональное состояние, активно воздействующие на стимулирование повышения способности удержания равновесия. Тренер всегда уделяет большое внимание состоянию нервной системы спортсменов, которая сильно влияет на величину тремора. Снижение последнего достигается специальной методикой (упражнения на дыхание и расслабление, массаж, баня). Чем лучше тренер со спортсменом владеют собой, тем лучше гребец удерживает равновесие.
Низкий уровень выносливости активно воздействует на развитие специфического удержания равновесия гребца и быстро вызывает усталость (боли в мышцах, их сведение или проявление судорог). В связи с необходимостью развития этой важной для гребцов физической способности мы ввели в теорию и методику гребли новый термин «Статическая выносливость равновесия», под которым понимаем координационную способность гребца длительно удерживать по времени устойчивое вертикальное положение тела в «стойке каноиста» при статическом напряжении мышц и балансировать при этом едва заметными движениями отведением таза и передней ногой при выполнении сложнодвигательных гребковых движений [2; 3; 4; 7; 8]. Методика развития статической выносливости равновесия в теории и методике гребли абсолютно не разработана. Удержание равновесия в «стойке каноиста» при движении лодки имеет свои особенности. При этом предъявляются высокие требования к сенсорным системам. Непривычные условия выполнения координационных заданий вызывают существенный тремор всех мышечных групп ног, что затрудняет управление движениями. Стимулировать формирование статической выносливости равновесия необходимо с самых первых тренировочных занятий, так как подростки имеют богатый и разнообразный двигательный опыт и легче усваивают движения в усложнённых условиях. Целенаправленное воспитание статической выносливости равновесия -управляемый процесс, в ходе которого необходимо учитывать специфику данного тренируемого качества. Это требует нового научного подхода, разработки методики развития и совершенствования этой важной для гребцов физической способности. В связи с этим наша система развития равновесия направлена на активное формирование статической выносливости равновесия при одновременном выполнении основных элементов техники гребковых движений верхней частью тела и сохранении изометрического напряжения нижней частью тела - ногами, которые постоянно и длительно находятся в работе для удержания равновесия в лодке на воде.
Устойчивость каноиста в лодке на воде требует воспитания специфической статической выносливости равновесия для постоянной регуляции рабочей позы каноиста, так как верхняя часть тела - верхний плечевой пояс, руки, туловище (грудная клетка), спина (нижняя часть позвоночного столба) - выполняют динамические гребковые двигательные действия. Удержание равновесия в разных исходных положениях (позах) гребца имеет свои особенности, проявляющиеся при движении каноиста в лодке на воде. Удержание равновесия на левой, а затем правой ноге и в позе каноиста стимулирует выявление рациональной стороны гребли [1; 2; 3; 4; 7].
Отсюда вытекает, что между гребцом и разработанной системы развития равновесия взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют собой единое целое. Это две постоянно взаимодействующие функциональные части, которые используют все естественные движения и искусственные влияния на них таким образом, чтобы при постепенно уменьшающейся искусственности и увеличивающемся объёме тренировок постоянно обеспечивать максимальную реализацию естественных потенциальных возможностей гребцов. Разработанная нами система развития равновесия решает важную задачу ускоренной нефорсированной подготовки начинающих гребцов в повышении устойчивости тела в пространстве, а также значительного уменьшения двигательных ошибок и переучиваний.
Разработанная система развития равновесия активно повышает уровень технической подготовленности и возможность достижения максимального запланированного результата. Вести обучение гребцов с использованием координационных упражнений на равновесие намного легче, так как они создают оптимальные условия для усвоения спортсменом предъявляемой информации и осуществления действий, облегчают процесс их выполнения, уменьшают защитные реакции занимающихся, тем самым оптимизируя функционирование канала прямой связи. С самого начала обучения специальные упражнения на равновесие создают искусственные условия, позволяющие освоить упрощённый аналог мастерского варианта упражнения. Они создают тот идеал упражнения, к которому должен стремиться тренер при обучении ученика.
Система специальных физических упражнений позволяет начинающим гребцам быстрее понять суть разучиваемого упражнения, биомеханических параметров движения и осуществить работу над его отдельными частями с помощью тренера. Она эффективно воздействует одновременно на статическое и динамическое равновесие, существенно повышает образ двигательных представлений, формирует программу устойчивости положения тела в разных позах. Тренируемые позы удержания равновесия позволяют гребцам осуществить реальный переход от замысла к реализации и заложить надёжный двигательный опыт для последующего ускоренного освоения техники гребли, которая является моделью.
Литература
1. Зеленин, Л. А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис. ... канд. пед. наук . Чайковский, 2004. 198 с.
2. Зеленин, Л. А. Система стимулируемого развития специфического равновесия в исходных положениях. / Л. А. Зеленин // Вестник Пермского университета. 2007. Вып. 6и(11). С. 204-210.
3. Зеленин, Л. А. Научно-теоретическое понятие - статическая выносливость равновесия / Л. А. Зеленин. -Нижний Новгород, 2006. С. 42-44.
4. Зеленин, Л.А. Система координационных упражнений, направленная на статическую выносливость равновесия, является связующим звеном между лыжной, силовой, беговой, игровой и скоростно-силовыми видами подготовки / Л.А. Зеленин. - Нижний Новгород, 2007. С. 32-34.
5. Зеленин, Л. А. Повышение уровня равновесия каноистов с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : монография / Л. А. Зеленин. - Пермь, 2007. С. 223.
6. Зеленин, Л. А. Улучшение равновесия детей с церебральным параличом - основа для нормализации их передвижения без вспомогательных средств / Л.А. Зеленин // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.
7. Зеленин, Л. А. Научно-прикладные результаты повышения подготовленности каноистов-новичков / Л. А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 3(85). С. 94-103.
8. Ратов, И.П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы её практической реализации в процессе подготовки спортсменов / И.П. Ратов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов: сб. трудов / под ред. В.В. Кузнецова. М. : 1984. С.127-145.
Bibliography
1. Zelenin, L.A. Increase of the balance of the canoeists beginners with the help of spécial physical exercises and the training simulator: dissertation of the candidate of pedagogics. Chaikovsky, 2004. 198 p.
2. Zelenin, L.A. The system of the stimulated development of the specific equilibrium in the initial positions. // Perm University bulletin. 2007. Issue. 6 (11). P. 204-210.
3. Zelenin, L.A. Scientific-theoretical concept of the static stamina of the balance. Nijni Novgorod, 2006. P. 4244.
4. Zelenin, L.A. Coordinating exercises system aimed at the static stamina of equilibrium is the connecting link between ski, power, running, playing and speed-power training. Nijni Novgorod, 2007. P. 32-34.
5. Zelenin, L.A. Equilibrium level increase of the canoeists with the help of special physical exercises and the training simulator: monograph. Perm, 2007. 223 p.
6. Zelenin L.A. Balance improvement of the children with cerebral palsy as the basis for normalization of their movement without any aids // Modern problems of science and education. 2012. № 3.
7. Zelenin, L.A. Scientific and applied results of readiness increase of canoeists beginners. // Scientific notes of P.F. Lesgaft University. 2012. № 3(85). P. 94-103.
8. Ratov, I.P. Methodology of the concept "an artificial managing environment" and prospects of its practical realization in sportsmen training process. // Methodological problems of the qualified sportsmen training system improvement: collection of works / under edition of V.V. Kuznetsov. Moscow, 1984. P.127-145.
Статья поступила в редакцию: 4.06.2013 г.