УДК 797.122:796.022
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ В СОПРЯЖЁННОМ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ У НАЧИНАЮЩИХ ГРЕБЦОВ С ПОМОЩЬЮ
ТРЕНАЖЁРОВ
Леонид Александрович Зеленин, кандидат педагогических наук, доцент, чемпион мира
по гребле,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)
Аннотация
В статье рассматривается технология обучения техники гребли и формирования равновесия у начинающих гребцов с помощью сконструированного автором комплекса тренажёрных устройств с первой тренировки и доведения юных гребцов до участия в официальных соревнованиях по гребле. Система комплекса созданных и апробированных автором тренажёрных устройств даёт возможность гребцу-каноисту получить учебную информацию об ускоренном формировании равновесия в сопряжённом освоении техники гребли в тренировочном процессе в целом. В системе развития равновесия комплекс тренажёров является средством и способом достижения цели обучения.
Ключевые слова: система развития равновесия, техника гребли, специфическое (водное) равновесие, грузоблочный тренажёр, тренировочное приспособление «Доска-горбыль», «Каноэ-тренажёр для развития равновесия», динамический, скользящий по снегу «Тренажёр-каноэ».
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p42-51
EQUILIBRIUM DEVELOPMENT TECHNOLOGY IN CONNECTION WITH ROWING TECHNIQUE MASTERING FOR NOVICE ROWERS WITH THE HELP OF
SIMULATOR
Leonid Alexandrovich Zelenin, the candidate of pedagogic science, senior lecturer,
World rowing champion,
Perm State Technical University
Annotation
The article discusses the technology of training to rowing technique and forming the equilibrium for the novice rowers with the help of the complex of training simulators created by the author. The article covers the whole process from the first training to the participation in the official rowing competitions. The complex system of the training simulators that is created and tested by the author gives the canoe-rower a possibility of receiving information about the forming of equilibrium in connection with the mastering of rowing technique during the training process. In the equilibrium development system the simulators complex is the way and mean of achieving the goals of the education.
Keywords: equilibrium development system, rowing technique, specific equilibrium (on the water), force trainer, training device «Doska-gorbil», «Canoe-simulator for the equilibrium development», dynamic, snow gliding «Canoe-simulator».
Разработанная нами технология состоит в следующем:
На этапе первоначального изучения используются физические упражнения второго большого блока: выполняемые на полу: специально-подготовительные упражнения группы 3 с осуществлением гребковых движений в полной координации. Данная техника гребли с удержанием равновесия формируется регуляцией рабочей позы каноиста на килевой линии опорной и передней ног (рис. 1). Спортсмен выполняет опорную фазу гребка веслом-имитатором о пол. При выполнении гребковых движений он ощущает опору при помощи весла-имитатора. После выполнения опорной фазы гребка спортсмен поднимает весло-имитатор вверх до уровня груди и переходит в безопорную фазу гребка с удержанием равновесия регулирующего позу каноиста с последующим осуществлением начальной фазы введения гребка в воду (рис.1).
На этапе первоначального обучения мы использовали специальноподготовительные упражнения на полу с помощью первого блочного тренажёра, показанного на рис. 2. Данный этап является наиболее важным для становления технического мастерства начинающих гребцов. Особенно он эффективен для разучивания упражнений на равновесие и освоения техники гребли с помощью тренажёров до уровня двигательного умения. Это требует огромного труда и большего времени, а также использования более тонких и точно подобранных направленных движений. Наши тренажёры стимулируют совершенствование равновесия при регуляции рабочей позы каноиста с ускоренным освоением правильной работы туловища при выполнении гребковых движений, что связано с работой мозга и мышц.
В процессе обучения перед тренером часто стоит задача конструирования техники гребли с помощью тренажёров с позиций системно-логического подхода. Тренажёрные устройства создают рациональные искусственные условия, позволяющие ускоренно заполнить память гребцов двигательно-координационным материалом и построить их обучение с учётом внутренней упорядоченности и закономерностей формирования условнорефлекторной связи. Тренажёры ускоренно формируют индивидуальный двигательный стиль и оказывают юному гребцу значительную помощь в освоении техники гребли, в повышении стабильности её выполнения. Применение тренажёров является одним из перспективных направлений более эффективного повышения технического мастерства гребцов [1, 3, 6, 8, 9]. Они создают резервы времени, сокращая длительность разучивания упражнений в учебно-тренировочном процессе. Наши исследования показывают, что, во-первых, этого можно достичь за счёт временного отказа от повторения ранее освоенных упражнений на равновесие и, во-вторых, тренажёры позволяют значительно сократить время освоения техники гребли в единстве с формированием равновесия. Кроме того, тренажёры дают возможность ускоренно освоить основные опорные действия, являющиеся смысловым ядром техники гребли. Эти действия весьма стабильны и совершенствуются в течение всего периода занятий греблей. В-третьих, важным преимуществом наших тренажёров является то, что они создают тренажёрную (искусственную) среду, позволяющую избежать двигательных ошибок в технике гребли и удержании равновесия, а также постоянного переучивания, чего не избежать при традиционном процессе обучения и тренировках гребцов [2, 4, 5, 7]. При разучивании значительного количества упражнений на равновесие до двигательного умения мы использовали определённую последовательность обучения, которая обеспечивает порядок выполнения задач, применение в определённом порядке средств, методов, приёмов и подходов обучения в пределах одного и серии занятий, а также при переходе от одних задач, средств, методов, приёмов и подходов обучения к другим. При этом оптимальная последовательность сокращает время обучения движениям на равновесие и технике гребли до 15,3 недель [1, 2, 5, 7, 8]. При обучении упражнениям на равновесие и освоении техники гребли наблюдаются негативные проявления: преодоление силы гравитации; определённых инерционных сил; недостаточная координация движений; низкая подвижность верхнего плечевого пояса; невысокая амплитуда разворота туловища на сторону гребли; тазобедренного сустава; низкая пространственная ориентировка.
-К V — г
И Ш | у шй У
/
Т 4 Ра >
"л; У г -
/ і
л а
Рис. 1. Выполнение техники гребли на полу в полной координации
Первый тренажер (рис. 2) является грузоблочным, гребковым устройством, на котором спортсмен рационально регулирует рабочую позу (стойку) каноиста.
Рациональная стойка помогает правильно выполнять специальные технические гребковые движения каноиста, преодолевающего вес груза, подвешенного через систему блоков. Эти действия являются сходными по своим биомеханическим, энергетическим и функциональным характеристикам с гребком каноиста на воде. Данный тренажёр создаёт искусственные условия среды, направленные на эффективное формирование рациональной рабочей позы каноиста, способствует ускоренному формированию необходимых умений и навыков в гребле в условиях постоянно нарушающегося равновесия. Вместе с тем он позволяет интенсифицировать все сферы морфофункционального развития человеческих сил для повышения физических качеств, способностей и возможностей гребцов. Гребной тренажёр даёт каноисту восприятие информации для осуществления учебнотренировочной деятельности, её контроля и коррекции. Он позволяет в стойке каноиста проводить модуляцию техники гребли каноэ на суше в полной координации с удержанием равновесия [6, 9], которая имеет три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую). Техника гребли, выполняемая на грузоблочном тренажёре, имеет траекторию движения, при которой туловище с веслом совершает элипсооб-разный путь в пространстве, характеризующийся формой, направлением и амплитудой, от которых зависит устойчивость гребца в лодке. Форма техники гребли представляется криволинейной траекторией движения, которая свидетельствует об её эффективности. Форма техники гребли представляет внутреннюю структуру упражнения (это взаимосвязь и согласованность основных функциональных процессов организма) и внешнюю (видимая сторона движения, совокупность его частей, его техника). По направлению движения гребцы совершают работу туловища и рук с веслом вперёд в сагиттальной плоскости (наклон туловища вперёд с подъёмом туловища в вертикальное положение), часто меняя местонахождение центра тяжести, создавая этим неустойчивое положение каноиста, но при этом проявляя активную способность удерживать его равновесие. Амплитуда определяется размахом начального и конечного движений туловища и рук с веслом, вызывающих во время гребли неустойчивость тела. Техника гребли, выполняемая на грузоблочном тренажёре, характеризуется временными характеристиками, к которым относятся длительность движения (время, затраченное на выполнение гребкового двигательного акта, называется гребковым циклом); темп движения (определяется количеством движений в единицу времени, например, числом гребков минуту); ритм движения определяется длительностью во времени и в пространстве; закономерное распределение усилий (динамика), активно влияющих на удержание равновесия. Темп и динамика тесно взаимосвязаны и действуют друг на друга, обеспечивают гармонию движений, которая имеет чувство ритма, не достигаемое без устойчивости тела в пространстве. Все перечисленные характеристики определяют качество выполняемой гребли. Грузоблочное тренажёрное устройство даёт возможность более рационально проводить обучение технике гребковых двигательных циклов, создаёт специальные искусственные условия не только для рационального раскрытия естественных потенциальных возможностей канои-стов, но и ускоренного обучения без форсированной подготовки. Кроме того, он позволяет расширить круг средств и методов технической, физической, тактической и других
координации на блочном тренажёре
Рис.3. Простейший тренажёр - тренировочное приспособление в виде У круглого бревна с небольшими качаниями в стороны
видов подготовки гребцов, более чётко дозировать нагрузку и в целом повысить эффективность деятельности спортсменов и тренеров [В.Г. Алабин, А.Д. Скрипко, 1979; И.Д. Накутный, 1977; И.П. Ратов, 1976; В.Г. Алабин, М.Н. Кривоносов, 1976; В.Л. Уткин, 1982; В.С. Фарфель, 1975; Л.А. Зеленин, 2004, 2010, 2011, 2012; Я . Мога, 1960].
В дальнейшем на этапе первоначального обучения мы использовали специальноподготовительные упражнения, принадлежащие к группе 3, выполняемые на разработанном и созданном нами простейшем тренажёре (рис. 3) - тренировочном приспособлении «Доске-горбыль» в виде 'А круглого бревна с небольшими качаниями в боковые стороны.
Верхняя сторона этого тренажёра имеет плоскость, на которой располагается спортсмен в стойке каноиста, а другая, нижняя сторона, вогнута наружу, проявляет боковые (бортовые) колебания в перпендикулярной плоскости. Простейший тренажёр содержит в себе ряд конструктивных элементов, позволяющих воспроизводить заданные небольшие отклонения (качания) в стороны. Это устройство развивает равновесие с одновременным освоением гребко-вых движений в специально созданных для этого искусственных условиях с заданным уровнем, а также контролирует выполнение отрабатываемых движений и их связок за счёт особенности конструкции. Особенность данного устройства заключается в том, что он не обладает множественностью свойств, но каждое выполненное на тренажёре гребковое движение моделирует реальный гребок на воде в лодке. Кроме этого, гребное приспособление формирует равновесие [1, 4, 6, 8, 9]. К этапу углублённого разучивания относились общеподготовительные и подводящие упражнения на развитие равновесия, выполняемые на полу и возвышенности, обозначенные группой 4 и 5. Они составляют основные компоненты равновесия и выполнялись в динамическом и статическом режимах работы мышц и имели более сложную координационную структуру движений. Ими обеспечивался дополнительный резерв для улучшения результативности координационных движений. Они ускоренно развивают способность сохранять устойчивое положение тела в меняющихся позах. Равновесие начинающего гребца значительно улучшается с использованием специальных физических упражнений на разных опорах по устойчивости (на повышенной, узкой, круглой, на скользящей движущейся опорах, в опорных и безопорных положениях), а также упражнений в виде вращений вокруг вертикальной оси туловища и в горизонтальной плоскости, которые тренирующее воздействуют на вестибулярный аппарат. Они существенно повышают устойчивость начинающего гребца в лодке. Специфические упражнения системы развития равновесия на тренажёрах стимулируют рациональное балансирование (удержание равновесия в стойке каноиста путём незначительного отклонения частей тела в движущейся лодке с минимальным уровнем качания её с бора на бор во всех фазах выполнения гребка) частей тела, повышая при этом уровень устойчивости гребца в лодке на воде. При выполнении техники гребли на наших тренажёрах гребец постоянно отклоняется на небольшое расстояние от основного положения тела, стремясь при этом сохранить устойчивость тела. Для удержания специфического равновесия гребец балансирует (небольшим отведением таза, туловища, рук с веслом, стопой передней ноги, наклоном туловища вперёд под разными углами). Это также рационализирует технику гребли, способствуя экономии энергии. Психологический боевой настрой, и положительное эмоциональное состояние активизируют состояние нервной системы и улуч-
шает психологическую подготовку гребцов. При этом достигается уравновешенность нервных процессов, уменьшается величина тремора, что является важным условием поддержания устойчивого положения тела для удержания равновесия каноиста на воде.
На этапе углублённого разучивания используются специально-
подготовительные упражнения, относящиеся ко второму большому блоку. Они принадлежат к группе 6 и выполняются на третьем оригинальном устройстве «Каноэ-тренажёр
Данный тренажёр, как и вышеназванные мы использовали для ускоренного формирования, развития и совершенствования специфического (водного) равновесия на суше у начинающих каноистов с одновременным освоением техники гребковых движений. На использование этого тренажёра получено положительное решение № 40199 от 10.09.2004 Бюл. № 25) на выдачу патента на изобретение с мировой новизной. Как только спортсмен встает на плоскость тренажера для регуляции рабочей позы каноиста, он мгновенно становится неустойчивым, проявляет колебательные движения в бортовой (боковой) плоскости, соответствующие колебаниям в каноэ-одиночке на воде. В связи с этим на корме плоскости тренажёра установлен ограничитель бокового качания, изготовленный из бруска длинной 640 мм, который является обратной связью и предохраняет занимающихся на нём от падений и травм. Если гребец, удерживающий равновесие, коснулся любым концом ограничителя пола, то это является ошибкой. Данное устройство тренирует рациональность регуляции рабочей позы каноиста с одновременным освоением гребковых двигательных циклов, сходных по форме и характеру проявляемых движений, соответствует координационной структуре, пространственным, временным, ритмическим характеристикам, нервно-мышечным напряжениям при гребле на воде. По своим физическим, техническим, физиологическим и динамическим характеристикам оно соответствует гребле в лодке, позволяя активно формировать специфическое (водное) равновесие на суше. Эффективность этого тренажёра достигается: во-первых, возможностью многократного воспроизведения упражнения с меньшим числом технических погрешностей, и, во-вторых, контролируемостью вариаций. В конструкции «Каноэ-тренажёр для развития равновесия» заложена возможность активного формирования заданного равновесия с вычленением значимых структур движений, отдельных фаз осваиваемых их связок, совершенствования позы каноиста, элементов техники работы туловищем, мышцами спины, а также осуществления правильных движений рук с веслом при выполнении гребковых движений с многократной воспроизводимостью, обеспечения контролируемой вариативности в определённых элементах движений. Данный тренажёр приобретает комплекс свойств, обеспечивающий быстрое и уверенное формирование упражнения [1, 8].
Огромное значение имеют факторы, определяющие успешность формирования умения мощно грести, не падая в воду и не теряя скорости. Одним из таких факторов является состояние уравновешенности нервных процессов, создающих высокий уровень психологической подготовки (положительные эмоции повышают работоспособность, мышечную активность), позволяющих более рационально распределять мышечные усилия, концентрируя их в заданном направлении, в умении удерживать равновесие.
Следующим фактором является степень выработки дифференцированного торможения. Он вызывает при каждом координированном упражнении возбуждение в
для развития равновесия» (рис. 4).
Рис.4.«Каноэ-тренажёр для развития равновесия»
одной группе мышц и торможение в другой (антагонистической), что характерно для сопутствующего (реципрокного) торможения. Процессы возбуждения и торможения в мышечной системе примерно равны, но благодаря торможению антагонистов механическая энергия мышечного сокращения значительно экономится. Многократное выполнение техники гребли на тренажёрах ведёт к рациональной смене режима работы мышц - агонистов и их антагонистов, что приводит к дополнительному сокращению энерготрат.
Важнейшим фактором, обеспечивающим умение сохранять равновесие на скользящем по снегу (льду) тренажёре и в движущейся лодке, является состояние нервномышечного аппарата. Умение удерживать устойчивое состояние тела (способность удерживать равновесие после небольшого отклонения) обеспечивается тоническим (сохранение равновесия в позе статики и динамики) и тетаническим (удержание равновесия в безопорной фазе: прыжок с поворотом вправо, влево от 90° до 360°; кувырок вперёд, назад с прыжком вправо, влево от 90° до 360°) напряжением. Прыжки и кувырки с поворотами активно воздействуют на вестибулярный аппарат, посылающий мощные потоки импульсов из ЦНС к работающим мышцам.
Важным фактором является уровень развития физических и координационных качеств и способностей, повышающих умение сохранять устойчивое положение тела каноиста на скользящем по снегу (льду) тренажёре и в движущейся лодке [1, 2, 4, 5, 6, 7,
8, 9]. В гребном спорте скорость передвижения лодки зависит от величины усилий, прилагаемых к веслу, быстроты выполнения гребков, темпа движения и активного участия антигравитационной функции, постоянно удерживающей гребца в состоянии равновесия.
Выносливость также являются неотъемлемым фактором, улучшающим равновесие: чем выше уровень общей и специальной выносливости, тем быстрее начинающий гребец осваивает различные разновидности равновесия. Выносливость в гребном спорте является ведущим качеством для воспитания всех других физических качеств.
Следующий фактор, влияющий на способность удержания равновесия, зависит от уровня развития подвижности в суставах. Определённая подвижность в тазобедренном суставе, грудном и поясничном отделах позвоночника, верхнем плечевом поясе лучше обеспечивает рациональное расположение тела и отдельных его звеньев, что позволяет легче управлять устойчивостью гребца сначала на тренажёрах, а затем в лодке.
Ловкость является следующим важнейшим фактором, играющим огромную роль в способности сохранять равновесие, особенно после вращательных и прыжковых упражнений. При выполнении последних повышены требования к двигательному, зрительному, вестибулярному анализаторам, активно воздействующим на межмышечную и внутримышечную координацию. Последняя позволяет решать сложные двигательные задачи.
Немаловажным фактором является точность движений, обеспечивающая рациональное расположение звеньев тела и отдельных его частей сначала на тренажёрах, а затем в лодке и на возвышенности в различных проявлениях равновесия (статических и динамических позах), в способности умения сохранять равновесие. Точность гребковых движений способствует выполнению лучшей техники гребли с меньшими затратами мышечных усилий, обеспечивает более высокую экономичность. Проявляется она в более совершенной (видимой стороне) фазе движений и чёткой структуре (начало гребка -латентная стадия, проводка - стадия реализации, конец гребка - контроль и коррекция) техники гребли.
Важным фактором является ритмичность удержания равновесия при равномерном распределении и перераспределении мышечных усилий при выполнении техники гребковых движений. Поддерживается она непрерывно в течение определённого времени, характеризуется согласованностью и амплитудой гребковых движений. Техника гребли имеет определённую амплитуду движения с соответствующими длительностью во времени (темп) и усилиями, прилагаемыми на весло.
Одним из главных факторов является психологический настрой и эмоциональное состояние, активно воздействующие на стимулирование повышения способности удержания равновесия. Тренер всегда уделяет большое внимание состоянию нервной системы спортсменов, которая сильно влияет на величину тремора. Снижение последнего достигается специальной методикой (упражнениями на дыхание и расслабление, массаж, баня). Чем лучше тренер со спортсменом владеют собой, тем лучше удерживает гребец равновесие. На втором этапе процесс формирования техники гребли и равновесия завершается достижением гребцом умения выполнять конечную цель действия, т.е. достигнуть конкретный планируемый результат спортивной техники.
Следующим является этап закрепления и процесс совершенствования уже сформированной техники гребковых движений и равновесия. Он направлен на приспособление её к изменяющимся условиям на тренажёрах и выявление максимальных потенциальных возможностей гребцов. На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования используются специально-подготовительные упражнения группы 7, которые выполняются на четвёртом скользящем на полозьях по уплотнённому снегу на «Тренажёре-каноэ»
Этот «Тренажёр-каноэ» обладает мировой новизной, так как признан Роспатентом РФ изобретением № 2461404 от 20 сентября 2012 г. Он моделирует гоночную каноэ-одиночку на воде и имеет возможность в условиях зимы скользить по снегу по лыжерол-лерной гоночной трассе, пешеходной снеговой дороге. Постоянно встречающиеся неровности неожиданно понижают устойчивость положения тела гребца на всём протяжении пути, стимулируя удержание специфического (водного) равновесия в статическом режиме работы нижней частью тела при одновременном выполнении гребковых движений верхней частью тела - туловищем и руками. Это позволяет эффективно моделировать греблю на воде в условиях скольжения на «Тренажёре-каноэ» по снегу и максимально быстро, точно и активно формировать и развивать одновременно технику гребковых движений и равновесие без нецелесообразных для гребли ошибок и переучиваний. Сформированные на нём двигательные связи направлены на удержание специфического равновесия и эффективно переносятся при переходе каноистов со сконструированного тренажёра на открытую воду. Гребец на неустойчивом «Тренажёре-каноэ» выполняет в быстром темпе сложнокоординированные гребковые движения в сопряжённом удержании равновесия элементами техники движений рук с веслом едва заметным отведением таза, согласовывая их с движением тренажёра. Так в искусственных условиях формируется баланс. Наилучших успехов в гребле достигает спортсмен, обладающий хорошим балансом, при котором гребец должен уметь сохранять равновесие в движущейся лодке и выполнять координационно-сложные движения (гребки) [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].
На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования осуществляется регуляция позы каноиста активным подъёмом туловища мышцами спины, выполнением правильной работы рук с веслом и техники гребковых движений с одновременным развитием равновесия, что достигается соревновательными упражнениями группы 8, выполняемыми на гоночной лодке каноэ-одиночке (С1), показанной на рис. 6.
(рис. 5).
Рис. 5. «Тренажёр-каноэ», скользящий по снегу
Гребля с удержанием равновесия в стойке каноиста в движущейся лодке на воде относится к статодинамической работе. Удержание равновесия в стойке каноиста в статической позе гребцу приходится выполнять от 2 до 6 ч. Для новичков рекомендуется выполнять упражнения для удержания равновесия длительно по времени для удержания равновесия длительно по времени в изометрическом режиме на суше от 30 до 300 сек. Только таким образом целесообразно повысить статическую выносливость равновесия. Данный этап после сформирования техники гребли и удержания равновесия направлен на приспособление её к изменяющимся условиям на тренажёрах и выявление максимальных потенциальных возможностей. Наиболее важным критерием, характеризующим функцию статического равновесия гребцов, является трёхминутный показатель удержания равновесия в простой стойке каноиста на разработанном нами «Каноэ-тренажёре для развития равновесия» [1, 8]. Количество случаев потерь равновесия (кол-во ошибок) за 3 мин характеризует его уровень. Известно, что общий центр тяжести в стойке каноиста к площади опоры лодки расположен довольно высоко над килевой линией (И=550^650 мм). В «стойке каноиста» мышцы опорной ноги могут довольно долго и длительное время находиться в напряжённом состоянии, то теряя, то находя равновесие. При этом все мышцы нижней части тела фиксированы, неподвижны, проявляют изометрический режим напряжения и постоянно находятся в активном состоянии. При этом длина мышц не меняется. Верхняя часть тела, верхний плечевой пояс, туловище, руки, спина выполняют гребковые двигательные действия в сопряжённом длительном удержании специфического равновесия в неподвижной позе на ногах. Здесь проявляется статическая выносливость мышц, способность к дифференцированию мышечных ощущений. Изометрический режим в «позе каноиста» связан с активным напряжением мышечного тонуса ног и рациональным расположением всех звеньев и частей тела. Поэтому от состояния мышечной системы существенно зависит степень сохранения устойчивости тела. При целенаправленном формировании длительного по времени статического равновесия, которое постоянно нарушается большими мышечными напряжениями при гребках, требуется воспитание специальной выносливости удержания равновесия. Низкий уровень выносливости специфического равновесия гребца быстро вызывает усталость (боли в мышцах, их сведение или проявление судорог). В связи с необходимостью развития этой важной для гребцов физической способности мы ввели в теорию и методику гребли новый термин «Статическая выносливость равновесия», под которым понимаем координационную способность гребца длительно удерживать по времени устойчивое вертикальное положение тела в «стойке каноиста» при статическом напряжении мышц и балансировать при этом едва заметными движениями отведением таза и передней ногой при выполнении сложных двигательных гребковых движений [1,
5, 6, 7, 8, 9]. Методика развития статической выносливости равновесия в теории и методике гребли абсолютно не разработана. Удержание равновесия в «стойке каноиста» при движении лодки имеет свои особенности. При этом предъявляется высокие требования к сенсорным системам. Непривычные условия выполнения координационных заданий вызывают существенный тремор всех мышечных групп ног, что затрудняет управление движениями. Стимулировать формирование статической выносливости равновесия необходимо с самых первых тренировочных занятий, так как подростки имеют богатый и
Рис.6. Техника гребли на каноэ одиночке (С1) на воде в полной координации
разнообразный двигательный опыт и легче усваивают движения в усложнённых условиях. Целенаправленное воспитание статической выносливости равновесия - управляемый процесс, в ходе которого необходимо учитывать специфику данного тренируемого качества. Это требует нового научного подхода, разработки методики развития и совершенствования этой важной для гребцов физической способности. В связи с этим наша система развития равновесия направлена на активное формирование статической выносливости равновесия при одновременном выполнении основных элементов техники гребковых движений верхней частью тела и сохранении изометрического напряжения нижней частью тела - ногами, которые постоянно и длительно находятся в работе для удержания равновесия в лодке на воде.
Устойчивость каноиста в лодке на воде требует воспитания специфической статической выносливости равновесия для постоянной регуляции рабочей позы каноиста, так как верхняя часть тела - верхний плечевой пояс, руки, туловище (грудная клетка), спина (нижняя часть позвоночного столба) выполняют динамические гребковые двигательные действия. Удержание равновесия в стойке каноиста на наших тренажёрах имеет такие же особенности, какие проявляются при движении каноиста в лодке на воде. Удержание равновесия на левой, а затем правой ноге и в позе каноиста стимулирует выявление рациональной стороны гребли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Устройство для тренировки функции равновесия гребцов : авторское свидетельство на полезную модель № 40199 от 10.09.2004 [Электронный ресурс] / Л. А. Зеленин // Режим доступа: http://arena-sever.ru/40199.htm. - Дата обращения 31.01.2013.
2. Тренажёр-каноэ : Патент РФ на изобретение № 2461404 от 20 сентября 2012
[Электронный ресурс] / Л. А. Зеленин // Режим доступа: http://ru-
patent.info/24/61/2461404.html. - Дата обращения 31.01.2013.
3. Зеленин, Л.А. Устройство, использование, расчёты динамического гребного «Тренажёр-каноэ» // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. 2010. № 3 (16). С. 1-10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/921920/. - Дата обращения 31.01.2013.
4. Зеленин, Л. А. Биомеханические основы важнейших параметров нового тренажёра для гребли / Л.А. Зеленин // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -
2011. - № 6 (76). - С. 54-61.
5. Зеленин, Л.А. Новый тренажёр для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов / Л.А. Зеленин // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). - С. 76-80.
6. Зеленин, Л.А. Научно-прикладные особенности новой скользящей по снегу системы «Тренажёр-каноэ» / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медикобиологические проблемы физической культуры и спорта : электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. 2011. № 3 (20). С. 5963 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://kamgifk.ru/magazin/20_(3)_2011/20_(3)_2011.pdf. - Дата обращения 31.01.2013.
7. Зеленин, Л.А. Особенности устройства тренажёра для каноэ и эффекты при его применении / Л. А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. 2011. № 3 (20). С. 64-69 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kamgifk.ru/magazin/20_(3)_2011/20_(3)_2011.pdf. - Дата обращения 31.01.2013.
8. Зеленин, Л.А. Научно-прикладные результаты повышения подготовленности каноистов-новичков / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. -
№ 3 (85). - С. 94-103.
9. Зеленин, Л.А. Условия опрокидывания скользящего по снегу «Тренажёр-каноэ» с позиций биомеханики гребли I Л.А. Зеленин II Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 48-57.
REFERENCES
1. Zelenin, LA. (2004), Device for the balance function of rowers development: author’s certificate for the useful model № 40199 10.09.2004. Federal service of the intellectual property, patents and trademarks, available at: http:IIarena-sever.ruI40199.htm.
2. Zelenin, LA. (2012), Canoe-trainer: RF invention patent № 2461404 September, 20
2012, available at: http:IIru-patent.infoI24I61I2461404.html
3. Zelenin, LA. (2010), “Device, usage, consideration of the dynamic rowing «Canoe-trainer»”, Pedagogical-psychological and medical-biological problems of the physical culture and sport, No. 3 (16), pp. 1-10, available at: http:IIwww.twirpx.com/fileI921920I.
4. Zelenin, LA. (2011), “Biomechanical basis of the most important parameters of the new rowing trainer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 5461.
5. Zelenin, LA. (2011), “New simulator for improving safety, equilibrium and technical readiness of rowers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 77, No. 7, pp. 76-80.
6. Zelenin, LA. (2011), “Applied-scientific features of a new system of sliding on snow «Simulator-canoe»”, Pedagogical-psychological and medical-biological problems of the physical culture and: Russian scientific electronic journal, No. № 3 (20), pp. 59-63, available at: http:IIkamgifk.ruImagazin/20_(3)_2011I20_(3)_2011 .pdf.
7. Zelenin, LA. (2011), “Canoe-trainer features and effects of its usage”, Pedagogical-
psychological and medical-biological problems of the physical culture: Russian scientific electronic journal, No. № 3 (20), pp. 59-63, available at:
http:IIkamgifk.ruImagazin/20_(3)_2011I20_(3)_2011 .pdf.
8. Zelenin, LA. (2012), “Scientific-applied results of the readiness increasing of the novice canoe-rowers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 94103.
9. Zelenin, LA. (2012), “Stalling conditions of the snow-glider «Canoe-trainer» from the position of biomechanical rowing”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 48-57.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.01.2013.
УДК 378
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ ВЫПУСКНИКАМИ МОРСКИХ ВУЗОВ
Марина Аркадьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих необходимость изучения английского языка в морских вузах России. В качестве основных факторов, автор отмечает: необходимость научного обоснования содержания иноязычного обучения инженеров в системе управления безопасностью мореплаванием; создание целостной системы иноязычной подготовки кадров в области международной морской деятельности с целью обеспечения и управления безопасностью мореплавания; необходимость создания современной системы