Научная статья на тему 'Научно-теоретические основы приобретения знаний об удержании равновесия с помощью комплекса тренажеров у юных гребцов'

Научно-теоретические основы приобретения знаний об удержании равновесия с помощью комплекса тренажеров у юных гребцов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕБНОЙ СПОРТ / ROWING / ТЕХНИКА ГРЕБЛИ / TECHNIQUE OF ROWING / ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ / MOTIONAL COORDINATION / УСТОЙЧИВОСТЬ ТЕЛА / BODY STEADINESS / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЫШЕЧНЫХ УСИЛИЙ / MUSCULAR EFFORTS DISTRIBUTION / УДЕРЖАНИЕ РАВНОВЕСИЯ / KEEPING BALANCE / ИСКУССТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ / MADE-UP CONDITIONS / ТРЕНАЖЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА / TRAINING SIMULATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленин Л. А.

В статье рассматривается устойчивость тела в разных исходных положениях (и. п) на одной, на другой, на двух и в позе каноиста. С помощью соответствующих знаний разнообразные двигательные действия обеспечивают удержание равновесия, развитие способности ориентироваться в пространстве, рационально распределять и перераспределять мышечные напряжения, выполнять оптимальную амплитуду движений, которые обеспечивают нормальное функционирование физиологических систем организма, что приводит к экономичности энерготрат и к повышению эффективности координации движений. Методы: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы, методы формирования координационных способностей, методы обучения двигательным действиям, методы сопряженного воздействия. Материалы. В этой статье рассматриваются новые приемы, подходы и нетрадиционные методы сопряженного формирования способности к равновесию и обучения технике гребли с помощью комплекса гребных тренажерных устройств, которые активно формируют асимметрию техники гребковой двигательной деятельности в подготовке квалифицированных спортсменов. Результаты. Рациональное использование разработанного гребного тренажерного комплекса с использованием специальных упражнений на равновесие дает возможность целенаправленно и рационально решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом и позволяет более эффективно проводить обучение технике гребковых движений и формирование специфического водного равновесия, а также активно мотивировать процесс приобретения знаний; соблюдать принцип сопряженности, т.е. соответствия специальных упражнений основным соревновательным движениям, благодаря чему не только развиваются физические качества, но и одновременно совершенствуется техническое мастерство; позволяет расширить круг средств и методов, применяемых в физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовке спортсменов. Заключение. Разработанная нами технологическая модель сопряженного формирования способности к равновесию и обучения технике гребли с применением комплекса гребных тренажерных устройств при обучении юных каноистов способствует приобретению необходимых знаний о статической и динамической устойчивости тела в удержании равновесия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-THEORETICAL BASIS OF GETTING KNOWLEDGE OF KEEPING BALANCE WITH THE HELP OF A COMPLEX OF TRAINING SIMULATORS AMONG YOUNG OARSMEN

The article is about a body steadiness in different starting positions (s.p) on one, on the other, on both and in the pose of a canonist. With the help of the corresponding knowledge of different motional actions body balance is provided, the ability to orient oneself in space, to distribute and redistribute rationally muscular tensions, to fulfill an optimal amplitude of movements, which provide a normal functioning of physiological systems of an organism and it leads to economy of energy inputs and to effectiveness increase of movements coordination. Research methods: scientific-methodical and special literature analysis and summarizing, the methods of coordinating abilities formation, the methods of motional actions teaching, the methods of connected influence. Materials. The article is about new techniques, approaches and non-traditional methods of the ability connected formation to hold the balance and the technique of rowing teaching with the help of rowing training simulators complex, which actively form the asymmetry of the rowing motional activity technique in training qualified sportsmen. Results. The rational use of the created rowing training complex with the use of special exercises for balance gives an opportunity to solve purposefully and rationally the questions of educational-training process management and helps to teach the rowing movements technique more effectively and provides formation of a specific water balance, actively motivates the process of getting knowledge; to observe the principle of complementarity, i.e. correspondence of special exercises to the main competitive movements, owing to which not only physical qualities, but also technical mastery are developed; helps to broaden the range of means and methods, used in physical, technical, tactical, moral-volitional and theoretical training of sportsmen. Conclusion. Created by us technological model of the ability connected formation to keep balance and teaching a rowing technique using the complex of rowing training simulators while teaching young canoeists provides necessary knowledge of static and dynamic body steadiness in keeping balance.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические основы приобретения знаний об удержании равновесия с помощью комплекса тренажеров у юных гребцов»

УДК: 797.12.022 DOI 10.14526/01_1111_55

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ОБ УДЕРЖАНИИ РАВНОВЕСИЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА ТРЕНАЖЕРОВ У ЮНЫХ ГРЕБЦОВ

Зеленин Л.А. - доктор педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет

(ПНИПУ) г. Пермь, Россия

SCIENTIFIC-THEORETICAL BASIS OF GETTING KNOWLEDGE OF KEEPING BALANCE WITH THE HELP OF A COMPLEX OF TRAINING SIMULATORS AMONG YOUNG OARSMEN

Zelenin L.A. - doctor of pedagogics, associate professor Perm National Research Polytechnic University (PNRPU), Perm Russia

e-mail: zelenindoz48@mail. ru

Ключевые слова: гребной спорт, техника гребли, двигательная координация, устойчивость тела, распределение мышечных усилий, удержание равновесия, искусственные условия, тренажерные устройства.

Аннотация. В статье рассматривается устойчивость тела в разных исходных положениях (и. п) на одной, на другой, на двух и в позе каноиста. С помощью соответствующих знаний разнообразные двигательные действия обеспечивают удержание равновесия, развитие способности ориентироваться в пространстве, рационально распределять и перераспределять мышечные напряжения, выполнять оптимальную амплитуду движений, которые обеспечивают нормальное функционирование физиологических систем организма, что приводит к экономичности энерготрат и к повышению эффективности координации движений.

Методы: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы, методы формирования координационных способностей, методы обучения двигательным действиям, методы сопряженного воздействия.

Материалы. В этой статье рассматриваются новые приемы, подходы и нетрадиционные методы сопряженного формирования способности к равновесию и обучения технике гребли с помощью комплекса гребных тренажерных устройств, которые активно формируют асимметрию техники гребковой двигательной деятельности в подготовке квалифицированных спортсменов.

Результаты. Рациональное использование разработанного гребного тренажерного комплекса с использованием специальных упражнений на равновесие дает возможность целенаправленно и рационально решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом и позволяет более эффективно проводить обучение технике гребковых движений и формирование специфического водного равновесия, а также активно мотивировать процесс приобретения знаний; соблюдать принцип сопряженности, т.е. соответствия

87

специальных упражнений основным соревновательным движениям, благодаря чему не только развиваются физические качества, но и одновременно совершенствуется техническое мастерство; позволяет расширить круг средств и методов, применяемых в физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовке спортсменов.

Заключение. Разработанная нами технологическая модель сопряженного формирования способности к равновесию и обучения технике гребли с применением комплекса гребных тренажерных устройств при обучении юных каноистов способствует приобретению необходимых знаний о статической и динамической устойчивости тела в удержании равновесия.

Keywords: rowing, technique of rowing, motional coordination, body steadiness, muscular efforts distribution, keeping balance, made-up conditions, training simulators.

Annotation. The article is about a body steadiness in different starting positions (s.p) on one, on the other, on both and in the pose of a canonist. With the help of the corresponding knowledge of different motional actions body balance is provided, the ability to orient oneself in space, to distribute and redistribute rationally muscular tensions, to fulfill an optimal amplitude of movements, which provide a normal functioning of physiological systems of an organism and it leads to economy of energy inputs and to effectiveness increase of movements coordination.

Research methods: scientific-methodical and special literature analysis and summarizing, the methods of coordinating abilities formation, the methods of motional actions teaching, the methods of connected influence.

Materials. The article is about new techniques, approaches and non-traditional methods of the ability connected formation to hold the balance and the technique of rowing teaching with the help of rowing training simulators complex, which actively form the asymmetry of the rowing motional activity technique in training qualified sportsmen.

Results. The rational use of the created rowing training complex with the use of special exercises for balance gives an opportunity to solve purposefully and rationally the questions of educational-training process management and helps to teach the rowing movements technique more effectively and provides formation of a specific water balance, actively motivates the process of getting knowledge; to observe the principle of complementarity, i.e. correspondence of special exercises to the main competitive movements, owing to which not only physical qualities, but also technical mastery are developed; helps to broaden the range of means and methods, used in physical, technical, tactical, moral-volitional and theoretical training of sportsmen.

Conclusion. Created by us technological model of the ability connected formation to keep balance and teaching a rowing technique using the complex of rowing training simulators while teaching young canoeists provides necessary knowledge of static and dynamic body steadiness in keeping balance.

Введение. Большинство

исследователей считают, что в педагогической практике наблюдается недооценка координационных

способностей (КС) у юных спортсменов, которая негативно отражается на быстроте и качестве овладения техникой соревновательных гребковых движений с одновременным формированием

специфического водного равновесия, а в дальнейшем - на спортивной деятельности. Несмотря на высокую значимость способности к удержанию

равновесия для освоения техники гребли и ее развития на этапах начальной подготовки, тренерами практиками уделяется недостаточное внимание техническим компонентам в передаче воспитанникам знаний, больше времени отводится развитию кондиционных качеств в ущерб освоению техники гребли с одновременным формированием водного равновесия. В формировании способности к равновесию в лодке каноэ на воде и освоении техники гребли у спортсменов и тренеров имеются огромные трудности -

это отсутствие открытой воды зимой и зимних гребных бассейнов во многих регионах России. В сложившейся ситуации невозможно передать соответствующие знания воспитанникам, имеется проблема эффективного формирования способности к удержанию равновесия и обучения технике гребли на каноэ. Проблема разработки и применения комплекса гребных тренажерных устройств в тренировке юных гребцов на суше является сегодня малоисследованной. С первых занятий самым важным и необходимым преимуществом в учебно-тренировочном процессе у юных спортсменов является способность самостоятельно приобретать знания в удержании равновесия, формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки техники гребковых двигательных действий с помощью комплекса гребных тренажерных устройств и системы упражнений, направленных на равновесие. В связи с этим рациональное использование разработанного гребного тренажерного комплекса и специальных упражнений, направленных на развитие равновесия, дает возможность

приобретения соответствующих знаний в активном формировании асимметрии техники гребковых движений. Созданный комплекс гребных тренажерных устройств помогает правильно поставить

познавательную задачу, выявить биомеханические параметры каждого изучаемого элемента техники гребли и специфического водного равновесия. Разработанный гребной тренажерный комплекс позволяет моделировать разнообразные условия и ситуации, способствующие приобретению

соответствующих знаний в области биомеханических, психологических и других структур движений. Все составные части учебно-тренировочного процесса (специальные физические упражнения, направленные на сохранение равновесия, гребной тренажерный комплекс) рассматриваются как единое целое, как органически связанное между собою единство элементов.

Целью нашего исследования является формирование у юных гребцов специфического водного равновесия с одновременным освоением техники гребковых движений в лодке-каноэ на воде с помощью разработанных гребных тренажерных устройств, стимулирующих мотив приобретения специальных знаний, обеспечивающих преодоление

тренировочных и соревновательных дистанций на уровне квалификационных требований.

Задачи исследования:

сопряженное формирование способности к равновесию и обучение технике гребли в рамках разработанной нами

технологической модели решаются на каждом этапе подготовки посредством конкретных и адекватных методов, методических приемов и средств организации учебно-тренировочной

деятельности юных гребцов.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы,

общепедагогические методы обучения и тренировки спортсменов, методы формирования двигательно-

координационных способностей, методы обучения двигательным действиям, методы сопряженного воздействия, методы нетрадиционного обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. Способность удерживать необходимое положение тела в пространстве и времени в гребном спорте при выполнении гребковых движений требует проявления определённой устойчивости тела, приобретения соответствующих знаний и необходимого уровня овладения рациональной техникой гребкового двигательного действия [5, 8, 11, 12, 14, 17, 19, 20].

Равновесие является одной из ведущих двигательных координаций, которую в учебно-тренировочном процессе гребцов следует постоянно совершенствовать и постоянно обогащать соответствующими знаниями с

использованием гребных тренажерных

устройств и специальной системы упражнений[10, 11, 12, 13, 18].

В разработанную систему развития равновесия встроены гребные

тренажёрные устройства, которые в совместном воздействии стимулируют активное развитие функционирования в сопряженном влиянии на все системы организма, постоянно развивают амплитуду, длину гребка, темп и ритм гребковых движений, а в технике гребли оптимизируют рациональное

взаиморасположение звеньев тела, стимулируют сохранение равновесия. Гребля на байдарках и каноэ, а особенно гребля на каноэ, предъявляет огромные требования к удержанию устойчивости положения тела гребца в лодке, развитию специфического (водного) равновесия (умение удерживать устойчивое положение тела в лодке, движущейся с минимальным уровнем качания в боковой (бортовой) плоскости, в сопряженном выполнении координационно-сложных движений (гребков) в сохранении равновесия) и способности в приобретении требуемых знаний [13, 14].

Созданные нами

специализированные тренажёрные

устройства стимулируют развитие равновесия гребца и позволяют приобретать знания, которые с успехом совершенствуют переход с тренажёра в лодку на воду [12, 13, 14]. Без соответствующего уровня развития равновесия особенно проблематично овладеть рациональной техникой гребковых двигательных действий, где на тренажёрных устройствах специфическое (водное) равновесие развивается и совершенствуется. Таким образом, равновесие является одной из главных двигательно-координационных способностей, которую необходимо постоянно и активно совершенствовать у начинающих гребцов с первых занятий на гребных тренажёрах в сопряжённом применении упражнений системы развития равновесия в учебно-тренировочном процессе, используя полученные знания в сохранении

устойчивости тела в пространстве [10, 12, 13, 14, 15].

Удержание равновесия - это

определённое взаимодействие положения тела в пространстве и во времени в противодействии с земной гравитацией. Чем лучше гребец преодолевает и использует силы гравитации, тем успешнее он сохраняет устойчивое положение тела, которое стимулирует совершенствование способности к удержанию равновесия на гребных тренажёрах [10, 12, 13, 14].

В словаре спортивных терминов под равновесием понимают состояние устойчивого положения тела в статическом и динамическом положении [19].

Назаренко Л.Д. даёт следующее определение равновесия -способность сохранять устойчивое положение тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия [17].

Зациорский М.В. под равновесием понимает способность к сохранению устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз [11].

Следующим определением

равновесия в тренировочном процессе является то, что все действующие на тело силы взаимно уравновешены [19]. Освоение техники гребковых

двигательных действий на тренажёрах, которые создают условия искусственной среды, позволяет значительно уменьшить количество ошибок и переучиваний и способствует приобретению знаний, что невозможно достичь в традиционном обучении. В специальной литературе представлены две основные разновидности равновесия - статическое (равновесие в статических положениях) и динамическое (равновесие в движении) [17]. Статическое равновесие - это двигательно-координационная способность поддерживать устойчивое положение тела (позу) и относительно долго балансировать в этой позе, несмотря на затруднения, вызванные

биомеханическими особенностями

внешних условий [19]. Динамическое

равновесие - это равновесие всех сил и моментов, действующих на движущее тело (например, скольжение конькобежца на одной ноге в наклоне по повороту) [19].

Чтобы овладеть равновесием, необходимо воспитывать специальные умения и формировать двигательные навыки с необходимым приобретением соответствующих знаний, дающих возможность сознательно управлять равновесием тела и совершенствовать чувство баланса, ориентировку в пространстве [12, 13, 14]. Высоких результатов достигнут только те гребцы, которые обладают неплохим балансом -умением сохранять равновесие в движущейся лодке и выполнять координационно-сложные движения

(гребки) [9].

Выполнение рациональной

спортивной техники гребли на тренажёрных устройствах для ускоренного её усвоения способствует активной экономизации энергии. Недостаточная координация движений влияет на технику гребли, тратится большая часть энергии, и здесь удержание устойчивого положения тела связано с минимизацией количества степеней свободы, способствующей повышению уровня равновесия с обогащением знаний [10]. Устойчивое равновесие - способность механической системы, находящейся под действием сил в равновесии, после незначительного отклонения возвращаться в положение равновесия [19].

Задание по технике гребли воспитанник может уточнить у тренера и при этом усваивает нужные знания в способности ограничить свои движения, выполняемые на гребных тренажёрах, что позволяет значительно уменьшить количество двигательных ошибок и необходимость постоянного переучивания, чего не избежать при традиционном процессе обучения и тренировки гребцов. Уменьшение степеней свободы двигательного задания приводит к его качественному усвоению. Таким образом, приобретенные знания об удержании

равновесия в сопряжённом освоении техники гребли на гребных тренажёрах способствуют минимизации количества степеней свободы движущейся системы [1, 2, 3].

С позиции теории гребного спорта технику гребли на каноэ можно разделить на две составляющие. Первая составляющая заключается в выполнении техники гребли верхней частью тела -наклон туловища вперёд и его подъём спиной, активно осуществляется динамическое движение туловищем с руками. Вторая составляющая

определяется работой нижней части тела -ноги максимально и активно напряжены и остаются в неподвижном состоянии, на высоком уровне длительное время, проявляется изометрический режим работы мышц, но при этом длина их не меняется, что вызывает статическое напряжение усталости (сводит мышцы, проявляются судороги и боли в них). В этом напряжении гребцы тренируются от 2 до 8 часов в день.

Для гребного спорта вообще, а для гребли на байдарках и каноэ в особенности, характерно

статодинамическое удержание равновесия. При удержании равновесия тело гребца не остаётся абсолютно неподвижным, оно всё время колеблется. Гребец в лодке как бы теряет на мгновение равновесие и вновь его восстанавливает. Хорошее равновесие не у того, кто его никогда не теряет, а у того, кто его быстро находит.

Опираясь на знания теории и методики спортивной тренировки, а также на свой многолетний педагогический опыт, мы пришли к заключению о необходимости введения понятия

статическая выносливость равновесия позных мышц - это координационная способность гребца длительно по времени удерживать устойчивое вертикальное положение тела в статической (неподвижной) стойке каноиста и, несмотря на трудности, вызванные биомеханическими

особенностями внешних условий, балансировать при этом едва

заметными движениями передней ноги и отведением таза с выполнением сложно-двигательных гребковых

движений [13, 14, 14].

Следует иметь в виду, что, выполняя технику гребли каноиста в лодке, необходимо постоянно удерживать равновесие, которое связано с преодолением сил инерции.

Следует иметь в виду, что упражнения, выполняемые в

горизонтальной и вертикальной осях вращения, способствуют приобретению нужных знаний, направленных на повышение равновесия, при этом необходимо значительно большее приложение усилий, так как реакция организма связана с наличием противовращения [7, 16, 20].

Удержание устойчивости тела в лодке каноэ с одновременным освоением техники гребли в стойке каноиста требует определённого времени для накопления знаний в приложении усилий с целью удержания равновесия в преодолении некоторых инерционных сил.

Приобретенные знания касаются выполнения правильной техники гребли на каноэ, в которой активно происходят распределение и перераспределение мышечных усилий в передвижении и преодолении силы инерции [12, 13, 14].

Тренажёрные устройства, на которых выполняются специально-подготовительные упражнения, связанные с освоением элементов техники гребли, позволяют преодолевать трудности в проявлении умений в постоянном удержании равновесия. Приобретенные знания способствуют ускоренному адаптированию к освоению межмышечной и внутримышечной координации [14, 17].

В выполнении техники гребли на разработанном комплексе гребных тренажерных устройств участвуют разные мышечные группы, проявляющие, соответственно, неодинаковую степень активности [20].

Знания, приобретенные на комплексе гребных тренажерных устройств при выполнении техники гребли

на каноэ, способствуют повышению активности мышц спины и рук, а также нижней части тела, т.е. мышц таза и ног, в которых при гребле постоянно происходит дозировка и перераспределение мышечных усилий, участвующих в сохранении равновесия [17].

Чем выше уровень ориентировки в пространстве, тем легче удерживать устойчивое положение тела.

Пространственная ориентировка при выполнении техники гребковых движений на тренажёрах определяет перемещение тела и его отдельных звеньев на точность движений связанные с проявлением необходимых знаний [4, 6, 8, 10].

Спортивная техника гребковых движений имеет цикл двигательных актов с определённой структурой и точным осуществлением движений, а информация о его параметрах направляется по своим конкретным каналам в систему управления и определяется знаниями [17].

Таким образом, разработанный комплекс гребных тренажерных устройств, на которых в искусственных условиях среды выполняется техника гребли, активно развивает необходимый уровень равновесия, который достигается рациональным взаиморасположением звеньев тела, минимизацией степеней свободы движущейся системы, своевременным распределением и перераспределением мышечных

напряжений с высоким уровнем пространственной ориентировки, что невозможно без теоретических и практических знаний по физической и специальной подготовке.

При этом следует иметь в виду, что выполнение на комплексе гребных тренажерных устройств техники гребковых движений с одновременным формированием равновесия характеризует проявления мышечной силы гребца тем, что она постоянно находится в состоянии определённого тремора, проявляющегося больше всего у нетренированных спортсменов, которым намного труднее достигнуть устойчивости положения тела в пространстве. Начинающие спортсмены

тратят намного больше усилий на выполнение тех же самых упражнений на удержание равновесия в выполнении техники гребковых двигательных действий, чем подготовленные [12, 14].

Заключение. Разработанная нами технологическая модель сопряженного формирования способности к равновесию и обучения технике гребли с применением комплекса гребных тренажерных устройств при обучении юных каноистов способствует приобретению необходимых знаний о статической и динамической устойчивости тела в удержании равновесия. Принцип сенсорных коррекций выступает как способ преодоления избыточных степеней свободы опорно-двигательного аппарата и преобразования его в управляемую систему, которая раскрывает

физиологические механизмы и роль центральной нервной системы в сохранении статической и динамической устойчивости положения тела в пространстве [1, 2, 3].

Литература

15. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 28-38. DOI 10.14526/01 _1111_04

16. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - М. : Медицина, 1947. - 255 с.

17. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.

18. Бернштейн, Н. А. Равновесие тела / Н. А. Бернштейн // Большая медицинская энциклопедия. - М.: Медицина, 1947. - Т. XIII.

19. Болобан, В. Н. Система обучения движениям в сложных условиях поддержания статодинамической устойчивости : дис. ... д-ра пед. наук / В. Н. Болобан. - Киев, 1989. - 363 с.

20. Бондаревский, Е. Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста / Е. Я. Бондаревский // Развитие двигательных качеств школьников / Под ред. З.И. Кузнецовой. - М. : Просвещение, 1987. -С. 153-177.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Бретз, К. Устойчивость равновесия тела человека : дис. ... д-ра пед. наук / К. Бретс. -Будапешт : Венгерский ун-т. физвоспитания, 1996. - 240 с.

22. Гавердовский, Ю. К. Структурные отношения в сообществах сложно координированных движений и виртуальные формы переноса двигательного навыка (на материале спортивной гимнастики) : Сб. научн. трудов / Под ред. Коренберга В. Б. // Московский обл. гос. ин-т физ. культуры. - Малаховка, 1991. -С. 49-60..

23. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. - Минск. : Нар. Асвета, 1978. - 88 с.

24. Емчук, И. Ф. Гребной спорт / И. Ф. Емчук. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 245 с.

25. Донской, Д. Д. Двигательная задача в спортивных действиях / Д. Д. Донской // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 11. - С. 40-43.

26. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 365 с.

27. Зеленин, Л. А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис.канд. пед. наук / Л. А.Зеленин. -Чайковский, 2004. - 198 с.

28. Зеленин, Л. А. Тренажёр для улучшения равновесия и подготовленности гребцов / Л. А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал.]. - 2012. - № 3 (24). - С. 3036.

29. Зеленин, Л. А. Технология развития равновесия в сопряжённом освоении техники гребли у начинающих гребцов с помощью тренажёров /Л. А. Зеленин // Учёные записки ун -та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1(95). - С. 42-51.

30. Коренберг, В. Б. Рефлекс и построение двигательной деятельности / В. Б. Коренберг // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта : Сб. научн.трудов / Под ред. Коренберга В. Б. - Малаховка : Московский обл. гос. ин-т физ. культуры, 1991. - С. 74-79.

31. Лях, В. И. Двигательные способности школьников : основы теории и методики развития / В. И. Лях - М. : Терра-Сиорт. - 2000. - 192 с.

32. Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. - 33 с.

33. Сарапулов, С. Н. Методика развития статокинетической устойчивости в процессе физической подготовки курсантов авиационных институтов : дис. ... канд. пед. наук. / С. Н. Сарапулов. - Тюмень, 2003. - 181 с.

34. Толковый словарь спортивных терминов. 2001. - 480 с.

35. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю.

Н. Вавилов. - М. : Физкультура и спорт. - 1991. -223 с.

References

1. Aftimichuk O. E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskieproblemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2 (35), pp. 2838. DOI 10.14526/01 _1111_04, available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=21744097

2. Bernshteyn N. A. Opostroenii dvizhenii [About movements organization], Moscow : Medicine, 1947, 255 p.

3. Bernshteyn N. A. O lovkosti i ee razvitii [About dexterity and its development], Moscow : Physical culture and sport, 1991, 228 p.

4. Bernshteyn N. A. Bol'shaya meditsinskaya entsiklopediya [Big medical encyclopedia], Moscow: Medicine, 1947, vol. XIII.

5. Boloban V. N. Sistema obucheniya dvizheniyam v slozhnykh usloviyakh podderzhaniya statodinamicheskoi ustoichivosti [The system of movements teaching in difficult conditions of static-dynamic steadiness preservation : doctor's thesis], Kiev, 1989, 363 p.

6. Bondarevskiy E. Y. Razvitie dvigatel'nykh kachestv shkol'nikov [Motional qualities development among schoolchildren], Moscow : Prosveshchenie, 1987, pp.153-177.

7. Bretz K. Ustoichivost' ravnovesiya tela cheloveka [Balance steadiness of a person's body : doctor's thesis], Budapest: Hungarian University of Physical Upbringing, 1996, 240 p.

8. Gaverdovskiy Y. K. Strukturnye otnosheniya v soobshchestvakh slozhno koordinirovannykh dvizhenii i virtual'nye formy perenosa dvigatel'nogo navyka (na materiale sportivnoi gimnastiki) [Structural relations in communities of difficult coordinated movements and virtual forms of motional skill transference (on the basis of gymnastics)], Malakhovka, 1991, pp. 49-60.

9. Guzhalovskiy A. A. Razvitie dvigatel'nykh kachestv u shkol'nikov [Motional qualities development among schoolchildren], Minsk : Asveta, 1978, 88 p.

10. Emchuk I. F. Grebnoi sport [Rowing], Moscow : Physical culture and sport, 1976, 245 p.

11. Donskoy D. D. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1994, No.11, pp. 40-43.

12. Zatsiorskiy V. M. Fizicheskie kachestva sportsmena [Physical qualities of a

sportsman], Moscow : Physical culture and sport, 1970, 365 p.

13.Zelenin L. A. Povyshenie ravnovesiya kanoistov-novichkov s ispol'zovaniem spetsial'nykh fizicheskikh uprazhnenii i trenazhera [Balance increase among canoeists-beginners using special physical exercises and a training simulator : candidate's thesis], Chaykovskiy, 2004, 198 p.

14. Zelenin L. A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 3 (24), pp. 3036.

15. Zelenin L. A. Uchenye zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta, 2013, No. 1(95), pp. 42-51.

16. Korenberg V. B. Printsipial'nye voprosy kineziologii sporta [Principle questions of sports kinesiology], Malakhovka : Moscow Regional State Institute of Physical Culture, 1991, pp. 74-79.

17.Lyakh V. I. Dvigatel'nye sposobnosti shkol'nikov : osnovy teorii i metodiki razvitiya [Motional abilities of schoolchildren : the basis of theory and methodology of development], Moscow : Terra-Siort, 2000, 192 p.

18. Nazarenko L. D. Razvitie dvigatel'no-koordinatsionnykh kachestv kak faktor ozdorovleniya detei i podrostkov [Motional-coordinating qualities development as a factor of health improvement among children and teen-agers], Moscow : "Theory and practice of physical culture" publishing house, 2001, 33 p.

19. Sarapulov S. N. Metodika razvitiya statokineticheskoi ustoichivosti v protsesse fizicheskoi podgotovki kursantov aviatsionnykh institutov [Methodology of statickinetic steadiness development during physical training of cadets from aviation Institutes: candidate's thesis], Tyumen, 2003, 181 p.

20. Tolkovyi slovar' sportivnykh terminov [Explanatory dictionary of sports terms], 2001, 480 p.

21. Fomin N. A. Fiziologicheskie osnovy dvigatel'noi aktivnosti [Physiological basis of motional activity], Moscow : Physical culture and sport, 1991, 223 p.

Статья поступила в редакцию: 5.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.