10
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2010
По нашему убеждению, систему образования необходимо ориентировать на реализацию гуманистической и экологической функций, экогумани-
Примечания
стического подхода на выработку убеждения в значимости сохранения жизни на Земле как высшей, абсолютной ценности.
1. Галкин Ю. Ю. Экологическое сознание: понятие и сущность // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2004. № 3. 2. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1980. 3. Лихачев Б. T. Философия воспитания. Владивосток, 2010. 4. Пономарева И. Н. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / под общей ред. проф. И. Н. Пономаревой. М., 2004. 5. Соловьев В. С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989. № 6. 6. Суравегина И. T. Экологическое образование: проблемы базовых знаний // Биология в школе. 1993. № 1. 7. Тайлор Э. Б. Антропология. СПб., 2002. 8. Философская энциклопедия. В 5 т. T. 3. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1964.
Статья поступила в редакцию 30.09.2010 г.
УДК 37.035.6
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© гою Джамалудинова З.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
Представлены результаты экспериментального исследования специфики патриотического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы. Автором выделено 4 уровня сформированности чувства патриотизма у младших школьников, обоснована система работы по воспитанию детей младшего школьного возраста в духе патриотизма и формирования у них общероссийской идентичности.
The article represents the results of the experimental research of the specifics of the patriotic education at the primary school. The author singled out 4 levels of the junior schoolchildren’s generated patriotism, worked out the education methods in the patriotic spirit and the development of junior schoolchildren’s all-Russian identity.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, толерантность, культура межнационального общения.
Keywords: patriotic education, tolerance, culture of the interethnic communication.
Патриотическое воспитание учащихся начальной школы является весьма актуальной проблемой педагогики, так как именно в этом возрасте происходит осознание ребенком себя гражданином своей страны, закладываются основы гражданственности, причастности к судьбе своего государства, любви к Родине. Исходя
из этого тезиса мы предположили, что проведение в начальной школе специальных уроков, посвященных вопросам патриотизма, будет способствовать оптимизации этого процесса и повышению его эффективности. Теория патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения, разра-
Психолого-педагогические науки • • •
ботанная в трудах профессора 3. Т. Гасанова и представителей его научной школы, стала методологической основой нашей работы [1, 2, 3,
4].
Исследованием были охвачены младшие школьники в возрасте от 7 до 10 лет - учащиеся МОУ № 26 г. Махачкалы, Сергокалинской средней школы № 1 и Ботлихской средней школы № 1 - всего участвовало 840 школьников.
Исследование проходило в три этапа. На первом этапе (констатирующий эксперимент) осуществлялась диагностика уровня сформированное™ чувства патриотизма у учащихся начальных классов. На втором этапе проводился формирующий эксперимент, целью которого являлась разработка и апробация методики патриотического воспитания младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Третий этап включал в себя контрольный эксперимент для оценки эффективности нашей методики и систематизацию полученных данных.
Диагностика уровня сформированное™ чувства патриотизма предполагала выделение специфики патриотических чувств, выяснение степени осознания детьми своей сопричастности к судьбе Родины, знаний о культуре и традициях народов России и Дагестана. На этапе констатирующего эксперимента проведено тестирование с использованием специально разработанных нами анкет и опросников.
По результатам 1 этапа выделено 4 уровня сформированности чувства патриотизма у младших школьников.
1 уровень характеризуется отсутствием патриотических чувств, знаний культуры и традиций своего народа, представлений о себе как о гражданине страны, представлений о культуре межнационального общения; интолерантностью в поведении. Крайне редко встречающийся вариант негативного отношения к своей Родине, сформировавшийся под воздействием отрицательного эмоционального опыта, также отнесен к первому уровню.
2 уровень определяется наличием патриотических чувств по отношению
11
к малой Родине (своего села, города), при этом ребенок не осознает себя гражданином государства. На уровне микросреды школьники болеют за свои спортивные команды, представителей своей нации (народа) на различных конкурсах, однако не имеют реальных представлений о культуре и традициях своего народа. Не сформировано представление о толерантности в общении с представителями других культур.
3 уровень предполагает сформированное™ патриотических чувств, осознание себя гражданином России, наличие представлений о толерантности в общении, демонстрацию толерантного поведения, однако оно достаточно ситуативно: в результате вынужденного выбора ребенок может склоняться к агрессивной модели поведения. Знания о культуре и традициях народов Дагестана и России минимальны. Сформированы зачатки культуры межнационального общения.
4 уровень демонстрирует высокий уровень сформированности патриотических чувств, осознание себя гражданином Российской Федерации, знания культуры и традиций народов России и Дагестана, позитивное эмоциональное восприятие своей Родины, высокий уровень культуры межнационального общения, высокий уровень общероссийской идентичности.
Данные, полученные в нашей выборке исследования, были систематизированы в таблице.
Таблица
Распределение выборки по уровням
Класс Уровень
1 УРОвень 2уро- вень 3 уровень 4 уровень
1 класс 70% 25% 5% 0%
2 класс 55% 30% 15% 5%
3 класс 45% 23% 17% 15%
4 класс 25% 25% 22% 28%
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в ходе обучения и воспитания в школе растет число детей с 3 и 4 уровнями и снижается число детей с 1 уровнем. Следует отметить, что в первом классе дети с 4 уровнем практически не встречаются, хо-
12
Известия ДГПУ, №4, 2010
тя в четвертом классе они составляют уже треть всех детей (28%). Итак, традиционная методика воспитания патриотизма в начальной школе играет определенную роль, но следует отметить недостаточность этой работы, так как в настоящее время она остается на уровне предоставления информации. Эмоционального наполнения эта информация почти не имеет.
Разработанная нами программа патриотического воспитания учащихся начальной школы в полиэтнических условиях дагестанского общества включает в себя следующие ступени работы:
1 ступень - формирование толерантности и культуры мира;
2 степень - воспитание культуры межнационального общения;
3 ступень - формирование гражданственности и чувства причастности к судьбе государства;
4 ступень - формирование общероссийской идентичности.
Логика выделения и последовательности этих степеней предполагает поэтапный переход от несколько примитивного принятия многообразия окружающего социального мира к воспитанию в духе дружбы народов, которая становится фундаментом для формирования первичных представлений о своей Родине, многообразии народов и этносов, культур и конфессий. Вершиной патриотического воспитания в начальной школе в ходе специально организованного педагогического воздействия на уроках становится формирование общероссийской идентичности младших школьников.
Под формированием общероссийской идентичности у младших школьников мы понимаем специально организованный педагогический процесс, направленный на осознание себя гражданином России, идентификацию своей личной судьбы с судьбой своего государства, развитие выраженной активной граждан-
ской позиции, заинтересованности в судьбе своей страны.
Была разработана система уроков патриотического воспитания, которая предполагает использование методов активного социально-педагогического обучения и современных информационных технологий. Тематически уроки построены на основе выдвинутых нами ступеней патриотического воспитания в начальной школе и по принципу концентрического обучения. Если в первом классе мы действуем в направлении формирования толерантности и культуры мира, лишь затрагивая тему любви к Родине, то в четвертом классе целенаправленно работаем над формированием общероссийской идентичности.
Уроки патриотического воспитания в 1-2 классах проводятся 1 раз в месяц, исключая каникулярное время, и представляют собой 35-минутные занятия (всего по 8 занятий в год).
Примерное тематическое планирование уроков для первого класса:
1) Что такое толерантность и культура мира?
2) Как я понимаю толерантность (подготовка и презентация совместных художественных проектов).
3) Я и люди ближайшего социального окружения. Картина моего общения.
4) Черты толерантной личности (диагностика и социальное портретирование).
5) Что мешает нам быть толерантными? Предрассудки и стереотипы.
6) Предрассудки и стереотипы в моей жизни.
7) Что такое дискриминация?
8) Я, ты, он, она - вместе целая страна!
9) Толерантность и культура мира в общении с жителями моей родины России.
Во втором классе мы возвращаемся к этим темам и уже более углубленно рассматриваем понятие «толерантность» и его связь с понятием «культура межнационального
Психолого-педагогические науки • • •
общения» (по типу концентрического обучения). Уроки проводятся в такой последовательности:
1) Моя Родина - многонациональная Россия.
2) Дагестан - моя малая Родина.
3) Многонациональное общество -плюсы и минусы (диагностический эксперимент).
4) Мои друзья - мой круг межнационального общения (диагностика и социальное портретирование).
5) Толерантность и культура межнационального общения.
6) Межнациональные предрассудки и стереотипы. Как ими не заразиться?
7) Дискриминация по межнациональному признаку. Все ли яблоки зеленые?
8) Бесконфликтное общение как часть культуры межнационального общения (2 урока).
Таким образом, от занятия к занятию дети постепенно проходят стадии процесса формирования толерантности: от знаний - к эмоциональной переработке, а затем к формированию осознанного чувства, ставшего частью личности.
Уроки патриотического воспитания в 3-4 классах проводятся 1 раз в два месяца, построены на основе социально-психологического тренинга, требующего около двух часов работы, так как предполагают не только проведение мини-лекций, упражнений, заданий, игр, но и шеринг - инициированное педагогом обсуждение учащимися каждого вида проделанной работы.
Примечания
13
Следует отметить, что указанная система работы может стать оптимальным дополнением к существующим в школе формам патриотического воспитания во внеклассной и внеурочной работе и на уроках истории и литературного чтения.
Апробация предлагаемой нами программы и оценка ее результативности с использованием методов вариационной статистики (t-критерий Стьюдента) свидетельствуют об эффективности предложенных нами рекомендаций, так как среди детей, принимавших участие в исследовании, к пятому классу практически не обнаружено школьников с 1 уровнем (самым низким) сформированности чувства патриотизма. Только пятая часть выборки демонстрирует второй уровень (19%). Большинство детей после проведения формирующего эксперимента характеризуются 3 и 4 уровнем. У большинства детей выборки (56%) отмечается высокий уровень общероссийской идентичности.
Таким образом, предложенная нами система работы является эффективным средством оптимизации процесса патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения в начальной школе, способствует формированию общероссийской идентичности юных граждан, что является важным фактором развития установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.
1. Багдуева К. Г., Асланбекова А. X. Воспитание этнической толерантности у детей младшего школьного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 2(11). 2. Гасанова 3. 3. Патриотическое воспитание детей в семье // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 70-75. 3. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Гасанова 3. 3. Современные проблемы воспитания патриотизма и дружбы народов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008. № 1. С. 73-83. 4. Омарова П. О. Роль выдающегося дагестанского ученого-педагога 3. Т. Гасанова в развитии идей патриотического воспитания в Рос-