УДК 37.013
Е. Е. Васильева, Н. В. Новоторцева
Система профессиональных компетенций у студентов в процессе подготовки к организации комплексной коррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается проблема формирования специальных профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» в соответствии с задачами и основными видами профессиональной деятельности. При определении компетенций, необходимых логопедам для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, предусмотрено их разделение на предметные, методические, социальные и личностные.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, задачи обучения, программа бакалавриата, профессиональные компетенции, специальные компетенции, специфика профессиональной подготовки.
Е. Е. Vasilieva, N. V. Novotortseva
The System of Students' Professional Competence in the Course of Training to Organize the Complex Correctional Support to Children with Heavy Infringements of Speech
The subject of the article is a problem of forming special professional competencies of the graduate in the training direction 050700 «Special Training (in Defectology)» according to the objectives and principal kinds of professional activities. To choose competencies which are necessary for speech therapists to work with children with heavy infringements of speech they are supposed to be divided into subject, methodical, social and personal competencies.
Key words: heavy infringements of speech, training tasks, a programme of the Bachelor training, professional competencies, special competencies, specificity of professional training.
На современном этапе в условиях перехода высшего профессионального образования на двухуровневую подготовку возникает необходимость пересмотра содержания и организации обучения педагогов для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), так как возникают противоречия, связанные с существующим несоответствием традиционных, устоявшихся представлений и взглядов на процесс обучения требованиям, являющимся следствием новых социальных условий и сложившейся образовательной ситуации.
В настоящее время перед системой профессионального образования стоят актуальные и конкретные задачи: подготовка специалистов, способных оперативно, компетентно и творчески подходить к решению профессиональных задач с учетом быстро меняющихся социально-экономических условий [4, с. 181]. От специалиста требуется быстрая профессиональная адаптация в любых типах образовательных учреждений и возможность быстрого перепрофилирования своей деятельности в короткий срок. В связи с
этим одним из перспективных направлений, наиболее отвечающим современным тенденциям модернизации образования и особо значимым на этапе перехода к новой системе профессиональной подготовки в вузе является компетентност-ный подход, под которым мы понимаем готовность проявить соответствующие компетенции, то есть знания, умения, навыки, способы деятельности, способы общения и личностные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности логопеда-практика.
Компетенции являются ориентиром для формирования компетентности - «качеств личности, определяющих успешность выполнения того или иного вида деятельности» [3, с. 8]. Компетенции становятся компетентностью в процессе накопления опыта. Таким образом, формирование компетентности педагога можно представить в виде многоуровневой системы: знания - умения и навыки - компетенции - компетентность. При таком подходе к обучению ни один компонент из системы знаний, умений и навыков не пропадет
© Васильева Е. Е., Новоторцева Н. В., 2011
бесследно, не станет лишним, а станет частью компетентности [7].
В структуре профессиональной компетентности педагога могут быть выделены четыре блока: специальные, социальные, личностные и индивидуальные компетенции (А. К. Маркова, 1996).
A. К. Маркова считает, что профессионально компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании детей. Профессиональная компетентность педагога определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств, с другой.
Теоретические основы компетентностного подхода значительно обогатили работы исследователей научной психологической школы
B. Д. Шадрикова, под руководством которого разработана «Модель специалиста с высшим профессиональным образованием». В соответствии с этой моделью современный специалист должен быть способным перевести получаемые знания в инновационные технологии и должен владеть навыками постоянного самообразования и повышения квалификации. Модель специалиста - это система, набор компетенций, которыми должен характеризоваться выпускник вуза, это готовность его к выполнению определенных профессиональных функций [9]. Компетентностная модель специалиста, в отличие от квалификационной, обеспечивает возможность проявления гибкости и активности специалиста в меняющихся условиях образовательной системы и рынка труда.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата, в которых отражены общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник по этому направлению подготовки в соответствии с задачами и основными видами профессиональной деятельности [8, с. 59]. Вместе с тем, определенный в стандарте перечень компетенций вступает в противоречие с недостаточной изученностью профессионально
значимых компетенций, в частности, компетенций учителя-логопеда [5].
По мнению швейцарского ученого Фрэди Зидлера, перечень необходимых специальных компетенций следует формулировать отдельно для каждой учебной специальности [2]. В связи с этим положением на кафедре логопедии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Н. В. Новоторцевой были выделены семь специальных компетенций направления «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «Логопедия» в связи с организацией нового учебного процесса и с учетом видов профессиональной деятельности и специфики профессиональных обязанностей логопеда, работающего с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Это следующие компетенции: готовность к организации и оказанию логопедической помощи детям в условиях специального и интегрированного обучения (СК-1); владение научно-обоснованными современными технологиями обучения и развития, готовность к использованию их в коррекционной работе (СК-2); использование современных технологий в диагностике, консультировании и просвещении, готовность к аналитической и прогностической деятельности в логопедической практике (СК-3); способность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения социализации детей и подростков с нарушениями речи (СК-4); способность к анализу и готовность к использованию исторического наследия и современных научных достижений в качестве теоретического обоснования различных видов профессиональной деятельности логопеда (СК-5); готовность к формированию общей и речевой культуры, к организации культурного пространства (среды) для детей с нарушениями речевого развития (СК-6); владение основными понятиями педагогического менеджмента в управлении логопедическим процессом и способностью использовать их в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты (СК-7).
Новая модель и стратегия подготовки дефектологических кадров (в том числе логопедов) предполагает взаимодействие звеньев непрерывной системы образования на основе анализа изменений, происходящих как в вузе, так и в профессиональной деятельности педагогов.
В Ярославской области успешно работает сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения, воспитания и развития детей с нарушениями речи. Вместе с тем, в современных
условиях дети этой категории могут быть интегрированы в образовательные учреждения разного типа, в которых требуется создание соответствующих условий для их развития. Новые кадры -бакалавры специального (дефектологического) образования - подготовленные на базе высшего образования, будут востребованы и в учреждениях специального образования, и в условиях интеграции детей с нарушениями речевого развития в общеобразовательную среду. В связи с необходимостью осуществления комплексного подхода, эффективность коррекционной работы в таких учреждениях в большой степени зависит от четкой организации совместной работы многих специалистов, от их профессионализма. В этом случае важнейшая задача педагогов состоит в создании таких условий обучения, которые обеспечат детям с ТНР психологический комфорт и максимальное развитие их интеллектуальных и личностных возможностей.
В связи с этим у логопедов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи, возникают потребности в формировании особых компетенций, рассматриваемых внутри специальных, в соответствии со спецификой профессиональной подготовки к работе с такими детьми. В соответствии со взглядами немецкого ученого В.-Д. Веблера, эти компетенции целесообразно разделить на предметные, методические, социальные и личностные [1]. Придерживаясь немецкой модели формирования профессиональных компетенций, нами был разработан перечень предметных, методических, социальных и личностных компетенций, рассматриваемых внутри специальных и необходимых для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Предметные компетенции (ПК) - это различного рода знания и когнитивные способности, готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности. К ним относятся: 1) основы общих теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности (ПК-1); 2) базовые и специальные знания по логопедии и смежным научным дисциплинам, умение использовать их на практике в различных видах профессиональной деятельности (ПК-2); 3) знания об истории логопедии и развитии учения о детях с тяжелыми нарушениями речи (ПК-3); 4) знания об организациях, в которых оказывается помощь детям с такой речевой патологией (ПК-4); 5) способность использовать нормативные правовые документы в сво-
ей профессиональной деятельности (ПК-5); 6) знания об основных направлениях, методах и технологиях устранения нарушений речи: теоретические и практические представления о приемах и методах диагностики состояния детей, о комплексном подходе к устранению речевой патологии, об особенностях процесса обучения детей, о задачах, содержании, методах и формах работы, основных методиках коррекционного воздействия (ПК-6).
Методические компетенции (МК) проявляются в осознанном и целенаправленном использовании знаний логопедии при решении профессиональных задач в процессе коррекционной работы с детьми. К ним относятся: 1) способность осуществлять комплексную диагностику и анализировать ее данные с целью уточнения структуры нарушения и для выбора, построения или корректировки индивидуальных программ развития, образования детей и коррекционной работы с ними (МК-1); 2) прогностические способности - способность прогнозировать перспективы развития детей (МК-2); 3) способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ и коррекционных методик на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с патологией речи (МК-3); 4) способность к планированию, организации, проведению и совершенствованию коррекционной работы с детьми с учетом структуры нарушения, возрастных и индивидуальных особенностей детей - владение технологиями разработки, организации и проведения занятий, а также готовность к их адаптации к условиям конкретного образовательного процесса (МК-4); 5) готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению - отбор речевого и дидактического материала для занятий, средств и методов обучения, адекватных поставленным образовательным задачам, уровню развития и индивидуальным особенностям детей (МК-5); 6) способность к осуществлению кор-рекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (МК-6); 7) способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (МК-7); 8) владение способами решения проблем, возникающих в процессе кор-рекционной работы с детьми, и умение пред-
ставлять их остальным (МК-8); 9) умение сотрудничать с другими специалистами и официальными инстанциями, оказывающими помощь детям и их родителям, для решения задач профессиональной деятельности (МК-9); 10) готовность к взаимодействию и оказанию консультативной помощи родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения детей (МК-10); 11) способность к организации и развитию внутриколлективных и межличностных отношений детей (МК-11); 12) способность объективно оценивать свою работу и представлять результаты своего труда - способность оценивать уровень образовательных достижений детей как показателя эффективности коррекци-онно-педагогической работы с ними (МК-12); 13) способность к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации - умение использовать в работе современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (МК-13).
Социальные компетенции (СоцК) - это способности, с помощью которых можно грамотно организовать социальные отношения в рамках собственной профессии. К ним относятся: 1) владение профессиональными качествами речи - хорошо развитая устная и письменная речь, артикуляционная чистота, интонационно выразительная речь, владение навыками публичной речи, ведения дискуссии (СоцК-1); 2) эмпатия -сопереживание, сочувствие, отзывчивость в межличностных отношениях, корректное и адекватное восприятие других людей, способность понимать и действенно поддерживать их (СоцК-2); 3) способность выстраивать отношения с другими людьми и сохранять их в различных сферах деятельности (СоцК-3); 4) гибкость в работе с людьми, социальная мобильность - умение принимать различные роли (подчиненного, начальника, эксперта), готовность к организационно-управленческой работе, к руководству, способность мотивировать других, способность к компромиссам (СоцК-4); 5) способность к совместной работе с другими людьми в группе при выполнении важных задач (СоцК-5); 6) способность к восприятию критики и корректированию своего поведения на ее основе (СоцК-6); 7) способность к разрешению конфликтов в профессиональной сфере (СоцК-7); 8) способность понимать и анализировать экономические пробле-
мы и общественные процессы, связанные с профессиональной деятельностью (СоцК-8).
Личностные компетенции (ЛК) - это личностные качества, необходимые в профессиональной деятельности логопедов. К ним относятся: 1) способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, инициатива в работе (ЛК-1); 2) саморефлексия - способность к рефлексии собственного опыта, к осмыслению своей профессиональной деятельности, к самокритике (ЛК-2); 3) толерантность - терпимость, способность к адекватному восприятию различий между людьми, терпимость к чужому мнению, отсутствие резких реакций (ЛК-3); 4) самостоятельность и ответственность - умение самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность в процессе профессиональной деятельности (ЛК-4); 5) подвижность - способность изменять ситуацию или приспосабливаться к изменениям и различным ситуациям (ЛК-5); 6) эмоциональная и психическая стабильность - способность выдерживать физические и психические нагрузки, возникающие при работе с детьми с проблемами в развитии, а также их родителями и коллегами; умение справляться с напряженными ситуациями (ЛК-6); 7) обучаемость - способность учиться на собственном опыте, готовность к постоянному самообразованию, приобретению новых знаний и повышению квалификации в процессе профессиональной деятельности, стремление к личному развитию (ЛК-7).
Таким образом, при определении компетенций учителя-логопеда, необходимых для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, нами предусмотрено их разделение на предметные, методические, социальные и личностные. Перечень компетенций, наличие которых предполагается у обучающихся в конце обучения - это центральная составляющая в планировании любого учебного курса. Каждая компетенция сжато представляет цели обучения. Выбор этих компетенций определен на основе анализа требований, предъявляемых к профессии [1, с. 14].
При разработке бакалаврских программ предусмотрены возможности вуза в формировании компетенций с широким использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных педагогических ситуаций, тренингов и т. п.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития про-
фессиональных навыков студентов. Также предусмотрено определение стартового уровня развития компетенций, который необходим для дальнейшего обучения; определение учебных достижений и действий студентов, а также признаков, по которым можно установить сформи-рованность компетенций; установление уровня сформированности каждой отдельной компетенции для разных этапов обучения; определение способов формирования компетенций - педагогических условий и средств, необходимых для их формирования [1, с. 15-16].
Для успешной трудовой деятельности, для достижения положительных результатов в обучении детей с проблемами в развитии специалисту необходим определенный уровень овладения специальными профессиональными компетенциями. Недостаточная компетентность педагога в вопросах обучения детей с речевыми нарушениями может привести к усугублению, усложнению характера имеющихся нарушений подобно тому, как недостаточная компетентность врача приводит не к излечению, а к утяжелению состояния больного.
В связи с этим проблема обеспечения детей с тяжелыми нарушениями речи грамотным и квалифицированным психолого-педагогическим сопровождением в разных условиях обучения обусловливает специфику профессиональной подготовки будущих логопедов к работе с детьми такой категории и необходимость разработки новых образовательно-профессиональных программ подготовки, которые способствовали бы более эффективному применению полученных знаний будущими специалистами и повышали бы их мобильность и профессиональную компетентность.
Библиографический список:
1. Веблер, В.-Д. Профили компетенций выпускников как основа планирования учебных курсов [Текст] : материалы к семинару / В.-Д. Веблер ; под науч. ред. А. П. Чернявской. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. - 27 с.
2. Зидлер, Ф. Профили обучения для разных курсов: концепция «внешнеориентированного обучения» [Текст] : профилирование учебных курсов на примере Швейцарии / Ф. Зидлер
A. Ханфт, И. Мюскенс // Болонский процесс и его следствия для высшей школы. - Билефельд : Университетское изд-во «Веблер», 2005. - С. 38-40.
3. Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст] / под ред. А. В. Хуторского. -М. : Изд-во ЦДО «Эйдос», 2007. - 327 с.
4. Коточигова, Е. В. Компетентностный подход как основа построения повышения квалификации педагогов дошкольного образования [Текст] / Е. В. Коточигова, Т. Г. Киселева // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006. - С. 181-185.
5. Новоторцева, Н. В. Компетентностный подход как методологическая основа профессиональной подготовки логопедов [Текст] : В 2-х т. Т. 1 / Н. В. Новоторцева // Специальная педагогика и психология: современные проблемы теории, истории, методологии: материалы второго междунар. теоретико-мотодологического семинара. - М. : ГОУ ВПО МГПУ, 2010. - С. 390-394.
6. Новоторцева, Н. В. Подготовка студентов к реализации онтогенетического принципа в кор-рекционно-развивающей работе с детьми [Текст] / Н. В. Новоторцева // Ребенок с особыми образовательными потребностями: проблемы интеграции в социум. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004. - С. 3-8.
7. Тимошенко, И. В. Компетентностный подход при изучении микробиологии: от компетентности учителя к компетентности ученика [Текст] / И. В. Тимошенко // Высшая школа на современном этапе: проблемы преподавания, обучения и функционирования рынка труда: материалы междунар. научно-метод. конф. 14-18 мая 2007 г. / под ред. М. В. Новикова, И. А. Иродовой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. - С. 47-51.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» [Текст]. - М., 2010. - 27 с.
9. Шадриков, В. Д. Модель специалиста и высшее профессиональное образование [Текст] /
B. Д. Шадриков. - М., 2003.