Научная статья на тему 'Формирование диагностических компетенций у специальных психологов при изучении дисциплины «Диагностика психологической защиты у лиц с проблемами в развитии»'

Формирование диагностических компетенций у специальных психологов при изучении дисциплины «Диагностика психологической защиты у лиц с проблемами в развитии» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
377
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DIAGNOSTIC COMPETENCE / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISM / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ / SPECIAL PSYCHOLOGIST / ЛИЦА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ / DEVELOPMENTALLY-DELAYED PEOPLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терентьева Наталья Петровна

В данной статье рассматриваются вопросы формирования диагностической компетентности как основы профессиональной деятельности специального психолога. Необходимыми компетенциями студенты овладевают в процессе изучения дисциплины «Диагностика психологической защиты у лиц с проблемами в развитии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терентьева Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL PSYCHOLOGISTS’ DIAGNOSTIC COMPETENCES DEVELOPMENT IN THE COURSE “DIAGNOSTICS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF DEVELOPMENTALLY-DELAYED PEOPLE”

This article considers the problem of diagnostic competence development as the basis of a special psychologist’s professional training. Students gain the indispensable competences in the process of studying such a subject as «Diagnostics of psychological protection of developmentally-delayed people».

Текст научной работы на тему «Формирование диагностических компетенций у специальных психологов при изучении дисциплины «Диагностика психологической защиты у лиц с проблемами в развитии»»

УДК 378.147.88

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ЛИЦ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ»

© 2014

Н.П. Терентьева, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики

и специальной психологии

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы формирования диагностической компетентности как основы профессиональной деятельности специального психолога. Необходимыми компетенциями студенты овладевают в процессе изучения дисциплины «Диагностика психологической защиты у лиц с проблемами в развитии».

Ключевые слова: профессиональные компетенции; диагностическая компетентность; психологическая защита; механизмы психологической защиты; психологическая диагностика; специальный психолог; лица с проблемами в развитии.

Основой профессиональной деятельности психолога является способность изучать, диагностировать те явления, которые становятся объектом приложения сил специалиста. От того, насколько тщательно будет проведена диагностика, от обоснованности выводов, будет зависеть конечный результат. Результаты овладения студентами диагностической деятельностью могут быть сформулированы в терминах формирования соответствующих компетенций.

Под компетенцией понимается отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, необходимой для эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере [1, с. 8].

Диагностическая компетенция - это подготовленность психолога к самостоятельному и ответственному выполнению конкретных видов диагностической деятельности (наблюдение, тестирование, беседа, интервью), умение решать типовые диагностические задачи, осуществлять определенные функции [2, с. 157].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [3] определяет результаты освоения студентами-бакалаврами образовательной программы по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в качестве компетенций. ВГОС ВПО предписывает формирование таких компетенций в области диагностико-консультативной деятельности, как способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории; способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педаго-гических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики; способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности; готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения.

Большую роль в мотивации к освоению профессиональных компетенций играет осознанность целей их овладения студентами. Положительным влиянием на результативность обучения в этом аспекте обладает возможность выбора учебных дисциплин для освоения.

При обучении студентов по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (профиль подготовки «Специальная психология») на факультете специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии учебным планом предусмотрена возможность выбора дисциплин вариативного цикла.

К вариативному циклу относится модуль

«Формирование механизмов психологической защиты у лиц с проблемами в развитии». В этот модуль входят такие дисциплины, как «Диагностика защитных механизмов у лиц с проблемами в развитии», «Психологическая коррекция защитных механизмов у лиц с проблемами в развитии», «Формирование копинг-стратегий у лиц с проблемами в развитии».

Выбор данной предметной области для создания ряда курсов по выбору обусловлен чрезвычайно большой ролью, которую играют защитные механизмы личности как в жизни человека, имеющего проблемы в развитии, так и в профессиональной деятельности психолога.

Функциональное назначение психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностных конфликтов (напряжения), а не в непосредственном разрешении ситуации. Если ее использование переходит границы нормы, то есть защита начинает выступать основой поведения, приобретает свойство патологического стереотипа, становится ригидной, она мешает здоровому функционированию [4, с 1].

Точная диагностика защитных механизмов личности позволяет организовать процесс комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ, спланировать и реализовать необходимую работу по психологической коррекции защитных механизмов и формированию копинг-стратегий у лиц с проблемами в развитии.

Перечислим планируемые результаты освоения дисциплины «Диагностика психологической защиты у лиц с проблемами в развитии». Студент должен знать классификации защитных механизмов личности, характеристики защитных механизмов, признаки изменения характера защитного реагирования в процессе целенаправленной коррекционно-развивающей работы. Студент должен уметь осуществлять подбор и адаптацию методик диагностики защитных механизмов личности в соответствии с характером нарушения, в том числе для оценки динамики формирования защитных механизмов личности. Студент должен владеть процедурами диагностики защитных механизмов, способами обработки и интерпретации данных диагностики защитных механизмов личности, способами оценки количественных и качественных изменений в защитном функционировании лиц с ОВЗ, произошедших в результате коррекционно-развивающей работы.

Рассмотрим подробнее содержание курса и образовательные технологии, которые применяются для достижения данных образовательных результатов.

Работа с механизмами психологической защиты (в том числе психологическая диагностика) предполагает знание основных теоретико-методологических подходов к данному конструкту. Студенты изучают понятия «психологическая защита», «защитные механизмы личности», роль психологической защиты в адаптации, классификации защитных механизмов, онтогенез защитных механизмов. Большее внимание уделяется изучению психоэволюционной теории Р. Плутчика. Эта

теория широко используется в психодиагностике и психотерапии и является методологической основой большинства изучаемых в рамках дисциплины диагностических методик.

Аудиторная работа предусматривает, помимо лекций, обсуждение ключевых вопросов данной темы. Используются такие активные методы обучения как мозговой штурм, анализ проблемных ситуаций в малых группах.

Самостоятельная работа предусматривает анализ литературных источников по вопросам взаимосвязи защитных механизмов личности и проблем в профессиональной деятельности психолога, роли защитных механизмов личности в возникновении и разрешении конфликтов в социальной и профессиональной сферах, структуры защитных механизмов личности, взаимосвязи физического и психического уровней защитного реагирования и создание схем, таблиц, опорных конспектов.

Таким образом, закладывается «знаниевая» основа формируемых компетенций, студенты приобретают умение анализировать психологические явления с использованием соответствующей терминологии.

Значительное место при изучении дисциплины отводится проективным методикам диагностики личности. На аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной работы студенты овладевают методикой И.М. Никольской и Р.М. Грановской «Нарисуй и напиши» [5], модифицированной нами, а так же 8-цветовым тестом Люшера, знакомятся с тематическим апперцептивным тестом, детским апперцептивным тестом, тестом Сонди. На аудиторных занятиях студенты изучают механизмы психической проекции, теоретические основы проективных методик, возможности проективных методик в диагностике механизмов психологической защиты. Таким образом, студенты обучаются рациональному выбору средств психологической диагностики. Для эффективного формирования диагностических профессиональных компетенций необходим подробный анализ особенностей реализации диагностических процедур, трудностей в использовании той или иной методики. Студенты знакомятся с материалами диагностики реальных людей - детей и взрослых - с ОВЗ. Особое внимание уделяется внеаудиторной самостоятельной работе студентов, которая посвящена практическому овладению указанными методиками. Студенты проводят диагностику с использованием перечисленных выше методик. По итогам диагностики представляется отчет о проведении методики, включающий протоколы обследования, результаты обработки и интерпретации данных, выводы о специфике защитных механизмов, профессиональная рефлексия. Именно в процессе данной работы студент, на практике осваивая диагностические методики, определяет пути дальнейшего совершенствования полученных умений.

Метод наблюдения дополняет данные диагностики защитных механизмов личности, полученные с помощью проективных методик. Наблюдение осуществляется за такими проявлениями защитных механизмов, как спонтанные телодвижения, выученные защитные телодвижения. Схема наблюдения для изучения невербальных проявлений защитных механизмов включает в себя проявления каждого защитного механизма в невербальном поведении. Данные наблюдений обрабатываются и интерпретируются исходя из частоты проявления каждого защитного механизма в невербальном поведении.

На аудиторных занятиях студенты изучают процедуры наблюдения, параметры наблюдения, алгоритм обработки и интерпретации данных. Производится анализ профессиональных ситуаций в виде протоколов наблюдений, подготовленных преподавателем. В процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов проводится наблюдение за невербальными проявлениями защитных механизмов. Результаты наблюдения за ис-

пытуемым (протокол и заключение), трудности, возникшие в процессе диагностики, обсуждаются по ее итогам на занятии.

Для изучения защитных механизмов могут применяться опросники, в частности методика Life Style Index (LSI). Таким образом, могут быть выявлены ведущие механизмы психологической защиты, проведена оценка степени напряженности каждого имеющегося механизма.

В процессе аудиторной работы изучаются особенности процедуры проведения опросника Life Style Index (LSI), обработки и интерпретации данных, построения профиля защитного реагирования. В рамках самостоятельной работы по данной теме студенты проводят диагностику с использованием данного опросника, обрабатывают и описывают результаты, готовят рефлексивный отчет о проведенном исследовании. В дальнейшем, на аудиторном занятии, они вместе с преподавателем обсуждают возникшие трудности.

После того как студенты овладели отдельными диагностическими методиками, можно переходить к этапу обучения построению программы диагностики защитных механизмов в соответствии с индивидуальными особенностями испытуемого. Учет индивидуальных особенностей испытуемого (возраст, характер нарушения, особенности интеллектуального и речевого развития) отражается как в отборе методик, так и в их адаптации.

Одним из возможных предназначений диагностической программы является оценка изменения характера защитного реагирования в процессе психокоррекци-онной работы. Поэтому необходимо, чтобы студенты имели четкое представление об изменениях, которые претерпевает защита в ходе коррекции, могли выделить показатели этих изменений и отобрать методики, в которых эти показатели смогут проявиться.

В процессе преподавания дисциплины «Диагностика защитных механизмов у лиц с проблемами в развитии» особое внимание необходимо уделить контролю внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Именно в процессе данной работы студент на практике осваивает диагностические методики. Поэтому очень важно дать студентам обратную связь относительно качества выполненной ими работы, указать на пути дальнейшего совершенствования полученных умений. Для оценивания выполненных заданий студент осуществляет сбор документального портфолио.

Итоговым контрольным мероприятием по дисциплине является экзамен, который проводится в форме решения студентом практической ситуации. Экзаменационная ситуация включает в себя описание особенностей психофизического развития испытуемого, протоколы диагностического изучения защитных механизмов и вопросов по ним. Например, ситуация может содержать протокол выполнения методики «Нарисуй и напиши», характеристику обследуемого и следующие вопросы и задания:

- Интерпретируйте рисунок и текст. Какие защитные механизмы проявились в данном случае?

- Какие вопросы по рисунку Вы могли бы задать испытуемому? Обоснуйте свой ответ.

- Данные каких методик могли бы подтвердить/ опровергнуть выводы о наличии механизма (механизмов) выявленного в результате анализа рисунка? Какая адаптация указанных Вами методик необходима в данном случае?

Помимо функции контроля результатов освоения студентом необходимых компетенций, экзамен несет и обучающую функцию - позволяет еще раз применить их в профессиональной ситуации и получить от преподавателя обратную связь, внести при необходимости коррективы.

Форма проведения экзамена соотносится с компе-тентностно ориентированной итоговой государствен-

ной аттестацией и готовит студентов к ее прохождению. учения // Известия Волгоградского государственного

Необходимо отметить, что и сама диагностика за- педагогического университета. 2013. № 5 (80). С. 7-15.

щитных механизмов, и обучение диагностическим про- 2. Кот Т.В., Абдалина Л.В. Особенности и содержа-

цедурам студентов представляют определенную труд- ние диагностической компетенции психолога // Вестник

ность как из-за специфики феномена психологической Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные нау-

защиты, так и из-за недостаточности надежного, про- ки. 2010. № 12. С. 156-159.

стого в применении диагностического инструментария. 3. Федеральный государственный образовательный

Однако, учитывая роль психологической защиты в пре- стандарт высшего профессионального образования по

одолении человеком с проблемами в развитии много- направлению подготовки 050700 специальное (дефек-

численных трудных жизненных ситуаций, в адаптации тологическое) образование (квалификация (степень)

к социуму, а также принимая во внимание положитель- «бакалавр») [Электронный ресурс]. URL: http://goo.

ные результаты формирования диагностических компе- gl/6YZ57E

тенций у студентов, считаем перспективной работу по 4. Белов В.Г. Психологическая защита и ее роль в

совершенствованию как процедур диагностики защит- процессе формирования адаптационной системы чело-

ных механизмов, так и процесса формирования диагно- века // Ученые записки Санкт-Петербургского государ-

стических компетенций специальных психологов. ственного института психологии и социальной работы.

СПб., 2009. Т. 11. № 1. С. 10-12.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 5. Никольская И.М., Грановская Р.М.

1. Хуторской А.В. Педагогические основания диа- Психологическая защита у детей. СПб. : Речь, 2000.

гностики и оценки компетентностных результатов об- 504 с.

SPECIAL PSYCHOLOGISTS' DIAGNOSTIC COMPETENCES DEVELOPMENT IN THE COURSE «DIAGNOSTICS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF DEVELOPMENTALLY-DELAYED PEOPLE»

© 2014

N.P. Terentyeva, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair of special

pedagogics and special psychology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: This article considers the problem of diagnostic competence development as the basis of a special psychologist's professional training. Students gain the indispensable competences in the process of studying such a subject as «Diagnostics of psychological protection of developmentally-delayed people».

Keywords: professional competence; diagnostic competence; psychological defense; psychological defense mechanism; psychological diagnostics; special psychologist; developmentally-delayed people.

УДК 373.2, 376.3

ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

© 2014

О.Ю. Федосова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Т.В. Нестерова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», Самара (Россия)

Аннотация: В статье формулируются принципы построения современной концепции преодоления нарушений звукопроизношения у детей. Раскрывается сущность и значимость принципов комплексного подхода, системности, принципа последовательного, поэтапного формирования навыков звукопроизношения, онтогенетического, этиопатогенетического принципа, принципа дифференцированного подхода, опоры на сохранные анализаторы, учета контекста (контекстуальных влияний) и принципа коммуникативности в системе логопедической работы по формированию навыков фонетически правильной речи.

Ключевые слова: принципы; логопедическая работа; комплексный подход; принцип системности; онтогенетический принцип; этиопатогенетический принцип; дифференцированный подход; принцип коммуникативности; этапы логопедической работы; фонетический контекст.

Актуальность проблемы коррекции звукопроизно-шения сохраняется вследствие значительной частоты нарушений, количественного преобладания этих детей среди детей с другими речевыми расстройствами (М.Ф. Фомичева [1], Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская [2] и др.) и недостаточной эффективности существующих коррекционных приемов, обеспечивающих успешное овладение детьми навыками правильного произношения. Поэтому пересмотр подходов, лежащих в основе логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения, является в настоящее время одной из важных задач логопедии.

Из большого числа принципов, которыми необходимо руководствоваться при решении этой задачи, отметим наиболее значимые.

Принцип комплексного подхода. Нарушения звуко-произношения могут быть как самостоятельными (дис-лалия), так и проявляться в структуре различных речевых нарушений (ринолалия, дизартрия, заикание, ала-лия, афазия), неврологических и психопатологических синдромов (детский церебральный паралич, синдром

минимальной мозговой дисфункции, синдром психофизической расторможенности, задержка психического развития, олигофрения и др.). Это определяет необходимость комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, учитывающего характер взаимодействия речевых и неречевых проявлений.

Например, нарушение фонетического уровня речео-бразования при дизартрии объясняется слабостью двигательных нервов, участвующих в процессе моторной организации речи. Наряду с первичной и вторичной речевой симптоматикой, при дизартрии отмечается наличие признаков органического поражения центральной нервной системы: параличи, парезы и апраксии органов артикуляторного аппарата, изменения мышечного тонуса, расстройства координации, гиперкинезы и др. Возможны нарушения нервно-психических функций (внимания, памяти, мышления), задержка темпа психического развития. Поэтому эффективность коррекци-онно-логопедической работы по формированию звуко-произношения при дизартрии во многом будет определяться наличием многоаспектного воздействия, направ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.