УДК 376
Г. И. Анисимова
Исследование готовности логопеда к использованию средств музыки на занятиях по логопедической ритмике с дошкольниками
Статья посвящена вопросам исследования готовности логопеда к использованию средств музыки на логоритмике у дошкольников. Автором дается описание результатов пятилетнего исследования проблемы, раскрывающей важность внедрения в практику логоритмических занятий музыки с целью эффективности коррекционно-педагогической работы в логопедическом детском саду. Общепрофессиональные, общекультурные и специальные компетенции составляют творческий потенциал музыкальной подготовки логопеда к устранению неречевых и речевых нарушений у дошкольников.
В практической логопедии применяются специальные коррекционно-развивающие средства, к которым относится и музыка. В условиях профессиональной деятельности специалиста на занятиях по логопедической ритмике многие известные ученые, логопеды-практики отмечают значимость системного применения средств музыки в коррекции речевых и моторных расстройств у детей дошкольного возраста.
Исследование уровня готовности логопедов к использованию средств музыки в профессиональной деятельности на ло-горитмике у дошкольников выявило потенциал музыкальной подготовки учителей-логопедов в период их учебы на дефектологическом факультете, активность специалистов в использовании логоритмики, комплексное применение основных средств музыки и положительное отношение логопедов к повышению уровня профессиональной компетенции в использовании средств музыки.
Ключевые слова: средства музыки, музыкальная подготовка, логоритмика, логоритмические занятия, логопед, коррек-ционно-педагогическая работа, дети с речевыми нарушениями, профессиональная деятельность.
G. I. Anisimova
Research of Logopedist's Readiness to Use Music Facilities at Logorhythmic Lessons for Preschoolchildren
This article is dedicated to the questions of the research of logopedist's readiness to use music facilities at Logorhythmic lessons for preschoolchildren. The author gives the description of results of her 5-year research about importance of using music at Logorhythmic lessons aiming to improve the efficiency of special pedagogic work in the logopedic kinder garden. General professional, general cultural and special competencies make a creative potential of the logopedist musical training and his readiness to remove speech and nonspeech breakdowns of preschoolchildren.
In practical speech pathology special correctional - developmental means are used to which music belongs to. Under conditions of the specialist's professional activity at Logorhythmic lessons a lot of famous scientists and logopedists underline the importance of the systematic use of music facilities in correction of speech and motor breakdowns of preschoolchildren.
The research of logopedist's readiness to use music facilities in their professional activity at preschoolchildren Logorhythmic lessons shows both the potential of logopedist's musical training while they study at the Speech Pathology Faculty and the specialist's activity in using Logorhythmics and the complex use of general music facilities and the logopedist's positive attitude to the increase of the professional competence in use of music facilities.
Keywords: music facilities, musical training, logorhythmics, logorhythmic lessons, a logopedist, special pedagogic work, children with speech breakdowns, professional activity.
В связи с резким увеличением роста количества детей с речевыми нарушениями и расширением сети дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов остро встает вопрос об использовании современных инновационных технологий в кор-рекционно-педагогической работе логопеда. По данным Минобрнадзора, в ДОУ Российской Федерации сегодня насчитывается 4,8 млн. воспитанников, доля детей с речевыми нарушениями в общем числе составляет 1,8 млн. (38 %). Особую
актуальность приобретает проблема поиска новых, эффективных путей оказания коррекцион-ной и психолого-педагогической помощи нуждающимся детям [3].
С целью предупреждения и преодоления дефектов речи у дошкольников в практической логопедии применяются специальные коррекцион-но-развивающие средства, к которым относится и музыка. Значимость системного применения средств музыки в коррекции речевых и моторных расстройств в условиях профессиональной дея-
© Анисимова Г. И., 2014
тельности специалиста на занятиях по логопедической ритмике отмечают известные ученые, логопеды -практики: В. А. Гринер (1941, 1951, 1958), Н. А. Власова (1959),Е. И. Громова(1984), Н. А. Рычкова (1981, 1998), Г. А. Волкова (1985, 2002, 2003, 2010), Т. С. Овчинникова (1999), Е. Ю. Румянцева (1999), Е. В. Кузнецова (2002), Е. А. Медведева (2002), М. А. Поваляева (2003), Г. Р. Шашкина (2003, 2005), О. А. Новиковская (2005), Н.В. Павлова (2005), Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина (2005), А. Е. Воронова (2006), Г. И. Анисимова (2006, 2007, 2008), Е. В. Белякова (2007), Р. Л. Бабушкина (2011) и другие [1].
Научные исследования в области использования музыки в комплексной работе по устранению дефектов речи у дошкольников в настоящее время еще не нашли большого практического нужного применения. Недостаточно внедрены и апробированы исследования зарубежных психологов, педагогов, работы которых будут полезны учителю-логопеду в системе музыкально-коррекционной деятельности, Б. Тричкова (Болгария, 1923), Д. Михайи, К. Форрай (Венгрия, 1972), (М. Карабо-Коун (США, 1972), Муг (США, 1979), З. Матейовой, С. Машуры (Словакия, 1980), В. Коэн (Израиль, 1998) и других.
Подтверждает актуальность проблемы и недостаточность работ методического характера. Специалисты испытывают дефицит методических рекомендаций, дидактических требований к музыкальному репертуару, указаний по эффективному использованию средств музыки в развитии коррекции речевой и моторной сфер ребенка. Слабо учитывается психофизиологическое воздействие музыки на устранение недостатков сенсорного, двигательного, интеллектуального, психического развития дошкольников с нарушениями речи. Нередко логопеды не имеют широких представлений о возможном использовании музыки в своей профессиональной деятельности и затрудняются в ее применении на логопедических и логоритмических занятиях с детьми [4].
Анализ учебно-методической литературы по логопедической ритмике выявил доминирование использования художественно-речевых средств в структуре занятия до 80 % по сравнению с недостаточным объемом применения средств музыки. Г. А. Волкова в последнем переиздании учебника по логопедической ритмике в 2010 году обращала особое внимание на роль музыки в коррекции неречевых и речевых нарушений у дошкольников, подростков, взрослых: «Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством вы-
разительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движений и характер упражнений» [2].
В соответствии с проблемой и ее актуальностью определена тема исследования, в задачи которой входит изучение комплекса факторов, которые обуславливают направление и активность логопеда, его ценностные ориентации и личностные смыслы в развитии и совершенствовании своих компетентностных способностей в овладении знаниями, умениями, навыками адекватного использования средств музыки [7].
Цель исследования - определить уровень готовности логопедов к использованию средств музыки в профессиональной деятельности на логоритмике у дошкольников.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1) определить педагогический потенциал музыкальной подготовки логопедов;
2) определить активность специалистов в использовании логоритмики;
3) установить объем усвоения логопедами средств музыки;
4) определить качества личности логопеда, необходимые для использования средств музыки на логоритмике;
5) выявить музыкально-педагогические потребности, способствующие профессиональной компетенции логопеда.
В рамках данной статьи отражены результаты исследования, проводимого по согласованию с Управлением образования мэрии г. Ярославля специалистами кафедры логопедии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского с 2007 года по 2012 год. В качестве исследования был использован опросник, составленный на основе анкеты и разработанный автором.
Исходным пунктом явились данные респондентов о себе. Общий педагогический стаж логопедов составляет от 0,5 до 40 лет, средний показатель - 17,3 года; стаж работы по специальности от 0,5 до 35 лет, средний показатель - 10,7 лет. Согласно анкетным данным, из 181 специалиста в логопедических группах ДОУ г. Ярославля работает 132 педагога (72,9 %), на логопунктах - 49 (27,1 %). Определяющей является работа логопеда по специальности. За прошедшие 45 лет мы отмечаем рост показателей, отражающих динамику расширения сети логопедических групп и лого-пунктов. Особенно вырос приток молодых педагогов в дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного видов за
последние 10 лет на 67,4 % в связи с введением логопедической подготовки в ЯГПУ. Количество логопедов, получивших специальность в других педагогических вузах России, составил 32,6 %. В последние годы абитуриенты для получения образования по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» ориентируются в основном на ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. С учетом возрастного критерия, мотивации была разработана программа исследования готовности логопедов к применению в своей профессиональной деятельности средств музыки.
Первая задача исследования состояла в определении музыкальной подготовки учителя-логопеда:
музыкой занимались 38,7 % педагогов: начальное музыкальное образование имеют 17,1 %, музыкальную подготовку - 29,8 %, не занимались музыкой - 59,7 %;
нами были определены возрастные периоды проявления интереса к музыке у логопедов: в младшем школьном возрасте - 45,8 %, подростковом - 24,7 %, дошкольном - 19,3 %, в настоящее время - 17,6 %, в студенческие годы -10,5 %, раннее проявление - 3,3 %, отсутствовал интерес к музыке у 5,5 % специалистов;
музыкальная подготовка логопедов частично осуществлялась и при изучении междисциплинарных учебных предметов, как логопедическая ритмика - 67,9 %, методика музыкального воспитания дошкольников - 33,1 %, логоритмиче-ское и музыкально-ритмическое воспитание -9,9 %, музыкально-ритмическое воспитание -4,9 %, коррекционная ритмика- 3,3 %, ритмика -0,6 %.
В ходе исследования потенциала музыкальной подготовки учителей-логопедов мы определили следующее:
1. Музыкальная подготовка осуществлялась в довузовский период у 38,7 % логопедов и в период учебы на дефектологическом факультете у 83,9 % специалистов. Это можно считать исходной базой для использования музыки в коррекции речевых и моторных нарушений у детей на логоритмике.
2. Интерес и желание заниматься музыкой с ранних лет и по настоящее время проявляли 94,5 % логопедов, из них 68,4 % специалистов, не имеющих даже первичного опыта обучения музыке. При этом мы отмечаем у 66,8 % педагогов наибольшее увлечение музыкой в возрасте 310 лет и постепенное снижение интереса к музыке в период школьного и вузовского обучения. В
этом мы усматриваем преемственность музыкального воспитания между детским садом и начальной школой, с одной стороны, и решение педагогами более важных жизненных проблемам, как подготовка к поступлению в высшее учебное заведение и учеба в нем для получения специальности, с другой стороны.
3. Значение логопедической ритмики для практической и технологической подготовки учителя-логопеда в ходе освоения основной программы в вузе отметили две трети обследуемых, а знание методики в использовании средств музыки одна треть. Данное обстоятельство свидетельствует о противоречии между желанием использовать в коррекционной работе музыкальные средства и недостаточностью практических умений и методических знаний.
Вторая задача исследования заключалась в определении активности специалистов в использовании логоритмики. Нами были выявлены две группы логопедов, отличающиеся подходами, стратегией, задачами использования логопедической ритмики.
Первую группу логопедов составили педагоги, которые избирательно применяют средства логоритмики в системе коррекционной работы: на логопедических занятиях - 49,4 %, в групповых досугах - 40,3 %, на утренней гимнастике -25,9 %. Ко второй группе относятся педагоги, которые относят логопедическую ритмику к инновационным технологиям наиболее эффективного обучения, развития, воспитания дошкольников с нарушениями речи. Регулярно проводят логоритмику 27,1 % логопедов, нерегулярно -17,7 %, не используют - 55,2 %.
Причинами неиспользования логопедической ритмики являются следующие:
1) трудность включения логоритмики в сетку занятий (27,6 %);
2) отсутствие возможности использования ло-горитмики в условиях логопункта и групп раннего возраста (21,5 %);
3) недостаточно сформированы общепрофессиональные и общекультурные компетенции (13,7 %);
4) отсутствие условий для проведения лого-ритмики (13,7 %), к которым испытуемые отнесли недостаток времени, большую почасовую загруженность из-за индивидуальной работы с детьми, отсутствие помещения;
5) низкий уровень развития музыкальных способностей (11 %);
6) отсутствие контакта с музыкальным руководителем (7,2 %);
7) несформированность специальных компетенций, реализуемых в вокально-певческой, музыкально-ритмической деятельности (2,8 %).
В методике проведения логопедической ритмики были выявлены трудности: первая - подбор музыкального и речевого материала (27,6 %), вторая - разработка содержания и структуры ло-горитмического занятия (29,7 %), третья - организация процесса логоритмического воспитания (36,4 %).
Исследование активности специалистов в использовании логоритмики позволило выявить факторы, затрудняющие внедрение этой технологии в логопедическую практику.
Первая группа факторов связана с недостатками организационных условий и технического оснащения.
Вторая группа факторов касается неуверенности логопеда в связи с низким уровнем музыкальных способностей, а также вокально-певческих данных.
Третья группа факторов отражает недостаточность теоретических и технологических компетенций.
В процессе использования музыкальных средств на занятиях по логоритмике профессионально неподготовленные логопеды испытывают трудности коммуникативного и личностного характера. Об этом свидетельствую ответы 34,7 % респондентов. Недостатками условий объясняют свою пассивность 41,3 % респондентов. Дефицит необходимых методик отмечает 25, 4 % логопедов.
Третьей задачей исследования явилось установление объема освоения средств музыки специалистами в логопедическом воздействии, это определяется реализацией различных задач и функций в логопедической работе с детьми. По направленности применения музыка многофункциональна и отражает специфику работы логопеда. Коррекционную функцию музыки выделили 84,4 % специалиста, развивающую - 71,2 %, психотерапевтическую - 67,9 %, оздоровительную -49,2 %, воспитательную - 19,3 %, познавательную - 12,1 %.
Комплексное использование основных средств музыки (восприятие, музыкальное исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) отмечают 62,45 % логопедов, дифференцированное - 9,94 %, не используют средства музыки - 16,67 %, воздержались от ответа - 10,4 %. Наибольшее предпо-
чтение 55,1 % педагогов отдают музыкально-ритмическим средствам в коррекции моторно-двигательных нарушений у дошкольников; 11,3 % - пению в воспитании правильного звуко-произношения; 11,08 % - восприятию музыки для развития эмоциональной сферы, активного словаря, лексико-грамматического строя, диалогической и связной речи; 10,6 % - игре на детских инструментах в развитии и совершенствовании моторики руки.
Мнения исследуемых логопедов разделились при выборе способов исполнения музыки:
1) по способу звучания: 36,9 % логопедов отдали предпочтение исполнению «живой» музыки голосом и на инструменте, а в звукозаписи -26,9 %;
2) по способу звукоизвлечения: вокальную музыку применяют - 12,6 % респондентов, а инструментальную - 32,5 %;
3) по стилю музыки: детская (специально написанная для детей) музыка применяется 29,3 % специалистов, народная - 28,2 %, классическая - 25,9 %, современная - 21,4 %.
Изучение полученных результатов позволило установить следующее:
1. Выбор функций музыки в логоритмическом и музыкально-ритмическом воспитании дошкольников связан с профессиональной деятельностью учителя-логопеда.
2. Комплексное использование средств музыки умело применяют логопеды, владеющие знаниями, умениями, навыками коррекционной работы; отдельные средства музыки используются педагогами, не имеющими специальной подготовки к этому виду деятельности.
3. Выбор музыкальных средств определяется сформированностью личностно-мотивационного отношения педагогов к коррекции тех или иных речевых и неречевых нарушений у дошкольников, а также программными требованиями
4. Предпочтения логопедов к звучанию музыки мы объясняем наличием разного уровня музыкальной культуры специалистов, что позволило определить у них практический интерес по следующим параметрам: музыка в «живом» исполнении применяется на 11 % чаще, чем в звукозаписи; вокальная музыка используется в два с половиной раза реже инструментальной; третья часть логопедов проявили интерес к использованию народной и детской музыки, пятая часть - к современной и классической.
Четвертая задача исследования связана с определением качеств личности учителя-
логопеда, необходимых для использования определенных подходов для включения средств музыки на логоритмическом занятии. Выбор подходов к работе по логопедической ритмике определил следующие предпочтения педагогов:
- 74 % - системный подход;
- 58,5 % - комплексный и личностный;
- 38,6 % - индивидуальный;
- 38,1 % - компетентностный;
- 30,1 % - дифференцированный подход;
- 19,7 % - интегрированный.
Выбор подхода в профессиональной деятельности обусловлен их знаниями, информированностью, а также опытом.
Большое значение имеют качества личности, необходимые педагогу для использования их в музыкально-ритмической, музыкально-игровой, музыкально-слушательской, певческой, музыкально-творческой деятельности на логоритмике. С этой целью нами было проведено ранжирование и установлено, что:
- первое место занимают тактичность, как один из показателей нравственной культуры учителя-логопеда, и эмоциональность, как проявление социально-культурных и духовно-эстетических ценностей личности;
- второе место - организованность;
- третье - коммуникативность;
- четвертое - исполнительность;
- пятое - артистизм;
- шестое - мобильность;
- седьмое - эмпатия [5].
Качества творческой личности специалиста были определены с учетом опоры на общепедагогические функции, согласно А.И. Щербакову, а с учетом знаний, умений, необходимых учителю-логопеду в использовании средств музыки - по О. П. Радыновой. Всего было отобрано нами 20 качеств, составляющих содержание какой-либо педагогической функции. Направленность ори-ентаций специалистов в логоритмической деятельности у 97,8 % обследуемых педагогов такова: 1 место занимает развивающая функция, 2-е -информационная, 3-е - ориентационная, 4-е -мобилизационная, 5-е - конструктивная, 6-е -исследовательская, 7-е - организационная, 8-е -коммуникативная [6].
По итогам результатов мы обнаружили:
1. На сегоднявший день наиболее разработаны системный, комплексный, личностный, дифференцированный, компетентностный подходы, вековую историю имеет индивидуальный подход,
интегрированный подход остается актуальным, недостаточно освоенным и непроработанным.
2. Сравнивая показатели обследования личностных качеств педагога, мы отмечаем преобладание одних качеств, недостаточное развитие других и несформированность третьих.
3. Качества творческой личности составляют готовность логопеда к выполнению педагогических функций, определению содержания своих действий, выбору методов и приемов в реализации коррекционных задач на логоритмике.
Пятая задача исследования направлена на выявление педагогических потребностей логопедов в повышении их профессиональной компетенции. Положительное отношение к повышению уровня профессиональной компетенции в использовании средств музыки на логоритмике проявили 74,5 % логопедов, отрицательное -10,1 %, воздержались от ответа - 15,4 %.
Специалистами были определены следующие формы учебной деятельности для включения их в работу ДОУ, районного и городского методических объединений: 1) учебно-познавательные (97,7 %), 2) практико-обучающие (97,7 %), 3) аналитико-исследовательские (54,9 %). Среди предложенных тем для саморазвития логопедов наибольший интерес вызвали следующие аспекты коррекционно-педагогической работы: мотор-но-двигательное развитие - 47,5 %, координация движений - 39,2 %, ритм и графические навыки - 36,4 %, активный словарь и слушание музыки -29,3 %, музыкальное движение - 27,6 % и другие.
Анализируя результаты последнего исследования, мы выявили следующее:
1. Большая часть логопедов ориентирована на повышение профессиональной компетенции в применении средств музыки и нуждается в оказании им педагогической помощи.
2. Формы и виды учебной деятельности отражают направленность методической, теоретической, практической работы в условиях самообразования, курсов повышения квалификации, функционирования методических объединений логопедов.
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
1. Музыкальные возможности, имеющиеся у большинства педагогов на сегодняшний день, представляют собой фундамент для организации логоритмического и музыкально-ритмического воспитания дошкольников с нарушениями речи.
2. Логопедическую ритмику проводят около 50 % педагогов. Сформированность теоретических знаний на 23,1 % выше практических умений и навыков у специалистов, влияет на успешность коррекционной работы и отражает индивидуальные возможности, способности специалистов в становлении профессиональной компетентности, а также накопления опыта.
3. Использование и выбор средств музыки определяется позитивным отношением логопедов к музыке как комплексной технологии многофункционального воздействия на коррекцию речи и моторики дошкольников.
4. В правильном использовании средств музыки на логоритмических занятиях проявилась ориентационная направленность творческой личности специалиста на определение подходов и выполнение педагогических функций.
5. Проявив интерес к практическим формам использования средств музыки на логоритмике, % обследуемых педагогов хотели бы повысить профессиональную компетенцию.
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать общий вывод о том, что готовность специалистов к использованию средств музыки на занятиях по логопедической ритмике у дошкольников определяется вузовским и постдипломным образованием, личностно-мотивационным отношением к современным специальным технологиям. Выводы, полученные в настоящем исследовании, могут быть применены при решении проблем в музыкальной подготовке студентов, обучении дошкольников логопедических групп и повышении специальных (музыкально-педагогических) компетенций учителей-логопедов.
Библиографический список
1. Анисимова, Г. И. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. И. Анисимова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. -III часть. - С. 64-65.
2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - С. 99.
3. Герасимова, Р. Развитие системы общественного дошкольного образования [Текст] / Р. Герасимова, Н. Федина // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 67-72.
4. Лучинина, М. И. Педагогическая направленность музыкальной подготовки в педвузе как фактор профессионального становления будущих учителей [Текст]: дисс. ... к. п. н. / М. И. Лучинина. - СПб, 2003. - С. 27, 42.
5. Налбадьян, М. А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания молодежи средствами искусства [Текст] / М. А. Налбадьян. - Ставрополь: Кавказский край, 2005. - С. 50-51.
6. Радынова, О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] /О. П. Радынова, А. И. Катинене,
М. Л. Палавандишвили; под ред. О. П. Радыновой. - М. : Просвещение, Владос, 1994. - С.187-200.
7. Сычева, Е. С. Когнитивные и личностные особенности студентов дефектологического факультета [Текст] / Е. С. Сычева //Коррекционная педагогика. - 2006. - № 6 (18). - С. 78.
Bibliograficheskij spisok
1. Anisimova, G. I. Logopedicheskaja ritmika [Tekst] / G. I. Anisimova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2008. - III chast'.
- S.64-65.
2. Volkova, G. A. Logopedicheskaja ritmika [Tekst] / G. A. Volkova. - SPb. : DETSTVO-PRESS, 2010. - S. 99.
3. Gerasimova, R. Razvitie sistemy obshhestvennogo dosh-kol'nogo obrazovanija [Tekst] / R. Gerasimova, N. Fedina // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2007. - № 4. - S. 67-72.
4. Luchinina, M. I. Pedagogicheskaja napravlennost' muzykal'noj podgotovki v pedvuze kak faktor professio-nal'nogo stanovlenija budushhih uchitelej [Tekst]: diss. ... k. p. n. / M. I. Luchinina. - SPb, 2003. - S.27, 42.
5. Nalbad'jan, M. A. Pedagogicheskie uslovija social'no-jesteticheskogo vospitanija molodezhi sredstvami iskusstva [Tekst] / M. A. Nalbad'jan. - Stavropol' : Kavkazskij kraj, 2005.
- S. 50-51.
6. Radynova, O. P. i dr. Muzykal'noe vospitanie doshkol'ni-kov [Tekst] / O. P. Radynova, A. I. Katinene, M. L. Palavandishvili; pod red. O. P. Radynovoj. - M. : Pros-veshhenie, Vlados, 1994. - S.187-200.
7. Sycheva, E. S. Kognitivnye i lichnostnye osobennosti studentov defektologicheskogo fakul'teta [Tekst] / E. S. Sycheva // Korrekcionnaja pedagogika. - 2006. - № 6 (18). - S.78.