Научная статья на тему 'Система повышения квалификации руководителей образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы'

Система повышения квалификации руководителей образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамова Татьяна Ивановна

В статье сформированы ключевые профессиональной компетенции по отношению к руководителям образовательных учреждений, определены принципы организации процесса повышения квалификации, представлен мониторинг профессиональных компетенций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF PROFESSIONAL IMPROVEMENT OF SCHOOLMASTERS:EXPERIENCE, PROBLEM, PROSPECT

On the example of the faculty of professional improvement of the Moscow Pedagogical University the author examines the system of improvement of schoolmasters' professional skill. The main objective of faculty's work is support of modernization that ensures development of educational system, its conformity to social and economic requirements of the country, inquiries of the person, society and state.

Текст научной работы на тему «Система повышения квалификации руководителей образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы»

Раздел VI ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УДК 37.0

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Т. И. Шамова

Реализация концепции модернизации российского образования потребовала на всех уровнях системы непрерывного образования необходимости определения новых целей, изменения образовательной парадигмы, совершенствования содержания, технологий, форм обучения и ресурсной базы. Это, естественно, касается и системы дополнительного педагогического образования (ДПО). Особое место в решении задач модернизации занимает руководитель образовательного учреждения. Как же строится работа по повышению его квалификации?

Раскроем это на примере опыта факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки МПГУ.

Главная ориентация факультета заключается в опоре на цель модернизации, которая состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, ее соответствия социальным и экономическим потребностям развития страны,, запросам личности, общества и государства.

Развитие образовательной системы на факультете рассматривается как открытая государственно-общественная система, в которой повышается роль всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, методических служб.

Важной исходной позицией для факультета является построение образовательного процесса с учетом субъективного опыта каждого слушателя и определение конкретных путей его развития. Достижение этой цели привело к необходимости разработки реализуемого личностно-ориентиро-ванного подхода с использованием мониторинга успешности обучения слушателей.

В определении содержания профессиональной переподготовки и повышения квалификации ФПК опирается на совокупность ключевых профессиональных компетентностей, которая по отношению к руководителям образовательных учреждений рассматривается как интеграция системы управленческих знаний, умений и опыта, мотивационно-ценностной направленности руководителя, личностных качеств лидерства и творческой ориентации, стремления к достижению социально-педагогических результатов.

Основными из них являются:

- специальная компетентность, связанная с сугубо управленческой деятельностью;

-социальная компетентность, реализующаяся в умении сотрудничать, организовывать совместную деятельность коллектива на достижение целей, брать на себя ответственность за общие результаты;

-личностная компетентность - способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, стремление к постоянному повышению своей образовательной компетентности;

- умение организовать свой труд;

- обладание лидерскими качествами в совокупности с харизмой.

В структуре комплектования групп и обновленных программах на ФПК появились такие новые направления, как «Школа здоровья», «Профильное образование в условиях модернизации», «Школа полного дня», «Управление вариативным образовательным процессом в школе», «Технология развития познавательных способностей учащихся», «Современные технологии предупреждения и преодоления детской безнадзорности (управленческий аспект)», «ЕГЭ. Подготовка ОУ к эксперименту» и др.

Глобализация качества образования как мировая проблема красной нитью проходит через все содержание программ, реализуемых на факультете. Вопросы качества связываются с доступностью и эффективностью образования. Особая роль придается вопросам нравственного воспитания. Эта идея проходит через все курсы управления образовательными системами, а также через программу психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Словом, ФПК стремится нацелить содержание обучения на вооружение слушателей знаниями и обогатить опыт по успешному решению задач модернизации образования.

Развитие целей повышения квалификации и их изменение в соответствии с содержанием обучения привели к необходимости совершенствовать и образовательный процесс. В организации этого процесса мы опираемся на сочетание системно-деятельностного, личностно-ориентированного, синергетического, акмеологического и андрогогического подходов. При этом основными принципами выступают:

- принцип перманентности - процесс должен быть непрерывным. К сожалению, мы обеспечиваем только маленькую часть этой системы, ибо и до и после он протекает вне нашего влияния. Но мы понимаем непрерывность не только как уровневую организационную систему, но, главным образом, как непрерывность для самого человека, его постоянное самосовершенствование. Поэтому мы ставим задачу смотивировагь слушателя на продолжение повышения своей профессиональной компетентности после окончания обучения на факультете. И это является одним из критериев, включенных в мониторинг успешности обучения на ФПК;

- принцип сензитивности - повышение квалификации имеет свою специфику, обусловленную возрастом (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий), т. е. возраст слушателей не является самым оптимальным для личностного развития, и это необходимо учитывать, особенно при выборе образовательных технологий;

- принцип преемственности, предполагающий строить процесс с опорой на прошлый опыт и развивать его, чему способствует системная связь между целями, содержанием, методами и формами обучения;

ПО

- принцип интерактивности - ориентация на межличностное общение в познавательной деятельности, взаимодействие всех субъектов, в процессе которого меняются роли обучающихся;

- принцип рефлексивности, в основе которого лежит саморазвитие на основе самопознания и рефлексии. Именно на этих принципах осуществляется прежде всего личностно-ориентированное обучение.

Цель преподавателя — поиск и создание таких педагогических технологий, которые бы обеспечили формирование у слушателей личной потребности в познании, в овладении содержанием, а сами технологии должны быть востребованы каждым слушателем. Все это обеспечивается, во-первых, через представление содержания в разноуровневых задачах проблемного характера, что требует технологий проблемного решения задач; во-вторых, создание коммуникативной среды, обеспечивающей субъектив-но-смысловое общение, требует диалога как особой формы общения, поэтому используются технологии учебного диалога; в-третьих, имитация реализации профессиональных умений в разных ролях предполагает задействование личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности. Это приводит к разработке и использованию технологии, имитационных игр.

Важным фактором повышения качества обучения на ФПК являются условия, обеспечивающие успешность достижения образовательных целей. Главное из них - это ресурсное обеспечение функционирования и развития факультета. Основной ресурс—достаточно высокая профессиональная компетентность преподавательских кадров. Вместе с совместителями на кафедре работают 27 человек, из них - 3 д.п.н., 22 к.п.н., 2 человека - без ученой степени (учатся в целевой очной аспирантуре). Из работающих преподавателей 14 человек получили ученые степени на кафедре. Естественно, это важный фактор, так как формирование будущих преподавателей проходило в условиях жизнедеятельности кафедры, что способствовало более быстрому научному росту, принятию тех ценностей, которыми живут сотрудники кафедры.

Важным ресурсом успешного обучения слушателей является создание учебно-методического комплекса, в который входят требования к профессиональной компетентности руководителей, учебные планы и программы, сочетающие в себе классическую основу и динамичные компоненты, учебные пособия для руководителей всех уровней управления - от дошкольного до вузовского.

Одним из ведущих направлений являются проводимые на кафедре исследования актуальных вопросов образования и наполнение их результатами содержания образования. За последние 4 года разработано и издано 65 учебных пособий, 16 монографий и 259 статей. Среди них: комплекс «Управление по результатам» по всем педагогическим уровням; комплекс по проблемам адаптивного управления педагогическими системами; пособия по технологизации образовательного процесса, пособие по ЕГЭ. По всем основным направлениям модернизации изданы сборники научных трудов и материалов практического опыта (7 сборников).

Особо выделяется такой ресурс развития образования на факультете, как связь с практикой работы образовательных учреждений других регионов. Каждый преподаватель уже многие годы осуществляет работу в 2-3

базовых школах, способствуя переходу школ на уровень городских и окружных экспериментальных площадок. Длительное время мы работаем с такими регионами, как Смоленск, Курск, Белгород, Нижневартовск, Тамбов, Подмосковье, Псков, Ульяновск, Самара, Новосибирск, Барнаул и др. В процессе этой работы идет взаимное обогащение профессиональным опытом. Факультет оказывает практическую помощь регионам в повышении профессиональной компетентности кадров, разработке целевых программ по реализации задач модернизации образования. ФПК же получает возможность проводить исследовательскую работу, подготавливая в этом процессе и кадры (117 человек из регионов в последние 4 года защитили 3 докторские и 14 кандидатских диссертаций). Такая работа позволила оказать помощь регионам и на их базе провести научно-практические конференции. За последние 4 года были проведены 3 международные конференции (Брянск, Минск, Новосибирск). Факультет был инициатором, разработчиком и научным руководителем 7 международных конференций.

Вся эта совместная работа позволила обогатить как практику управления образованием, так и теорию.

На кафедре успешно функционируют аспирантура, докторантура и соискательство. Только в 2003 г. были выпущены 1 доктор и 12 кандидатов наук.

Несомненно, что вся работа, проводимая на факультете, позволяет осуществлять опережающее обучение, которое проходит как быстрое реагирование на зарождающиеся проблемы, а разработка путей их решения осуществляется через исследовательскую деятельность совместно с соискателями и аспирантами. Успех обеспечивается не только актуальностью проблем, но и тем, что наши соискатели - это практические работники, имеющие как широкий профессиональный опыт, так и опыт по конкретным проблемам. Результаты исследований используются преподавателями кафедры при обучении слушателей.

Это позволило обеспечить решение актуальных проблем образования:

- управление развитием педагогических систем;

- управление качеством образования на уровне ученика, студента, учителя, образовательного учреждения и региона;

- качество управления созданием образовательной среды;

- психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в школе;

- условия реализации здоровьесберегающих направлений в деятельности образовательных учреждений;

- технология развития познавательных способностей;

- мониторинг успешности обучения слушателей в системе ФПК;

- управление вариативным образовательным процессом в школе;

- профильное обучение;

- управление школой в условиях профильного обучения;

- технология подготовки образовательного учреждении к ЭГЦ.

Как принципиально новые разрабатываются проблемы развивающегося управления, стратегического и оперативного управления качеством образования, адаптивное управление развитием педагогических систем. Здесь мы продолжаем эксперименты модульного, мультипрофильного обучения.

По этой проблеме одновременно ведется эксперимент и в Белоруссии.

Каковы же результаты нашей работы? За последние четыре года (1998-2003 гг.) на факультете обучились 2850 человек. Из них повысили свою квалификацию 518 человек, профессиональную переподготовку прошли 1002. Резерв - 1399 человек.

Кафедрой разработана автоматизированная система мониторинга успешности обучения слушателей на факультете, которая позволяет выявить и оценить промежуточные результаты образовательного процесса, факторы и условия, влияющие на них, а также принять и реализовать управленческие решения по регулированию и коррекции прогнозируемых результатов. Образовательный мониторинг является основным механизмом управления качеством образования.

Мониторинг профессиональных компетентностей показал следующие результаты:

1. Специальная компетентность - повышение качества знаний и управленческих умений при изучении курсов:

- «Теория и практика управления»;

- «Развивающее обучение»;

- «Информационные технологии управления»;

- «Методология и методика педагогических исследований».

Используя технологию конструирования теста по предмету на основе

содержательно-деятельностной матрицы, преподаватели кафедры ФПКиП-ПРО разработали тестовые задания по различным курсам.

Оценку качества обучения слушателей невозможно осуществить по результатам оценки какого-либо одного, хотя бы и важного, курса профессиональной переподготовки. Многогранная деятельность руководителя школы требует наличия у него знаний многих дисциплин. Для свертки частных показателей в обобщенный мы использовали аддитивное свертывание как наиболее простое и в то же время не уступающее по эффективности другим. В результате мы получили и посчитали приращение по качеству знаний, которое составило 31 %(см. рис. 1).

%

X

5

Рис. 7. Оценка качества обучения слушателей ФПК

Созданная нами автоматизированная система мониторинга качества профессиональной переподготовки позволила преподавателям оперативно принимать управленческие решения по коррекции образовательного процесса, а слушателям - строить программы своего саморазвития.

Готовность слушателей к практическому использованию усвоенных знаний отслеживалась но специально разработанной анкете, цель шторой состояла в выявлении состояния освоения умений управления образовательным учреждением.

По самооценке слушателей, в области внутришкольного управления, управления образовательным процессом и психологии управления 80% готовы реализовать себя полностью. 78% слушателей считают, что способны проявить себя как высококвалифицированные специалисты в области управления процессом воспитания, повышения качеством образования и организации здоровьесберегающей среды. Следует отметить, что эти слушатели проявляют полную уверенность в готовности к деятельности, а остальные отмечают неуверенность в собственных силах.

Готовность слушателей к практическому использованию усвоенных знаний отслеживалась по их самооценке. Разработанная анкета имела своей целью выявить состояние освоения умений управлять образовательным учреждением.

Слушатели оценили себя следующим образом:

- 80% готовы к управлению образовательным процессом и использовать психологию управления на практике;

- 78% готовы к управлению воспитательным процессом;

- 81 % готовы к работе по повышению качества образования:

- 89% готовы к развитию здоровьесберегающей среды в школе.

Эти данные собирались по 20 позициям. В целом можно сказать, что

идет процесс не только развития управленческих знаний у руководителей, но и управленческих умений, направленных на реализацию задач модернизации образования.

2. Социальная компетентность. Оценивалась по умению сотрудничать в группах слушателей (методом наблюдения), а также при ответе слушателей на задания типа «Раскройте систему ваших последовательных действий при разработке образовательной программы школы». Цель: выявить степень привлечения учителей к разработке важных управленческих решений.

При поступлении на ФПК участие в разработке программы отмечалось у 47% слушателей. По окончании факультета этот компонент деятельности возрос до 88%, т. е. изменилось отношение слушателей к коллективным формам управления.

3. Личностная компетентность. Из этой составляющей мы проверили развитие личностной мотивации слушателей.

При исследовании ценностных ориентаций слушателей мы опирались на труды В.Т. Лисовского, П И. Бабочкина, Т.Э. Петрова, И. А. Зимней. Цен* ностно-мотивационная сфера слушателя как субъекта учебной деятельности сама по себе представляет сложный комплексный объект мониторинга, в процессе проведения которого мы отслеживали изменение всех пяти его компонентов (рис. 2).

%

Рис. 2. Развитие личностной мотивации слушателя ФГОС

Это позволило выявить как актуальную позицию слушателя в образовании, так и его профессиональную направленность, что было учтено в организации управления качеством образования на курсах профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений.

В результате исследований было выявлено, что наибольшую ранговую устойчивость имеет ценность «самореализация». В то же время была выявлена положительная динамика перехода внутреннего мотива с результата деятельности на процесс, т.е. произошло изменение собственно познавательного мотива у слушателей. Это может свидетельствовать в пользу сохраняющегося потенциала профессиональной переподготовки для руководителей образовательных учреждений, получающих удовлетворение от учебы и оценивающих этот процесс положительно.

В исследовании рассматривались также вопросы сформированности у слушателей профессионально значимых личностных качеств (лидерских, волевых, интеллектуальных, нравственных, коммуникативных). Данные качества невозможно сформировать за короткий промежуток времени, в течение которого слушатели проходят профессиональную переподготовку. Однако результаты исследований позволяют утверждать, что слушатели обучаются строить индивидуальные программы самообразования, хотя для решения проблемы повышения профессиональной управленческой компетентности требуется еще много усилий.

Так, у 57% испытуемых оказались недостаточно развиты лидерские качества, особенно умение убеждать и увлекать за собой людей. У некоторых слушателей выявлен низкий уровень оптимизма (менее 30% от необходимого уровня). Только у 31% испытуемых уровень развития этого качества соответствовал требуемому. Невысок и уровень направленности личности большинства испытуемых; имеют место затруднения в преодолении и решении конфликтов.

Общий вывод состоит в том, что факультет стремится повысить профессиональную управленческую компетентность руководителей образовательных учреждений на требуемом уровне. Однако далеко не все задачи

обучения решаются преподавателями равномерно. Но есть внутренние ре-зервыГкоторые следует задействовать более активно (например, повышение роли интерактивных методов в образовательном процессе).

Необходимо повышать качество дипломных работ. В связи с наличием Интернета сейчас появилась опасность «скачивания» информации в дипломные работы. Это ставит задачу изменения требований к дипломным работам. Очевидно, необходимо расширять в них практическую часть в форме конкретных разработок. Они есть и сейчас, но надо думать, как использовать Интернет не в ущерб качества дипломных работ.

На пути решения сложных задач последипломного профессионального образования возникает ряд проблем, касающихся всех ФПКиППРО. Одна из них, пожалуй, самая важная, - это отсутствие стандарта профессиональной переподготовки управленческих кадров образования и номера специальности, что вызывает огромный разнобой в определении содержания на разных ФПК.

Вторая проблема связана с отсутствием системы повышения профессиональной компетентности преподавательских кадров факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Следует заметить, что они в настоящее время отстранены от участия в живом процессе модернизации образования в России, от обмена опытом со своими коллегами.

Третья проблема-это слабое ресурсное обеспечение факультетов. Особо это касается компьютерной техники, мультимедийных проекторов и т. д. Имеет место и ряд региональных проблем.

Что касается проведения исследований, то в перспективе они должны быть нацелены на разработку современной профессиограммы руководителя образовательного учреждения, научного обоснования экспертизы отбора на должность руководителя и проведение его аттестации.

Желательно обобщить опыт работы разных факультетов, издать его и дать возможность всем преподавателям иметь эти материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.