Общественные и гуманитарные науки
• ••
21
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 821 (470.67)
СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ ПОВЕСТИ Г. АЛИМУРАДОВА «СЛЕД ПРЕСТУПНИКА»
THE SYSTEM OF CHARACTERS IN "THE CRIMINAL’S TRAIL" STORY BY G. ALIMURADOV
© 2015 Ашурбеков А. А.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Ashurbekov A. A.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена изучению системы персонажей повести «След преступника» Г. Алимурадова. В ней автор отмечает, что рассматриваемая повесть является первым детективным произведением в истории табасаранской национальной литературы. По мнению автора на организацию системы персонажей повести повлиял сюжет данного произведения, в основе которого лежит реализованное в раскрытии преступления противостояние советских органов госбезопасности и шпиона.
Abstract. The article deals with the the study of the characters of "The criminal's trail" story by
G. Alimuradov. The author notes that the considered story is the first detective work in the history of the Tabasaran national literature. In the author's opinion, the organization of the system of the characters of the story was influenced by the plot of this work, the basis of which is implemented in solving the crime the confrontation between State Security bodies and the spy.
Rezjume. Stat'ja posvjashhena izucheniju sistemy personazhej povesti «Sled prestupnika»
G. Alimuradova. V nej avtor otmechaet, chto rassmatrivaemaja povest' javljaetsja pervym detek-tivnym proizvedeniem v istorii tabasaranskoj nacional'noj literatury. Po mneniju avtora na organi-zaciju sistemy personazhej povesti povlijal sjuzhet dannogo proizvedenija, v osnove kotorogo lezhit realizovannoe vraskrytiiprestuplenijaprotivostojanie sovetskih organovgosbezopasnostiishpiona.
Ключевые слова: система персонажей, сюжет, детектив, композиция, образ, повесть, табасаранская проза.
Keywords: system of characters, plot, detective, composition, image, story, Tabasaran prose.
Kljuchevye slova: sistema personazhey, syuzhet, detektiv, kompoziciya, obraz, povest, tabasa-ranskaya proza.
Система персонажей является одним из уровней содержательной формы литературного произведения. О том, какое большое значение имеет анализ системы персонажей литературно-художественного произведения, говорил еще В. Г. Белинский: «Художественное создание должно быть вполне готово в душе художника прежде, нежели он возьмется за перо... Он должен сперва видеть перед собой лица, из взаимных отношений которых образуется его драма или повесть...» [3. C. 218]. Потом Г. Н. Поспелов, один из известных литературоведов ХХ столетия, напишет: «Персонажи
в своей совокупности составляющие систему, - это, как видно, сторона литературнохудожественного произведения, наиболее тесными узами связанная с содержанием. И при уяснении идеи эпического или драматического произведения важно понять, прежде всего, функцию системы персонажей - ее значение и смысл. Именно с этого естественно начинать рассмотрение новеллы или романа, комедии или трагедии» [4. C. 197].
Однако ни «Литературная энциклопедия понятий и терминов», ни «Краткая литературная энциклопедия», ни другие сло-
22
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2015
вари, ни многочисленные варианты книг «Введение в литературоведение» и «Теория литературы» до сих пор не дают развернутого определения системы персонажей [6. C. 260]. При рассмотрении данного вопроса мы будем придерживаться следующего определения системы персонажей, данного Н. Д. Тамарченко: «Система персонажей - художественно целенаправленная соотнесенность всех «ведущих» героев и всех так называемых «второстепенных» действующих лиц в литературном произведении. Через систему персонажей выражается единое авторское представление о человеке в его взаимоотношениях с природой, обществом и историей, а также о типах человека - в связи с различиями рас, национальностей, сословий, профессий, темпераментов, характеров, социальных ролей, психологических установок и идеологических позиций» [5. C. 36]. В соответствии с этим персонаж — «действующее лицо произведения, которое выполняет в нем заданные (традицией или автором) функции, т. е. совершает поступки, претерпевает невзгоды, перемещается в пространстве и времени изображенного мира. Его сущность либо исчерпывается совпадением инициативы поступков или иных действий и реакций с выполняемой сюжетной ролью, либо знаменуется (оставаясь нераскрытой) их принципиальным несовпадением» [6. C. 253; 7].
Относительно классификации персонажей, как и о самой системе персонажей, можно говорить об известном многоголосии исследовательской литературы. В большинстве случаев употребление тех или иных терминов определяется индивидуальным подходом исследователя. В нашем случае, где предметом исследования является система персонажей повести табасаранского писателя Г. Алимурадова «След преступника» [1], на классификацию персонажей решающую роль оказывает сюжет. Произведение Г. Алимурадова «След преступника» - шпионская детективная повесть. Не вдаваясь в подробности относительно жанровой разновидности этого произведения, отметим лишь то, что у детектива своеобразный тип сюжета, который и определяет систему персонажей.
Время возникновения детективной литературы в дагестанской прозе известный дагестанский литературовед С. Х. Ахмедов относит к 60-80-м годам прошлого столетия: «В рамках лирико-романтической
прозы возник новый для дагестанской литературы жанр детективного романа.
<.....>. Дагестанский детектив возникает
в пределах «серьезной» прозы» [2. C. 205].
Сказанное литературоведом в отношении дагестанской литературы вполне применимо и к табасаранской прозе. Появление детективных произведений в табасаранской литературе тоже приходится на этот период. Основоположником этой жанровой разновидности в табасаранской литературе можно считать Гаджиали Алимура-довича Алимурадова, автора повести «След преступника», которая и является материалом исследования данной статьи.
Детективные произведения дагестанских, в том числе и табасаранских, авторов, написанные во второй половине ХХ в., не выходят за рамки господствующего в литературе того времени направления и изображают в светлых, радужных тонах советскую действительность.
Сюжет повести «След преступника» строится вокруг раскрытия преступления. Завязка в повести Г. Алимурадова начинается с кульминации - убийства. В самом начале повести в кабинет прокурора города Гаджи Султановича Мусаева входит опечаленный Георгий Андреевич Абашидзе с предсмертной запиской от жены и когда через несколько минут на берегу реки находят обугленный женский труп, все думают, что этот труп, точнее то, что от него осталось, принадлежит молодой жене Абашидзе - Тамаре Босяцкой. На протяжении произведения идет опознание убитой и поиск убийцы, о чем свидетельствует и заглавие произведения. Официальная версия произошедшего - самоубийство. Тамара Босяцкая, молодая жена начальника геолого-разведывательной экспедиции Г. Абашидзе, облила себя бензином и подожгла - вот первый вывод, к которому приходит комиссия по расследованию данного преступления. В пользу этой версии говорит и то обстоятельство, что в оставленной предсмертной записке Т. Босяцкая сообщает о своем намерении покончить жизнь самоубийством. В произведении используется эффект ложной кульминации, когда окружающим пытаются внушить, что произошло самоубийство. Однако прокурора Г. Мусаева тревожит вопрос: зачем молодой и красивой девушке себя убивать? Поскольку Г. С. Мусаев был лично знаком с семьей Г. Абашидзе, то он просит начальника уголовного розыска Керимова разрешить ему самому вести это расследование. Во время ведения следственных мероприятий прокурор случайно узнает о том, что органы госбезопасности тоже интересовались личностью Т. Босяцкой. Прокурор Г. Мусаев встречается с начальником отдела КГБ полковником С. Б. Гамидовым. Из беседы с ним прокурор узнает о том, что и
Общественные и гуманитарные науки
• ••
23
органы безопасности разыскивают автомобиль на котором предположительно скрылась Т. Босяцкая. Поисками этого автомобиля занимается лейтенант КГБ Пулатов Зейнал. На этом заканчивается первая часть повести.
События во второй части переносят читателя на несколько недель назад. Основными действующими лицами этой части являются полковник С. Б. Гамидов и старший лейтенант З. Пулатов, который под прикрытием, представившись студентом исторического факультета, знакомится с Т. Босяцкой. Основной целью знакомства с ней был сбор информации о деятельности студентки Т. Босяцкой. По оперативным данным КГБ Т. Босяцкая занимались шпионской деятельностью, и именно для того, чтобы проверить данную информацию
З. Пулатов под видом студента-заочника входит в доверие к Тамаре и Музе.
Развязка сюжета связана с разоблачением шпиона и читатель узнает, что настоящее имя Тамары Босяцкой - Ангелина Ситкович. В самом конце повести все оставшиеся в живых персонажи, кроме Тамары и Зейнала, собраны в кабинете полковника Гамидова, где от него получают наставления.
Анализируемая повесть начинается как классический детектив (есть загадочное убийство, сыщик, используется эффект ложной кульминации), однако далее она трансформируется, и вторая часть в связи с заострением внимания автора на разведывательной работе чекистов, приобретает черты шпионской повести. В пользу этого говорит и тот факт, что в детективе требуется вычислить преступника, а в произведении Г. Алимурадова «След преступника» шпион и его планы в общих чертах известны с самого начала. Сотруднику госбезопасности З. Пулатову остается лишь обезвредить шпиона и предотвратить задуманное врагами преступление. Это не могло не повлиять и на систему персонажей произведения: традиционные для детектива три основных персонажа (жертва, преступник и сыщик) интересуют писателя гораздо меньше, чем противостояние советских органов госбезопасности и шпионов западных спецслужб. Своеобразными полюсами такой системы персонажей являются чекист - шпион. Именно такое противопоставление и является сюжетообразующим мотивом в повести «След преступника».
Шпионом в данном произведении Г. Алимурадова выступает Тамара Босяцкая - студентка радиотехнического факультета, жена начальника геолого-
разведывательной экспедиции, докторанта Г. Абашидзе.
О шпионке Т. Босяцкой известно немного: после первого курса по состоянию здоровья она переводится из Ростовского технического в столичный вуз республики. Сначала она становится секретарем, а затем и женой пожилого докторанта Г. Абашидзе. Основная деталь, на которую обращает особое внимание автор - игра в шахматы. Шпионка никогда не расстается со своими шахматами. Дело дошло до того, что дочь Абашидзе, Зина, поругалась с Т. Босяцкой из-за постоянных игр в шахматы дома. Лейтенанту КГБ Пулатову предстоит узнать тайну шахмат Т. Босяцкой. Он выясняет, что в шахматную доску был вмонтирован микромагнитофон, который записывал все разговоры.
Большое значение при раскрытии образа Т. Босяцкой имеет мотив маски и роли, которую играет шпионка. Она с легкостью меняет личины, не испытывая никаких моральных терзаний по этому поводу.
Т. Босяцкая изображается, в отличие от лейтенанта Пулатова Зейнала, подчеркнуто отрицательно. Она никогда не оценивает свои поступки с этической стороны. Обращает на себя внимание и ее форма поведения. Замужняя девушка всё свое свободное время (его у нее много!) тратит на игру в шахматы, походы в рестораны, распитие спиртных напитков.
Т. Босяцкой (она же А. Ситкович) в повести Г. Алимурадова «След преступника» противопоставлены сотрудники КГБ: полковник Гамидов и лейтенант Пулатов Зей-нал, традиционный для шпионского романа тандем: «начальник и подчиненный». Начальство в лице полковника КГБ С. Б. Гамидова не принимает непосредственного участия в действиях, за исключением инцидента в гостинице «Восход». Это «мозговой центр», который руководит работой подчиненных. Скорее всего, в связи с этим начальство характеризуется предельно кратко, но, тем не менее, образ чекиста получился запоминающимся благодаря своей строгости, требовательности, принципиальности и профессионализму.
В изображении старшего лейтенанта КГБ Пулатова просматривается характерная вообще для литературы «оттепели» тенденция «оживить» персонаж, сделать его более человечным. Так, из повести «След преступника» читатель узнает, что Зейнал способен полюбить и боится сделать больно другому человеку. К примеру, когда он чувствует, что влюбляется в Музу и она испытывает к нему подобные чувства, Зейнал ищет пути сообщить ей о том,
24
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2015
что у него уже есть семья. Введение в сюжетную канву любовной линии придает произведению романтический оттенок (пафос). Кроме того это приоткрывает внутренний мир героя.
В повести «След преступника» наиболее ярко высвечивается такое качество, свойственное и начальству, и рядовым сотрудникам советских органов госбезопасности, как забота о простых людях и то, чтобы они не оказывались игрушками в руках иностранных спецслужб. В этом плане показательны истории Музы, Фатимы и других. Это те люди, с которыми подружилась Т. Босяцкая, а они даже и не подозревали о том, что она является шпионкой.
Перечисленные выше и еще несколько других людей можно объединить в группу персонажей, которую условно можно обозначить как «советские люди». Эта группа неоднородна. В нее входят и заведующий кафедрой радиотехнического факультета Курчиев, и начальник геологоразведывательной экспедиции, работающий над докторской диссертацией Г. Абашидзе, и главный инженер завода «Почтовый ящик» Далгат Бекмурзаев и сын профессора Ахмедова - Хамза. Все эти люди, так или иначе, представляли для шпионки Т. Босяцкой определенный интерес. Они сами того не подозревая оказывали помощь иностранным спецслужбам. Об этом становится известно в самом конце произведения из последнего монолога полковника С. Б. Гамидова, который говорит о том, что лейтенант З. Пулатов совместно с чекистами города Ростов задержали Т. Босяцкую. Изъятая у него магнитофонная лента содержала важную информацию
о продукции и аппаратуре, изготавливаемой заводом «Почтовый ящик», основные выводы геолого-разведывательной экспедиции Г. Абашидзе, сведения о секретных исследованиях в лаборатории профессора Ахмедова. Отсюда и простой вывод: преступление в повести Г. Алимурадова носит не личный характер, как того требует детектив, а общегосударственный характер, и именно благодаря стараниям сотрудников КГБ эта информация не попала в руки западных спецслужб. Несмотря на то, что они являются людьми образованными, никто из них даже не догадывается о злом умысле Т. Босяцкой. Примечательно, что все персонажи повести, кроме полковника Гамидова и старшего лейтенанта Пулатова, изображаются наивными, доверчивыми, небдительными. Однако после поучений полковника Гамидова у читателя складывается впечатление, что эти «несознательные» граждане после наставлений непременно перевоспитаются.
В заключение отметим, что композиционная структура шпионского детектива «След преступника» Г. Алимурадова порождает следующую персонажную парадигму: с одной стороны - отрицательный персонаж (шпионка Т. Босяцкая, она же А. Ситкович), с другой стороны - положительные герои (полковник КГБ Гамидов и его подчиненный Пулатов). Между этими персонажами находится группа людей, которых можно назвать несознательными. Все три стороны связаны между собой цепью событий, фактов и явлений, так или иначе приводящих к раскрытию преступления.
Литература
1. Алимурадов Г. След преступника. Махачкала: Дагучпедгиз, 1972 / На таб.яз. 2. Ахмедов С. Х. Художественная проза народов Дагестана: История и современность. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.
3. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. М. : Изд-во АН СССР, 1954. С. 218. 4. Введение в литературоведение / под ред. Г. Н. Поспелова. 3-е изд., испр. и доп. М. : Высш. шк., 1988.
5. Тамарченко Н. Д. Система персонажей // Литературоведческие термины: Материалы к словарю. Коломна. 1997. С. 36-39. 6. Теория литературы / под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 2. 7. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / под ред. Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман.
М. : Академия 2004.
References
1. Alimuradov G. The criminal's trail. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1972 / Tab.lang. 2. Akhmedov S. Kh.
The fiction of the Dagestan peoples: History and modernity. Makhachkala: Dagknigozdat, 1996.
3. Belinsky V. G. Complete works. Vol. 5. M. : AS USSR Publishing, 1954. P. 218. 4. Introduction to the literary studies / ed. by G. N. Pospelov. The 3rd Issue, rev. and suppl. M. : Vysshaya Shkola, 1988. 5. Tamarchenko N. D. System of characters // Literary terms: Materials for the dictionary. Kolomna. 1997. P. 36-39. 6. Theory of literature / ed. by N. D. Tamarchenko. Vol. 2. 7. The theory of literary discourse.
Theoretical poetics / ed. by N. D. Tamarchenko, V. I. Tyupa, S. N. Broitman. M. : Academy, 2004.
Literatura
1. Alimuradov G. Sled prestupnika. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1972 / Na tab.jaz. 2. Ahmedov S. H. Hu-dozhestvennaja proza narodov Dagestana: Istorija i sovremennost'. Mahachkala: Dagknigoizdat, 1996.
3. Belinskij V. G. Polnoe sobranie sochinenij. T. 5. M. : Izd-vo AN SSSR, 1954. S. 218. 4. Vvedenie v litera-
Общественные и гуманитарные науки
• ••
25
turovedenie / pod red. G. N. Pospelova. 3-e izd., ispr. i dop. M. : Vyssh. shk., 1988. 5. Tamarchenko N. D. Sistema personazhej // Literaturovedcheskie terminy: Materialy k slovarju. Kolomna. 1997. S. 36-39.
6. Teorija literatury / pod red. N. D. Tamarchenko. T. 2. 7. Teorija hudozhestvennogo diskursa. Teoretich-eskaja pojetika / pod red. N. D. Tamarchenko, V. I. Tjupa, S. N. Brojtman. M. : Akademija» 2004.
Статья поступила в редакцию 07.06.2015 г.
УДК 821
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ФЕЙЗУДИНА НАГИЕВА
THE SOCIO-CULTURAL ASPECT IN FEYZUDIN NAGIEV’S PUBLICISM
© 2015 Бабаева И. Н.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Babaeva I. N.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В данной статье, посвященной творчеству и деятельности Фейзудина Нагиева, дается обзор публицистической деятельности ученого, сосредоточенной на проблемах современного состояния лезгинского языка, на вопросах этнической и территориальной общности одной из многочисленных национальностей Дагестана.
Abstract. The author of the article, deal with Feyzudin Nagiev’s creativity and activity, reviews the the scientist’s journalistic activity, focusing on problems of the modern state of the Lezghin language, on the issues of the ethnic and territorial generality of one of the many nationalities of Dagestan.
Rezjume. V dannoj stat'e, posvjashhennoj tvorchestvu i dejatel'nosti Fejzudina Nagieva, daetsja obzorpublicisticheskoj dejatel'nosti uchenogo, sosredotochennoj na problemah sovremennogo sos-tojanija lezginskogo jazyka, na voprosah jetnicheskoj i territorial'noj obshhnosti odnoj iz mnogo-chislennyh nacional'nostejDagestana.
Ключевые слова: национальная идея, философия, культура, социология. Keywords: national idea, philosophy, culture, sociology.
Kljuchevye slova: nacional'naja ideja, filosofija, kul'tura, sociologija.
Нагиев Фейзудин Рамазанович - дагестанский ученый, публицист, литературовед и историк, директор НИИ Албанисти-ки. Им написано множество статей на тему истории своего народа. В лезгинской литературе Фейзудин Нагиев является личностью, поэтом, за плечами которого более десяти поэтических сборников. Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета Фейзудин Нагиев - автор нескольких монографических работ: «Поэтическое наследие Сулеймана Стальского» (проблемы текстологии), «Етим Эмин. Путь к истине», «Правда о действительности Эмина», опубликованы
более двухсот статей, рецензии по истории и этнографии, ономастике и этимологии, культуре и политике.
Фейзудин Нагиев известен и как публицист. Из-под его пера вышло более двухсот газетно-журнальных публикаций, посвященных судьбе разделенного лезгинского народа, вопросам языка и литературы, истории и культуры. Его дорожные дневники «В Турции у братьев» о жизни и исторической судьбе лезгинской диаспоры в Турции (1992 г.) открыли читателю много интересного и неизвестного из жизни турецких лезгин. Статьи Ф. Нагиева печатались в отечественных и зарубежных изданиях (Польши, Германии, Латвии, Украины,