ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.091.212.5
Е. М. Харланова Челябинск
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная активность; развитие социальной активности; система педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов.
АННОТАЦИЯ. Раскрывается система педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов во взаимосвязи ее элементов, компонентов (теоретико-методологического, технолого-методи-ческого, организационно-практического), подсистем (педагогической и самообразовательной учебно-профессиональной деятельности) и последовательной смены состояний — информационно-мобилизационного, побу-дительно-поддерживающего и сопроводительно-консультационного.
Е. М. Harlanova
Chelyabinsk
SYSTEM OF PEDAGOGICAL PROVIDING
OF SOCIAL ACTIVITY DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS
IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL
KEY WORDS: social activity; social activity development; system of pedagogical providing of social activity development of future specialists.
ABSTRACT. In the article the author describes the system of pedagogical providing of social activity development of future specialists in correlation of its elements, components (theoretic-methodological, techno-methodical, organizational-practical), subsystems (pedagogical, self educational trainingprofessional activity) and progression change of states: informational-mobilizational, stimulating-supportive, accompanying-consultational.
В послании Федеральному собра- относительно недалеком будущем будет
нию Президент РФ Д. А. Медве- напрямую зависеть от способности госу-
дев отмечает, что благополучие России в дарства и общества находить и поощрять
талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодежь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности [1]. Студенческая молодежь выступает носителем инновационного потенциала, при этом принципиальное значение имеет то обстоятельство, какую направленность примет его реализация — во благо личности, общества и государства или вопреки ему.
Результат осознания личностью взаимосвязи с социумом и конструирование способа взаимодействия с ним, позволяющего раскрыть свой потенциал, проявляется в социальной активности личности. Социальная активность личности — сложное состояние и одновременно свойство субъекта осуществлять осознанное взаимодействие с социальной средой, детерминированное преимущественно им самим и осуществляющееся в процессе психической и практической деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития и сложившейся системой отношений личности. Развитие социальной активности будущего специалиста является одной из важнейших задач профессиональной подготовки будущих специалистов.
Развитие социальной активности будущего специалиста — процесс и результат количественных и качественных изменений в осуществлении студентом осознанного самодетерминированного взаимодействия с социальной средой по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития и собственной системой отношений.
Образовательный процесс вуза — уникальная среда развития социальной активности будущих специалистов, наполненная взаимодействиями субъектов, ресурсами, средствами, в совокупности образующими потенциал развития социальной активности, который находится в свернутом, зарезервированном виде. Как
отмечает А. И. Тимонин, чтобы мобилизовать его, перевести из резервного состояния в актуальное, нужна определенная сила, и педагогическое обеспечение выступает такой внешней силой [2. С. 125], направленной на актуализацию потенциала образовательного процесса и его реализацию будущими специалистами, что обеспечивает проявление и преобразование их социальной активности.
Опираясь на положения системносинергетического, субъектно-средового, компетентностного подхода, рассматриваем педагогическое обеспечение развития социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза как саморазвивающуюся динамическую систему.
Элементами системы являются меры, представляющие акты педагогической деятельности, направленные на совершенствование условий, наращивание ресурсов, создание средств образовательного процесса, позволяющие расширять возможности развития социальной активности будущих специалистов, содействовать актуализации, мобилизации, реализации студентами данных возможностей в образовательном процессе вуза.
Каждый из компонентов системы состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, выполняет свою функцию: теоретико-методологический — функцию стратегической ориентации педагогического обеспечения, технолого-мето-дический — функцию тактической ориентации и организационно-практический — функцию операциональной ориентации, что в совокупности обеспечивает целостность исследуемой системы.
Теоретико-методологический компонент педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов включает совокупность мер, направленных на определение целей осуществляемого педагоги-
ческого обеспечения, анализ внешних и внутренних факторов процесса и обоснование необходимых условий для их более эффективного использования, выявление закономерностей и определение принципов преобразования объектов, основных направлений педагогического обеспечения. Этот компонент задает те параметры порядка, которые обусловливают целостность системы педагогического обеспечения.
Данный компонент способствует модернизации базовой концепции педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов в конкретном образовательном учреждении в процессе диалогового взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Технолого-методический компонент педагогического обеспечения включает совокупность мер по выявлению, отбору, созданию, систематизации наиболее эффективных средств образовательного процесса и технологий их преобразования и использования, обеспечивающих большую включенность самого студента в реализацию возможностей развития социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе вуза.
Технолого-методический компонент включает следующие виды педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов:
• программно-методическое обеспечение — систему учебно-нормативной документации формального учебного процесса (учебно-методические комплексы основных образовательных программ и учебных дисциплин) и нормативной документации внеучебного процесса (программ дополнительного образования, программ неформального образования, программ воспитательной работы;
• инструментально-методическое обеспечение — совокупность образова-
тельных средств: виды социально значимой деятельности, в которые может включиться субъект для реализации и проявления социальной активности в образовательном процессе вуза; группы-общности, выступающие коллективными субъектами социальной активности, субъектом которых может стать студент; приспособления (портфолио, рефлексивные дневники, контракты по реализации инициатив и др.), методы (стимулирования, целеполагания, рефлексии, проектные, диалоговые, групповые); формы организации взаимодействия с субъектами образовательного процесса (индивидуальная, парная, командная, интерактивная), которые может использовать педагог для достижения целей обеспечивающей педагогической деятельности;
• технологическое обеспечение — совокупность алгоритмизированных процедур образовательного процесса по содействию реализации субъектами возможностей развития социальной активности (в учебном процессе — технологии проблемного, эвристического, продуктивного обучения, во вне-учебном процессе — технологии мо-дерации, фасилитации, коучинга);
• диагностическое обеспечение — совокупность процедур по реализации мониторинга среды образовательного процесса и его субъектов по выявлению уровня и типа развития социальной активности.
Технолого-методический компонент способствует интенсификации (повышению результативности на основе более полного и рационального использования ресурсов, совершенствования средств) педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов в вузе.
Организационно-практический компонент — совокупность процедур
по организации взаимодействия субъектов образовательного процесса и реализации ими возможностей развития социальной активности. Включает организацию общения, взаимодействия субъектов по осуществлению совместной деятельности при помощи имеющихся инструментов и выбора наиболее целесообразной тактики (директивной, патерналистской, партнерской) для актуализации и реализации субъектами возможностей развития социальной активности и рефлексии результатов.
Педагогическое обеспечение включает две подсистемы: педагогическую деятельность и самообразовательную деятельность субъектов образовательного процесса, во взаимодействии которых возможно обеспечение целостности системы и проявление ее синергизма. Педагогическая деятельность по обеспечению развития социальной активности направлена на преобразование среды образовательного процесса, обогащение ее
возможностями развития социальной активности. Самообразовательная деятельность направлена на реализацию имеющихся возможностей развития социальной активности, посредством чего студент вовлекается в процесс взаимодействия, освоения опыта деятельности, личностно-социальных компетенций, что влияет на изменение его потребностей и актуализацию новых возможностей, соответствующих динамике развития его социальной активности.
Поскольку факторы среды оказывают воздействие на активность личности, если резонируют с ее внутренними потребностями, т. е. внешнее воздействие приближается к значениям, определяемым свойствами самоорганизующейся системы, необходимо стремиться к согласованию функций обеспечивающей педагогической деятельности и функций самообразовательной деятельности студента (табл.).
Таблица
Согласование функций педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов с функциями самообразовательной деятельности студента
Функции педагогического обеспечения Механизм согласования Функции самообразовательной деятельности студента
Диагностико-аналитическая (консолидирующая) Мотивационно-целевая Диверсификация Агрегация Дополнение Делегирование Иерархизация Самодиагностика Самоориентация Целевое самоопределение
П роектно-прогностическая Организационно-регулятивная (содержательная) Самопланирование Саморегуляция Самоорганизация Самокоммуникация
Рефлексивно-коррекционная Самоанализ Самокоррекция
Механизмы согласования функций, реализующихся двумя сторонами взаимодействия, рассмотрены В. И. Коваленко, который относит к ним диверсификацию (расширение запаса
вариативности в действиях с целью последующего отбора наиболее оптимальных вариантов совместной активности), агрегацию (интеграция активности в общую, более сложную структуру и реа-
лизация в ней в трансформированной, преобразованной форме), дополнение (каждый вносит в общее дело то, чего нет у другого субъекта, недостатки одного субъекта компенсируются за счет достоинств другого), делегирование (субъект добровольно снимает с себя некие функции и передает их другому субъекту), ие-рархизацию (полномочия передаются добровольно или принудительно одному из субъектов на основе его функционала) [3. С. 100—102].
Целесообразно использовать данные механизмы во взаимосвязи: в период функционирования уже освоенных функций — иерархизацию и делегирование (как механизмы, сокращающие временные затраты), а в процессе освоения новых функций — диверсификацию и агрегацию (механизмы, обеспечивающие повышение субъектности участников взаимодействия).
Рассмотрение педагогического обеспечения развития социальной активности будущего специалиста как динамической системы предполагает описание смены ее состояний, обусловленных динамикой развития социальной активности студентов. В динамике развитие социальной активности будущего специалиста предстает как полицикличный процесс, осуществляющийся по спирали, в котором опыт и новообразования предыдущего цикла являются ступенькой (основой) для возникновения последующего. Каждый цикл обусловлен осознанием и реализацией определенной социальной потребности личности, содержательно включает освоение ею определенных видов деятельности в конкретной среде и включает совокупность последовательной смены трех фаз — накопления (используя социальную активность внешней среды, субъект путем интериоризации осваивает ее ресурсы, средства), инсайта (определение субъектом наиболее благоприятного пути развития, соответствующего его внутренней природе, что
обеспечит переход к экстериоризации), проявления (реализация социальной активности через экстериоризацию). Постепенно достижение определенного предела упорядоченности приводит к возникновению неустойчивости и началу нового цикла.
Развитие социальной активности будущего специалиста в ведущей для него учебно-профессиональной деятельности, от цикла к циклу проявляется в повышении уровня самоорганизованности, са-модетерминированности и гармоничности (согласованности личного и социального интереса) субъекта в социальном взаимодействии, расширении сферы и углублении уровня социального взаимодействия как последовательный переход от адаптационно-репродуктивного уровня социальной активности (ситуативной, произвольной социальной активности) через поисково-эвристический (поисковая социальная активность) к творческо-преобразующему (надси-туативная, сверхнормативная социальная активность).
Педагогическое обеспечение развития социальной активности будущего специалиста должно осуществляться адекватно уровню, типу и фазе цикла развития социальной активности будущего специалиста, опираться на потребности студента и педагогическую целесообразность. На этой основе мы выделяем следующие этапы реализации педагогического обеспечения: информационно-мобилизационный этап, побуди-тельно-поддерживающий этап, сопроводительно-консультационный этап.
На информационно-мобилизационном этапе педагогическое обеспечение развития социальной активности будущего специалиста направлено на осуществление комплекса мер по информированию студентов о возможностях развития социальной активности в образовательном процессе, актуализацию самоанализа, самоопределения, поиск своей
цели, вовлечению их в групповую совместную деятельность по обсуждению социальных проблем, способов их решения, осуществлению проб в совместной деятельности по реализации разработанных решений, их обсуждению и активизации самоанализа, саморефлексии студентами.
Побудительно-поддерживающий этап педагогического обеспечения развития социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе вуза как комплекс мер направлен на выбор студентом пути осознанной реализации возможностей развития социальной активности будущих специалистов, построение им индивидуальной стратегии социальной активности в образовательном процессе в соответствии с осознанными социальными потребностями и социальными требованиями.
Сопроводительно-консультационный этап педагогического обеспечения развития социальной активности будущего специалиста представляет комплекс мер по включению студента в социально-образо-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Послание Президента РФ Д. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/11/13 /poslanie-tekst.html.
2. ТИМОНИН, А. И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета : дис. ... д-ра пед. наук / А. И. Тимонин. — Кострома, 2008.
3. КОВАЛЕНКО, В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: на материале вузов МВД России: дис. ... д-ра пед. наук / В. И. Коваленко. — Белгород, 2008.
LIST OF LITERATURE
1. Message of President of Russian Federation D. Medvedev to Federal Assembly / [e-resource]. — Access mode : http://www.rg.ru/2009/11 /13 /poslanie-tekst. html
2. TIMONIN, A. I. Socio-pedagogical providing of professional formation of students of humanitarian departments of Universities : dis. of doc. of ped scince / A. I. Timonin. — Kostroma, 2008.
3. KOVALENKO, V. I. Polysubject management of educational system development: on the basis of high school of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation : dis. of doc. of ped scince / V. I. Kovalenko. — Belgorod, 2008.
Получено 17.0 6.10 © Харланова Е. М., 2010
вательное пространство вуза как субъекта профессионально ориентированной продуктивной деятельности.
Таким образом, система педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза предстает как взаимосвязанная совокупность элементов (мер обеспечивающей педагогической деятельности), компонентов (теоретико-методологического обеспечения как стратегической ориентации, технолого-методического обеспечения как тактической ориентации и организационно-практического обеспечения как операциональной ориентации), подсистем педагогической обеспечивающей деятельности и самообразовательной обеспечиваемой деятельности студентов в согласовании их функций. Смена ее состояний обусловлена динамикой развития социальной активности будущих специалистов, включает информационно-мобилизационный, побудительно-поддерживаю-щий, сопроводительно-консультационный этапы.