УДК 378 ББК 74. 480
Харланова Елена Михайловна
кандидат педагогических наук г. Челябинск Kharlanova Elena Michailovna
Candidate of Pedagogical Sciences Chelyabinsk
Образовательный процесс вуза как среда развития социальной активности будущих специалистов
В статье с позиций системно-синергетического и субъектно-средового подхода осуществляется анализ образовательного процесса вуза как среды развития социальной активности будущих специалистов, ее функций, способов влияния на развитие социальной активности субъектов.
The article focuses on the analyses of educational process at institute of higher education as the environment for future experts’ social activity development, its functions, methods of influence on persons social activity development from the point of view of system-synergetic and subject-environment approach.
Ключевые понятия: образовательный процесс, развитие социальной активности, субъектность, среда.
Key words: educational process, development of social activity, subjectivity, environment.
Социальная активность будущих специалистов является важнейшим ресурсом социального и экономического прогресса страны, обеспечивающим социально значимые изменения в обществе, и фактором личностного и профессионального развития, позволяюшим прожить свою жизнь плодотворно и интересно. Это означает, что профессиональная школа должна создать условия для развития социальной активности будущего специалиста.
Однако решение проблемы развития социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе вуза в условиях полипарадигмально-сти современного научного знания сопровождается методологическим разрывом между теорией и практикой, что проявляется в декларации одних подходов и разработке и реализации программ в соответствии с положениями других, противоречивостью понятийно-терминологического поля процесса развития социальной активности будущих специалистов.
Полагаем, что общенаучной основой исследования проблемы развития социальной активности, обеспечивающей междисциплинарный синтез, принципы
интеграции и диалога наук, является системно-синергетический подход. Педагогический аспект изучения процесса развития социальной активности будущего специалиста требует определения пути целенаправленного влияния на него в интересах личности и общества. Обращение к системно-синергетическому подходу вызвано тем, что исследование развития социальной активности будущего специалиста возможно лишь как исследование проблемы развития самоуправляемого (самоорганизующегося), что позволяет осуществить данный подход.
Развитие социальной активности будущих специалистов предстает как процесс и результат количественных и качественных изменений в проявлении студентом способностей к осознанному взаимодействию с социальной средой по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития и собственной системой отношений. В рамках исследования мы рассматриваем развитие социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе вуза, который определяем как взаимодействие педагогов и студентов, включающее педагогический и самообразовательный процесс, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.
С позиций системно-синергетического подхода источником и движущими силами развития социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе вуза выступает синергизм внутренних компонентов личности в результате взаимодействия с субъектами и компонентами образовательного процесса, направленный на преодоление возникающих противоречий между наличной ситуацией и прогнозированием субъектом будущего.
Согласно положениям системно-синергетического подхода, с одной стороны, самоорганизующейся системе, доказывает Е.Н. Князева, нельзя навязать не соответствующий ее природе путь развития [2, с. 110], из чего следует, что прямое управление социальной активностью будущего специалиста мало эффективно; с другой стороны, субъект как взаимосвязанный элемент системы приобретает свойства системы, как замечает Е.Н, Князева: «часть сохраняет свойства це-
лого» [2, с. 61]. Следовательно, развитие социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза закономерно зависит от социальной активности самого образовательного процесса, а педагогическое влияние на этот процесс опосредованно, осуществляется через среду образовательного процесса.
Раскрыть и определить возможности развития социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза, опираясь на данную закономерность, помогает субъектно-средовый подход как теоретикометодологическая стратегия исследования. Субъектно-средовый подход позволяет осуществить конкретизацию положений системно-синергетического подхода применительно к исследуемой проблеме. Изучение в целостности взаимовлияний образовательного процесса вуза как среды развития социальной активности будущего специалиста на ее изменение и влияний самого субъекта на данную среду является методологическим принципом субъектно-средового подхода.
Среда человека, по мнению В. А. Ясвина, - это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий, а также предоставляющая возможности развития личности [5, с. 12]. Образовательный процесс вуза как среда развития социальной активности это, с одной стороны, объективно существующая совокупность условий и влияний, с другой - субъективно переживаемая объективная реальность, результат процесса интериориза-ции и экстериоризации субъекта во взаимодействии с данной средой.
Это позволяет понять взаимодополняющую роль подпроцессов образовательного процесса. Педагогический процесс обеспечивает целенаправленность влияний, создание условий и возможностей для развития социальной активности будущих специалистов с учетом их потребностей и требований социума, а самообразовательный процесс - реализацию личностью (субъектом) имеющихся возможностей развития социальной активности в образовательном процессе вуза на основе осознанных личностных и социальных потребностей, самоде-терминации и самоорганизации.
С позиций субъектно-средового подхода развитие социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза зависит:
- от субъектности будущего специалиста в образовательном процессе вуза;
- от насыщенности среды возможностями развития социальной активности и их востребованностью будущими специалистами;
- от системной функциональности среды и широты субъектного поля будущих специалистов в ней.
Субъектность, согласно мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева «способность человека быть стратегом своей деятельности» [4, с. 144], и именно в той деятельности, отмечает К.А. Абульханова-Славская, «за осуществление которой личность целиком берет на себя ответственность, которую она хочет усовершенствовать, в которую она вкладывает все свои устремления, происходит развитие личности» [1, с. 229], т.е. там, где студент выступает субъектом; в зависимости от меры, проявляемой субъектности, осуществляется и развитие его социальной активности.
Насыщенность образовательного процесса возможностями развития социальной активности позволяет студенту осваивать и проявлять субъектность. Как субъект, студент реализует те возможности, которые соответствуют его потребностям, являются значимыми для него. Обеспечение социально значимой направленности возможностей, создаваемых в образовательном процессе, способствует развитию социальной активности будущих специалистов.
Создание данных возможностей есть результат комплекса влияний и условий образовательного процесса в целостности его содержательной и процессуальной стороны.
С содержательной стороны образование предстает как процесс освоения личностью социального опыта, а именно таких его составляющих, как знания, способы деятельности, опыт отношения, опыт творческой деятельности, предполагающий не только его воспроизводство, но и переработку субъектом и преобразование в субъектный опыт. С этой стороны педагогическое влияние на
развитие социальной активности будущего специалиста осуществляется посредством следующих способов:
- когнитивного: реализуется посредством влияния на содержание, процесс и результат познания. Для его осуществления педагог организует адекватную содержанию основ наук деятельность студента, при которой актуальные социальные проблемы становятся учебным материалом, предметом активных мыслительных и практических действий каждого студента, удовлетворяя его познавательные и социальные потребности;
- ориентационного: реализуется посредством актуализации субъектом осознания наиболее значимых установок, иерархизации системы ценностей, осознания и принятия социальных ценностей, готовности считаться с другими людьми и действовать с учетом социального интереса. Для этого педагог использует методы индивидуальной и групповой рефлексии, диалоговые методы, организует ценностный взаимообмен субъектов, позволяющий студенту осознать взаимосвязь и взаимообусловленность субъектов социального взаимодействия;
- деятельностного: реализуется посредством вовлечения студентов в деятельность, имеющую социально позитивную направленность. Такая деятельность должна быть социально ориентирована, т.е. направлена на решение актуальных социальных проблем, реализовываться в социальном взаимодействии.
С процессуальной стороны образование - смена состояний взаимодействия субъектов образовательного процесса, выстраиваемого посредством общения, в рамках которого осуществляется освоение содержания образования. Способами влияния на развитие социальной активности являются:
- интерактивный: реализуется посредством воздействия на организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса. Педагог оказывает влияние на тип взаимодействия, содержание, организационные формы взаимодействия, широту круга лиц, вовлеченных во взаимодействие, и др. Создает
возможность участия студентов в самоуправлении, соуправлении, социальном партнерстве;
- сенситивный: реализуется посредством влияния на эмоциональное со-
стояние субъектов образовательного процесса. Положительные эмоции побуждают внутреннюю активность и личностное развитие. Педагог использует методы, основанные на развитии положительных эмоций: метод поощрения, метод создания ситуации успеха, метод перспективных линий, метод положительного примера и другие.
Способы влияния взаимосвязаны с условиями, в совокупности с которыми обеспечивают появление возможностей развития социальной активности будущих специалистов (табл).
Поскольку сила воздействия каждого из способов влияния и условий на социальную активность конкретного студента обусловлена субъективными факторами (субъективным опытом личности, особенностями его психики, системы ценностных ориентаций и т.п.) и многообразием ситуаций взаимодействия, важно в образовательном процессе вуза обеспечить совместное согласованное воздействие данных влияний. Что происходит благодаря системной функциональности образовательного процесса, включающей согласование функций педагогического и самообразовательного процесса в развитии социальной активности будущего специалиста.
Таблица
Условия и возможности развития социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза
Условия Возможности
Насыщенность образовательного процесса актуальными социальными проблемами Обсуждать и решать на учебных занятиях актуальные социальные проблемы и задачи
Включаться в решение актуальных социальных проблем и задач во внеучебном процессе
Решать социальные проблемы в рамках самостоятельной работы
Актуализация по-требностно-мотивационной сферы будущего специалиста Обсуждать важные социальные и профессиональные проблемы с другими людьми
Определять свои цели и путь профессионального становления (карьеры)
Осуществлять пробу собственных сил в разных видах осваиваемой профессиональной деятельности
Вовлечение в социально значимую деятельность Выбирать и реализовывать вид социально-значимой деятельности, актуальный для субъекта
Выбирать общности-группы, реализующие социально значимую деятельность, референтные для субъекта
Быть субъектом студенческого самоуправления, партнерства, шефства
Расширение круга взаимодействия субъектов Сотрудничать со студентами вуза педагогами и администрацией вуза
Сотрудничать со студентами других вузов, представителями СМИ, общественных организаций, власти, бизнеса
Принимать на себя множество социальных ролей
Поддержка инициатив студентов Получать консультацию по разработке инициативы
Получать ресурсы на реализацию инициативы в вузе
Находить партнеров для реализации своей инициативы
Усиление эмпатий-ной направленности образовательного процесса Оказывать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Вдохновляться интересным примером, ярким лидером, важностью дела
Делиться эмоциями, выражать их в вузе
Использование средств активизации Учиться посредством активных методов и технологий (тренинги, деловые игры, проектные методы и др.)
Использовать диалогический стиль (беседы, дискуссии, дебаты) в образовательном взаимодействии
Осуществлять научно-исследовательскую, проектную деятельность
Системная функциональность - универсальное свойство системы, проявляющееся в способности осуществлять систему жизненных функций, что обеспечивает жизнеспособность системы [3, с. 61], синергизм системы.
Функциями педагогического процесса в развитии социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе являются следующие: соци-
ально-консолидирующая (обеспечение соответствия социальной активности образовательного процесса требованиям социума); содержательно -информационная (насыщение образовательного процесса информацией, отражающей социальный опыт, актуальные социальные проблемы); организационно-регулятивная (целенаправленное создание условий и возможностей, осуществление влияний для развития социальной активности в соответствии с параметрами порядка системы); фасилицирующая ^обеспечение актуализации тенденций личности развивать свою социальную активность); коррекционная ^осуществление поддержки позитивных и противодействия негативным способам проявления социальной активности субъектов).
Функциями самообразовательного процесса - функция интериоризации (осуществление перевода внешних влияний во внутренний план), мобилизации (са-мопобуждение, обеспечивающее напряжение сил личности для проявления и развития социальной активности), апробации (обеспечивает осуществление проб субъектом реализации разного вида социальной активности, раными способами), преобразования (изменение социальной активности субъекта в результате целенаправленной деятельности), интеграции (соотнесение внутренних потребностей субъекта с социальным интересом, социальными нормами).
Субъекты образовательного процесса соединены функциональными отношениями. Субъект как элемент системы выполняет определенные функции важные для системы, те их них, которые субъект реализует самостоятельно составляют субъектное поле участника образовательного процесса. Процесс развития социальной активности будущих специалистов сопровождается расширением субъектного поля личности, что выражается в постепенном переходе от управления к самоуправлению личности своим образованием и развитием.
В динамике в образовательном процессе вуза как среде развития социальной активности будущего специалиста осуществляется постепенный переход от ведущей роли педагогического процесса (что характерно для общего образования), к ведущей роли самообразования субъекта (что характерно для специали-
ста, осуществляющего профессиональную деятельность). Это соответствует и динамике развития социальной активности будущего специалиста проявляющейся в увеличении роли самодетерминации и самоорганизации в социальном взаимодействии.
Влияние среды на субъекта является не односторонним, а взаимным. Так, субъект образовательного процесса влияет на изменение среды развития социальной активности, включаясь в процесс выработки совокупности понимаемых, одобряемых и реализуемых всеми субъектами образовательного процесса представлений о ценностях, нормах взаимодействии и идеалах, что происходит в процессе взаимодействия с другими субъектами, совместного решения возникающих проблем. Результатом интеграции взаимодействий и взаимовлияний субъектов является возникновение таких феноменов, как психологический климат среды, организационная культура, социальная активность образовательного процесса.
Таким образом, опираясь на системно-синергетический и субъектно-средовый подход мы установили, что педагогическое целенаправленное влияние на развитие социальной активности будущего специалиста как на самоор-ганизованную систему целесообразно осуществлять опосредованно, через среду развития социальной активности в образовательном процессе вуза, включающей совокупность условий, влияний (когнитивного, ориентационного, деятельностного, интерактивного, сенситивного) и возможностей.
Благодаря согласованию функций педагогического процесса и самообразовательного процесса возникает системная функциональность среды развития социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе вуза, обеспечивающая взаимовлияние среды и ее субъектов как носителей социальной активности друг на друга.
Будущий специалист как субъект образовательного процесса реализует возможности развития социальной активности, имеющиеся в данной среде, создаваемые педагогом через систему условий и влияний в единстве содержательного и процессуального аспекта образования, при этом, студент с одной
стороны, участвует в выработке общих норм среды путем экстериоризации, а с другой - интериоризирует их, делая своими, осуществляя, таким образом, развитие собственной социальной активности под влиянием среды образовательного процесса вуза.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская.
- М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Князева, Е.Н. Одиссея научного разума синергетическое видение научного прогресса [Текст] / Е.Н. Князева. - М., 1995. - 228 с.
3. Корчагин, В.Н. Становление и развитие системно-синергетической парадигмы в педагогике (на основе анализа педагогического наследия Н.М. Таланчука): дис. ...
д-ра пед. наук [Текст] / В.Н. Корчагин. - Казань, 2005. - 345 с.
4. Слободчиков, В.И Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
5. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
Bibliography
1. Abulhanova-Slavskaya, K.A. The Strategy of Life [Text] / K.A. Abulhanova-Slavskaya. -M.: Mysl, 1991. - 299 p.
2. Knyazeva, E.N. Odyssey of scientific intelligence synergetic view of scientific progress [Text] / E.N. Knyazeva. - M., 1995. - 228 p.
3. Korchagin, V.N. System-synergetic paradigm formation and development in pedagogic (based on analyses of pedagogical heritage of N.M. Talanchuk) : dis. of DPhil in Pedagogic [Text] / V.N. Korchagin. - Kazan, 2005. - 345 p.
4. Slobodchikov, V.I. The basis of psychological anthropology. Psychology of a man: Introduction to psychology of subjectivness [Text] / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - М.: School-Press, 1995. - 384 p.
5. Yasvin, V.A. Educational environment: from modeling to projecting [Text] / V.A. Yasvin.
- M.: Smisl, 2001. - 365 p.