УДК 37.091.4
Е. М. Харланова
Педагогические условия развития социальной активности студентов
В статье раскрывается целесообразность педагогического обеспечения развития социальной активности студентов как системы. На основе факторного анализа выделены и охарактеризованы педагогические условия ее реализации: транспарентность преобразовательным взаимодействиям, педагогическое содействие освоению студентами позиции самоуправления и соуправления, подготовка педагогов к реализации системы.
Ключевые слова: система педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов, социальная активность, развитие социальной активности, педагогические условия, факторы развития социальной активности студентов, транспаретность, педагогическое содействие, подготовка педагогов к развитию социальной активности студентов, образовательный процесс, среда, субъект.
Е. М. Kharlanova
Pedagogical Conditions of Students' Social Activity Development
In the article the author develops practicability of pedagogical provision of students' social activity development as a system, on the basis. Of the analysis of factors of social activity development in higher education, distinguishes and characterizes pedagogical provision of its realization: transparency of transformative interactions, pedagogical support to develop a students' position of self-management and co-management, teachers' training for realization of the system.
Key words: a system of pedagogical providing social activity development of future specialists, a social activity, social activity development, pedagogical conditions of development of a student's social activity, factors of students' social activity development, transparency, pedagogical assistance, pedagogical provision of students' social activity development, educational process, environment, a subject.
Образовательный путь молодежи является важнейшим средством ее социального развития, способом приобщения к социальному опыту, к будущей профессиональной деятельности. Развитие социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе вуза является условием личностного, социального и профессионального становления каждого студента, решающим фактором стабильного развития общества, поэтому в системе высшего профессионального образования в условиях Болонского соглашения одним из важнейших компонентов становится раскрытие и развитие природных потенциальных способностей человека, создание условий для развития социальной активности.
Развитие социальной активности студентов -это самоуправляемый, открытый процесс, в котором ведущую роль выполняет сам субъект, поэтому встает проблема выявления способов и инструментов целесообразного внешнего педагогического влияния на этот процесс.
Решение такой проблемы мы видим в создании и реализации системы педагогического обеспечения развития социальной активности
студентов, ориентированной на признание ценности личностного потенциала, заложенного в каждом человеке, и содействии субъекту в его раскрытии и реализации в социально значимом направлении в разнообразных формах проявления социальной активности и видах деятельности. Как отмечает А. И. Тимонин, педагогическое обеспечение выступает такой внешней силой, которая переводит ресурс (то, что в этот момент находится в свернутом виде) из резервного состояния в актуальное [2, с. 125].
Система педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза предстает как взаимосвязанная совокупность элементов (мер обеспечивающей педагогической деятельности), компонентов (теоретико-методологического обеспечения как стратегической ориентации, технолого-методического обеспечения как тактической ориентации и организационно-практического обеспечения как операциональной составляющей), подсистем педагогической обеспечивающей деятельности и самообразовательной обеспечиваемой деятельности студентов в
© Харланова Е. М., 2011
согласовании их функций, направленная на актуализацию потенциала развития социальной активности образовательного процесса путем систематизации, преобразования его ресурсов, средств, условий, возможностей и использования их субъектами.
Реализация этой системы призвана повысить позитивное влияние факторов развития социальной активности в образовательном процессе, которые можно объединить в 3 группы: факторы социально-образовательного пространства вуза, факторы среды образовательного процесса вуза, внутренние факторы субъектов образовательного процесса.
К факторам социально-образовательного пространства вуза относятся: социальный заказ на проявление социальной активности будущими специалистами; потенциальные социальные партнеры и мера их активности в сотрудничестве с субъектами образовательного процесса вуза; действующие программы, проекты, существующие традиции привлечения будущих специалистов к решению социальных проблем.
К факторам среды образовательного процесса относятся: характер социальной направленности образовательного процесса вуза согласно приоритетам политики вуза; организационная культура как система норм и отношений субъектов образовательного процесса; организационная структура как система взаимодействий, осуществляемая на основе закрепленного функционала, полномочий и прав; инфраструктура поддержки проявления социальной активности субъектов образовательного процесса вуза; широта форм и многообразие видов социально значимой деятельности в образовательном процессе вуза; разнообразие микросреды проявления социальной активности разного типа.
К внутренним факторам субъектов образовательного процесса относятся: витагенный (субъектный) опыт субъекта образовательного процесса; система отношений, ценностей, мотивов и приоритетов личности; освоенные субъектом компетенции; система сложившихся социальных связей личности.
Педагогическое обеспечение аккумулирует и направленно доводит до субъекта действие факторов образовательного пространства вуза и среды образовательного процесса вуза, стремясь актуализировать внутренние факторы самого субъекта.
Как точно отмечает Н. Г. Григорьева, факторы чаще всего действуют не напрямую, а пре-
ломляясь через «более ближние условия» [1, с. 182]. Условие - это среда, обстоятельства, при которых реализуется некий фактор. В образовательном процессе вуза для активизации действия факторов развития социальной активности будущих специалистов необходимо создание определенных педагогических условий, выполняющих следующее функциональное назначение:
- усиление позитивного влияния факторов внешней социальной среды в социально-образовательном пространстве вуза и препятствие их негативному влиянию;
- актуализация внутренних факторов субъектов образовательного процесса;
- содействие гармоничному взаимодействию внешних и внутренних факторов, преобразование среды образовательного процесса вуза и усиление факторов этой среды.
На основе учета диалектики детерминирующего влияния внешних и внутренних факторов на социальную активность личности и ее развитие, понимания процесса развития социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза мы определили комплекс педагогических условий реализации системы педагогического обеспечения развития социальной активности будущего специалиста, включающий:
- транспарентность образовательного процесса вуза преобразовательным взаимодействиям его субъектов с субъектами социальной среды;
- педагогическое содействие освоению и реализации студентом позиции субъекта самоуправления и соуправления в образовательном процессе вуза;
- подготовка педагогов к осуществлению педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов на основе интеграции технологий формального и неформального образования.
Охарактеризуем последовательно эти педагогические условия.
Осуществить и усилить влияние факторов социально-образовательного пространства на развитие социальной активности субъектов в образовательном процессе вуза позволяет обеспечение транспарентности образовательного процесса вуза взаимодействиям его субъектов с субъектами социальной среды, имеющим преобразовательную направленность.
Требование достижения транспарентности образовательного процесса основано на демокра-
тических принципах, гласности, доступности образования.
Транспарентность (от лат. transparens - прозрачный или trans - прозрачный pareo - быть очевидным, проявляться) рассматривается как «достоверность, ясность и легкопроверяемость сведений о чем-либо; отсутствие секретности» [3]. Транспарентность образовательного процесса включает не только информационную, но и коммуникативную открытость, доступность взаимодействия субъектов образовательного процесса с субъектами социально-образовательного пространства, направленного на преобразование окружающей среды, решение конкретных социальных проблем и реализующегося в форме социального партнерства, то есть совместной деятельности субъектов образовательного процесса с субъектами социальной среды (социальными партерами), основанной на равных правах и обязанностях, направленной на достижение общей цели. В рамках такого взаимодействия субъект осваивает социальный опыт не столько посредством его воспроизведения, сколько путем критического анализа, переструктурирования в логике субъектного опыта, опережающего отражения, обновления.
Реализация этого педагогического условия включает 2 основные составляющие:
- обеспечение информационной открытости (совершенствование информационного обмена в учебном и во внеучебном процессе; целенаправленная подготовка субъектов образовательного процесса к приему, обработке и передаче информации в образовательном процессе вуза; поддержка субъектов образовательного процесса в освоении, применении и совершенствовании информационного обмена);
- обеспечение коммуникативной доступности (разработка механизмов взаимодействия с социальными партнерами, таких как волонтерство, проекты и их грантовая поддержка, целевые программы, целевые заказы, экспериментальные площадки, молодежный парламентаризм, временное трудоустройство, неформальное образование и др.; реализация для их освоения студентами).
Налаженный информационный обмен, доступные для субъектов механизмы взаимодействия позволяют студентам расширить круг социальных взаимосвязей, освоить формы сотрудничества, что, в свою очередь, отражается на все большем включении будущих специалистов как субъектов образовательного процесса вуза в
жизнь социума в процессе обучения, влияет на усиление факторов внешней социальной среды на развитие их социальной активности.
Актуализации внутренних факторов развития социальной активности будущих специалистов способствует педагогическое содействие освоению и реализации студентом позиции субъекта самоуправления и соуправления в образовательном процессе вуза, так как только «самодвижение» студента в саморазвитии в результате взаимодействия со средой и действующими в ней факторами ведет к развитию социальной активности студента. Лишь осознавая себя субъектом системы взаимодействия, человек осознанно подчиняется параметрам порядка этой системы, проявляет активность для ее преобразования.
Педагогическое содействие освоению позиции субъекта самоуправления и соуправления представляет особый вид взаимодействия студентов и педагогов, в рамках которого педагогическая деятельность осуществляется на основе активизации внутреннего потенциала саморазвития студента для освоения им функций самоуправления (самодиагностики, самоориентации, целевого самоопределения, самопланирования, саморегуляции, самоорганизации, самоанализа, самокоррекции) и соуправления (согласованного с окружающими для выявления проблем и их причин, постановки цели, определения способов их достижения, согласования действий, совместного поиска ресурсов, отслеживания результатов совместной деятельности) и их реализации в образовательном процессе вуза.
Для этого педагог:
- осуществляет стимулирование освоения студентами этих функций, учитывая особенности мотивации субъектов с разными типами социальной активности через оказание влияния на внутреннюю мотивацию личности, осознание студентами потребности в самоуправлении и со-управлении;
- организует педагогический процесс на основе норм субъект-субъектного взаимодействия для их освоения и интериоризации студентом;
- предоставляет студенту свободу в выборе форм студенческого самоуправления (индивидуальные формы: принятие обязательств по реализации ответственного дела; индивидуальная разработка, презентация, реализация инициативы; защита прав; выражение позиции по актуальным проблемам и др.; групповые формы: проектные группы, студенческие объединения, органы студенческого самоуправления, студенческие обще-
ственные организации и др.), направлений деятельности (гражданско-патриотическое воспитание, поддержка социальных инициатив, художественное творчество, научно-исследовательская работа, спортивно-оздоровительная работа, информационное обеспечение, организация вторичной занятости и др.) в соответствии с собственными склонностями, а также свободу действий в рамках существующих параметров порядка;
- налаживает систему обратной связи для оказания необходимой помощи при возникновении у студентов трудностей в осуществлении самоуправления и соуправления (используя методы контроля, самоконтроля, оценки, самооценки и рефлексии как индивидуальной, так и групповой).
Динамика освоения студентом позиции субъекта самоуправления и соуправления проявляется в его способности реализовывать более сложные задачи в учебно-профессиональной деятельности во взаимодействии с другими субъектами (от выполнения группового задания на самом занятии к делам, требующим подготовки в учебном или внеучебном процессе, разработке и реализация профессионально ориентированного социального проекта), в повышении продуктивности реализуемой им социальной активности и расширении среды ее проявления (от локальной к социально-образовательному пространству).
Повысить эффективность факторов среды образовательного процесса вуза позволяет подготовка педагогов к осуществлению педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов на основе интеграции технологий формального и неформального образования.
Целью подготовки является формирование готовности к реализации педагогом педагогического обеспечения развития социальной активности студентов в образовательном процессе вуза. Она может быть осуществлена в разных организационных формах обучения в рамках формального образовательного процесса: курсы повышения квалификации (как один из тематических блоков курсов либо как самостоятельный курс), научно-методический семинар кафедры, факультета; неформального образования: интерактивный семинар, педагогический тренинг, долгосрочный тренинг-курс (включающий разные формы - учебные сессии, консультирование), а также информального образования: самообразование и самосовершенствование педагога. Ее реализация включает содержательную, про-
цессуальную и результативную составляющую.
Содержательная составляющая подготовки педагогов к осуществлению педагогического обеспечения развития социальной активности студентов включает 3 компонента, а именно: освоение опыта теоретико-методологического обеспечения (изучение педагогом системы знаний и освоение принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности на их основе), опыта технолого-методического обеспечения (изучение, воспроизведение, применение, совершенствование технологий развития социальной активности будущих специалистов и технологий педагогического обеспечения такого процесса на основе применения методического и диагностического инструментария), опыта организационно-деятель-ностного обеспечения развития социальной активности студентов (освоение механизмов согласования функций педагогической и самообразовательной деятельности студентов, способов организации субъект-субъектного взаимодействия и их поэтапной реализацией в обеспечивающей педагогической деятельности по обогащению среды образовательного процесса возможностями развития социальной активности и стимулированием студентов к их реализации).
Процессуальная составляющая включает 3 структурных блока - теоретический (включает овладение знанием о педагогическом обеспечении развития социальной активности студентов и его осмысление), проектно-практический (включает проектирование реализации педагогического обеспечения развития социальной активности студентов) и организационно-практический (включает частичную или полную реализацию проектов педагогического обеспечения развития социальной активности студентов) каждый из которых сопровождается рефлексией.
Подготовка осуществляется с использованием интеграции технологий формального (проблемное обучение, проектное обучение, продуктивное обучение) и неформального образования (моде-рация, фасилитация, консультирование), что обусловлено потребностью обучать педагога в тех технологиях, которые в дальнейшем он будет реализовывать, а их интеграция позволяет переходить от освоения личностью знаний к их субъектному осмыслению и систематизации в сообразной для нее форме, от освоения компетенций к их субъектной ревизии, выявлению тех компетенций, в которых субъект испытывает дефицит для их дальнейшего освоения.
В соответствии с целевыми установками процесса подготовки педагогов целесообразно интегрировать педагогические технологии формального и неформального образования следующим образом: освоение теоретического блока осуществляется посредством технологии проблемного обучения (активизирует процесс критического осмысления теоретического знания) и модерации (позволяет интегрировать разные мнения для поиска наилучших вариантов решения обсуждаемых проблем); организационно-проектного блока - технологии проектного обучения (обеспечивает переход от воспроизведения и интерпретации знаний к их применению) и фа-силитации (стимулирует выбор субъекта, переход от интериоризации к экстериоризации); организационно-практического блока - технологии продуктивного обучения (обеспечивает включение субъекта в практическую, преобразовательную деятельность) и консультирования (обеспечивает своевременную обратную связь и поддержку субъекта деятельности).
Результативная составляющая подготовки педагогов к осуществлению педагогического обеспечения развития социальной активности студентов во внутреннем плане проявляется в освоении педагогами деятельностных компетенций обеспечивающей деятельности по развитию социальной активности студентов на основе осмысления собственного педагогического опыта и раскрытии своего потенциала, а во внешнем плане - в разработке и реализации педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов в рамках той локальной
среды образовательного процесса вуза, в которой конкретный педагог осуществляет свою педагогическую деятельность в направлении, которое близко ему как специалисту и соответствует его функциональным обязанностям. Реализуя проект, педагог влияет на факторы среды образовательного процесса.
Таким образом, педагогические условия реализации системы педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов представляют совокупность, усиливающую позитивное влияние разных групп факторов развития социальной активности будущих специалистов и их гармонизирующую, что способствует достижению цели - развитию социальной активности студентов на основе самодетерминации, саморегуляции и самоопределения.
Библиографический список:
1. Григорьева, Н. Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Надежда Георгиевна Григорьева. - Хабаровск, 2000. - 374 с.
2. Тимонин, А. И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02, 13.00.08 / Андрей Иванович Тимонин. - Кострома, 2008. - 412 с.
3. Яценко, Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов [Электронный ресурс] / Н. Е. Яценко. - Режим доступа: http: //www. slovarnik.ru/html_tsot/t/transparentnost5.html