СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Гурьев М.Е.*
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
Стержнем развития истинного гражданина-патриота выступают компоненты педагогической, духовно-нравственной и историко-культурной направленности. Патриотизм проявляется в совокупности: глубокого усвоения личностью истории Отечества и ее культуры; активном приобщении к решению важнейших общественных проблем; развитости чувства гражданственности и активной социальной позиции; неразрывности со своим Отечеством, его стабильностью, процветанием и надежной защищенностью. Вопросам воспитания, у обучающихся образовательных организаций, патриотических чувств посвящается данная статья.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотическое мировоззрение, профессиональная культура, государственно-патриотическая ориентация, государственно-патриотическое поведение, патриотические ценности, патриотические убеждения, патриотические установки, государственно-патриотический идеал, патриотические качества, патриотические нормы, патриотические чувства, духовно-патриотический потенциал.
Педагогическая наука разработала многочисленные критерии анализа различных систем образовательного процесса. Наиболее значимые модели системы его оценки построены в соответствии с критериями оценивающими:
- цели и задачи;
- содержание учебно-воспитательного процесса;
- приемлемые методы, формы учебно-воспитательной работы, этапы (стадии) развития процесса и др.
Наибольший интерес вызывает структура, базирующаяся на основных компонентах патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций Российской Федерации, анализ разнообразных связей и зависимостей, которые возникают между ними и способствуют эффективному его протеканию.
Относясь к процессу патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций как к сложной, многоуровневой педагогической системе, как составной части образовательного процесса, следует выделить в нем
* Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.
главные структурные компоненты: основные цели; содержание; эффективные технологии; формы воздействия и влияния, конечный результат [9].
Выделив структурно-функциональные компоненты, появляется возможность разделить данную систему на структурные подсистемы, которые имеют свое содержание, структурную специфичность, относительную автономность и функциональную интегративность. В связи с включением государственно-патриотического воспитания обучающихся в структурный элемент педагогического процесса образовательных организаций Российской Федерации, необходимо выделить в нем пять основных подсистем: целепо-лагания; содержания, функционирования; организовывания; оценивания.
Целеполагание это структура определенных целей и конкретных задач государственно-патриотического воспитания обучающихся. Цель воспитания всегда предполагает конечный, ожидаемый результат. При формулировании цели государственно-патриотического воспитания обучающихся необходимо учитывать специфику государственного и социального заказа общества, специфику образования и направленности учебных дисциплин образовательной организации, склонности и интересы обучающихся.
Основной целью патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций Российской Федерации определяется процесс формирования патриотического мировоззрения будущих специалистов. Данная цель, конкретизированная в задачах, определяет содержание процесса образования. Содержание патриотического образования реализуется через использование культурологического подхода, позволяющего классифицировать задачи, исходя из главных элементов профессиональной культуры, которые развиваются и формируются у обучающихся в процессе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации [13].
В структуру патриотического воспитания входят взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные компоненты: ценностно-мотивацион-ный; когнитивно-операционный; результативно-деятельностный, которые способствуют:
- выработке умений и навыков организаторской и профессиональной деятельности в интересах выполнения государственных задач;
- формированию навыков воспитательной работы;
- формированию навыков рационально-критического профессионального мышления, основанного на научных представлениях о действительности и ее критическом осмыслении.
Основной задачей ценностно-мотивированного компонента является формирование у обучающихся мотивации учебной и общественной деятельности, устойчивых убеждений и государственно-патриотических ори-ентаций. в задачи результативно-деятельностного компонента входит:
- формирование и развитие личных качеств будущего профессионала, направленных на работу в интересах государства;
- подготовка выпускников к самостоятельной организации воспитательной работы в своей практической деятельности;
- формирование умений и навыков управления подчиненными в процессе деятельности;
- выработка и развитие навыков организаторской работы у обучающихся (определение промежуточных и перспективных целей и постановка задач, поддержание твердого порядка и организованности, вдохновение сотрудников организации на выполнение поставленных задач);
- развитие общественной активности обучающихся, их направленность на участие в управленческой и общественной деятельности, формирование активной позиции гражданина Отечества;
- нацеливание обучающихся на легитимные способы общественной деятельности, формирование у них модели государственно-патриотического поведения;
- формирование опыта государственно-патриотического поведения, самостоятельного решения общественно-значимых проблем как субъектов единого гражданского общества.
Исходя из вышесказанного, патриотическое воспитание обучающихся образовательных организаций Российской Федерации рассматривается как интеграция всех составляющих ее компонентов: когнитивно-операционного; ценностно-мотивационного и результативно-деятельностного, каждый из которых имеет свои цели, задачи и функции. Выделенные подсистемы находятся в определенных взаимосвязях, при этом каждая влияет на последующую через решение собственных задач. Задачи каждой подсистемы определяют содержание предыдущей или последующей. Связь между подсистемами осуществляется на содержательном уровне, так как в основе содержания каждого компонента модели выделены разные аспекты патриотического воспитания будущих специалистов [3].
Следует более подробно охарактеризовать содержание основных подсистем патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций: когнитивно-операционного, ценностно-мотивационного и результатив-но-деятельностного. Когнитивно-операционная подсистема предполагает:
1. Наличие у обучающихся определенной исторической, социально-политической и нравственной грамотности и информированности (знание истории своего края, Российской Федерации и мира; роли семьи, мужчины и женщины в обществе; основных философских, социально-экономических и политических категорий и понятий; понимание особенностей общественных отношений), их развитие в ходе образовательного процесса и формирование стройной, логически связанной системы профессиональных знаний, навыков и умений. Кроме того, обучающиеся усваивают различные социально-
политические учения и идеологические концепции, знание которых позволит будущим специалистам разбираться в обстановке, происходящей как в стране, так и за рубежом.
2. Сформированность действий умственной деятельности, которая проявляется в умении оперировать усвоенными профессиональными и социально-политическими понятиями, сравнивать их, находить признаки сходства и различия, использовать различные подходы и методы для анализа обстановки в ходе повседневной деятельности, а также анализа общественно-политических систем и процессов, уметь анализировать причинно-следственные связи их возникновения и последующего развития. Обучающиеся осваивают умения анализировать государственную ситуацию, общественно-политические проблемы и процессы, осуществлять выбор путей их решения и прогнозировать последствия, используя как различные методы исследования, так и знание гуманитарных и специальных дисциплин [4].
Ценностно-мотивационная подсистема включает в себя: патриотические ценности, ориентации, убеждения, установки. У обучающихся необходимо развивать интерес к образовательному процессу, который для них является важным стимулом будущей профессиональной деятельности. Это проявляется в сформированных мотивах и ценностях, побуждающих личность обучающегося как к повышению своего образовательного уровня, так и к участию в общественно-политической и спортивно-массовой деятельности сначала в интересах факультета или образовательной организации а затем в интересах Субъекта Российской Федерации или государства в целом. У обучающихся формируются как патриотические ценности и патриотические убеждения, так и патриотические ориентации и установки.
Патриотические ценности, это этические и нормативные суждения обучающихся о Родине, о государственных целях, на реализацию которых направлена их профессиональная деятельность и соответствующие этому предпочтения (необходимость защиты интересов своей Родины, полная отдача и самоотдача профессиональных знаний, навыков и умений в деятельности, в сфере науки, культуры, спорта, бизнеса и т.п.).
Патриотические убеждения формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих государственно-патриотический идеал личности обучающегося. Более того, обучающиеся определяют свои идеологические предпочтения. В результате у обучающихся формируется ориентация, установка на определенные образцы государственно-патриотического поведения.
Говоря об установке на профессиональную и общественную деятельность, необходимо иметь в виду определенную структуру устойчивого внут-риличностного отношения, вытекающего из ценностных ориентаций лич-
ности и как бы результатирующего его в социально значимую деятельность специалиста.
Процесс патриотического воспитания обучающихся образовательной организации, в ключе результативно-деятельностной подсистемы, отражая результативность его протекания, оценивает те сдвиги, которые произошли в ходе решения поставленной цели (поиск путей реализации своих возможностей, готовность к самостоятельной воспитательной или общественно-политической деятельности в интересах своего Отечества). Исходя из вышесказанного, содержательную структуру патриотического воспитания (процесс формирования государственно-патриотического мировоззрения) необходимо представить как механизм овладения системой профессиональных компетенций, ценностей мировой и отечественной культуры, а также опытом государственно-патриотического поведения, которыми необходимо овладеть обучающимися в процессе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации [6].
Взаимосвязь между компонентами наблюдается и на уровне функций: одинаковые функции находятся в разных элементах системы. Однако, для одного компонента эта функция может выступать как основной, а для другого как вспомогательной. Процесс объединения функций разных подсистем дает возможность реализовать функцию всей системы, которая интегрирует функции каждой подсистемы.
Анализ воспитательных возможностей содержания учебно-воспитательного процесса, выработка практических рекомендаций по их применению в комплексе с педагогическими условиями, направленными на реализацию воспитательной системы, положительно влияет на решение педагогической задачи патриотического воспитания обучающихся образовательной организации.
Задача обучающего состоит в том, чтобы в ходе обучения как можно полнее использовать потенциал возможностей воспитательной направленности педагогического процесса образовательной организации. Очень важно, чтобы весь учебно-методический материал, по которому обучающий проводит занятия, был обогащен идеями и положениями патриотического воспитания обучающихся. Ясное представление каждым обучающим воспитательных возможностей своего предмета, осознание необходимости и ответственности не только за обучение, но и за воспитание обучающихся таково первое условие реализации воспитательных функций преподаваемых учебных дисциплин. Основными причинами влияющими на определение воспитательных задач обучающими, являются:
- недостаточная подготовленность обучающих, как воспитателей, в технолого-педагогическом отношении;
- отсутствие необходимой установки, способствующей определению воспитательных задач;
- недостаточное знание вопросов психологии и особенностей обучающихся [11].
В ходе определения воспитательных задач обучающему важно учесть все стороны формирования личности обучающегося, спроектировать его воспитание на весь период обучения: на год, семестр, на время изучения конкретной темы, наконец, на отдельное занятие, при этом необходимо обязательно учитывать будущую специальность обучающихся. Подобные конкретные целевые установки придают учебным занятиям соответствующую направленность, способствуют формированию у обучающихся активности в овладении учебным материалом, выработке у них интересующих нас качеств. В процессе подготовки к занятиям обучающий обязан знать и учитывать основные мировоззренческие, социальные, нравственные, эстетические вопросы, которые необходимо ставить и решать в ходе рассмотрения конкретных тем и разделов учебной программы. В данном случае, когда речь идет о воспитательной стороне дела, правильнее будет говорить не о планировании, а о своеобразном педагогическом предвидении обучающего, где и каким образом он намерен показать, довести до сознания обучающегося конкретную идею.
Однако такой подход к воспитанию обеспечивается тогда, когда обучающий хорошо, всесторонне знает особенности обучающихся, их потребности, мотивы и устремления, интересы, взгляды и убеждения, систему личностных отношений и т.д. Успех патриотического воспитания в обучении зависит от того, в какой мере обучающему удается учесть все факторы при проведении каждого учебного занятия. Ни какие средства педагогического воздействия не принесут желаемого результата, если обучающийся останется равнодушным, пассивным, если у него отсутствуют положительные мотивы обучения, интерес к нему, если нет атмосферы эмоционального подъема в познавательной деятельности.
Практика показывает, что более высоких результатов в своей педагогической деятельности добиваются обучающие, которые стремятся в ходе изложения учебного материала вызвать у обучающихся необходимые эмоции, несущие в себе воспитательные функции. Изложение яркого фактического материала (исторические примеры, эпизоды, события) они излагают выразительным, эмоциональным тоном, преследуя тем самым передачу не только знаний, но и эмоционального подъема и переживаний. Такая манера общения с обучающимися не оставляет места для равнодушия. Это создает предпосылку к направленности, к мотивации появления желания получать знания. Возможно, что это чувство возникнет не у всех и будет неосознанным, а через какое-то время возможно и угаснет, не получив должной деятельной поддержки [2].
В этом случае необходимого результата можно добиться при условии, если психологическое воздействие на объект воспитания, то есть на обучающегося, будет постоянным и при этом оно будут протекать на соответствующем
эмоциональном уровне. Эти эмоционально-мотивационные импульсы будут способствовать побуждению обучающегося к самообразованию и как следствие, к самовоспитанию. Задача состоит в том, чтобы на каждом занятии создать правильную систему отношений, формирующую направления патриотической деятельности каждого обучающегося. Справедливо утверждение, которое гласит, что для того чтобы знания воспитывали, должно быть воспитано отношение к самим знаниям. Изложение учебного материала необходимо начинать с «организации живого созерцания», в противном случае занятие превращается в мероприятие по формальному усвоению знаний. Павлов И.П. подчеркивал, что человек будет пользоваться второй сигнальной системой эффективно до тех пор, пока она постоянно и правильно соотносится с первой сигнальной системой. В ходе осмысления происходит все более глубокое отражение существенных черт, содержания изучаемых явлений, благодаря чему основные понятия становятся богаче и содержательней.
Учет учебно--воспитательных особенностей учебных дисциплин, в том числе специальных, положительно сказывается на патриотическое воспитание обучающихся, в ходе их изучения. К основным особенностям такого рода относятся:
1. Возможность непосредственного и активного влияния на профессиональную направленность обучающихся. Чем глубже и устойчивее профессиональная направленность обучающегося, тем выше его показатели в учебе и воспитании.
2. Расширение интеллектуального и социального кругозора, введение творческого начала в процесс изучения дисциплин, поощрение и стимулирование творчества каждого, что влечет за собой формирование у обучающихся привычек поведения, то есть способствует реализации основных воспитательных задач.
3. Наличие связи учебного содержания дисциплин с жизнью, практикой, задачами хозяйственного и культурного строительства, профессиональной деятельностью. Практика, опыт, накапливаемый в процессе обучения, делают более понятными и значимыми теоретические положения, формируют навыки и умения не только профессионального, но и морального плана.
4. Связь теории с практикой в каждой учебной дисциплине и по каждой теме осуществляется своеобразно. Связь содержания дисциплин с практикой предусматривает необходимость глубокой методической продуманности для каждого раздела, темы занятия, наличие разумного объема и логической границы.
5. Наличие межпредметных связей и их учет, исключающий дублирование в изучении учебного материала.
6. Объективность и научность изложения учебного материала. Обучающему важно всегда руководствоваться объективным содержа-
нием своей науки. Обучающий, как гражданин, должен всегда помнить, что от него требуют не только правду, но всю правду и ничего кроме правды.
7. Последовательность в изучении общенаучных дисциплин. Определение оптимальной последовательности в изучении различных учебных дисциплин формирует у обучающегося убеждение в том, что переход от одной науки к другой и сама последовательность этого перехода является делом не случайным, а закономерным, необходимым. В результате этого вырабатывается соответствующее отношение к каждому предмету изучения как к необходимой частичке системы научных знаний, без которых не может быть специалиста высокого класса.
8. Обеспечение профилирования преподавания, учет профессиональной направленности образовательной организации. Качественное использование вышеуказанных условий зависит от правильности выбора методологических путей решения учебно-воспитательных задач обучающим [1].
Изначальное, внутреннее принятие идей учебной дисциплины обучающимися превращает эти идеи в сильнейшие мотивы целенаправленной деятельности и устойчивого поведения человека в самых сложных условиях деятельности. В этой связи целесообразно рассмотреть внутренние воспитательные резервы учебных дисциплин, способствующие формированию у обучающихся высоких качеств патриота Отечества.
Системой знаний о приоритете научных открытий, изобретений и их применении подчеркивается важность не столько того, кто «первый открыл», сколько совокупности знаний и традиций в науке нашей страны, ее производственных возможностей. Воспринимая эти факты и делая выводы из них, обучающиеся не только узнают прошлое, но и видят тенденции развития науки и техники в будущем, что убеждает их в справедливости положения о преемственности в развитии науки и техники.
Специальные учебные дисциплины способствуют развитию умственных способностей у обучающихся. В ходе занятий они вырабатывают привычки обосновывать решения и действия, аргументированными расчетами, формировать свои взгляды по многим нравственным качествам: ответственности, добросовестности, аккуратности, организованности, порядочности и др. Подчеркивая огромную значимость этой проблемы сегодня, можно сказать, что само призвание современного специалиста, особенно сегодня, требуют умения действовать не только решительно, смело, мужественно, но и хладнокровно в любой, самой критической обстановке. Очень важно, для молодого человека, закалять себя не только в морально-психологическом плане, но и воспитывать в себе высокие патриотические качества.
В процессе изучения событий мировых войн, боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах у обучающихся воспитываются такие
общечеловеческие качества, как непримиримость к врагам Отечества, жгучая ненависть к поджигателям войн. Говоря о количестве жертв, можно и нужно показывать, что большую часть этих жертв составляет мирное население, указывать на бесчинства бандитов и террористов, хладнокровно убивающих мирное население, стремящихся любой ценой достичь своих черных целей. Использование ими античеловеческих, антигуманных средств и методов войны должно воспитывать по отношению к ним ненависть и непримиримость. Такие методы использования содержания изучаемых дисциплин воспитывают у обучающихся непринятие любых фактов проявления антигуманности и античеловечности, формируя одновременно нравственные стимулы для развития высоких моральных качеств.
Специфика воздействия содержания специальных дисциплин на патриотическое воспитание обучающихся состоит в том, что это влияние осуществляется через формирование мировоззрения, ибо от системы взглядов, идейных позиций обучающегося зависит и его отношение к существующим патриотическим нормам и ценностям.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что комплекс учебных дисциплин, изучаемых в образовательных организациях Российской Федерации, располагает большими возможностями для успешного осуществления всестороннего развития обучающихся. В то же время ни одна дисциплина, или даже группа учебных дисциплин, взятая изолированно от других, не может решать воспитательные задачи всего диапазона. Всестороннее развитие обучающегося достигается использованием воспитательного влияния всего комплекса, изучаемых в образовательной организации, учебных дисциплин [12].
Основными направлениями эффективного использования специальных дисциплин по формированию качеств патриота Отечества у обучающихся в ходе учебного процесса могут являться:
- передача обучающимся знаний о требованиях социума к их облику профессионала и патриота;
- формирование высокого морального духа на основе героических традиций и подвигов защитников Отечества;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, развития у них чувства гордости за историю России, веры в свое Отечество, любви к своей профессии;
- стимулирование потребностей обучающихся в моральном самосовершенствовании;
- организация целенаправленной патриотической деятельности обучающихся, процесс которой формирует, дает возможность осознать и пережить личностный смысл принципов морали, способной предотвратить негативные поступки и действия, сформировать патриотические чувства, такие как: долг, ответственность, честь, доблесть, гордость;
- всестороннее использование, в воспитательной работе, различных видов деятельности обучающихся;
- опора, в воспитательной работе с обучающимися, на их индивидуальные особенности, влияние мнения общественности и здоровый социально-психологический климат в коллективе;
- опора, в воспитании обучающихся, на духовно-патриотический потенциал общественных организаций [8].
В рамках патриотического воспитания обучающихся, помимо проведения занятий, обучающие могут оказывать воспитательное воздействие на них, активно участвуя в различных мероприятиях, которые проводит кафедра, в масштабах данного педагогического коллектива и образовательной организации в целом. Обучающий имеет возможность быть «не выключенным» из учебно-воспитательного процесса, а наоборот, быть «на его острие», находится в гуще событий. В этой связи заслуживают внимание мероприятия организационно-методического характера, разрабатываемые кафедрами образовательных организаций Российской Федерации, целью которых является воспитание патриотических качеств у обучающихся:
- анализ теоретических возможностей, позволяющих развивать патриотические качества личности обучающегося, на фактическом учебном материале;
- актуализация теоретического учебного материала патриотического содержания, с учетом обстановки сегодняшнего дня, с опорой на нравственность и патриотизм;
- использование данных социологических и психолого-педагогических исследований в процессе преподавания;
- изучение отзывов, поступающих на выпускников образовательных организаций, с последующим анализом по интересующей проблематике;
- создание направленности всего материала учебной дисциплины на формирование патриотизма у обучающихся;
- выделение ведущих воспитательных идей в каждой теме учебной дисциплины и определенное структурирование, вокруг них, учебного материала;
- включение в тематику рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ по данной проблеме, с привлечением для этого как специального материала, так и методологического решения по проблеме;
- внесение соответствующих изменений в тематические планы учебных дисциплин кафедры, нацеленных на патриотическое воспитание в ходе изучения специальных дисциплин;
- активное включение воспитательных патриотических целей в изложение учебного материала;
- написание учебных пособий, соответствующих данной проблематике в контексте изучения специальных дисциплин [7].
Кафедры должны быть аккумулирующим звеном в любой работе, являться активными участниками патриотического воспитания обучающихся. Эта работа может активно проводится через образовательный процесс:
- в дни знаменательных дат целесообразно связывать информацию о этих датах с учебным материалом излагаемым на занятии;
- для самостоятельной работы важно информировать обучающихся о дополнительных источниках литературы, несущих в себе информацию воспитательного характера;
- организация и проведение конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся;
- организация и проведение научных и прикладных конференций с включением в их программу вопросов патриотической тематики, с активным привлечением к их проведению обучающихся;
- организация деятельности секций и научных кружков, направленных на патриотическое воспитание обучающихся;
- обобщение опыта хозяйственного и культурного развития местных районов (областей, отдельных предприятий, хозяйств, групп людей и даже одного человека), опыта жизни городов, районов где обучающимся предстоит работать после окончания образовательных организаций, с целью использования информационно-наглядного потенциала данного материала в воспитательных целях.
В часы информационно-воспитательной и самостоятельной работы на кафедре, в рамках кураторства, целесообразно организовывать следующие мероприятия патриотической направленности:
- проведение экскурсий на крупные промышленные предприятия и в историко-краеведческие музеи, а также посещение художественных выставок, концертных залов и театров;
- проведение, по интересующим обучающихся темам, дополнительных занятий (бесед, диспутов, викторин, конкурсов);
- организация встреч с ветеранами области, города, образовательной организации [5].
В рамках мероприятий, касающихся всей образовательной организации, обучающие могут участвовать в мероприятиях по патриотическому воспитанию своих обучающихся. Среди них такие, как:
- подготовка и проведение с обучающимися бесед по вопросам нравственного и патриотического воспитания;
- оказание помощи в организации и проведении соревнований, игр «Зарница»;
- шефство над школами и детскими домами со стороны обучающихся под руководством преподавателей-кураторов;
- оказание помощи в создании и организации работы музеев и комнат боевой славы в образовательных организациях;
- организация патриотических, поисковых кружков с максимальным привлечением всех желающих;
- проведение дней открытых дверей, когда обучающиеся выступают в роли экскурсоводов, сами рассказывают молодежи о расположении образовательной организации, отвечают на волнующие вопросы со стороны абитуриентов;
- активное участие в проведении дней донора в образовательной организации. При правильном морально-нравственном обеспечении проведения этих дней обучающиеся, приняв участие в таком мероприятии, считают себя соучастниками, причастными к социально-полезному делу общегосударственной важности;
- пропаганда боевых традиций истории России, которая оказывает на обучающихся положительное влияние. Развитие темы традиций и обычаев русского менталитета, их изучение и реализация. В настоящее время это несет в себе огромный положительный потенциал, влияющий на духовно-нравственное, патриотическое и гражданственное обогащение обучающихся.
В образовательных организациях Российской Федерации хорошо себя зарекомендовал институт кураторства. Педагогические работники кафедр принимают в этой работе активное участие, являются кураторами учебных групп. Для этой работы привлекаются, как правило, обучающие преподаватели, имеющие большой опыт, являющиеся образцом и примером в повседневной жизни, имеющие вкус к воспитательной работе. Они работают в тесном контакте с воспитательными структурами образовательной организации. В этой работе обучающие преподаватели принимают участие по личному желанию, что положительно сказывается на обучающихся [10].
Важное значение для воспитания обучающихся в духе патриотизма занимает работа по размещению на кафедрах наглядной агитации. Эту работу необходимо организовывать так, чтобы, неся в себе познавательную информацию и эстетический смысл, данная настенная продукция на подсознательном уровне порождала и закрепляла чувства воспитательного характера. Побуждение обучающихся к необходимости соответствующего поведения создает предпосылки к более устойчивой, по времени и действенной по силе влияния на психику личности, мотивации.
Важное значение в деле патриотического воспитания обучающихся оказывают их встречи с ветеранами войн, труда, боевых действий. Они дают большой положительный эффект. Рассказы участников боевых действий оказывают положительный эффект на рост морально-психологического состояния обучающихся.
Для расширения содержания и влияния на патриотическое воспитание обучающихся преподаваемых им учебных дисциплин, в ходе педагогического процесса, очень важно использовать все формы учебной и вне учебной работы кафедр:
- проведение научно-исследовательских и диссертационных исследований по данной проблематике;
- обмен опытом по данной проблематике в рамках межвузовских и региональных научно-практических конференций;
- приглашение ведущих специалистов по данной проблематике на семинары (в рамках методической работы) и внутривузовские конференции;
- участие обучающих преподавателей в решении комплексных тем, создании комплексных трудов образовательной организации, отражающих вопросы данной тематики;
- проведение межкафедральных семинаров и совещаний по данной тематике и т.д.
Реализация комплекса перечисленных мер способствует тому, что обучающие преподаватели в процессе изложения учебного материала дисциплин не только активно влияют на патриотическое воспитание обучающихся, но и сами стремятся расширять свои познания в этой области, овладевают поистине научными методами решения данной проблемы. С их стороны укрепляются и развиваются методологические знания по данной проблеме, активно формируется научное мировоззрение, способствующее творческому подходу к делу воспитания обучающихся образовательной организации Российской Федерации.
Список литературы:
1. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб.: КАРО, 2004. - 224 с.
2. Быков А.К., Лутовинов В.И. Российский патриотизм. Истоки, содержание. воспитание в современных условиях. - М.: Планета, 2010. - 336 с.
3. Гурьев М.Е. Патриотизм - источник духовной силы защитника Отечества // В сборнике: Духовность, нравственность, патриотизм как основа профессионального образования. Всероссийская научно-практическая конференция. - СПб.: УМВД, 2014. - С. 30-38.
4. Золотарев В.А., Куманев Г.А. Патриотизм - один из решающих факторов безопасности Российского государства. - М.: Институт российской истории РАН, 2006. - 295 с.
5. Зюганов Г.А. Россия - родина моя. Идеология государственного патриотизма. - М.: Информпечать, 1996. - 336 с.
6. Куманев Г.А. Патриотизм - духовный стержень народов России. - М.: Экономическая литература, 2006. - 480 с.
7. Лутовников В.И. В патриотизме молодежи - будущее России. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. - 94 с.
8. Лутовников В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи. - М.: РАГС, 2011. - 172 с.
9. Рядовой А.Г., Чекалева Н.В. Управление процессом гражданско-пат-риотического воспитания студентов. - Омск.: LAP Lambert Akademie Pab-lishing, 2010. - 264 с.
10. Ципко А.С. Ценности и борьба сознательного патриотизма. - М.: ЛКИ, 2009. - 288 с.
11. Черноусова Ф.П., Яковлева Е.Ю. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 112 с.
12. Шилов И.В., Петий А.А. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи на православных традициях российского воинства. -М.: Корифей, 2011. - 96 с.
13. Яровиков О.В. Патриотическое воспитание и интернационализация высшего образования. - М.: LAP Lambert Akademie Pablishing, 2011. - 144 с.
АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
© Кейлер А.В.*
Челябинский государственный университет, г. Челябинск
В статье раскрывается структура управленческой компетенции обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», проведен анализ структурных компонентов управленческой компетенции (компетентности).
Ключевые слова структура, компоненты компетенции, когнитивный компонент, организационный компонент, рефлексивный компонент, коммуникативный компонент, аксиологический компонент.
Для раскрытия проблемы формирования управленческой компетенции у обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» необходимо понимание сущности категории «управленческая компетенция», его компонентов и осмысление этого качества у будущих педагогов-психологов. Формирование управленческой компетенции требует комплексного подхода к ее исследованию и раскрытию данных философских, психологических и педагогических наук.
Под структурой мы понимаем совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть
* Аспирант кафедры Общей и профессиональной педагогики.